Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОДЕКСОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОДЕКСОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
560
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клюева Надежда Владимировна, Павлова Анна Игоревна

В статье представлен сравнительный анализ этических положений, регламентирующих деятельность психолога-консультанта в социальных сетях. Анализ проведен на основе содержания принципа публичности восьми этических кодексов российских профессиональных объединений психологов, психологов-консультантов и психотерапевтов. Сделан вывод о том, что данные этические положения дублируются в большинстве случаев, а также регламентируют публичное поведение специалиста в целом, предполагая деятельность в социальных сетях, но не учитывая ее специфику. Приводится обзор методических рекомендаций по использованию социальных сетей зарубежными психологическими сообществами, где данный вид деятельности выделяется в отдельный принцип или положение, а в некоторых странах разработаны дополнительные методические рекомендации. Обзор составляется на примере профессиональных объединений США, Великобритании и Канады. Указывается на необходимость усиления образовательной составляющей в сфере этики консультирования, формирования эффективно работающих профессиональных объединений, их реагирования и проведения супервизий сложных случаев, информирования клиентов об осознанном выборе специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Клюева Надежда Владимировна, Павлова Анна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ETHICAL PROVISIONS GOVERNING THE ACTIVITIES OF A COUNSELING PSYCHOLOGIST IN SOCIAL NETWORKS IN NATIVE AND FOREIGN CODES OF ETHICS

The article presents a comparative analysis of the ethical provisions governing the activities of a consultant psychologist on social networks. The analysis was carried out on the basis of the content of the principle of publicity of eight ethical codes of Russian professional associations of psychologists, psychologists-consultants and psychotherapists. It was concluded that these ethical provisions are duplicated in most cases, and also regulate the public behavior of a specialist in general, suggesting activities on social networks, but not specifying it. A review of methodological recommendations on the use of social networks by foreign psychological communities is provided, where this type of activity is distinguished as a separate principle or position, and additional methodological recommendations have been developed in some countries. The review is based on the example of professional associations of the USA, Great Britain and Canada. It is indicated on the need to strengthen the educational component in the field of consulting ethics, the formation of effectively working professional associations, their response and supervision of complex cases, informing clients about the informed choice of a specialist.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОДЕКСОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 1. С. 35-44.

УДК 159.9

DOI: 10.24147/2410-6364.2023.1.35-44

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОДЕКСОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Н. В. Клюева, А. И. Павлова

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова (Ярославль, Россия)

В статье представлен сравнительный анализ этических положений, регламентирующих деятельность психолога-консультанта в социальных сетях. Анализ проведен на основе содержания принципа публичности восьми этических кодексов российских профессиональных объединений психологов, психологов-консультантов и психотерапевтов. Сделан вывод о том, что данные этические положения дублируются в большинстве случаев, а также регламентируют публичное поведение специалиста в целом, предполагая деятельность в социальных сетях, но не учитывая ее специфику. Приводится обзор методических рекомендаций по использованию социальных сетей зарубежными психологическими сообществами, где данный вид деятельности выделяется в отдельный принцип или положение, а в некоторых странах разработаны дополнительные методические рекомендации. Обзор составляется на примере профессиональных объединений США, Великобритании и Канады. Указывается на необходимость усиления образовательной составляющей в сфере этики консультирования, формирования эффективно работающих профессиональных объединений, их реагирования и проведения супервизий сложных случаев, информирования клиентов об осознанном выборе специалиста.

Ключевые слова: этика; этический принцип; этический кодекс; социальные сети; психолог-консультант; методические рекомендации.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ETHICAL PROVISIONS GOVERNING

THE ACTIVITIES OF A COUNSELING PSYCHOLOGIST IN SOCIAL NETWORKS IN NATIVE AND FOREIGN CODES OF ETHICS

N. V. Klueva, A. I. Pavlova

Yaroslavl Demidov State University (Yaroslavl, Russia)

The article presents a comparative analysis of the ethical provisions governing the activities of a consultant psychologist on social networks. The analysis was carried out on the basis of the content of the principle of publicity of eight ethical codes of Russian professional associations of psychologists, psychologists-consultants and psychotherapists. It was concluded that these ethical provisions are duplicated in most cases, and also regulate the public behavior of a specialist in general, suggesting activities on social networks, but not specifying it. A review of methodological recommendations on the use of social networks by foreign psychological communities is provided, where this type of activity is distinguished as a separate principle or position, and additional methodological recommendations have been developed in some countries. The review is based on the example of professional associations of the USA, Great Britain and Canada. It is indicated on the need to strengthen the educational component in the field of consulting ethics, the formation of effectively working professional associations, their response and supervision of complex cases, informing clients about the informed choice of a specialist.

Keywords: ethics; ethical principle; code of ethics; social media; guidelines; counselling psychologist.

1. Введение

Социальные сети играют значимую роль в жизни общества. Число зарегистрированных пользователей стремительно растет с ка-

© Клюева Н. В., Павлова А. И., 2023

ждым годом. Интернет позволяет не только общаться с людьми по всему миру, читать и смотреть кино, делать покупки, не выходя из дома, но и осуществлять профессиональную

деятельность. Психологи-консультанты используют ресурсы Интернета для просвещения различных целевых групп, информируя о достижениях современной психологии; для тестирования, самопознания и саморазвития пользователей; для консультирования в дистантном режиме (чат, видеоконференция, skype, веб-телефония, через электронную почту); для информирования о себе; для рекламы и продвижения своих услуг.

Исследование К. Колмс [1] показывает, что большинство клиентов психолога разыскивало о нем информацию в Интернете, в том числе в социальных сетях. Информация, полученная о консультанте, оценивалась клиентом либо как нейтральная, либо способствовала прогрессу в консультировании. Однако около трети клиентов, познакомившись с личной информацией, представленной консультантом, чувствовали нарушение (пересечение) границ. Примерно столько же респондентов отметили дискомфорт при поиске данной информации.

А. Е. Воробьева и С. И. Скипор отмечают, что клиенты могут получить доступ к компрометирующей или негативно влияющей на них информации о психологе до того, как те имели возможность скорректировать или удалить контент в своем профиле. В настоящее время не существует исследований, показывающих, какой тип информации в профиле психолога является для клиента приемлемым, а какой нежелательным, травмирующим, вредоносным для терапевтических отношений или авторитета психолога [2].

Согласно опросу психологов-практиков, проведенному А. Афсахи [3], выявлено, что специалисты формируют свою этическую политику поведения в социальных сетях, однако все еще малое количество консультантов обсуждает ее заранее с клиентами в целях предотвращения потенциальных этических дилемм.

Н. Г. Гаранян, Ю. В. Захарова, М. Г. Со-рокова отмечают, что случаи публичных скандалов на почве сомнительных действий психологов участились [4].

Н. В. Клюева, Е. Г. Руновская, А. Б. Ар-машова отмечают, что психологические услуги в сети предлагают множество людей, формирующих у пользователя различные образы консультанта: «суперуспешного бизнесмена и семьянина, который решил поделиться секретом успеха», «женщины, которая прошла че-

рез измены мужа, развод, осталась одна с тремя детьми и смогла построить карьеру, снова обрести счастье», «ведического психолога, который делится секретами счастья из древних индийских писаний», «успешной девушки, которая сама прошла множество обучений и тренингов и выработала свою уникальную методику работы по раскрытию женственности», «тренера, который проконсультировал огромное количество успешных мужчин и теперь готов помочь женщинам выйти замуж», «Великого Гуру», «Целителя» и т. д. Авторы подчеркивают, что эпатаж в презентации себя, публикации на странице в сети откровенных фотографий психолога, смешение профессиональной деятельности психолога-консультанта с другими видами деятельности («персональный коуч по красоте и личностному развитию», «парикмахер-бьюти-психолог» и др.) не полезны клиентам и не способствуют формированию позитивного имиджа и деловой репутации психологов [5, с. 115].

Вопросы формирования позитивного имиджа и самопрезентации в сети Интернет и средствах массовой информации (далее -СМИ), продвижения и реализации услуг психолога в социальных сетях остаются недостаточно разработанными в психологии и не урегулированными в сообществе психологов-консультантов.

Цель исследования - оценка современного состояния этической регламентации деятельности психолога-консультанта в социальных сетях в России и в странах зарубежья (на примере США, Великобритании и Канады).

Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести сравнительный анализ этических положений, регламентирующих деятельность психолога-консультанта в социальных сетях, в отечественных этических кодексах профессиональных объединений.

2. Провести обзор методических рекомендаций по использованию социальных сетей, разработанных зарубежными психологическими сообществами.

2. Методы исследования

Методология данного исследования базируется на эмпирических и теоретических методах, в частности на сборе информации и контент-анализе этических положений, регламентирующих деятельность психолога-

консультанта в социальных сетях, в отечественных этических кодексах профессиональных объединений, а также анализе и описании методических рекомендаций по использованию социальных сетей, разработанных зарубежными психологическими сообществами для психологов-консультантов и психотерапевтов.

3. Результаты исследования и их обсуждение

Деятельность психолога-практика регулируется международными, федеральными законами и нормативно правовыми актами Российской Федерации (далее - РФ), однако деятельность в социальной сети в большей степени регулируется принципами этических кодексов профессиональных объединений. Этический кодекс является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники сообщества. С его помощью задаются определенные модели поведения, единые стандарты отношений и совместной деятельности. Принятие и следование кодексу способствуют формированию профессиональной, социальной и моральной среды, благоприятной для деятельности профессионалов, входящих в сообщество. Из 114 зарегистрированных Министерством юстиции РФ общественных объединений психологов, которые заявляют о себе как сообществе психологов-консультантов, психотерапевтов, практических психологов1, у 47 объединений этического кодекса нет. В уставах упоминается об этическом кодексе, но они не опубликованы на сайте, и их нет в открытом доступе. То есть более половины организаций не имеют этического кодекса, что, в том числе, приводит к нарушениям и грубым ошибкам в поведении психолога в социальных сетях.

В России, как правило, деятельность в социальных сетях регулируется принципом публичных заявлений и рекламы. В некоторых кодексах данный принцип имеет смысловую представленность в тексте (например, Этический кодекс психолога Российского психологического общества2), а в некоторых — выделяется в отдельный принцип или положение.

Мы рассмотрели содержание принципа публичности в этических кодексах некоторых российских профессиональных объединений психологов, психологов-консультантов и психотерапевтов:

1. Российское психологическое общест-

во2:

- отражение объективной информации о предоставляемых услугах, запрет на ложные или искаженные сведения;

- запрет на организацию рекламы себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения; реклама не должна обманывать потенциальных Клиентов; психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг;

- запрет на предложение скидки или вознаграждение за направление к нему клиентов или заключение соглашения с третьими лицами с этой целью.

2. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига3, Восточно-европейская ассоциация экзистенциальной тера-пии4, Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии5, Региональная Ассоциация психологов-консультантов (Ярославская область)6:

- информация, разрешенная к упоминанию в сообщении о профессиональных услугах или рекламе:

• имя, фамилия;

• высшая на данный момент степень академического образования;

• сертификат о профессиональной подготовке (полученный в соответствующей организации, номер и дата его получения);

• государственные и профессиональные награды;

• членство в профессиональных сообществах;

• адрес, номер телефона, часы работы;

• краткое объяснение сущности предлагаемых услуг;

• информация об оплате;

• принципы работы (по страховке или оплате третьей стороной);

• информация о рабочих иностранных языках;

- запрет на использование сведений, создающих ложное представление об особой профессиональной компетентности или квалификации специалиста;

- запрет на вознаграждение СМИ за рекламу или другую публичную информацию о

своих услугах; платная реклама должна четко восприниматься как таковая;

- реклама о семинарах, психотерапевтических группах или обучающих программах должна содержать четкую информацию об их целях, квалификации ведущих, условиях и методах их проведения, о временных рамках и об условиях оплаты;

- представление объявлений и рекламы приемлемо с профессиональной и научной точки зрения способом в этичной и достоверной манере, без сенсационности и преувеличений;

- запрет на участие в рекламе непсихологических продуктов, представляя себя в рекламе исключительно профессиональным статусом (консультантом);

- корректно и открыто предлагать свои услуги, избегая неправильного толкования через сенсационность, руководствоваться главной задачей - помочь общественности создать объективное суждение, мнение и сделать осознанный выбор;

- в качестве преподавателей нести ответственность за точность и этичность предлагаемого материала, а также его соответствие аудитории, для которой он предъявляется (то же самое относительно программ, каталогов и рекламы выступлений консультанта);

- реагировать на случаи распространения коллегами несоответствующей этическим принципам информации о психотерапевтах или психотерапии;

- предложение профессионального совета на широкую аудиторию только в случае уверенности в профессиональности своих суждений;

- продукция, представляемая посредством публичных заявлений, должна отвечать тем же признанным стандартам, которые существуют для продукции, используемой в контексте профессиональных взаимоотношений.

3. Общество практикующих психологов «Гештальт-подход»7:

- реклама работы дается в открытой и прямой форме, не пользуется сравнениями и обесцениванием чужой работы, не содержит сравнений.

4. Коллегия по этике психологов и психотерапевтов8:

- психолог разделяет личные и профессиональные интернет-страницы и профили и отдает себе отчет о рисках раскрытия личной информации перед клиентом;

- конфиденциальность и анонимность в Интернете не гарантированы, что означает, что опубликованные материалы могут в любой момент стать достоянием общественности;

- уважение автономии клиентов - соблюдение границ, непосещение их профилей в социальных сетях;

- избегание разглашения конфиденциальной информации о клиентах в СМИ;

- избегание консультирования виртуальных друзей;

- профессиональная ответственность за публичные заявления;

- запрет на ложные заявления о своей практике, исследованиях, компетентности, ученых степенях, полномочиях, принадлежности к ассоциациям, своих услугах, гонорарах, публикациях или результатах исследований;

- не использовать место работы или авторитет организации для рекламы и привлечения новых клиентов;

- точное отражение характера предлагаемых услуг, а также подготовки, квалификации, опыта специалиста; воздержание от преувеличенных или непроверяемых заявлений об эффективности используемых методов и от рекламы, которая может вызвать нереалистичные ожидания;

- запрет на просьбу об отзыве у текущих или бывших клиентов, а также любых других людей, которые могут находиться под воздействием специалиста;

- запрет на рекламу своей продукции, тренингов и прочих услуг своим актуальным, бывшим клиентам, студентам, супервизантам и другим людям, которые потенциально подвержены риску эксплуатации с его стороны.

5. Ассоциация танцевально-двигательной

9

терапии :

- запрет на использование сведений, создающих ложное представление об особой профессиональной компетентности или квалификации специалиста, в частности:

• запрет на использование членства без соответствующей аккредитации ассоциации об уровне профессиональной компетенции;

• запрет на использование членства как определения своего профессионального уровня (опыта, квалификации, профессиональной компетенции);

- поддержание профессиональных, а не коммерческих стандартов в презентации своих услуг.

Как видно, данные этические положения дублируются в большинстве случаев и регламентируют в целом публичное поведение психолога, включая поведение в социальных сетях, но не учитывают его специфику.

В зарубежных профессиональных объединениях деятельность психолога-консультанта в социальных сетях более регламентирована. Как правило, она выделяется в отдельный принцип или положение, а в некоторых странах разработаны дополнительные методические рекомендации.

В этическом кодексе Американской психологической ассоциации отражены следующие положения относительно рекламы и других публичных заявлений10:

- избегать ложных или вводящих в заблуждение заявлений:

• психологи сознательно не делают публичных заявлений, которые являются ложными, вводящими в заблуждение или мошенническими в отношении своих исследований, практики или другой трудовой деятельности или деятельности лиц или организаций, с которыми они связаны;

• психологи не делают ложных, вводящих в заблуждение или мошеннических заявлений относительно: подготовки, опыта или компетентности; ученых степеней; полномочий; принадлежности к организациям или ассоциациям; услуг; научной или клинической основе, результатах или степени успеха оказываемых услуг; гонораров; или публикаций и результатов исследований;

• психологи заявляют о степенях в качестве оснований для своих медицинских услуг только в том случае, если эти степени были получены в учебном заведении, аккредитованном на региональном уровне, или были основанием для лицензирования психологии штатом, в котором они практикуют;

- заявления других:

• психологи, которые привлекают других лиц для создания или размещения публичных заявлений, продвигающих их профессиональную практику, продукты или деятельность, сохраняют профессиональную ответственность за такие заявления;

• психологи не выплачивают вознаграждение работникам прессы, радио, телевидения или других СМИ в обмен на огласку в новостях;

• платная реклама, относящаяся к деятельности психологов, должна быть иденти-

фицирована или четко распознаваться как таковая;

- описывать семинары и образовательные программы без присуждения степени: в той мере, в какой они осуществляют контроль, психологи, ответственные за объявления, каталоги, брошюры или рекламные объявления, описывающие мастер-классы, семинары или другие образовательные программы без присуждения ученых степеней, гарантируют, что они точно описывают аудиторию, для которой предназначена программа, образовательный процесс, цели, докладчиков и связанные с этим сборы;

- презентации для СМИ: когда психологи дают публичные советы или комментарии через печать, Интернет или другой электронный канал, они принимают меры предосторожности, чтобы гарантировать, что заявления основаны на их профессиональных знаниях, обучении или опыте согласно соответствующей психологической литературе и практике; во всем остальном отвечают настоящему Кодексу этики; и не указывают на то, что с получателем были установлены профессиональные отношения;

- отзывы: психологи не запрашивают отзывы у текущих клиентов / пациентов, находящихся в терапии, или других лиц, которые в силу своих конкретных обстоятельств уязвимы для неправомерного влияния;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- личное ходатайство (домогательство): психологи не навязывают свои услуги непосредственно или через агентов, без приглашения от фактических или потенциальных клиентов / пациентов терапии или других лиц, которые в силу своих конкретных обстоятельств уязвимы для неправомерного влияния; тем не менее, этот запрет не исключает попытки установить соответствующие дополнительные контакты с целью оказания помощи уже вовлеченному в терапию клиенту / пациенту или предоставления общественных услуг.

В этическом кодексе Американской ассоциации консультирования, помимо пункта о рекламе и привлечения клиентов, которые во многом совпадают с принципами Американской психологической ассоциации, отдельно декларируется положение относительно социальных медиа11:

- виртуальное профессиональное присутствие: в тех случаях, когда консультанты хотят поддерживать профессиональное и лич-

ное присутствие в социальных сетях, создаются отдельные профессиональные и личные веб-страницы и профили, чтобы четко различать два вида виртуального присутствия;

- социальные сети как часть информированного согласия: консультанты четко объясняют своим клиентам в рамках процедуры информированного согласия преимущества, ограничения и границы использования социальных сетей;

- виртуальное присутствие клиента: консультанты уважают конфиденциальность присутствия своих клиентов в социальных сетях, если только они не дали согласие на просмотр такой информации;

- использование общедоступных социальных сетей: консультанты принимают меры предосторожности, чтобы избежать раскрытия конфиденциальной информации через общедоступные социальные сети.

На сайте ассоциации отдельно представлено 10 рекомендаций для профессиональных консультантов по этичному использованию социальных сетей:

1. Убедитесь, что ваши профессиональные аккаунты в социальных сетях отделены от ваших личных аккаунтов. Рекомендуется сохранять конфиденциальность ваших личных аккаунтов.

2. Узнайте все, что можно, о социальных сетях. Убедитесь, что вы понимаете цели и операции различных платформ, включая их настройки управления конфиденциальностью.

3. Не делитесь конфиденциальной информацией в социальных сетях, даже в закрытых / приватных условиях. Непрофессионалы могут иметь доступ к этой информации.

4. Не ставьте людям диагнозы в постах в соцсетях, даже если они публичные личности.

5. Если вы не сказали бы этого в реальной жизни, не публикуйте это в Интернете. Ваши утверждения имеют вес. Имейте в виду, что ценности и убеждения, которыми делятся в Интернете, могут попасть к клиентам, работодателям, образовательным программам консультирования, членским организациям и другим специалистам.

6. Будьте точны и уместны в описании вашего образования, лицензии, аккредитации, опыта и членства.

7. Не проверяйте профиль клиента в социальных сетях без разрешения, даже если он является общедоступным. Имейте в виду, что личные виртуальные отношения с текущими клиентами запрещены.

8. Консультанты и консультационные организации должны разработать политику в отношении социальных сетей. Информация об этой политике должна быть включена в документы информированного согласия для клиентов и должна быть размещена на профессиональных страницах в социальных сетях и веб-сайтах.

9. Политика в отношении социальных сетей должна охватывать риски, особенно в отношении конфиденциальности, и преимущества взаимодействия с консультантами в социальных сетях, а также ожидания клиентов при взаимодействии с профессиональной учетной записью консультанта в социальных сетях.

10. Ознакомьтесь со всеми рекомендациями по работе с социальными сетями, перечисленными в Кодексе этики ассоциации 2014 года, и следуйте им.

В августе 2022 года Британское психологическое общество в дополнение к ранее изданному этическому кодексу выпустило руководство по использованию социальных се-тей12, где четко разграничивается, что психолог должен и точно не должен делать, используя социальные сети.

Психологу следует:

1) помнить, что сайты социальных сетей являются общедоступными и постоянными (после того, как специалист размещает что-то в Интернете, его можно отследить, даже если впоследствии информация была удалена);

2) держать свою профессиональную и личную жизнь раздельно настолько, насколько это возможно (лучше всего это достигается за счет разделения аккаунтов; например, Facebook можно использовать для личного использования, а LinkedIn или Twitter - для профессиональных целей);

3) если от клиентов и пользователей услуг получены запросы на добавление в друзья, необходимо отклонить запрос с помощью более формальных способов связи;

4) иметь в виду, что независимо от того, называете ли вы себя психологом или нет в своем профиле, вы всегда должны действовать ответственно и поддерживать репутацию профессии;

5) защитить свою конфиденциальность (подумайте, какую информацию о себе и кому вы хотите предоставить; убедитесь, что вы регулярно проверяете настройки конфиденциальности; обратите внимание, что сайты соци-

альных сетей могут обновлять свои услуги, и настройки конфиденциальности могут быть сброшены на значения по умолчанию, что приведет к удалению персональных настроек);

6) помнить, что изображения, размещенные в Интернете членами вашей семьи (например, вашими детьми) или друзьями, могут быть доступны другим пользователям, поскольку они могут не устанавливать такие строгие настройки конфиденциальности, как вы;

7) иметь в виду, что сайты социальных сетей могут облегчить (преднамеренное или непреднамеренное) участие в профессиональных проступках;

8) сообщать о неправомерных действиях других участников социальных сетей любым соответствующим сторонам (например, работодателю, Совету медицинских работников и Обществу).

Специалист не должен:

1) устанавливать неподобающие отношения с клиентами и пользователями услуг в Интернете;

2) обсуждать рабочие вопросы в Интернете на любом незащищенном носителе;

3) публиковать фотографии клиентов или пользователей услуг в Интернете, где они распознаются как клиентские рабочие случаи;

4) использовать сайты социальных сетей для информирования о нарушениях или выражения опасений;

5) публиковать клеветнические комментарии о лицах или организациях.

Стоит также обратить внимания на зарубежный опыт специалистов других помогающих профессий. Так, Американская ассоциация студентов-медиков предлагает следующее руководство по социальным сетям для студентов-медиков и врачей13:

«Будьте профессиональны. Как студенты-медики и врачи, мы должны хорошо представлять нашу профессию. Всегда соблюдайте правила этического и профессионального поведения.

Будьте ответственны. Тщательно продумывайте контент и руководствуйтесь здравым смыслом, так как все, что вы публикуете, может иметь немедленные и / или долгосрочные последствия и потенциально может привести к значительному общественному влиянию и вирусному распространению контента. Поэтому все утверждения должны быть правдивыми и не вводить в заблуждение. Убедитесь, что вы отличаете мнения от фактов.

Сохраняйте разделение. Избегайте взаимодействия с нынешними или бывшими пациентами через социальные сети и избегайте запросов на предоставление медицинской консультации через социальные сети (например, ответ на сообщение в социальных сетях с просьбой поставить диагноз).

Будьте прозрачными / используйте заявления об отказе от ответственности. Расскажите о себе и предоставьте соответствующее заявление об отказе от ответственности, которое отличает ваши взгляды от взглядов клиники, больничной системы и / или университета, с которыми вы связаны. Без соответствующего разрешения вы не можете представлять себя в качестве официального представителя указанных организаций. Кроме того, обязательно сообщайте о любых конфликтах интересов и честно рассказывайте о своих полномочиях студента-медика или врача (резидента или иного).

Будьте почтительны. Не используйте дискредитирующие, вульгарные, клеветнические и потенциально подстрекательские выражения, а также не демонстрируйте язык или фотографии, подразумевающие неуважение к какому-либо лицу или группе лиц по признаку возраста, расы, национального происхождения, пола, сексуальной ориентации, этнической принадлежности, семейного положения, генетической информации, военной принадлежности или любой другой защищенной характеристике или группе.

Соблюдайте законы об авторском праве. Перед публикацией убедитесь, что у вас есть право на использование материала.

Защищайте информацию о клиенте / пациенте. Не обсуждайте конфиденциальную информацию и соблюдайте стандарты неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности пациентов.

Избегайте политических одобрений. Следует избегать политического одобрения кандидатов за пределами ваших личных учетных записей в социальных сетях, даже если комментарии должны быть тщательно рассмотрены.

Соблюдайте все юридические ограничения и обязательства. Помните, что использование сайтов социальных сетей или блогов может иметь юридические и профессиональные последствия. Комментарии, сделанные непрофессионально, могут быть использованы в юридических, профессиональных или иных дисциплинарных разбирательствах.

Помните о рисках для конфиденциальности и безопасности. Ознакомьтесь с Условиями использования и Политикой конфиденциальности сайта. Будьте в курсе постоянных изменений на этих сайтах и внимательно следите за настройками конфиденциальности учетных записей социальных сетей, чтобы оптимизировать вашу конфиденциальность и безопасность».

В этическом кодексе Канадской ассоциации консультирования и психотерапии регламентируется личное использование социальных сетей специалистами: «При использовании социальных сетей и связанных с ними технологий в своей личной жизни консультанты / терапевты следят за стилем и содержанием своего общения на предмет этического соответствия и профессионализма. Они следят за функциями конфиденциальности / безопасности, продолжают уважать конфиденциальность клиента, демонстрировать уважение и ценность всех людей и честно представлять себя»14.

4. Заключение

Таким образом, современное состояние этической регламентации деятельности психолога-консультанта в социальных сетях в России представляется не совсем удовлетворительным и уступающим большинству зарубежных аналогов. Необходимо обратить внимание на образовательную составляющую (знание этических кодексов, проведение обучающих мероприятий, на которых будут обсуждаться вопросы имиджа, самопрезентации и деловой репутации психологов в сетях, технологии продвижения, маркетинга, РR, финансового поведения в виртуальной реальности; этические аспекты онлайн-консульти-рования); своевременное реагирование общественных объединений на грубые нарушения поведения консультанта в Интернете и публичном пространстве (работа комиссий и комитетов по этике). Психолог должен заявлять о себе как о специалисте, использующем научно обоснованные подходы, информировать население об исследованиях, которые ведутся в том или ином консультационном направлении, разъяснять суть консультирования. Важна информационно-просветительская работа с клиентами, чтобы они могли сделать осознанный выбор специалиста. В качестве примера сошлемся на видеоролик о правах кли-ента15. Становится очевидной задача личностного освоения этических принципов, в том

числе связанных с публичной деятельностью. Важно создание условий для формирования профессиональных сообществ, в которых этические комиссии и комитеты занимаются анализом этически сложных случаев и этических дилемм, проводя их супервизии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Портал государственных услуг Министерства юстиции РФ. - URL: http://unro.minjust.ru/ NKOs.aspx (дата обращения: 12.12.2022).

2 Этический кодекс психолога Российского психологического общества. - URL: http:// рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения: 12.12.2022).

3 Этический кодекс Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. -URL: http://www.oppl.ru/o-nas/dokumentatsiya-oppl.html (дата обращения: 12.12.2022).

4 Этический кодекс Восточно-европейской ассоциации экзистенциальной терапии. - URL: http://www.existentialtherapy.eu/ru/code-of-ethics/ (дата обращения: 12.12.2022).

5 Кодекс этики и профессиональной практики Европейской Психоаналитической Конференции Психотерапии. - URL: http://russia.ecpp.org/ kodeks-etiki-i-professionalnoy-praktiki-ekpp (дата обращения: 12.12.2022).

6 Кодекс профессиональной этики Региональной Ассоциации психологов-консультантов. - URL: http://rapk.org/ethic-code (дата обращения: 12.12.2022).

7 Кодекс профессиональной этики гештальт-терапевта. - URL: https://gestalt.ru/ethics/ (дата обращения: 25.01.2023).

8 Этический кодекс Коллегии по этике психологов и психотерапевтов. - URL: https://psye thics.ru/code/ (дата обращения: 25.01.2023).

9 Этический кодекс Ассоциации танцевально-двигательной терапии. - URL: http://www. atdt.ru/content/oficialnye-dokumenty (дата обращения: 25.01.2023).

10 Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct / American Psychological Association. -URL: https://www.apa.org/ethics/code (дата обращения: 25.01.2023).

11 ACA Code of ethics. - URL: https://www. counseling.org/docs/default-source/ethics/2014-code-of-ethics.pdf?sfvrsn=2d58522c_4 (дата обращения: 25.01.2023).

12 Supplementary guidance on the USE OF SOCIAL MEDIA by The British Psychological Society Ethics Committee. - URL: https://cms.bps.org. uk/sites/default/files/2022-08/Supplementary%20 Guidance%20on%20the%20Use%20of%20Social% 20Media.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

13 Social Media Guidelines for Medical Students and Physicians / American Medical Student Association. - URL: https:// www.amsa.org/social-media-

guidelines-medical-students-physicians-2/ (дата обращения: 25.01.2023).

14 Code of Ethics / Canadian Counselling and Psychotherapy Association. - URL: https://www. ccpa-accp.ca/wp-content/uploads/2020/05/CCPA-2020-Code-of-Ethics-E-Book-EN.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

15 Проект «Этика в психологии и психотерапии. Что нужно знать клиенту?» - URL: https:// www.youtube.com/watch?v=qkMynzc4sto/ (дата обращения: 25.01.2023).

ЛИТЕРАТУРА

1. Kolmes K., Taube D. O. Client Discovery of Psychotherapist Personal Information Online // Professional Psychology: Research and Practice. - 2016. - Vol. 47. - Iss. 2. - P. 147154.

2. Воробьева А. Е., Скипор С. И. Психолог в социальных сетях: этика, безопасность и приемлемость // Экопсихологические ис-следования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. науч. ст. Курск : Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2020. - С. 443447.

3. Afsahi A. Social Networking Dilemmas for Psychologists: Privacy, Professionalism, Boundary Issues, and Policies. - URL: https://aura.anti och.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1180&co ntext=etds (дата обращения: 12.12.2022).

4. Гаранян Н. Г., Захарова Ю. В., Сороко-ва М. Г. Этические установки российских психологов-консультантов: область разногласий и потенциальных конфликтов // Консультативная психология и психотера-

пия. - 2020. - Т. 28. - № 1. - С. 87-112. -DOI:10.17759/cpp.2020280106.

5. Клюева Н. В., Армашова А. Б., Руновская Е. Г. Этика в психологическом консультировании: учеб. для вузов. - М. : Юрайт, 2020. - 186 с.

REFERENCES

1. Kolmes K., Taube D.O. Client Discovery of Psychotherapist Personal Information Online. Professional Psychology: Research and Practice, 2016, Vol. 47, Issue 2, pp. 147-154.

2. Vorob'eva A.E., Skipor S.I. Social media psychologist: ethics, safety and acceptability. Ekopsikhologicheskie issledovaniya-6: ekologiya detstva i psikhologiya ustoichivogo razvitiya, collection of scientific articles. Kursk, Zakrytoe aktsionernoe obshchestvo "Universitetskaya knifa" Publ., 2020, pp. 443-447. (In Russian).

3. Afsahi A. Social Networking Dilemmas for Psychologists: Privacy, Professionalism, Boundary Issues, and Policies. Available at: https:// aura.antioch.edu/cgi/viewcontent.cgi?article= 1180&context=etds (accessed: December 12, 2022).

4. Garanyan N.G., Zakharova Yu.V., Soroko-va M.G. Ethical guidelines of Russian psychologists-consultants: the area of disagreement and potential conflicts. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 2020, tom 28, no. 1, pp. 87-112. DOI: 10.17759/cpp. 20202 80106. (In Russian).

5. Klueva N.V., Armashova A.B., Runovskaya E.G. Ethics in psychological counseling, textbook for universities. Moscow, Yurait Publ., 2020. 186 p. (In Russian).

Информация о статье Дата поступления 15 марта 2023 Дата принятия в печать 3 апреля 2023

Сведения об авторах

Клюева Надежда Владимировна - доктор психологических наук, заведующий кафедрой консультационной психологии, профессор Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Адрес для корреспонденции: 150003, Россия, Ярославль, ул. Советская, 14 E-mail: nadejda@uniyar.ac.ru (корреспондирующий автор)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5566-1629

Article info

Received March 15, 2023 Accepted April 3, 2023

About authors

Klueva Nadezhda Vladimirovna - Doctor of Psychological Sciences, Head of the Department of Counseling Psychology, Professor Yaroslavl Demidov State University Postal address: 14, Sovetskaya st., Yaroslavl, 150003, Russia

E-mail: nadejda@uniyar.ac.ru (corresponding author)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5566-1629

Павлова Анна Игоревна - аспирант Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Адрес для корреспонденции: 150003, Россия,

Ярославль, ул. Советская, 14

E-mail: nadejda@uniyar.ac.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0189-

9340

Pavlova Anna Igorevna - PhD Student

Yaroslavl Demidov State University

Postal address: 14, Sovetskaya st., Yaroslavl,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

150003, Russia

E-mail: nadejda@uniyar.ac.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0189-

9340

Для цитирования

Клюева Н. В., Павлова А. И. Сравнительный анализ этических положений отечественных и зарубежных кодексов, регламентирующих деятельность психолога-консультанта в социальных сетях // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. - № 1. -С. 35-44. - DOI: 10.24147/2410-6364.2023.1.3544.

For citations

Klueva N.V., Pavlova A.I. Comparative Analysis of Ethical Provisions Governing the Activities of a Counseling Psychologist in Social Networks in Native and Foreign Codes of Ethics. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 1, pp. 35-44. DOI: 10.24147/ 2410-6364.2023.1.35-44. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.