Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Дата публикации: 31.08.2020 УДК 159.9.075
Н. В. Клюева, А. И. Павлова
Психологические аспекты позиционирования себя как психолога-консультанта в социальных сетях
Актуальность исследования обусловлена формированием потребности профессионального сообщества психологов-консультантов в необходимых и достаточных требованиях к представлению информации о себе и своей профессиональной деятельности в социальных сетях.
Исследование было проведено на базе Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова при поддержке НП «Региональная ассоциация психологов-консультантов» г. Ярославля (N = 126) с применением анкетирования, фокус-группы и тестирования. Для тестирования испытуемых применялись: опросник ДУМЭОЛП - диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г. Тимощук), методика «Выявление установок "труд—деньги"» (О.Ф. Потемкина), опросник акцентуированных радикалов (Б.В. Овчинников, И.В. Тюряпина), авторский тест на знание этических норм (Н.В. Клюева, А.И. Федотова). Для обработки результатов использовались: контент-анализ и статистическая обработка данных с помощью и-критерия Манна-Уитни.
Нами были определены требования к представлению информации о себе психологом-консультантом на личной странице в социальной сети, с точки зрения профессиональных психологов-консультантов, начинающих психологов консультантов, потенциальных клиентов - потребителей психологических услуг. Данные требования были подразделены на три основные группы: желательная, сомнительная и категорически недопустимая информация для публикации.
Выявлены личностные особенности психологов-консультантов, допускающих этические нарушения с точки зрения выделенных требований: у психологов-консультантов, допускающих этические нарушения с точки зрения выделенных требований, недостаточно знаний этических норм и принципов (и=19,5 при р<0,05), а также выражена демонстративная акцентуация личности (и=24 при р<0,05).
Ключевые слова: этические требования, представление информации, социальные сети, психолог-консультант, личностные особенности, этические нарушения, морально-этическая ответственность, знание этических норм
Ссылка для цитирования:
Клюева Н. В., Павлова А. И. Психологические аспекты позиционирования себя как психолога-консультанта в социальных сетях // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 350359. сМ: 10.32744^.2020.4.24
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Accepted: 6 June 2020 Published: 31 August 2020
N. V. Klueva, A. I. Pavlova
Psychological aspects of positioning yourself as a consultant psychologist in social networks
The relevance of the research is due to the formation of the need of the professional community of consulting psychologists in the necessary and sufficient requirements for the presentation of information about themselves and their professional activities in social networks.
The study was conducted on the basis of the Yaroslavl state University named after P. G. Demidov with the support of the NP "Regional Association of consulting psychologists" in Yaroslavl (N = 126) using questionnaires, focus groups and testing. Sources used to test subjects: The questionnaire DUME'OLP - diagnostics of the level of the individual's moral and ethical responsibility by I. G. Tymoschuk, the technique of "Detection installations "labour—money"" by O. F. Potemkina, the questionnaire accentuated radicals (Ovchinnikov B. V., Tyramine I. V.), field test on knowledge of ethical standards (Klueva N. V., Fedotova A. I.). Content analysis and statistical data processing using the Mann-Whitney U-test were used to process the results.
We have identified the requirements for the presentation of personal information by a consulting psychologists on a personal social network page from the point of view of both professional and novice consulting psychologists as well as from potential clients in need of psychological services. The requirements were divided into three main groups: desirable, questionable and categorically unacceptable information for publication.
Following personal characteristics of psychologists admitting to ethical violations from the point of view of allocated requirements were identified: consulting psychologists allowing ethical violations from the point of view of allocated requirements possess insufficient knowledge of ethics and principles (U = 19,5, p<0,05), and express a demonstrative accentuation of personality (U=24, p<0,05).
Keywords: ethical requirements, presentation of information, social networks, consulting psychologist, personal characteristics, ethical violations, moral and ethical responsibility, knowledge of ethical standards
For Reference:
Klueva, N. V., Pavlova, A. I. (2020). Psychological aspects of positioning yourself as a consultant psychologist in social networks. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 46 (4), 350-359. doi: 10.32744/pse.2020.4.24
_Введение
Актуальность выбранной темы исследования связана с возрастанием в обществе ожиданий и требований к качеству деятельности профессиональных психологов-консультантов, а также с дефицитом теоретических исследований, посвященных этике профессиональной деятельности психолога-консультанта. В работах Н.В. Клюевой, Е.Г. Руновской, А.Б. Армашовой определена как значимая репу-тационная функция профессиональной этики, что предполагает высокую степень ответственности за публично транслируемую специалистами информацию [1].
В кандидатской диссертации А.Б. Армашовой обозначена необходимость разработки специальных образовательных курсов, развивающих этические представления консультанта [2].
В различных странах и психологических сообществах действуют этические кодексы деятельности психолога, например:
1. Этический кодекс психолога. Принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества [3];
2. Этический кодекс профессиональной психотерапевтической лиги [4];
3. Этический кодекс Восточно-европейской ассоциации экзистенциальной терапии. Принят на конференции членов ВЕАЭТ 25 сентября 2009 года [5];
4. Кодекс профессиональной этики гештальт-терапевта [6];
5. Кодекс этики и профессиональной практики Европейской Конфедерации Профессиональной Психотерапии. Утвержден решением Правления ЕКПП 19 февраля 2009 [7];
6. Кодекс профессиональной этики некоммерческого партнерства «Региональная Ассоциация психологов-консультантов» [8].
Психологические центры и психологи-консультанты, работающие самостоятельно, используют ресурсы Интернета для просвещения различных целевых групп, информируя о достижениях современной психологии; для тестирования, самопознания и саморазвития пользователей; для консультирования в дистантном режиме (чат, видеоконференция, Skype, веб-телефония, через электронную почту), для информирования о себе, для рекламы и продвижения своих услуг.
В то же время, остаются недостаточно разработанными в психологии и не урегулированными в сообществе психологов-консультантов вопросы формирования позитивного имиджа и самопрезентации в виртуальном пространстве и в СМИ, обоснования необходимых и достаточных требований к представлению информации о себе и своей профессиональной деятельности, продвижения и реализации услуг в социальных сетях.
Коммуникация в интернете имеет ряд особенностей: (1) при предоставлении информации на публичное обсуждение, трудно контролировать возраст, культурно-образовательный уровень, социальный и психический статус и другие особенности людей, которые будут друг с другом взаимодействовать; (2) невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации; (3) обеднение эмоционального компонента общения; (4) эффекты, которые производит на людей анонимность (вседозволенность в средствах самовыражения и коммуникации (нарушения правил критики, ненормативная лексика и др.), снижение психологического риска и др.) [1].
Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, доля интернет-пользователей в России довольно высокая - 81% наших сограждан с той или иной периодичностью пользуются интернетом, в том числе 65% выходят в сеть ежедневно, 14% - несколько раз в неделю или месяц. Наиболее активную аудиторию составляют 18-24-летние (97% пользуются интернетом ежедневно), высокообразованные (78%) и материально обеспеченные (72%) люди [9].
Т.А. Сережко отмечает, что все более распространяются онлайн-консультации психологов, юристов, педагогов, социальных работников и даже врачей [10].
S. Hunt указывает, что RAQ (Relationships Australia Queensland) уже в 2001 году за 8 месяцев получили 119 запросов от людей, ищущих помощь через веб-сайт данной организации [11].
При этом обзор исследований Т. Hanley и D'Arcy Jr. Reynolds демонстрирует нам, что хорошие терапевтические альянсы действительно могут быть созданы в режиме онлайн. Результаты исследований в целом показали, что клиенты воспринимали союз между ними и консультантом как умеренный или сильный по своей природе [12].
S. Onrust, A. Bubera и A. Lazic также отмечают полезность социальных сетей для укрепления психического здоровья, образования и консультирования людей по всему миру. Годовой опыт консультирования с использованием страницы Facebook, адми-нистрируемой психиатром, показывает, что еженедельно за помощью обращается до 50 000 человек, а к самым частым проблемам для обращений относится: депрессия (24,2%), проблемы в браке/отношениях (24,2%), эмоциональные реакции после наводнения в Боснии (13,7%), тревожные расстройства (13,6%), низкая уверенность в себе (6,3%), эмоциональное или физическое насилие (6,3%), суицид (6,3%), психоз (3,1%), ОКР (2,1%) и 25,2% спрашивали, как помочь другим [13].
По мнению K.D. Baker и M. Ray, количество услуг, оказываемых онлайн-сайтами психолого-педагогических учреждений, группами социальной поддержки и веб-досками, будет только продолжать расти. В связи с чем существует острая необходимость адекватно реагировать на риски нарушения конфиденциальности, разработать четкую политику регулирования такой практики, сосредоточить исследовательские усилия на определении эффективности онлайн-консультирования и установить стандарты наилучшей практики проведения онлайн-консультирования. Однако, по мнению данных авторов, существует очень мало исследований, которые на самом деле затрагивают любой из этих вопросов [14].
Наше исследование направлено на определение требований к представлению информации о себе психологами-консультантами на личной странице в социальной сети, а также выявление личностных особенностей психологов-консультантов, допускающих этические нарушения с точки зрения выявленных требований.
_Материалы и методы
Можно выделить два основных этапа в проведенном исследовании:
1. Определение требований к представлению информации о себе психологом-консультантом на личной странице в социальной сети с помощью методов анкетирования и фокус-группы среди начинающих (N=7) и профессиональных психологов-консультантов (N=9), а также среди потенциальных клиентов - потребителей психологических услуг (N=90).
2. Исследование различий личностных особенностей психологов-консультантов, соблюдающих выделенные требования (N=10), и психологов-консультантов, допускающих этические нарушения с точки зрения выделенных требований (N=10).
Теоретический анализ и мнение экспертов-психологов-консультантов позволили сформировать перечень личностных особенностей, различающих психологов-консультантов, допускающих этические нарушения при представлении информации о себе и своей профессиональной деятельности в социальных сетях, и психологов-консультантов, соблюдающих этические требования.
К ним отнесены: уровень выраженности тех или иных акцентуаций личности, сформированное^ морально-этической ответственности, мотивация профессиональной деятельности. Кроме того, как значимая составляющая была выделена характеристика - знание этических норм.
Для тестирования испытуемых применялись:
1. Опросник ДУМЭОЛП - диагностика уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощука [15]. В методике применяются шесть основных шкал: шкала рефлексии на морально-этические ситуации, шкала интуиции в морально-этической сфере (нравственная интуиция), шкала экзистенциального аспекта ответственности, шкала альтруистических эмоций, шкала морально-этических ценностей, шкала лжи (социальной желательности). Высокий уровень сформированности морально-этической ответственности связан с социальной ответственностью, высоким уровнем самопонимания, низким уровнем социальной желательности.
2. Методика «Выявление установок "труд-деньги"» - фрагмент методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребност-ной сфере» О.Ф. Потемкиной [16]. Методика измеряет ориентацию на процесс труда и ориентацию на зарабатывание денег.
3. Опросник акцентуированных радикалов (Б.В. Овчинников, И.В. Тюряпина) [17]. Опросник состоит из 80 вопросов и 8 шкал, соответствующих основным акцентуированным радикалам личности: шизоидному, паранойяльному, психастеническому, эксплозивному, депрессивному, гипертимическому, астеническому и истероидному. Каждая из шкал содержит по 10 вопросов. В основе классификации и названий шкал лежит представление о том, что каждая акцентуация представляет собой прототип соответствующего психопатологического синдрома (Б.В. Овчинников), однако представленные типы являются вариантами нормы и отражают основные черты личности, отражающие ее индивидуальность
4. Авторский тест на знание этических норм (Н.В. Клюева, А.И. Федотова) [18]. Тест состоит из трех кейсов, содержащих этическую трудность. Оценка правильности решения кейсов была проведена с помощью метода экспертной оценки.
Обработка результатов анкетирования и фокус-группы была проведена с помощью метода контент-анализа качественных данных [19, с. 95]. Результаты тестирования прошли статистический анализ с помощью и-критерия Манна-Уитни.
_Результаты исследования
С помощью контент-анализа результатов фокус-группы начинающих психологов-консультантов и результатов анкетирования профессиональных психологов-консультантов и потенциальных клиентов - потребителей психологических услуг были опре-
делены требования к представлению информации о себе психологом-консультантом на личной странице в социальной сети.
Далее представлен перечень информационных аспектов, которые психологу-консультанту желательно освещать на своей странице в социальной сети:
- о психологе-консультанте: ФИО, пол, возраст, город, социальный статус и семейное положение в общих чертах;
- об образовании психолога-консультанта, в том числе, о курсах повышения квалификации, специальной подготовке, имеющихся сертификатах, грамотах, дипломах;
- об опыте и стаже работы;
- о специализации консультирования: специализация в решении проблем, а также информацию о подходах и методах работы, консультационной парадигме, оказываемые услуги, темы консультаций, целевая аудитория;
- об организации консультирования: место ведения приема, время, иные контактные данные;
- о членстве в профессиональном сообществе;
- личная деловая фотография, а также иные социально-приемлемые фотографии в ограниченном количестве;
- ценностно-значимые вещи: увлечения и интересы, фильмы, литература, впечатления о конференциях, мнение относительно фильмов и книг;
- информация о научной деятельности: указание научных тем, агитация испытуемых к принятию участия в исследовании;
- различная информация психологического содержания: авторские статьи по консультированию, ссылки на фильмы, которые психолог-консультант считает значимыми для просмотра, рекомендации, тестирования для самоанализа, календарь событий, авторские методики и программы, собственные психологические проекты, тренинги, мероприятия.
К категории сомнительной для публикации была отнесена следующая информация:
- о психологе-консультанте: о личной жизни и семье психолога-консультанта, личные и болезненные переживания и воспоминания (например, депрессия, суицидальные попытки), интимные истории из жизни, негативные моменты жизни, собственные нерешенные проблемы, частные путешествия с геотегами;
- об опыте работы, затрагивающая описание работы с клиентами, излишнее перечисление освоенных направлений работы, а также информация о месте работы, не связанном с психологией, опыт работы, затрагивающий описание собственных успехов, а также использования эзотерических практик;
- об организации консультирования: оплата консультаций, использование в работе сомнительных практик, информация об оставшихся местах для консультирования, акциях на консультации;
- откровенные и личные фотографии, а также фотографии эротического содержания, фотографии с тренингов, где видны лица клиентов;
- о взаимодействии с профессиональным сообществом, в части касающейся комментариев или отрицательных отзывов о работе коллег;
- ценностно-значимые вещи: указание политических и религиозных предпочтений консультанта, отношения к алкоголю и курению, вкусовые предпочтения, музыкальные предпочтения, некоторые предпочтения в литературе и кинематографе, обсуждение или осуждение социальных явлений;
- информация агрессивного содержания, а также агрессивные высказывания и статусы, информация о межрасовых конфликтах.
К категорически недопустимой для публикации была отнесена следующая информация:
- о консультанте: его половая идентичность, гендер, сексуальная ориентация, информация о личной и семейной жизни, например, имеющихся заболеваниях, конфликтах с близкими людьми, психическом состоянии (в том числе о психическом состоянии детей), а также финансы;
- об опыте работы, раскрывающая персональные данные клиентов и клиентские случаи консультирования, а также информация об использовании эзотерических практик;
- о взаимодействии с профессиональным сообществом: критические отзывы о других психологах, конфликты в профессиональной сфере, реклама услуг других специалистов, высказывание негативного отношения к профессии;
- об организации консультирования: реклама своих услуг и их стоимость;
- компрометирующие фотографии, в том числе фотографии со спиртными напитками или сигаретами, фотографии интимного характера и откровенные фотографии, семейные или бытовые фотографии, а также личные фотографии клиентов, фотографии с тренингов, где видны лица клиентов;
- комментарии, дискредитирующие коллег;
- ценностно-значимые вещи: политические и религиозные предпочтения, отношение к курению и алкоголю, высказывания в адрес определенных социальных групп или идей, их оценка и критика;
- информация агрессивного содержания, касающаяся использования ненормативной лексики, публикации жестоких сцен или информации о насилии, информация, унижающая или оскорбляющая достоинство других людей, определенных социальных групп или идей (политических, религиозных);
- недопустимо публиковать чужой контент, выдаваемый за собственный, нарушая авторские права.
Для исследования личностных особенностей психологов-консультантов, допускающих этические нарушения с точки зрения выделенных требований, и психологов-консультантов, соблюдающих этические требования, выборка была поделена на две равные группы.
В первую группу испытуемых вошли 10 пользователей социальных сетей «ВКон-такте», «Одноклассники», <^асеЬоок», «Instagram» и др., позиционирующих себя как психологов-консультантов, имеющие в своем профиле одно или несколько нарушений требований к представлению информации о себе и своей профессиональной деятельности, таких как:
- указание информации об использовании сомнительных практик (нумерологии, энергопсихологии, эзотерики и др.), а также одновременное позиционирование себя в социальных сетях как психолога, нумеролога, эргопсихолога, энергета и др.
- публикация на странице откровенных фотографий (в купальнике, нижнем белье и т.п.)
- преувеличение своих заслуг в области психологии (например, «За последние 3 года провела более 800 индивидуальных консультаций, десятки групповых тренингов, написала более двухсот мини-статей по теме взаимоотношений мужчин и женщин, благодаря терапии, сотни людей справились со своими проблемами и стали счастливыми»)
- смешение профессиональной деятельности психолога-консультанта с другими видами профессиональной деятельности («персональный коуч по красоте и личностному развитию», «парикмахер-бьюти-психолог» и др.) и др. Во вторую группу испытуемых вошли 10 пользователей социальных сетей «ВКон-такте», «Одноклассники», «^асеЬоок», «Instagram» и др., позиционирующих себя как психологов-консультантов и не имеющих в своем профиле нарушений требований к представлению информации о себе и своей профессиональной деятельности.
Таблица 1
Статистическая обработка данных (и - критерий Манна-Уитни)
Личностная особенность Сумма рангов для группы 1 Сумма рангов для группы 2 и-эмп.
Уровень сформированности морально-этической ответственности 96 114 41
Ориентация на процесс труда 104,5 105,5 49,5
Ориентация на зарабатывание денег 103 107 48
Уровень выраженности истероидной акцентуации 131 79 24*
Уровень знаний этических норм 74,5 135,5 19,5*
* - показатель на уровне значимости р<0,05
После статистической обработки полученных результатов с помощью и-критерия Манна-Уитни, можно сделать вывод, что для психологов-консультантов, допускающих этические нарушения с точки зрения выделенных требований, характерно наличие истероидной акцентуации, а также недостаточность знаний этических норм и принципов.
_Обсуждение результатов и заключение
Проведенное исследование выявило, что среди психологов-консультантов есть те, кто допускает этические нарушения при представлении информации о себе и своей профессиональной деятельности в социальных сетях, и те, кто не допускает. Мы предположили, что есть ряд личностных особенностей, которые могут значимо различать первую и вторую группу психологов-консультантов. Теоретический анализ и мнение экспертов-психологов-консультантов позволили сформировать перечень личностных особенностей: уровень выраженности тех или иных акцентуаций личности, сформи-рованность морально-этической ответственности, мотивация профессиональной деятельности. Помимо этого, как значимая составляющая была выделена характеристика - знание этических норм.
Значимые различия обнаружены по такой личностной особенности как демонстративная акцентуация личности. Согласно Б.В. Овчинникову и И.В. Тюряпиной для истероидной акцентуации характерно преувеличение своих эмоциональных реакций, выраженное стремление быть в центре внимания, поведение в стиле игры на публику, самолюбование и приукрашивание реальности [17]. Представители данного типа личности предъявляют повышенные требования к окружающим людям, раздражаются, если желаемый эффект не достигнут. Отмечается чувствительность к мнению других людей, при этом характерно стремление манипулировать ими в своих интересах.
Также у психологов-консультантов, допускающих этические нарушения, выявлена недостаточность знаний этических норм и принципов, что можно объяснить отсутствием в профессиональной подготовке данной группы испытуемых курса, где глубоко обсуждались вопросы этики в консультировании: 50% испытуемых такой курс не проходили. В группе же психологов-консультантов, соблюдающих этические требования, абсолютно все испытуемые указали, что проходили подобные курсы.
Полученные результаты могут быть использованы в образовательном процессе высших учебных заведений в этической подготовке психологов-консультантов, в работе Этических комиссий и комитетов, а также в дальнейших научных исследованиях с целью уточнения и углубления данных с помощью увеличения выборки испытуемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клюева Н.В. Этика в психологическом консультировании: учебник для вузов / Н.В. Клюева, А.Б. Армашова, Е.Г. Руновская; под редакцией Н.В. Клюевой. Москва; Издательство Юрайт, 2020. 186 с.
2. Армашова А.Б. Этические дилеммы во взаимодействии психолога-консультанта и клиента: автореф. дис. ... канд. психол. наук. ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Ярославль, 2018.
3. Этический кодекс психолога Российского психологического общества. URL: Ь)йр://рпо.рф/фо^оситеП:а^оп/ ethics.php (дата обращения: 15.08.2020).
4. Этический кодекс профессиональной психотерапевтической лиги. URL: http://www.oppl.ru/o-nas/dokumentatsiya-oppl.html дата обращения: 15.08.2020).
5. Этический кодекс Восточно-европейской ассоциации экзистенциальной терапии. URL: http://www. existentialtherapy.eu/ru/code-of-ethics/ (дата обращения: 15.08.2020).
6. Кодекс профессиональной этики гештальт-терапевта. URL: https://gestalt.ru/ethics/ (дата обращения: 15.08.2020).
7. Кодекс этики и профессиональной практики ЕКПП. URL: http://russia.ecpp.org/kodeks-etiki-i-professionalnoy-praktiki-ekpp (дата обращения: 15.08.2020).
8. Кодекс профессиональной этики некоммерческого партнерства «Региональная Ассоциация психологов-консультантов». URL: http://rapk.org/ethic-code (дата обращения: 15.08.2020).
9. ВЦИОМ. Просторы интернета: для работы или развлечений. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322 (дата обращения: 15.08.2020).
10. Сережко, Т.А. Виртуальные социальные сети как среда профессионализации социальных работников // Гуманитарные науки (г. Ялта), 2018. № 3 (43). С. 153-161.
11. Hunt, S. (2002). In favour of online counselling? Australian Social Work, 55(4), 260-267. 10.1080/03124070208410984
12. Hanley, Terry & Reynolds Jr, D'Arcy. (2009). Counselling Psychology and the internet: A review of the quantitative research into online outcomes and alliances within text-based therapy. Counselling Psychology Review. 24. 4-13.
13. Onrust, S. & Bubera, A. & Lazic, A. (2015). Use of Social Network Facebook for Mental Health Prevention and Counselling. European Psychiatry. 30. 222. 10.1016/S0924-9338(15)30182-6.
14. Baker, Kurt & Ray, Mike. (2011). Online counseling: The good, the bad, and the possibilities. Counselling Psychology Quarterly. 24. 341-346. 10.1080/09515070.2011.632875.
15. Тимощук И. Г. Опросник ДУМЭОЛП - диагностика уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощука. URL: http://tpcollege.ru/docs/psysluzhba/3moralnoetich.pdf (дата обращения: 15.08.2020).
16. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
17. Тюряпина И.В. Акцентуации личности как фактор психической адаптации студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04. Санкт-Петербург, 2016.
18. Федотова А.И. Этические аспекты позиционирования себя как психолога-консультанта в социальных сетях: выпускная квалификационная работа магистра. Ярославль: ЯрГУ, 2019.
19. Клюева, Н. В. Качественные методы исследования: учебно-методическое пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2016. 116 с.
REFERENCES
1. Klueva N.V., Armashova A.B., Runovskaya E.G. Ethics in psychological counseling. Moscow, Urait Publ., 2020. 186 p. (in Russian)
2. Armashova A.B. Ethical dilemmas in the interaction between a consulting psychologist and a client. Extended Abstract of Ph.D. Thesis. Yaroslavl, The Yaroslavl Demidov State University, 2018. (In Russian).
3. Code of Ethics of the Russian Psychological Society. Available at: http://psyrus.ru/en/documents/code_ethics.php
(accessed 15 August 2020).
4. Code of Ethics of professional psychotherapy league. Available at: http://www.oppl.ru/o-nas/dokumentatsiya-oppl. html (accessed 15 August 2020) (in Russian).
5. Code of Ethics of East European association for existential therapy. Available at: http://www.existentialtherapy.eu/ ru/code-of-ethics/ (accessed 15 August 2020) (in Russian).
6. Code of professional ethics for Gestalt therapists. Available at: https://gestalt.ru/ethics/ (accessed 15 August 2020) (in Russian).
7. Code of ethics and professional practice of the ECPP. Available at: http://russia.ecpp.org/kodeks-etiki-i-professionalnoy-praktiki-ekpp (accessed 15 August 2020) (in Russian).
8. Code of professional ethics of the non-profit partnership "Regional Association of consulting psychologists". Available at: http://rapk.org/ethic-code (accessed 15 August 2020) (in Russian).
9. Russian Public Opinion Research Center. Internet: for work or entertainment. Available at: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9322 (accessed 15 August 2020) (in Russian).
10. Serezhko, T.A. Virtual social networks as a professionalization environment for social workers. Gumanitarny'e nauki, 2018, vol. 3, no. 43, pp. 153-161. (in Russian).
11. Hunt, S. (2002). In favour of online counselling? Australian Social Work, 55(4), 260-267. doi: 10.1080/03124070208410984
12. Hanley, Terry & Reynolds Jr, D'Arcy. (2009). Counselling Psychology and the internet: A review of the quantitative research into online outcomes and alliances within text-based therapy. Counselling Psychology Review, 24. 4-13.
13. Onrust, S. & Bubera, A. & Lazic, A. (2015). Use of Social Network Facebook for Mental Health Prevention and Counselling. European Psychiatry, 30. 222. doi: 10.1016/S0924-9338(15)30182-6.
14. Baker, Kurt & Ray, Mike. (2011). Online counseling: The good, the bad, and the possibilities. Counselling Psychology Quarterly, 24. 341-346. doi: 10.1080/09515070.2011.632875.
15. Timoshhuk I. G. The questionnaire DUMEOLP - diagnostics of the level of moral and ethical responsibility of the individual by I. G. Tymoschuk. Available at: http://tpcollege.ru/docs/psysluzhba/3moralnoetich.pdf (accessed 15 August 2020) (in Russian).
16. Il in E. P. Motivation and motives. Saint Petersburg, 2002. 512 p. (In Russian).
17. Tyuryapina, I.V. Accentuation of personality as a factor of mental adaptation of University students. Ph.D. Thesis. Saint Petersburg, 2016. 177 p. (in Russian).
18. Fedotova A.I. Ethical aspects of positioning yourself as a consulting psychologist in social networks: master's final qualifying work Yaroslavl, The Yaroslavl Demidov State University, 2019. 135 p. (In Russian).
19. Klueva N.V. Qualitative research methods: educational guide. Yaroslavl, The Yaroslavl Demidov State University, 2016. 116 p. (In Russian).
Информация об авторах Клюева Надежда Владимировна
(Российская Федерация, Ярославль) Профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой консультационной психологии Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-5566-1629
Павлова Анна Игоревна
(Российская Федерация, Ярославль) Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-0189-9340
Information about the authors Nadezhda V. Klyueva
(Russian Federation, Yaroslavl) Professor, Doctor of Psychology, Head of the Department of Consulting Psychology P.G. Demidov Yaroslavl State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-5566-1629
Anna I. Pavlova
(Russian Federation, Yaroslavl) P.G. Demidov Yaroslavl State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-0189-9340