Научная статья на тему 'Основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России'

Основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9290
1200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ЭТИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА / PSYCHOLOGICAL COUNSELLOR / CODE OF ETHICS / PROFESSIONAL COMMUNITY / ETHICAL DILEMMA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клюева Надежда Владимировна, Армашова Анастасия Борисовна

В статье анализируются основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России. Рассматриваются наиболее острые противоречия этических систем, влияющих на процесс психологического консультирования. Ставится проблема исследования детерминант восприятия этических дилемм консультантом и принятия решения в подобных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Клюева Надежда Владимировна, Армашова Анастасия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Ethical Problems in Professional Activities of Psychological Counsellors in Modern Russia

The article analyzes the main problems of the ethical aspects of psychological counsellors’ professional activities of in modern Russia. The most urgent and calamity contradictions of ethical systems that affect the process of psychological counseling are being considered. The research of the determinants of perception of ethical dilemmas by the counsellor is being under review as well as the taking decisions in such situations.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России»

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html

УДК 316.61

Основные проблемы этической составляющей

профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России

Н. В. Клюева, А. Б. Армашова

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова,

г. Ярославль

Аннотация. В статье анализируются основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России. Рассматриваются наиболее острые противоречия этических систем, влияющих на процесс психологического консультирования. Ставится проблема исследования детерминант восприятия этических дилемм консультантом и принятия решения в подобных ситуациях.

Ключевые

слова: психолог-консультант, этический кодекс, профессио-

нальное сообщество, этическая дилемма.

Качество отношений психолога-консультанта с клиентом во многом зависит от того, какие правила регулируют эти отношения. Несмотря на уникальность контакта «психолог - консультант» и большой диапазон возможных сценариев развития отношений, есть установки и предписания, которым неукоснительно следует профессионал в сфере человеческих отношений. В то же время в современной России есть ряд проблем, которые являются предметом дискуссий профессионального сообщества и учёных.

Перечислим некоторые из них:

- отсутствие правовой регуляции и механизмов защиты клиента и психолога-консультанта от неправильных действий. В нашей стране нет сформированного механизма, обеспечивающего соблюдение норм Этического кодекса, который включал бы в себя как этический аудит, так и регуляцию системы этико-правовых санкций за нарушение этических норм и правил. В США управление этическим режимом возложено государством, прежде всего, на федеральные агентства, функционирует Офис защиты исследований с людьми (ОНЯР), где разрабатываются политика и правила защиты участников исследований, контролируется их соблюдение с помощью

создаваемых в научно-исследовательских и учебных организациях Институциональных наблюдательных советов (Institutional Review Board, IRB). Также в регуляции участвуют Национальный институт здравоохранения (NIH), Администрация по продовольствию и лекарствам (FDA) [2];

- проблемы функционирования профессиональных сообществ как основных административных центров исполнения профессионального этического кодекса. Для решения проблем этической сферы только правовой регуляции недостаточно, действие права ограничено как временными рамками, так и отсутствием обратной силы, влиянием на действие закона условий переходного, неустойчивого состояния общества. Конечно, российское профессиональное сообщество давно осознало, что там, где заканчивается действие закона, должны начинать действовать профессиональные этические ограничения. Однако решения по поводу организации работы этических комитетов носят весьма разрозненный и неорганизованный характер, поскольку требуют адаптации под условия существования сообществ в нашей стране, особенности их социального статуса в сравнении с западными и европейскими психологическими ассоциациями. И. Е. Гарбер в своей статье «Этика психотерапии и психологического консультирования в России: постановка проблемы» (2014) приводит для сравнения численность членов Российского профессионального сообщества (РПО), которое позиционирует себя как профессиональную корпорацию психологов России и включает в себя 5000 человек. Есть Ассоциации, которые объединяют психотерапевтов (Профессиональная психотерапевтическая лига), региональные сообщества, в частности на территории Ярославской области уже пятый год существует Региональная Ассоциация психологов-консультантов (НП «РАПК»), в которую входит 38 психологов-консультантов и психотерапевтов. Для сравнения, Американская психологическая ассоциация (APA) объединяет около 150 000 членов, а Европейская Федерация Психологических ассоциаций (EFPA) - около 300000. У них иные административные, финансовые и издательские возможности [2];

- недостаточность этического образования психологов (недостаточность специализированных дисциплин, направленных на повышение осведомлённости будущих психологов-консультантов в вопросах этики, дефицит специализированной литературы и занятий, посвящённых идентификации конфликтов интересов и способам разрешения моральных дилемм, анализу типичных ситуаций, возникающих на практике, тренингов, направленных на решение этических проблем с экспертами и супервизорами) [1; 2; 4; 8; 10].

Одним из главных факторов значимости обсуждения выделенных выше проблем являются случаи нарушения этики психологами и психотерапевтами. Проблема нарушений содержит в себе множество аспектов, касающихся как стандартов взаимодействия психологов с клиентами, так и функционирования профессиональных сообществ, квалификации практикующих психологов и законодательной базы, лежащей в основе профессиональной психологической деятельности.

В Европе прижилось выражение «Этичный бизнес - здоровый бизнес» (Francis, 1993). За рубежом соблюдение этики прочно подкрепляется простыми коммерческими соображениями, желанием избежать негативных отзывов в прессе, претензий и судебных исков [8]. Много ли клиентов, обращающихся за психологической консультацией в нашей стране, знает о существовании этических комитетов, о значимости членства специалиста в профессиональном

сообществе? Случаи обращений в этические комитеты единичны, зачастую они ограничиваются редкими обсуждениями на психологических порталах в Интернете. В нашей стране вопросы соблюдения этики - это вопросы личной нравственности психолога. В своей частной практике в большинстве случаев психолог работает в условиях нерефлексируемого морального выбора, когда его профессиональная и социальная ответственность минимальна, а возможное этическое нарушение не влечёт за собой никаких правовых санкций.

Таким образом, ситуация этической дилеммы из этического измерения, переходит в психологическое, личностное, где принятие решения зависит не столько от совершенства профессиональной этической системы, сколько от зрелости индивидуального сознания специалиста, осознанности принятия им той или иной этической системы, его ценностных установок и мировоззрения, личностной зрелости и мудрости.

Рассмотрим наиболее острые противоречия, выделенные нами на основе анализа результатов исследований в сфере психологической этики и деонтологии, приводящие к возникновению этических проблем в профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Дилемма профессиональной и личной этических систем.

Требования этического стандарта помогающих профессий, в том числе и к профессии психолога, очень высокий по сравнению со средним уровнем индивидуальной нравственности в обществе [5; 9]. Следствием этого является возникновение феномена двойного этического стандарта у специалистов помогающих профессий, описанного Е. К. Веселовой [1]. Он заключается в следовании двум этическим системам: профессиональной (на работе) и индивидуальной, моральные притязания которой на порядок ниже в обыденной жизни. Как правило, в такой ситуации возникает два варианта исхода событий. При позитивном исходе высокая этическая планка профессии побуждает человека личностно развиваться и приводит к осознанной интериоризации профессиональных этических принципов, что способствует минимизации ценностных конфликтов.

Во втором варианте этический профессиональный кодекс заучивается как правила поведения, необходимые для реализации профессиональной роли. Однако в таком случае в ситуации ценностного конфликта следование профессиональному кодексу будет требовать больших волевых усилий от специалиста, что может привести к быстрому профессиональному выгоранию. Также двойной моральный стандарт может способствовать нарушению принципов Этического кодекса в ситуациях так называемого «слабого морального выбора», когда неисполнение требований кодекса не влечёт за собой наказания и серьёзных последствий, зато несёт коммерческую или иную выгоду.

Дивергенция ценностей психологических школ.

Основой нравственного сознания личности является мировоззренческая система. При вынесении сложной этической дилеммы на обсуждение психологического сообщества, членами которого являются представители различных школ консультирования, нередко происходит трансляция нравственных коллизий, возникающих в ситуации взаимодействия людей, имеющих различные нравственные ориентиры.

И. Р. Мироненко в работе, посвящённой проблеме поиска нравственных ориентиров в отечественной психологии, говорит о том, что кризисное положение в сфере нравственности вызвано дивергенцией представлений о ценностях в ситуации сложного многообразия и растущей интенсивности взаимодействия

культур как в современном обществе, так и в психологической методологии и практике в частности [7].

Мировая наука находится в процессе интеграции, где неизбежно обнажаются ценнностно-нравственные основания различных теорий и подходов, являющиеся отражением идеалов породивших их культур. Каждая психологическая теория, как, собственно, и конкретное психологическое исследование, исходит из определённой философской концепции, представления о сущности человека и его предназначении, которое оно подтверждает или опровергает. На сегодняшний момент в психологической науке нет единых ценностных ориентаций. Представления об основных функциях психики, её эволюционном предназначении в концепциях разных школ существенно различаются, как и ответы на вопросы о сущности и идеале человеческой личности.

Таким образом, различия в мировоззренческих системах могут осложнять нахождение единственного разрешения ситуации, очевидного для членов сообщества с моральной точки зрения.

Дилемма морали справедливости и морали заботы.

Одной из самых сложных типов ситуаций выбора являются этические дилеммы.

Этическая дилемма представляет собой ситуацию морального выбора, выход из которой предполагает лишь два взаимоисключающих решения, причём оба решения не являются безупречными с моральной точки зрения [12]. Иными словами, специалисту необходимо выбрать, какому этическому принципу кодекса он будет следовать в данном конкретном случае, а какой придётся нарушить. Сюда же можно отнести ситуации, когда исполнение постулата профессиональной этики приведёт к нарушению общественных этических принципов.

В социальной работе для решения проблемы возникновения подобных дилемм предлагается Экран Этических принципов, который представляет собой иерархию принципов по значимости [11]. Так, например, в Этическом кодексе социального работника есть принцип автономии и свободы, гласящий, что социальный работник должен принимать решения, которые способствуют автономии человека, его независимости и свободе. В ситуации, когда человек собирается нанести вред себе или кому-то другому, социальный работник обязан вмешаться, поскольку этический принцип защиты жизни стоит на первом месте в иерархии принципов. Иерархия Экрана Этических принципов построена на логике выбора наименьшего из двух зол, логике допущения наименьшего вреда прежде всего обществу и затем подопечному.

В психологическом консультировании механизм принятия решения в такой сложной ситуации не может регулироваться лишь рациональной расстановкой приоритетов этических принципов, так как выбор попадает под воздействие целой совокупности факторов внутренней детерминации (профессиональные и личные ценности, опыт профессиональной деятельности, возраст, личная история консультанта, особенности отношений с клиентом, эмоциональный интеллект, толерантность к ситуации неопределённости и т. д.) [1; 3; 4; 6].

На международном научном конгрессе «Психология XXI столетия», по-свящённом 45-летию факультета психологии ЯрГУ и 80-летию профессора В. В. Новикова, был проведён круглый стол (руководители Н. В. Клюева и Е. Г. Руновская), посвящённый этическим дилеммам в консультировании. В начале мероприятия состоялся опрос участников, направленный на выявление знаний принципов этического профессионального кодекса психолога. Было выявлено, что участники назвали не столько реальные принципы этического кодекса,

сколько личные этические принципы, которым они придерживаются в своей деятельности. Были и участники (практикующие психологи-консультанты), не назвавшие ни одного принципа. На основе данных результатов можно сделать предположение о том, что Этический кодекс для большинства является лишь внешним по отношению к их деятельности документом, реально не влияющим на отношения с клиентом. На основное обсуждение участникам была представлена этическая дилемма (случай из практики работы одного из руководителей дискуссии): ситуация обращения за помощью клиента, являющегося распространителем наркотиков, в которой сталкивались принцип конфиденциальности и принцип гражданской ответственности. Проанализировав состоявшееся обсуждение, мы смогли выделить группы людей с абсолютно разным восприятием данной дилеммы:

- участники, рассматривающие ситуацию с позиции клиента, доверившего психологу свою проблему, при осознании риска своего обращения;

- участники, остро чувствующие свою гражданскую ответственность в данной ситуации;

- участники, которые не рассматривали данную проблему как дилемму вообще и сразу давали чёткий ответ, что нужно исполнить свой гражданский долг.

Исследование детерминант восприятия этических дилемм и принятия решения в подобных случаях представляется нам особенно актуальным и важным для развития и консультационной психологии как сферы научного знания, и психологического консультирования как практики оказания помощи личности, группе, семье.

Для того чтобы найти варианты решения проблем этической регуляции, необходимо опираться на теоретико-методологическую схему, к которой будет предложен объяснительный принцип. Кэрон Гиллиган описала концепцию, согласно которой процесс морального развития представляет собой переплетение двух путей: пути морали справедливости и пути морали заботы, обусловленных мужским и женским типом развития.

Мораль справедливости, так называемый мужской тип развития, основан на прогрессе автономности, защите фундаментальных прав на жизнь и самореализацию. Мир активности людей такого типа - это мир иерархии связей соподчинения. Они говорят на языке морали справедливости, права невмешательства, законности.

Мораль заботы, мораль женского типа развития, основана на осознании значимости связи взаимозависимости между людьми. Это мораль эмпатии, мораль любви и заботы, её язык - это язык ответственности и эгоистичности.

Согласно данной концепции, идеал моральной зрелости - комплементарное сочетание этих двух типов морали [3].

Оба типа морали сами по себе не являются полноценными с точки зрения нравственного развития. В рассматриваемой на круглом столе дилемме один из вариантов решения, основанный на исполнении гражданской ответственности, в целом созвучен морали справедливости. Второй вариант решения основан на сопереживании и защите, прежде всего, прав личности клиента, созвучен морали заботы. Оба варианта не безупречны с этической точки зрения. Они могут критиковаться как с позиций дефицитарности восприятия самой дилеммы, недостаточной погружённости в ситуацию, основ консультативного контакта, так и с позиции недостаточной самоидентификации специалиста как ответственного перед клиентом лица, профессиональным сообществом и гражданским обществом.

Результаты опросов психологов-консультантов показывают недостаточную

компетентность специалистов в сфере этических дилемм, нехватку специализированных занятий и литературы, где подробно разбирались бы подобные ситуации. Специалисты говорят о потребности в супервизиях, в действующих доступных этических комитетах, которые могли бы давать рекомендации в сложных ситуациях и служить регламентирующим органом [10].

Важно, чтобы решение этого рода проблем сводилось не только к укреплению нормативных процедур, расширению кодекса, разработке санкций за нарушения и т. п., а прежде всего было направлено на разработку методов формирования и укрепления моральной надёжности специалистов, развития их нравственной зрелости.

На этапе вузовской подготовки (уровень магистратуры) при освоении дисциплины «Этика в работе психолога-консультанта» доказали свою эффективность такие методы, как:

- обсуждение этических дилемм из практической деятельности психолога-консультанта. На занятиях обучающиеся обсуждают в мини-группах случаи этических дилемм с целью ответить на три вопроса: «Какие мысли могут быть у консультанта по поводу своей позиции в этой ситуации? Какие чувства может переживать консультант? Каковы возможные действия консультанта в данной ситуации?»

Проработав предварительно содержание этических кодексов, изучив и поняв их ценностную основу, согласившись с ней, при работе с кейсом из практики обучающиеся вдруг сами для себя открывают, насколько их естественные, первичные реакции трудно регулируемы формально принятыми этическими системами. Из высказываний студентов факультета психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова:

- «Обсуждаем ситуацию уже 10 минут, и только сейчас зазвучали интересы клиента, всё это время мы говорили о собственных чувствах, о собственной безопасности, профессиональной репутации, об интересах третьих лиц. Что это? Это естественное поведение или это профессиональная непригодность?»;

- «Мы признаёмся в очень насыщенных эмоциональных реакциях на представленные ситуации и чувствах: «раздражение, гнев, страх, растерянность, жалость, сочувствие, отвращение, обременение». Невозможно принимать решение, когда испытываешь столь сильные эмоции, но при этом такие ситуации требуют решения «здесь и сейчас». Что есть гармонично развитая совесть, влияет ли она на появление определённых эмоциональных реакций в таких сложных ситуациях?»;

- «Даже после обсуждения, услышав мнения других и рассуждения, я не вижу здесь дилеммы, моя позиция чёткая и ясная. Я, что, морально не чуток? Япра-вильно понимаю, получается, плохо иметь устойчивые моральные взгляды?».

Таким образом, анализ собственных мыслей и чувств, возникающих во время обсуждения, позволяет обучающимся глубже проникнуть в этический пласт консультирования. Поднимая подобные вопросы, они сами «вживую» приходят к осознанию таких требований к личности психолога-консультанта, как аутентичность, конгруэнтность «профессионального Я» и «личного Я» и др. Использование подобных методов в обучении представляет собой возможность наполнения моделей качеств эффективного психолога-консультанта личностным смыслом для обучающихся;

- составление Экрана Этических принципов. Для лучшего усвоения логики

и принципов профессионального этического кодекса обучающимся предлагается по аналогии с Экраном Этических принципов социального работника поработать над проектом Экрана Этических принципов психолога-консультанта. Таким образом, перед участниками ставится задача ранжировать принципы по значимости. Выполняя данную задачу, они приходят к необходимости выявления определяющей ценности консультирования, на которой стоит каждый принцип. Таким образом, естественно происходит усвоение содержания кодекса. Вместе с тем, обсуждая каждый принцип в ценностном контексте, участники более глубоко могут проработать понимание базовых ценностей консультирования. Так, например, при обсуждении требования конфиденциальности, анализируя возможные ситуации его нарушения, участники делали следующие выводы: «Доверие раньше воспринималось всегда как односторонний процесс в консультировании, то есть клиент доверяется консультанту, и только сейчас, при обсуждении конфиденциальности, мы понимаем, что это обоюдный процесс. Соглашаясь работать с клиентом и хранить его тайну, консультант доверяет ему свою профессиональную репутацию, а порой и безопасность». Работая над иерархией ценностей, моделируя ситуации, где они могут сталкиваться, обучающиеся приходят к выявлению общего стержня этического кодекса психолога, базового принципа, от которого, как ветви, отходят требования кодекса. Интересно, что каждый называет данный принцип по-своему, есть и формальные и очень личностные определения: «защита личности клиента», «не навреди», «сострадание», «милосердие» и др. При этом все приходят к общему пониманию этического смысла принципа;

- дискуссия на тему «Какому специалисту я доверюсь: тому, кто определяет этику как «правила и нормы профессионального поведения», или тому, кто определяет этику как «милосердие»? В ходе дискуссии участники пробуют аргументировать предложенные позиции, обсуждают факторы моральной надёжности специалистов. С помощью ведущего поднимается вопрос тождественности морального сознания и поведения, того, насколько знание этического кодекса гарантирует его исполнение, важности личностного смысла этического кодекса.

Опыт работы Региональной Ассоциации психологов-консультантов (г. Ярославль) показал, что наиболее адекватными методами для развития нравственной зрелости практикующих психологов-консультантов являются:

- балинтовская группа, фокус внимания в которой направлен на изложение консультантом сложностей при принятии решения в ситуации этической дилеммы, на описание чувств, которые возникают у него по поводу происходящего. Важно концентрировать внимание на смыслах, которые выделяет сам консультант относительно процессов, происходящих с ним при взаимодействии с клиентом;

- супервизия - помощь практикующему психологу в понимании своих клиентов, в понимании себя как профессионала, в понимании и осмыслении своих профессиональных действий, в данном случае - в ситуации этической дилеммы. Основная функция супервизора - показывать на практике взаимодействие с супервизируемым модели рефлексивного анализа продемонстрированной им сессии с клиентом, помогать ему овладевать навыками осознавания собственной деятельности, источников собственных профессиональных трудностей и ресурсов для разрешения обозначенных трудностей.

Успешная практика работы Ассоциации показала, что принадлежность к сообществу ориентирует психолога-консультанта на соблюдение этических

принципов профессиональной деятельности и повышает качество оказания психологических услуг. Членство в профессиональном сообществе предполагает не только личную ответственность психолога-консультанта, но и ответственность перед коллегами, поскольку его работа будет являться показателем качества работы всего сообщества. Специалист знает, что он всегда имеет возможность супервизии и поддержки коллег в решении сложного случая, что повышает его моральную надёжность.

Список литературы

1. Веселова, Е. К. Психологическая деонтология : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Е. К. Веселова. - СПб., 2003. - 402 с.

2. Гарбер, И. Е. Этика психотерапии и психологического консультирования в России: постановка проблемы / И. Е. Габер // Теория и практика психотерапии. - 2014. -№ 1(1). - С. 96-100.

3. Гиллиган, К. Иным голосом / К. Гиллиган // Этическая мысль. - М. : Республика, 1992. - С. 352-371.

4. Клюева, Н. В. Этика и профессиональное общение психолога-консультанта : метод. указания / Н. В. Клюева, Н. С. Головчанова. - Ярославль : Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2012. - 52 с.

5. Кодекс профессиональной этики Региональной Ассоциации психологов-консультантов [Электронный ресурс] // Региональная Ассоциация психологов-консультантов : сайт. - URL: http://rapk.org/ethic-code/ (дата обращения: 02.12.2016).

6. Корнилова, Т. В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятия неопределённости / Т. В. Корнилова, Е. В. Новотоцка-я-Власова // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 61-72.

7. Мироненко, И. А. Проблема нравственности в современной российской психологии // Психология нравственности / отв. ред. А. Л. Журавлёв, А. В. Юревич. М. Ин-т психол. РАН, 2011. - С. 15-29.

8. Форман, Н. Этические проблемы в психологии: британский опыт / Н. Форман, Р. Роулз // Психология. - 2004. - № 1. - С. 110-123.

9. Этический кодекс психолога [Электронный ресурс] // Российское психологическое общество : сайт. - URL: Шр://рпо.рф/гроМоситеШ:айопМЬ^.рЬр (дата обращения: 02.12.2016).

10. Kolay Akfert, S. Ethical Dilemmas Experienced by Psychological Counsellors Working at Different Institutions and their Attitudes and Behaviours as a Response to These Dilemmas / S. Kolay Akfert // Educational Sciences: Theory and Practice. - 2012. - Vol. 12. - № 3. - P. 1806-1812.

11. Loewenberg, F. Ethical decisions for social work practice (4th ed.) / F. Loewenberg, R. Dolgoff. Itasca, IL : F.E. Peacock, 1992. - 322 p.

12. McConnell, T. Moral dilemmas [Electronic resource] / T. McConnell // Stanford Encyclopedia of Philosophy. - 2002. -15 Apr. - URL: http://plato.stanford.edu/entries/ moral-dilemmas/ (mode of access: 25.11.2016).

The Main Ethical Problems in Professional Activities of Psychological Counsellors in Modern Russia

N. V. Klyueva, A. B. Armashova

Yaroslavl State University named after P. G. Demidov, Yaroslavl

Abstract. The article analyzes the main problems of the ethical aspects of psychological counsellors ' professional activities of in modern Russia. The most urgent and calamity contradictions of ethical systems that affect the process of psychological counseling are being considered. The research of the determinants of perception of ethical dilemmas by the counsellor is being under review as well as the taking decisions in such situations.

Keywords: psychological counsellor, Code of Ethics, professional community, ethical dilemma.

Клюева

Надежда Владимировна

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой консультационной психологии

Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова

150003, г. Ярославль, ул. Советская, 14

тел.: 8(4852)441771 e-mail: nadejda@uniyar. ac.ru

Армашова

Анастасия Борисовна

аспирант

Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова

150003, г. Ярославль, ул. Советская, 14

тел.: 8(4852)441771 e-mail: rectorat@uniyar.ac.ru

Klyueva

Nadezhda Vladimirovna

Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Professor, Head of the Department of Consultation Psychology

Yaroslavl State University named after P. G. Demidov

14 Sovetskaya St, Yaroslavl,150003

tel.: 8(4852)441771 e-mail: nadejda@uniyar.ac.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Armashova Anastasiya Borisovna

Postgraduate Student

Yaroslavl State University named after P. G. Demidov

14 Sovetskaya St, Yaroslavl,150003

tel.: 8(4852)441771 e-mail: rectorat@uniyar.ac.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.