Научная статья на тему 'ЭТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ'

ЭТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3063
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Газизова Р. Р.

В данной статье профессиональная этика рассматривается как показатель профессиональной компетентности психолога-консультанта. Опираясь на анализ теоретической литературы, автор приходит к выводу о том, что формирование профессиональной этики должно осуществляться на этапе обучения в вузе. Описаны различные задания и формы работы, применимые для формирования профессиональной этики будущих психологов-консультантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICS OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING IN RUSSIA: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL ETHICS IN FUTURE PSYCHOLOGISTS

In this article professional ethics is considered as a professional competence indicator of a consultant psychologist. According to the theoretical literature analysis the author comes to a conclusion that professional ethics development is to be carried out at the stage of university education. Various tasks and methods of work applied to future consultant psychologists' professional ethics development have been described.

Текст научной работы на тему «ЭТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ»

УДК 159.9 (07)

ЭТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

© 2021 Р. Р. Газизова

канд. психол. наук, доц. каф. психолого-педагогического образования e-mail: ReginaGazizova05 @ mail. ru

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

В данной статье профессиональная этика рассматривается как показатель профессиональной компетентности психолога-консультанта. Опираясь на анализ теоретической литературы, автор приходит к выводу о том, что формирование профессиональной этики должно осуществляться на этапе обучения в вузе. Описаны различные задания и формы работы, применимые для формирования профессиональной этики будущих психологов-консультантов.

Ключевые слова: этика, профессиональная этика, этический кодекс, этические дилеммы, формирование профессиональной этики.

ETHICS OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING IN RUSSIA: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL ETHICS IN FUTURE PSYCHOLOGISTS

© 2021 R. R. Gazizova

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychological and Pedagogical Education

e-mail: ReginaGazizova05 @ mail. ru

Sterlitamak branch of Bashkir State University

In this article professional ethics is considered as a professional competence indicator of a consultant psychologist. According to the theoretical literature analysis the author comes to a conclusion that professional ethics development is to be carried out at the stage of university education. Various tasks and methods of work applied to future consultant psychologists' professional ethics development have been described.

Keywords: ethics, professional ethics, ethical code, ethical dilemmas, professional ethics development.

Профессия психолога вызывает интерес у многих выпускников общеобразовательных организаций. Все больше абитуриентов стремятся поступить на факультет психологии и стать компетентными специалистами в области помогающих отношений. Одной из причин востребованности профессии психолога, на наш взгляд, является тот факт, что у людей усиливаются психологические проблемы, обусловленные информационной перегрузкой и эмоциональным напряжением. В современных реалиях одним приходится работать на двух-трех работах, а другие и вовсе не могут найти применение своим способностям. Последние

события, связанные с самоизоляцией и угрозой распространения коронавирусной инфекции, только усиливают ситуацию. Современные люди как никогда подвержены стрессу, депрессии, психосоматическим заболеваниям. К счастью, отмечается, что люди начинают осознавать важность работы психолога и обращаются к специалистам за психологической помощью.

Несомненно, психологам для проведения качественного психологического консультирования необходимо обладать как теоретическими знаниями, так и практическими умениями. Отношения в психологическом консультировании базируются на таких принципах, как доверие, эмпатия, принятие, безопасность, безоценочность. Поэтому одной из важнейших составляющих качественного психологического консультирования является соблюдение специалистами этических норм. Знание этических основ профессии психолога-консультанта является условием для создания терапевтических отношений.

Этические нормы, правила и принципы, которых должен придерживаться специалист в своей деятельности, аккумулируются в понятие «профессиональная этика». Профессиональная этика - это комплекс норм, правил и моральных ценностей, которые должны иметь место в поведении и деятельности специалиста. Существуют профессии, где специалист может оказать на человека то или иное психологическое воздействие и тем самым оказать влияние на его жизнь. Например, это профессия педагога, психолога, юриста и т.п. Профессиональная этика наиболее значима именно в таких сферах профессиональной деятельности. Поэтому существуют такие виды этики, как медицинская, юридическая, педагогическая, психологическая, этика ученого - это традиционные виды профессиональной этики. Однако в последнее время появились и другие профессии, где специалист может оказать влияние на жизнь человека. В качестве таковых, например, можно назвать инженерную этику, журналистскую этику, биоэтику [Кленова 2015: 5]. Следует констатировать, что профессиональная этика во многом зависит от особенностей профессиональной деятельности, конкретной ситуации, личности специалиста, его мировоззрения, установок и ценностей. Поэтому необходимо уделять особое внимание формированию профессиональной этики специалиста еще на этапе обучения в высшем учебном заведении. В рамках данной статьи мы рассмотрим проблемы профессиональной этики в деятельности психолога, особенности и возможности формирования профессиональной этики у будущих психологов на этапе профессиональной подготовки.

В научной литературе четко выделен предмет психологической этики: проблемы, которые могут появиться при профессиональном взаимодействии психолога и клиента, психолога и его коллег, психолога и его работодателей. По мнению А.В. Соколовой, профессиональная этика психолога:

- исследует методологические проблемы, сущность, категории и специфику профессиональной морали;

- разрабатывает нравственные аспекты психолого-педагогического труда как особого вида деятельности;

- выявляет требования, предъявляемые к нравственному облику психолога;

- изучает сущность и особенности индивидуального нравственного сознания психолога;

- исследует характер нравственных отношений психолога с клиентами;

- разрабатывает вопросы нравственного воспитания и самовоспитания психолога [Соколова 2016: 28-29].

Психолог-консультант обязательно должен придерживаться этических принципов в вопросах:

- соблюдения конфиденциальности информации, полученной от клиента;

- описания ситуаций из практики в специальной литературе;

- обсуждения ситуаций из практики с коллегами;

- финансовой договоренности;

- степени вмешательства в личную жизнь клиента;

- эмоциональной близости;

- сокрытия информации (например, травматического характера) [Горбунова 2010: 114].

В целях недопущения вышеперечисленных и других этических нарушений профессиональными сообществами разрабатываются профессиональные кодексы. Цель профессиональных кодексов - предотвратить этические нарушения в работе психолога, не допустить их. В 1953 г. впервые были опубликованы «Этические принципы психолога». Первый шаг в направлении к разработке профессионального кодекса сделала Американская психологическая ассоциация. В 1986 г. попытка систематизации правил, норм поведения и моральных принципов была предпринята в ФРГ. Работа получила название «Профессиональный кодекс этики для психологов». В 1987 г. этические нормы поведения психологов были систематизированы в Испании. В Европе разрабатываются и кодексы узкой направленности, например, для психологов-консультантов, которые придерживаются конкретных направлений психологии. Одним из таких документов является «Этический кодекс Европейской федерации психоаналитической психотерапии». В нашей стране работа над систематизацией норм и правил поведения психологов была начата лишь в 1991 г. Первый для России «Этический кодекс» был составлен Российским психологическим обществом и принят в 2003 г. В том же году был разработан «Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии». После 2003 г. вплоть до 2012 г. в этом вопросе была поставлена пауза, не предпринимались попытки усовершенствовать составленный документ. Примечательно, что во всех составленных к сегодняшнему дню кодексах есть общие требования к поведению психолога: например, недопустимость сексуальных отношений с клиентом, нарушение личных границ, избегание двойных отношений [Газизова 2014: 66-68].

Во многих европейских странах и США психологические этические кодексы имеют юридическую силу. За нарушение моральных принципов, норм поведения психолог несет ответственность, ему грозят санкции. Правовое регулирование этой сферы сводится к следующим моментам.

• Для осуществления деятельности в области психологического консультирования необходимо получить лицензию. Эта практика существует в США.

• В своей работе психолог должен опираться на законы о психологическом консультировании.

• В крупных городах созданы этические комитеты, задача которых -контролировать деятельность психологов, работать с жалобами клиентов, рассматривать спорные ситуации с психологами-коллегами [Диянкова 2002: 115].

В России институт правового регулирования деятельности психологов, психотерапевтов не существует. Получается, что единственным контролером соблюдения норм поведения становится совесть психолога [Посохова 2010: 16-17]. Нарушать ли этические принципы - личное дело специалиста, оно во многом определяет его профессиональную позицию. Отечественные психологи, несмотря на отсутствие специальных нормативных актов, регулирующих психологическую деятельность, ориентируются на общие документы. Среди них - «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», ФЗ «Об образовании в РФ» и другие правовые документы.

Отсутствие в нашей стране законов в сфере регулирования деятельности психологов привело к ряду проблем:

• Не сформирован орган, который бы регулировал деятельность и поведение психологов в его взаимодействии с клиентами, коллегами.

• Не определены границы деятельности психолога (по этой причине психологическая сфера часто смешивается с медицинской).

• Не прописаны права и обязанности как специалистов-психологов, так и их клиентов. Часто клиенты остаются один на один со своими проблемам, если были нарушены их права, так как они юридически не защищены от последствий деятельности психолога.

• Не регулируется деятельность магов, эзотериков и других категорий псевдопсихологов.

• Нет четко прописанных санкций за нарушение психологических этических норм, за несоблюдение требований к квалификации психологов.

Таким образом, этика психолога-консультанта является важнейшей профессиональной компетентностью, формирование которой не только возможно на этапе обучения будущих психологов, а должно стать стержнем, основой подготовки будущих специалистов [Ворончихина 2006: 3]. В последние годы в учебные планы подготовки бакалавров была включена дисциплина «Профессиональная этика в психолого-профессиональной деятельности». Данная дисциплина обладает необходимым потенциалом для формирования профессионально-этических качеств и нравственной позиции будущих психологов. Автором статьи в рамках преподавания вышеуказанной дисциплины используются различные задания и формы работы.

1. Анализ разработанных различными профессиональными сообществами этических кодексов. Далее на основе проведенного анализа студенты самостоятельно разрабатывают собственный кодекс этики психолога. Целесообразно организовать работу в группах и провести презентацию разработанных кодексов.

2. Решение ситуационных задач. Например: 1) При диагностике готовности ребенка к обучению в 1-м классе в кабинете психолога с мальчиком присутствовала мама. Мальчик заинтересовался вопросами психолога, но отвечал на его вопросы медленно. Маме такая ситуация не понравилась, и она отвечала на все вопросы психолога вместо сына, говоря при этом «Ну ты же это знаешь», «Скажи так...», «Он это знает, просто растерялся» и т.п. Вопрос: как при этом поступить психологу?; 2) Клиент является хорошим профессионалом (в какой-либо области) и предлагает психологу воспользоваться его профессиональными услугами или возможностями. Принять такое предложение?

3. Просмотр и анализ видеозаписей интервью со специалистами в области профессиональной этики. Например, видеозапись «Психотерапия: что можно и нельзя делать с клиентом» (https://www.youtube.com/watch?v=MesPDowSsms), где ведется беседа с деканом факультета психологии СПбГУ, председателем Этического комитета Российского психологического общества, представителем от России в Этическом комитете Европейской федерации психологических ассоциаций Аллой Владимировной Шаболтас и доцентом кафедры психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. Мечникова, вице-президентом Российской психотерапевтической ассоциации Сергеем Александровичем Подсадным. После просмотра видеозаписи на обсуждение со студентами выносятся различные вопросы - например, следующие: 1) можно ли выделить какие-либо специфические нарушения профессиональной этики, свойственные нашей стране? 2) возможно ли нарушение этических принципов со стороны клиента? 3) каким образом можно обезопасить клиента от нарушения этических принципов со стороны психологов?

4) существует ли возможность контролировать соблюдение этических принципов при скайп-консультировании?

4. Вопросы и задания на размышление. Например: 1) как Вы думаете, достаточно ли психологу полученного образования или ему необходимо регулярно обновлять знания, повышать квалификацию? каковы причины этой необходимости и для каких отраслей психологии это особенно актуально? 2) как Вы относитесь к супервизии в психологии, которую предложил практиковать еще З. Фрейд? 3) как Вы думаете, как при обсуждении случаев клиентов с коллегами не перейти той грани, за которой начинается нарушение этического принципа конфиденциальности?

5. Задания на заполнение таблиц. Например: составьте и заполните таблицу с желательными и нежелательными качествами психолога, к которому бы Вы сами обратились за психологической помощью._

«Желательные» качества «Нежелательные» качества

1. 1.

2. 2.

3. ... 3. ...

6. Анализ и обсуждение публикаций, в которых отражены проблемы этики в деятельности психолога. Например, статьи В.В. Горбуновой «Этические дилеммы в психологической практике» (Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 4), И. Диянковой, Е.В. Тарасовой «Проблемы этики в российской психотерапии и психологическом консультировании» (Вестник Нижегородского института управления. 2017. № 5 (46)) и др.

7. Медитативные техники и упражнения, которые помогают определить характер взаимоотношений между психологом и его клиентом. Одно из упражнений -«Заповедник». Алгоритм его выполнения описан далее.

• Ведущий выбирает двух человек из группы, просит сосредоточиться на собственных ощущениях. Ведущий озвучивает задачу участникам: представить себя и клиентов обитателями охраняемого заповедника. Участникам необходимо описать, как он выглядит, ответить, есть ли у заповедника ограждения и какого они типа: искусственные или естественные.

• Ведущий задает вопросы: «В виде чего или кого - растения, животного - Вы себя представляете? Кем представляете ваших клиентов? Где они обитают, как и чем питаются?»

• Далее ведущий проговаривает: «Есть ли у Вас в заповеднике враги и друзья? Кто они? Есть ли у Вас своя территория, чем она разделена от общей? Есть ли у Вас в заповеднике свой дом и какой он (что из себя представляет)»?

• Ведущий продолжает: «На что похожа ваша жизнь в заповеднике? Удовлетворены ли вы ею? Встречаетесь ли с другими обителями, где и как это происходит? Какие эмоции вы испытываете в эти моменты?» Задача участников описать свои образы и впечатления.

Техника завершается этапом рефлексии, когда участникам необходимо ответить, какие мысли и чувства вызвал у них собственный рассказ. Слушатели тоже должны поделиться своими впечатлениями, мыслями. Данное упражнение помогает определить характер отношений между психологом и клиентом. Их может быть несколько. Речь может идти о симбиотических отношениях, или отношениях зависимости, если специалист представляет себя животным, а клиентов - своими детенышами. На дистантные, или обособленные, отношения указывает то, что психолог представляет себя образом, который значительно отдален от других в заповеднике.

8. При подготовке психологов применяются и техники, которые учат выстраивать взаимодействие психолога на основе этических принципов. Например, техника «Степень близости между консультантом и клиентом в процессе слушания»

проводится с целью исследования, какова степень близости, соблюдается ли личное пространство и клиента, и психолога. Проведение техники начинается с разделения участников на пары, в которой один студент в роли психолога, второй - в роли клиента. Члены каждой пары должны:

• сесть близко друг к другу, почти касаясь коленями друг друга;

• сесть на достаточном расстоянии (1,5 м) друг от друга;

• сесть в положении «плечо к плечу»;

• сесть «спина к спине»;

• сесть друг за другом;

• сесть напротив друг друга в комфортном для них расстоянии.

В каждом положении «психолог» и «клиент» должны беседовать в течение 5 минут. В этой технике также важен этап рефлексии. Сначала участники каждой пары обсуждают, понравилось или не понравилось им в каждой позиции. Далее обсуждение выносится в общий круг, после него делаются выводы о том, какая степень близости между специалистом и клиентом комфортна для обоих и допустима при консультировании.

Вышеперечисленные и другие формы работы позволяют сформировать у будущих психологов-консультантов следующие умения и навыки:

- соблюдать этические принципы в психологической деятельности;

- планировать работу психолога на основе принципов этики;

- организовывать совместную деятельность и взаимодействие с клиентами на основе принципов этики;

- создавать условия, которые были бы психологически и морально комфортны и для клиента, и для самого психолога.

Таким образом, говорить о профессионализме, компетентности психолога-консультанта, о гарантиях качественного оказания психологических услуг можно, только если им соблюдаются принципы профессиональной этики. В образовательном процессе, на стадии подготовки будущих психологов-консультантов крайне важно ставить задачи формирования способности понимать социальную значимость профессии и умения, желания соблюдать этические принципы.

Библиографический список

Бурнард, Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 256 с. - Текст : непосредственный.

Ворончихина, Т. В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т. В. Ворончихина. -Киров, 2006. - 20 с. - Текст : непосредственный.

Газизова, Р. Р. Формирование культуры отношения к участникам образовательного процесса у будущих педагогов-психологов: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Р. Р. Газизова. -Екатеринбург, 2014. - 164 с. - Текст : непосредственный.

Горбунова, В. В. Этические дилеммы в психологической практике /

B. В. Горбунова. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. - 2010. -Т. 31. - № 4. - С. 113-119.

Диянкова, И. Некоторые этические проблемы в современной американской психотерапии и психологическом консультировании / И. Диянкова. - Текст : непосредственный // Консультативная психология и психотерапия. - 2002. - № 4. -

C. 114-149.

Кленова, М. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных факультетов / М. А. Кленова. - Саратов: СГУ, 2015. - 48 с. - Текст : непосредственный.

Нестерова, А. А. Профессиональная этика психолога: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Нестерова, Т. Ф. Суслова. - Москва : Юрайт, 2017. - 356 с. - Текст : непосредственный.

Посохова, С. Т. Современная психологическая диагностика: проблемы теории и этики / С. Т. Посохова. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - № 3. - С. 7-17.

Протанская, Е. С. Профессиональная этика психолога: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. С. Протанская, С. В. Семенова, О. В. Ходаковская. -Москва : Юрайт, 2016. - 233 с. - Текст : непосредственный.

Середа, Е. И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост / Е.И. Середа. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - Текст : непосредственный.

Соколова, А.В. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности будущего педагога-психолога: учебное пособие / А. В. Соколова. -Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. - 286 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.