Научная статья на тему 'Психолог в социальных сетях: этика, безопасность и приемлемость'

Психолог в социальных сетях: этика, безопасность и приемлемость Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2984
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолог / социальные сети / профессиональная этика / psychologist / social media / professional ethics.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воробьева А. Е., Скипор С. И.

В статье рассматривается проблема присутствия психолога-практика в социальных сетях и доступности всей информации о нем потенциальными клиентами. Респонденты ожидают, что психолог-консультант будет взаимодействовать со своей аудиторией в социальных сетях. Эксперты-психологи более требовательны к уровню образования, указанному в профиле, чаще считают фото с клиентами неприемлемыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGIST ON SOCIAL MEDIA: ETHICS, SECURITY AND ACCEPTABILITY

The article considers the problem of the presence of a practical psychologist in social networks and the availability of all information about him by potential clients. Respondents expect a psychologist-consultant to interact with their audience on social networks. Psychological experts are more demanding on the level of education indicated in the profile; more often, photos with clients are unacceptable.

Текст научной работы на тему «Психолог в социальных сетях: этика, безопасность и приемлемость»

4. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл. 2017.

5. AttrillA. (Ed.). Cyberpsychology. Oxford University Press, 2015.

6. Clemmensen T., Kaptelinin V., Nardi B. Making HCI theory work: an analysis of the use of activity theory in HCI research // Behaviour & Information Technology, 2016. Vol. 8. № 2. P. 608-627.

7. Connolly I., Palmer M., Barton H., Kirwan G. (Eds.). An Introduction to Cyberpsychology. Routledge, 2016.

8. Norman K.L. Cyberpsychology: An Introduction to Human-Computer Interaction. United Kingdom: Cambridge University Press. 2017.

УДК 159.9.072.432

ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ЭТИКА, БЕЗОПАСНОСТЬ

И ПРИЕМЛЕМОСТЬ Воробьева А.Е., Скипор С.И.

АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Москва, Россия E-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема присутствия психолога-практика в социальных сетях и доступности всей информации о нем потенциальными клиентами. Респонденты ожидают, что психолог-консультант будет взаимодействовать со своей аудиторией в социальных сетях. Эксперты-психологи более требовательны к уровню образования, указанному в профиле, чаще считают фото с клиентами неприемлемыми.

Ключевые слова: психолог, социальные сети, профессиональная этика.

PSYCHOLOGIST ON SOCIAL MEDIA: ETHICS, SECURITY AND ACCEPTABILITY

Vorobieva A.E., Skipor S.I.

Moscow University for the Humanities, Moscow, Russia E-mail: [email protected], [email protected]

Abstract. The article considers the problem of the presence of a practical psychologist in social networks and the availability of all information about him by potential clients. Respondents expect a psychologist-consultant to interact with their audience on social networks. Psychological experts are more demanding on the level of education indicated in the profile; more often, photos with clients are unacceptable.

Keywords: psychologist, social media, professional ethics.

Постановка проблемы: Интернет-пространство и социальные сети развиваются значительно быстрее психологии как науки и психологического консультирования как ее прикладной отрасли. Последняя редакция Этического кодекса психолога в России была принята в 2012 году, и его действие распространяется на работу психолога, в том числе реализуемую дистанционно или посредством сети Интернет [1]. Однако точных инструкций и рекомендаций относительно поведения, самопрезентации психолога, его коммуникации и взаимодействия с клиентами в онлайн пространстве, в Кодексе не дано. При этом этические дилеммы «добавлять ли в друзья текущего или бывшего клиента», «каким образом рекламировать себя в социальных медиа», «можно ли публиковать в профиле информацию о семье, хобби, поднимать личные вопросы» и иные на практике остаются на самостоятельное решение каждого отдельного консультирующего психолога.

Зарубежные исследователи предпринимают попытки решить данные задачи, проводя опросы среди самих психологов и их бывших, настоящих и потенциальных клиентов (A. Afsahi, Barnett, Clinton, K. Kolmes и др.). При этом описанные выше этические дилеммы авторы зачастую пытаются решить профессиональным сообществом посредством рекоменда-

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

ций на основании исследований (D. Kaplan, К. Kolmes). Так D. Kaplan утверждает [5], что для консультантов абсолютно этично использовать социальные сети, но они должны действовать в интересах клиента. Автор дает следующие советы: 1) предоставить клиенту письменную политику в отношении социальных сетей и форму согласия, которую он должен подписать; 2) психологу следует использовать настройки конфиденциальности в социальных сетях, когда это возможно; 3) психологу необходимо сверяться с этическим советом или лицензионной комиссией, чтобы оставаться в курсе меняющихся правил и положений; 4) консультанту лучше иметь отдельные профили в социальных сетях: профессиональный и личный.

Психологическое сообщество согласно с позицией строгого следования принципу конфиденциальности в соцсетях. Так, опрос практикующих психологов, проведенный A. Afsahi [2], показал, что профессионалам важно этичное поведение в соцсетях, а также, что психологи следят за изменениями и новыми постановлениями в области профессиональной этики, а более половины из них уже самостоятельно сформировали этическую политику поведения в социальных медиа; однако обсуждают с клиентами свою политику, предотвращающую будущие этические дилеммы, во время первого приема по-прежнему малое количество практиков.

В то же время, исходя из зарубежных исследований, сами психологи нередко ищут дополнительную информацию о своих клиентах в сети Интернет и социальных сетях, нарушая тем самым этические нормы профессии [3, 4].

Клиенты не отстают от своих психологов. Исследование K. Kolmes [3] показало, что большинство настоящих клиентов психолога разыскивает о нем информацию в Интернете, в том числе в социальных сетях. Респонденты сообщили, что поиск информации об их психологе был либо нейтральным, либо способствовал прогрессу в консультировании. При этом около трети клиентов, которые нашли личную информацию психолога, чувствовали, что они пересекли границу; почти столько же людей указали, что испытывают дискомфорт при поиске этой информации. 18% опрашиваемых прекратили поиск, так как посчитали, что полученная информация ставит под угрозу возможность продолжить консультирование у данного специалиста.

Можно говорить о том, что клиенты могут получить доступ к компрометирующей или негативно влияющей на них информации о психологе, прежде чем те имели возможность скорректировать или удалить контент в своем профиле. В настоящее время не существует исследований, показывающих, какой тип информации в профиле психолога является для клиента приемлемым, а какой нежелательным, травмирующим, может навредить терапевтическим отношениям или авторитету психолога.

В связи с этим нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выяснение восприятия профиля практикующего психолога в социальной сети Фейсбук (Fa-cebook) его потенциальными клиентами и самими психологами-консультантами.

Гипотезы исследования: 1. Некоторые характеристики информации в профиле психолога могут предсказать уровень доверия к нему как к специалисту.

2. Различные характеристики информации в профиле психолога-практика являются менее и более приемлемыми с точки зрения потенциальных клиентов.

3. Существуют достоверные различия в оценках информации профиля психолога-практика в социальной сети профессиональными психологами и потенциальными клиентами.

Методическая организация исследования. Для эмпирического исследования использовался авторский методический прием - анкета, направленная на оценку восприятия профиля психолога-практика в социальной сети Фейсбук. Анкета содержала социодемографиче-ские вопросы (пол, возраст, социальный статус) и вопросы, касающиеся профиля психолога-практика в социальной сети и его взаимодействия с интернет аудиторией. Также анкета включала в себя 5 собирательных описаний типичных профилей психологов-практиков в Facebook, каждый из которых оценивался респондентами по 14 характеристикам посредством психосемантического метода в рамках 5-балльной шкалы. За основу были взяты профи-

ли психологов, которые позиционируют себя практикующими специалистами на странице. Респондентам были предложены нижеследующие сформулированные нами собирательные образы психологов-практиков в Фейсбук:

A. В профиле указаны сведения об образовании, в каком подходе работает, выложены сканы дипломов/сертификатов, психолог выкладывает академические статьи (свои или коллег), точно ясен адрес и правила приема клиентов, с кем и чем работает/не работает данный специалист, публикуются анонсы мероприятий, которые организует психолог (тренинги, ве-бинары), а также сторонние мероприятия, форумы и конференции, в которых принимает участие данный психолог. Все мероприятия носят сугубо профессиональный характер, фото в профиле тоже только оттуда и/или деловой портрет.

B. Информация из профиля А + публикуются популярные статьи по психологии (свои или коллег), психолог публикует какие-то клиентские истории/кейсы (обязательно не новые, с разрешения клиента), в постах рассказывает о методе его работы, его историю, о себе в этом методе (развитие, свое отношение к базовым постулатам теории), постит профессиональный юмор.

C. Информация профилей А и В + посты о хобби психолога, пользователь высказывает мнение о каких-то общественных событиях/данностях, отвечает на вопросы подписчиков (психологическая тематика), периодически добавляет зарисовки из своей повседневной жизни, не вдаваясь в личные подробности и детали, выкладывает фото своих домашних животных.

Б. Информация из профилей А, В, С + личные, семейные посты и фото в неформальной обстановке, истории о себе в терапии, своих травмах/сложностях или, наоборот, историях успеха в личной жизни.

Е. Основной пласт информации - про личность самого психолога. Его ценности, увлечения, мнение по важным для него вопросам, пользователь обсуждает некоторые аспекты своей частной жизни, делится подробностями и советами из своего личного опыта. Могут присутствовать клиентские истории, ответы на вопросы подписчиков; информация из профиля А почти отсутствует.

Выборка исследования: эксперты - практикующие психологи и подвыборка не психологов, мужчины и женщины в возрасте от 18 до 60 лет из разных городов России, пользователи соцсети Фейсбук. Общая численность выборки:152 человека. Подвыборку психологов составили 52 человека. Из них 82,7% женщин и 17,3% мужчин в возрастном диапазоне 36-45 лет (40,4% опрошенных психологов), 26-35 лет (30,8%), а также более 46 лет (21%) и 18-25 (8%) лет. Подвыборка не психологов состояла из 100 человек различного социального статуса, 66% которой составили женщины, 44% - мужчины. 39% опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет, еще 26% - 26-35 лет, 25% опрошенных в возрасте 36-45 лет и 10% старше 46 лет. 63,2% респондентов обращались к психологу (среди опрошенных психологов этот показатель равен почти 90%), при этом большинство опрошенных (82,8%) допускает такую возможность в будущем.

Результаты исследования: большая часть респондентов (63,8%) точно стали бы искать информацию о психологе, к которому планируют обратиться, в социальных медиа, что превышает вероятность поиска респондентами в соцсетях тренера или врача (48%). При этом большинство опрашиваемых (82,2%) обращают внимание на базовое высшее образование в профиле психолога в социальных сетях. Наиболее квалифицированным практикующим психологом респондентам кажется психолог с высшим психологическим образованием вкупе с курсами повышения квалификации по практической психологии (средний балл 4,5). Просто высшее психологическое образование также рассматривается опрошенными приемлемым (4,1 балла). Менее всего в части квалификации респондентов устраивает консультант с непсихологическим высшим образованием, окончивший курсы по практической психологии (2,5 балла).

Также респонденты опрашивались на предмет коммуникации психолога-консультанта со своей аудиторией в соцсетях. Большинство (63,8%) считают, что психолог должен взаи-

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

модействовать в социальных медиа со своими потенциальными клиентами. В частности посредством ответов на комментарии под своими записями (4 балла), постов с ответами на вопросы подписчиков (3,7), проведения прямых эфиров (3,6).

Респондентам были заданы вопросы на предмет их отношения к отзывам на странице психолога-практика в социальных сетях. Можно говорить о том, что опрошенным скорее хотелось бы видеть отзывы в профиле психолога (3,3 балла). Интересно, что в вопросе доверия этим отзывам наши респонденты не были единодушными, что указывает на некую амбивалентность в отношении к отзывам. Вместе с этим полное отсутствие отзывов на странице у психолога в целом не подрывает доверия респондентов к нему.

Опрошенные также оценивали приемлемость различных типов фото в профиле психолога по пятибалльной шкале, где 1 - «абсолютно неприемлемо», а 5 - «абсолютно приемлемо». Им было предложено выказать свое отношение к следующим типам фотографий: портретное фото в деловой одежде, фото с профессиональных мероприятий в официальной обстановке, фото с клиентами, фото с неофициальных мероприятий, сопровождающихся употреблением алкоголя, фото в домашней обстановке, фото с отдыха, фото в купальнике, фото в белье, эротические фото, фото с семьей, студийные постановочные фото, выполненные с участием профессионального фотографа, визажиста, ретушера, фото домашних животных.

Более приемлемыми респонденты назвали портретное фото в деловой одежде и фото с профессиональных мероприятий в официальной обстановке (по 4,4 балла оба), а также студийные постановочные фото (3,7). Самыми нежелательными являются эротические фото (1,6) и фото в белье (1,7).

Чтобы определить различия в оценке профиля психолога-практика в социальной сети Фейсбук потенциальными клиентами и профессиональными психологами, нами в случайном порядке из общей выборки были извлечены 52 результата опрошенных. Данные показатели были сопоставлены с показателями 52 психологов-практиков, участвовавших в исследовании.

Обнаруженные при помощи ^критерия Стьюдента значимые статистические различия между психологами и потенциальными клиентами: психологи реже выбирали показателем достаточной квалификации практикующего психолога высшее психологическое образование + научная степень по психологии (-3,881, р=0,001) и любое высшее образование + курсы по практической психологии (-2,115, р=0,05). Потенциальные клиенты в отличие от опрошенных психологов чаще находят отзывы в профиле психолога обязательными (-4, 276, р=0,001). Потенциальные клиенты в среднем чаще психологов не доверяют практикующему психологу без отзывов в профиле соцсети (-5,046, р=0,001). Психологи чаще выбирали портретное фото в деловой одежде (2,403, р=0,05) и фото с профессиональных мероприятий в официальной обстановке (3,205, р=0,01) наиболее приемлемыми. При этом они чаще потенциальных клиентов считали совместные фото психолога-практика с его клиентами неуместными (-2,023, р=0,05). Потенциальные клиенты чаще выбирали прямые эфиры на странице важным видом взаимодействия психолога-практика со своей аудиторией (-2,199, р=0,05). Психологи считают профиль психолога типа А менее приятным и с меньшей долей вероятности обратились бы к нему за решением своей проблемы в отличие от потенциальных клиентов (2,501 и 2,404, р=0,05).

Выводы: Аспекты этичного, безопасного и приемлемого для клиента присутствия практикующего психолога в социальных сетях активно изучаются зарубежными исследователями. По мнению ряда авторов, профессиональные отношения с клиентом сопровождаются юридическими и этическими обязанностями, которые не прекращаются только потому, что они развиваются в социальных сетях. В настоящее время вопрос об этичной саморекламе, продвижении и коммуникации психолога в интернет-пространстве остается нерешенным в академических кругах, общего мнения касательно поведения психолога в своих социальных медиа на данный момент не существует.

Наше исследование показало, что большинство клиентов психолога будут просматривать его профиль в социальных сетях, обращая внимание на отзывы, фотографии и образование на странице.

Некоторая информация в профиле психолога в Фейсбук может казаться потенциальным клиентам неприемлемой, нежелательной и снижать уровень доверия к психологу.

Во многих аспектах выбора потенциальные клиенты и психологи схожи в своих оценках, однако профессиональные психологи более строги в отношении фото психолога в социальных медиа и его образования.

Исследования, подобные нашему, могут составить определенную базу для будущих дискуссий о присутствии консультанта в социальных медиа и его восприятии клиентами в разрезе этики и безопасности процесса психологического консультирования в условиях неминуемой цифровизации общества.

Список литературы

1. Этический кодекс психолога. [Электронный ресурс] URL: http://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения: 26.01.2020)

2. Afsahi A. Social Networking Dilemmas for Psychologists: Privacy, Professionalism, Boundary Issues, and Policies. Dissertation. PsyD. 2014. - 129 p.

3. Kolmes K., Taube D.O. Client Discovery of Psychotherapist Personal Information Online// Professional Psychology: Research and Practice. 2016. Vol. 47, Issue 2. P.147-154.

4. Zur O. To Google or not to Google...our clients? When psychotherapists and other mental health care providers search their clients on the web// Independent Practitioner, 2010. Vol.30, Issue3. P. 144-148.

5. Social media creates new opportunities for counseling professionals. [Электронный ресурс] URL: https://counselor-license.com/articles/social-media-counseling/ (дата обращения: 26.01.2020)

УДК 378; 159.9

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНЛАЙН-СРЕДЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ56

Гагарин А.В.

Академия при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обсуждаются результаты теоретического исследования, проведенного в рамках разработки проблемы поликультурного проектирования экологического развития в цифровом образовании. В этой связи обозначены и раскрыты некоторые теоретические предпосылки и возможности для дидактического проектирования экологического развития личности в онлайн-среде.

Ключевые слова: экологическое развитие личности, экологоориентированная личность, онлайн-среда.

ECOLOGICAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY ONLINE:

DIDACTIC DESIGN Gagarin A.V.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Moscow, Russia E-mail: [email protected]

56 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00322 («Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.