Научная статья на тему 'Методы этического образования психологов-консультантов'

Методы этического образования психологов-консультантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

306
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система профессиональной поддержки / психолог-консультант / методы этической подготовки. / professional support system / psychologist-consultant / methods of ethical training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюева Н. В., Армашова А. Б., Руновская Е. Г.

В статье представлена система профессиональной поддержки и сопровождения психологов-консультантов по вопросам этического образования. Описан опыт, сложившийся в Ярославском регионе. Рассмотрены методы этической подготовки студентов и специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical education methods for psychologist-consultants

This article presents a system of professional support and support for psychologists-consultants on issues of ethical education. The experience developed in the Yaroslavl region is described. Methods of ethical training of students and specialists are considered.

Текст научной работы на тему «Методы этического образования психологов-консультантов»

Методы этического образования психологов-консультантов

Клюева Н.В., Армашова А.Б., Руновская Е.Г. (Ярославль) Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

[email protected]

Аннотация. В статье представлена система профессиональной поддержки и сопровождения психологов-консультантов по вопросам этического образования. Описан опыт, сложившийся в Ярославском регионе. Рассмотрены методы этической подготовки студентов и специалистов.

Ключевые слова: система профессиональной поддержки, психолог-консультант, методы этической подготовки.

Ethical education methods for psychologist-consultants

N.V. Klyueva, A.B. Armashova, E.G. Runovskaya (Yaroslavl) Yaroslavl State University named after P.G. Demidov

Abstract. This article presents a system of professional support and support for psychologists-consultants on issues of ethical education. The experience developed in the Yaroslavl region is described. Methods of ethical training of students and specialists are considered.

Keywords: professional support system, psychologist-consultant, methods of ethical training.

Этическое образование предполагает формирование системы профессиональной поддержки и сопровождения психологов-консультантов. Для этого необходимо решить содержательные вопросы: «Что является предметом этического образования?» и методические: «Какие методы целесообразно использовать в этической подготовке?» Также необходимо создать определенные организационные условия, наладить коммуникации для формирования соглашений между профессионалами относительно того, что приемлемо, допустимо и полезно в консультировании, а чего следует избегать.

Обращаясь к опыту, который сложился в Ярославском регионе, назовем предпосылки, которые позволили создать такую систему:

• наличие Ярославской психологической школы, благодаря которой есть возможность проводить научные исследования по проблемам этики;

• наличие кафедры консультационной психологии и магистратуры по психологическому консультированию на факультете психологи ЯрГУ им. П.Г. Демидова, которая инициирует проведение исследований, занимается подготовкой психологов-консультантов, взаимодействует с психологическими Центрами Ярославской области. Все преподаватели, работающие на кафедре, - практикующие психологи-консультанты и психотерапевты. Это позволяет студентам знакомиться с деятельностью опытных консультантов, видеть перед собой различные образцы профессионального поведения;

• успешно работающий в регионе Центр корпоративного обучения и консультирования, созданный при университете им. П.Г. Демидова, который объединил психологов-консультантов, психотерапевтов, бизнес-тренеров, коучей. Одно из значимых направлений работы Центра - психологическое консультирование. Встреча на практике со сложными этическими ситуациями побуждает специалистов обратить внимание на этические основания консультационной практики;

• наличие профессионального объединения «Региональная Ассоциация психологов-консультантов», которое в том числе ориентировано на этическую подготовку начинающих специалистов. В Ассоциации активно работает Этический комитет, инициирующий обсуждение сложных ситуаций на заседаниях, где рассматриваются обращения клиентов и консультантов. Важно, что заседания объединения являются открытыми для студентов и магистрантов факультетов психологии.

Наличие компетентного и хорошо организованного профессионального сообщества крайне важно для «продвижения» этических идей внутри и за его пределами. Для сообщества

важна институциональная этика, обращенная к профессиональному долгу, принципам и правилам деятельности консультанта, обозначенным в кодексах. Она позволяет минимизировать риски и предполагает добросовестное администрирование: контроль за освоением и соблюдением Этических кодексов, реакцию сообщества на обнаруженные нарушения, информирование о морально ненадежных специалистах. Ответственность за принимаемые решения переносится с личности на организацию, сообщество, которое обозначает, что есть должное, на что следует ориентироваться в этически сложных ситуациях.

В то же время внешняя регламентация этического поведения важна, но не достаточна. Поэтому целесообразно опираться на этику ответственности, в которой делается акцент на идею принятия и уважения личности, милосердие, личной ответственности, авторстве за принимаемые в консультировании решения и субъектности консультанта. Указанные подходы не противоречат, а дополняют друг друга [5]. Связующим звеном между ними является этический дискурс, который означает пронизывающую сообщество систему коммуникаций, позволяющую профессионалам участвовать в коллективной дискуссии по выработке конвенциональных этических норм относительно того, что приемлемо в психологическом консультировании, а чего следует избегать. В коммуникативной теории Ю. Хабермаса дискурс конституирует взаимоотношения, учитывая интересы каждого его участника [7].

Согласно исследованиям кафедры консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, в образовании специалистов важно учитывать необходимость развития этической зоркости как способности к распознаванию этического поля взаимодействия с клиентом, к рассмотрению возникающих этических дилемм в экзистенциальном контексте, который предполагает восприятие ситуации как личностно значимого выбора [1].

Значимую роль при разработке программ и методов этического образования играет их направленность не только на просвещение, но и на развитие личностных особенностей, связанных с нравственной зрелостью, умением принимать решения в условиях неопределенности и способами понимания этического поля взаимодействия психолога и клиента. Для того чтобы студенты уже на этапе вхождения в профессию могли осознать, что этичность - неотъемлемая часть их профессиональной компетентности, которая не исчерпывается знанием Этического кодекса, важно создать в образовательном процессе (обучение в вузе, поствузовское образование) условия для осмысления оснований принятия решений в этически сложных ситуациях.

В связи с этим обозначим наиболее значимые, с нашей точки зрения, методы этической подготовки студентов и специалистов:

• освоение материала через интерактивные практические методы обучения: групповая дискуссия, анализ этически сложных ситуаций и этических дилемм из практики психологов-консультантов. Декларация этических принципов создает у студентов, не имеющих практического опыта, иллюзию абсолютной регулируемости кодексом всей профессиональной деятельности психолога: требования аксиоматичны, понятны, согласованы и не вызывают сомнений. Интерактивные методы позволяют студентам увидеть, что не все этические конфликты могут быть решены с опорой на Этический кодекс. Активное участие в обсуждении приближает к «проживанию» этики, осознанию персональной ответственности консультанта;

• использование рефлексивных методов, которые побуждают учащихся самих поднимать проблемные вопросы, «вживую» приходить к таким требованиям к личности психолога-консультанта, как аутентичность, конгруэнтность «профессионального Я» и «личного Я» психолога-консультанта и др. Использование подобных технологий представляет собой возможность наполнения нравственного сознания специалиста личностным смыслом;

• использование образовательного пространства и отношений «преподаватель -обучающийся» для проживания опыта консультирования и ассимиляции профессиональной этики. Л.Г. Жедунова, Н.Н. Посысоев описывают важность

целенаправленного построения особого рода отношений между преподавателем и студентами, предполагающих соблюдение тех же этических принципов, которые будут регулировать их будущую профессиональную деятельность: конфиденциальность, компетентность, забота о психологической безопасности, ясность и честность в отношениях и др. [2];

• исследовательская работа, направленная на осмысление психологических феноменов, связанных с этикой в консультировании. Подобные исследования расширяют ресурс теоретической рефлексии этического поля консультирования;

• обязательное прохождение студентами практики, где они непосредственно вовлечены как исполнители в профессиональную деятельность. Одна из задач, которую могут решать студенты - выявление и анализ этических нарушений, допускаемых консультантами в социальных сетях;

• волонтерство в социальных проектах предоставляет студентам пространство для культурно-экзистенциального самоопределения в профессиональной сфере. Этот вид деятельности непосредственно связан с готовностью действовать в интересах «другого», руководствуясь, прежде всего, личностным смыслом, а не только материальными интересами. Студенты переживают опыт взаимодействия с различными категориями населения, развивают гуманистические ценности, что важно для формирования их этической чувствительности как специалистов;

• просмотр видеосюжетов и художественных фильмов с последующим анализом. Нами собрана коллекция фильмов, которые поднимают серьезные этические вопросы профессиональной деятельности психолога, расширяют границы понимания ситуаций, требующих от специалиста нестандартного подхода, помогают обучающимся рассмотреть обсуждаемые темы в контексте их жизни. Темы, предлагаемые к обсуждению: психологический анализ сюжета фильма, анализ психологических особенностей главных героев, описание этического поля взаимодействия психолога и клиента в данных фильмах;

• дидактическая супервизия позволяет обучающимся обрамить образующиеся этические знания в дискурс практики. И.В. Пышинска определяет ее как супервизию переживания собственной профессиональной позиции [6]. В контексте супервизионного взаимодействия начинающего и более опытного коллеги они становятся партнерами в сотворении понимания происходящего с системой отношений «клиент - консультант -супервизор», что переводит данный опыт в экзистенциальное измерение (Р. Кочюнас).

Кроме того, надо учитывать, что этическая проблематика должна пронизывать не только специальные курсы, такие как «Этика в психологическом консультировании» [3], но и весь образовательный процесс. Очевидно, что спецкурсы по этике должны вести преподаватели, имеющие практический опыт работы в психологическом консультировании для разбора этически трудных ситуаций.

Литература

1. Армашова, А. Б. Уровни этической зоркости психолога-консультанта и их детерминация / А. Б. Армашова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2018. - № 5. - С. 62-66.

2. Жедунова, Л. Г., Посысоев, Н. Н. Этические принципы, как регуляторы клиент-терапевтических отношений: Особенности освоения в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Л. Г. Жедунова, Н. Н. Посысоев // I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии: Электронный сборник материалов конференции. - 2017. - Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbornik_etika_2017.pdf

3. Клюева, Н. В. Этика психолога-консультанта и образование [Электронный ресурс] /Н.В.Клюева // I Международная конференция по этике в психологическом консультировании

и психотерапии: Электронный сборник материалов конференции. - 2017. - Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbomik_etika_2017.pdf

4. Клюева, Н. В. Этика в психологическом консультировании: учебник для вузов / Н. В. Клюева, Е. Г. Руновская, А. Б. Армашова; под редакцией Н. В. Клюевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 186 с.

5. Клюева, Н.В., Руновская, Е.Г. Этические регуляторы профессиональной деятельности психолога-консультанта /Н.В. Клюева, Е.Г. Руновская // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. 21-22 ноября 2019 г. Часть I / Под ред. Ткаченко П.В. -Текстовое (сингольное) электронное издание (1,64 Мб). - Курск: КГМУ, 2019. - 1 электронный оптический диск (CD/R). - С.128-136

6. Пышинска, И. В. Заметки о дидактической супервизии / И. В. Пышинска // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. - Том 19. - № 4. - С. 51-57.

7. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб.: Наука, 2001. - 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.