Научная статья на тему 'Роль событий в профессиональном становлении психолога консультанта'

Роль событий в профессиональном становлении психолога консультанта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

179
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психологическое консультирование / профессиональное становление / событие / самопознание / личность. / Р sychological counseling / professional growth / events / self knowledge and personality.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Драпак Е.В., Москаленко Н.В.

В статье затрагивается вопрос необходимости создания новых технологий в подготовке психологов консультантов на этапе вузовского обучения. Отмечается значение самопознания в развитии личности, которая представляет собой «инструмент» в профессиональной деят ельности консультанта. Основное внимание уделяется вопросу вклада событий жизни психолога консультанта в его профессиональное становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of events in the professional development of a consultant psychologist

This article touches upon the question of the need to create new technologies in t he training of psychologists consultants at the stage of university education. The importance of self knowledge in the development of personality, which is a “ in the professional activity of a consultant, is noted. The main attention is paid to the q uestion of the contribution of the life events of the psychologist consultant to his professional development.

Текст научной работы на тему «Роль событий в профессиональном становлении психолога консультанта»

Роль событий в профессиональном становлении психолога-консультанта

Драпак Е.В., Москаленко Н.В. (Ярославль) ЯрГУ им. П.Г. Демидова eldrapak@mail.ru, nad_m_v@mail.ru Аннотация. В статье затрагивается вопрос необходимости создания новых технологий в подготовке психологов-консультантов на этапе вузовского обучения. Отмечается значение самопознания в развитии личности, которая представляет собой «инструмент» в профессиональной деятельности консультанта. Основное внимание уделяется вопросу вклада событий жизни психолога-консультанта в его профессиональное становление.

Ключевые слова: Психологическое консультирование, профессиональное становление, событие, самопознание, личность.

The role of events in the professional development of a consultant psychologist

E.V. Drapak, N. V. Mockalenko (Yaroslavl) P.G. Demidov 's Yaroslavl State University Abstract. This article touches upon the question of the need to create new technologies in the training of psychologists-consultants at the stage of university education. The importance of self-knowledge in the development of personality, which is a "tool" in the professional activity of a consultant, is noted. The main attention is paid to the question of the contribution of the life events of the psychologist-consultant to his professional development.

Keywords: Psychological counseling, professional growth, events, self-knowledge and personality.

Развитие психологического консультирования как самостоятельной области науки и практики предполагает поиск, создание и внедрение образовательных технологий, используемых в подготовке специалистов. Кафедра консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, занимаясь подготовкой будущих психологов-консультантов, уделяет большое внимание совершенствованию образовательного процесса [2]. Очевидно, что образовательные технологии в первую очередь направлены на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, однако, в деятельности психолога-консультанта возрастают требования к личности специалиста, которая, по словам Р. Кочюнаса, является инструментом деятельности [3]. Отсюда актуальным является вопрос о настройке этого инструмента. В этом контексте ресурсной, с нашей точки зрения, является идея осмысления консультантом собственной жизни, которая смыкается с общетеоретическими представлениями о роли самопознания, рефлексии в развитии личности. «Жизнь как жизнедеятельность, или совокупность и континуум „жизненных действий", может предстать в рефлексии в форме, которая определяет зрелость „я", а следовательно, и личности, и ее жизни» [5]. Мы убеждены, что недостаточным является получение студентами знаний, позволяющих на уровне разума знать, как справляться с проблемами. Важно «научить» видеть происходящее в собственной жизни (далее и в жизни клиента), обучить технологиям взаимодействия со своим прошлым. «Личностное соучастие невозможно без вхождения в собственный опыт, это плацдарм для личностного сопереживания...» [1, 27-28]. Говоря метафорично, «диалог» со своей жизнью помогает прояснить и усилить то, что ценно для студента как профессионала, на какие представления о мире и человеке он опирается и в чем его предназначение. Тем самым позволяет найти себя и закрепиться как в мире, так и в профессии.

Источником обращения к «Я» является эмоционально насыщенная ситуация, которая так или иначе меняет субъект и его отношения с окружающим миром. Такие ситуации исследователями определяются как «события». (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Арутюнова, А.А. Бодалев, Ш. Бюлер, Е.Ю. Коржова А.Н. Кимберг, Н.А. Логинова, В.В. Нуркова, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Трубицына, С.А. Трифонова, Ю.Б. Шлыкова и др.). Отмечая функциональную сторону события, важно указать на ее структурную специфику. Событие как единица анализа представлена с двух сторон: фактической и интерпретационной. У события

существует внешнее, объективное выражение - это частица реальности, имеющая пространственную и временную отнесенность. Это факт, не имеющий статуса события. Трансформация факта в событие происходит в момент его осознания, осмысления в контексте текущей жизненной ситуации с признанием его значимости для данной ситуации. При этом понятно, что трансформация может непосредственно следовать за фактом и даже предшествовать ему («в ожидании события»), а может быть и ретроспективной («только сейчас я понимаю, насколько это для меня важно»).

На кафедре консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление роли событий и их содержания для профессиональной деятельности консультанта. В интервью принимали участие 95 практикующих психологов-консультантов, имеющих опыт консультирования от одного года до 20 лет.

Обсуждение результатов

Отмечая, «Насколько значимо для психолога-консультанта осознанное обращение к событиям, которые происходили в его жизни?» по десятибалльной шкале, большинство консультантов выбрали 8-10 баллов. Это позволяет говорить о высокой ценности обращения к опыту прожитой жизни не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне.

Ответы респондентов на вопрос «Задумывались ли Вы о том, существуют ли события в Вашей жизни, которые оказали влияние на Вас как на профессионала?» демонстрируют, что 89% респондентов имеют опыт осмысления жизни.

Консультантам было предложено назвать события, которые, оказали влияние на них как на профессионала.

Общее число обозначенных консультантами событий составило 374. На первом этапе анализа результатов рассматривалась фактическая сторона событий, и исходя из этого была разработана многоуровневая классификация событий, значимых для психологов-консультантов.

Основанием первого уровня классификации является отношение к профессиональной деятельности. Все события по этому основанию были разделены на две большие группы:

I. События, содержательно связанные с деятельностью психолога-консультанта, которые изначально планировались, организовывались и проживались как профессиональные (2,8% от общего числа выделенных событий):

• Получение базового психологического образования;

• Повышение квалификации;

• Встреча с Учителем (профессионалом-психологом);

• Начало работы психологом;

• Супервизия.

II. События, которые непосредственно не связаны с деятельностью психолога-консультанта (47,2% от общего числа выделенных событий).

Второй уровень классификации.

События, которые непосредственно не связаны с деятельностью психолога-консультанта, делятся на две группы по социальной направленности:

II. 1. События, связанные с отношениями с другими людьми («Я-Другой»); 11.2. События, связанные с собой («Я-Я»). Третий уровень классификации.

События «Я-Другой» делятся на две группы по институциональной специфике: II. 1.1. События, относящиеся к сфере семьи;

II. 1.2. События, относящиеся к сфере внесемейного социального окружения. События «Я-Я» были разделены на две группы:

П.2.1. События, связанные с психической сферой человека; II. 2.2. События, связанные с физической сферой человека. Четвертый уровень классификации.

События, относящиеся к сфере семьи разделены на две группы:

II. 1.1.1. События в родительской семье;

II. 1.1.2. События в собственной семье.

События, относящиеся к сфере внесемейного социального окружения, разделены на две группы:

II. 1.2.1. События, происходящие в сфере близких отношений;

II. 1.2.2. События, происходящие в сфере социального окружения;

События, связанные с психической сферой человека:

II. 2.1.1. События, связанные с личностным ростом;

II. 2.1.2. Личный кризис.

События, связанные с физической сферой человека:

II. 2.2.1. Тяжелая болезнь.

Пятый уровень классификации - это, собственно, события, которые были отмечены респондентами как значимые для профессионального становления в непрофессиональной сфере:

События в родительской семье:

II. 1.1.1.1. отношения между родителями;

II. 1.1.1.2. детско-родительские отношения;

II. 1.1.1.3. болезнь близких;

II. 1.1.1.4. развод родителей;

II. 1.1.1.5. уход (разрыв) из семьи;

II. 1.1.1.6. уход из жизни родителя.

События в собственной семье:

II. 1.1.2.1. брак;

II. 1.1.2.2. рождение и воспитание детей;

II. 1.1.2.3. развод;

II. 1.1.2.4. уход из жизни супруга;

II. 1.1.2.5. уход из жизни ребенка.

События, происходящие в сфере близких отношений:

II. 1.2.1.1. Появление друзей;

II. 1.2.1.2. Разрыв дружеских отношений.

События, происходящие в сфере социального окружения; II. 1.2.2.1. Общение в референтной группе; II. 1.2.2.2. Встречи с интересными людьми.

События, связанные с личностным ростом: II. 2.1.1. Участие в тренингах; II. 2.1.1. Личная терапия.

Столь подробная классификация показывает, что все отмеченные 95-ю респондентами значимые для профессионального становления психолога-консультанта события могут быть «упакованы» в относительно небольшое количество групп, что, с одной стороны, указывает на событийную инвариантность при формировании профессионального опыта, с другой -создает управляемую основу для образовательного процесса при подготовке психологов-консультантов.

Исходя из того, что событие является амбивалентной категорией, которая включает фактическую и интерпретационную часть, дальнейшая работа будет сфокусирована на анализе процесса осмысления происходящего, определения тех значений, которые консультанты придают событиям и выявлении механизмов, обеспечивающих интеграцию жизненного опыта в опыт профессиональный.

Литература

1. Василюк Ф.Е., Карягина Т.Д. Личность и переживание в контексте экспириентальной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. N 3. С. 11-32.

2. Клюева Н.В. О подготовке психологов-консультантов на факультете психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова [Текст]/ Н.В. Клюева// Методология, теория и практика профессиональной деятельности психолога-консультанта: материалы 1-й межд. научно-практ. конференции. -Казань.: Отечество, 2009. - С. 193-199.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования [Текст]/ Р. Кочунас;. перевод с литовского В. Матулявичене - М.: Академический проект, 1999.- 240 с.

4. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: Издательство Университета РАО Москва, 2000. - С. 19-131.

5. Старовойтенко Е. Б. Модели жизненных отношений личности в контексте онто-психологии с. Л. Рубинштейна. Философия России второй половины XX века: С. Л. Рубинштейн/ Под ред. К.А. Абульхановой - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010 - С. 346 - 379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.