Нефедов Илья Анатольевич, Нефедова Ирина Геннадьевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ..
психологические науки
УДК 159.923
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
© 2016
Нефедов Илья Анатольевич, ректор Нефедова Ирина Геннадьевна, консультант
Международная академия массажа (617764, Россия, Чайковский, ул. Ленина, 59-109, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблематики учета психологических аспектов профессионального развития психолога-консультанта, раскрываются психологические аспекты его профессиональной деятельности. Выполнен анализ концепций профессионального развития личности с точки зрения отечественной и зарубежной области психолого-педагогических наук. Рассматриваются профессиональные качества психолога-консультанта в контексте профессиографических особенностей и профессиональных компетенций. Рассмотрены системы отношений, в которых реализуется психолог-консультант в процессе профессионального развития, а также выявлены психологические особенности включенности в контекст этих отношений. Психолог-консультант реализуется в системе отношений «человек-человек», опосредующихся в профессиональной области как «консультант-клиент», основу которой составляют факторы психотерапевтического характера. Соответственно, ракурс психологических особенностей реализации взаимоотношений в данной системе необходимо рассматривать как «проживание» специалистом данной рабочей ситуации с позиции психологических аспектов субъекта, на которого направлена психотерапевтическая деятельность. Раскрывается сущностная основа взаимодействия профессионала в системе «психолог-консультант-клиент», а также анализируются аспекты личностно-профессионального саморазвития через интериоризацию опыта. Вскрывается проблема отсутствия единых профессиональных требований к личности психолога-консультанта, а также рассматриваются возможности профессионального роста с учетом приобретаемых компетенций в процессе опыта.
Ключевые слова: психолог-консультант, профессиональное развитие, опыт самореализации, психологические особенности профессиональной деятельности, эмоционально-волевая сфера, мотивационные аспекты профессионального развития.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PRACTICAL PSYCHOLOGY
© 2016
Nefedov Ilya Anatolevich, rector of the International Academy of massage Nefedova Irina Gennadievna, consultant International Massage Academy (617764, Russia, Tchaikovsky, Lenin Street, 59-109, e-mail: [email protected])
Abstract. The article substantiates the relevance of mainstreaming psychological aspects of professional development Consultant psychologist, reveals the psychological aspects of his professional activity. The analysis of the professional development of the individual concepts in terms of domestic and foreign field of Psychology and Education Sciences. We consider the professional qualities of psychologist-consultant in the context of professiograficheskih characteristics and professional competencies. We consider the system of relations in which the counselor realized in the process of professional development, as well as identified the psychological characteristics of involvement in the context of these relationships. Consultant psychologist realized in the system of relations "man-man", is mediated in the professional field as a "consultant-client", which is based on the factors of psychotherapeutic nature. Accordingly, the angle of psychological features of the implementation of the relationship in this system must be regarded as a "living" of the expert working situation from the perspective of the psychological aspects of the subject, which aims to psychotherapeutic activities. It reveals the essential basis for professional interaction in the system "counselor-client" and explores aspects of personal and professional self-development through internalization of experience. Reveals the problem of the lack of uniform professional standards for the individual Consultant psychologist, and discusses opportunities for professional growth, taking into account the acquired competences in the process of experience.
Keywords: counselor, professional development, self-realization experience, the psychological characteristics of professional activity, emotional and volitional, motivational aspects of professional development.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время профессия психолога-консультанта достаточно популярна, в то время как аспекты профессиональной подготовки, адаптации и самореализации в данной профессиональной сфере имеют не до конца изученные области. Одной из таких областей является профессиональное развитие и профессиональная самореализация психолога-консультанта, то есть две взимодействующие, взаимодополняющие и взаимообсловливающие ниши, которые раскрывают потенциал специалиста с позиций профессионального становления в соответствии с про-фессиографическими характеристиками профессионала, включающими профессионально важные психологические и психофизиологические качества и компетенции.
Анализ последних исследований и выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Профессия психолога-консультанта является достаточно непростой профессией и в контексте психологических акцентуаций диктует специалисту тенденцию личностно-профессио-нального саморазвития через интериоризацию приобретаемого опыта, который, прежде, чем стать профессио-
нальным, приобретается в качестве личного, становясь, таким образом, и собственным, и профессионально-ориентированным.
Отечественная и зарубежная научная практика ориентирует ищущего профессионала на поиск путей профессионального саморазвития через понимание и глубокий анализ основных концепций, среди которых необходимо выделить следующие:
-концепцию профессионального развития Э. Ф. Зеера, основанную на стадийности процесса, факторами которого ученый видит взаимосвязанность уровня профессиональной деятельностной реализации и ситуации социального развития; данная концепция перекликается с теорией стадиальности Т. В. Кудрявцева;
-концепцию А. Т. Ростунова, в основу которой автором положена система управления формированием профессиональной пригодности; выделенные автором блоки профориентации, профотбора, профподготовки и профадаптации предусматривают деятельность (в том числе и самостоятельную), основанную на индивидуально-психологических особенностях, обеспечивающих результативность выбранной профессии и удовлетворен-
психологические науки
Нефедов Илья Анатольевич, Нефедова Ирина Геннадьевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...
ность профессионала продуктами труда;
-концепцию Ю. П. Поваренкова, которая основана на осмыслении личности профессионала как интегральной системной сущности, которая закономерно опосредует уровень и этапы своего профессионального развития;
-концепцию Л. М. Митиной, в основу которой положено учение С. Л. Рубинштейна о способах жизни, отраженного Л. М. Митиной в двух моделях: модели адаптивного поведения и модели профессионального развития;
-концепцию Э. Гинцберга, сущность которой автор определяет через широкий спектр личностно-значимых позитивных ценностей, обеспечивающих на языке современной науки профессиональную мобильность, саморазвитие и успех.
Помимо вышеперечисленных концепций, особого внимания заслуживают и акмеологическая концепция развития профессионала А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина, концепция карьерной зрелости Д. Сьюпера, концепция модельной подготовки В. Е. Шукшунова и Г. С. Мигиренко, типологическая концепция Д. Холланда, акцентирующая зависимость квалификации профессионала от уровня развития интеллекта и самооценки личности, концепция профессионального становления Т. В Кудрявцева и др.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В настоящее время единой системы требований к профессиональной подготовке психолога-консультанта и, в частности, требований, раскрывающих психологические аспекты его профессионального развития, не существует [1].
Сфера профессионального развития ограничивается лишь определенным сводом указаний, концентрирующихся вокруг базового психологического образования с необходимостью прохождения психологом-консультантом «личностной терапии до начала и в процессе профессиональной деятельности». Значимую роль в профессиональном развитии психолога-консультанта приобретает его акцент на процесс самопознания, который предполагает психологическую открытость к изменениям и преобразованиям окружающей обстановки в жизни и деятельности. Это подразумевает внутреннее психологическое принятие ответственности за профессиональное самоосуществление и самовыражение в профессии [2].
Известно, что психолог-консультант реализуется в системе отношений «человек-человек», опосредующихся в профессиональной области как «консультант-клиент», основу которой составляют факторы психотерапевтического характера. Соответственно, ракурс психологических особенностей реализации взаимоотношений в данной системе необходимо рассматривать как «проживание» специалистом данной рабочей ситуации с позиции психологических аспектов субъекта, на которого направлена психотерапевтическая деятельность. Таким образом, в этом профессионально-деятельностном аспекте присутствует так называемый перенос психологических переживаний в сферу опыта психолога-консультанта, переживание проблемы субъекта внутри себя. В этом проявляется психологическая осмысленность наблюдения, внутреннего проявления и осознания профессионалом психологической ситуации субъекта, которая естественным образом будет воспринята и переработана на основе личностного опыта профессионала в контексте явлений, процессов и их психологических особенностей.
Итоги взаимодействия психолога-консультанта и клиента во многом зависят от обоих участников психотерапевтического процесса. Диалог между ними раскрывает сущность психологических характеристик и индивидуальные психологические особенности каждого. Наблюдение как профессиональный процесс способствует раскрытию эмоционально-волевой сферы специалиста, а также помогает выявить структуру отношений посредством проявления эмоциональных реакций [3].
В процессе взаимодействия также большое значение
на результат профессионального развития оказывает духовное личностное состояние, которое приобретается вместе с опытом общения с другим человеком, последующей рефлексией пережитого опыта, эпматии. Также в процессе профессионального развития актуализируется возможность обращения к своему субъективному опыту, проявляется психологическая осознанность восприятия своих способностей, мыслей, чувств, восприятия, в связи с чем профессионал становится способным воспринимать себя в своей профессии, проявлять заботу о себе самом и быть свободным и уверенным в отношениях с обращающимися. Осознание уверенности в профессиональной области, как правило сопровождается совершенствованием мотивационных психологических аспектов профессиональной деятельности, что влечет за собой более глубокое осознание и учет психологических закономерностей взаимодействия с окружающими [4; 5; 6].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ психологических особенностей практикующего психолога-консультанта показал, что процесс их профессионального развития характеризуется: 1) мотивационными психологическими аспектами, обозначающими тенденцию профессионального самопознания через опыт, а также самосовершенствования и самоактуализацию, что обусловлено практикой интериоризации профессионального опыта и его использование в процессе профессионального развития; 2) внутренними позитивными отношениями на основе гуманизации, направленными как на окружающих, так и на себя в процессе взаимодействия с потребителями психотерапевтических услуг; 3) совершенствованием профессионально важных качеств, среди которых коммуникативные, интеллектуальные, мотивационно-по-требностные, эмоционально-волевые, эмоционально-чувственные, нравственно-ценностные, то есть качества, аккумулирующие спектр функциональных навыков, обеспечивающих профессиональное развитие на основе взаимодоверия, осознания ответственности, сопереживания. Важным психологическим аспектом в процессе профессионального развития на основе всего вышеизложенного также необходимо выделить формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности, в контексте которого можно рассматривать как психические и психофизиологические качества, так и формируемые на их основе индивидуальные психологические особенности профессиональной самореализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кораблина, Е. П. Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности / Е. П. Кораблина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - № 12. - Том 5. - 2005. - С. 20-30.
2. Васильева, Ю. Ю. Система непрерывного многоуровневого профессионального образования Великобритании: современные модели (электронный ресурс) / Ю. Ю. Васильева, Е. В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI век. - № 1(9). - 2015. - Режим доступа: http://cyberlemnka.m/artide/n/individualnye-obrazovatelnye-traektorii-v-sisteme-nepreryvшgo-obrazovaniya
3. Чернов, А. Б. Статус психолога в консультировании организации / А. Б. Чернов // Фундаментальные исследования. - № 12-8. - 2014. - С. 1780-1784.
4. Корнилова, Т. В. Психология выбора как мыслительное и личностное опосредствование преодоления неопределенности / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. - № 3. - Том 37. - 2016. - С. 113-124.
5. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия: учебное пособие / пер. с лит. В. Матулявичене. - М.: Академический Проект, 2010. -464 с.
6. Олифирович, Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н. И. Олифирович. - Минск: Тесей, 2005. - 264 с.