Научная статья на тему 'КОМПЛАЕНС В КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ: КОДЕКСЫ ЭТИКИ И ПОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ'

КОМПЛАЕНС В КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ: КОДЕКСЫ ЭТИКИ И ПОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
905
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Management
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛАЕНС / КОМПЛАЕНС-ПРОГРАММЫ / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / КОНСАЛТИНГОВАЯ ФИРМА / АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешникова В.И., Мищенко А.Н.

Продолжительное время доминировала точка зрения на комплаенс как комплекс инициатив, направленных на предупреждение незаконных действий. В настоящее время распространение получает расширительная трактовка комплаенса, который должен охватывать и этические аспекты ведения бизнеса.В процессе анализа было установлено, что этические стандарты в консалтинге формировались одновременно со становлением профессии консультанта, что позволяет сделать вывод об успешной столетней практике внедрения этическихкодексов в корпоративную культуру консалтинговых фирм. Настоящая статья является продолжением исследований авторов в области управленческого консультирования.Цель исследования - анализ российского и зарубежного опыта внедрения этических стандартов и комплаенс-контроля в сферу управленческого консультирования. Методологической основой исследования являются методы логического, сравнительного, экспертного анализа, маркетинговых исследований. Информационная основа исследования - нормативно-правовые акты, официальные сайты и документы консалтинговых компаний и профессиональных объединений консультантов, экспертные оценки и рейтинги консалтинговых фирм.В статье раскрыта взаимоувязанная трехуровневая система международных, национальных и внутрифирменных стандартов деловой этики и профессиональной практики; приведены примеры репутационных рисков известных международных консалтинговых компаний; обоснована роль консалтинговых фирм в формировании этической структуры бизнеса.Практическое значение исследования состоит в акцентировании внимания компаний-клиентов на необходимости ознакомления со стандартами этики и деловой практики до заключения контракта с консалтинговой фирмой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE IN CORPORATE CULTURE: CODES OF ETHICS AND CONDUCT OF CONSULTANTS

For a long time, the point of view on compliance as a set of initiatives aimed at preventing illegal actions dominated. Currently, an extended interpretation of compliance is becoming widespread, which should also cover the ethical aspects of doing business.During the analysis, it was found that ethical standards in consulting were formed simultaneously with the formation of the consultant profession. This allows us to draw a conclusion about the successful century-old practice of implementing ethical codes into the corporate culture of consulting firms. This article is a continuation of the authors’ research in the field of management consulting.The purpose of the study is to analyse the Russian and foreign experience of implementing ethical standards and compliance control in the field of management consulting. The methodological basis of the research is the methods of logical, comparative, expert analysis, marketing research. The informational basis of the research is regulatory legal acts, official websites and documents of consulting companies and professional associations of consultants, expert assessments and ratings of consulting firms.The article reveals an interconnected three-level system of international, national and intra-company standards of business ethics and professional practice; gives examples of reputational risks of well-known international consulting companies; justifies the role of consulting firms in the formation of the ethical structure of business. The practical significance of the study is to focus the attention of client companies on the need to familiarize themselves with the standards of ethics and business practices before concluding a contract with a consulting firm.

Текст научной работы на тему «КОМПЛАЕНС В КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ: КОДЕКСЫ ЭТИКИ И ПОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ»

ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОТРАСЛЯХ

комплаенс в корпоративной культуре! кодексы этики и поведения консультантов

Получено: 11.05.2021 Доработано после рецензирования: 14.06.2021 Принято: 21.06.2021 УДК 65.08; 659.23 JEL А13, М14 DOI https://doi.org/10.26425/2658-3445-2021-4-2-4-10 Алешникова Вера Ивановна

Д-р экон. наук, проф., ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1702-1081 e-mail: v_aleshnikova@guu.ru

Мищенко Андрей Николаевич

Советник по правовым вопросам, Ассоциация экономического сотрудничества со странами Африки (АЭССА), г. Москва, Российская Федерация

e-mail: prime-galaxy@yandex.ru АННОТАЦИЯ

Продолжительное время доминировала точка зрения на комплаенс как комплекс инициатив, направленных на предупреждение незаконных действий. В настоящее время распространение получает расширительная трактовка комплаенса, который должен охватывать и этические аспекты ведения бизнеса.

В процессе анализа было установлено, что этические стандарты в консалтинге формировались одновременно со становлением профессии консультанта, что позволяет сделать вывод об успешной столетней практике внедрения этических кодексов в корпоративную культуру консалтинговых фирм. Настоящая статья является продолжением исследований авторов в области управленческого консультирования.

Цель исследования - анализ российского и зарубежного опыта внедрения этических стандартов и комплаенс-контроля в сферу управленческого консультирования. Методологической основой исследования являются методы логического, сравнительного, экспертного анализа, маркетинговых исследований. Информационная основа исследования - нормативно-правовые акты, официальные сайты и документы консалтинговых компаний и профессиональных объединений консультантов, экспертные оценки и рейтинги консалтинговых фирм.

В статье раскрыта взаимоувязанная трехуровневая система международных, национальных и внутрифирменных стандартов деловой этики и профессиональной практики; приведены примеры репутационных рисков известных международных консалтинговых компаний; обоснована роль консалтинговых фирм в формировании этической структуры бизнеса. Практическое значение исследования состоит в акцентировании внимания компаний-клиентов на необходимости ознакомления со стандартами этики и деловой практики до заключения контракта с консалтинговой фирмой.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Комплаенс, комплаенс-программы, этический кодекс, кодекс поведения, социальная ответственность, управленческое консультирование, консалтинговая фирма, ассоциация консультантов

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Алешникова В.И., Мищенко А.Н. Комплаенс в корпоративной культуре: кодексы этики и поведения консультантов// E-Management. 2021. Т. 4, № 2. С. 4-10.

© Алешникова В.И., Мищенко А.Н.., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

ELECTRONIC MANAGEMENT IN VARIOUS FIELDS

Compliance in corporate culture: codes of ethics and conduct of consultants

Received: 11.05.2021 Revised: 14.06.2021 Accepted: 21.06.2021 JEL А13, М14

Vera I. Aleshnikova

Dr. Sci. (Econ.), Prof., State University of Management, Moscow, Russia ORCID: : https://orcid.org/0000-0002-1702-1081 e-mail: vi_aieshnikova@guu.ru

Andrei N. Mishchenko

Legal Adviser, The Association of Economic Cooperation with African States, Moscow, Russia e-mail: prime-galaxy@yandex.ru

ABSTRACT

For a long time, the point of view on compliance as a set of initiatives aimed at preventing illegal actions dominated. Currently, an extended interpretation of compliance is becoming widespread, which should also cover the ethical aspects of doing business.

During the analysis, it was found that ethical standards in consulting were formed simultaneously with the formation of the consultant profession. This allows us to draw a conclusion about the successful century-old practice of implementing ethical codes into the corporate culture of consulting firms. This article is a continuation of the authors' research in the field of management consulting.

The purpose of the study is to analyse the Russian and foreign experience of implementing ethical standards and compliance control in the field of management consulting. The methodological basis of the research is the methods of logical, comparative, expert analysis, marketing research. The informational basis of the research is regulatory legal acts, official websites and documents of consulting companies and professional associations of consultants, expert assessments and ratings of consulting firms.

The article reveals an interconnected three-level system of international, national and intra-company standards of business ethics and professional practice; gives examples of reputational risks of well-known international consulting companies; justifies the role of consulting firms in the formation of the ethical structure of business. The practical significance of the study is to focus the attention of client companies on the need to familiarize themselves with the standards of ethics and business practices before concluding a contract with a consulting firm.

KEYWORDS

Compliance, compliance programs, code of ethics, code of conduct, social responsibility, management consulting, consulting firm, association of consultants

FOR CITATION

Aleshnikova V.I., Mishchenko A.N. (2021) Compliance in corporate culture: codes of ethics and conduct of consultants. E-Management, vol. 4, no. 2, pp. 4-10. DOI https://doi.org/10.26425/2658-3445-2021-4-2-4-10

© Aleshnikova V.I., Mishchenko A.N., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

О значении комплаенса (англ. compliance - действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение - примеч. ред.) в области этики свидетельствует ряд обстоятельств. В России активно разрабатывают и принимают кодексы этики в различных сферах деятельности1. Создано объединение профессионалов «Ассоциация этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности» (англ. Russian Business Ethics Network). Российская ассоциация входит в европейскую сеть национальных ассоциаций в области этики бизнеса (англ. European Business Ethics Network)2. Появилась новая профессия, связанная с этой сферой -комплаенс-менеджер (комплаенс-офицер).

Особо актуален комплаенс в области этики стал в XXI в., который называют «веком услуг». Известные характеристики услуги (неосязаемость, невидимость, несохраняемость, неотделимость от носителя и другие) означают, что компании, относящиеся к сфере услуг, выстраивают свои отношени, основываясь на доверии, их успех зависит во многом от сложившейся деловой репутации. Таким образом, актуальность комплаенса в широком понимании для сферы услуг переоценить сложно.

В данном исследовании рассмотрена ситуация в управленческом консультировании, где на добровольной основе принимаются кодексы деловой этики (англ. code of ethics) и профессиональной практики (англ. professional conduct). Основное предназначение кодексов этики и поведения - согласовать интересы целевых групп и снизить возможные риски.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

В зарубежной теории и практике управленческого консультирования этическим основам всегда уделялось особое внимание, например, в 1911 г. был принят «Этический кодекс Американского института инженеров-консультантов» [Kubr, 1982, 1983, 1993]. Библиографический анализ российских исследований этической основы отечественных организаций показывает активизацию ученых в отношении корпоративной этики после 2000-х гг. [Иванова, 2014; Финогентова, Полозков, 2013]. К этому же периоду относятся публикации, касающиеся этики консалтингового бизнеса [Мороз, Дроздов, 2015; Мингалева, 2013]. На сайтах российских консалтинговых фирм и национальных объединений консультантов центральное место отведено этическим основам профессии, имеются ежегодные отчеты о социальной ответственности3. Журнал Consulting проводит оценку консалтинговых фирм и присуждает премию Excellence in social & community investment award за достижения в области инноваций в социальной сфере за поддержку клиентов на местных, национальных и международном уровнях4.

ИССЛЕДОВАНИЕ

С момента становления управленческого консультирования в начале XX в. стали разрабатываться профессиональные и корпоративные кодексы, а в некоторых случаях их комбинации. Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества консультантов. Они представляют собой совокупность нравственных принципов, нерегулируемых юридическими нормами и предназначенных для контроля за действиями и принимаемыми решениями консультантов. Корпоративные кодексы регулируют отношения в системах «начальник - подчиненный», «коллега - коллега», «клиент - консультант» и иные этические параметры, которые задает сама консалтинговая компания. Кодексы этики и поведения в консалтинговой фирме выполняют репутационную, управленческую функции и функцию развития организационной культуры.

В консалтинге основным видом риска является репутационный. Вероятность возможных потерь из-за негативного восприятия консалтинговой компании клиентами, партнерами, обществом. Обычно консалтинговые фирмы пытаются в досудебном порядке решить проблемы неудовлетворенности клиентов

1 Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420254359 (дата обращения: 31.04.2021).

2 Ассоциация этики бизнеса и КСО. Режим доступа: https://rben.ru/community/about-rben (дата обращения: 31.04.2021).

3 Отчет о социальной ответственности М^ш^у. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/about-us/social-responsibiHty/2020-social-responsibiHty-report/overview (дата обращения: 31.04.2021).

4 Премия за достижения в области инноваций в социальной сфере. Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/about/about-bcg/awards (дата обращения: 31.04.2021).

работой консультантов, качеством услуг, поскольку публичное обращение в суд может «поставить крест» на дальнейшем существовании этой фирмы.

Известным примером потери репутации и, как следствие, краха, является американская консалтинговая фирма Arthur Andersen (создана в 1913 г.), которая прекратила существование в 2002 г., поскольку повела себя непрофессионально, недобросовестно. Она была обвинена в фальсификации документов и введении в заблуждение инвесторов в деле компании Enron. Разразившийся скандал негативно повлиял на всю консалтинговую отрасль, подорвал доверие клиентов к консалтингу.

Есть и более свежие примеры репутационных скандалов, связанных со старейшей консалтинговой фирмой McKinsey (создана в 1926 г.). В середине февраля 2019 г. на компанию McKinsey был наложен штраф в размере 15 млн долл. Было доказано, что она сознательно скрыла информацию о наличии конфликта интересов5. В декабре 2020 г. McKinsey сделала официальное заявление о допущенных ошибках в работе с фармацевтическими компаниями, а 49 американских штатов предъявили претензии компании за то, что консультанты советовали агрессивную маркетинговую стратегию в отношении опиоидных анальгетиков. По мнению истцов, это привело к опиоидной зависимости и гибели тысяч потребителей из-за передозировок. И хотя McKinsey не признает своей прямой вины, она принесла извинения всем пострадавшим и их родственникам. В досудебном порядке компания готова выплатить около 600 млн долл6.

Есть и иного рода пример, когда руководство поступило в прямом соответствии с этическими нормами. В начале 2021 г. всем сотрудникам российского офиса компании было разослано предупредительное письмо руководства McKinsey о запрете на выражение политических взглядов в социальных сетях российским сотрудникам. Такое решение принято на основе кодекса профессионального поведения сотрудников McKinsey, в котором четко и однозначно зафиксировано, что персонал «не должен высказывать личные политические взгляды таким образом, чтобы это могло поставить под угрозу репутацию компании, как политически нейтральной». Однако со стороны правительственных кругов США, сенаторов компания была обвинена в пособничестве «репрессивному режиму» в Российской Федерации.

Рассмотрим подробнее сложившуюся в мире систему кодексов деловой этики и профессиональной практики. Известно, что первый кодекс консультантов был принят в 1911 г. Американским институтом инженеров-консультантов, то есть одновременно со становлением профессии консультанта по управлению. В нем перечислены 10 основных непрофессиональных и несовместимых с профессией действий, которые касаются отношений с клиентами и коллегами-консультантами7.

Анализ позволяет сделать вывод о наличии в управленческом консультировании сбалансированной системы этических кодексов, которая включает взаимоувязанные международные, национальные и внутрифирменные стандарты деловой этики и профессиональной практики.

Примером кодексов первого типа являются «Руководящие принципы профессионального поведения и передовой практики Федерации европейских ассоциаций консультантов по управлению» (FEACO) для своих членов - национальных ассоциаций консультантов по управлению. Обновленная версия утверждена в конце 1999 г. 8. Руководящие принципы касаются квалификации, этики, прозрачности, конфиденциальности, качества работы и финансовых отношений с клиентом. В преамбуле к руководству подчеркивается важность социальной и экологической ответственности консультантов по управлению.

В Европейском Стандарте профессиональной деятельности «Услуги управленческого консультирования» Европейского Комитета по Стандартизации (англ. CEN)9 два раздела посвящены этике (кодекс поведения консультантов; ценности, определяющие поведение консультантов) и социальной ответственности (акцент ставится на учет интересов стейкхолдеров, общества в целом и экологию). Стандарт распространяется на 31 европейское государство, которые являются членами CEN.

5 Mckinsey. Режим доступа: (дата обращения: 31.04.2021).

6 McKinsey расплатится за опиум для народа. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4673937 (дата обращения: 31.04.2021).

7 Этические кодексы. Режим доступа: https://ethics.iit.edu/ecodes/node/6409 (дата обращения: 31.04.2021).

8 FEACO Guidelines for Professional Conduct. Режим доступа: https://feaco.org/aboutfeaco/codeofethic (дата обращения: 31.04.2021).

9 Стандарт профессиональной деятельности EN 16114:2011 (E) «Услуги управленческого консультирования» // Европейский Комитет по 'Стандартизации (CEN). Режим доступа: http://asconco.ru/askonko/standarty-professionalnoj-deyatelnosti/ (дата обращения: 31.04.2021).

Поскольку консалтинговая деятельность не лицензируется и не подлежит обязательной сертификации, то для поддержания высоких стандартов профессии и дистанцирования от недобросовестных консультантов, существует добровольная сертификация. В Российской Федерации существует единственный официальный орган добровольной сертификации консультантов - Национальный институт сертифицированных консультантов по управлению (далее - НИСКУ). Международное сообщество сертифицированных консультантов по управлению CMC-Global разработало «Кодекс профессионального поведения»10, в котором акцентируется внимание на клиент-консультантских отношениях, прозрачности действий, конфиденциальности и распространяется, в том числе на НИСКУ и сертифицированных российских консультантов.

В качестве примера национальных кодексов консультантов можно привести «Кодекс этики» IMC USA. Он был принят в 2005 г. и включает принципы по трем аспектам: обязательства перед клиентом; обязательства по финансовой безупречности; обязательства перед обществом и профессией11. Российская национальная гильдия профессиональных консультантов (далее - НГПК) в соответствии с международными кодексами консультантов разработала «Кодекс этики члена НГПК» и «Кодекс поведения члена НГПК»12.

На уровне консалтинговых фирм также активно используется комплаенс. Рассмотрим несколько примеров: Российская консалтинговая компания «ЛАНИТ» заняла первое место в рейтинге консалтинговых фирм; РА «Эксперт» с 2020 г. входит в топ-10 российских компаний, обладающих лучшей репутацией, по данным ежегодного исследования корпоративной репутации в России, проведенного EmCo и Reputation Institute по методологии RepTrak® в 2018 г. Эта компания входит также в топ-3 российских компаний, имеющих детально разработанные корпоративные антикоррупционные программы и документы. Основные документы в сфере комплаенса, действующими в группе компаний ЛАНИТ - «Комплаенс-политика» и «Политика по противодействию взяточничеству и коррупции»13.

В кодексе деловой этики консалтинговой компании Accenture сформулированы фундаментальные правила поведения консультантов по шести аспектам: правильная модель поведения; соответствие законам; оказание услуг клиентам; защита сотрудников, информации и консалтингового бизнеса; ответственное ведение бизнеса; социально ответственный консультант-гражданин с детальным описанием каждого направления14.

Кодекс поведения консультантов KPMG регулярно обновляется. В версии 2020 г. он имеет следующую структуру: ценности KPMG; обязательства KPMG; обязанности KPMG; к кому обращаться за помощью; соблюдение кодекса поведения; контактная информация и обратная связь15. Кодекс ориентирован на консультантов и кандидатов на вакансию консультанта в KPMG, руководителей KPMG, клиентов, регулирующих органов и общественности.

Изложенное выше свидетельствует о серьезной апробации основных положений этических стандартов консалтинговыми фирмами. Это обстоятельство дает таким компаниям моральное и профессиональное право предлагать свои клиентам услуги по созданию комплаенс-систем и комплаенс-контроля. Важно подчеркнуть, что подобные услуги достаточно популярны у клиентов. По экспертным оценкам спросом на комплаенс пользуются услуги Deloitte Consulting Compliance, KPMG Compliance Consulting, услуги Foundstone, Accenture Compliance Consulting.

Нередко разработке и внедрению комплаенс-систем в клиентских организациях предшествуют обучающие программы. Например, Deloitte проводит вебинары по комплаенсу (один из последних - «Адаптация комплаенс-программы к условиям эпидемии»). Аналогичные семинары проводит KPMG.

10 Cmc-global. Режим доступа: https://www.cmc-global.org/content/our-vision-mission-and-values (дата обращения: 28.04.2021).

11 IMC USA. Режим доступа: https://www.imcusa.org/page/ETHICSCODE (дата обращения: 28.04.2021).

12 Официальный сайт НГПК. Режим доступа: http://www.ngpc.ru/text/cod_ethic.htm (дата обращения: 28.04.2021).

13 Комплаенс в Ланит. Режим доступа: https://www.lanit.ru/about/compliance-policy/ (дата обращения: 28.04.2021).

14 Кодекс деловой этики Accenture. Режим доступа: https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-72/Accenture-CoBE-Brochure-Russian.pdf (дата обращения: 28.04.2021).

15 Кодекс поведения KPMG. Режим доступа: https://home.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/09/ru-ru-cis-code-of-conduct-2020.pdf (дата обращения: 28.04.2021).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сфера консалтинга является примером фактически столетней успешной практики формирования этического фундамента корпоративной культуры и социальной ответственности. В управленческом консультировании сложилась система взаимоувязанных международных, национальных и корпоративных кодексов деловой этики и профессиональной практики. Российские консалтинговые фирмы и консультанты по управлению при разработке своих этических стандартов опираются на международные базовые принципы профессии. Консалтинговые компании, имея собственный богатый и результативный опыт внедрения комплаенс-систем, помогают свои клиентам разрабатывать аналогичные программы, проводят обучение. Клиентским организациям уже на этапе поиска и выбора консалтинговой фирмы следует обязательно ознакомиться с ее этическими принципами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Иванова Е.А. (2014). Корпоративные этические кодексы в управлении российскими компаниями // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент. № 2. С. 164-190.

Мороз Ю.С., Дроздов И.Н. (2015). Принципы эффективности консалтингового предпринимательства // Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 3. С. 72-80.

Финогентова О.Е., Полозков Е.В. (2013). Система этических кодексов в современной России // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. № 9. С. 15-21.

Kubr M. (1993). How to select and use consultants: A client's guide - Geneva: ILO. 208 p.

Mingaleva Zh. (2013). Ethical principles in consulting // Procedía - Social and Behavioral Sciences. V. 84. Pp. 1740-1744. https://doi.Org/10.1016/j.sbspro.2013.07.024

REFERENCES

Finogentova O.E. and Polozkov E.V (2013), "The system of ethical codes of modern Russia", IKBFU's Vestnik, no. 9, pp. 15-21. (In Russian).

Ivanova E.A. (2014), "Corporate codes of ethics within governance of Russian the companies", Vestnik of Saint Petersburg. University. Management, no. 2, pp. 164-190. (In Russian).

Kubr M. (1993), How to select and use consultants: A client's guide, ILO, Geneva, Switzerland.

Mingaleva Zh. (2013), "Ethical principles in consulting", Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 84, pp. 1740-1744. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.07.024

Moroz Yu.S. and Drozdov I.N. (2015), "Efficiency principles of consulting entrepreneurship", The bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management, no. 3, pp. 72-80. (In Russian).

TRANSLATION OF FRONT REFERENCES

1 Model Code of Ethics and Official Conduct of Civil Servants of the Russian Federation and Municipal Employees. Available at: https://docs.cntd.ru/document/420254359 (accessed 31.04.2021).

2 Russian Business Ethics Network, RBEN. Available at: https://rben.ru/community/about-rben (accessed 31.04.2021).

3 Social Responsibility Report McKinsey, McKinsey & Company. Available at: https://www.mckinsey.com/about-us/social-re-sponsibility/2020-social-responsibility-report/overview (accessed 31.04.2021).

4 Award for Achievements in the Field of Innovations in the Social Sphere, BSG.COM. Available at: https://www.bcg.com/ru-ru/about/about-bcg/awards (accessed 31.04.2021).

5 McKinsey, Tadviser. Available at: https://bit.ly/3jUIH4b (accessed 31.04.2021).

6 McKinsey will pay for opium for the people, Kommersant. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4673937 (accessed 31.04.2021).

7 Ethical codes. Available at: https://ethics.iit.edu/ecodes/node/6409 (accessed 31.04.2021).

8 FEACO Guidelines for Professional Conduct, FEACO. Available at: https://feaco.org/aboutfeaco/codeofethic (accessed 31.04.2021).

9 Professional Activity Standard EN 16114:2011 (E) "Management Consulting Services", ASCONCO.RU. Available at: http://asconco.ru/askonko/standarty-professionalnoj-deyatelnosti/ (accessed 31.04.2021).

10 Cmc-global. Available at: https://www.cmc-global.org/content/our-vision-mission-and-values (accessed 28.04.2021).

11 IMC USA, IMCUSA.ORG. Available at: https://www.imcusa.org/page/ETHICSCODE (accessed 28.04.2021).

12 Official website of the National Guild of Professional Consultants, NGPC.RU. Available at: http://www.ngpc.ru/text/cod_ ethic.htm (accessed 28.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Compliance in Lanit, LANIT.RU. Available at: https://www.lanit.ru/about/compliance-policy/ (accessed 28.03.2021).

14 Code of Business Ethics Accenture, ACCENTURE.COM. Available at: https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-72/Ac-centure-CoBE-Brochure-Russian.pdf (accessed 28.04.2021).

15 KPMG Code of Conduct. Available at: https://home.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/09/ru-ru-cis-code-of-conduct-2020. pdf (accessed 28.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.