Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585
УДК: 159.98
ВВК: 88.92 Психологические науки
Базовые принципы клинико-психологического консультирования
© М.Р. Арпентьева
Арпентьева М.Р. - доцент, д. психол.н., профессор кафедры психологии развития и образования, руководитель лаборатории психолого-педагогического сопровождения семьи и детства Центра социально-гуманитарных исследований, ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» E-mail: mariam_rav@mail.ru
Адрес: 248023, Калужская обл., Калуга г., ул. Степана Разина, д. 26.
29
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена анализу ведущих принципов клинико-психологического консультирования. Данные принципы рассматриваются как метатехнологии, операционализирующие ведущие духовно-нравственные,этическиепринципыработыконсультантаилипсихотерапевта. Метод исследования -теоретический анализ современных и классических моделей клинико-психологического консультирования и психотерапии. Результаты исследования - выделение ведущих принципов клинико-психологического консультирования, описание их как метатехнологий консультативной помощи пациентам. В процессе обсуждения результатов исследования раскрываются особенности реализации данных принципов в трех основных измерениях (интенциях) консультирования: построение и развитие помогающих отношений (отношенческая интенция), принятие и осуществление помогающих (коррекционно-развивающих) воздействий (преобразовательная интенция), развитие понимания субъектами консультирования себя, друг друга и проблемной ситуации (диалогическая интенция), выделяются три группы мета-технологий. В заключение делается вывод о том, что данные метатехнологии профессиональной помощи проявляют себя в отношении специалиста к жизни в целом, выделяются метатехнологии жизнедеятельности, реализуемые консультантом и транслируемые пациентам, помогающие перейти от патогенных, деструктивных отношений к отношениям продуктивным, здоровьесберегающим.
Ключевые слова: метатехнологии; клинико-психологическое консультирование; эмпатия; принятие; конгруэнтность; конкретность; принципы; интенции; патогенные отношения; здоровьесберегающие отношения.
Введение. Как область
консультативной психологии клинико-психологическое консультирование существует наряду с другими областями, в том числе с возрастно-психологическим и социально-психологическим
консультированием [1; 3]. Клинико-психологическое консультирование фокусируется на проблемах здоровья и болезни и, таким образом, здоровых, продуктивных, развивающих человека и патогенных, деструктивных, разрушающих его взаимоотношений с собой и миром, рассматривая эти отношения и как источник проблем, и как путь к их преодолению. Однако, поскольку нарушения отношений констатируются и в ситуации возрастных кризисов, и в ситуации социальных конфликтов, постольку можно говорить не просто о клинико-психологическом консультировании, но 30 о клинико-психологическом подходе в
консультировании и психотерапии.
Цель исследования. Статья посвящена анализу ведущих
принципов клинико-психологического консультирования. Данные принципы рассматриваются как метатехнологии, операционализирующие ведущие
духовно-нравственные, этические
принципы работы консультанта или психотерапевта.
Метод исследования теоретический анализ современных и классических моделей клинико-психологического консультирования и психотерапии.
Клинико-психологическое консультирование как эдологическая (помогающая) практика, сфера профессиональной деятельности,
предстает как сложное, полиморфное явление, связанное с помощью разным группам клиентов в решении проблем их отношений с собой и миром, приводящим к нарушениям физического (соматического) и психического №3 (3) 2016 здоровья, а также вторичных и www.j-chr.com третичным нарушениям в сфере внутриличностного, межличностного,
а также внутригруппового и межгруппового функционирования, развития и восстановления. Клиенты в контексте клинико-психологического консультирования, в отличие от социально-психологического и возрастно-психологического консультирования и психотерапии, рассматриваются нес только как клиенты, сколько пациенты, страдающие от дисфункций и нарушений психосоматического и психического типа, значительная часто которых связана с нарушениями их отношений к себе и миру.
Выполняя свои собственные задачи, клинико-психологическое
консультирование позволяет преодолеть усеченность диагностики и помощи (лечения) в медицинской психотерапии и психиатрии, для которых типичен клинический редукционизм и сведение психологических факторов нарушений к сопутствующим и вторичным. В целом, клинико-психологическое
консультирование характеризуется широкой ориентацией: групп проблем и клиентов, которым оказывается помощь, множеством парадигм помощи и лежащих в их основе эпистемологических оснований. Рассмотрение различных проблем и заболеваний, работа с самыми разными группами клиентов предполагает выход за пределы ситуации телесного или психического нарушения и индивидуальной жизнедеятельности, необходимость изучения болезни в контексте жизни человека, ее рассмотрение в широком социальном контексте [2; 4]. Проблемы, с которыми сталкиваются клиенты, могут быть охарактеризованы как проблемы, связанные преимущественно с нарушениями и затруднениями понимания социальных ситуаций, себя или окружающих людей в интимно-личностном, деловом и других видах отношений,локализованныенаценностно-ролевых, понятийно-смысловых и непосредственно интерактивных уровнях жизнедеятельности. Нарушения эти достигли столь значительной степени
что выражаются в психосоамтических и психических нарушениях.
Клинико-психологическое консультирование - особым образом организованный диалог, направленный, согласно экзистенциально-
гуманистической модели, на повышение качества жизни, психологическую поддержку развития индивида и семьи, а также, с точки зрения психоаналитической и когнитивно-бихевиоральной модели, исправление ошибок и проблем функционирования и развития, связны с дисгармониями внутриличностного и межличностного плана. В современных, интегративных моделях консультирования (системный и стратегический подходы, парадоксальное и провокационное консультирование, процессуальный и антипсихиатрический подходы) фокусом становится исследование и развитие отношений людей к себе и миру в противовес вниманию предшествующих, традиционных моделей к технологиям помощи: ответы на вопрос «зачем» и «кто» важнее ответов на вопросы «как» и «при каких обстоятельствах». В отечественной традиции выделяются деятельностный и духовно-
религиознй подходы, акцентирующие в пониманииболезни и здоровья качество жизнедеятельности человека, в том числе, деформации или целостность духовно-нравственной, ценностной и целевой основы жизнедеятельности. Нарушение ценностно-целевых отношений
ведет к физическим и психическим страданиям и разрушению деятельности, восстановление - к выздоровлению и восстановлению, развитию человека и его жизнедеятельности. Помощь в осмыслении и преобразовании проблем, центральная для традиционных, сциентистских моделей, играет в рамках этой модели вспомогательную функцию. В целом, в наиболее современных моделях и подходах, в рамках так называемого постгуманистического измерения, сочетаются две тенденции: метатехнологический и духовно-нравственный анализ помогающего
взаимодействия. В конкретной ситуации,
в реальной практике помогающего
взаимодействия, эти две тенденции
сливаются в единое целое. Такое слияние
не проходит просто и безболезненно:
практики, связанные с медицинской
традицией, продолжают пытаться
удерживать приоритет технологий и
никак и ничем не завершающиеся
поиски «органического субстрата»
психологических и психических
нарушений; а практики, обращенные
к социальной традиции, пытаются
толковать происходящее с клиентом
в терминах воздействия «социальной
среды», обстоятельств, а также
ограничиваться разработкой конкретных
технологий помощи. Метатехнологии
помощи и ее духовно-нравственное
осмысление, также, как и попытки
духовно-нравственного осмысления
человеческой жизни остаются пока
спорадическими и, а исключением 31
нескольких самостоятельных течений, в
том числе религиозно-ориентированное,
парадоксально-провокационное,
системно-стратегическое,
процессуальное и антипсихологическое,
- остаются часто вне поля зрения
большинства клиентов и специалистов.
Наука и практика консультативной
психологии «прощает» эксперименты
наиболее известным представителям
этих течений, восхищаясь харизмой и
индивидуальностью последних, однако,
в повседневной практике продолжают
доминировать традиционные модели,
«смягченные» элементами моделей
экзистенциально-гуманистических.
Результаты исследования. В результате анализа исследований выделилось несколько основных моментов.
Первый из них связан с определением понятия метатехнологии как произвольного, осуществляемого субъектом в рамках имеющегося у него стремления к развитию, самореализации, процесса воздействия на технологию, №3 (3) 2016 преобразующий ее в целях повышения www.j-chr.com продуктивности и эффективности (жизне-
деятельности). Выявлено, что существуют технологии создания технологий (креативная метатехнология), технологии внедрения технологий (invade-метатехнология) и развития технологий (upgrate-метатехнология). В случае консультирования речь идет о технологии, позволяющей интегрировать и развивать технологии развития личности и ее отношений, существующие в контексте различных психотерапевтических
школ и моделей развития человека и общества. Будучи метатехнологией, эта группа технологий должна содержать механизм, посредством которого субъект индуктивно воздействует на внешнюю и внутреннюю среду, преобразуя ее в соответствии с целями развития. Метатехнология представляет собой некий инструмент индуктивного воздействия на пространство психологический технологий, в том 32 числе - тех, что обеспечивают его (жизне)
деятельность и развитие. Метатехнология повышает эффективность (ускоряя, усиливая эффект) воздействия человека на внешнюю и внутреннюю среды. Технологии развиваются медленно, и, в силу множественности, имеющихся у каждой их них различающихся ресурсов и ограничений, дают более медленные и менее выраженные результаты. Метатехнология представляет
возможность управления развитием, ключ к инновации оному использованию технологий. Метатехнология, содержащая информацию о результатах применения тех или иных технологий и их систем, позволяет предвосхитить результаты использования технологий, выбрать оптимальные, отсеять нежелательные варианты. Решив задачу создания метатехнологии, получаем в распоряжение механизм формирования и развития человека, его отношений.
Второй момент касается анализа сущностных аспектов консультирования. Что касается клинико-психологического №3 (3) 2016. консультирования и психотерапии, www.j-chr.com помощи человека как души другому человеку, душе, то интегрирующим
понятием, с которым явно или неявно связаны практически все технологии и школы помощи, является понятие любви, развивающих и восстанавливающих психическое и физическое здоровье человека отношений, конкретизированной в практике помогающего контакта как понимание человека человеком. Такое понимание - процесс и результат осмысления происходящего субъектами консультативных отношений в диалоге друг с другом и окружающим их миром. Понимание выступает как особая форма взаимодействия и взаимного воздействия субъектов консультирования, а также как особый тип построения и развития отношений. Консультирование осуществяется в контексте данного представления через системк более или менее обобщенных метатехнологических принципов (метатехнологий),
позволяющих субъекту достичь состояния любви как диалога с миром, в процессе которого, понимая себя и друг друга, человек и мир могут развиваться наиболее оптимальным для каждого из них образом. Такое представление дает возможность выделения ведущих принципов клинико-психологического консультирования, описания их как метатехнологий консультативной помощи пациентам. Постгуманистическая
модель обращает внимание на «неутилитарные» и неочевидные для традиционной психотерапии и медицины в целом аспекты бытия человека и неочевидные соотношения этого бытия. Метатехнологический ракурс позволяет соединить разрозненные представления и модели в единый комплекс, ввести в консультирование не просто ценностно-смысловые, но духовно-нравственные аспекты бытия человека, семьи. Человек перестает видится разумным автоматом, но начинает видится космическим существом, чья жизнь есть любовь и страдание, подъем и крушение, порядок и хаос, развитие и инволюция, нарушения в развитии и бытии которого есть ошибки и уроки, исправляя и выучивая которые, человек обучает и воспитывает себя
и окружающих людей. Персонализм гуманизма замещается «этическим персонализмом» посттгуманизма и трансгуманизма, предполагающего, что человек не является последним звеном эволюции, .он способен и нуждается в том, чтобы осмыслять себя и мир, совершенствоваться и совершенствовать, достигать тех возможностей, которыми обладает как космическое существо, достигать космической идентичности - жизни души, и преодолевать те ограничения, которые налагают повседневные обстоятельства,
преодолевать сложившуюся идентичность, ограничения жизни разумного тела.
На этом пути клинико-психологическое консультирование выступает уже как своеобразная духовная практика, выходящая за границы традиционного представления о болезнях и здоровье, они показывают человечеству, реальные, но от того не менее фантастические «артефакты» исцелений и развития, недоступные тех, кто ходит «под законом» рассудка и разума: «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» [7, Галатам 5:18].
Обсуждение результатов.
Метатехнологическое осмысление
открывает дорогу к универсальным подходам и «золотым правилам» исцеления и развития, невозможным на предшествующих уровнях.
Сточкизренияпостгуманистической модели консультирования, источников и усугубляющих нарушения отношений человека с собой и миром, а также их результатов - психических и психосоматических нарушений и заболеваний, несчастных случаев и «сломанных судеб», иных форм страданий несколько:
1) эгоцентризм, проявляющийся как эгоизм и центрация на собственных желаниях, игнорирование собственных нужд и состояний, а также состояний и нужд окружающих людей, чрезмерно развитое чувство собственной значимости и значительности, приводящие к состояниям «бесчувственности» и
поведению по типу циклических аутостимуляций, в которых попытки самоподдержания перекрываются
поведением самозатруднения,
деструктивное и аутодеструктивное поведение, включая наркомании и суициды;
2) отчужденность и психологическая зависимость на фоне неразвитой эмпатии, рождающие склонность к агрессивному и отчужденному поведению, множественным и глубоким конфликтам с окружающими, социопатическим нарушениям и переживаниям своей изолированности, перверсиям в сфере, связанным с чрезмерным акцентом отношений «власти-подчинения», например, садо-мазохизм и т.д.;
3) неискренность отношений, связанная с феноменом «двойной связи» и целенаправленными манипуляциями (маккиавелизм), искаженность общения и отношений, приводящие к возникновению острых, травмирующих «несчастных случаев» и «разрывов» отношений, а также хронических психических и психосоматических нарушений, закреплению хамартических жизненных сценариев у членов семьи (рода);
4) жизнеотрицание как недовольство собой, окружающими людьми и миром, непринятие и нетерпимость к окружающим людям, депрессивные и астенические формы реагирования на мир, который «не поддается улучшению» и не стремится быть «улучшенным».
Данные аспекты отношений к себе и миру часто, как видно из описания, перекрываются, усиливая друг друга. В попытке достичь здоровья и «доказать» свою нормальность, человек часто попадает в ловушку игр в неполноценность, «плохость» - сверхценность и «хорошесть», в ненужность и невостребованность -сверхнужность и мегапопулярность, в нелюбимость и отвержение и в «всеми любимость» и всеприятие, а также игр в причиняющего страдания и ждущего когда его остановят преследователя и
33
страдающую, ждущую помощи жертву (или убегающую от преследователя к спасителю жертву и в преследующего преследователя спасителя). Отказываясь учится воспринимать опыт жизни как данность, либо убегая от проблем и вытесняя их из сознания, либо, напротив, продолжая упорствовать в сохранении своей позиции, моделей поведения и т.д., человек сталкивается с массой трудностей, переоценивая роль взаимоотношений с обществом и направляя ресурсы, данные ей для осуществления внутрисемейных преобразований, а также глубинных и обширных личностных изменений, на решение проблем отношений с представителями общества, болезнями и т.д.. При этом он нередко совершает целую серию серьезных по отношению к самому себе ошибок [6]:
1)он пытается что-то доказать обществу, окружающим, 34 2) обычно он стремится
доказать, что он «хороший» («нормальный», «полноценный»),
3) а также заслужить «любовь» сообщества и ее представителей,
4) весьма часто человек стремится получить помощь - ненужную ему и нежеланную для окружающих.
Доказывая, человек постигает, что «доказать» что-то невозможно, процесс доказательства может, заняв всю жизнь, оказаться полностью бесплодным, если не вредным: поскольку становится источником огромного количества психологических игр, психологического шантажа, деформаций отношений и даже
- как известный феномен «двойной связи»
- психических отклонений у человека и его близких. Человек также постигает, что он и каждый другой человек - индивидуальны, а также осознает абсолютно идентичные для людских сообществ и каждого человека в отдельности механизмы возникновения, развития, исчезновения и взаимного превращения «плохого» и «хорошего». Человек постигает,
№3 (3) 2016 что любовь и принятие невозможно -№-№^-сЬ:.сот заслужить и невозможно удержать. Его можно достигнуть, строя гармоничные
отношения любви и принятия внутри семьи, строя гармоничные, реализующие духовные идеалы, отношения с самим собой и миром. Тогда, состояния принятия и любви, эмпатии и рефлексии, а также конгруэнтности, аутентичности во многом возникают «автоматически»: человек постигает сущность любви и то, что любовь не есть неизменный комфорт, она, напротив, предполагает и более или менее существенные испытания, и «подарки судьбы» [6], она - не конец, но все бытие, она не вседозволенность, но свобода и ответственность , она есть целостность жизни, а не деление на плохое и хорошее и т.д. Человек также постигает и то, что проще не ждать помощи, а оказать ее самому: таким же или еще более нуждающимся людям [7; 8].
Однако, человек нередко пытается сохранять «очки» неведения, настраивая себя на соответствие представлениям и моделям поведения, не имеющим никакого отношения к реальности его мира и к реальности духовно-нравственного, личностно-психического и психосоматического здоровья. Пассивно ожидая от мира помощи и поддержки, он ограничивает свои собственные ресурсы и ответственность, препятствуя выздоровлению, преодолению трудной ситуации, исходя из бытующих в обществе и у специалистов представлений о нормальном и ненормальном, о здоровье и болезни, о счастье и страдании и т.д. Начиная с просьб о помощи, он заканчивает еще большим отчуждением и неблагодарностью. Начиная с просьб о любви - заканчивает ненавистью и отвержением. Начиная с просьб о понимании - полностью игнорирует необходимость понимания - там, где оно ведет к изменениям. Активно изменяющаяся личность понимает, что ответственность за нарушения функционирования и препятствия развитию и активность в разрешении проблем, связанных с исцелением, лежит на ней самой: помощь мира необходима, но лишь постольку, поскольку не блокирует внутренние ресурсы, и не
маскирует бездействие самого человека и не способствует утяжелению имеющихся ограничений и проблем.
В целом, за всеми попытками доказать,чтоунеговсе«хорошо», заслужить этим любовь общества, получить от нее поддержку, человек нередко упускает из вида более важный момент: любовь как сущностное проявление человека и его отношений не требует того, чтобы ее заслуживали, она есть всегда. Вопрос в том, умеет ли человек любить в смысле проявлять любовь, способен ли он и готов ли он в тот или иной конкретный момент к истинно партнерским, сущностным, глубоко человеческим отношениям и, если нет, как его научить? Святые старцы Оптинские, отвечая на этот вопрос, призывают «делать дела любви»: даже если душа человека кажется ему самому и окружающим «бесплодной», делая «дела любви», человек дает ей место в своей жизни, внутри себя: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь», - писал преподобный А. Оптинский [9, с.324].
На языке психологическом, выражении «делать дела любви» означает:
1)заботиться, делиться друг с другом и заботясь друг о друге, жертвуя силы и время друг другу, быть благодарным друг другу и миру в целом, помня о том вкладе,
которые окружающие люди делают в развитие и жизнь человека;
2) терпеть друг друга и бремя жизни как таковой (иметь «толерантность к неопределенности», осуществлять «совладание», проявлять «жизнестойкость», переживать «боль отношений», развивать «умение отпускать» негативные переживания, трудности, других людей и себя самих, давая событиям и людям «объяснять самих себя»);
3) уважать себя и других, исправлять собственные ошибки, а не только и не столько ошибки окружающих, понимать, что дети и взрослые - здоровые, понимающие мир и себя, любимые и счастливые или больные, непонимающие себя и мир, нелюбимые и несчастные - отражают состояние души родителей, общества в целом, что гармония в душе родителей, их правильное поведение -достойное и уважающее себя и других людей, жизнь как таковую - залог правильного поведения и счастливой жизни детей.
4) Однако, каждый человек свободен изменится и оставаться больным или здоровым, счастливым или несчастным, удачником и неудачником, парией или звездой - по собственному выбору. Часть пути при этом он проходит вместе с другими: без других, помощи им и помощи от них, развитие не состоится.
35
Таблица 1.
Принципы клинико-психологического консультирования
Повседневность (патогенная) Консультирование (развивающее)
Условное принятие как непринятие, ненависть или отчуждение, нетерпимость, нетолерантность, другой и я выступают как средства достижения цели, неуважение , персональный контакт как контакт социальных масок и ролей Безусловное принятие, любовь и терпимость (толерантность), я и другой -выступают как цели, уважение, видение Бога в себе, другом и мире, трансперсональный контакт как контакт внутренних сущностей - душ - людей
Оценочное понимание, нерефлексивное, неосознаваемое, барьеры и блокады понимания - не осознающее понимание происходящего, гипотетичность понимания, связь понимания с причинами и лежащими в основе опыта исходными представлениями и переживаниями (воспроизведение опыта) Безоценочное понимание, эмпатия, дар сочувствия и рефлексии, осознанность преодоление и исследование блокад и барьеров понимания, эмерджентность понимания, финитизм понимания (связь с результатами, в том числе целями понимания) (накопление опыта)
Повседневность (патогенная) Консультирование (развивающее)
Неискренность, лживость, несоответствие себе и миру, перманентная конфликтность, самонеэффективность и социальная неэффективность, неконгруэнтность и неаутентичность Искренность, честность, прямота, соответствие себе и миру, умение и стремление разрешать конфликты, самоэффективность и социальная эффективность, конгруэнтность и аутентичность
Неконкретность как деперсонализированность и отсуствие обращенности, общение с фантомами собственного опыта, беспредметность как фатичность, прерывность и фрагментарность взаимодействия, деперсонифицированность как отчуждённость и личностная не представленность Конкретность как персонализированность - обращённость к конкретному собеседнику, предметность обсуждения, его нефатичность, непрерывность и целостность, персонифицированность как личностная представленность , включенность в диалог с собеседником
Важно также отметить, что ведущим полноценным не только потребителем, модусом помощи должны при этом быть но и производителем -любви, заботы, отношения взаимопомощи: вне служения уважения, доброты, человек не может другим людям, вне ощущения себя исцелиться и развиваться.
Таблица 2.
Отношенческая интенция и принципы клинико-психологического
консультирования
36
Повседневность (патогенная) Консультирование (развивающее)
Неполноценное функционирование и отказ от самореализации, эгоцентризм и зависть, экзистенциальная пустота. нереализованность, непростроенность внутренних и внешних границ, накопление и исправление ошибок, «слепых пятен», «отработка грехов» и иных личностных и межличностных проблем Самореализация, полноценное функционирование, свобода от зависти и эгоцентризма, иных личностных проблем как реализованность, экзистенциальная исполненность, служение как реализация предназначения, единство персонального и социального интереса и интересом души
Предательство, излишнее доверие или недоверие, отсутствие проверки и изменений - неготовность изменяться и корректироваться, потакание грехам других, жаления (индивидуальные и коллективные), сговоры и т.д., зависимость жизни от окружающего социального мира. Доверие, проверяемое и сверяемое, готовность корректироваться и изменяться, отказ потакать грехам и ошибкам других, «сочувствовать» тем, кто разрушает себя и других, отказ от сговоров, «вторая демократия» как изменение мира через самого себя и лоурархия как изменение снизу вверх
Соперничество, отношения как преодоление препятствий и создание препятствий себе и друг другу (пассивная и активная агрессия - злоба, фрустрация и мстительность, желание выиграть любой ценой, даже проиграв), удержание злобы и невозможность концентрации Конфронтация и сотрудничество, и сотрудничество как помощь в реализации другим (совместное развитие), взаимный выигрыш, отсутствие злобы, отпускание злобы, напряжение без агрессии, продуктивная агрессивность как концентрированное усилие
Помощь «убогим», принижение «выскочек», компенсации, преференции и иные средства «уравнивания прав», «демократии», «легитимности» и «справедливости», деление людей на «больших» и «маленьких», комплексы Ионы или Икара, комплексы неполноценности и раздутое чувство собственное важности, созависимость, разрушающие ценности отношения - десакрализация и развращение, фикции и анти-фикции отношений , принцип желаний Истинные отношения (нефиктивные), ресакрализация, самоценность и ценность других, умение различить «червя» и «Бога» в себе и других, фасилитация, активизация, посредничество и медиация, изменения отношения (ценностей), отношения нужные, осмысленные, развивающиеся, поддерживающие ценности, чистота отношений, пост, нравственная культура, игнорирование фиктивных отличий и внимание к существенным, принцип реальности
Этоиесть«метатехнологии»клинико-психологического консультирования постгуманистической модели: они не дают гарантированный немедленный результат, но интенсифицируют воздействие иных технологий.. Как пишет Н. Вуйчич, «Основная проблема - ... в тех
границах, которые я ставил для себя, не видя, какие возможности предоставляет мне жизнь... Для начала поверьте в себя и в собственную значимость. Как только вы начнете этот путь, окружающие заметят это и пойдут вместе с вами» [10, р.45].
Таблица 3.
Преобразовательная интенция и принципы клинико-психологического
консультирования
Повседневность (патогенная) Консультирование (развивающее)
Неграмотное применение поощрений и наказаний, использование власти «ради самой власти» или страх власти и избегание наказаний и поощрений, стремление «удержать маятник» событий и свойств, выделив только одну часть реальности и игнорируя другую, избегание мыслей о последствиях и причинах, увлеченность желаниями, «административный восторг» как наслаждение властью, «полевое поведение», шатание между позициями хозяина и раба Компетентность в использовании наказаний и поощрений, использование конфронтации («наплевать в суп клиента») в виде парадоксальной и молчаливой фрустрации-поддержки, усиление и угашения (учет и использование целостности жизни и ее «маятниковых» и рефлексивных механизмов преобразования), использование синергетических и финитистских феноменов (паралеллирования и гистерезиса, взаимного усиления. саморазворачивания событий)
Принуждение и страх власти, вынужденная беспомощность или бред всевластия, асимметрия и манипуляция, неподтверждение и отказ пожтверждать окружающих, активная и пассивная агрессия как буллинг / сталкинг и газлайтинг, наслаждение и облегчение своих страхов -жизни и смерти от страданий других, неготовность просить прощения у себя и мира Конструктивная - целеориентированная и ценностно заданная (защищающая) агрессия, осознанность жизни и признание агрессии, готовность просить прощения у себя и мира, осознание страхов жизни и смерти, а также выбора, вынужденная спонтанность и подтверждение осознание власти клиентом, подтверждение как самоутверждение и утверждение мира - поддержание достоинств других и себя
Собственность и собственничество, страх нехватки, деление на жертв и завоевателей. рабов и хозяев, париев и звезд, повседневное предательство как обвинения в использовании, обмане и т.д., растрезвонивание чужих тайн, сплетни -преследования, чрезмерная привязанность, ревность и созависимость и эксплуатация, страх и попытки вторжения и страх - попытки навязчивого присутствия (преследования), отсутствие самоцености Профессиональная дистанция и взаимное раскрытие, уважение чужого пространства и чужого времени, сокрытие тайн клиента и охрана собственных тайн, отсутствие страха нехватки («любовь и время - противоположны» и т.д.), отказ от обвинений в адрес других и самого себя, отказ от предательств и сохранение любви и поддержки другого независимо от обстоятельств и «выгоды», отсутствие страха ненужности, страха быть помехой и преследования - переживание признанности и самоценности
Вина и месть, присвоение власти и ответственности, ее узурпация или отказ от ответственности, «правовые дискуссии» о грехах и ошибках других , гордыня и асимметрии ответственности, обвинение других и себя, осуждение и самоосуждение как уничтожение и самоуничтожение. Отсутствие культуры насилия и культуры свободы, деформации отношений власти и неумение отпускать контроль над собой и миром Трансляция ответственности, свобода как ответственность, покрытие «грехов» и добровольные жертвы как способы «выхода из круга мести» (игнорирующая или принимающая «остановка»), отсутствие осуждения и покрытие грехов, освобождение от них принятием и прошением прошлого («И смыл с себя я грех твой»). Культура насилия и культура свободы, умение опускать и умение быть свободным
37
Таблица 4.
Диалогическая интенция и принципы клинико-психологического
консультирования
38
Повседневность (патогенная) Консультирование (развивающее)
Сны неведения, иллюзия всезнания и нарциссизм, иллюзии справедливости и т.д., имитации незнания, дефокусировка и стереотипия («эвристическая» и нравственная аномия) уменьшение информации, закрытость открытость воспитанию и обучению в отношении себя и других, сужение границ компетентности «распад», выгорание и профессиональные деформации, страх понимания как потери опор, «сование носа не в свои дела», принуждение к самораскрытию, стремление «подловить» клиента и остаться недоступным , страх разрушения опыта Открытость воспитанию и обучению в отношении себя и других, проницательность и «ученое незнание», открытость, фокусировка, ценностное или духовное знание («одухотворённый разум»), включая прозорливость, осознание и расширение границ компетентности, принятие нового знания с любовью без страха навсегда утратить жизненные опоры, «запрос на доступ к информации» и «ожидание самораскрытия», «взаимное раскрытие», инициатива самораскрытий .и доступность консультанта, ценность и уверенность в собственном опыте
Жертвоприношение и создание «козла отпущения», коллективная расправа над «козлом отпущения» («идентифицированным пациентом») ради ощущения чувства власти и «оплаты» собственных грехов, бессознательность и ее имитация ради безнаказанности, триумф невежества и ненависть «к слишком умным» и иным образом отличным от «серой массы», непринятие или полная зависимость от чужого мнения, стремление к немедленному пониманию, допрашивание и дезинтегрирующая аналитика («интерпретации с потолка») Умение недеяния, бездействия, тишины -молчания, доверие клиенту как эксперту и следование за ним, метаумения, остановка круга насилия усилием понимания происходящего («усилие к пониманию»), ответственность за понимание, отказ от бессознательности в пользу вежества, мудрости, проясненности внутри и вне человека, развитие без страза и постоянное оглядки на страхи окружающих, «принятие во внимание» чужого мнения, отсутствие принуждения и обязательств понимания, неторопливость, интегрирующие впечатления, их возвращение клиенту
Экстатическая дистанция и этическая вненаходимость, жизнь желаний и норм -основа понимания жизни - прошлое и будущее, ожидание чуда поиск магических средств , отказ от собственных усилий к пониманию, неготовность понимать и избегание понимания, страх и фрустрация неопределенности, сужение контекста инопонимания , индоктринация и бегство пациента в здоровье, эксперименты над клиентом и миром, отчужденные знания и умения Эстетическая дистанция, толерантность к неопределенности , совместный творческий поиск и рутинная работа рефлексии и осознания, эстетическая вненаходимость, определяют понимание ценности и нужды настоящего, расширение контекста инопонимания, отказ от индоктринации и работа в поле понятий и представлений самого клиента или парадоксальная индоктринация как инициация перепроверки доктрин клиента самим клиентом, экспириентальное знание
Неимение прямо и искренне говорить, неумение говорить вежливо и соблюдать этические нормы диалога, злоупотребление «раскомплексованностью», демонстрация «духовности» «свободы от предрассудков» и т.д., сломанный телефон, сталкинг как попытка управления чужим «имиджем» и т.д., хамство, психопатизация и социопатизация Умение говорить прямо и называть вещи своими именами, честность, вежливость и такт, - соблюдение этики диалога, помощь в поиске инопонимания, приращение информации, диалог, умение признавать ошибки и «поражения» в диалогах с психопатами и иными любителями «фантомов»
Н. Вуйчич полагает, что «В жизни любого человека случаются тяжелые моменты. Он падает, и кажется, что подняться уже нет сил Но, преодолевая трудности, мы становимся сильнее и должны быть благодарны за открывающиеся перед нами новые
возможности [10, р.5,6].
Опираясь на тетраду принципов психологического консультирования, выделенных в школе К.Р. Роджерса рассмотрим их проявления и особенности в ряде основных аспектов измерений клинико-психологического
консультативного взаимодействия.
Базовые принципы
психологического консультирования соотнесены К.Роджерсом и его учениками с основными характеристиками повседневных отношений. Последние
рассматриваются как патогенные: формирующие псевдоличность или фрагментированную, «лоскутную»,
противоречивую или амбивалентную, больную психическими и соматическими заболеваниями личность (Таблица №1).
Таблица 5.
Жизненные ориентации и принципы клинико-психологического
консультирования
Повседневность (патогенная) Консультирование (развивающее)
Недовольство жизнью , жизнеотрицание, ограниченность и нехватка, отсутствие благоговения перед жизнью и неблагодарность Удовольствие жить, жизнеутверждение, избыток, благодарность, благоговение перед жизнью и мирозданием, его частями
Профессиональные и личностные деформации, психосоматические и психические нарушения, выгорание и дисгармоничность миропонимания и жизнедеятельности Развитие, преодоление трудностей, внутренний покой и уверенность в гармонии мира, гармоничность жизнедеятельности, развитое понимание себя и мира
Несчастье, хронические, «запущенные» болезни и прогрессирующие инвалидности, прерывистая и ломанная идентичность, ненужность и отверженность, незначимость, «голодные игры» - социальный каннибализм, эгоцентризм и маргинализация, «лоскутность» сознания и ценностей (веры) Счастье, самореаизация и исцеление, гармония, целостность и непрерывность жизнедеятельности и бытия, участие как партисипация, социальное служение и взаимопомошь, переживание и осознание - опыт нужности, ценности и любви
Отчуждение от мира, слабость и зависимость стремление диктовать миру, примат правового произвола, разделение и асимметрия профессионального и непрофессионального мира Единство с миром, диалог с «мировой душой», природой и обществом, родом, семьей, другими, собой, примат этических основ жизнедеятельности, гармония и взаимосвязь профессионального и непрофессионального мира
39
Поэтому первой рассмотрим «отношенческое» измерение или интенцию консультирования. Важно отметить, что самопомощь и взаимопомощь, добровольческое, бескорыстное, в том числе внепрофессиональное, служение окружающим - важный ресурс исцеления: «дела любви» позволяют переживать свою значимость и нужность, компетентность и мудрость, удивление и жизненный интерес, чувство принадлежности и самостоятельности: «Если ваши страдания непереносимы, постарайтесь облегчить жизнь другого человека и подарить ему надежду. Поднимите его над суетой, чтобы он почувствовал, что не одинок в своем страдании», «Дарите надежду, когда сами нуждаетесь в ней в моменты беспомощности и безнадежности, когда молитвы остаются без ответа, а страхи воплощаются в жизнь, наше спасение -
это отношения с окружающими» [10, р.60] (Таблица 2).
Следующая интенция -преобразовательная. Преобразовательная интенция характеризует особенности отношений власти, принятия и оказания воздействия на мир и от мира (Таблица №3). Для человека современности это -одна из наиболее проблемных интенций взаимодействия: сложившейся «культуры насилия», как и «культуры свободы» у человечества практически нет.
Следующая интенция -диалогическая или понимающая. В рамках этой интенции реализуются метатехнологии отвечающие на вопрос о том каким образом возможно понимание себя и мира. каковы способы этого понимания и взаимопонимания (Таблица 4).
Таблица 6.
Здоровье и болезнь и принципы клинико-психологического консультирования
40
Болезнь Здоровье
Ограниченность и несчастье, болезнь как способ избегания развития, деградации, отказ от решения жизненных проблем, неприятия изменений, отношений и бессмысленности и т.д. Свобода и счастье жить, болезнь как повод для развития, поиск лежащих в основе жизненных проблем и направлений их разрешения, принятие изменений, сложности отношений и непонимания как частей жизни
Внешние и объективные причины и обстоятельства важнее внутренних, внешний локус ответственности и экстрисивная мотивация жизни, пассивные стратегии совладания Внутренние и субъективные причины и обстоятельства важнее внешних, активное совладание , внутренний локус ответственности и интрисивная мотивация жизни,
Гордыня и ревность (зависимость от людей и обстоятельств), самовосхваление и самоуничижение, а также восхваление и уничижение других и мира, непростроенность внутренних и внешних границ и механизмов взаимоотношений Смирение и недифициентность, независимость в отношениях и ситуациях, простроенность внутренних и внешних границ и механизмов взаимоотношений отказ от восхваления и уничижения себя, других и мира
Неумение давать и принимать помощь, отказ и неготовность сотрудничать с врачом и психологом, а также со своим телом и душой, манипуляции в отношении со специалистами и отсутствие стремления измениться и выздороветь (рентно-потребительские установки), ремиссии и повторные обострения как «невыученные уроки» судьбы, болезнь как непродуктивный механизм гармонизации и развития отношений Умение давать и принимать помощь, сотрудничество со своим телом и душой, готовность к продуктивному сотрудничеству с врачами и психологами, реальное стремление и намерение выздороветь, реализующееся в конкретных шагах и результатах, отсутствие обострение и дехронизаций болезней : «выученные уроки» и отсутствие необходимости болезни, наличие продуктивных механизмов поддержания баланса и развития отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Традиционно выделяются три ведущих измерения консультативных помогающих отношений: власть, компетентность, любовь. Каждое из этих измерений связано с той или иной интенцией консультативных отношений: преобразовательной, диалогической и отношенческой. В рамках каждой из этих интенций основные принципы консультирования проявляются, как было показано, как те или иные метатехнологии или группы метатехнологий.
Каждая из групп раскрывает особенности реализации четырех основных принципов клинико-психологического консультирования в трех выделенных измерениях (интенциях) консультирования: построение и развитие помогающих отношений (отношенческая
интенция), принятие и осуществление помогающих (коррекционно-
развивающих) воздействий
(преобразовательная интенция), развитие понимания субъектами консультирования себя, друг друга и проблемной ситуации (диалогическая интенция), выделяются три группы мета-технологий. Данные метатехнологии профессиональной помощи проявляют себя в отношении специалиста к жизни в целом, поэтому могут быть выделены и охарактеризованы метатехнологии жизнедеятельности, реализуемые консультантом и транслируемые им пациентам. Данные метатехнологии помогают пациентам перейти от патогенных, деструктивных отношений к отношениям продуктивным, здоровьесберегающим (Таблицы 5,6).
ЛИТЕРАТУРА
1. Арпентьева М.Р. Метатехнологии понимания в психологическом консультировании замещающих семей // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 4. С. 79-92.
2. Бондаренко А.Ф., Федько С.Л. Тенденции индигенизации и их осмысление в современной консультативной психологии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - №5(28) [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: 10.05.2016).
3. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы. - М.: АП, 2000. - 280с.
4. Минигалиева М.Р. Кросс-культурные аспекты социально-психологической помощи: понимание и толерантность. - Калуга: МГТУ им Н.Э. Баумана, Манускрипт, 2002. - 190с
5. Библия. - М.: Изд-во МГУ, «Высшая школа», 2002. - 736 с.
6. Виилма Л. Полное собрание сочинений. Екатеринбург: У-Фактория; 2000-2007. - 2296 с.
7. Николаев В. Живый в помощи. - М.: СофтИздат, 2008 - 320с.
8. Николаев В. Из рода в род. - М.: СофтИздат, 2010 - 208с.
9. Оптинские старцы: наставления, письма, дневники. М.: Лепта Книга, 2012. -816с.
10. Vujicic N. Life without limits: inspiration for a ridiculously good life. - Random House, Crown Publishing Group, 2010. - 288p.
11. Rogers C. On becoming a person. - Boston: Houghton Mifflin Company, 1961. - 420 p.
BASIC PRINCIPLES OF CLINICAL -PSYCHOLOGICAL COUNSELING
Mariam R.ARPENTIEVA 41
Arpentieva Mariam R. — Professor of the Department of Psychology of Education and development, head of the laboratory of psycho-pedagogical support for families and children Center for Social and Humanities Research, Kaluga state K.E. Tsiolkovsky University of the Ministry of education and science of the Russian Federation. E-mail: mariam_rav@mail.ru
Address: 248023, Kaluga Region. Kaluga city, Stepan Razin st., 26 d., Russian Federation
Abstract
The article is devoted to analysis of the leading principles of clinical-psychological counseling. These principles are considered as meta-technology, specifying the leading spiritual, moral, and ethical principles of work of the consultant or therapist. Research method is the theoretical analysis of contemporary and classic models of clinical psychological counselling and psychotherapy. The results of the study - selection of the leading principles of clinical-psychological counseling, the description of them as meta-technologies of the Advisory help to patients. In the discussion of the results of the study the author reveals the peculiarities of the implementation of these principles into three main counseling dimensions (intentions): the building and development of the helping relationship (relational intention), the adoption and implementation of help (remedial and developmental) impacts (transformational intention), the development of understanding of the subjects of counselling themselves, each other and the problem (dialogical intention). The author singles out three groups of meta-technology. In conclusion, the author concluded that these meta-technologies of professional assistance manifest itself in the attitude of a specialist towards life in General. The author outlines the meta-technologies of activity undertaken by the consultant. The consultant translates the data meta-technology patients. These meta-technologies are helping us to move from the pathogenic, destructive relationship to relationship productive and ability to health kept.
№3 (3) 2016
Keywords: meta-technology, clinical-counseling; empathy; acceptance; congruence; con- www.j-chrxom creteness; principles; intention; pathogenic relationship; health saving relationship.
REFERENCE
1. Arpentieva M. R. (2014) Meta-technolo-gy of the understanding in psychological counseling of foster families [Metatekhnologii poni-maniya v psikhologicheskom konsul'tirovanii zameshchayushchikh semei]. Actual problems of psychological knowledge [Aktual'nye prob-lemy psikhologicheskogo znaniya], 4, 79-92.
2. Bondarenko A. F. (2005) Conceptual thesaurus of ethical personalism as the Russian tradition in psychotherapy [Ponyatiinyi tezau-rus eticheskogo personalizma kak russkoi tra-ditsii v psikhoterapii]. Journal of the practicing psychologist [Zhurnal praktikuyushchego psik-hologa], 11, 39-48.
3. Kochunas R. (2000) Psikhoterape-vticheskie gruppy [Psychotherapy group], Moscow, Academicals Project.
4. Minigalieva M.R. (2002) Cross-cultural aspects of psychosocial care: understanding and tolerance. Kaluga: Manuscript.
42
5. The Bible [Bibliya]. (2002) Moscow: Publishing house of Moscow state University, «Higher school».
6. Viilma L. (2000-2007) Complete works [Polnoe sobranie sochinenii]. Ekaterinburg: At-The Trading Station.
7. Nikolaev V. (2008) Live in help [Zivii v pomoshi]. M.: SoftIzdat.
8. Nikolaev V. (2010) From generation to generation [Iz roda v rod]. Moscow: SoftIzdat.
9. Optina elders (2012) Optina elders: instructions, letters, diaries [Optinskie starcy: nastavlenija, pis'ma, dnevniki]. Moscow: Lepta Kniga.
10. Vujicic N. (2010) Life without limits: inspiration for a ridiculously good life. Random House, Crown Publishing Group.
11. Rogers C. (1961) On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin Company.