3. Свод правил «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*».
4. Свод правил «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности».
5. Свод правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования».
6. Свод правил «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СИСТЕМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ Залаев Х.Р.1, Белянский Д.А.2, Галиуллин А.А.3
1ЗалаевХамзат Резванович - магистрант; 2Белянский Даниил Александрович - магистрант;
3Галиуллин Айрат Атласович - магистрант, кафедра пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются три основных жизненных цикла систем противопожарной защиты, анализируются нормативные документы которыми они регламентируются.
Ключевые слова: система автоматической противопожарной защиты, пожарная безопасность, техническое обслуживание.
Все объекты, подлежащие оснащению системами противопожарной защиты (СПЗ), проходят 3 стадии:
• проектирование;
• реализация (монтажные и пуско-наладочные работы);
• обслуживание.
Есть очень плохой вариант для заказчика — эти 3 стадии выполняются разными компаниями. Заказчик сам выбирает проектировщика, чтобы побыстрее получить спецификации и оценить затраты на СПЗ. Для реализации, заказчик сам выбирает генерального подрядчика, который в свою очередь, выбирает себе подрядчика на СПЗ. Обслуживание ложится на плечи компании, которая, например, обслуживает данный бизнес-центр.
Проектирование
Из всех 3 стадий, проектирование — самая нормируемая стадия. Есть СП 5.13130.2009, где подробно расписано: сколько, через какое расстояние и на какой высоте устанавливается тот или иной элемент СПЗ. Несмотря на все это, качество рабочей документации страдает. Особенно, если мы рассматриваем вариант, когда у заказчика нет людей, которые могут проверить рабочую документацию. И когда уже все оборудование на объекте, приходит монтажная организация, смотрит проект и заявляет, что данное решение работать не будет. Как всегда, времени разбираться нет, и начинается очень интересная стадия — совместное проектирование с монтажом. Данная стадия отнимает очень много времени, т.к. проектировщику и монтажнику нужно прийти к общему мнению, генеральному подрядчику оперативно закупить нужные позиции, согласовав «свежие» решения проектировщика с заказчиком.
39
Идеальный вариант проекта, к которому должны стремиться все проектировщики, — это когда монтажной организации не надо думать, как смонтировать данное решение. Ну или хотя бы внутри проекта принципиальная схема совпадает со структурной и с планами расстановки оборудования (немного юмора). Добиться этого не сложно:
• согласование типа оборудования с заказчиком;
• проработка технического решения данного для данного типа оборудования (на этой стадии важно участие производителя оборудования);
• разработка структурных и принципиальных схем;
• отрисовка планов расстановки оборудования на актуальных планировках;
• создание спецификации оборудования и расходных материалов.
Любая, даже незначительная ошибка проектирования обязательно скажется на этапе монтажа или на этапе технического обслуживания. Возьмем простой пример: в адресной системе пожарной сигнализации присутствуют модули, которые занимают в шлейфе несколько адресов, допустим 5 (пять). Проектировщик не знал этого или ошибся на 1-2 адреса в меньшую сторону. А данный модуль стоял в начале шлейфа. В итоге, на этапе монтажа выясняется, что вся адресация после данного модуля неверная. А может так получится, что проектируемый контроллер не поддерживает столько адресов и нужно ставить платы расширения или еще один контроллер. Что собственно влечет дополнительные расходы для заказчика и ставит под угрозу профессионализм проектировщика.
Современный проектировщик должен уверенно разбираться и правильно трактовать нашу противоречивую нормативную базу, быть всегда на связи с производителем оборудования, уметь подстраиваться под постоянно изменяющиеся требования заказчика и не конфликтовать с монтажной организацией.
Практически в каждой рабочей документации, неважно по каким разделам — АПС, АУГПТ и т.д., отсутствует важнейший для монтажников, а особенно для пусконаладочной организации, раздел «программирования/описания логики работы/таблица взаимодействия систем» (названий много — суть одна), особенно по взаимодействию с инженерными системами здания. Если мы проектируем здание высотой 9 этажей — при пожаре на 1 этаже нужно ли закрывать огнезадерживающие клапана на 9 этаже и разблокировать СКУД на 7-м? В таких случаях пусконаладчики обычно делают максимальный вариант: от любого пожара запускаем/разблокируем/отключаем все что можно и возможно. Насколько это верно и удобно при эксплуатации — судить заказчику или оУД на 7-м? В таких случаях пусконаладчики обычно делают максимальный вариант: от любого пожара запускаем / разблокируем/отключаем все что можно и возможно. Насколько это верно и удобно при эксплуатации — судить заказчику или обслуживающей данные системы организации. Но можно и нужно это продумать на этапе проектирования, что в дальнейшем упростит и монтаж, и пусконаладочные работы.
В итоге, самый выгодный вариант для заказчика — когда одни руки и проектируют, и монтируют. Множество разногласий по проекту и реализации можно решить внутри одной компании, не посвящая в эти проблемы заказчика.
В заключение про проектирование хочется отметить, что проекты нужно проверять, прежде чем отдавать в производство работ. Даже самая опытная команда может допустить ошибку. Если нет людей в штате — возьмите на аутсорсинг, возьмите технический надзор в конце концов, пригласите кого-нибудь по рекомендации в частном порядке, чтобы просмотреть все проекты и избежать дальнейших более затратных проблем.
Реализация
Начиная со стадии реализации, мы имеем некий «правовой вакуум», так как на сегодняшний день нет четких документов, регламентирующих требования к монтажу систем противопожарной защиты. Конечно, есть Ф3-123, особенно ст. 82, есть СП 6,
40
есть «всеми любимые» ПУЭ, есть РД 78.145-93, есть инструкции от производителей. Но данные документы все-таки больше затрагивают область проектирования, чем монтажа, а некоторые документы слишком устарели и не учитывают особенностей современных строительных материалов и тем более современного дизайна. Монтажникам хочется иметь один основной документ (аналог СП 5 для проектировщиков), где будут ясные требования к монтажу систем СПЗ. К примеру, линии интерфейса RS-485 соединять с помощью винтовых клеммных колодок, скруткой или пайкой? А может использовать быстрозажимные клеммы? Все соединения кабельных линий с оконечными устройствами делать в распаечных коробках или, если позволяет место в устройстве, можно сделать прямо в нем? Вопросов очень много, и на практике это решается очень простым способом — перед началом монтажа необходимо уточнить у принимающей стороны, на что лучше обратить внимание и вообще что можно делать, а что лучше не делать. Но с другой стороны, монтажнику приходится подстраиваться под каждого заказчика, так как у всех разные требования к монтажу — у кого-то эстетика и дизайн берут верх над нормами, а у кого-то наоборот.
Но еще тяжелее приходится тем компаниям, которые отдельно выполняют пусконаладочные работы. Другими словами, монтаж делает одна организация, программирует и настраивает — другая. В итоге, 80 процентов времени пусконаладки уходит на устранение ошибок, допущенных при монтаже, — неправильные расключения приборов, ошибочные номиналы резисторов и т.д.
Еще не остыли споры о требованиях по прокладке кабельных линий и прочего между монтажником и заказчиком, как наступает новая стадия — ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ (ИД). ГОСТ Р 21.1101-2013 предъявляет требования к проектной и рабочей документации, допускает иные стадии документации, но четко не регламентирует состав и требования к исполнительной документации. Для кого-то ИД — это просто комплект чертежей, выполненных по факту смонтированного оборудования, но большинство заказчиков требуют реестры сертификатов, паспортов, проект производства работ, технологические карты и безумное количество актов. Количество и название актов можно найти в РД 78.14593, а образцы в пособии к данному РД.
Во избежание конфликтных ситуаций, также как и в случае с монтажом, необходимо уточнить у заказчика требования к исполнительной документации. А они у каждого заказчика разные, особенно в отношении актов. Вообще акты — это некий пережиток прошлого, который можно просто упразднить либо заменить одним актом — о приемке в эксплуатацию. А еще проще, как у западных коллег, делать на объект «чек лист» (проверочный лист/контрольный список — «check list») и ставить галочки напротив тех видов работ, которые окончены и сданы. Логично, что при приемке СПЗ, если все элементы работают и система выполняет свои функции, то монтажные пусконаладочные работы окончены, сопротивление изоляции кабеля не нарушено, и все устройства прошли входной контроль — это видно и без соответствующих актов.
Для того чтобы на объекте была работоспособная СПЗ — монтажные и пусконаладочные работы должна делать одна организация, идеально, если она же и проектировала данный объект.
Обслуживание
Не понаслышке знаем, что для многих обслуживающих организаций работы по обслуживанию заключаются в заполнении журнала регистрации работ. По обслуживанию есть целый ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт». Данный документ подробно описывает процедуру обслуживания, особенно ведение документации — образцы журналов, акты первичного обследования и т.д.
О необходимости проведения тех или иных работ по обслуживанию: логично обращать внимание на требования производителя этого оборудования. Но самое главное, это периодические комплексные тесты систем противопожарной защиты. Пожарный извещатель может выдать сигнал о пожаре (система АПС исправна!), но об этом пожаре может никто не узнать, так как не пришел сигнал на запуск СОУЭ, не открылись клапана дымоудаления, не включился вентилятор и т.д. и т.п. Все эти моменты можно выявить только при ответственном подходе к обслуживанию СПЗ. А еще лучше, когда обслуживающая организация принимает активное участие в приемке объекта, идеально — когда подсказывает еще на этапе монтажных или пуско-наладочных работ.
В заключение стоит отметить, что выполнение всех 3 стадий одной организацией (ответственной и профессиональной), на каждой стадии устраняющей свои недочеты или мелкие оплошности, дает на выходе живую, работоспособную и надежную систему противопожарной защиты объекта. В отдельных случаях профессионализм и качественный подход нескольких организаций на разных стадиях дают тот же результат, но, учитывая особенности капризных заказчиков, противоречивой нормативной базы и добавив к этому набору человеческий фактор, такое случается редко.
Список литературы
1. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержден Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-Ф3.
2. Свод правил «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
3. ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт».