ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАКРЫТЫХ ПАРКИНГОВ И ПОДЗЕМНЫХ АВТОСТОЯНОК Кадыров К.М.1, Федотов А.В.2, Дулуев Р.А.3
1Кадыров Керим Мухаметович - магистрант;
2Федотов Алексей Викторович - магистрант;
3Дулуев Рамзан Асламбекович - магистрант, кафедра пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируются требования пожарной безопасности к закрытым паркингам и подземным автостоянкам. Изложены требования по обеспечению паркингов автоматической противопожарной защитой. Ключевые слова: противодымная защита, пожарная безопасность, автоматическая противопожарная защита, система пожаротушения.
Согласно постановлению Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок», и постановка, и хранение автомобиля на автостоянке должны производиться согласно противопожарным правилам, изложенным в законодательных актах РФ. Кроме того, статья 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ «О защите прав потребителей» гласит, что у каждого потребителя есть право на безопасность оказываемой услуги для его здоровья и жизни и отсутствия в результате ее оказания имущественного ущерба. Требования, обеспечивающие это право, устанавливаются законодательно.
Соответственно, требования к системам пожарной безопасности на любых автостоянках, включая закрытые и подземные, являются обязательными к выполнению и регламентируются несколькими документами:
- Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, утвержденным Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;
-Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390;
- Сводом правил «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;
- Сводом правил «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»;
- Сводом правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования»;
- Сводом правил «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74;
- отраслевыми ГОСТами;
- специализированными сводами правил.
В силу особенностей конструкции, к подземным автостоянкам и закрытым паркингам предъявляются и особые требования.
Рис. 1. Модель закрытого паркинга
Вентиляция и противодымная защита паркингов
Закрытые наземные паркинги и подземные автостоянки оборудуются системами противодымной вентиляции, которые должны эффективно удалять дым из помещений. В 2017 году был разработан и 22 февраля 2018 года введен в действие новый свод правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования», по которому должен составляться проект и изготавливаться система струйной и противодымной вентиляции именно на крытых и подземных автостоянках. Вентиляционная система автостоянки, согласно данному своду правил, должна состоять из трех частей:
1) приточно-вытяжной вентиляции;
2) противодымной вентиляции;
3) струйной вентиляции (см. рис. 4).
Приточно-вытяжная вентиляция отвечает за подачу в помещение стоянки свежего воздуха извне и удаления воздуха загрязненного. Она, свою очередь, состоит из двух систем: вытяжной вентиляции и приточной вентиляции.
В систему противодымной вентиляции входят вытяжная вентиляция с вентиляторами дымоудаления и приточная противодымная вентиляция с приточными вентиляторами. Побуждение тяги в системах должно быть механическим. Все вентиляторы системы дымоудаления должны эффективно и безаварийно работать 2 часа при температуре газов в помещении, равной 400°С. Приточные вентиляторы устанавливают так, чтобы они были способны полноценно возмещать объем удаленных дымовых газов.
Схему и параметры вентиляционной системы выбирают на основе ее способности максимально быстро и безопасно обеспечить эвакуацию людей через свободные от дыма выходы, а также обеспечить параметры воздуха на стоянке, соответствующие требованиям ПДК СО (по ГОСТ 12.1.005-88) — около 70 мг/м3.
Проектирование и монтаж вентиляционной установки производится согласно требованиям отраслевых нормативных документов.
Системы автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации
Требования к системам автоматического пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализации (АУПС) изложены в «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
АУПТ обязательна для закрытых наземных паркингов, имеющих два и более этажей. Кроме того, если автомобили расположены в индивидуальных боксах,
подобными системами должны быть оснащены следующие одноэтажные наземные парковки:
- площадью от 7000 м2, 1-Ш степени огнестойкости;
- площадью от 3600 м2, IV степени огнестойкости;
- площадью от 2000 м2, класса конструктивной пожарной опасности С1;
- площадью от 1000 м2, классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3. Подземные паркинги, включая встроенные, независимо от этажности стоянки и класса
ее пожароопасности, оборудуют АУПТ. Тип огнетушащего вещества для автомобильных стоянок выбирают исходя из характеристик объекта пожаротушения и руководствуясь вышеупомянутым Сводом правил. Для автостоянок закрытого типа, как наземных, так и подземных, при температуре воздуха в них выше 0 °С обычно используют порошковые, аэрозольные или водяные системы пожаротушения (см. рис. 2).
АУПС оснащают следующие объекты:
- одноэтажные закрытые наземные стоянки площадью менее 1000 м2 или с количеством машиномест до 25 единиц;
- отдельные автомобильные боксы, в которых применяются самосрабатывающие модули пожаротушения.
В многоэтажных (не менее двух этажей) наземных закрытых стоянках, вмещающих до 100 автомобилей, должны быть установлены системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) первого типа, а на стоянках, вмещающих более 100 автомобилей — второго типа.
Подземные автомобильные паркинги вместимостью до 50 автомобилей оборудуются СОУЭ 2-го типа, от 50 до 200 — третьего типа, более 200 — четвертого типа.
Итак, выбор решения для пожаротушения автостоянки или паркинга зависит от их конструктивных особенностей, размера помещений, температурных условий. Работоспособность всех систем пожарной защиты ежегодно проверяется представителями Государственного пожарного надзора и сопровождается составлением соответствующего акта.
1. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержден Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ.
2. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», принят постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390.
Рис. 2. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге
Список литературы
3. Свод правил «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*».
4. Свод правил «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности».
5. Свод правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования».
6. Свод правил «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СИСТЕМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ Залаев Х.Р.1, Белянский Д.А.2, Галиуллин А.А.3
1ЗалаевХамзат Резванович - магистрант; 2Белянский Даниил Александрович - магистрант;
3Галиуллин Айрат Атласович - магистрант, кафедра пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются три основных жизненных цикла систем противопожарной защиты, анализируются нормативные документы которыми они регламентируются.
Ключевые слова: система автоматической противопожарной защиты, пожарная безопасность, техническое обслуживание.
Все объекты, подлежащие оснащению системами противопожарной защиты (СПЗ), проходят 3 стадии:
• проектирование;
• реализация (монтажные и пуско-наладочные работы);
• обслуживание.
Есть очень плохой вариант для заказчика — эти 3 стадии выполняются разными компаниями. Заказчик сам выбирает проектировщика, чтобы побыстрее получить спецификации и оценить затраты на СПЗ. Для реализации, заказчик сам выбирает генерального подрядчика, который в свою очередь, выбирает себе подрядчика на СПЗ. Обслуживание ложится на плечи компании, которая, например, обслуживает данный бизнес-центр.
Проектирование
Из всех 3 стадий, проектирование — самая нормируемая стадия. Есть СП 5.13130.2009, где подробно расписано: сколько, через какое расстояние и на какой высоте устанавливается тот или иной элемент СПЗ. Несмотря на все это, качество рабочей документации страдает. Особенно, если мы рассматриваем вариант, когда у заказчика нет людей, которые могут проверить рабочую документацию. И когда уже все оборудование на объекте, приходит монтажная организация, смотрит проект и заявляет, что данное решение работать не будет. Как всегда, времени разбираться нет, и начинается очень интересная стадия — совместное проектирование с монтажом. Данная стадия отнимает очень много времени, т.к. проектировщику и монтажнику нужно прийти к общему мнению, генеральному подрядчику оперативно закупить нужные позиции, согласовав «свежие» решения проектировщика с заказчиком.
39