УДК 330.354
DOI 10.23672/SAE.2023.42.39.001
Петров Сергей Валерьевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и информационных технологий факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России [email protected]
Sergey V. Petrov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Information Technologies, Faculty of Law and Management, Vladimir Law Institute Federal Penitentiary Service of Russia [email protected]
ЭТАПЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
STAGES OF TEAM BUILDING EFFECTIVENESS
Аннотация. Этапы результативности процесса командообразования, оценка которых должна производиться в случае измерения эффективности коман-дообразующих мероприятий, должны быть организована определённым образом. При этом оценивание результатов необходимо производить с начального до конечного этапа. Процессы оценки и подсчёта эффективности командообразования представляется целесообразным осуществлять с применением метода Д. Киркпатрика, а расчёт значений показателей эффективности производить способами вычисления среднего арифметического, моды или медианы.
Ключевые слова: процессы, этапы, результативность, эффективность, результаты, команда, эффективность, оценка, анкетирование, среднее арифметическое, мода, медиана.
Annotation. The stages of the effectiveness of the team-building process, the evaluation of which should be carried out in the case of measuring the effectiveness of team-building activities, should look like the following. At the same time, the evaluation of the results should be carried out from the initial to the final stage. It seems expedient to carry out the processes of evaluating and calculating the effectiveness of team building using the D. Kirkpatrick method, and to calculate the values of performance indicators by calculating the arithmetic mean, mode or median.
Keywords: processes, trends, effectiveness, efficiency, results, team, efficiency, evaluation, questionnaire, arithmetic mean, fashion, median.
Обычный итоговый показатель, не отражающий в полной мере картину эффективности проведённых мероприятий для улучшения навыков командной работы, следует оценивать с помощью наиболее объективных показателей, а именно финансовых (к примеру: увеличение продаж, выручки, прибыли и т.д.).
По мнению автора, этапы результативности процесса командообразования, оценка которых должна производиться в случае измерения эффективности командообразующих мероприятий, должны выглядеть нижеприведённым образом. При этом оценивание результатов должно производиться с начального до конечного этапа.
1. Первый этап «Задание импульса».
Данный этап характеризуется заданием в начале командообразующего мероприятия позитивной энергии, вдохновения для участников команды, способной сподвигнуть их на повышение производительности и вовлечённости в командную деятельность.
Ощущение успеха значительно усиливает у членов команды мотивацию самореализации в
дальнейшей профессиональной деятельности [1].
Однако устойчивостью данный импульс трудовой энергии сотрудников не отличается, и имеет тенденцию к переходу на второй этап.
2. Второй этап «Реализация импульса».
На данном этапе первоначальные эйфория, вдохновение трансформируются в привычный рабочий процесс. Участники команды воспринимают командные требования как реалистичную рабочую нагрузку.
3. Третий этап «Закрепление импульса».
Устойчивую командную производительность представляется возможным получить лишь после проведения нескольких командообразователь-ных мероприятий по одному и тому же вопросу.
Полученные результаты, отражающие прогресс или, наоборот, регрессное состояние можно представлять в виде визуально интерпретированных графиков.
Реализацию процесса оценивания эффективности командообразующих мероприятий возможно осуществить, основываясь на общих принципах модели Д. Киркпатрика 1954 года [2].
В частности, завершение первого этапа может быть проанализировано информацией, полученной от участников команды в ходе анонимного анкетирования, по вопросу выражения субъективного мнения о степени полезности проведённых командообразующих мероприятий для выполнения трудовых обязанностей, их информативности и главное для достижения командных и организационных целей.
В данном случае, значимой для измерения эффективности является первоначальная реакция участников команды на проведённое мероприятие.
На втором этапе целесообразным является проведение практической проверки на рабочих местах, по результатам которой будет выявлено наличие достигнутых показателей, уровня освоения технологического процесса и т.д., либо наличие признаков стагнации или спада деятельности.
Кроме того, необходимо применить используемое на первом этапе идентичное анкетирование в целях сравнения, выявления расхождений, причин и условий их возникновения, мнений участников команды о степени удовлетворения проведёнными мероприятиями, их эффективности.
Следует отметить, что результаты подобного анкетирования будут представлять особую ценность для подсчёта эффективности командооб-разования в случае их неоднократного получения именно через определённые временные отрезки (к примеру, по итогам проведённого мероприятия и через некоторое время после применения полученных знаний и умений) с целью наиболее объективного представления об эффективности конкретного мероприятия.
В данном случае, целесообразным является применение метода усвоения, подразумевающего
Литература:
1. Красавина Е.В. Особенности управления командной работой в организациях / Е.В. Красавина, Ю.В. Забайкин, М. Шихымов // Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2019. № 3-1. С. 355-363.
2. Панфилова М.С. Роль командообразования в развитии организации / М.С. Панфилова // Сборник научных трудов конференции «Актуальные вопросы экономики и управления». 2018. С. 68-73.
3. Петров С.В. Эффективность командообразо-вания в современном процессе управления персоналом / С.В. Петров // Управление. 2019. № 1. С. 86-90.
проверку уровня восприятия членами команды информации, знаний и умений, на разных этапах действия командообразующего мероприятия (непосредственно после получения информации, в ходе её реализации и по итогам её применения) [3].
Неоднократное анкетирование одновременно с получением объективной картины применения приёма командообразования позволяет выявить также негативные моменты в деятельности участников команды и скорректировать их.
Таким образом, важным считается не упустить момент сочетания объективных критериев и положительных отзывов сотрудников об организационной части в целом. Возникновение разлада между этими параметрами влечёт необходимость коррекции командной обстановки, улучшения психологического микроклимата.
С помощью применения профессиональных тестов, опросов на узконаправленную тематику фиксации прогресса сотрудников в командной работе появляется понимание динамики положительного эффекта применения метода усвоения.
В случае, если ожидание было направлено на корректирование поведения сотрудников в его рабочем пространстве, следует провести квалификационный экзамен, аттестацию, контрольный тест, наблюдение за персоналом с обязательной структуризацией и записей в рабочем журнале. В этом случае становится актуальным метод проверки уровня поведения.
Третий этап измеряется общими финансовыми показателями по итогам командной работы и завершения командообразующих мероприятий.
В первую очередь, необходимо обратить внимание на уровень прибыли, увеличение или уменьшение объёма продаж, изменение себестоимости продукции, сравнение процентного соотношения рыночной доли ранее и на данный момент, изменение ситуации с браком и т.п.
Literature:
1. Krasavina E.V. Features of teamwork management in organizations / E.V. Krasavina, Yu.V. Za-baykin, M. Shikhymov // Economics: yesterday, today, tomorrow, 2019. № 3-1. P. 355-363.
2. Panfilova M.S. The role of team building in the development of the organization / M.S. Panfilova // Collection of scientific papers of the conference «Topical issues of economics and management». 2018. P. 68-73.
3. Petrov S.V. Efficiency of team building in the modern process of personnel management / S.V. Petrov // Management, 2019. № 1. P. 86-90.