Научная статья на тему 'КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА'

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
494
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМАНДНАЯ РАБОТА / КОМАНДА / КАЧЕСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА / ПРОЦЕСС / ПРОДУКТ / teamwork / team / quality / quality improvement / process / product

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров С.В.

Рассмотрены основные принципы и методы командообразования как фактора повышения качества внутриорганизационных, производственных процессов и конечных продуктов (товаров и услуг). Определяется прямая связь качественного мышления участников команды, сформированного методами командообразования, с качеством процесса и конечного продукта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEAM EDUCATION AS A QUALITY IMPROVEMENT FACTOR

Today, cooperation is becoming a necessary condition for the success of any kind of activity. For a company to become successful, all its employees must feel responsible for the result, be aware of their involvement in the success of the product. This awareness is much more effectively achieved through a teamwork. I reviewed the basic principles and methods of team building, the criteria for the quality of a company’s goods or services, as well as the basic principles of quality management: customer focus, leadership, employee involvement, process approach, continuous improvement, evidence-based decision-making, relationship management. Quality improvement begins with the individual level, improving intra-team relationships through personality. Team building is able to ensure the maximum realization of the labor potential of each employee in a particular area. Therefore, it can rightfully be considered a serious investment in the success of a company operating in modern conditions and aimed at high-quality, highly productive work.

Текст научной работы на тему «КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА»

Командообразование как фактор повышения качества

Рассмотрены основные принципы и методы командообразования как фактора повышения качества внутриорганизационных, производственных процессов и конечных продуктов (товаров и услуг). Определяется прямая связь качественного мышления участников команды, сформированного методами командообразования, с качеством процесса и конечного продукта

С.В. Петров1

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», канд. экон. наук, psv01@yandex.ru

1 доцент кафедры, г. Владимир, Россия. SPIN-code: 7560-4066, ORCID: 0000-0002-9207-4976

Для цитирования: Петров СВ. Командообразование как фактор повышения качества // Компетентность / Competency (Russia). — 2022. — № 4. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-4-26-31

ключевые слова

командная работа, команда, качество, повышение качества, процесс, продукт

спешность любой организации во многом зависит от эффективного управления качеством, своевременного мониторинга соответствия производительности, системы обслуживания, характеристик товаров (услуг) ожиданиям потребителей. Для достижения этого предприятия используют различные стратегии, программы, методы оценки качества.

Теоретический подход к определению понятия «качество» един: качество объединяет определенные характеристики продукта (технические, технологические, производственные и т.п.), удовлетворяющие требованиям покупателей в ходе его эксплуатации. Этой точки зрения придерживались К. Исикава, Дж. Джуран, Э. Деминг, Д. Харрингтон, П.Л. Чебышев, И.Г. Ве-нецкий, А.М. Ляпунов и другие мировые гуру менеджмента качества.

В то же время автор статьи полагает, что в дополнение к основным экономическим аспектам качество наделено также личностным аспектом, и в большей степени представляет собой восприятие, нежели реальность, поскольку определяется количеством потребителей, признающих его ценность. Причем речь идет не о широте потребления данного продукта, а о его узнаваемости, признании за ним статуса качества, о стремлении к его приобретению.

Ощущение удовлетворенности качеством возникает, когда товар (услуга) повторяет хотя бы минимальные значения принятого уровня качества, а в идеальной ситуации превосходит заданные и достигнутые ранее характеристики и параметры. Высокая ценность качества проявляется в положительных ощущениях и эмоциях, возникающих у потребителя, чувствующего себя обладателем уникального продукта.

Качество — это образ мышления, но не потребителей, а в первую очередь сотрудников компании. Путь к повышению качества начинается с качественного мышления всех работников конкретной организации, отдельной команды. Каждый из них должен понимать важность процесса производства продукта, его философию, чтобы создавать товар, соответствующий ожиданиям широкого круга потребителей.

Взаимосвязь мышления, процесса и результата выражается в том, что качественное мышление трансформируется в качественный процесс, который, в свою очередь, порождает качественный продукт.

Сотрудники должны чувствовать ответственность за результат, за все, что связано с продуктом, и осознавать свою сопричастность к успеху товара. Такое осознание гораздо эффективнее достигается с помощью командной работы.

Принципы командной работы

современном мире сотрудничество становится необходимым условием успеха любого вида деятельности. Благодаря эффективному сотрудничеству приходит большее понимание, процессы образования команды могут быть использованы для эффективного развития рабочих отношений, повышения морального духа сотрудников, роста производительности коллектива.

Главная цель концепции Team building (создание команды), появившейся в начале 1980-х годов, — укрепление межличностных связей в группе сотрудников, отделе или компании в целом для обеспечения гибкости и расширения сотрудничества между ними. Это может оказаться эффективным рычагом для улучшения общения,

разрядки конфликтов, роста мотивации, духа принадлежности к команде, а самое главное, для повышения качества командной работы и, как следствие, качества выходного продукта.

Кроме того, «...в ходе командообра-зующих мероприятий нередко обнаруживается творческий и лидерский потенциал сотрудников, поскольку их готовность решать задачи может проявляться вне привычных социальных ролей» [6].

Команда определяется как совокупность лиц, которые полагаются на групповое сотрудничество для достижения конкретных целей. Члены команды вносят свой вклад, индивидуальные мысли и опыт в общее командное дело.

Фактически «...команда является неформальным объединением людей. Она возникает, самоорганизуется, а не назначается «списочным составом». Команда не привязана к определенному объекту, месту деятельности как производственный коллектив, проектная группа или спортивная команда [4].

Мышление участников команды в ходе деятельности должно ориентироваться на результат производственного процесса, что в конечном итоге приводит к получению продукта, соответствующего ожиданиям потребителей.

Таким образом, командообразо-вание — это процесс, включающий комплекс мероприятий по укреплению и улучшению работы, нацеленной на долгосрочный успех, создание благоприятной рабочей среды, следовательно, и на повышение качества производства и выходного продукта (товара, услуги). Кроме того, оно обладает способностью идентифицировать различные наборы навыков и способностей работников, классифицировать и выстраивать систему стимулирования членов команды таким образом, чтобы они работали вместе как единое целое для достижения общей цели.

Обычно процесс командообразова-ния состоит из двух частей — стратегической и коммуникативной [5]. В ходе

Командообразование — это процесс, включающий комплекс мероприятий по укреплению и улучшению работы, нацеленной на долгосрочный успех

стратегической сессии участники команды могут обсуждать цели и задачи, планировать определенные действия для их реализации, что способствует усвоению качественной составляющей производственного процесса и позволяет создавать удовлетворяющий требованиям потребителей конечный продукт.

Коммуникативная часть является немаловажной при выработке принципов командной работы с помощью ко-мандообразующих мероприятий (кве-стов, игр, викторин и т.п.). При этом их внешне кажущийся развлекательным формат «...приводит к серьезным эффектам, таким как синергическое усиление взаимодействия команды, раскрывает в участниках новые личностные качества и способности, о которых могут не знать не только коллеги и руководители, но зачастую и сами работники» [5].

Все деловые игры на командообра-зование строятся таким образом, что справиться с задачей можно лишь при участии всех участников. Благодаря этому сотрудники учатся эффективному взаимодействию [3].

Индикатором успешной реализации мероприятий по совершенствованию команды служит создание комфортного рабочего микроклимата и внедрение отвечающей ожиданиям работников системы стимулирования, при которой становятся максимально задействованными ресурсы, таланты и энергия каждого.

Участники команды относятся друг к другу уважительно, а общая удовлетворенность работой достигается при выполнении поставленных задач. Доверие и конструктивное общение необходимы, чтобы все члены команды могли

Командообразование способно обеспечить максимальную реализацию трудового потенциала каждого сотрудника в конкретной области

общаться открыто и свободно, доверять предоставляемой им информации.

Ответственность за эффективность и успех команды разделяется пропорционально между всеми сотрудниками. Командная работа — это не просто совместная деятельность, это объединение всех усилий на достижение заданного результата.

Этапы формирования команды

Обретению статуса эффективной команды предшествует планомерная, требующая времени реализация мероприятий, определяющих следующие этапы ее развития:

1. Формирование — объединение членов команды в единое целое, «...распределение ролей между участниками, уточнение и согласование полного (окончательного) командного состава» [1].

2. Штурм — возникновение отношений между сотрудниками по мере их взаимного узнавания, привыкания, а также при адекватной конкуренции.

3. Нормирование — этап, в ходе которого к членам команды приходит принятие собственных ролей в команде, понимание поставленных задач, каждый участник «...принимает (внешне и внутренне) концепцию командного взаимодействия» [1].

4. Выполнение — непосредственное исполнение служебных обязанностей участниками команды, ощущение удовлетворенности от достигнутых целей.

Процесс управления качеством включает в себя набор руководящих принципов, которые разрабатываются командой для обеспечения соответствия производимых товаров и услуг установленным стандартам качества или запланированным к достижению уникальным характеристикам.

Вначале определяются согласованные с потребительской средой целевые показатели (характеристики) создаваемого продукта (услуги). Измерение качества данных показателей позволяет обнаружить и устранить недостатки, что инициирует качественные улучшения.

На заключительном этапе формируется отчет об уровне достигнутого качества. Таким образом, данный процесс гарантирует, что продукты и услуги, производимые командой, соответствуют ожиданиям потребителей.

Критерии качества

Методы повышения качества состоят из трех компонентов: улучшение продукта, улучшение процесса и улучшение на основе отзывов потребителей. При установлении несоответствия заданного качества (ожиданий потребительского круга) и фактического, измеряемого и определяемого, система производства и управления признается несовершенной, имеющей дефекты, подлежащие обязательному устранению (корректировке). Достаточно часто подобные ситуации возникают из-за организационных ошибок.

Для выявления несоответствий, причин и мер по их устранению необходимо установить универсальные показатели — критерии качества, по которым производится оценка качества товаров, услуг, процессов.

Общепринятыми критериями качества товаров являются свойства сырья, показатели долговечности, обладание конкретными функциями, простота в использовании, дизайн упаковки, внешний вид и т.п.

Наиболее распространенные критерии качества услуг — профессиональные компетенции, сроки исполнения, доступность, креативность, гибкость, дружелюбие по отношению к потребителям.

Качество процессов как серий последовательных действий, необходимых для достижения целей (производство, процесс обслуживания потребителей, наем людей и т.п.), из-

меряется при помощи следующих критериев:

► степень эффективности процессов, направленных на обеспечение максимально высокого качества товаров и услуг;

► наличие в каждом оцениваемом процессе четко поставленных задач и соответствующих им действий;

► уровень ознакомления всех сотрудников, причастных к производству товара (услуги), с поставленными задачами;

► уровень выполнения задач работниками;

► действенность стимулирования;

► квалифицированность, компетентность сотрудников;

► наличие в распоряжении работников всех необходимых ресурсов, инструментов для выполнения обязанностей и степень их целевого использования;

► уровень соответствия результатов каждого последующего этапа целям и задачам всего процесса (уровень дефектности).

Качество процессов напрямую зависит от качества работы каждого члена команды. Повышению качества деятельности сотрудников, их ориентации на профессиональную самореализацию способствуют методы командообразо-вания.

Качественные характеристики деятельности разных структурных отделов компании могут различаться. Для их мониторинга целесообразно использовать рейтинговую систему, определяющую сильные и слабые стороны управления качеством каждого процесса (отдельного этапа).

Основные принципы управления качеством

1Клиентоориентированность. Основной целью команды любого предприятия должно быть удовлетворение и превышение ожиданий потребителей.

Понимание текущих и будущих потребностей клиентского круга, их удовлетворение приводит к лояльности потребителей, что в перспективе увеличивает доход организации. Высокая эффективность внутренних процессов

неизбежно приводит к повышению качества продукции и росту удовлетворенности клиентов.

2. Руководство. Руководители должны привлекать сотрудников к постановке четких организационных целей и задач, что стимулирует их максимально использовать свой потенциал, активно участвовать в достижении поставленных целей.

3. Вовлечение сотрудников. Данный принцип предполагает расширение прав и возможностей членов команды, вовлечение их в процесс принятия решений. Адекватная оценка деятельности способствует росту производительности членов команды, повышению их уверенности, мотивации и компетентности в решении задач, а также ответственности за свои действия.

4. Процессный подход. Данный подход обеспечивает эффективность и результативность внутриорганизационных процессов, приводит к повышению согласованности, ускорению деятельности, снижению затрат и совершенствованию.

5. Регулярное совершенствование. Каждая команда должна стремиться к непрерывному совершенствованию, определяющему более высокую производительность, организационную гибкость, способность использовать новые возможности, создавать новые процессы, адаптироваться к меняющимся рыночным ситуациям.

6. Принятие решений на основе фактических данных. Для принятия решений в команде должен использоваться фактологический подход, то есть применяться только проверенные и проанализированные данные о состоянии рынка. Это способствует пониманию причинно-следственных связей, предупреждает возникновение непреднамеренных результатов и последствий.

7. Управление отношениями. Основа данного принципа — создание, поддержание и развитие взаимовыгодных отношений с другими участниками производственного процесса, поставщиками, иными заинтересованными лицами. Виртуозное управление членами команды своими деловыми отно-

справка

Тимбилдинг (от англ.

team building — построение команды) — командообразование. Идея командных методов работы заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60-70 годы XX века. Сегодня тимбилдинг — перспективная модель корпоративного менеджмента, эффективный инструмент управления персоналом. Командное строительство направлено на создание групп специалистов, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде

шениями предопределяет достижение устойчивого делового сотрудничества на рынке товаров и услуг.

Основные методы командообразования

Методы командообразования направлены на совершенствование командной работы, качественное улучшение внутриор-ганизационных и производственных процессов. В определенном смысле они созвучны указанным выше принципам:

1. Постановка целей, задач, требований. Является неотъемлемой мерой по совершенствованию командной работы. Отсутствие четко поставленных целей дезорганизует команду, исключает возможность эффективного выполнения поставленных задач из-за их неясности. В этом случае требуется тщательное разъяснение намеченных целей, ожиданий с точки зрения результатов, которые нужно достичь. Целевое наполнение должно быть дополнено описанием стандартов качества для каждой задачи или функции в команде. Знания членов команды о требованиях к качеству способствуют повышению их мотивации и ответственности за добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей. «.Если цель еще не была определена, то первым и самым важным шагом для развития команды является создание цели. С помощью цели команда способна создать основу для измерения прогресса действий» [2].

2. Создание комфортной рабочей среды. Позитивная рабочая среда важна не только для физического, психического и эмоционального здоровья участников команды, но и для результатов, на которые нацелена их деятельность. Позитивный микроклимат на рабочих местах повышает вероятность более качественного выполнения работниками своих обязанностей и достижения результата. Командообразование обладает широким спектром методик улучшения рабочей атмосферы (от анонимного анкетирования до совместных коллективных времяпрепровождений вне рабочих офисов), позволяющих

развить продуктивную и эффективную культуру командной работы.

3. Укрепление чувства принадлежности к общему делу и формулирование духа команды. Понимание членами команды важности поставленных целей усиливает чувство доверия, безопасности и удовлетворения собственной деятельностью. Укрепление морального духа команды направлено на минимизацию ошибок производственных процессов, улучшение сотрудничества. Совместное достижение поставленных целей способствует формированию командного духа.

4. Коммуникация. Деятельность команды должна развивать двустороннее корпоративное общение, что приводит к качественному совершенствованию индивидуального и коллективного труда.

5. Признание и поощрение. Признание качественной работы и достижений оптимизирует командную деятельность. Вознаграждение сотрудника, качественно выполнившего свои обязанности, достигнувшего высокого результата, может стать для него стимулом дальнейшего совершенствования, а другим членам команды показать образец, идеал, к достижению которого необходимо стремиться всем. На первоначальном этапе необходимо изучить сильные и слабые стороны членов команды с ориентацией на знание ими качественных характеристик и критериев качества. Когда сотрудники узнают сильные стороны друг друга, они начинают более эффективно взаимодействовать, избегают потенциальных конфликтов, конструктивно обсуждают возникающие проблемы, что повышает сплоченность команды.

Заключение

Повышение качества начинается с индивидуального уровня, совершенствования внутрико-мандных отношений через личность с помощью принципов и методов ко-мандообразования. Командообразова-ние способно обеспечить максимальную реализацию трудового потенциала каждого сотрудника в конкретной об-

действующей в современных условиях и нацеленной на качественную, высокопродуктивную работу. ■

Статья поступила в редакцию 10.02.2022

ласти. Следовательно, его с полным основанием можно считать серьезной инвестицией в успешность компании,

Список литературы

1. Красавина Е.В., Забайкин Ю.В., Шихымов М. Особенности управления командной работой в организациях // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2019. — Т. 9. — № 3А.

2. Петров С.В. Эффективность командообразования в современном процессе управления персоналом // Управление. — 2019. — № 1.

3. Принципы успешной командной деятельности; https://blog.iteam.ru/printsipy-uspeshnoj-komandnoj-deyatelnosti/ (дата обращения: 23.01.2022).

4. Сериков В.В., Тычинина Е.И. Особенности формирования компетентности внутрикомандного взаимодействия // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1. — № 6(45).

5. Хомкин К.А., Книгницкая З.А. Сплочение команды для высокой эффективности работы коллектива // Вестник Университета Правительства Москвы. — 2019. — № 3.

6. Шервин Д., Шервин М. Как создать настоящую команду. Алгоритмы, повышающие эффективность совместной работы; https://reader.bookmate.com/uzmOrbuT (дата обращения: 21.12.2021).

Kompetentnost / Competency (Russia) 4/2022

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-4-26-31

MANAGEMENT 31

Team Education as a Quality Improvement Factor

S.V. Petrov1, FSBEI HE Alexander Grigorievich and Nikolay Grigorievich Stoletovs Vladimir State University, PhD (Ec.), psv01@yandex.ru

1 Associate Professor of Department, Vladimir, Russia. SPIN-code: 7560-4066, ORCID: 0000-0002-9207-4976

Citation: Petrov S.V. Team Education as a Quality Improvement Factor, Kompetentnost / Competency (Russia), 2022, no. 4, pp. 26-31. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-4-26-31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

key words

teamwork, team, quality, quality improvement, process, product

References

Today, cooperation is becoming a necessary condition for the success of any kind of activity. For a company to become successful, all its employees must feel responsible for the result, be aware of their involvement in the success of the product. This awareness is much more effectively achieved through a teamwork. I reviewed the basic principles and methods of team building, the criteria for the quality of a company's goods or services, as well as the basic principles of quality management: customer focus, leadership, employee involvement, process approach, continuous improvement, evidence-based decision-making, relationship management. Quality improvement begins with the individual level, improving intra-team relationships through personality. Team building is able to ensure the maximum realization of the labor potential of each employee in a particular area. Therefore, it can rightfully be considered a serious investment in the success of a company operating in modern conditions and aimed at high-quality, highly productive work.

1. Krasavina E.V., Zabaykin Yu.V., Shikhymov M. Osobennosti upravleniya komandnoy rabotoy v organizatsiyakh [Features of management of teamwork in organizations], Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra, 2019, vol. 9, no. 3A, pp. 355-363.

2. Petrov S.V. Effektivnost' komandoobrazovaniya v sovremennom protsesse upravleniya [The effectiveness of team building in the modern process of personnel management], Upravlenie, 2019, no. 1, pp. 86-90.

3. The principles of successful teamwork; https://blog.iteam.ru/printsipy-uspeshnoj-komandnoj-deyatelnosti/ (app. 23.01.2022).

4. Serikov V.V., Tychinina E.I. Osobennosti formirovaniya kompetentnosti vnutrikomandnogo vzaimodeystviya [Features of the formation of competence of team interaction], Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika, 2017, vol. 1, no. 6(45), pp. 104-116.

5. Khomkin K.A., Knignitskaya Z.A. Splochenie komandy dlya vysokoy effektivnosti raboty kollektiva [Team building for high team performance], Vestnik Universiteta Pravitel'stva Moskvy, 2019, no. 3, pp. 49-53.

6. Sherwin D., Sherwin M. Kak sozdat' nastoyashchuyu komandu. Algoritmy, povyshayushchie effektivnost' sovmestnoy raboty [How to create a real team. Algorithms that increase the effectiveness of collaboration]; https://reader.bookmate.com/uzmOrbuT (app. 21.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.