Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ: КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ: КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / КОМАНДА / МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА / КАЧЕСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ / TEAM BUILDING / TEAM / CROSS- FUNCTIONAL TEAM / QUALITY OF GOODS AND SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров С. В.

Исследуется влияниe методов командообразования на повышение качества товаров и услуг посредством анализа межфункционального командного сотрудничества. Рассмотрены преимущества и недостатки данного способа, сформулирована стратегия, ориентированная на создание успешной, долгосрочной и продуктивной команды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF GOODS AND SERVICES: TEAM BUILDING

I examined the impact of team building methods on improving the quality of goods and services. The method of cross-functional team collaboration, its advantages and disadvantages, was chosen for the analysis. Also I formulated a strategy focused on building a successful, long-term and productive team. I believe that cross-functional teams are resistant to more complex projects with less time spent. Its promote intra- team cooperation and mutual trust of team members with different knowledge, skills, experience and work style, and therefore are able to solve the most creative tasks, complex projects that determine the organization’s strategy generally. With well- coordinated functioning, strong leadership, competent management, cross-functional team cooperation can lead an organization to success, upgrade the quality of products (goods or services).

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ: КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ»

48 МЕНЕДЖМЕНТ

Компетентность / Competency (Russia) 7/2020 DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10708

Повышение качества товаров и услуг: командообразование

Исследуется влияние методов командообразования на повышение качества товаров и услуг посредством анализа межфункционального командного сотрудничества. Рассмотрены преимущества и недостатки данного способа, сформулирована стратегия, ориентированная на создание успешной, долгосрочной и продуктивной команды

С.В. Петров1

Владимирский

государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, канд. экон. наук, [email protected]

1 доцент кафедры, г. Владимир, Россия

Для цитирования: Петров СВ. Повышение качества товаров и услуг: командообразование // Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 7. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10708

ключевые слова

командообразование, команда, межфункциональная команда, качество товаров и услуг

ачество нового продукта (товара или услуги) играет ключевую роль в конкуренции на рынке, оказывает значительное влияние на его рыночные показатели и прибыльность.

Факторами, влияющими на рыночный успех и прибыльность продукта, являются его внешний вид, производительность, качество изготовления, срок службы или долговечность, соответствие требованиям, надежность, удобство обслуживания, эстетика, эргономика, то есть все характеристики, определяющие тот или иной товар, услугу как качественные.

Разработка нового продукта (товара или услуги), соответствующего ожиданиям потенциальных потребителей и при этом прибыльного, — достаточно сложная задача, требующая интеграции различных знаний. Вопросы технологии, производства, спроса и конкуренции должны учитываться на протяжении всего процесса создания товара или услуги.

Для повышения производительности труда, улучшения качества товаров (услуг) организации применяют метод командообразования — формируют специальные группы сотрудников (команды), ориентированные в своей деятельности на конкретную область, требующую усовершенствования.

Непрерывная программа повышения качества товаров и услуг направлена на то, чтобы все члены команды и другие заинтересованные стороны чувствовали себя постоянно замоти-вированными для улучшения усилий и результатов в совместной деятельности над общим продуктом.

Стремление к совершенствованию должно стать неотъемлемой частью командной культуры, поскольку улучшение товара или услуги равнозначно успеху. Однако на поведение

участников значимое влияние оказывают такие структурные факторы, как централизация, формализация, интеграция и эффективность организационных инноваций. Иными словами, в командах, где основная роль в принятии решений отводится руководителю, а правила и процедуры занимают центральное место, работники обычно неохотно занимаются поиском и внедрением новых технологий, процессов, методов и идей, направленных на улучшение качества продукта (товаров или услуг).

Напротив, высокий уровень обмена информацией значительно улучшает инновационный климат и качество работы сотрудников. Качество продукта положительно связано с интеграцией информации в команде, влиянием клиентов на процесс разработки продукта, ориентацией на качество и его совершенствование.

Члены команды, ориентированной на систематичное совершенствование качества товаров и услуг, нуждаются в постоянном повышении уровня знаний и навыков.

Для формирования такого типа команды необходимо:

► определить целевое назначение команды, рассмотреть существенные и высокорискованные аспекты ее деятельности, изучить их особенности в первоочередном порядке;

► определить потребности клиентуры (удовлетворение клиентов имеет решающее значение для успешной работы);

► рассмотреть различные подходы к достижению поставленной цели, сформировать долгосрочный план действий;

► осуществлять сбор и анализ данных в постоянном режиме (статистические данные могут оказать значительную помощь в процессе принятия решений, играют важную роль при документиро-

Компетентность / Competency (Russia) 7/2020 DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10708

МЕНЕДЖМЕНТ 49

вании и дальнейшем распространении улучшений);

► принимать к использованию в работе проверенные, внедренные и скорректированные в ходе опытного применения методы;

► создавать логические модели, конструкции (логические модели помогают связать воедино содержание главной цели со способом ее достижения, что оказывает благотворное влияние на клиентов и стейкхолдеров);

► внедрять и развивать культуру обучения и самосовершенствования членов команды;

► выявлять лидеров (лидеры играют значимую роль в формировании инновационного потенциала команды, обеспечивая соответствующие условия и принимая решения, которые помогают поддерживать развитие и реализацию знаний);

► прикладывать устойчивые усилия для обеспечения непрерывного улучшения.

Межфункциональные команды

Глобальная конкуренция требует разрабатывать и усовершенствовать товары и услуги более быстрыми темпами. Это вынуждает большинство организаций формировать межфункциональные команды.

Сотрудники с разной теоретической и практической подготовкой часто видят проблему по-разному. Включение их в единую команду может привести как к неожиданным, так и к требуемым инновациям.

Как правило, межфункциональная команда создается с целью разработки конкретного продукта (товара, услуги), определенной части продукта или потока создания ценности продукта для клиентов, ее члены должны обладать всеми компетенциями, необходимыми для выполнения своей работы, не прибегая к посторонней помощи.

Исследователи Х. Бресман и Д. Анкона в своей книге «Команды прорыва» выделяют два подхода к формированию межфункциональной команды: внутренне-ориентированный и интег-

рированный. Внутренне-ориентированный подход используется в организациях с командно-административным стилем управления, интегрированный приемлем для компаний с адаптивной структурой управления (в этом случае особое внимание уделяется интересам внешнего окружения: клиентов, поставщиков, органов власти, финансовых структур и т.п.) [1].

Успешность функционирования межфункциональной команды зависит от таких факторов, как:

► высокая мотивированность участников;

► ответственность за выполнение командной миссии;

► организованное управление;

► отсутствие конфликтов;

► наличие четких приоритетов совместной деятельности;

► адекватная коммуникация.

Подобный метод сотрудничества способен привнести в команду новые идеи, повысить уровень творческих решений и, следовательно, уровень развития. Грамотная адаптация новых высокопрофессиональных участников, делает работу команды более эффективной.

Создание межфункциональных командных структур повышает сплоченность коллектива, улучшает производственную динамику, повышает производительность труда. В то же время при работе таких команд могут возникать определенные трудности, например:

► проблема приоритизации, когда какой-либо участник остается неосвобожденным от своей прежней работы в организации, что создает для него дополнительную нагрузку;

► давление непосредственного руководителя на члена команды, отсутствие прямой власти лидера (в случае сохранения прежней иерархии организации), что снижает эффективность работы и мотивацию сотрудника;

► отсутствие детального плана работы каждого участника и соответствующих систем стимулирования;

► неспособность некоторых членов команды к оперативной перестройке ра-

справка

Процесс командообразования, или тимбилдинг (team building — построение команды) — это совокупность приемов, методов, действий, применяемых с целью формирования команды и повышения ее эффективности в ходе совместной деятельности участников. Он применим к широкому спектру действий, общей целью которых является повышение эффективности [2]

50 МЕНЕДЖМЕНТ

Компетентность / Competeпcy (Russia) 7/2020 DOI: 10.2441 1/1993-8780-2020-10708

Межфункциональная команда — это командно-ориентированная структура, формируемая для решения наиболее креативных задач, сложных проектов, определяющих стратегию организации в целом

бочего ритма, расширению коммуникативной среды;

► замедление профессионального роста участников, поскольку в их обязанности входит деятельность в конкретной, как правило узкой области, ограниченной одним проектом;

► нехватка полномочий на определенных этапах деятельности отрицательно сказывается на скорости принятия командных решений;

► возникновение конкуренции между членами коллектива, когда собственные интересы становятся важнее командных.

Стратегические принципы формирования межфункциональной команды

Для создания и эффективной работы команды необходимо: 1. Наличие четко поставленной и измеримой цели, согласованной с высшим руководством и руководством структурных подразделений, так или иначе связанных с будущим проектом. Над разработкой и согласованием цели должны работать все сотрудники — это повышает их приверженность интересам команды.

2. Установление временных рамок для достижения поставленной цели.

3. Определение роли каждого участника с учетом имеющихся у них навыков, знаний и умений, что облегчает работу, повышает эффективность сотрудничества и взаимодействия в целом.

4. Обеспечение доступа всем членам команды к необходимым ресурсам: определение командного пространства, бюджета расходов; наличие аппаратных и программных средств, систе-

мы гарантированного хранения файлов и документов, единого интерфейса для использования информационной базы всей организации. Техническая, финансовая, маркетинговая и другие виды общей информации организации должны предоставляться членам команды в доступной для всех форме.

5. Закрепление руководящих принципов работы (к примеру, приказом по организации). В частности, требуется:

► разработать форму и регламент совместных командных встреч;

► установить порядок ведения деловой переписки внутри команды;

► назначить конкретных членов команды для участия в принятии производственных решений на постоянной основе.

6. Определение стиля руководства командой. Для успешного решения поставленных задач команде необходим лидер. Лидер должен восприниматься в качестве наставника (коуча), не контролирующего, а помогающего людям раскрыть их потенциал, принимать собственные решения возникающих проблем. Эффективный лидер должен предсказывать наступление очередного этапа развития и вести команду вперед. При успешном завершении проекта возникшее чувство удовлетворенности проделанной работой формирует желание дальнейшей совместной деятельности [4].

7. Грамотный подбор участников с применением тестирования, кадрового рекрутирования и т.п.

8. Построение эффективной коммуникативной линии, обеспечивающей членам команды обратную связь, продуктивное обсуждение проектов и задач, внедрение инновационных изменений (в том числе в качестве эксперимента), разрешение проблем и конфликтных ситуаций.

9. Внедрение системы регулярной и адекватной оценки деятельности команды. Командные приоритеты должны систематически подвергаться пересмотру для актуализации и соответствия рынку. Следует регулярно проводить обсуждение рабочих проектов, достигнутых целей или причин

Компетентность / Competency (Russia) 7/2020 DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10708

МЕНЕДЖМЕНТ 51

их невыполнения, составление обзоров для корректировки деятельности. Отсутствие четкого управления, слабая отчетность мешают достижению успеха и решению уникальных задач.

10. Использование системы коммуникаций. В команде должен быть участник, способный представлять интересы команды перед высшим руководством. Правильный выбор позволит сократить временные расходы на одобрение совместных решений, их обсуждение, что обеспечит скорейшее достижение главной цели.

11. Доверительные отношения участников команды. Как правило, доверие возникает после того, как определены роли и обязанности каждого, достигнуто понимание стилей и опыта друг друга [5]. Периодические личные встречи, совместные внерабочие мероприятия позволяют людям лучше узнать друг друга; развиваются социальные связи, способствующие эффективному сотрудничеству. В противном случае команды вряд ли будут успешными даже в краткосрочной перспективе.

Таким образом, создание эффективной межфункциональной команды является сложным, но перспективным делом для улучшения качества создаваемого продукта. Надлежащим образом сформированная, она будет более конкурентной из-за:

► скоростного преимущества (меньший временной расход при поиске и принятии решений, нежели в обычной команде);

► способности быстрее решать сложные задачи;

► ориентации на максимальное удовлетворение потребностей клиентского круга;

► креативности (объединение людей с различным жизненным и рабочим опытом, создание креативности и эффективных методов мозгового штурма);

► организационного обучения (команде легче осваивать новые технические и профессиональные навыки, узнавать больше о других дисциплинах и учиться работать с другими людьми, имеющими разные наборы навыков).

Заключение

справка

Межфункциональная команда

^ross-functional team) — группа, состоящая из сотрудников различных функциональных отделов или областей ответственности, часто из различных иерархических уровней организации [3]. Состоит из участников с различным уровнем навыков и опыта, собранных вместе для выполнения поставленной задачи, и может носить постоянный или временный характер.

Межфункциональные команды состоят из людей с различными интересами, способностями, стилями работы, культурными нормами и т.д. Своевременный мониторинг психологического климата команды сопутствует улучшению межличностных отношений, быстрому разрешению конфликтов, повышению степени доверия в коллективе

Качество является основополагающим аспектом управления производством и операциями. Недостаточно производить продукцию (товары или услуги) в требуемом количестве и в необходимое время, важно обеспечить ее надлежащее качество.

Рыночные отношения, конкуренция требуют постоянного совершенствования качества продукции. Ко-мандообразование позволяет быстро и эффективно решать проблемы повышения качества товаров и услуг путем создания межфункциональных команд.

Межфункциональные команды устойчивы к выполнению более сложных проектов с меньшими временными затратами, поскольку способствуют внутрикомандному сотрудничеству и взаимному доверию членов коллектива с различными знаниями, навыками, опытом и стилем работы.

То есть межфункциональная команда — это командно-ориентированная структура в системе командообра-зования, формируемая для решения наиболее креативных задач, сложных проектов, определяющих стратегию организации в целом. При слаженном функционировании, сильном руководстве, грамотном управлении межфункциональное командное сотрудничество способно привести организацию к успеху, осуществить апгрейд качественного состояния продукции (товаров или услуг). ■

Список литературы

1. Панфилова М.С. Методические подходы к формированию межфункциональных команд // Научно-практические исследования. — 2019. — № 8-6(23).

2. Панфилова М.С. Роль командообразования в развитии организации / М.С. Панфилова // Сб. н. трудов конф. «Актуальные вопросы экономики и управления», 2018.

3. Карпунина М.А. Способы создания межфункциональных команд для региональных инновационных систем; https://https://dogmon.org/sposobi-sozdaniya-mejfunkcionalenih-komand-dlya-regionalenih-i.html (дата обращения: 18.03.2020).

4. Формирование и развитие команды. — М.: МФТИ, 2016; http://www.cribs.me/upravlenie-proektami/formirovanie-i-razvitie-komandy (дата обращения: 19.03.2020).

5. Клименкова Т.А., Щедрина И.В. Эффективное использование существующих моделей и подходов в управлении процессом командообразования // Креативная экономика. — 2018. — № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 3.07.2020

52 MANAGEMENT

Kompetentnost / Competency (Russia) 7/2020 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10708

Improving the Quality of Goods and Services: Team Building

S.V. Petrov1, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Dr., [email protected]

1 Associate Professor, Vladimir, Russia

Citation: Petrov S.V. Improving the Quality of Goods and Services: Team Building, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2020, no. 7, pp. 48-52. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10708

key words

team building, team, cross-functional team, quality of goods and services

I examined the impact of team building methods on improving the quality of goods and services. The method of cross-functional team collaboration, its advantages and disadvantages, was chosen for the analysis. Also I formulated a strategy focused on building a successful, long-term and productive team. I believe that cross-functional teams are resistant to more complex projects with less time spent. Its promote intrateam cooperation and mutual trust of team members with different knowledge, skills, experience and work style, and therefore are able to solve the most creative tasks, complex projects that determine the organization's strategy generally. With well-coordinated functioning, strong leadership, competent management, cross-functional team cooperation can lead an organization to success, upgrade the quality of products (goods or services).

References

1. Panfilova M.S. Methodological approaches to the formation of interfunctional teams, Scientific and practical research, 2019, no. 8-6(23), pp. 51-53.

2. Panfilova M.S. The role of team building in the development of the organization, сonf. Actual problems of economics and management: scientific papers collection, 2018, pp. 68-73.

3. Karpunina M.A. Ways to create cross-functional teams for regional innovation systems; https: //dogmon.org/sposobi-sozdaniya-mejfunkcionalenih-komand-dlya-regionalenih-i.html (acc. date 18.03.2020).

4. Formation and development of the team, Moscow, MIPT, 2016; http://www.cribs.me/upravlenie-proektami/formirovanie-i-razvitie-komandy (acc. data 19.03.2020).

5. Klimenkova T.A., Shchedrina I.V. Effective use of existing models and approaches in managing the process of team building, Creative economy, 2018, no. 3, pp. 397-409.

СОБЫТИЕ

Создание системы прослеживаемости компонентов воздушных судов

Для защиты от фальсификаций и контрафакта компании все шире используют средства аутентификации. При этом важно установить требования к эффективности таких средств на национальном и международном уровнях

Росстандартом утверждены национальные стандарты:

► ГОСТ Р 59002-2020 «Идентификация

и прослеживаемость изделий авиационной техники. Основные положения»;

► ГОСТ Р 59003-2020 «Символы штрихового кода на изделиях авиационной техники. Состав и формат данных»;

► ГОСТ Р 59004-2020 «Радиочастотные метки

на изделиях авиационной техники. Состав и формат данных».

Стандарты вводятся в действие с 1 января 2021 года и распространяются на изделия авиационной техники гражданского назначения, включая самолеты, вертолеты

и их составные части (авиационные двигатели, воздушные винты, агрегаты и системы, а также их компоненты и комплектующие изделия), и устанавливают положения в области состава технологий и средств автоматической идентификации компонентов воздушных судов на основе штриховых кодов и радиочастотных меток и обеспечения прослеживаемости компонентов воздушных судов с применением технологий автоматической идентификации в системах управления жизненным циклом продукции.

Внедрение стандартов будет способствовать повышению эффективности контроля аутентичности изделий авиационной техники, созданию автоматизированной системы прослеживаемости компонентов воздушных судов от производства до утилизации, созданию системы противодействия обороту фальсифицированных и контрафактных изделий авиационной техники.

Пo материалам www.gost.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.