УДК 316.454.5; ББК 88.50
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10007
© Кабанов М.М. 2020
TEAM INTERACTION IN MANAGEMENT PSYCHOLOGY
КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Maxim Mikhailovich Kabanov, Максим Михайлович Кабанов,
Postgraduate Student of Tambov State University аспирант Тамбовского государственного
named after G.R. Derzhavin университета имени Г.Р. Державина
Для цитирования: Кабанов М.М. Командное взаимодействие в управленческой психологии. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2020. С. 36-38.
Abstract. The problem of team interaction is considered. The team is presented as a kind of social group, with interaction understood as the influence of people on each other and as the organization of their joint activities. Oharakterizovat signs team. These include a common vision; complementarity; the ability to react quickly; mutual understanding; cohesion; motivation of team members to group actions. The concept of team building is introduced. The expediency of its occurrence as the need to make effective collective decisions is emphasized.
Keywords: Team, team building, interaction, team features, properties of team building.
Понятия команда и командное взаимодействие все чаще используется не только в бизнесе и спорте, но и в научной (социологической, психологической, экономической и др.) литературе. Существует целый спектр точек зрения по поводу определения понятия, границ его соотнесения с такими понятиями, как малая группа и коллектив, а также возможных стадий развития группы до уровня команды, командного взаимодействия [2].
Наиболее проработано понятие команда в менеджменте, где команда рассматривается «как высшая форма развития совместной деятельности, которой присущи следующие основные особенности: наличие согласованных и принятых (интери-оризированных) целей, ценностей и норм работы; социально-психологическая сплоченность и адаптивность поведения каждого по отношению к другим; развитая гибкая коммуникация; гибкая ролевая структура; высокий уровень самоконтроля деятельности и гибкое распределение ответственности; наличие, помимо базовых и специальных,
Аннотация. Рассматривается проблема командного взаимодействия. Команда представлена как разновидность социальной группы, при этом взаимодействие понимается как влияние людей друг на друга и как организация их совместной деятельности. Охарктеризованы признаки команды. В их числе общее видение; взаимодополнение; способность быстро реагировать; взаимопонимание; сплоченность; смотивированность членов команды на групповые действия. Вводится понятие командообразование. Подчеркивается целесообразность его возникновения, как необходимость принимать эффективные коллективные решение.
Ключевые слова. Команда, командообразование, взаимодействие, признаки команды, свойства командообразования.
общекомандных и управленческих компетенций; признание человека как личности во всем многообразии его особенностей и потребностей» [6].
Таким образом, можно полагать, что «команда - высший уровень развития группы, совместная деятельность которой построена с опорой на индивидуальные особенности, достижения каждого и с ориентацией на общий успех. При этом индивидуальные достижения зависят от эффективного взаимодействия членов команды при сохранении ими своей индивидуальности.
Рассмотрим понятие взаимодействие, которое является ключевым по отношению к такому феномену, как команда. В психологии - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие од-
36
№ 1 I 2020
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
новременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Под взаимодействием в психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Собственно взаимодействие в психологии рассматривается как составная часть или сторона процесса общения [3]. При этом в основе взаимодействия лежит процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов (объектов) друг на друга порождающий их взаимную обусловленность и связь. Различные авторы видят во взаимодействии как сторону процесса общения, так и функцию данного процесса, при этом обоих случаях отмечается трудность выделения этого компонента в качестве отдельного предмете исследования.
В командном взаимодействии нацеленность на достижение общего результата удовлетворяет личностно, профессионально и социально значимые интересы членов команды. Личностное развитие помогает добиваться группового развития, взаимодействие осуществляется в форме ответственного сотрудничества и выстраивается в единстве диалога и монологов членов команды, конструктивного обсуждения проблем и их возможных решений. Оно направлено также на личностное взаимообогащение и развитие членов команды, при обретениеим?и опыта поведения в проблемных и конфликтных ситуациях. При этом диалог членов команды отражает их совместную направленность на достижение общих целей и решение возникающих в совместной деятельности проблем. Монолог (выявление и защита позиции) каждого из членов команды подразумевает сохранение индивидуальности, признание за ними права на авторство (собственную точку зрения) [3].
Таким образом, можно зафиксировать, что формулировка понятия взаимодействие в команде в обобщенном варианте содержит непременно три характеристики: «общая цель», «взаимодействие в деятельности», «общий результат», достигнутый в этом процессе. Командное взаимодействие - особый тип взаимоотношений, основанный на личностном принятии друг друга, взаимном уважении и признании, высоком уровне мотивации, общих групповых ценностях и разностороннем деловом сотрудничестве, характерном для членов команды.
Командный метод работы является более эффективным в управлении организацией в условиях современной экономики в отличие от жест-
кого административного управления. Переход к новому методу управления требует перестройки мышления, поведения, способов принятия решений, чтоя вляется требованиями рыночной экономики и шансом качественного изменения системы управления предприятием. Гуманистические принципы управления, на основе которых разработаны новые технологии управления, позволяют освоить организациям новые командные подходы к управлению, которые в современных условиях становятся лучшим основанием для выработки групповых и организационных целей, решения производственных задач. Объединениера?ботников в единое целое и создание системы управления, отличающейся единством целей и действий, общностью корпоративных ценностей и интересов возможно только на основе эффективной командной организации.
Процесс формирования команды может быть стихийным, а также целе-направленным. Стихийный процесс характеризуется появлением неформаль-ных лидеров и сплоченностью вокруг общей деятельности, которая и стано-вится целью: путешествия, спорт, музыка. Целенаправленный подход к про-цессу командообразования требует от руководителя ясного представления причин серьезных изменений в системе управления.
Команда имеет общие черты с группой, однако, в команде более постоянный персонал, более жесткое распределение ролей, бо?лееяс?ная и фо?р-мальная цель. Чл?еныко?манды сыгранны. Со стороны их также воспринимают как членов команды. Члены команды воспринимают участие в команде как вознаграждение. Команда стремится к общей цели. Члены команды действуют одинаково по отношению к окружению, все горды тем, что вместе могут добиться большего, чем в одиночку. В команде удовлетворяются потребности личности в причастности, уважении, успехе, даже если успех совместный. В команде, как правило, есть «примадонны», которых терпят до тех пор, пока их вклад оценивается выше, чем психологические издержки от их манер [1].
Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская [5], опираясь на исследования американских и российских ученых, выделяют следующие признаки команды:
— общее видение, которое позволяет снять явные и потенциальные про-тиворечия между членами команды;
— взаимодополнение по функциям и при распределении ролей между членами команды, что относится к способам позиционирования (выработку членами команды определенной системы позиций относительно друг друга по самым разным кри-
№ 1 /2020
37
териям) команды в целом и отдельных ее членов в частности;
— способность быстро реагировать на изменения, большая гибкость, адаптивность и стремление к инновациям;
— понимание друг друга с полуслова, сработанность, согласованность, появляющееся в ходе совместной работы и комплектования команды;
— связанность (cohesiveness) или сплоченность группы;
— способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий.
Авторы приходят к выводу о том, что команда есть группа, причем группа специфическая, особенная. Команда есть группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.
Таким образом, командообразование как потребность возникает в тех сферах, где необходимо эффективное групповое участие. Это сложный творческий процесс, требующий огромных финансовых затрат и интеллектуальных усилий. Не случайно специалисты по управлению персоналом часто рекомендуют возлагать работу по формированию команд на кадровые службы организации. Основную роль в объединении работников в команду единомышленников должен играть непосредственный руководитель коллектива. Командный дух в коллективе достигается при выполнении ряда условий. Главное из них - отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов, и чувство взаимной ответственности за действия каждого.
Однако формирование команды не станет безусловным благом для любой фирмы и, конечно, не панацей от всех проблем. Командообра-зование - это одно из звеньев системы мотивации, адаптации, управления персоналом, которая должна существовать в компании в современных условиях.
Библиографический список
1. Карлоф, Б. Вызов лидеров / Б. Карлоф, С. Седерберг. - М., 1996. - С. 226.
2. Кидинов, А. В. Внутригрупповые отношения: социально-динамический подход к исследованию / А. В. Кидинов, Н. А. Коваль. - Тамбов, 2012. - 112 с.
3. Коваль, Н. А. Аддитивный механизм развития внутригрупповых отношений как проблема психологии / Н. А. Коваль, А. В. Кидинов // Акме-ология. - 2013. - № 3 (47). - С. 157.
4. Ковтун, Г. В. Команда как форма взаимодействия в различных сферах деятельности / Г. В. Ковтун // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 8. - С. 159-162.
5. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы : учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - М., 2001. -С. 290.
6. Филиндаш, П. В. Социально-психологические детерминанты командообразования : монография. - М., 2009. - 132 с.
Психология
ДЕЛОВОГО
ОБЩЕНИЯ
Психология делового общения : учебник / И. И. Аминов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 287 с. Гриф НИИ образования и науки.
Раскрываются практические аспекты применения психологических знаний в сфере делового общения. Рассматриваются приемы и способы установления контактов, оценки личности и воздействия на нее, особенности речевого поведения партнера, психотехнологии обмена деловой информацией и психотехнологии взаимодействия с собеседником. В конце книги предлагается практикум, конкретные задачи которого направлены на формирование и развитие способностей разбираться в людях и эффективно взаимодействовать с ними, так необходимые в практике делового общения.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов.
38
№ 1 / 2020