Научная статья на тему 'Команда как форма взаимодействия в различных сферах деятельности'

Команда как форма взаимодействия в различных сферах деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3610
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / ГРУППА / КОЛЛЕКТИВ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEAM / TEAMWORK / TEAMBUILDING / GROUP / STAFF / GOAL SETTING / SOCIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковтун Галина Владимировна

В статье рассматривается междисциплинарный анализ понятия «команда», соотнесение его с понятиями «малая группа», «коллектив», возможные стадии развития группы до уровня команды, определяется содержание понятия «командное взаимодействие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEAM AS A FORM OF COOPERATION IN VARIOUS INDUSTRY SECTORS

The article deals with an interdisciplinary analysis of the “team" concept, matching it with such concepts as “small group" and “staff". The author considers possible stages of group development to the level of the team, and determines contents of “teamwork" idea.

Текст научной работы на тему «Команда как форма взаимодействия в различных сферах деятельности»

УДК 37 : 316.454.5 Ковтун Галина Владимировна

аспирант кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета [email protected]

КОМАНДА КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Kovtun Galina Vladimirovna,

PhD student of the Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education Department, Kuban State University, [email protected]

TEAM AS A FORM OF COOPERATION IN VARIOUS INDUSTRY SECTORS

Аннотация:

В статье рассматривается междисциплинарный анализ понятия «команда», соотнесение его с понятиями «малая группа», «коллектив», возможные стадии развития группы до уровня команды, определяется содержание понятия «командное взаимодействие».

Ключевые слова:

команда, взаимодействие, командообразование, группа, коллектив, целеполагание, социальная деятельность.

Summary:

The article deals with an interdisciplinary analysis of the “team" concept, matching it with such concepts as “small group" and “staff". The author considers possible stages of group development to the level of the team, and determines contents of “teamwork" idea.

Keywords:

team, teamwork, teambuilding, group, staff, goal setting, social activities.

Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию, разделение труда. Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует умения решать возникающие новые нестандартные ситуации, выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству людей в процессе решения их проблем. Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность действовать в команде. В последние годы именно команда становится ведущей формой организации совместной деятельности людей, в том числе и в сфере образования.

Понятия команда и командное взаимодействие все чаще используется не только в бизнесе и спорте, но и в научной (социологической, психологической, экономической и др.) литературе. Существует целый спектр точек зрения по поводу определения понятия, границ его соотнесения с такими понятиями, как малая группа и коллектив, а также возможных стадий развития группы до уровня команды, командного взаимодействия.

В «Современном словаре иностранных слов» понятие команда (франц. commande) связано со смыслом действие, причем предполагается действие, направленное от одного субъекта к другому и ответное действие, и вторым значением - группа [1].

В современных педагогических словарях понятие команда отсутствует. Исключение составляет «Словарь по педагогике» Г.М. Коджаспировой, где оно представлено двумя значениями «команда 1) в информатике; 2) в управленческом значении - группа членов педагогического коллектива, работающих вместе с целью обеспечить максимально эффективный процесс преподавания и образования в учебном заведении. Оптимальный состав команды - 8 человек: председатель, организатор, контролер, эксперт, идеолог, информатор, оппозиционер, фасилитатор, специалист. В команде подбираются люди творческие, самостоятельные, заинтересованные в реформировании учебного заведения и здраво воспринимающие нововведения» [2, с. 128].

Наиболее употребляемо это понятие в спорте. К. Кардялиса и Б. Александравичюте отмечают, что «в команде на первом месте всегда Мы и не может быть никакого Я. Особенно это характерно... в командных видах спорта, наряду с усовершенствованием спортивных навыков, необходимо уделять внимание и созданию целостности команды [3]. В исследованиях процесса построения команды: изучение эффективности влияния целеполагания команды на сплоченность Джули Сенекаль, Тодда М. Лохед и Гордон А. Блум рассматриваются понятия: командообразование, постановка командных целей, сплоченность команды, способы формирования, внутренний диалог, полифония, составляющие компоненты личной позиции [4, с. 186].

Наиболее проработано понятие команда в менеджменте, где команда рассматривается «как высшая форма развития совместной деятельности, которой присущи следующие основные

особенности: наличие согласованных и принятых (интериоризированных) целей, ценностей и норм работы; социально-психологическая сплоченность и адаптивность поведения каждого по отношению к другим; развитая гибкая коммуникация; гибкая ролевая структура; высокий уровень самоконтроля деятельности и гибкое распределение ответственности; наличие, помимо базовых и специальных, общекомандных и управленческих компетенций; признание человека как личности во всем многообразии его особенностей и потребностей» [5].

В социологии управления представляет интерес исследования Н.В. Савина [6], в которых он раскрывает синергетический эффект команды. Командное взаимодействие, полагает автор, открывает перед организацией множество новых возможностей при том же наборе ресурсов. Такие факторы, присущие эффективным командам, как отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов и чувство взаимной ответственности за действия каждого вызывают так называемый синергетический эффект. Синергетический эффект означает, что физические и интеллектуальные усилия одного умножаются на усилия других и сплоченная команда оказывается в состоянии решать задачи, непосильные для обычной рабочей группы специалистов.

Профессионально понятие team spirit впервые было исследовано все тем же профессором Элтоном Мэйо и экономистом Мэри Паркер Фоллетт. Мэйо и Фоллетт стали основоположниками «неоклассического» направления в науке о менеджменте, а сформулированные ими принципы неформальной деловой группы стали фундаментом целой отдельной научной дисциплины. «Команда» - это объединение единомышленников, коллектив людей, имеющих что-то общее.

В некоторых социально-психологических исследованиях понятие команда определяется через понятие группа. Само понятие группа трактуется по-разному в системе разных научных дисциплин и подходов. Г.М. Андреева [7] приводит определение условных групп (в таких группах люди не ощущают своей принадлежности к ней), реальных групп (единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков; люди определенным образом осознают свою принадлежность к группе), формальных (группы, имеющие юридический статус, создаваемые руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации). Среди формальных групп выделяют команды - соподчиненные группы руководителя - лидера и его сотрудников, рабочие (целевые) группы, создаваемые с целью и на время выполнения определенного задания.

Приведем точку зрения современных шведских ученых [8] относительно понятия команда и ее признаков: команда имеет общие черты с группой (история, нормы, будущее и т. п.), однако в команде более постоянный персонал, более жесткое распределение ролей, более ясная и формальная цель. Члены команды сыграны. Со стороны их также воспринимают как членов команды. Члены команды воспринимают участие в команде как вознаграждение. Команда стремится к общей цели. Члены команды действуют одинаково по отношению к окружению, все горды тем, что вместе могут добиться большего, чем в одиночку. В команде удовлетворяются потребности личности в причастности, уважении, успехе, даже если успех совместный.

В работах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой выделено семь ключевых принципов организации командной формы работ: принцип коллективного исполнения работы - каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не ту, что он обычно исполнял по заданию административного начальства (хотя последнее не исключается и в рамках команды); принцип коллективной ответственности - вся команда теряет в доверии, стимулировании, в общественном признании, если задание не выполнено по вине любого из членов команды; принцип единой для команды формы стимулирования, оплаты за конечный результат; распределение внутри команды - это внутрикомандный вопрос; принцип адекватного стимулирования команды за конечный результат (нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом, чем материальная оплата); принцип автономного самоуправления команды - управление деятельностью членов команды осуществляется ее руководителем, а не административным начальством организации; принцип повышенной исполнительской дисциплины, добровольно принимаемый каждым членом команды; принцип добровольности вхождения в команду. Это ключевой принцип формирования команды: в состав ее может быть включен только тот, кто добровольно изъявил готовность к этому на основе полного знания и понимания всех условий ее деятельности. [9, с. 8-9].

Таким образом, можно полагать, что «команда - высший уровень развития группы, совместная деятельность которой построена с опорой на индивидуальные особенности, достижения каждого и с ориентацией на общий успех. При этом индивидуальные достижения зависят от эффективного взаимодействия членов команды при сохранении ими своей индивидуальности. Для членов команды характерна совместимость личностно и профессионально значимых целей, что создает основу для высокой сплоченности, интеллектуального сотрудничества и позволяет чувствовать ответственность за успешность результатов совместной деятельности» [10].

- 16O -

Рассмотрим понятие взаимодействие, которое является ключевым по отношению к такому феномену, как команда. В психологии - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Под взаимодействием в психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Применительно к нашему исследованию обратимся к более узкому и наиболее часто употребляемому в смысловом отношении значению, которое по своей сущности созвучнее с понятием координация (от латинского «со» - «совместно», «ordinatio» - упорядочение - взаимосвязь, согласование), т. е. взаимосвязанная, согласованная деятельность различных его субъектов. Взаимосвязь или взаимные действия возможны при наличии некоторых условий. Во-первых, во взаимодействии должны участвовать как минимум два субъекта. Это означает, что каждый из участников должен ясно осознавать, что он является субъектом взаимодействия и выполняет возложенные функции совместно с другим субъектом. Из этого положения вытекает следующее условие - общность целей и задач для всех участников взаимодействия. Разобщенность в целях и задачах ведет к потере смысла взаимодействия, ибо в этом случае каждый из участников выполняет иные по отношению к другому задачи или достигает иных целей, делает это самостоятельно, и, следовательно, ни о каком взаимодействии в данном случае не может быть и речи.

В командном взаимодействии нацеленность на достижение общего результата удовлетворяет личностно, профессионально и социально значимые интересы членов команды. Личностное развитие помогает добиваться группового развития, взаимодействие осуществляется в форме ответственного сотрудничества и выстраивается в единстве диалога и монологов членов команды, конструктивного обсуждения проблем и их возможных решений. Оно направлено также на личностное взаимообогащение и развитие членов команды, приобретение ими опыта поведения в проблемных и конфликтных ситуациях. При этом диалог членов команды отражает их совместную направленность на достижение общих целей и решение возникающих в совместной деятельности проблем. Монолог (выявление и защита позиции) каждого из членов команды подразумевает сохранение индивидуальности, признание за ними права на авторство (собственную точку зрения).

Обобщая разные подходы, можно сказать, что под командным взаимодействием понимается: совместная, взаимосвязанная, согласованная, направленная деятельность различных субъектов на достижение общих целей и решение возникающих в совместной деятельности проблем; ответственное сотрудничество, выстраиваемое в единстве диалога и монологов членов команды, конструктивного обсуждения проблем и их возможных решений; процесс воздействия объектов друг на друга, их взаимная обусловленность и порождение одним объектом другого; личностное взаимообогащение и развитие членов команды, приобретение ими социального опыта; особый тип взаимоотношений, основанный на личностном принятии друг друга, взаимном уважении и признании, высоком уровне мотивации, общих групповых ценностях и разностороннем сотрудничестве.

Таким образом, можно зафиксировать, что формулировка понятия взаимодействие в команде в обобщенном варианте содержит непременно три характеристики: «общая цель», «взаимодействие в деятельности», «общий результат», достигнутый в этом процессе. Командное взаимодействие - особый тип взаимоотношений, основанный на личностном принятии друг друга, взаимном уважении и признании, высоком уровне мотивации, общих групповых ценностях и разностороннем деловом сотрудничестве, характерном для членов команды.

Ссылки:

1. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.

2. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М. ; Ростов н/Д, 2005. 448 с.

3. Кардямис К. Психология спорта. Конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений. [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.eastview.com (дата обращения: 23.11.2010).

4. Senecal J. A Season-Long Team-Building Intervention: Examining the Effect of Team Goal Setting on Cohesion // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2008. № 30. P. 186-199.

5. Филиндаш П.В. Социально-психологические детерминанты командообразования : монография. М., 2009.

6. Савин Н.В. Потенциал командного взаимодействия в современной организации : автореф. дис... канд. социол.

наук. М., 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.stankin.ru/sciense/kandiddis.html (дата обращения: 23.12.2011).

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 137-138.

8. Карлоф Б. Вызов лидеров. М., 1996. С. 226.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Технология создания команды. М., 2002. 216 с., ил.

10. Максимова Е.А. Групповое взаимодействие как условие профессиональной подготовки студентов // Материалы международной научно-практической конференции 7 февраля 2005 г. Саратов, 2005. С. 92-96.

References (transliterated):

1. Sovremenniy slovar' inostrannykh slov. SPb., 1994.

2. Kodzhaspirova G.M. Slovar' po pedagogike. M. ; Rostov n/D, 2005. 448 p.

3. Kardyamis K. Psikhologiya sporta. Konfliktnost' i splochennost' sportivnykh komand: diagnostika i optimizatsiya mezhlich-nostnykh otnosheniy. [Electronic resource]. URL: http://dlib.eastview.com (date of access: 23.11.2010).

4. Senecal J. A Season-Long Team-Building Intervention: Examining the Effect of Team Goal Setting on Cohesion // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2008. № 30. P. 186-199.

5. Filindash P.V. Sotsial'no-psikhologicheskie determinanty komandoobrazovaniya : monograph. M., 2009.

6. Savin N.V. Potentsial komandnogo vzaimodeystviya v sovremennoy organizatsii : avtoref. dis... kand. sotsiol. nauk. M., 2011 [Electronic resource]. URL: http://www.stankin.ru/sciense/kandiddis.html (date of access: 23.12.2011).

7. Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya. M., 1996. P. 137-138.

8. Karlof B. Vyzov liderov. M., 1996. P. 226.

9. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Tekhnologiya sozdaniya komandy. M., 2002. 216 p., ill.

10. Maksimova E.A. Gruppovoe vzaimodeystvie kak uslovie professional'noy podgotovki studentov // Materialy mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii 7 fevralya 2005 g. Saratov, 2005. P. 92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.