Компетентность / Competency (Russia) 4/2019
МЕНЕДЖМЕНТ 29
Командообразование как способ повышения эффективности деятельности организации
Исследуется процесс командообразования с точки зрения способа повышения эффективности деятельности организации. Поэтапно рассматривается процесс формирования команды и определяется роль руководителя на каждой стадии. Приводятся показатели эффективности командной работы; отмечается важность развития компетенций каждого члена команды в целях формирования высокоэффективной команды
С.В. Петров1
ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», канд. экон. наук, доцент, psv01@yandex.ru
1 доцент кафедры, г. Владимир, Россия
Для цитирования: Петров СВ. Командообразование как способ повышения эффективности деятельности организации // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 4
ключевые слова
команда, группа, командообразование, эффективность, человеческий ресурс
условиях современной рыночной экономики актуальным для любого бизнеса является вопрос повышения эффективности деятельности организации. Важным фактором в этом случае выступает способность организации конкурировать на рынке, которую можно определить через ряд показателей. Наличие и грамотное использование всех видов ресурсов — один из важнейших в этом ряду.
Так, человеческий ресурс является одним из основных для любой современной организации. Совокупность такого рода ресурса представляет собой определенную систему, включающую способности и потенциальные возможности человека относительно его физической, интеллектуальной, эмоциональной деятельности, позволяющие ему участвовать в рабочих процессах. В свою очередь организации важно максимизировать процесс использования имеющегося ресурса.
Оценка конкурентоспособности, определяемая через призму управления человеческими ресурсами, включает в себя такие показатели, как наличие процесса обучения кадров, развития их потенциала, способность адаптации к изменениям среды, быстрого реагирования на возникающие проблемы. Кроме того, важными показателями выступают степень и форма коммуникации между сотрудниками.
Отсутствие навыков качественного взаимодействия при решении проектных и управленческих задач становится главной проблемой для управления деятельностью в организации. В этой связи активно осуществляется процесс переориентации с индивидуальной работы человека на командную.
В конце 80-х годов XX века в американской и западноевропейской бизнес-
среде популяризировался такой метод развития организации, как командо-образование. Интерпретация как самого метода, так и трактовка термина осуществляются каждым менеджером по-разному: тренинги, совместные мероприятия, организационные изменения. Тем не менее, в общем виде коман-дообразование можно представить как процесс управления человеческими ресурсами, направленный на формирование команды и улучшение командной эффективности для достижения целей организации.
Сама совокупность человеческого ресурса, которым обладает организация, еще не является командой. Для ее построения необходима разработка целенаправленных мероприятий с последующим применением к сформированной группе. Именно группа является отправной точкой в процессе коман-дообразования. В общем виде коман-дообразование можно представить как эволюцию от рабочей группы, созданной для выполнения того или иного вида деятельности, до команды высшего качества [5].
В управленческой среде немногие до конца понимают разницу между этими двумя понятиями: «группа» и «команда». Очевидно, что любая команда — это группа, при этом не каждая группа является командой.
Одной из трактовок понятия «группа», встречаемых в научной литературе, является трактовка О.С. Вихан-ского, согласно которой группа — это относительно обособленное объединение небольшого количества людей, которые находятся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляют совместные действия в течение долгого промежутка времени [2]. Дополнив это понятие, группу можно определить
30 МЕНЕДЖМЕНТ
Компетентность / Competency (Russia) 4/2019
Высокая эффективность команды формируется также посредством развития компетенций каждого ее члена
как организационную единицу, состоящую из регулярно взаимодействующих между собой индивидов, действующих в соответствии с установленными внутренними правилами и выполняющих определенные задачи. При этом каждый член группы отождествляет свои интересы с общими интересами, так как имеет место зависимость от других ее элементов при удовлетворении частных потребностей.
В организациях с такой формой построения коллектива характерен административный способ управления, тогда как при построении командной работы преобладает более демократический стиль, при котором воздействие идет через социальные и психологические закономерности и который направлен на долгосрочное повышение эффективности работы.
К характерным чертам группы можно отнести индивидуальное определение целей, задач и планов при отсутствии понимания общей цели и миссии организации. Узкая специализация задач, таким образом, ведет к исполнению работником лишь части функций и не требует понимания полной концепции организации, что несомненно может приносить необходимые организации результаты, однако, как правило, в недолгосрочной перспективе и при наличии стабильной внешней среды в совокупности с неизменными целями и четко структурированными алгоритмами работы. Очевидно, что для эффективного управления человеческим ресурсом более результативным является понимание внутренней специфики и особенностей организации непосредственно каждым работником.
В этой связи подтверждается необходимость формирования команды и обеспечения условий для осущест-
вления эффективной командной деятельности.
Существует довольно много подходов к пониманию термина «команда», однако охарактеризуем ее как определенное количество человек, разделяющих общие цели и подходы к осуществлению совместной деятельности, которые имеют взаимодополняющие навыки, разделение компетенций и ротацию внутригрупповых ролей. Отличительной особенностью команды является наличие синергетического эффекта, означающего умножение физических и интеллектуальных усилий одних участников команды на усилия других, в результате чего сплоченная команда обретает способность решать задачи, непосильные для решения обычной рабочей группой [7].
Построение команды основывается на продуманном позиционировании каждого ее составляющего, представлении каждым членом команды общего видения ситуации и стратегических целей. Как любая инновационная составляющая, процесс формирования команды на предприятии достаточно трудоемок и сопряжен с некоторыми рисками, в частности неоправданности затрат большого количества временных и финансовых ресурсов. При этом можно выделить ряд преимуществ наличия слаженной команды, впоследствии приводящих к повышению эффективности деятельности:
► совместное решение проблем с применением навыков и умений каждого члена команды оказывается более эффективным способом, чем простое подчинение руководящей единице;
► уменьшение рисков возникновения ошибок, так как в команде каждый ощущает ответственность за финальный результат, а не только за свою сферу деятельности;
► повышение креативности принимаемых решений вследствие существования нескольких взглядов;
► повышение работоспособности, дисциплины, мотивации и лояльности работников.
Для описания процесса построения команды в организации используются