Научная статья на тему 'Этапы развития Омского машиностроительного конструкторского бюро («ОМКБ») за полувековой период'

Этапы развития Омского машиностроительного конструкторского бюро («ОМКБ») за полувековой период Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JSC«Omsk machine design bureau (OMDB) development stages in for a half century period. This article of General director A. A. Kulkov considers in a short form «ОМКВ stages of development for 50-years period of it s life. Main trends of activities, development effort complicacy and personnel skill growth are pointed out as well AS the ways of future development in conversion stage.

Текст научной работы на тему «Этапы развития Омского машиностроительного конструкторского бюро («ОМКБ») за полувековой период»



ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОМСКОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО («ОМКБ») ЗА ПОЛУВЕКОВОЙ ПЕРИОД

А.А. Кульков

ОАО "Омское машиностроительное конструкторское бюро"

JSC«Omsk machine design bureau (OMDB) development stages in for a half century period. This article of General director A. A. Kulkov considers in a short form «OMKB stages of development for 50-years period of it s life. Main trends of activities, development effort complicacy and personnel skill growth are pointed out as well as the ways of future development in conversion stage.

5 июля 1947 года на базе Московского филиала агрегатного ОКБ, эвакуированного в начале Великой Отечественной войны в г. Омск на Омский агрегатный завод им. В.В.Куйбышева (ныне ОАО"Омскагрегат"). было создано самостоятельное опытно-конструкторское бюро (ОКБ), ставшее основой современного ОАО "ОМКБ". Вновь созданному ОКБ поручалось создание топливных и масляных насосов и фильтров. Несмотря на имевшиеся в то время трудности: малочисленность коллектива, отсутствие необходимого опыта, слабую производственную базу для изготовления и испытания опытных образцов, коллектив ОКБ успешно справился с поставленной задачей, и за 10 лет в нарастающих темпах были разработаны и переданы в серийное производство более 45 агрегатов, представляющих в основном шестеренные и коловратные насосы различного назначения. Накопленный практический опыт по созданию указанных насосов в дальнейшем творчески использовался при создании систем автоматического регулирования ГТД (САУ ГТД). к выпуску которых ОМКБ приступил уже в 1956 году.

Период 1957-1965 гг. характеризовался значительным ростом выполняемых оабот, увеличением сложности разработок, ростом численности коллектива за счет молодых инженерно-технических и рабочих кадров. В 1956 году приказом министра нашему предприятию было поручено приступить к освоению новой тематики - разработке САР ГТД авиационных силовых установок летательных аппаратов (самолетов, вертолетов). Первые САР ГТД были созданы для двигателей, разработанных Омским моторостроительным ОКБ тов. Глушенкова В.А. (ныне ОАО "ОМОТКБ"). По существу, с проектирования САР ГТД- ЗФ начинается первый этап создания систем автоматического управления разработки нашего ОКБ. Важно отметить, что с первых образцов схемные и конструкторские разработки имели существенные преимущества в отечественном агрегатостроении. Обладая хорошей теоретической подготовкой, проявляя большую энергию и инициативу в быстрейшем освоении и накоплении опыта по проектированию, изготовлению и доводке новых изделий, молодые инженеры конструкторских и расчетных подразделений - выпускники авиационных вузов страны и технических вузов Омска, работники служб главного технолога, главного металлурга, главного механика, работники служб всех видов производства и опытно-испытательной станции своим самоотверженным трудом освоили в сжатые сроки сложнейшую технику и создали первые САР ГТД.

Сложность указанной техники заключалась в необходимости обеспечить высокую точность поддержания регулируемых параметров (частота вращения, расход топлива, степень сжатия и ряд других параметров ГТД) не только на установившихся режимах работы, но также на переходных режимах (запуск, приемистость, сброс режима) в широком диапазоне изменения высоты и скорости полета самолета. Все указанные функции в то время выполнялись с помощью гидромеханических счетно-вычислительных устройств, что приводило к существенному усложнению данных агрегатов. В настоящее время проектированием и производством таких агрегатов занимаются во всем мире только США. Англия, Франция и Россия. В 1959 году начиналось строительство современного промышленного комплекса на месте, где находится в настоящее время ОАО "ОМКБ" и большой жилой поселок для его работников, строительство которого завершилось в основном в начале семидесятых годов. По окончанию строительства ОАО "ОМКБ" имело самую современную опытно- испытательную базу со стендами с обратной связью для имитации условий работы САР ГТД, максимально приближенных к условиям эксплуатации. При этом статические и динамические характеристики ГТД с высокой точностью обеспечивались с помощью применения аналоговых вычислительных машин и впервые в СССР - тиристорных преобразователей в электродвигателях, используемых для привода топливных насосов ГТД (вместо традиционных), в то время применяемых преобразователей электромашинного типа. Использование тиристорных преобразователей позволило нам имитировать практически без погрешностей динамические характеристики ГТД.

В конце 50-х и начале 60-х годов ОКБ пришлось вести тяжелую конкурентную борьбу за расширение сферы влияния за пределами г. Омска с тремя авторитетными ОКБ по разработке САР ГТД. При этом два московских ОКБ имели уже длительный опыт работы, а ОКБ в г. Перми - и опыт, и солидную поддержку со стороны мощного ОКБ по разработке ГТД для гражданских самолетов и военных вертолетов. В этих условиях потеснить их с занятых ими сфер влияния было возможно только при разработке САР ГТД. имеющих принципиальные преимущества, с помощью которых можно было бы убедить генеральных и главных конструкторов двигательных ОКБ в целесообразности использования наших разработок, к принципиальным преимуществам которых необходимо отнести следующие: - инвариантность регулируемых параметров

регулирования от внешних возмущений за счет использования принципа изменения расхода топлива не только от величины отклонения регулируемого параметра, но и величины, характеризующей расход воздуха, используемый в ГТД, например, через величину давления воздуха за компрессором;

- применение одного конструктивного узла для выполнения нескольких функций. Это, например, единый автомат запуска, разгона и сброса, который используется и для регулирования установившихся режимов с целью упрощения конструкции уменьшения веса и габаритов;

- оптимальное использование преимуществ, указанных выше, с целью полной адаптации статических и динамических характеристик САР ГТД таким образом, чтобы при минимальном числе конструктивных элементов получить требуемое качество регулирования;

- использование высоких частот вращения (порядка 15000 об/мин) для привода топливных насосов с целью уменьшения веса и габаритов;

- применение оригинальных методов дозирования малых расходов топлива, например, для ручного и автоматического изменения динамических характеристик САР ГТД. которые позволили адаптировать САР к любому ГТД без использования сложных гидромеханических счетно-решающих устройств с применением сложных пространственных кулачковых механизмов, используемых в США и отечественных агрегатных ОКБ.

В это же время ОМКБ частично закрепилось на двигателях, разрабатываемых в Москве для учебно- тренировочных самолетов ЯК-30. для ЯК-32. на котором знаменитая летчица Марина Попович установила ряд мировых рекордов. Данная САР в настоящее время используется для регулирования подъемного двигателя самолета АН-24. Кроме того, были успешно проведены испытания САР ГТД на двигателях, разработанных генеральными конструкторами Ленинграда и Рыбинска, но из-за ограниченных производственных возможностей в то время Омское машиностроительное конструкторское бюро не смогло там закрепиться. Использование же указанных преимуществ позволило полностью монополизировать новые разработки по САР ГТД в начале семидесятых годов в моторостроительном ОКБ Запорожья, вытеснив полностью оттуда Московское ОКБ. С целью повышения пожаробезопасности и упрощения агрегатов, была начата разработка агрегатов САР ГТД, работающих на принципах струйной техники. При этом необходимо отметить, что указанные агрегаты в отечественном агрегатостроении были использованы впервые, а сейчас наших агрегатов в эксплуатации уже значительное количество. В настоящее время на всех двигателях моторостроительного ОКБ г. Запорожья, установленных на самолетах ЯК-40. Л-39. ЯК-42, АН-72, АН-74, АН-124 ("Руслан"), АН-225 ("Мрия"). АН-70, самом мощном вертолете Ми-26 находятся топливные насосы и САР нашей разработки. На подъемных двигателях, разработанных ^бинским ОКБ для самолета вертикального взлета и посадки ЯК-38. также используются топливная аппаратура и САР нашей разработки. САР ГТД ОАО "ОМКБ" применяются на самолетах АН-28. вертолете

КА-25. планируется их использование на самолете АН-3. который изготавливается на базе существующего большого парка самолетов АН-2. В настоящее время более чем на 40 типах летательных аппаратов, включая (кроме ра-ее перечисленных) такие самолеты, как АН-12. ИЛ-86, ИЛ-96, ТУ-104. ТУ-154. ТУ-134, МИГ-29. СУ-27 и ряд других летательных аппаратов специального назначения, используются агрегаты нашей разработки в виде САР ГТД основных и вспомогательных силовых установок, а также в виде отдельных агрегатов, входящих в комплектовку указанных летательных аппаратов. Агрегаты нашей разработки серийно выпускаются на агрегатных заводах Омска. Перми, Челябинска, а также ближнего зарубежья (Украине) и Польше.

Большинство САР ГТД. разработанные во второй половине 90 годов, гидромеханические с элементами электроники, применяемые для регулирования установившихся режимов ГТД, кроме САР двигателя для самолета АН-70. в котором гидромеханическая часть САР используется только в случае отказа электронной части. Первая полностью электронная система автоматического регулирования и контроля работы двигателя, используемого для беспилотного летательного аппарата, была применена в нашей стране в 80-х годах по инициативе нашего ОКБ. В конце 80-х и начале 90-х годов ОАО "ОМКБ". объединившись с электронными и радиотехническими предприятиями Омского региона (ЦКБА. ОНИИП. ОСКБП). приступило к созданию комбинированных электронно-гидромеханических САР силовых установок различного назначения. Результаты совместной работы позволили нам с успехом выдержать два конкурса, опередив Московское агрегатное ОКБ. и завоевать авторитет среди генеральных конструкторов-разработчиков силовых установок различного назначения. Мы считаем необходимым объединение научно-технического потенциала указанных выше предприятий для оптимального выживания в трудных экономических условиях, так как это позволит получить новые качественные изменения в разработках при резком сокращении транспортных, интеллектуальных и материальных затрат, что особенно важно при конверсии наших разработок. В этот переход-ный период, несмотря на уменьшение численности персонала в 2.5 раза, полное отсутствие государственной поддержки, коллектив ОАО ОМКБ стремится сохранить свой профиль работы, считая это важнейшей задачей не только для самого бюро, но и государства. С целью выживания много делается для изготовления новых и импортозамещающих изделий применительно к нефтедобывающему комплексу. За последние годы был разработан, изготовлен и испытан на нефтепромыслах дозированный мембранно-поршневой насос переменной производительности для закачки воды в нефтеносный слой, по весовым характеристикам на порядок меньший, чем зарубежные аналоги. В настоящее время ОМКБ приступило к выпуску различного вида гидроинструмента с давлением жидкости -1000 кг/см2 для ОНЗ. проводим активную работу по выполнению региональной программы "СибВПКНефтегаз-2000", а также много других работ.

~ ~ тГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.