Научная статья на тему 'Омск как центр ракетостроения и космической техники'

Омск как центр ракетостроения и космической техники Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1394
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАКЕТОСТРОЕНИЕ / ЗАВОД / ПРОИЗВОДСТВО / ОБОРОНА / ROCKET SCIENCE / PLANT / PRODUCTION / AND DEFENSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шумилов Александр Иванович

Статья посвящена становлению ракетно-космической отрасли в г. Омске с конца 1950-х годов до настоящего времени. Впервые комплексно рассматривается вклад омских предприятий ВПК в развитие отечественного ракетостроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Omsk as a center for construction of space rocket technology

The article is devoted to the formation of the space industry in Omsk at the end of the 1950's to the present. For the first time it comprehensively examines the contribution of Omsk military enterprises in the development of domestic rocket engineering.

Текст научной работы на тему «Омск как центр ракетостроения и космической техники»

и реальных возможностей развития АПК» [13]. Введение экономических санкций со всей очевидностью обнажило кризисную ситуацию в аграрной сфере и заставило правительство лихорадочно решать вопрос замещения продовольственного импорта Запада за счет продовольствия, произведенного в других регионах мира. Но главной гарантией от внешних воздействий является развитие собственного аграрного производства и внимание к нуждам отечественной науки.

Библиографический список

1. Колесников, А. Д. Омская пашня: Заселение и земледельческое освоение Прииртышья в XVI — начале XX вв. / А. Д. Колесников. — Омск : Моя земля, 1999. — С. 84 — 85.

2. Учреждения и деятели сельскохозяйственной науки Сибири и Дальнего Востока : биографо-библиогр. справ. / Сост. П. Л. Гончаров, Ю. А. Белоножко, А. В. Карамзин. — Новосибирск : СО РАСХН, 1997. - 663 с.

3. Вараксин, А. В. Омский опытный хутор — начало сибирской сельскохозяйственной науки : пособие для студентов агрономических, исторических фак. учеб. заведений / А. В. Ва-раксин, Л. В. Катин-Ярцев. — Омск : Омское кн. изд.-во, 1986. — 88 с.

4. Сборник научных работ, посвященных 170-летию Сибирской аграрной науки. В 2 т. Т. 2. Селекция и семеноводство, механизация. — Омск : Фрактал, 1998. — 166 с.

5. Червоненко, В. Н. Ученые Омского сельскохозяйственного института (1918—1993). Профессора. Доценты — руко-

водители вуза, деканы, заведующие кафедрами. Руководители отделов / В. Н. Червоненко. — Омск : ОмСХИ, 1994. — 300 с.

6. Курцев, И. В. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве Сибири (в прошлом — на рубеже веков — в будущем) / И. В. Курцев. — Новосибирск : Сиб. отд-ние, Сиб-НИИЭСХ, 2001. — С. 41.

7. Омская правда. — 1936. — 1 августа.

8. Земля сибирская, дальневосточная. — 1979. — № 3. — С. 3.

9. Научный архив СО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 646. Л. 7.

10. Червоненко, В. Н. Очерки истории Омского сельскохозяйственного института (1918-1933) / В. Н. Червоненко. — Омск : ОмСХИ, 1994. — С. 135 — 139.

11. Актуальные проблемы научного обеспечения АПК в Сибири (к 185-летию сиб. аграр. науки) : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф., посвященной 185-летию основания сиб. аграр. науки, 24 — 26 июля 2013 г. // РАСХН Сиб. отд-е. СибНИИСХ. — Омск : Вариант, 2013. — С. 16.

12. Время Манякина. Воспоминания. — М. : АНО Омское землячество в Москве, 2011. — 460 с.

13. Краткий отчет о работе Сибирского отделения РАСХН за 2001 —2005 гг. — Новосибирск : СО РАСХН, 2006. — С. 151.

РЫЧКОВ Александр Васильевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории.

Адрес для переписки: alex-rychkov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2014 г. © А. В. Рычков

УДК 947(571.1) А. И. ШУМИЛОВ

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал

ОМСК КАК ЦЕНТР РАКЕТОСТРОЕНИЯ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Статья посвящена становлению ракетно-космической отрасли в г. Омске с конца 1950-х годов до настоящего времени. Впервые комплексно рассматривается вклад омских предприятий ВПК в развитие отечественного ракетостроения. Ключевые слова: ракетостроение, завод, производство, оборона.

Город Омск перед Великой Отечественной войной представлял из себя провинциальный город, где основным предприятием являлся вагоно-ремонтный завод, ведущий своё начало со времени строительства Транссибирской магистрали как Главные железнодорожные мастерские, переросшие в завод. Мастерские и поселок при нём от города Омска отделял пустырь, тянувшийся от нынешнего железнодорожного вокзала вплоть до появившегося позднее Управления железной дороги.

В самом же городе основными предприятиями были построенный в 1901 г. плугостроительный завод датского предпринимателя С. Рандрупа, на котором работали около 200 человек, и «питерский внучек» — Сибзавод имени Борцов революции, созданный на базе эвакуированного в начале 1918 г. из Петрограда машиностроительного завода, также выпускающий сельскохозяйственную технику. Остальные предприятия специализировались на переработке сельско-

хозяйственной продукции. Лишь в конце 1930-х гг. было начато строительство предприятий-дублеров, выпускающих оборонную продукцию — авиационного завода № 166, филиала Горьковского автозавода, шинного, кордной фабрики. Однако к началу войны ни одно из предприятий не было пущено в строй.

Великая Отечественная война в корне перевернула сложившийся быт г. Омска. За первые месяцы войны в город было эвакуировано свыше 120 предприятий полной или частичной комплектации из западных районов страны. Около 40 предприятий разместились в других городах и райцентрах Омской области. На территории строящегося в Омске филиала автозавода и действующего обозного завода им. Коминтерна были размещены эвакуированные из Москвы авиационный опытно-конструкторский завод № 156 и из г. Тушино завод № 81, получившие номер 166. Последним к ним присоединился авиазавод № 288 из г. Кимры, который с 1942 г. стал дей-

ствовать как самостоятельный на территории авиамастерских в Куломзино. Кроме того, к Наркомату авиационной промышленности в Омске относились эвакуированный из Запорожья моторостроительный завод № 29 им. Баранова, а также агрегатный завод № 20 из Москвы, который объединился на площадях завода сельхозмашиностроения по улице Герцена с образованным там в ноябре 1941 г. заводом № 495.

Выпуск самолетов, авиамоторов и других агрегатов продолжался все военные и послевоенные годы вплоть до второй половины 1950-х гг. На авиационном заводе освоили выпуск поршневых и реактивных самолетов, в том числе стали собирать первые пассажирские реактивные лайнеры ТУ-104, моторостроительное объединение им. Баранова выпускало поршневые и газотурбинные двигатели, другие предприятия осваивали приборы и системы для авиации.

Однако годы «холодной войны» втянули страну в гонку вооружений, где на первый план стала выходить ракетная техника. Родоначальником серийного выпуска ракет в стране стал Днепропетровский завод № 586. Уже в 1952 г. начался серийный выпуск ракет Р-1 и Р-2. Позднее началась подготовка одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности Р-12. Созданное для её разработки в 1954 г. ОКБ-586 возглавил выходец из КБ Королева М. К. Янгель. В 1956 г. ОКБ получило наименование «Южное», а завод № 586 — «Южмаш» [1, с. 76]. После успешного испытания в мае 1957 г. решено было начать её массовый выпуск для армии. Помимо Днепропетровска заказ на изготовление изделия получили заводы Перми, Оренбурга и Омска. Наш город был выбран лично М. К. Янгелем. Руководство страны согласилось, учитывая и такие факторы, как отдаленность Омска от границ СССР, наличие в городе предприятий различного назначения, которые могли бы в короткий срок перестроиться на выпуск ракет, которые предназначались для наземных и шахтных стартовых комплексов. Ракета имела дальность стрельбы — 2100 км; максимальную стартовую массу — 41,75 т; масса головной части — 1,3—1,6 т; длина — 22 м; максимальный диаметр корпуса — 1,65 м.

В конце 1957 г. выходит ряд правительственных постановлений, в соответствии с которыми завод (МПО) им. Баранова должен начать изготовление ракетного двигателя РД-214: агрегатный завод им. Куйбышева — автоматику для пневмогидравлической системы ракеты; завод «Электроточприбор» — измерительно-преобразовательные головки системы управления дальностью и системы боковой и нормальной стабилизации полета; электротехнический им. К. Маркса и им. Козицкого — бортовые приборы системы управления. 31 декабря 1957 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 1475665 заводу № 166 поручалось с августа 1958 г. организовать изготовление ракеты Р-12, индекс 8К63 (8К63У). Наряду с перепрофилированием ряда омских предприятий было принято решение о строительстве электромеханического завода (№ 216) и завода наземного оборудования, в дальнейшем — завода подъемных машин (№ 316) на территории Омского комбайносборочного завода [1, с. 77].

Таким образом, Омску придавался статус центра ракетной промышленности страны, второго после Москвы и Московской области. Здесь было сосредоточено производство как самих ракет, так и большинства узлов и систем к ним.

С этого времени для каждого предприятия началась пора освоения и производства дотоле незнако-

мой продукции. Помощь шла со всех НИИ и КБ страны, занимавшихся разработкой узлов и приборов. Однако основная головная боль выпадала на заводчан. Особая секретность производства не оставила следов этой работы в открытых архивах. Лишь в постсоветское время на ряде предприятий вышли очерки к юбилейным датам, в которых ветераны вспоминают, да приоткрытые заводские архивы дополняют их рассказы о том времени — непростом, но счастливом, когда их труд был нужен стране.

Авиационный завод, как головное предприятие, на котором должно было изготавливаться множество узлов и производиться сборка ракеты, начал проводить коренную реконструкцию производства, создавал новые цеха, осваивал новые, доселе незнакомые технологии. Учиться ездили в Днепропетровск, на «Южмаш». Приходилось учиться и инженерам, и мастерам, и технологам, да и рядовым рабочим. Если при сборке ТУ-104 применялась клепка корпуса, то в ракетостроении главенствовала сварка. Изготавливались тысячи наименований оснастки.

Если в научно-техническом плане ведущим оставалось ОКБ М. К. Янгеля, то непосредственное руководство созданием ракетного комплекса возлагалось на Совет народного хозяйства Омского экономического района, который возглавлял бывший директор авиазавода Б. П. Еленевич. По его инициативе был принят ряд правительственных постановлений, необходимых Омскому ВПК.

В 1958 г. при плане 10 ракет была изготовлена 1. Ее запуск с полигона Капустин Яр состоялся в апреле 1959 г. В целом испытания проведены были успешно. В июне 1959 г. произошла смена директоров завода. Вместо К. А. Головко исполнять обязанности директора стал Я. В. Колупаев. В этом же году завод перевыполнил производственный план, в том числе и по выпуску ракет. Вместо 80 единиц было изготовлено 90 Р-12, в 1960 г. было собрано уже 190, в 1961 г. — 166, в 1962 г. — 70 при ежегодном перевыполнении плана. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 г. завод был награжден орденом Ленина. Такую же награду получил и директор завода, награждены были орденами и медалями десятки работников предприятия.

Уже в октябре 1959 г. правительственным постановлением предприятию было поручено производство изделия 8 К 64 — межконтинентальной баллистической двухступенчатой ракеты Р-16 янгелевской разработки с дальностью полета 13 000 км. С этого года завод прекратил выпуск самолетов ТУ-104 и переключился на выпуск ракет. И снова реконструкция производства, освоение тысяч новых технологических процессов, так как новое изделие было намного сложнее. Однако трудно было назвать ракету целиком освоенной, потому что постоянно менялись отдельные узлы и агрегаты. Особенно это касалось головных частей. Отработав технологию одного изделия, переключались на новое. Приходилось ездить на «Южмаш» к Янгелю. Уже в 1961 г. была собрана установочная партия из семи ракет, первое испытание которой состоялось в декабре 1961 г. Но первый пуск ее был аварийным. За счет резонансной частоты двигатель первой ступени разрушился. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Надо отметить, что этой ракете катастрофически не везло на начальном этапе. В октябре 1960 г. при испытаниях собранной днепропетровцами ракеты Р-16 на полигоне Тюра-Там случилась страшная авария. Погибли более 70 военных и столько же гражданских специалистов. Погибли Маршал Советского Союза, главно-

командующий РВСН М. И. Неделин, два зам. главного конструктора — В. А. Концевой и Л. А. Берлин. По чистой случайности уцелел Янгель [1, с. 92].

«Карибский кризис» 1962 г. подхлестнул гонку вооружений, особенно выпуск ракет. Директор завода Я. В. Колупаев и главный инженер Г. А. Колоколов, другие специалисты буквально жили на заводе. В 1962 г. завод выпустил 53 ракеты Р-16. Производство же ракет Р-12 (8К63 и 8 К 63У) с 1962 г. было прекращено. Всего за 1959— 1962 гг. было собрано 506 ракет. Ракеты Р-16 выпускали вплоть до 1966 г., изготовив всего 330 изделий.

В 1963— 1964 гг. на предприятии шла подготовка к производству ракеты УР-200 (8К81), разработанной в КБ В. Н. Челомея и первой «тяжелой» ракеты Р-36 (8К67) разработки М. К. Янгеля. Но в 1965 г. подготовка и выпуск их были прекращены в связи с получением заводом задания на транспортно-пусковые контейнеры (ТПК). Это были агрегаты, появление которых связано с перевооружением армии на ракеты с повышенной степенью боеготовности. Одной из таких МБР была двухступенчатая ракета РС-10 (или УР-100) на высококипящих компонентах топлива, ампулизированной конструкции, для шахтных пусковых установок [1, с. 97]. Вот для них-то и изготавливались ТПК. Они были составной частью ракеты и предназначались для контроля за состоянием ракеты и запуском её из шахты. После соответствующей реконструкции производства завод освоил выпуск новой продукции, изготовив с 1966 по 1968 гг. 691 ТПК.

Однако уже в 1967 г. завод и сам стал изготавливать ракеты РС-10. В первый год было изготовлено 16 ракет, а всего, судя по заводской документации, изготовили около 700 штук. Этот комплекс находился на вооружении Советской Армии с 1967 по 1990 гг. [2, с. 260].

С 1968 г. начата подготовка, а с 1969 г. выпуск ракеты-носителя легкого класса «Космос-3М». Она была создана на базе стратегической ракеты Р-16. Первый пуск её состоялся в декабре 1970 г. Масса выводимой полезной нагрузки для орбит высотой до 1700 км была 500 кг, а для орбит высотой 250 км — до 1500 кг. Ее полетная надежность составляла 97 % и являлась самой высокой для РН этого класса. Кроме того, омской ракете присуща и наибольшая дешевизна. Если стоимость запуска ракетоносителя московского производства «Рокот» оценивается в 10 млн долларов, то «Космос-3М» обходится в 6 — 8 млн. Предприятие выпускало их до 1994 г., когда серийное производство было свернуто. Было произведено более 750 пусков, и запуски продолжались до 2013 г. Этой ракетой и ее модификациями было выведено в космос свыше 1000 отечественных и зарубежных космических аппаратов. Произведены были коммерческие запуски для США, Швеции, Германии, Италии, Китая, Англии, Мексики.

Авторы книги «Высота «Полета», посвященной истории ПО «Полет», назвали главу, раскрывающую работу предприятия в период с 1983 по 1992 гг. над ракетными двигателями РД-170 и РД-171 для программы МКС «Энергия — Буран», «Успех, не ставший победой». За этот период был изготовлен 51 двигатель. Многие узлы и агрегаты устанавливались на РН «Зенит» и «Энергия». Однако в 1992 г. программа была свернута и созданная на предприятии замкнутая технологическая база для изготовления двигателей, несмотря на усилия руководства сохранить ее, была закрыта.

Помимо изготовления ракет и ракетных двигателей на «Полете» с 1960-х гг. велась работа над вы-

пуском космических аппаратов. Это и международный исследовательский комплекс МИР-2, в который входила геодезическая ракета «Вертикаль», и высотный астрофизический зонд, и навигационно-связные системы «Циклон-О» и «Парус». В 1970-е гг. на «Полете» изготавливались космические аппараты «Сфера», «Надежда», навигационные системы «Цикада». В 1980-е гг. для системы «Коспас-Сарсат» были изготовлены КА, названные в прессе «Космос-1383», затем «Космос-1447» и др., благодаря которым за 25 лет было спасено более 20000 человек во всех уголках земного шара.

В начале 1980-х гг. на предприятии разрабатывалась глобальная навигационная спутниковая система «ГЛОНАСС», предназначенная для навигационного обеспечения потребителей. Кроме красноярцев и москвичей, с которыми у омичей многие годы существовали тесные связи, в Омске руководил разработками главный конструктор А. С. Клинышков. На предприятии с 1981 г. начался выпуск основного спутника для этой системы — «Ураган». С конца 1980-х гг. началась деградация группировки «ГЛОНАСС». Лишь благодаря усилиям руководства предприятия и Омской области удалось продлить выпуск КА до декабря 2005 г. За 25 лет «полетовцы» изготовили и передали заказчику 90 КА этой системы, а всего создали около 250 различных космических аппаратов.

В 2000-е гг. на предприятии разрабатывались и производились малые космические аппараты как для отечественных, так и зарубежных заказчиков.

В 2006 г. ПО «Полет» вошло в состав ГК НПЦ им. Хруничева в качестве филиала. Это дало надежду на восстановление былой мощи предприятия. С 2009 г. на предприятии идет реконструкция производства для выпуска новой ракеты-носителя «Ангара», которая будет производиться в 4-х модификациях от легкой до тяжелой. Первый запуск РН «Ангара 1.2 ПП» произведен с космодрома Плесецк 9 июля 2014 г., а уже 23.12.2014 г. взлетела «Ангара-5» тяжелого типа. По-летовцы изготовили для новой ракеты головной обтекатель и детали двигателя РД-19 [3]. После реконструкции намечено изготовление до 10 ракет целиком на омском предприятии.

При включении омского завода «Электроточпри-бор» в объединение по выпуску ракетной техники на предприятии было освоено производство высокочувствительных акселерометров — измерительно-преобразовательных головок для контроля устойчивости полета (ИПГ типов Ф 142, Д 142, Д 139), высотных реле 8 В 521, 8 В 525 и аппаратуры для их настройки и контроля.

ИПГ выпускались для РН семейства Р- 7, «Космос-3М», космических аппаратов «Восток», «Восход», «Молния», «Союз», «Прогресс» и других вплоть до последнего времени.

За высокие производственные показатели предприятие в 1971 г. было награждено орденом Ленина.

С 1957 г. начался новый этап развития и для агрегатного завода № 20 — освоение ракетной техники. Первыми изделиями из этой серии были рулевые машины 8Л242В, приводы 8Л61, 2111. Затем завод стал выпускать главные клапаны маршевых и рулевых двигателей, редукторы, электропневмоклапаны, пиропатроны — всего около 150 наименований [3, с. 153]. Заводчане тесно сотрудничали не только с «полетовцами», но и с «Южмашем». Туда на учебу направлялись с завода рабочие и специалисты. «Производство ракетной техники происходило в круглосуточном режиме (в три смены), без выходных дней.

Такой режим был обусловлен весьма сжатыми сроками, установленными для освоения новой продукции, а также жесточайшими мерами наказания за срыв задания» [3, с. 155].

До конца 1980-х гг. завод выпускал 26 наименований бортовой и 40 наименований двигательной техники для ракет, разработанных в конструкторских бюро Янгеля, Селиванова, Челомея, Уткина.

В тесной связи с заводом трудились специалисты Омского машиностроительного конструкторского бюро (ОМКБ), выделившегося из состава завода ещё в 1947 г. Именно здесь шла разработка и внедрялась в производство различная аппаратура — топливные насосы, агрегаты системы смазки для ракетной техники. Оба этих предприятия — и ОАО «Омскагре-гат», и ОМКБ — в 2004 г. по решению правительства вошли в перечень стратегических предприятий.

В число омских предприятий, работающих в области ракетостроения, входит ОАО «Сатурн» (ранее электротехнический завод им. К. Маркса). Здесь с 1960-х годов выпускалась бортовая и наземная радиоэлектронная аппаратура для ракет комплексов ПВО и других типов ракет. В последние десятилетия на предприятии освоено и внедрено в серийное производство более 30 наименований спецаппаратуры для комплексов С-125, С-200, С-300ПС, С-300 ПМУ, С-300ВМ, А-135.

В 2007 г. предприятие Указом Президента РФ включено в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». В рамках государственной программы вооружений ОАО «Сатурн» совместно с головными предприятиями МКБ «Факел», ГСКБ «Алмаз-Антей» осуществляет ряд опытно-конструкторских работ по бортовой аппаратуре для комплексов ПВО: С-300П, С-300ПМУ и С-400 [4, с. 125- 126.]

В 1959 г. принимается решение правительства о строительстве электромеханического завода (ныне ОАО «Сибирские приборы и системы»), на котором в течение 50 лет производилось оборудование для ракетной отрасли. Сначала в 1961 г. предприятие приступило к серийному выпуску датчиков программных импульсов, затем начато освоение производства комплекса гироскопических приборов для системы управления баллистической ракетой. Основным потребителем продукции вначале был омский авиационный завод, затем география поставок и номенклатура изделий значительно расширились.

Позднее предприятие вошло в интегрированную структуру ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева и осуществляет изготовление контрольно-проверочной аппаратуры и нестандартного наземного оборудования для отработочных испытаний приборов и систем ориентации и стабилизации космических аппаратов. Кроме того, здесь продолжают производить гироскопические приборы для изделий типа «Оникс», «Яхонт», «Искандер», а также изделий «морской» тематики. Объединение участвовало в изготовлении грунтозаборного устройства для КА «Луна-16», привода управления системы терморегулирования КА «Венера», «Марс». Предприятие имеет договоры со многими родственными по тематике предприятиями Омска, Томска, Москвы, Санкт-Петербурга на разработку различных изделий. В 1969 г. коллектив завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в августе 1976 г. за освоение производства новой техники была вручена вторая награда - орден Октябрьской революции.

В 1949 г. при заводе № 373 (ныне ОАО «Сатурн») было образовано Опытно-конструкторское бюро, занимавшееся разработкой радиолокационных приборов для авиации. Однако после перепрофилирования завода на «ракетную» тематику решением правительства ОКБ стало в 1961 г. самостоятельным подразделением под названием Центральное конструкторское бюро (ЦКБ-111), на которое была возложена задача по разработке средств радиоразведки, систем противоракетной и противовоздушной обороны. Пассивные радиосистемы стали основной продукцией предприятия. В сравнительно короткий период ЦКБА разработал, испытал и передал в серийное производство пассивные головки самонаведения для ракет Х-28, Х-58, Х-31 и др.; пассивные авиапеленгаторы, аппаратуру целеуказания и другие изделия [5, с. 85].

28 февраля 1972 г. было создано производственно-техническое объединение (с 1976 г. ПО) «Автоматика» в составе ЦКБА и завода «Автоматика». К середине 1980-х гг. в серийном производстве на восьми заводах страны находилось 43 изделия ЦКБА, в том числе и на заводе «Автоматика», который в 2002 г. вошел в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», где продолжает работу над продукцией оборонного значения. Предприятие награждено орденом «Знак Почета».

Постоянным партнером ПО «Полет» с начала освоения программы ракетостроения было Омское моторостроительное объединение им. Баранова. Именно здесь вплоть до 1975 г. производились жидкостные ракетные двигатели РД-119 и РД-216.

В рамках небольшой статьи невозможно рассказать обо всех омских предприятиях, работавших и до сих пор работающих над созданием ракетного комплекса — надежного щита нашей Родины. Это касается и заводов подъемных машин, им. Козицкого, машиностроительного и моторостроительного КБ и ряда других предприятий. Эта прежде закрытая тема еще ждет своего исследователя.

Библиографический список

1. Высота «Полета». — Омск : Наука, 2006. — 332 с.

2. Энциклопедия Омской области: в 2 т. Т. 2. М - Я / Под общ. ред. В. Н. Русакова. — Омск : Кн. изд-во, 2010. — 592 с.

3. После реконструкции в Омске появится центр по производству ракетно-космической техники [Электронный ресурс]. — Режим доступа : htpp://Omskpгess.гu/news/ (дата обращения: 20.12.2014).

4. Руденко, Е. След: завод и судьбы / Е. Руденко. — Омск : Изд. дом Наука, 2014. — 414 с.

5. Косьмина, Е. А. Оценка и интенсивность воздействия интеллектуального капитала на эффективность функционирования предприятия : моногр. / Е. А. Косьмина. — Омск : ОмГТУ, 2012. — 188 с.

6. Устремленные в будущее: посвящается 65-летию Октябрьского административного округа г. Омска. — Омск : Омскбланкиздат, 2007. — 181 с.

ШУМИЛОВ Александр Иванович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры общественных наук.

Адрес для переписки: г. Омск, ул. Партизанская, 6.

Статья поступила в редакцию 20.01.2015 г. © А. И. Шумилов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.