ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
И. Н. БАЧУРИНСКАЯ,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и налогов Вятского государственного гуманитарного университета
Наличие юридически обоснованной нормативно-правовой базы помогает решать многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъекта предпринимательства, выбора оптимальной системы налогообложения и форм бухгалтерского учета, заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования.
Организация и ведение бухгалтерского учета малыми предприятиями и вопросы налогообложения в настоящее время регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения.
Как отмечает большинство авторов, 1987г. можно считать годом возрождения предпринимательства в России: в мае был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», в июне того же года — Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)».
По мнению 3. И. Калугиной, развитие малого бизнеса в бывшем СССР началось с принятия Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР», в котором были заложены правовые основы для легальной деятельности в негосударственном секторе экономики и появления малых предприятий [4]. Как полагает Г. В. Максимова, данный закон создал первые реальные предпосылки для оживления предпринимательства и развертывания частной инициативы в России [8].
В своих научных работах многие отечественные авторы (В. С. Акимов, В. А. Рубе, А. В. Виленский, Д.А. Ендовицкий, P.P. Рахматулина, Э.А. Уткин, Д. С. Шабанов и др.) представляют этапы развития малого предпринимательства в России, однако в отечественной литературе не уделено должного внимания развитию нормативно-правового регулирования деятельности малых предприятий. По мнению автора, целесообразно обозначить этапы становления нормативно-правовой базы, касающиеся вопросов бухгалтерского учета, налогообложения малых предприятий, поскольку данные
моменты оказали непосредственное влияние в целом на развитие малого бизнеса в России.
В диссертации Р. Р. Рахматуллиной проанализированы мнения выдающихся ведущих экономистов А. В. Виленского и В. А. Рубе. При этом А. В. Виленский выделяет три состоявшихся этапа:
— на первом этапе (1987 — 1992гг.) факторами развития являются быстрое накопление капиталов, развитие производства дефицитных товаров народного потребления, бытового обслуживания, общественного питания, розничной торговли;
— на втором этапе, который начался с 1992 г. в период «шоковой терапии», факторами, способствовавшими распространению малого бизнеса, явились падение производства в крупных промышленных предприятиях, в том числе за счет обвальной конверсии, резкий рост безработицы;
— начало третьего этапа относится к 1995 г., который характеризуется значительным сокращением прироста числа субъектов малого предпринимательства в связи с некоторым разочарованием в ожидании финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.
По мнению В. А. Рубе, в современном развитии малого бизнеса следует выделить два этапа:
— первый этап, характеризующийся стремительным ростом малых предприятий, началсяв 1987г. и продолжался до 1995 г. — последнего всплеска роста малых предприятий. Этому, по мысли В. А. Рубе и А. В. Виленского, способствовали следующие причины: происходило разгосударствление предприятий, малые предприятия пользовались существенными льготами, тотальный дефицит эпохи застоя способствовал развитию малого бизнеса в производстве товаров широкого потребления, бытовых услуг, розничной торговли;
— второй этап — с середины 1990-хгг. по настоящее время — характеризуется не только замедлением роста малых предприятий, но и их количественным уменьшением [11].
По мнению Д.А. Ендовицкого, P.P. Рахматуллиной, отсчет истории развития российского
малого бизнеса следует начинать с более ранней даты, поэтому данными авторами выделены пять этапов развития малого предпринимательства в Российской Федерации:
— первый этап (1985 — 1987 гг.) — первоначальный. В данный период активно развиваются центры научно-технического творчества, временные творческие коллективы, получил широкое распространение бригадный подряд. Творчески активное трудоспособное население пытается найти альтернативу административно-командной уравнительной системе организации деятельности хозяйствующих субъектов. Для этого периода характерно появление первыхростков частной собственности;
— второй этап (1987 — 1988 гг.) — этап кооперативного движения. На данном этапе характерно развитие кооперативного движения, происходит активное насыщение внутреннего рынка товарами народного потребления;
— третий этап (1989 — 1990гг.) — период узако-нивания малого бизнеса. В этот период получили широкое распространение арендные отношения, через которые впоследствии осуществлялась так называемая «малая приватизация»;
— четвертый этап (1991 — 1994 гг.) — этап диверсификации малого предпринимательства. Данный этап характеризует активное развитие различных видов предпринимательства, формирование капиталов, появление значительного числа собственников, глубокое проникновение малого бизнеса в сферу услуг, торговлю, общественное питание, легкую и пищевую промышленность;
— пятый этап (с 1995 г. по настоящее время) — период структурной перестройки. В малом бизнесе России происходит структурная перестройка, вызванная развитием экономики, базирующаяся на инновационных процессах (программирование и конструирование с широким применением средств автоматизации, предоставление экспертных и информационных услуг, коммерческое и технологическое освоение нововведений на наиболее перспективных направлениях развития экономики). Именно на этом этапе правительством предприняты попытки обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки [2].
В свою очередь Э.А. Уткин и Д. С. Шабанов выделяют семь этапов развития малого бизнеса:
— первый этап (1985 — 1986 гг.) характеризуется зарождением центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, развитием бригадного подряда, малочисленностью субъектов предпринимательской деятельности;
— на втором этапе (1987 — 1989гг.) область малого бизнеса расширяется, число людей (его участников) растет, предпринимательство становится все более широким и активным. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами. Данный этап (кооперативного движения) послужил стимулятором накопления капиталов, обретения начальных знаний, развития навыков деятельности малого предприятия;
— третий этап (1989 — 1990гг.) характерен принятием ряда законодательных актов, нацеленных на совершенствование деятельности малых предприятий. В данный период осуществлялась подготовка «малой приватизации», формировалась необходимая база для реального перехода к рыночным отношениям, к повышению эффективности российской экономики, было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость приобрело также развитие арендных отношений;
—четвертый этап (1991 — 1992гг.) характеризуется коммерциализацией и появлением более масштабного среднего бизнеса. Как отмечает автор, коренным образом меняется отношение государства к развитию предпринимательства. Приняты законы, открывшие более широкие возможности для его развития. Начало «шоковой терапии» (1992г.) ознаменовало новую попытку развития бизнеса. В сфере малого бизнеса постепенно формируется естественная конкурентная среда, характерная соперничеством таких предприятий за выживание на рынке посредством повышения качества и увеличения разнообразия товаров и услуг: Наблюдается ускоренный рост количества малых предприятий. В рамках торгово-посреднических отношений малого бизнеса происходило развитие новых хозяйственных отношений;
— пятый этап (1993 — 1994гг.) стал периодом массовой приватизации и совершенствования предпринимательства. Возникло множество собственников. Еще более активизировался малый бизнес в области услуг, торговли, общественного питания, промышленности, производящей товары народного потребления и длительного пользования;
— шестой этап (1995 — 1998 гг.). К этому времени исчерпались потенциалы весьма выгодной торгово-посреднической деятельности. Усилилась конкуренция. Множество малых предприятий тор-гово-посреднической, научно-консультационной и другой ориентации прекратило существование или изменило сферу деятельности. Отчетливо проявились новые тенденции в развитии отечественного малого бизнеса, возникли качественные изменения в его динамике и структуре, существенно ограничился прирост численности подобных фирм. Была осуществлена перерегистрация
малых предприятий, появившихся еще на основе прежних законов. Действующие малые компании изменили свои организационные формы, а некоторые просто были ликвидированы;
— седьмой этап (1999 — 2003 гг.) характеризуется восстановлением позиций малого бизнеса. С 2002 г. начато реформирование отношений государства и бизнеса. Разрабатываются руководящие документы, цель которых обеспечить благоприятные условия для прогресса малого бизнеса [12].
В рамках исследования был проведен анализ нормативно-правовой базы, в ходе которого были выделены четыре этапа развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий. По мнению автора, рационально выделить следующие этапы:
— первый этап — с 1987 по 1994г.;
— второй этап — с 1995 по 1997 г.;
— третий этап — с 1998 по 2006 г.;
— четвертый этап — с 2007 г. до настоящего времени.
На первом этапе (1987 — 1994гг.) было разработано и утверждено большое количество нормативно-правовых актов:
— Закон СССР от 19.11.1986 «Об индивидуальной трудовой деятельности»;
— Закон СССР от 30.06.1987 «О государственном предприятии (объединении)»;
— Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-Х1 «О кооперации в СССР»;
— Положение об организации деятельности малых предприятий (утверждено в 1989 г. комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР);
— Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР»;
— Закон СССР от 04.06.1990 № 1529-1 «О предприятиях в СССР»;
— постановление Совета Министров СССР от 08.08.1990 № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»;
— Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;
— Закон СССР от 02.04.1991 № 2079-1 «Об общих началах предпринимательской деятельности граждан СССР»;
— постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР»;
— приказ Минфина СССР от 01.11.1991 № 56 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению»;
-Закон РФ от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
— приказ Минфина России от 20.03.1992 № 10 «Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации»;
— указ Президента РФ от 30.11.1992 № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации»;
— постановление Правительства РФ от 11.05.1993 № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого пред-принимательствав Российской Федерации»;
— указ Президента РФ от 08.07.1994 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»;
— указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»;
— Гражданский кодекс РФ (ч. I и II) принят Государственной Думой Федерального собрания РФ соответственно 21 октября 1994 г. и 22 декабря 1995 г.;
— приказ Минфина России от 26.12.1994 № 170 «Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации».
Как отмечает кандидат экономических наук, научный сотрудник института государства и права РАН Л. Т. Ибадова, термин «малое предприятие» впервые появился в документе Совета Министров СССР в 1989г. (протокол от 06.06.1989 № 14). Согласно данному протоколу к малым предприятиям относились юридические лица с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек. Нормативное закрепление термин «малое предприятие» впервые получил в Законе СССР от 04.06.1990 № 1529-1 «О предприятиях в СССР». В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.
В дальнейшем постановлением Совета Министров СССР от 08.08.1990 № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» численность работающих была существенно дифференцирована в зависимости от основного вида деятельности предприятия (от 15 до 200 человек). В данном постановлении критерий «объем оборота» лишь декларировался, и конкретная величина его должна была вводиться постановлениями (законами) на уровне союзных республик.
Уточнение критериев отнесения предприятий к малым было продолжено в постановлении Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерахпо поддержке и развитию малыхпредприягий в РСФСР».
В данном постановлении впервые было дано понятие «субъект малого предпринимательства» в Российской Федерации, были определены критерии отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по отдельным отраслям экономики). Впервые было предусмотрено применение для малых предприятий налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной амортизации основных средств, принадлежащих малым предприятиям. Субъектами предпринимательства в то время были и малые предприятия, основывающиеся на государственной и муниципальной собственности. Учредителями малых предприятий являлись, как правило, крупные государственные предприятия и местные Советы народныхдепутатов. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях».
Важное значение для развития предпринимательства имело принятие и введение в действие Закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который после введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ утратил силу [3].
Как отмечают М. Г. Лапуста и Ю. Л. Старостин, «в данном законе впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти».
Нельзя не отметить Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», который в отдельных своих положениях был направлен на стимулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Были установлены налоговые льготы для малых предприятий, выпускающих определенную продукцию (работы, услуги).
С 1992г. малому предпринимательству предоставляются экономические, финансовые и налоговые льготы. В постановлении Правительства РФ от 11.05.1993 № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» были сформулированы основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства в стране. В постановлении говорилось, что государственная поддержка малого предпринимательства считается одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новыхрабочихмест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей. Тем самым подчеркивалась большая экономическая и социальная роль малого предпринимательства, оп-
ределялись задачи федеральных органов по решению этой актуальной проблемы. В постановлении Правительства РФ впервые были обозначены приоритетные виды деятельности малых предприятий, пользующиеся государственной поддержкой. Постановление сыграло положительную роль, что выразилось в заметном росте числа малых предприятий во всех отрасляхэкономикив 1993г. [6].
В указе Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» в целях стимулирования развития малого предпринимательства были установлены льготы для малых предприятий. К сожалению, частью второй Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) данные льготы были отменены, что отрицательно сказалось на развитии малого предпринимательства.
По мнению В. Я. Горфинкеля, ГК РФ — очень важный документ, закрепивший многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского баланса, случаи обязательного аудиторского заключения, порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц и др. [9].
Второй этап развития нормативно-правовой базы для субъектов малого предпринимательства (1995 — 1997 гг.). В этотпериод были приняты:
- Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от
04.12.1995 № 1184 «О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»;
- приказ Минфина России от22.12.1995№131 «Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»;
- Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»;
- указ Президента РФ от 04.04.1996 № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от
23.04.1996 № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд»;
- указ Президента РФ от 08.05.1996 № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины»;
— приказ Минфина России от 12.11.1996 № 97 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций»;
- Федеральный закон от21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и др.
В 1995 — 1997 гг. в России заложены основы государственной и общественной поддержки и развития малого предпринимательства. Созданы ГКРП России и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; комитеты, департаменты, отделы в администрациях регионов; муниципальные фонды поддержки предпринимательства. На федеральном уровне и в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны программы и приняты законы о государственной поддержке малого предпринимательства.
По мнению многих авторов (М. Г. Лапуста, Ю. В. Старостин, В. Д. Новодворский, Р. Л. Саба-нин, В. В. Брызгалин и др.), для развития малого предпринимательства особое значение сыграла реализация Федерального закона от 18.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Закон определял общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливал формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса. Следует отметить, что для целей бухгалтерского учета и налогообложения данный нормативный документ никакой конкретной информации не нес, что обусловливается названием данного закона. Можно выделить только четыре статьи, которые затрагивали вопросы учета и налогообложения малых предприятий.
Организацию бухгалтерского учета малые предприятия стали осуществлять в соответствии с указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета, утвержденными приказом Минфина России от 22.12.1995 № 131. В нем предлагался рабочий план счетов бухгалтерского учета, позволяющий малым предприятиям ориентироваться в методике его составления и применения. Данные указания содержали две системы регистров бухгалтерского учета, которые позволяли малым предприятиям правильно регистрировать и обобщать информацию о совершенных хозяйственных операциях, составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.
С января 1996г: начал действовать Федеральный закон от29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в котором большая роль отводилась налоговым вопросам. Цель данного закона — максимальное упрощение ведения бухгал-
терского учета, составления налоговой отчетности и процедуры уплаты налогов. Предполагалось, что закон вызоветмассовый переход субъектов малого бизнеса на упрощенную систему налогообложения, однако этого не произошло. Данные свидетельствуют о том, что немалое количество малых предприятий предпочитают пользоваться общим режимом налогообложения.
Указ Президента РФ от 08.05.1996 № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины», по мнению М. И. Куттера, внес кардинальные изменения в учет основных средств, расчета амортизации, формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и признания дохода предприятиями [5].
Порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, в том числе и на малых предприятиях, регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон обобщил опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» — правовая основа системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Третий этап развития нормативно-правовой базы бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства, по мнению автора, проходил с 1998 по 2006 г.
Август 1998 г. очень сильно «ударил» по малому бизнесу. Большинство малых предприятий были вынуждены резко сократить объемы своей предпринимательской деятельности. Однако в такой сложный период в стране Минфин России издает ряд важнейших для ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях нормативных документов:
— приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
— Налоговый кодекс РФ (часть первая), утвержденный Федеральным законом от 31.07.1998 № 146-ФЗ;
— Федеральный закон от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»;
— приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н «О типовых рекомендациях по организации
бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»;
— «Налоговый кодекс РФ (часть вторая)», утвержденный Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ;
— приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению»;
— Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...» (дополнение Налогового кодекса РФ главами, посвященными специальным режимам налогообложения);
— постановление Росстата от 21.12.2006 № 80 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства на 2007 год» и др.
Большое значение для регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет введение в действие первой (от 31.07.1998 № 146-ФЗ) и второй (от 05.08.2000 № 117-ФЗ) частей Налогового кодекса РФ. Так, в части первой Налогового кодекса РФ установлены понятия (термины), посредством которых регулируются все налоговые отношения, определены виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Установлены обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность за совершение налоговых правонарушений и другие важные положения, реализация которых на практике непосредственно влияет на результаты деятельности субъектов малого предпринимательства. В части второй Налогового кодекса РФ изложен механизм исчисления и уплаты субъектами малого бизнеса основных налогов.
Федеральным законом от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» впервые был введен особый порядок налогообложения малых предприятий, занимающихся определенными видами деятельности, в соответствии с которым уплата налогов осуществлялась не от фактического дохода, полученного предприятием за определенный период, а от предполагаемого дохода.
Особым документом, являющимся основным для субъектов малого предпринимательства и действующим и до настоящего времени, которым предусматривались вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях, были и остаются Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н. Однако
следует заметить, что многие положения данного нормативного документа не могут быть применимы на практике из-за своей «старости», так как они расходятся с принятыми позднее правилами и нормами бухгалтерского учета.
В системе нормативного регулирования План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т. е. не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности Плану счетов придается первостепенное значение.
Начиная с 1994г. и до 2006 г: были утверждены и долгое время действовали 20 положений по бухгалтерскому учету, которые включают рекомендации по ведению бухгалтерского учета по отдельным участкам учета и видам деятельности. Данные положения разработаны на основе МСФО, вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. Данные положения регулярно пересматриваются в зависимости от требований законодательства на определенный момент.
В июле 2002г. был принят Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...», которым были введены в действие дополнительные главы Налогового кодекса РФ: гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Тем самым были отменены ранее действовавшие Федеральные законы.
Постановлением Росстатаот21.12.2006 № 80 была предусмотрена обязанность малых предприятий по представлению сведений о предпринимательской деятельности в органы статистики.
Болезненной темой неизменно в последнее десятилетие остается нормативно-правовая база, регулирующая налогообложение, а в ряде моментов — и бухгалтерский учет малых предприятий. Особенно часто в предпринимательских кругах вызывают недоумение игнорируемые законодателем пробелы правовых актов, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса. По мнению В. И. Ляховенко, «пробелы» эти можно свести к следующим видам: противоречие принятых актов друг другу и положениям документов иных областей права, разрозненность, иногда отсутствие каких-либо нормативных актов, инструктивных материалов по имеющей место проблематике, в том числе выходящей за пределы сферы обычаев делового оборота, оторванность нормативных актов от практики их применения.
Когда-либо специально издававшиеся для малого предпринимательства документы не обновляются, не адаптируются к современным условиям [7].
Отметим при этом, что Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учетадпя субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом МинфинаРоссии от21.12.1998 № 64н, в современных условиях по многим аспектам неприменимы на практике. Типовые рекомендации противоречат Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (с последующими изменениями), более поздним документам — положениям по бухгалтерскому учету, утверждавшимся Минфином России. План счетов, на базе которого написаны Типовые рекомендации, не действует с 2001 г.
Нормативно-правовая база в настоящее время не раскрывает в достаточной мере вопросов организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. В основном нормативные документы ориентированы на постановку бухгалтерского учета в организациях, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
В целом о малых предприятиях можно сказать, что налоговое и бухгалтерское законодательство, регламентирующее их деятельность, находится в процессе неустанного совершенствования и доработки. Постоянное изменение законодательства в части бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий обусловлено интенсивным развитием экономических отношений в России, а в последнее время и переходом отечественного учета на международные стандарты. В связи с чем, по мнению автора, определяется четвертый этап развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета малых предприятий — с 2007 г. до настоящего времени. Данный период ознаменовался разработкой и доработкой большого количества нормативных документов.
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данным документом были установлены новые критерии численности сотрудников для субъектов малого и среднего бизнеса. Впервые в российской практике выделены микропредприятия, в которых количество сотрудников не превышает 15 человек. Фирмы с численностью сотрудников от 16 до 100 человек признаются малыми, а с численностью от 101 до 250 человек — средними предприятиями.
В основном закон посвящен вопросам государственной поддержки в области развития малого и среднего предпринимательства, которые направ-
лены на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая оказанием содействия в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов.
С 1 января 2009 г. вступили в действие многочисленные изменения и поправки, внесенные в положения по бухгалтерскому учету, что говорит о вопросах совершенствования нормативной базы.
Постановлением Росстата от 05.08.2005 № 58 была утверждена отдельная форма№ ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», которая предоставляется органам статистики только организациями, в том числе находящимися наупрощенной системе налогообложения.
В заключение следует отметить, что со стороны Минфина России и других соответствующих компетентных органов в последнее время осуществлен ряд мероприятий по усовершенствованию нормативно-правовой базы для субъектов малого предпринимательства, но значительных изменений в постановке бухгалтерского учета для малых предприятий они не повлекли.
Список литературы
1. Брызгалин В. В. Малые предприятия: правовые основы деятельности, особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета. М.: МЦФЭР, 2003. 304 с.
2. Ендовицкий, Д. А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии / Д. А. Ендовицкий, Р. Р. Рахмату-лина; под ред. Д. А. Ендовицкого. М.: КНОРУС, 2006. 264 с.
3. ИбадоваЛ. Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2006. 272 с.
4. Калугина, 3. И. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. 2006. № 2. С. 105 - 127.
5. Куттер, МЖБухгалтерский учет: основы теории. М.: «Экспертное бюро-М», 1997. 496 с.
6. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство / М. Е Ла-пуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА-М, 2004. 454 с.
7. Ляховенко В. И. О налоговом и бухгалтерском законодательстве для малых предприятий // Финансы. 2006. №4.
8. Максимова Г. В. Бухгалтерский учет на малых предприятиях / Г. В. Максимова, Т. И. Копылова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. 173 с.
9. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / подред. В.Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. 2-е изд., перераб. идоп. М.: ЮНИЕИ-ДАНА, 2003. 430 с.
10. Новодворский В. Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях/В. Д. Новодворский, Р. Л. Сабанин. М.: ЕК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. 296 с.
11. Рахматуллина P.P. Бухгалтерский учет и формирование отчетности на предприятиях малого бизнеса [Электронный ресурс]: Дис. ...канд. эконом, наук: 08.00.12 Воронеж, 2005. 283 с.
12. Уткин Э. А. Антикризисное управление в малом бизнесе / Э.А. Уткин, Д.С. Шабанов. М.; ЕЕИС, 2004.124 с.