Научная статья на тему 'Организационно-экономические и нормативно-правовые вопросы ведения бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства'

Организационно-экономические и нормативно-правовые вопросы ведения бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1090
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ПЛАН СЧЕТОВ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ / ЖУРНАЛЫ ОРДЕРА / ВЕДОМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахбанов Р.Б., Шахбанова С.Р., Ибрагимова А.Х.

В статье рассматриваются вопросы организации бухгалтерского учету в сфере малого предпринимательства. Сформулированы особенности субъектов малого предпринимательства, оказывающие влияние на методологию и организацию бухгалтерского учета. Систематизированы законодательные и нормативно-правовые документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях. Уточнены объекты их регулирования и содержание. Сформулирована авторская точка зрения по вопросам применения отдельных положений нормативных документов. Обобщен опыт применения различных форм бухгалтерского учета в секторе малого предпринимательства экономики Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические и нормативно-правовые вопросы ведения бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

УДК 657. 37

организационно-экономические и нормативно-правовые вопросы ведения бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства

Р. Б. ШАХБАНОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета E-mail: ram1691@mail. ru С. Р. ШАХБАНОВА, преподаватель кафедры бухгалтерского учета

Тел: 8(928) 046-15-65 Дагестанский государственный университет А. X. ИБРАГИМОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета — 1

Тел: 8(928) 545-20-72 Дагестанский государственный институт народного хозяйства

В статье рассматриваются вопросы организации бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства. Сформулированы особенности субъектов малого предпринимательства, оказывающие влияние на методологию и организацию бухгалтерского учета. Систематизированы законодательные и нормативно-правовые документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях. Уточнены объекты их регулирования и содержания. Сформулирована авторская точка зрения по вопросам применения отдельных положений нормативных документов. Обобщен опыт применения различных форм бухгалтерского учета

в секторе малого предпринимательства экономики Республики Дагестан.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, формы бухгалтерского учета, план счетов, бухгалтерская отчетность, учетная политика, положения по бухгалтерскому учету, упрощенная система налогообложения, учетные регистры, журналы ордера, ведомости.

В современной России сохраняется довольно высокий уровень монополизации экономики, в связи с чем особенно значительна

роль малого предпринимательства — важнейшего элемента демонополизации экономики и формирования рыночной конкурентной среды. Благодаря высокой степени диверсификации производства, упрощенной системе организации производства и управления сектор малого предпринимательства быстрее реагирует на изменения внешней среды, занимает свободные ниши и обеспечивает достижение рыночного равновесия. Однако масштабы сектора малого предпринимательства в России значительно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В этой связи создание благоприятных условий для успешного развития малого предпринимательства и реализации им своей регулирующей функции является важной государственной задачей в современных условиях развития российской экономики.

Важнейшим условием эффективного функционирования сектора малого предпринимательства является правовая среда, направленная на государственную поддержку развития данного сектора экономики и формирование благоприятных условий для стимулирования расширения деятельности малых форм хозяйствования. Основополагающим при этом является установление критериев отнесения предприятий к сектору малого предпринимательства.

Последние изменения в критериях определения субъектов малого предпринимательства, внесенные Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 05.07.2010 № 153-Ф3), вступившие в силу с 01.01.2010, уточнили суть малых предприятий, выделив средние предприятия, малые предприятия и микропредприятия.

Согласно ст. 4 данного закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические лица, а также физические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: • для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 %, доля участия, при-

надлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

• средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов малого среднего предпринимательства:

— от 100 до 250 чел. включительно для средних предприятий;

— до 100 чел. включительно для малых предприятий;

— до 15 чел. включительно для микропредприятий;

• выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов (основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, устанавливаемые Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства на определенный период времени.

Необходимо отметить, что первое условие, которое было установлено ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», осталось неизменным.

Количественные критерии изменились, если раньше они определялись в каждой отрасли, то теперь они дифференцированы по формам и категориям предприятий — средним, малым и микропредприятиям.

Третье условие (выручка от реализации) является новым для наших предприятий, хотя в мировой практике оно давно используется. Например, в Евросоюзе к малым относятся предприятия, у которых валюта бухгалтерского баланса составляет не более 2,5 млн евро, выручка от реализации — не более 5 млн евро, среднее число занятых — не более 50 человек.

Количественные параметры не являются главными в функционировании субъектов малого предпринимательства. Малые размеры предприятий обусловливают специфику организации производственной деятельности и управления. Поскольку преобладающая часть малых предприятий имеет частную форму собственности, то управленческие функции сосредоточены в

руках владельца предприятия или членов семьи. Основными источниками финансирования деятельности малых предприятий являются собственные накопления, займы у физических лиц, незначительные кредитные ресурсы.

Малые предприятия преимущественно специализируются на производстве небольшой номенклатуры товаров (услуг), несложных по технологии и составным элементам. При этом характерна быстрая обновляемость продукции, работ и услуг.

Ограниченность рынков сбыта у субъектов малого предпринимательства по объему продаж и по территории (важнейший фактор развития малого предпринимательства) вынуждает придерживаться политики индивидуализации и сохранения отношений с каждым клиентом.

Незначительные размеры трудового коллектива на малых предприятиях предполагают установление более доверительных отношений между владельцем бизнеса (руководителем) и работниками. При этом значительно повышается ответственность руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности вследствие непосредственного участия в производственном процессе.

Таким образом, для субъектов малого предпринимательства характерны определенные особенности, оказывающие влияние на организацию и управление производством, а также на организационно-методологические вопросы ведения бухгалтерского учета.

Информация, формируемая в системе бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства, в первую очередь ориентирована на удовлетворение потребностей внутренних пользователей. Такая ориентация предполагает формирование соответствующей учетной политики, направленной на создание рациональной системы бухгалтерского учета, обеспечивающей информационную составляющую, а также максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета. При этом задачи, решаемые в системе бухгалтерского учета на малых предприятиях, можно свести к следующим:

— обеспечение сохранности имущества;

— достижение эффективности управления ресурсами;

— исчисление финансового результата деятельности;

— определение налоговых обязательств.

Успешное решение этих задач является свидетельством эффективной организации системы бухгалтерского учета на малом предприятии.

Общеметодологические принципы бухгалтерского учета едины для всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовой структуры, формы собственности и отраслевой принадлежности. Они закреплены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, и в других действующих нормативных документах. Вместе с тем реализация общеметодологических принципов на практике требует их адаптации к конкретным условиям деятельности хозяйствующих субъектов. При этом необходимо учитывать не только вид собственности и организационно-правовую форму предприятия, но и масштабы самой хозяйственной деятельности, которые оказывают влияние на состав и содержание объектов бухгалтерского учета, на выбор формы бухгалтерского учета и его организацию, на содержание и постановку управленческого и финансового учета, на оценку, контроль и анализ финансового состояния и финансовых результатов.

Особенности организационно-правовой структуры и производственно-хозяйственной деятельности предприятий сферы малого предпринимательства обусловливают специфику организации учета на малых предприятиях:

— во-первых, совмещение прав собственности и управления малым предприятием создает благоприятные возможности ограничения управленческих структур и сокращения затрат на организацию производства и управление. Упрощенная структура управленческих служб предприятий приводит к необходимости разработки соответствующей учетной политики в сфере малого предпринимательства;

— во-вторых, относительная простота организации производственного процесса, обусловленная узкой специализацией предприятий, технологической и технической простотой выпускаемой продукции, преобладанием без-

цеховой структуры производства и другими особенностями организации производственной деятельности, предопределяет необходимость применения несложных учетных процедур по классификации затрат, их учету и калькулированию себестоимости;

— в-третьих, льготная система налогообложения малых предприятий вносит определенные особенности в организацию учета финансовых результатов и объектов налогообложения.

За годы формирования рыночной экономики создана определенная нормативно-правовая база организации бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства (табл. 1), отвечающая требованиям рациональной организации бухгалтерского учета. Вместе с тем некоторые положения указанных нормативных документов не вполне приемлемы для эффективной организации бухгалтерского учета.

Одним из основополагающих методологических вопросов бухгалтерского учета является

применение единого плана счетов. В соответствии с действующими нормативными положениями субъекты малого предпринимательства могут применять сокращенный план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций. Анализ нормативных положений, разрешающих ведение учета по сокращенному плану счетов, позволяет отметить их несовершенство:

— во-первых, профессиональная неграмотность данных рекомендаций;

— во-вторых, количество применяемых счетов бухгалтерского учета зависит не от величины предприятия, а от разнообразия видов хозяйственной деятельности и сложности хозяйственных операций, требуемой в отчетности детализации объектов хозяйственной деятельности;

— в-третьих, рекомендации по разработке рабочих планов счетов для малых предприятий относятся к каждому хозяйственному субъекту, который, исходя из специфики хозяйственной деятельности, разрабатывает свой рабочий план

Таблица 1

Нормативно-правовая база регулирования бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства

№ п/п Нормативный документ Объект регулирования Содержание

1 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», (ч. 2 ст. 6). Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (п. 7) Организационные формы ведения бухгалтерского учета Для субъектов малого предпринимательства рекомендованы следующие формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы): — введение в штат должности бухгалтера; — передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; — ведение бухгалтерского учета лично руководителем

2 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ч. 2 ст. 4) Ведение бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность, могут не вести бухгалтерский учет. Они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации

3 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 4) Ведение бухгалтерского учета Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом организации ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете

4 Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (п. 6) Организация бухгалтерского учета При организации бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности, т. е. его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации

Продолжение табл. 1

№ п/п Нормативный документ Объект регулирования Содержание

5 Письмо Минфина России от 24.07.1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» Формы бухгалтерского учета Малым предприятиям рекомендована журнально-ор-дерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденная письмом Минфина СССР от 06.06.1960 № 176

6 Приказ Минфина России от 31.12.2008 № 154н «Об утверждении форм книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков их заполнения» Формы бухгалтерского учета Малые предприятия и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют для ведения бухгалтерского учета Книгу учета доходов и расходов

7 Приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (разд. 4.1 и 4.2) Формы бухгалтерского учета В зависимости от характера и объема учетных операций субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенные формы бухгалтерского учета: — простую форму бухгалтерского учета без использования регистров; —форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета (ведомостей)

8 Приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (разд. 2 и 3). Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (п. 6) План счетов бухгалтерского учета Субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н: — для учета производственных запасов может применять счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»); — для учета расходов, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), может применять счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу»; — для учета готовой продукции и товаров может применять счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»); — для учета дебиторской и кредиторской задолженности может применять счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»);

Продолжение табл. 1

№ п/п Нормативный документ Объект регулирования Содержание

— для учета денежных средств в банках может применять счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»); — для учета капитала может применять счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»); — для учета финансовых результатов может применять счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»)

9 Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (п. 85). Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» (п. 3) Бухгалтерская финансовая отчетность Субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. Если организация не обязана проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, то она может не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку

10 Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» (п. 3) Формы бухгалтерской отчетности Субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности

11 Приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) (п. 3) Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может не отражать условные факты хозяйственной деятельности и их последствия в бухгалтерской отчетности

12 Приказ Минфина России от 29.04.2008 № 48н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008) (п. 3) Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности Субъект малого предпринимательства, за исключением публикующего бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе, может не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности

13 Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) (п. 3) Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности Субъект малого предпринимательства может не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности

14 Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02» (п. 2) Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности Субъект малого предпринимательства может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и другие объекты

Продолжение табл. 1

№ п/п Нормативный документ Объект регулирования Содержание

15 Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (п. 6) Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности При отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности

16 Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (п. 11) Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности

17 Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (п. 9) Учет отдельных объектов Субъект малого предпринимательства может признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности

18 Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (п. 72) Учет отдельных объектов Субъект малого предпринимательства может не создавать резервы предстоящих расходов в бухгалтерском учете (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, ремонт основных средств, производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.)

19 Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (п. 6) Оценка объектов бухгалтерского учета Субъект малого предпринимательства может не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете

20 Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) (п. 22) Оценка объектов бухгалтерского учета Субъект малого предпринимательства может не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете

21 Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) (п. 17) Оценка объектов бухгалтерского учета Субъект малого предпринимательства может не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета

22 Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (п. 15) Оценка объектов бухгалтерского учета Субъект малого предпринимательства может не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета

23 Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (п. 19) Методы учета Субъект малого предпринимательства может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов

Окончание табл. 1

№ п/п Нормативный документ Объект регулирования Содержание

Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (п. 18). Приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (п. 20)

счетов, определяет перечень применяемых субсчетов и аналитических счетов. Поэтому тезис применения сокращенного плана счетов для субъектов малого предпринимательства неправомерно считать особенностью ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Предложенный Минфином России рабочий план счетов бухгалтерского учета для малых предприятий, по мнению авторов, нуждается в ряде уточнений и дополнений.

Анализ большинства предложений и рекомендаций, связанных с сокращением действующего плана счетов бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, по мнению авторов, свидетельствует о негативных последствиях, возникающих при этом. Применение сокращенного плана счетов для малых предприятий противоречит принципу единства формы, структуры и содержания бухгалтерского баланса, составляемого всеми хозяйствующими субъектами, независимо от их различий как в организационно-правовом, так и в отраслевом плане. Поэтому необходимость составления бухгалтерского баланса по единой форме предполагает единый подход в детализации информации по объектам бухгалтерского учета. Это предполагает ведение учета по полному плану счетов бухгалтерского учета.

Особенности функционирования субъектов сферы малого предпринимательства предопределили необходимость разработки новых или приспособления действующих форм бухгалтерского учета.

В настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами субъекты малого предпринимательства вправе вести бухгалтерский учет с применением следующих форм бухгалтерского учета:

— единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.1960 № 63;

— журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.1960 № 176;

— простой формы, утвержденной приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях»;

— упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н;

— Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков их заполнения, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Применение журнально-ордерной формы счетоводства на малых предприятиях регламентируется также письмом Минфина России от 24.07.1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях».

Таким образом, нормативные акты по регулированию вопросов организации бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства предоставляют малым предприятиям право выбора различных форм и техники ведения бухгалтерского учета. Так, например, для предприятий, занятых в сфере материального производства, целесообразнее применение

журнально-ордерной формы счетоводства. Предприятия сферы обращения (торговля, материально-техническое обслуживание, общая коммерция и т. д.) могут использовать упрощенную систему счетоводства, не ухудшая эффективности организации учета. Однако на практике при выборе формы бухгалтерского учета бухгалтеры руководствуются субъективными факторами, нежели особенностями организации производственно-хозяйственной деятельности предприятия. По мнению авторов, современное поколение бухгалтеров чаще выбирает новые формы бухгалтерского учета, а старшее поколение — традиционную журнально-ордерную форму, которая чаще встречается на предприятиях, функционирующих еще с советских времен, но подпадающих под категорию субъектов малого предпринимательства. В Республике Дагестан к ним относятся около 75 % действующих предприятий и организаций.

На практике почти не применяется упрощенная форма с применением регистров бухгалтерского учета (ведомостей В-1 — В-9), так как данная форма бухгалтерского учета является несовершенной, обладает множеством недостатков и, следовательно, не имеет практического значения. Располагая большим опытом применения журнально-ордерной формы счетоводства, разработка ряда учетных регистров (ведомостей), которые с точки зрения требований полноты и наглядности отражения и обобщения хозяйственной деятельности далеки от совершенства, вероятнее всего, является попыткой предложить что-то новое в сфере экономики. При этом имеется ряд существенных недостатков. Совершенно нерациональным представляется введение новых форм ведомостей (даже и в незначительном количестве). Более того, отдельные формы вводимых учетных регистров хуже по своим аналитическим возможностям. Например, ведомость по приходу и расходу денежной наличности в кассе по форме соответствует журналу-ордеру № 1 и ведомости № 1 журнально-ордерной формы учета. Однако она предназначена для отражения хозяйственных операций по многим счетам. Следовательно, в одном учетном регистре отражаются различные по экономическому содержанию объекты, что противоречит сущности данной формы бухгалтерского учета. Кроме того, введение графы

«Содержание операций» является излишним, поскольку повторяет содержание кассовой книги и увеличивает трудозатраты учетных работников.

Переход на упрощенную систему налогообложения является серьезным управленческим решением в стимулировании развития малого предпринимательства:

— во-первых, предоставляется свобода выбора механизма законодательно установленного порядка налогообложения, прослеживается важный социально-экономический и политический аспект, характеризующий развитие демократических начал рыночной экономики;

— во-вторых, в значительной степени сокращается трудоемкость процесса формирования учетно-аналитической информации, что видно из формальных преимуществ новой системы налогообложения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в-третьих, предприятие, отчитывающееся по данной системе налогообложения, имеет возможность в значительной мере сократить налоговые платежи.

С 01.01.2010 величина годового дохода для перехода на упрощенную систему составила 60 млн руб. Такой порядок предполагается применять в течение 2010—2012 гг.

Увеличение этого показателя позволит многим предприятиям перейти на упрощенную систему налогообложения, значительно сократить налоговые платежи и исправить свое финансовое положение. Это является важным шагом, предпринятым государством в поддержку малого предпринимательства, способствует переходу преобладающей части субъектов малого предпринимательства (60,3 % юридических и 91,8 % физических лиц) на специальные налоговые режимы (табл. 2).

Следовательно, они могут воспользоваться правом отказа от ведения бухгалтерского учета (кроме учета основных средств и нематериальных активов), что негативно влияет на развитие бухгалтерского учета в нашей стране. Переход их на упрощенную систему ведения учета обусловливает отказ от достижений отечественного учета, обеспечивающих методологическое единство и сопоставимость учетно-отчетных данных и высокую эффективность в организации внутреннего и внешнего аудита. В то же время трудно оценить положительное влияние такого перехода

Таблица 2

Распределение субъектов малого предпринимательства по формам налогообложения по Республике Дагестан на 01.01.2009

Формы налогообложения Организации Индивидуальные предприниматели

Количество % Количество %

Упрощенная система налогообложения 4 261 38,0 5 355 11,8

Система налогообложения вмененного дохода 1 524 13,6 34 771 76,6

Система единого сельхозналога 976 8,7 1 088 2,4

Общая система налогообложения 4 444 39,7 4 161 9,2

Итого... 11205 100,0 45 375 100,0

на развитие малого бизнеса. По мнению авторов, проблемы в развитии малого предпринимательства в нашей стране связаны не с ведением бухгалтерского учета, а с ростом препятствий, которые создают государственные органы, и увеличением налоговой нагрузки. Однако не все предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, прекращают ведение бухгалтерского учета. По расчетам авторов, из 60,3 % малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, около 1 250 предприятий (12,0 %) продолжают вести бухгалтерский учет по традиционной форме. Тем не менее вновь создаваемые малые предприятия ограничиваются лишь ведением налогового учета доходов и расходов. Доля индивидуальных предпринимателей, ведущих бухгалтерский учет одновременно с обязательным налоговым учетом, крайне незначительна и составляет 0,5 % (245 предпринимателей).

Таким образом, можно подчеркнуть наличие свободы выбора форм организации и ведения бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства, что, безусловно, является позитивным фактором, способствующим развитию малого предпринимательства. Однако выбор формы учета должен быть обусловлен не субъективными факторами, направленными на сокращение учетной документации вообще, а потребностями в формировании полной информации, необходимой для эффективного управления. К сожалению, на практике не все предприниматели понимают значение и позитивно используют бухгалтерскую учетно-эко-номическую информацию в выявлении внутренних резервов и повышении эффективности собственного производства. Такая тенденция, вероятно, будет усиливаться.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ.

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

4. О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях: письмо Минфина России от 24.07.1992 № 59.

5. О формах бухгалтерской отчетности организации: приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н.

6. Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков их заполнения: приказ Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»: приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

10. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.

11. План счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организаций и Инструкция

по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»: приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010): приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02»: приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008): приказ Минфина России от 29.04.2008 № 48н.

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

18. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

19. Шахбанов Р. Б. Проблемы государственного регулирования малого предпринимательства. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. С. 15.

Московская Высшая Школа Экономики 20 лет Лицензиям 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300

ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)

УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ * ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92

Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.