Научная статья на тему 'Учетная политика для субъектов малого предпринимательства'

Учетная политика для субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2110
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердутина Наталья Игоревна, Максименко Татьяна Сергеевна

В статье рассмотрены проблемы, возникающие при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства в России, и пути их решения. В процессе исследования были предложены практические рекомендации по составлению учетной политики для целей бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства (микропредприятия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бердутина Наталья Игоревна, Максименко Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетная политика для субъектов малого предпринимательства»

Н.И. БЕРДУТИНА, Т.е. МАКСИМЕНКО

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье рассмотрены проблемы, возникающие при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства в России, и пути ихрешения. В про-

цессе исследования были предложены практические рекомендации по составлению учетной политики для целей бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства (микропредприятия).

Учетная политика, бухгалтерский учет, субъекты малого предпринимательства.

В современном быстро меняющемся мире, при цикличности экономических кризисов и возрастании государственного регулирования всех отраслей экономики, приведших к повышению контроля за деятельностью экономических субъектов со стороны фискальных органов и органов внутренних дел, стало очень трудно достигать поставленных бизнес-целей. Особенно остро эта проблема стоит для микропредприятий ввиду того, что небольшие масштабы деятельности не позволяют им иметь в штате высококлассных специалистов.

Чтобы повысить инвестиционную привлекательность и эффективность деятельности субъектов малого предпринимательства (микропредприятий), защитить их от воздействия внешних факторов, необходимо повысить скорость и результативность принимаемых управленческих решений, а для этого, в свою очередь, важно повысить качество и сделать более прозрачной и понятной представляемую финансовую отчетность [2]. Для достижения этого требуется сформировать соответствующую информационную базу, которая будет являться информационным фундаментом бизнеса и основой для формирования корректной и рациональной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности [3]. Сведения, накапливаемые и формируемые в этой системе, являются основной информационной базой для управления предприятием.

Способность наладить рациональный и прогрессивный бухгалтерский учет дает предприятию важное конкурентное преимущество. На базе учетных систем формируются финансовая отчетность, предоставляемая внешним пользователям как источник информации для принятия инвестиционных решений, что повышает защищенность бизнеса, а также налоговая отчетность, и предоставляются статистические и иные сведения для контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта [5].

Основным документом, лежащим в основе эффективной учетно-аналитической системы, является учетная политика. Именно в учетной политике закладывается финансовая модель бизнеса, которая сформулирована учредите льными документами, целями и задачами бизнеса [6]. И если крупные компании к формированию учетной политики подходят серьезно и вдумчиво, то субъекты малого предпринимательства, особенно микро предприятия, из-за пониженных требований как к учету, так и к отчетности не уделяют учетной политике должного внимания, считая ее простой формальностью, что, в свою оче-

редь, зачастую приводит к необратимым последствиям - убыткам, неправильным исчислению и уплате налогов и даже к банкротству. Такие последствия, как правило, не ограничиваются только финансовыми потерями, они могут привести к возникновению административной и уголовной ответственности [7].

Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

Из текста закона становится понятным, что учетная политика - это документ, который отражает цели, задачи и стратегии компании через набор критериев и в итоге позволяет оценивать степень достижения поставленных целей, применяя различные экономические методы. Хозяйственные операции, признанные в учете, отражаются в натуральных и стоимостных показателях, тем самым формируя информационную базу для различных видов анализа деятельности компании. И чем точнее эти данные, тем более корректным и своевременным будет анализ, результаты которого лягут в основу принятия наиболее обоснованных управленческих решений.

Формируя систему учета и отчетности, определяя основные условия и методы работы этой системы, микро предприятие руководствуется стратегией, целями и задачами бизнеса, условиями контроля за деятельностью и соответствием требованиям и ограничениям, установленным законодательством. Цель существования требований и ограничений - единообразие, полнота, своевременность, способность к сопоставимости данных, содержащихся в учете, применяемых различными субъектами экономической деятельности и пользователями экономической информации. Именно эти требования и ограничения позволяют формировать в системе учёта и отчетности достоверную и полную информацию о финансово-хозяйственной деятельности микро предприятий. Государство, заботясь о малом бизнесе, разработало рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (микро предприятий), представленные в Приказе Минфина РФ №64н. На основании этого приказа были разработаны типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, которые представлены в Информации Минфина России № П3-3/2012. Министерство финансов предлагает три возможных способа организации упрощенного учета для субъектов мало-

го предпринимательства: полная форма упрощенного учета, сокращенный вариант, простая система [11].

Полная форма. Бухучет ведется методом двойной записи. Операции фиксируются по дебету и кредиту одновременно с использованием регистров бухгалтерского учета. Регистр бухгалтерского учета

- это элемент учета, предназначенный для систематизации и накопления информации из первичных учетных документов. Рассмотрим основные регистры бухгалтерского учета. Министерство финансов разработало формы этих регистров. Микропредприятие для своих целей может использовать как готовые регистры, так и разработать свои. Свои регистры организация может разработать только в соответствии с Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н:

- ведомость учета основных средств и начисленной амортизации: в этом регистре отражается информация о внеоборотных активах, в частности, об объектах основных средств, а также об износе;

- ведомость материально-производственных запасов: этот регистр отражает состояние оборотных активов предприятия;

- регистр денежных средств: регистр, аккумулирующий информацию о самых ликвидных активах компании, о денежных средствах и их движении;

- регистр расчетов с поставщиками и персоналом. Все эти регистры необходимы для фиксации

каждодневных операций и обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, которые отражают достаточную, точную и достоверную информацию для принятия управленческих решений. Сводная ведомость необходима для составления отчетности -она обобщает информацию по вышеперечисленным документам. На основании ее составляется оборотная ведомость и выводятся остатки на последний день отчетного периода (месяца, квартала, года и пр.) Г12].

Сокращенная форма. Характеризуется совмещением аналитического и синтетического учета по ряду журналов-ордеров. Сокращение учетных записей в связи с совмещением учета по журналам-ордерам. Основная ориентировка - это небольшое количество операций за месяц и малое число объектов учета. Ведение бухгалтерского учета по большей части осуществляется вручную. Хозяйственные операции фиксируются посредством двойной записи в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни. Наряду с Книгой следует применять ведомость учета оплаты труда для расчетов с персоналом по зарплате. Остальные ведомости (формы № 1-9 МП) можно использовать по желанию, если перечисленных бланков недостаточно [13].

Простая система. Простой учет ведется без двойной записи, т.е. без отражения сумм по дебету и кредиту одновременно. Все операции регистрируются в специальной Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Проводя анализ этого документа Минфина, можно сделать вывод, что в некоторых экономических ситуациях целесообразнее вести полноценный бухгалтерский учет, например:

- для определения доли чистых активов, для выплаты дивидендов;

- когда организация занимается несколькими видами деятельности и необходим раздельный учет;

- если имеются объекты недвижимости, не участвующие в деятельности организации. Упрощенные методы ведения бухгалтерского учета не обладают достаточностью и информативностью для принятия управленческих решений, т.к. в упрощенном учете все данные преподносятся в укрупненном виде, без существенной аналитики. В свою очередь, полная форма ведения учета обладает достаточной аналитикой для всех целей и показателей при анализе деятельности предприятия, вследствие чего управленческие решения принимаются на основе достаточности и достоверности информации [14].

Чтобы учетная система работала эффективно, необходимо разработать достаточно корректную учетную политику для целей бухгалтерского учета. Первоначально необходимо изложить стратегию и цели деятельности предприятия, проверить соответствие с данными, содержащимися в учредительных документах, описать основные бизнес-процессы и операции, которые будут осуществляться предприятием, и после этого переходить к анализу нормативной базы по бухгалтерскому учету для выбора методов, которые будут использованы при разработке учетной политики [15].

В учетной политике указывают способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные законодательством. Субъект малого предпринимательства должен вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету, все эти требования указаны ст. 8 402-ФЗ. Рассмотрев информацию, которая будет сформирована в учетной системе, в целях повышения ее достоверности, качества и количества для принятия управленческих решений микро предприятию целесообразнее применять полную форму или сокращенную форму ведения бухгалтерского учета. Для принятия управленческих решений простая система уступает полной и сокращенной формам в силу своей неинформативности.

Если для ведения типовых и стандартных операций, установленных в законе, применяется единственный способ учета, то его можно не описывать в учетной политике. А вот если ведение каких-либо операций не предусмотрено нормативными документами, то для целей бухгалтерского учета компания разрабатывает свою методику учета таких операций в соответствии с ПБУ и 402-ФЗ.

В учетной политике необходимо отражать только те вопросы, которые имеют место в настоящем времени или точно будут иметь место в ближайшем будущем [16].

На основании полученных данных и в целях исследовательской деятельности были сформулированы рекомендации для формирования учетной политики для субъектов малого предпринимательства.

Рассмотрим базовые и необходимые пункты, которые должны присутствовать в учетной политике малого предприятия (см. таблицу).

Учетная политика для предприятий малого бизнеса

Элементы учетной политики Варианты учета Законодательное регулирование

Бухгалтерский учет 1. Ведение бухгалтерского учета с применением двойной записи 2. Ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете», ст.10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п.6.1

Бухгалтерская отчетность 1. Бухгалтерская отчетность включает в себя: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения к ББ и отчету о финансовых результатах 2. Использование упрощенных форм бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете», ст. 14 Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

Формы первичных документов и график документооборота 1. Использование самостоятельно разрабо-танных форм первичных документов на предприятии 2. Использование общепринятых, типовых форм, первичных документов (указать их наименования) ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете», ст. 9

Право подписи первичных документов В учетной политике приводится список сотрудников, которые имеют право подписывать документы ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете», ст. 9

Рабочий план счетов бухгалтерского учета 1. Стандартный план счетов 2. Рабочий план счетов 3. Упрощенный план счетов План счетов с субсчетами утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (в ред. от 08.11.2010) и действует в 2017 и 2018 гг. Самостоятельно разработанный план счетов лучше оформить в качестве приложения к учетной политике. Информация Минфина РФ №ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»

Учет основных средств и способ начисления амортизации основных средств ЛимитОС: 1. 40 000 руб. 2. Меньшая сумма Амортизация: 1. Линейный 2. Способ уменьшаемого остатка 3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования 4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) Приказ Минфина России от 30.03.2001 №26н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основныхсредств» ПБУ 6/01»

Учет материально -производственных запасов, товаров и готовой продукции 1. По стоимости единицы 2. По средней стоимости 3.По себестоимости первых по времени приобретения материалов (ФИФО) Приказ Минфина России от 09.06.2001 №44н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»» ПБУ 5/01»

Доходы и расходы организации Порядок признания управленческих расходов: 1. В конце месяца полностью списываются на счет 90 «Продажи» 2. В конце месяца полностью списываются на счета учета затрат Порядок признания коммерческих расходов: 1. В конце месяца полностью списываются на счет 90 «Продажи» 2. Распределяются между проданными и непроданными товарами (работами, услугами) в части транспортно-заготовигельных расходов и затем частично списываются на счет 90 «Продажи» Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»

Придерживаясь этих рекомендаций, можно

разработать эффективную учетную политику и

организацию бухгалтерского учета на предприятиях

малого бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максименко Т.С., Борисова АА. Особенности формирования учетной политики индивидуальными предпринимателями на 2016 год // Вестник ТИУиЭ. 2015. №2 (22).

2. Никонова И.Ю. Учетная политика и ее классификационные признаки // Известия ИГЭА. 2012. №1.

3. Зубенко E.H. 402 Федеральный закон «О бухгалтерском учете»: новое в системе учета // Вестник НГИЭИ. 2014. №7 (38).

4. Зверева Е.В. Формирование и раскрытие эффективной учетной политики деятельности субъектов малого предпринимательства // Бизнес в законе. 2011. №3.

5. Никонова И.Ю. Классификация принципов, влияющих на формирование учетной политики организации // Известия ИГЭА. 2013. №4.

6. Агузарова Ф.С., Хидирова Э.А. Тенденции развития налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №3-3.

7. Зацаринная E.H., Железная Е.В. Переход на УСН: условия и лимиты // МНИЖ. 2014. №11-3 (30).

8. Царъкова С.Б. Анализ эффективностиприменения упрощенной системы налогообложения в организации // Вестник ВУиТ. 2011. №22.

9. Ерёмченко Т.С., Ясменко Г.Н. Особенности формирования учетной политики субъектами малого бизнеса // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2014. №103.

10. Сугаипова И.В., Погодина Е.А. Исследование нормативно-правовой базы формирования учетной политики коммерческой организации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. №1.

11. Евстафьева А.Х. Формирование налоговой политики организации в современных условиях развития // Основы ЭУП. 2014. №4 (16).

12.Цепилова Е.С. Применение учетной политики организации для сближения бухгалтерского (финансового) и налогового учета // Фундаментальные исследования. 2012. №6-2.

13.Арсенов А.В. Алгоритм, принципы и правила формирования учетной политики организации // Международный журнал экспериментального образования. 2011. №8.

14.РыбянцеваМ.С. К вопросу о сущности, структуре и назначении бухгалтерской (финансовой) отчетности // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2011. №70.

15.Дзагоева И.Т., Мирзоева А.Р., Мисаков A.B. Роль учетной политики в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения в РФ // Пространство экономики. 2012. №4-3.

16.Федотенкова O.A. Логика формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и анализа расходов // RJOAS. 2012. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.