Научная статья на тему 'О перечне способов бухгалтерского учета'

О перечне способов бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / СПОСОБ УЧЕТА / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.

Нормативные документы бухгалтерского законодательства зачастую не содержат строго установленных правил учета активов и обязательств, а предоставляют организациям возможность выбирать конкретный способ учета самостоятельно, руководствуясь при этом своими внутренними факторами. Совокупность методов бухгалтерского учета организации, избранных ею для учетной работы, закрепляется в нормативном документе внутрифирменного использования в учетной политике компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перечне способов бухгалтерского учета»

О ПЕРЕЧНЕ СПОСОБОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В. В.АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

Нормативные документы бухгалтерского законодательства зачастую не содержат строго установленных правил учета активов и обязательств, а предоставляют организациям возможность выбирать конкретный способ учета самостоятельно, руководствуясь при этом своими внутренними факторами.

Совокупность методов бухгалтерского учета организации, избранных ею для учетной работы, закрепляется в нормативном документе внутрифирменного использования — в учетной политике компании.

Следует напомнить, что сегодня регулирование бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с нормами:

• Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон №129-ФЗ);

• национальных бухгалтерских стандартов — положений по бухгалтерскому учету, устанавливающих принципы учета определенных активов и обязательств организаций;

• методических рекомендаций в части порядка учета конкретных объектов;

• Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — План счетов бухгалтерского учета). Естественно, что такое обилие нормативно-

правовых бухгалтерских документов содержит довольно обширный перечень способов бухгалтерского учета, в отношении которых у организации имеется возможность выбора. Так как фирмы ежегодно разрабатывают учетную политику, то, по мнению автора, не лишне будет напомнить состав многовариантных способов учета. 1. Кем ведется бухгалтерский учет в организации.

Пунктом 2ст. 6 Закона № 129-ФЗ предусмотрено четыре возможных варианта. Бухгалтерский учет в организации может вестись:

• бухгалтерией организации — отдельным структурным подразделением компании, возглавляемым главным бухгалтером;

• бухгалтером организации (в одном лице);

• централизованной бухгалтерией, специализированной фирмой или бухгалтером-специалистом (надоговорныхначалах);

• лично руководителем компании.

2. Технология обработки учетной информации (форма ведения бухгалтерского учета).

В настоящее время вариантами форм ведения бухгалтерского учета являются:

• мемориально-ордерная форма — обычно используется в бюджетных организациях;

• журнально-ордерная форма, утвержденная письмом Минфина СССР от 08.03.1960 №63,— применяется с учетом Рекомендаций, приложенных к письму Минфина России от 24.07.1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»;

• автоматизированная форма — применяется во всех организациях, ведущих учет с помощью программных средств;

• упрощенная форма — утверждена приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».

3. Основные средства (ОС).

3.1. Учет малоценных объектов основных средств (до 20 000 руб.). На основании п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01), объекты основных средств стоимостью не более 20 000 руб. могут учитываться в составе:

• основныхсредств;

• материально-производственных запасов.

3.2. Определение срока полезного использования

ОС. Срок полезного использования ОС для целей бухгалтерского учета может определяться орга-

низацией как с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, так и без нее.

3.3. Способ начисления амортизации основных средств. В соответствии сп.18 ПБУ 6/01 начисление амортизации ОС может производиться одним из следующих способов:

• линейным;

• способом уменьшаемого остатка;

• способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

• способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

3.4. Использование повышенных норм амортизации. В силу п. 19 ПБУ 6/01 при использовании способа уменьшаемого остатка начисление амортизации может производиться:

• с учетом повышающего коэффициента (не выше 3);

• без учета повышающего коэффициента.

3.5. Право переоценки ОС. В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 однородные группы основных средств организации могут переоцениваться не чаще одного раза в год на начало отчетного года. Если фирма не использует данного права, то в учетной политике отмечается, что ОС компании не переоцениваются.

В случае принятия решения о проведении переоценки ОС в учетной политике закрепляется состав переоцениваемых объектов. Переоцениваться могут:

• все ОС, принадлежащие организации;

• группа однородных объектов ОС;

• несколько групп однородных объектов ОС. Следует иметь в виду, что п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, предлагает два возможных варианта проведения переоценки объектов ОС:

• индексный способ;

• способ прямого пересчета по рыночным ценам.

4. Нематериальные активы (НМА).

4.1. Способ начисления амортизации по НМА.

В соответствии с п. 28 ПБУ «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н (далее — ПБУ 14/2007), амортизировать свои НМА коммерческая организация может:

• линейным способом;

• способом уменьшаемого остатка;

• способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

4.2. Использование повышенных норм амортизации НМА. В силу п. 29 ПБУ 14/2007 при использовании способа уменьшаемого остатка начисление амортизации по НМА может производиться:

• с учетом повышающего коэффициента (не выше 3);

• без учета повышающего коэффициента.

4.3. Право переоценки НМА. В соответствии с п.17 ПБУ 14/2007 организация вправе не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных НМАпо текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных НМА.

Если фирма не использует данного права, то в учетной политике отмечается, что НМА не переоцениваются.

4.4. Проведение проверки на обесценение НМА. В силу п. 22 ПБУ 14/2007 нематериальные активы организации могут:

• проверяться на обесценение в порядке, определенном международными стандартами финансовой отчетности;

• не проверяться на обесценение.

5. Материально-производственные запасы (далее — МПЗ).

5.1. Единица учета материально-производственных запасов организации. В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (далее — ПБУ 5/01), учет МПЗ в организации может вестись:

• по номенклатурным номерам;

• по партиям;

• по однородным группам и т. д.

5.2. Порядок учета поступления материально-производственных запасов в организацию. В

соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета МПЗ могут учитываться на счете 10 «Материалы»:

• по фактической себестоимости их приобретения (заготовления);

• по учетным ценам.

В соответствии с п. 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от28.12.2001 № 119н (далее — Методические указания по учету МПЗ), в качестве учетных цен могут использоваться:

• договорные цены;

• фактическая себестоимость МПЗ по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года);

• планово-расчетные цены;

• средняя цена группы.

5.3. Метод оценки при списании МПЗ в производство и при ином выбытии. Как следует из п.16 ПБУ 5/01, для этих целей организация может воспользоваться любым из следующих методов:

• по себестоимости каждой единицы;

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

При списании стоимости МПЗ по себестоимости каждой единицы возможны два варианта списания:

• в себестоимости каждой единицы учитываются все расходы, связанные с приобретением МПЗ;

• в себестоимость единицы включается только договорная стоимость материально-производственных запасов, а ТЗР списываются отдельно пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство по договорным ценам, — упрощенный вариант списания стоимости.

Если организация применяет способ списания МПЗ по средней себестоимости, то следует иметь в виду, что существуют два варианта исчисления средней оценки. Согласно п. 78 Методических указаний по учету МПЗ, средняя оценка может определяться исходя из:

• взвешенной оценки;

• скользящей оценки.

5.4. Порядок списания ТЗР в части материально-производственных запасов, отпущенных в производство, на управленческие и иные цели. Пункт 88 Методических указаний по учету МПЗ допускает упрощенный вариант списания отклонений, а также предоставляет возможность округлять величину отклонений до целых единиц. Если организация использует данные возможности, то это закрепляется в учетной политике.

5.5. Учет полуфабрикатов собственного производства. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета полуфабрикаты собственного производства могут учитываться организацией на счете:

• 20 «Основное производство» в составе незавершенного производства;

• 21 «Полуфабрикаты собственного производства».

5.6. Оценка готовой продукции. Как следует из п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (далее — Положение № 34н), готовая продукция может оцениваться организацией:

• по фактической производственной себестоимости;

• по нормативной (плановой) производственной себестоимости;

• по прямым статьям затрат.

5.7. Учет выпуска готовой продукции (в соответствии сп.2 ПБУ 5/01 является частью МПЗ).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учет выпуска готовой продукции может вестись:

• с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

• без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

5.8. Порядок списания коммерческих расходов. В

соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг, могут списываться в дебет счета 90 «Продажи»:

• полностью;

• частично.

6. Товары.

6.1. Учетная цена товаров в организациях розничной торговли.

В соответствии с п. 13 ПБУ 5/01 указанная категория организаций вправе учитывать товары:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• по стоимости их приобретения;

• по продажной цене с отдельным учетом торговой наценки.

6.2. Учет затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимых до момента их передачи в продажу. На основании п. 13 ПБУ 5/01 транспортно-заготовительные расходы торговых организаций могут:

• включаться в фактическую себестоимость товаров;

• учитываться в составе расходов на продажу.

6.3. Метод списания товаров при продаже и ином выбытии. В соответствии с п. 16 ПБУ 5/01 при продаже товаров и ином выбытии их оценка может производиться одним из следующих способов:

• по себестоимости каждой единицы;

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

6.4. Учет отгруженных товаров. В соответствии с п. 61 Положения № 34н отгруженные товары могут оцениваться:

• по фактической себестоимости;

• по нормативной (плановой) полной себестоимости.

7. Учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования

(далее — специальная оснастка) и специальной одежды.

7.1. Порядок учета специальной оснастки и специальной одежды. Пункт 9 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н (далее — Методические рекомендации № 135н), позволяет организациям вести учет специальной оснастки в порядке, предусмотренном для учета:

• материально-производственных запасов;

• основных средств, в соответствии с ПБУ 6/01.

Следует обратить внимание на то, что финансовые органы распространяют это правило и на специальную одежду, на что указывает письмо МинфинаРоссии от 12.05.2003 № 16-00-14/159.

7.2. Порядок списания стоимости специальной оснастки. В соответствии с п. 24 Методических рекомендаций № 135н для погашения стоимости специальной оснастки организация может использовать:

• способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ,

услуг);

• линейный способ.

7.3. Погашение стоимости специальной оснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве. В соответствии с п. 25 Методических указаний № 135н стоимость такой специальной оснастки разрешается полностью погашать в момент ее передачи в производство (эксплуатацию). Следовательно, организация как вправе использовать эту норму, так и отказаться от нее.

7.4. Возможность единовременного списания стоимости специальной одежды, сроки выдачи которой не превышают 12 мес. Если сроки выдачи специальной одежды не превышают 12 мес., то допускается единовременное отнесение ее стоимости на затраты, на это указано в п. 21 Методических указаний№ 135н.

7.5. Ведение забалансового учета специальной оснастки, переданной в эксплуатацию. В соответствии с п. 23 Методических рекомендаций № 135н организация может:

• вести забалансовый учет специальной оснастки, переданной в эксплуатацию;

• не вести такого учета.

7.6. Учет наличия и движения специальной оснастки по укрупненным комплектам, сгруппированным по однородным признакам. В соответствии с п. 43 Методических указаний № 135н организация, имеющая значительное количество видов специальной оснастки, может вести ее учет:

• по единицам учета;

• по укрупненным комплектам. 8. Финансовые вложения.

8.1. Единица бухгалтерского учета финансовых вложений. Как следует из п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н (далее — ПБУ 19/02), в качестве единицы учета финансовых вложений может использоваться:

• серия;

• партия;

• однородная совокупность финансовых вложений.

8.2. Порядок учета затрат на приобретение ценных бумаг. На основании п. 11 ПБУ 19/02 несущественные по сравнению с договорной стоимостью ценных бумаг затраты на их приобретение могут:

• учитываться в первоначальной стоимости ценных бумаг;

• включаться в состав расходов организации в том отчетном периоде, когда ценные бумаги приняты к учету.

8.3. Периодичность проведения корректировки оценки финансовых вложений, по которым определяется рыночная стоимость. В соответствии с п. 20 ПБУ 19/02 проводить указанную корректировку финансовых вложений организации могут:

• ежемесячно;

• ежеквартально.

8.4. Возможность равномерного доведения первоначальной стоимости ценных бумаг, по которым не определяется рыночная стоимость, до их номинальной стоимости. Пунктом 22 ПБУ 19/02 определено, что по долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно, по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода, относить на финансовые результаты коммерческой организации.

8.5. Возможность оценки долговых ценных бумаг и предоставленных займов по дисконтированной стоимости. На основании п. 23 ПБУ 19/02 организация может:

• оценивать долговые ценные бумаги и предоставленные займы по дисконтированной стоимости;

• не осуществлять такого расчета.

8.6. Способ оценки финансовых вложений при их выбытии. Как следует из п. 26 ПБУ 19/02, при выбытии финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется,

организацией может применяться любой из следующих способов:

• по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;

• по средней первоначальной стоимости;

• по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

8.7. Периодичность проведения проверки наличия устойчивого снижения стоимости финансовых вложений. На основании п. 38 ПБУ 19/02 организации могут проводить указанную проверку:

• один раз в год по состоянию на 31 декабря отчетного года;

• один раз в квартал по состоянию на дату составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

9. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (далее - НИОКР).

9.1. Порядок списания расходов на НИОКР. Пунктом И Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 №1 15н (далее — ПБУ 17/02), для этих целей предусмотрены два возможных варианта:

• линейный способ;

• способ списания пропорционально объему продукции.

9.2. Определение срока использования результатов НИОКР. Срок списания расходов на НИОКР определяется компанией самостоятельно, исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов НИОКР, в течение которого она может получать доход от их использования. При этом срок, установленный организацией, не может превышать 5 лет или срока деятельности компании. Это вытекает изп. 11 ПБУ 17/02.

10. Доходы организации.

10.1. Порядок классификации доходов. В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (далее — ПБУ 9/99), организации в целях бухгалтерского учета имеют право самостоятельно признавать поступления либо доходами от обычных видов деятельности, либо прочими поступлениями.

10.2. Метод признания доходов. В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н «О Типовых

рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», организации — субъекты малого бизнеса вправе признавать доходы:

• методом начисления;

• кассовым методом.

10.3. Порядок признания выручки по договорам с длительным циклом. Пункт 13 ПБУ 9/99 в отношении договоров с длительным циклом предоставляет организациям два способа признания выручки:

• по мере готовности работы, услуги, продукции;

• по завершении работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.

10.4. Порядок определения выручки по договорам строительного подряда. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ2/2008), утвержденного приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н, выручка может признаваться:

• по мере готовности;

• исходя из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению.

11. Расходы организации.

11.1. Порядок классификации расходов. В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн (далее — ПБУ 10/99), организации в целях бухгалтерского учета самостоятельно закрепляют принципы отнесения осуществленных расходов в состав расходов по обычным видам деятельности.

11.2. Перечень статей затрат и определение метода их учета. В соответствии с п. 8 ПБУ 10/99 перечень статей затрат на производство устанавливается компанией самостоятельно, исходя из специфики вида деятельности. В качестве метода учета затрат на производство организация может применять следующие методы:

• простой;

• позаказный;

• попередельный;

• попроцессный;

• котловой.

11.3. Порядок списания коммерческих и управленческих расходов. Как следует из п. 9 ПБУ 10/99, коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета:

• управленческие расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы»:

— могут включаться в себестоимость продукции, работ, услуг;

— в качестве условно-постоянных могут относиться напрямую в себестоимость продаж того отчетного периода, в котором возникли.

• коммерческие расходы, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу», могут:

— списываться полностью на счет 90 «Продажи»;

— распределяться между проданной и непроданной продукцией.

11.4. Порядок списания расходов будущих периодов. В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее — Положение №34н), расходы будущих периодов могут списываться в состав затрат:

• равномерно;

• пропорционально объему выпускаемой продукции;

• иным способом.

11.5. Метод оценки незавершенного производства. Варианты оценки НЗП, которые допустимы к использованию правилами бухгалтерского учета, перечислены в п. 64 Положения № 34н, согласно которому в массовом и серийном производстве НЗП может оцениваться:

• по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

• по прямым статьям затрат;

• по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Следует обратить внимание на то, что в условиях единичного производства оценка «незавершенки» производится по фактическим затратам. 12. Резервы.

В части оценочных видов резервов на основании п. 70 Положения №34н организация может:

• создавать резерв сомнительных долгов;

• не создавать резерва сомнительных долгов. Право на создание резервов предстоящих

расходов закреплено в п. 72 Положения № 34н. В соответствии с указанной нормой организация может создавать (не создавать) следующие виды резервов:

• на предстоящую оплату отпусков работникам;

• на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

• на ремонт основных средств;

• на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

• на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

• на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

• на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

• на покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина России.

13. Учет расходов по займам и кредитам.

13.1. Учет процентов, причитающихся к оплате заимодавцу. В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ15/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н (далее — ПБУ 15/2008), проценты за пользование заемными средствами включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов:

• равномерно;

• исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения.

13.2. Порядок признания дополнительных затрат по займам. В соответствии с п. 8 ПБУ 15/2008 дополнительные затраты по займам могут включаться в состав прочих расходов:

• равномерно в течение срока действия договора;

• единовременно.

13.3. Учет начисленных процентов на вексельную сумму у векселедателя. В соответствии с п. 15 ПБУ 15/2008 начисленные проценты отражаются в составе прочих расходов:

• в том отчетном периоде, в котором они начислены;

• равномерно в течение предусмотренного векселем срока выплаты полученных взаймы денежных средств.

13.4. Учет процентов и (или) дисконта по облигациям у организации-эмитента. В соответствии с п. 16 ПБУ 15/2008 начисленные проценты и (или) дисконт по облигации отражаются организацией-эмитентом в составе прочих расходов:

• в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления;

• равномерно в течение срока действия договора

займа.

14. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

На основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н, организация самостоятельно принимает решение о пересчете стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на банковских счетах (банковских вкладах), выраженной в иностранной валюте на дату изменения курса.

15. Учет государственной помощи.

15.1. Порядок учета поступления бюджетных средств. В силу п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н (далее - ПБУ 13/2000), бюджетные средства могут приниматься к учету организации по мере:

• возникновения целевого финансирования и

задолженности по этим средствам;

• фактического получения средств.

15.2. Порядок отражения в бухгалтерском балансе остатка средств целевого финансирования. В соответствии с п. 20 ПБУ 13/2000 остатки средств целевого финансирования могут отражаться в балансе:

• по статье «Доходы будущих периодов»;

• обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

16. Учет расчетов по налогу на прибыль.

16.1. Ведение учета расчетов по налогу на

прибыль. На основании п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 11.02.2008 № 23н (далее — ПБУ 18/02) организации — субъекты малого бизнеса и некоммерческие фирмы вправе его не применять.

16.2. Порядок формирования информации о постоянных и временных разницах организации.

В соответствии с п. 3 ПБУ 18/02 информация о постоянных и временных разницах формируется в бухгалтерском учете организации на основании:

• первичных учетных документов;

• в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно.

16.3. Способ отражения сумм налоговых активов и налоговых обязательств в бухгалтерском балансе.

На основании п. 19 ПБУ 18/02 суммы налоговых активов и обязательств в балансе могут отражаться:

• развернуто;

• свернуто.

16.4. Способ определения величины текущего налога на прибыль. В соответствии с п. 22 ПБУ 18/02 организация может использовать следующие способы определения величины текущего налога на прибыль:

• на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пп. 20 и 21 ПБУ18/02;

• на основе налоговой декларации по налогу на прибыль.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от21.11.1996 № 129-ФЗ.

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

3. Положения по бухгалтерскому учету «Учетрас-четов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02: приказ Минфина России от 11.02.2008 № 23н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) : приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.