БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
АНАЛИЗ СОСТАВА ОТЧЕТНОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Р. Я. ИВАСЮК, аспирант кафедры «Антикризисноеупраеление» Нижегородский государственный университет им. Н. И. .Лобачевского
Исходя из слов Д. А. Медведева «Малый бизнес в ближайшей перспективе должен стать рычагом в создании новой модели организации российской промышленности», при существующих системах налогообложения субъектов малого бизнеса основой информационного содержания имущественного и финансового состояния служит любая информация, поступающая в налоговую службу. От того, какой режим налогообложения применяет малое предприятие, будет зависеть форма регистра, содержащая информацию об имущественном состоянии предприятия. Данный факт связан с тем, что при применении специальных налоговых режимов предприятие малого бизнеса не обязано составлять финансовую отчетность. Источником информации в этом случае могут являться расчеты и налоговые декларации, направляемые субъектом малого предпринимательства в налоговые органы. Но руководители и менеджеры предприятий малого бизнеса должны понимать, что составление бухгалтерской (финансовой) отчетности — это не прихоть государственных органов, желающих обременить их бумажной волокитой, а источник данных, позволяющий прогнозировать перспективы развития предприятия и анализировать текущее и предыдущее состояние предприятия.
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное
и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
В состав бухгалтерской отчетности входят:
— Бухгалтерский баланс (форма №1);
— Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
— Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
— Отчет о движении денежных средств (форма №4);
— Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
— Пояснительная записка;
— аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности (если деятельность организации подлежит обязательному аудиту).
Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Типовые формы бухгалтерской отчетности рекомендованы приказом Минфина России от
22.07.2003 № 67н. Они содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает.
Разрабатывая формы бухгалтерской отчетности, Минфин России не мог учесть специфику деятельности каждой организации. Поэтому, если содержание типовых образцов не отражает каких-то особенностей, бухгалтер вправе уточнить су-
ществующие бланки или разработать собственные формы отчетности. Такой порядок следует из п. 3 приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н и п. 1 указаний, утвержденных этим приказом.
При доработке типовых образцов и разработке собственных форм бухгалтерской отчетности должны быть соблюдены общие принципы их построения, установленные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 и указаниями, утвержденными приказом Минфина России от22.07.2003 № 67н. В частности, дорабатывая типовую форму баланса, организация не вправе изменить порядок расположения его разделов. Например, в балансе активы должны отражаться по степени возрастания их ликвидности (сначала внеоборотные активы, затем оборотные активы). Это следует из разд. IV ПБУ 4/99. Фактически доработанная форма баланса может отличаться от типовой только содержанием дополнительных показателей. Например, в типовой форме баланса статья «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» содержит только одну строку «в том числе покупатели и заказчики». В доработанной же форме могут быть предусмотрены и дополнительные строки, например, «в том числе расчеты с поставщиками по выданным авансам».
Обязательно в учетной политике для целей бухгалтерского учета отражается, на каких бланках — типовых или разработанных организацией самостоятельно — составляется бухгалтерская отчетность (п. 7 ПБУ 1/2008). Если отчетность составляется на бланках, разработанных организацией самостоятельно, то к учетной политике прикладываются их образцы.
Законодательство не содержит никаких требований по уведомлению налоговой инспекции о самостоятельно разрабатываемых бланках. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, которую организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17 ПБУ 1/2008).
В составе промежуточной отчетности составляют Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Остальные формы нужно составлять только по итогам года. Такой порядок следует из п. 1 приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н ип. 49 ПБУ 4/99.
Некоторые организации могут составлять годовую бухгалтерскую отчетность не в полном составе. К ним относятся:
— малые предприятия;
— некоммерческие организации.
Состав годовой бухгалтерской отчетности малых предприятий зависит от того, подлежит ли их деятельность обязательному аудиту. Если организация не обязана проводить аудит бухгалтерской отчетности, то в составе годовой бухгалтерской отчетности можно представить только Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Если же организация обязана проводить аудит, то помимо Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках требуется представить приложения к ним (по которым имеются данные) и Пояснительную записку. Такой порядок установлен в п. 3 указаний, утвержденных приказом Минфина России от
22.07.2003 № 67н.
Некоммерческие организации могут не сдавать в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Приложение к Бухгалтерскому балансу. Однако им рекомендуется составить Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6). Об этом сказано в п. 4 указаний, утвержденных приказом Минфина России от
22.07.2003 № 67н.
Указанный порядок предусматривает упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую при налогообложении. Поэтому отчетность как основа информационного содержания имущественного и финансового состояния малого предприятия содержит только закрытые показатели без расшифровки их составляющих. В связи с этим делать правдоподобный прогноз на будущее или о текущем финансовом состоянии малого предприятия очень сложно из-за отсутствия промежуточной информации, так как анализ проводится только на основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Достаточное информационное содержание можно извлечь из отчетности малых предприятий, находящихся на общей системе налогообложения. Субъекты малого предпринимательства — плательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД) составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, т. е. состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности.
Основным источником информации для анализа и оценки финансового состояния предприятия является Бухгалтерский баланс, в котором
отражается состояние хозяйственных средств предприятия и их источников в денежной оценке на определенную дату.
Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает ведение бухгалтерского учета в отношении организаций и ведение учета доходов и расходов в отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Нормативные акты, регулирующие организацию бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, приняты достаточно давно; применяя их, необходимо следить затем, чтобы они не противоречили современному законодательству.
Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т. п.), из единой журнальноордерной формы счетоводства.
При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:
— единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
— взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
— сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
— накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, атакже для составления бухгалтерской отчетности.
Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме №К-1.
Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета наряду с Книгой (журналом) учета фактов хозяйственной деятельности для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме № В-8.
Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, представляют в налоговые органы налоговые декларации, в которых отражается сумма полученных доходов и произведенных расходов за отчетный (налоговый период). Данные показатели и являются основными показателями имущественно-финансового состояния предприятия.
Независимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:
— № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;
— № МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия — владельца (арендатора) грузовых автомобилей»;
— № 1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь»;
— № 1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»;
— № ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;
— № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)».
Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, т. е. по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.
Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.
Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с таким явлением, как малое предпринимательство.
Особенность российского малого бизнеса в том, что он постоянно учится самостоятельно приспосабливаться к особенностям рынка.
Высокая доля банкротств малых предприятий заставляет внешних инвесторов вообще не пре-
доставлять заемные средства или предоставлять под высокий процент на очень жестких условиях возврата. В результате получается, что частные источники финансирования, как правило, недоступны малому бизнесу.
Список литературы
1. Гинзбург А. И. Экономический анализ для руководителей малыхпредприятий, 2007.
2. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление / под. ред. А. Д. Шеремета, 2009.
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от21.11.2009№ 129-ФЗ.
5. О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н.
6.0 формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/2008: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
9. Причины «высокой смертности» малых предприятий, http://www. гизсопвиИ. га/.
10. Учет и отчетность субъектов малого предпринимательства. http://www. audit-it.ru/.