Научная статья на тему 'Анализ состава отчетности как основы информационного содержания имущественного и финансового состояния субъекта малого предпринимательства'

Анализ состава отчетности как основы информационного содержания имущественного и финансового состояния субъекта малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ / РЕГИСТРЫ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивасюк Р. Я.

Статья посвящена анализу состава отчетность предприятий сферы малого бизнеса. Рассмотрены варианты отчетности при применении различных систем налогообложения, кратко рассмотрены регистры бухгалтерского учета малого предприятия, проанализированы нормативные акты, регулирующие вопросы отчетности малого предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивасюк Р. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состава отчетности как основы информационного содержания имущественного и финансового состояния субъекта малого предпринимательства»

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

АНАЛИЗ СОСТАВА ОТЧЕТНОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Р. Я. ИВАСЮК, аспирант кафедры «Антикризисноеупраеление» Нижегородский государственный университет им. Н. И. .Лобачевского

Исходя из слов Д. А. Медведева «Малый бизнес в ближайшей перспективе должен стать рычагом в создании новой модели организации российской промышленности», при существующих системах налогообложения субъектов малого бизнеса основой информационного содержания имущественного и финансового состояния служит любая информация, поступающая в налоговую службу. От того, какой режим налогообложения применяет малое предприятие, будет зависеть форма регистра, содержащая информацию об имущественном состоянии предприятия. Данный факт связан с тем, что при применении специальных налоговых режимов предприятие малого бизнеса не обязано составлять финансовую отчетность. Источником информации в этом случае могут являться расчеты и налоговые декларации, направляемые субъектом малого предпринимательства в налоговые органы. Но руководители и менеджеры предприятий малого бизнеса должны понимать, что составление бухгалтерской (финансовой) отчетности — это не прихоть государственных органов, желающих обременить их бумажной волокитой, а источник данных, позволяющий прогнозировать перспективы развития предприятия и анализировать текущее и предыдущее состояние предприятия.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное

и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

В состав бухгалтерской отчетности входят:

— Бухгалтерский баланс (форма №1);

— Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

— Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

— Отчет о движении денежных средств (форма №4);

— Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

— Пояснительная записка;

— аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности (если деятельность организации подлежит обязательному аудиту).

Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета.

Типовые формы бухгалтерской отчетности рекомендованы приказом Минфина России от

22.07.2003 № 67н. Они содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает.

Разрабатывая формы бухгалтерской отчетности, Минфин России не мог учесть специфику деятельности каждой организации. Поэтому, если содержание типовых образцов не отражает каких-то особенностей, бухгалтер вправе уточнить су-

ществующие бланки или разработать собственные формы отчетности. Такой порядок следует из п. 3 приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н и п. 1 указаний, утвержденных этим приказом.

При доработке типовых образцов и разработке собственных форм бухгалтерской отчетности должны быть соблюдены общие принципы их построения, установленные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 и указаниями, утвержденными приказом Минфина России от22.07.2003 № 67н. В частности, дорабатывая типовую форму баланса, организация не вправе изменить порядок расположения его разделов. Например, в балансе активы должны отражаться по степени возрастания их ликвидности (сначала внеоборотные активы, затем оборотные активы). Это следует из разд. IV ПБУ 4/99. Фактически доработанная форма баланса может отличаться от типовой только содержанием дополнительных показателей. Например, в типовой форме баланса статья «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» содержит только одну строку «в том числе покупатели и заказчики». В доработанной же форме могут быть предусмотрены и дополнительные строки, например, «в том числе расчеты с поставщиками по выданным авансам».

Обязательно в учетной политике для целей бухгалтерского учета отражается, на каких бланках — типовых или разработанных организацией самостоятельно — составляется бухгалтерская отчетность (п. 7 ПБУ 1/2008). Если отчетность составляется на бланках, разработанных организацией самостоятельно, то к учетной политике прикладываются их образцы.

Законодательство не содержит никаких требований по уведомлению налоговой инспекции о самостоятельно разрабатываемых бланках. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, которую организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17 ПБУ 1/2008).

В составе промежуточной отчетности составляют Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Остальные формы нужно составлять только по итогам года. Такой порядок следует из п. 1 приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н ип. 49 ПБУ 4/99.

Некоторые организации могут составлять годовую бухгалтерскую отчетность не в полном составе. К ним относятся:

— малые предприятия;

— некоммерческие организации.

Состав годовой бухгалтерской отчетности малых предприятий зависит от того, подлежит ли их деятельность обязательному аудиту. Если организация не обязана проводить аудит бухгалтерской отчетности, то в составе годовой бухгалтерской отчетности можно представить только Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Если же организация обязана проводить аудит, то помимо Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках требуется представить приложения к ним (по которым имеются данные) и Пояснительную записку. Такой порядок установлен в п. 3 указаний, утвержденных приказом Минфина России от

22.07.2003 № 67н.

Некоммерческие организации могут не сдавать в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Приложение к Бухгалтерскому балансу. Однако им рекомендуется составить Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6). Об этом сказано в п. 4 указаний, утвержденных приказом Минфина России от

22.07.2003 № 67н.

Указанный порядок предусматривает упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую при налогообложении. Поэтому отчетность как основа информационного содержания имущественного и финансового состояния малого предприятия содержит только закрытые показатели без расшифровки их составляющих. В связи с этим делать правдоподобный прогноз на будущее или о текущем финансовом состоянии малого предприятия очень сложно из-за отсутствия промежуточной информации, так как анализ проводится только на основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Достаточное информационное содержание можно извлечь из отчетности малых предприятий, находящихся на общей системе налогообложения. Субъекты малого предпринимательства — плательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД) составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, т. е. состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности.

Основным источником информации для анализа и оценки финансового состояния предприятия является Бухгалтерский баланс, в котором

отражается состояние хозяйственных средств предприятия и их источников в денежной оценке на определенную дату.

Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает ведение бухгалтерского учета в отношении организаций и ведение учета доходов и расходов в отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Нормативные акты, регулирующие организацию бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, приняты достаточно давно; применяя их, необходимо следить затем, чтобы они не противоречили современному законодательству.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т. п.), из единой журнальноордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

— единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

— взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

— сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

— накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, атакже для составления бухгалтерской отчетности.

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме №К-1.

Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета наряду с Книгой (журналом) учета фактов хозяйственной деятельности для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме № В-8.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, представляют в налоговые органы налоговые декларации, в которых отражается сумма полученных доходов и произведенных расходов за отчетный (налоговый период). Данные показатели и являются основными показателями имущественно-финансового состояния предприятия.

Независимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

— № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;

— № МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия — владельца (арендатора) грузовых автомобилей»;

— № 1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь»;

— № 1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»;

— № ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;

— № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)».

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, т. е. по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с таким явлением, как малое предпринимательство.

Особенность российского малого бизнеса в том, что он постоянно учится самостоятельно приспосабливаться к особенностям рынка.

Высокая доля банкротств малых предприятий заставляет внешних инвесторов вообще не пре-

доставлять заемные средства или предоставлять под высокий процент на очень жестких условиях возврата. В результате получается, что частные источники финансирования, как правило, недоступны малому бизнесу.

Список литературы

1. Гинзбург А. И. Экономический анализ для руководителей малыхпредприятий, 2007.

2. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление / под. ред. А. Д. Шеремета, 2009.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от21.11.2009№ 129-ФЗ.

5. О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

6.0 формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/2008: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

9. Причины «высокой смертности» малых предприятий, http://www. гизсопвиИ. га/.

10. Учет и отчетность субъектов малого предпринимательства. http://www. audit-it.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.