Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса'

Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2241
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МСФО (IFRS) ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ (МСП) / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АКТИВЫ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / КАПИТАЛ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ПРИЗНАНИЕ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришкина С. Н., Сафонова И. В.

В статье критически анализируются действующие положения в области бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, обосновывается необходимость их реформирования и гармонизации с нормами и требованиями, содержащимися в Международных стандартах финансовой отчетности. Вносятся конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования учета на предприятиях малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришкина С. Н., Сафонова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса»

УДК 657

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

С. Н. ГРИШКИНА,

кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета E-mail: sgrishkina@list. ru И. В. САФОНОВА, кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой бухгалтерского учета E-mail: iv. safonova@mail. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье критически анализируются действующие положения в области бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, обосновывается необходимость их реформирования и гармонизации с нормами и требованиями, содержащимися в Международных стандартах финансовой отчетности. Вносятся конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования учета на предприятиях малого бизнеса.

Ключевые слова: МСФО (IFRS) для малых и средних предприятий (МСП), малые предприятия, активы, обязательства, капитал, доходы, расходы, признание, оценка.

В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития усиливается значимость малого бизнеса. Малый бизнес, обладая высокой гибкостью, способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и выполняет важнейшие экономические и социальные функции.

В настоящее время преимущества института малого предпринимательства использованы недо-

статочно. По данным информационного агентства «Альянс Медиа», на 01.01.2011 количество зарегистрированных малых предприятий в России за год уменьшилось на 3,6 % и составило 219,7 тыс. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 единиц и составило 154, 8 тыс.

Недостаточная развитость отечественного малого бизнеса вызывает необходимость оказания ему государственной поддержки в различных направлениях, включая и сферу учета и отчетности. На наш взгляд, отрицательным моментом, сдерживающим сегодня развитие малого предпринимательства в России, является отсутствие достоверной информации о состоянии малых предприятий и результатах их деятельности. Подобная информация необходима как для государства, устанавливающего политику развития малого предпринимательства, так и для инвесторов, обеспечивающих приток финансовых ресурсов в малый бизнес. В результате на первый план

выходит задача реформирования бухгалтерского учета и отчетности малых предприятий, решение которой позволит повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность предприятий малого бизнеса.

Предприятия малого бизнеса осуществляют ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской отчетности в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными для юридических лиц (коммерческих организаций) по законодательству Российской Федерации.

Обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности вытекает из требований Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете). В соответствии со ст. 4 Закон о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций.

Однако для субъектов малого предпринимательства сделан ряд исключений. Так, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), ведут только учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Малые предприятия, находящиеся на специальном налоговом режиме — упрощенной системе налогообложения (УСН), освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Помимо соблюдения норм и требований Закона о бухгалтерском учете, предприятия малого бизнеса должны руководствоваться всеми действующими нормативными документами, за исключением тех, в которых прямо предусмотрено право таких организаций этих документов не применять. Таким образом, малые предприятия обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с едиными правилами, установленными следующими документами:

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (с изм. и доп.);

- Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н;

- положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ);

- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

- другими нормативными актами и методическими указаниями по вопросам ведения бухгалтерского учета, за исключением тех, в которых прямо предусмотрено право таких организаций этих документов не применять.

В настоящее время специализированным документом, регулирующим вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях, остаются Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н (далее — рекомендации). Анализ данного нормативного документа позволяет сделать однозначный вывод о том, что его основные положения сильно «устарели» и не могут быть применимы, поскольку не отвечают общей Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в России.

Данные утверждения основаны на следующем:

1. Рекомендации ссылаются на старый План счетов, который уже утратил силу в соответствии с приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» и противоречит Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также более поздним положениям по бухгалтерскому учету, утвержденным Минфином России.

2. Предложения по применению сокращенного Плана счетов утратили свою актуальность, так как сокращенный План счетов основан на недействующем Типовом, а сокращение количества используемых счетов искажает сущность некоторых объектов. Например, на счете 01 «Основные средства» предложено учитывать все внеоборот-

ные активы, следовательно, такие разнородные активы, как основные средства, нематериальные активы, лизинговое имущество. На счете 41 «Товары» рекомендуется учитывать товары и готовую продукцию, на счете 10 «Материалы» — все производственные запасы, в т. ч. оборудование к установке, животные на выращивании и откорме. На наш взгляд, в условиях автоматизированной обработки информации подобное сокращение счетов приведет к дополнительным сложностям в работе бухгалтера, поскольку возникает необходимость формировать рабочий план счетов путем адаптации сокращенного старого Плана к новому.

Малым предприятиям более рационально разрабатывать свой рабочий план на основании действующего Типового плана, утвержденного приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению». Он автоматически будет сокращенным, так как количество объектов бухгалтерского наблюдения ограничено ввиду ограниченности размеров, видов и объемов деятельности малых предприятий.

3. Около половины текста рекомендаций и 11 приложений посвящено регистрам бухгалтерского учета, а точнее, различным ведомостям и порядку их заполнения. Необходимо отметить, что на малых предприятиях эти ведомости давно не используются. Данный вывод позволяет сделать анализ действующей практики ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Современные бухгалтерские программные продукты уже содержат свои учетные регистры. Таким образом, рекомендуемые приказом Минфина России № 64н регистры в настоящее время неактуальны и упрощения учетного процесса не обеспечивают.

4. Рекомендации дают разъяснения по поводу отступления малыми предприятиями от допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности и применения кассового метода (разд. 4 «Особенности бухгалтерского учета при кассовом методе учета доходов и расходов»). Это единственный момент, касающийся применяемых правил бухгалтерского учета.

Применение кассового метода приводит к определенному искажению бухгалтерской информации. Так, в соответствии с Рекомендациями, за-

траты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат.

Очевидно, что при таком подходе показатели кредиторской задолженности по оплате труда перед другими кредиторами в бухгалтерском учете и отчетности не будут формироваться. Искажаются также показатели доходов, расходов и бухгалтерской прибыли. Использование кассового метода может быть оправдано предприятиями, у которых несущественные различия между поступлениями (отгрузкой) ценностей (работ, услуг) и их оплатой, несущественные суммы неденежных доходов и расходов, а также предприятиями, которые исчисляют налогооблагаемую прибыль по мере поступления или выплаты денежных средств.

5. Рекомендации не содержат никаких положений, касающихся упрощенного порядка учета отдельных объектов, например отложенных налогов, создания резервов, переоценки внеоборотных активов, применения рыночной стоимости для оценки финансовых вложений, отражения информации об активах и обязательствах.

Положительным моментом в системе регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях является публикация Минфином России информации от 11.06.2009 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства», в которой представлены рекомендации малым предприятиям по применению отдельных нормативных актов по бухгалтерскому учету. Например, установлено, что субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценки основных средств и нематериальных активов, не отражать обесценения нематериальных активов или финансовых вложений, не создавать резервов предстоящих расходов, признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг). Однако данный документ не имеет статуса положения по бухгалтерскому учету или методических рекомендаций, т. е. является очередным дополнением к уже существующим нормативным документам.

Еще одним шагом на пути развития регулирования учета на предприятиях малого бизнеса стало введение в действие приказа Минфина России от 08.11.2010 № 144н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». Согласно данному документу малые предприятия (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г., вправе:

1. Выбрать порядок признания в бухгалтерском учете доходов и расходов в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. В соответствии с пп. 3 и 12 ПБУ 9/99 выручка от продажи готовой продукции (работ, услуг) в бухучете признается только в том случае, если выполнены следующие условия:

- организация имеет право на получение этой выручки, что подтверждается договором или другим документом;

- сумма выручки может быть определена;

- организация получила оплату за отгруженную продукцию либо у нее отсутствует неопределенность в отношении получения оплаты (имеется уверенность в том, что в результате этой операции произойдет увеличение экономических выгод). Например, у организации есть документы (договор, накладная, гарантийное письмо, расписка и т. д.), на основании которых она может потребовать оплатить готовую продукцию (работы, услуги);

- право собственности на готовую продукцию (результаты выполненных работ) перешло к покупателю (потребителю), услуги фактически оказаны;

- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то в соответствии с общим правилом в бухучете признается не выручка, а кредиторская задолженность. Аванс, полученный в счет будущих поставок, выручкой также не является.

Вместе с тем малые предприятия (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе не признавать выручку вплоть до

поступления оплаты от покупателей (заказчиков). При этом все остальные условия для признания выручки должны выполняться.

Если организация выбрала способ признания выручки по мере поступления оплаты от покупателей (заказчиков), то расходы организация должна признавать по мере погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99).

2. Использовать упрощенные подходы при отражении в отчетности последствий изменившейся учетной политики в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

Согласно ПБУ 1/2008 учетную политику можно менять или дополнять, если:

- меняются нормы законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета;

- организация внедряет новые способы ведения бухгалтерского учета (например переходит на компьютерную обработку данных);

- меняются условия работы организации (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.).

Последствия изменений учетной политики нужно отразить в бухгалтерской отчетности. По общему правилу такие изменения отражают ретроспективно. То есть вносятся изменения в данные бухгалтерской отчетности за весь период перерасчета. Однако малые предприятия (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе отражать изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности перспективно. Это означает, что измененный способ ведения бухучета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после внесения изменений в учетную политику. Такое право предоставлено п. 15.1 ПБУ 1/2008.

3. Выбрать порядок признания расходов по займам в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008).

Если малое предприятие (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) приобрело, соорудило или изготовило основные средства за счет заемных средств, то проценты по ним следует учитывать согласно правилам ПБУ 15/2008:

— в составе прочих расходов;

— в составе первоначальной стоимости основного средства.

По общему правилу проценты по заемным средствам (целевым кредитам) увеличивают первоначальную стоимость основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:

— имущество является инвестиционным активом;

— проценты начислены до того, как основное средство было приобретено, сооружено и (или) создано;

— проценты начислены до начала использования инвестиционного актива в деятельности, если работы по его приобретению, сооружению и (или) созданию не завершены.

Во всех остальных случаях проценты учитываются в составе прочих расходов (разд. II ПБУ 15/2008). Однако, если организация относится к субъектам малого предпринимательства и не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, все проценты по кредитам и займам она может включать в состав прочих расходов. Этот порядок касается процентов и по тем кредитам и займам, которые привлечены для покупки, сооружения или создания инвестиционных активов. Такой порядок установлен в п. 7 ПБУ 15/2008.

4. Выбрать порядок исправления существенных ошибок в бухучете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010).

По общему правилу, при выявлении ошибок после утверждения годовой отчетности исправления нужно вносить в текущем периоде с использованием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010). При этом в текущей отчетности нужно пересчитать сопоставимые показатели прошлых периодов (ретроспективный метод) (подп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010).

Однако малые предприятия (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе исправлять существенные ошибки прошлого года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности, в порядке, предусмотренном для исправления несущественных ошибок. Т. е. исправления вносятся в текущем периоде с использованием счета 91 «Прочие до-

ходы и расходы» без ретроспективного пересчета (абз. 4 подп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010).

5. Использовать упрощенные подходы при оценке финансовых вложений (ПБУ 19/02).

Финансовые вложения делятся на две группы:

— вложения, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость;

— вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Порядок определения текущей рыночной стоимости прописан в разд. III Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02. Однако малые предприятия могут проводить последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется, т. е. учитывать вложения по первоначальной стоимости (п. 19 ПБУ 19/02).

6. Не следовать нормам Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) (п. 2.1) и Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (п. 3.1).

7. Не применять Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» ПБУ 18/02, что существенно упрощает учет малого предприятия из-за возможности не отслеживать расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета.

Тем не менее изучение массы дополнительных документов, уточняющих порядок бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, вносит определенные сложности в работу бухгалтера малого предприятия.

Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации предусмотрена возможность ведения упрощенной системы бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.

В соответствии с п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» субъекты малого предпринимательства при формировании проме-

жуточной и годовой бухгалтерской отчетности в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), а в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. В то же время они вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

В последнее время в бухгалтерском сообществе активно обсуждается вопрос об упрощении учета на малых предприятиях. Так, Национальным Советом по Стандартам Финансовой Отчетности (НСФО) в 2010 г. проведена научно-исследовательская работа по теме «Упрощенная система ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для малых и средних предприятий», в которой рассмотрены варианты составления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями без ведения бухгалтерского учета (по результатам ежегодной инвентаризации) либо с применением бухгалтерского учета без двойной записи (ведение учета по простой системе в ведомостях). В экономической литературе также все чаще высказывается мнение о целесообразности освобождения субъектов малого предпринимательства от ведения бухгалтерского учета.

На первый взгляд, упрощение учета позволит малым предприятиям рационально использовать кадровый потенциал, экономить финансовые и трудовые ресурсы. Однако упрощения не должны препятствовать реализации функций бухгалтерского учета, являющегося основным источником информации, любого хозяйствующего субъекта, в т. ч. малого предприятия. Полученная экономия несоизмерима с потерями из-за отсутствия необходимой финансовой информации. Любой руководитель, независимо от масштабов деятельности компании, при принятии стратегических и тактических управленческих решений нуждается в информации:

— о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами;

— о начисленных и выплаченных суммах заработной платы;

— о финансовых результатах;

— о наличии и движении внеоборотных и оборотных активов;

— о затратах в разрезе видов продукции и подразделений и т. д.

Несомненно, этот список можно было бы продолжить. Такие сведения можно получить и другим способом — без применения двойной записи, однако известно, что именно двойная запись на протяжении многих веков оправдывает себя во всем мире и обеспечивает в определенной степени достоверность учетных данных.

Кроме того, бухгалтерская информация о деятельности малых предприятий необходима:

— государственным органам для формирования и реализации эффективной политики государственной поддержки малого бизнеса;

— для кредитных организаций при принятии решений о выдаче кредита;

— а также потенциальным инвесторам, например малым сельскохозяйственным предприятиям и малым инновационным предприятиям.

В настоящее время малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухгалтерского учета и не применять двойной записи. Вместе с этим большинство из них продолжает вести бухгалтерский учет всех объектов.

Все вышеизложенное подтверждается результатами проведенного исследования действующей практики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности малыми предприятиями, осуществляющими свою деятельность в разных отраслях экономики:

— выполнение строительно-монтажных работ;

— предоставление коммуникационных услуг;

— общественное питание;

— торговля;

— гостиничный бизнес.

Некоторые из них находятся на общей системе налогообложения, ведут бухгалтерский учет с использованием компьютерной программы «1С Бухгалтерия», применяя двойную запись и формируя бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде, разрешенном для малых предприятий.

Часть компаний работает на УСН, ведет книгу учета доходов и расходов, предоставляя в налоговые органы соответствующие сведения.

Для ведения книги учета доходов и расходов и составления налоговых деклараций они также используют программу «1С Бухгалтерия». При этом для внутренних целей большинство из них параллельно ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке.

Изучение мнения главных бухгалтеров и руководителей малых предприятий относительно степени упрощения учетных процедур и необходимости ведения бухгалтерского учета с применением метода двойной записи позволяет утверждать, что они будут вести бухгалтерский учет с применением метода двойной записи и составлять бухгалтерскую отчетность даже в случае, если на законодательном уровне будет разрешено отказаться.

Целесообразность применения двойной записи, составление баланса и отчета о прибылях и убытках обусловлено необходимостью использования для управления информации о реальных показателях деятельности организации. Одной из основных проблем, которую назвали бухгалтеры малых предприятий, является устаревшее нормативное законодательство в части организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

В целях реализации государственной поддержки субъектов малого предпринимательства и реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации необходимо разработать и утвердить специализированное Положение по бухгалтерскому учету для малых предприятий (далее — ПБУ для малых предприятий). Такое ПБУ для малых предприятий должно представлять собой единый самодостаточный нормативный документ, в котором были бы сведены воедино принципы и правила бухгалтерского учета и отчетности. Подготовка и утверждение такого документа, кроме решения прочих задач, будет реальным шагом в сторону упрощения учетных процедур на малых предприятиях.

Вместо объемного перечня различных уточняющих нормативных актов по бухгалтерскому учету целесообразно создать единый нормативный документ, где будет раскрыт порядок признания, оценки и представления в отчетности информации по всем учетным объектам малых предприятий. Именно такой подход использован

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). В середине 2009 г. были утверждены Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий (МСФО для МСП).

Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий представляют собой единый набор учетных правил для малых и средних предприятий, которые определены как непубличные коммерческие компании, составляющие финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей. Стандарт состоит из 35 разделов, каждый из которых тематически соответствует тому или иному объекту. МСФО для МСП содержат правила по всем объектам учета и не требуют использования составителями отчетности малых и средних предприятий полного комплекта МСФО. В нем осталась только одна ссылка на полные МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Таким образом, малые предприятия имеют право выбора в части применения полного комплекта МСФО или МСФО для МСП.

В основу МСФО для МСП легла полная версия МСФО, принципы которых существенно упрощены. Все предлагаемые изменения были тщательно проанализированы на полезность получаемой информации и сопоставимость сокращения затрат с потенциальной выгодой. В частности, упрощения правил признания и оценки согласно МСФО для МСП затронули следующие учетные объекты:

1. Основные средства и нематериальные активы не подлежат переоценке и должны учитываться в учете по себестоимости за вычетом суммы накопленной амортизации и убытков от обесценения.

2. Срок полезного использования, а также метод амортизации для объектов основных средств и нематериальных активов должны быть пересмотрены только в случае значительного изменения в предполагаемой структуре потребления и сроках потребления будущих экономических выгод от объекта основных средств (нематериальных активов).

3. Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования, а также деловая репутация амортизируются в течение 10 лет.

4. Предприятие должно признавать расходы на научные исследования и разработки как расходы текущего периода (когда они были осуществлены), без их капитализации.

5. Упрощены принципы и правила учета финансовых инструментов, в т. ч. порядок прекращения признания и оценки, а также учет хеджирования.

6. Инвестиции в ассоциированные компании и совместную деятельность могут быть оценены в сумме фактических затрат (кроме случаев применения модели оценки по справедливой стоимости при существовании публичных рыночных котировок).

7. Затраты по займам должны признаваться как расходы в составе прибыли или убытка того периода, в котором они были понесены.

8. Пенсионные планы с установленными выплатами:

— стоимость услуг прошлых периодов должна быть отражена сразу в составе прибылей и убытков;

— актуарные прибыли и убытки должны быть отражены сразу или в составе прибылей и убытков, или в составе совокупного дохода;

— предприятие должно использовать метод прогнозируемой условной единицы для оценки своих пенсионных обязательств с установленными выплатами и соответствующих расходов, только если использование этого метода не повлечет дополнительных затрат и усилий.

9. В части активов, предназначенных для продажи, реклассификация не требуется, вместо этого данные активы являются индикатором обесценения.

10. В части биологических активов МСФО для МСП придерживается упрощенной модели «фактические затраты—амортизация—обесцене-ние»; модель оценки по справедливой стоимости требуется, только если справедливая стоимость может быть определена без дополнительных затрат и усилий.

По нашему мнению, важное значение при разработке общей концепции учета для отечественных предприятий малого бизнеса имеет анализ информационных потребностей реальных пользователей, востребованности бухгалтерской информации при принятии различных управ-

ленческих решений. Различия малых и средних предприятий предопределяют необходимость выработки различных подходов к учету на малых и средних предприятиях.

Представители малого и среднего бизнеса могут заинтересоваться подготовкой отчетности по МСФО, к примеру, с целью реализации долгосрочных планов по выходу на IPO1, привлечения финансирования, подготовки финансовой информации на языке, понятном иностранным партнерам, контрагентам и т. д.

В настоящее время переход на МСФО является законодательно установленным требованием в Российской Федерации для определенных компаний. Государство взяло четкий курс перехода на МСФО. Правительство Российской Федерации утвердило постановление от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».

Первым шагом к упрощенной схеме перехода на МСФО станет следование правилам МСФО для малых и средних предприятий, что позволит получить все выгоды от применения МСФО, сократив при этом расходы по переходу. Тем не менее для отечественных малых предприятий будет сложно использовать МСФО для МСП, так как они испытывают определенный дефицит в части кадрового потенциала.

Таким образом, в целях совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях считаем целесообразным разработать Положение по бухгалтерскому учету для предприятий малого бизнеса, цели создания которого заключаются в следующем:

— предоставить единый, упрощенный комплект стандартов, исключив темы, которые в целом не касаются малых предприятий, упростив признание и оценку отдельных объектов;

— разработать Положение, основанное на принципах МСФО для МСП, что позволит повысить качество бухгалтерской отчетности малых предприятий;

— обеспечить реализацию принципов МСФО

1 IPO (Initial Public Offering) — первичное публичное предложение акций компании.

путем разработки соответствующих требований по признанию, оценке и раскрытию информации об учетных объектах в бухгалтерской отчетности малых предприятий.

Список литературы

1. Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS) для предприятий малого и среднего бизнеса, Лондон, Совет по МСФО, 2009.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ.

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ.

4. О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

5. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

6. Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства: информация Минфина России от 11.06.2009.

7. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.