Научная статья на тему 'Этапы психологической адаптации к военной службе'

Этапы психологической адаптации к военной службе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
585
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ / КОНФОРМНОСТЬ / "РИТУАЛ ПЕРЕХОДА" / АДАПТАЦИЯ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / "НЕФОРМАЛЬНАЯ РИТУАЛИЗАЦИЯ" / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / STAGES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / CONFORMITY / "RITUAL OF TRANSITION" / ADAPTATION TO MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY / PERSONAL ADAPTATION POTENTIAL / "INFORMAL RITUALIZATION"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Правенький Михаил Александрович

This article will consider the main stages of psychological adaptation to military service. Their characteristic features are allocated, and also their influence on success of course of adaptation process in the conditions of military service is opened. Such concepts as ";informal ritualization" and personal adaptation potential are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of psychological adaptation to military service

This article will consider the main stages of psychological adaptation to military service. Their characteristic features are allocated, and also their influence on success of course of adaptation process in the conditions of military service is opened. Such concepts as ";informal ritualization" and personal adaptation potential are given.

Текст научной работы на тему «Этапы психологической адаптации к военной службе»

социологические науки

наука без границ • № 6 (34) • 2019

УДК 159

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Правенький Михаил Александрович, аспирант; Таганрогский институт управления и экономики, Таганрог, РФ

В данной статье будут рассмотрены основные этапы психологической адаптации к военной службе. Выделены их характерные особенности, а так же раскрыто их влияние на успешность протекания адаптационного процесса в условиях военной службы. Приведены такие понятия, как «неформальная ритуализация» и личностный адаптационный потенциал. Ключевые слова: психологическая адаптация; этапы психологической адаптации; конформность; «ритуал перехода»»; адаптация к военно-профессиональной деятельности; личностный адаптационный потенциал; «неформальнаяритуализация»}.

STAGES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO MILITARY SERVICE

Praven'kii Mikhail Aleksandrovich, graduate student; Taganrog Institute of management and Economics, Taganrog, Russia

This article will consider the main stages of psychological adaptation to military service. Their characteristic features are allocated, and also their influence on success of course ofadaptation process in the conditions ofmilitary service is opened. Such concepts as "informal ritualization " and personal adaptation potential are given.

Keywords: psychological adaptation; stages of psychological adaptation; conformity; "ritual of transition"; adaptation to military-professional activity; personal adaptation potential; "informal ritualization".

Для цитирования: Правенький М.А. Этапы психологической адаптации к военной службе // Наука без границ. 2019. № 6(34). С. 105-109.

Процесс психологической адаптации индивида к военной службе (измененным условиям жизнедеятельности) представляет собой многогранное и сложное явление, которое должно способствовать формированию комплекса социальных, психических и поведенческих реакций, обеспечивающих эффективное взаимодействие с военными условиями существования. Психологическая адаптация является неоднозначным процессом, так как все зависит от успешности его завершения и конечного результата. Успешная переадаптация индивида к новым, непривычным условиям жизнедеятельности по большей части детерминировано его

адаптационными возможностями. Исходя из этого, научная задача по определению этапов успешной психологической адаптации приобретает особую важность.

Далее мы рассмотрим этапы психологической адаптации применительно к военной службе [1, с. 28].

Первый этап - от прибытия в часть до присяги.

Первые впечатления. Удивление является первым чувством, которое испытывает человек, оказавшись в казарме. Это удивление связанно с резкой сменой своего образа «Я». Изменениям подлежит все: внешний вид (новая одежда, прическа); имя заменяют на воинское звание и наиме-

нование подразделения; подлежит изменению привычный быт, распорядок дня и т.д. Но наиболее сильные переживания индивида связаны с тем, что он больше не является личностью, которая может принимать самостоятельные решения, распоряжаться собой и своим временем в полной мере. Даже на уровне совершения элементарных действий он не может восстановить собственную индивидуальность. Регламентировано все: от сна и приема пищи до просмотра телепередач и звонков по телефону. Данному распорядку нужно следовать неукоснительно, иначе будут применены санкции за неповиновение. Цель данной социально-психологической организации заключается в подчинении человека, в том, чтобы заставить его выполнять любые приказы. Солдат должен без колебаний и размышлений выполнять требования и приказания командиров и начальников. Само собой такие радикальные перемены вызывают стресс.

Чтобы выйти из этого состояния, многие солдаты перестают задумываться о смысле выполняемых ими действий. Они сосредотачиваются только на быстром и точном выполнении поставленной задачи. Следствием этого является снижение общего интеллектуального уровня, критичности по отношению к себе и окружающим.

Нереализованные потребности. В первые месяцы службы военнослужащие испытывают трудности в удовлетворении даже самых элементарных физиологических потребностей, что уж говорить о других уровнях потребностей (постоянное недосыпание и чувство голода, неудовлетворенные сексуальные потребности, отсутствие социальных связей и т.д.). Отсутствует возможность реализации потребности в самоуважении: нет признания, успеха, одобрения, либо данные потребности индивид не воспринимает как адекватные в связи с их специфическим пониманием данной среды.

Часто, чтобы удовлетворить свои потребности, военнослужащий переносит их в сферу фантазий: воспоминания о прошлом и представления о будущем. Причем представления о будущем представляются в различных временных перспективах: от нового периода службы до жизни после «дембеля». Строгий распорядок дня увеличивает потенциал протеста личности, реализация которого в некоторой мере осуществляется в альтернативных ритуалах, являющихся суррогатной формой реализации потребностей успеха, идентификации и самоуважения.

Конформность является отличительной чертой молодого военнослужащего. Многое из того, что его окружает, является для него непонятным и неприемлемым, но отказаться следовать установленным порядкам означает попасть под действие разнообразных санкций, скрыться от которых по большей части не представляется возможным. Поэтому главной чертой адаптивного поведения военнослужащего является демонстрация лояльности командирам, выражающаяся в самой распространенной форме ответа на все претензии и замечания: «Виноват! Исправлюсь!» Конформностью обуславливается подчинение авторитету старослужащих, когда из учебного подразделения военнослужащий попадает на место дальнейшего несения службы. Практика наказывать весь коллектив за проступки одного часто приводит к тому, что контролировать соблюдение традиций начинают военнослужащие одного призыва (срока службы), следовательно, невыполнение правил может ухудшить отношения не только со старослужащими или официальным руководством, но и со всем коллективом [2, с. 20].

Ритуализация жизни. «Ритуал перехода» - наиболее важный из всех неформальных ритуалов армейской жизни. Они означают переход в другую «возрастную» и, следовательно, «социальную» группу,

которая характеризуется появлением новых прав и обязанностей. Такую смену сопровождают разнообразные ритуальные действия. Приведем некоторые примеры: «отбивание» солдат ремнем, при этом количество ударов рано числу месяцев, которые еще предстоит отслужить; передача в определенные дни части пищи «молодым» от «стариков» и т.д. Особо следует выделить такой ритуал, как «Сто дней до приказа» (приказ об увольнении в запас), который символизирует передачу власти. «Старики» и «молодые» могут на целые сутки меняться ролями. В этом случае «старые» беспрекословно, а иногда даже радостно выполняют все приказы «молодых». Ритуалы носят как правило яркий игровой, в некоторых случаях даже карнавальный характер. Данный ритуал является своеобразной подготовкой перехода «стариков» в статус «дембелей», т.е. членов особой группы, выходящих за рамки активного ролевого взаимодействия. Они становятся своего рода маргиналами.

Следование неформальным ритуалам позволяет реализовать некоторые подавляемые потребности в суррогатной форме; помогает осознать права и обязанности в данной социокультурной среде; способствует снятию психологического напряжения в моменты ролевой игры, которое вызвано строгой регламентацией жизни; помогает урегулировать борьбу за доминирование между военнослужащими разных призывов [1, с. 30].

Вместе с тем неформальная ритуализа-ция снижает роль командиров (офицеров) в управлении военнослужащими, что снижает их авторитет; усложняет управление армейскими подразделениями; разобщает военнослужащих разных периодов службы.

Мы считаем, что на данном этапе важно применять алгоритм фоновой психологической адаптации, т.е. сосредоточить внимание молодых людей на внешней стороне военной службы.

Второй этап.

Первая четверть службы - с момента принятия присяги и до окончания подготовки в учебном подразделении. Данный период длится около двух месяцев и называется раздельным периодом обучения. Он включает в себя освоение военной специальности, сочетание теоретических занятий и выполнения различных задач. Особенностью этого периода является то, что отсутствует «дедовщина», т.к. все военнослужащие одного призыва. Конфликты возникают, как правило, только на земляческой или национальной почве. Очень велики авторитет и роль сержантского состава [2, с. 44-45].

В данный период фоновая адаптация может сменяться ресурсной и встречной, особенно в отношении призывников, которые имеют гражданское профессиональное образование, схожее с военной специальностью.

Третий этап.

Вторая четверть службы, возможно, является одной из самых трудных.

Она знаменует собой переход военнослужащих из учебного подразделения в «боевое», в котором они автоматически приобретают статус «младших». После того, как военнослужащий осваивает воинскую специальность, он сдает зачеты и получает допуск к самостоятельному несению службы на боевом дежурстве. Объединение в группы здесь, как правило, происходит по срокам службы. Стараясь подчинить себе «молодых», «старики» воспроизводят неформальные традиции, часто прибегают к психологическому и физическому насилию. «Старослужащие», как правило, очень болезненно реагируют на все, что может снизить их авторитет (например, прямой взгляд в глаза, громкая уверенная речь и походка могут быть ими восприняты как прямое покушение на них, вызывая агрессию). Для солдат второй четверти службы многое может на-

ходиться под запретом (увольнения, просмотр телевизионных передач и т.д.).

Дальнейшие месяцы и периоды службы становятся для военнослужащих временем непосредственного несения службы.

Третья четверть службы характеризуется тем, что происходит ослабление противостояния в системе отношений «старик» - «молодой», являясь, по сути, как бы промежуточным этапом. Это позволяет находиться в стороне от некоторых конфликтов. Следует отметить, что для данных военнослужащих так же имеются свои четкие правила, права и запреты (например, запрет на притеснения солдат второй четверти службы).

На четвертой четверти службы военнослужащие получают возможность требовать соответствующего (по их мнению) уважения к себе. Данная группа характеризуется осознанностью и общностью интересов и источников их реализации, а так же организованностью и единством. Объектом их воздействия является молодое пополнение. Переломить эту традицию очень сложно, так как, по мнению «старослужащих», «молодые» должны вытерпеть то, что пришлось вытерпеть им самим, добиваясь таким образом справедливости и определенного рода компенсации за свои «мучения» [3, с. 32].

Заключительные месяцы службы - от получения приказа об увольнении в запас и до завершения военной службы. Этот период является как бы подготовкой к гражданской жизни (в рамках неформальной ритуализа-ции, например, обращение по воинскому званию к так называемым «дембелям» заменяется на «гражданин»). «Дембеля» являются самыми авторитетными людьми в казарме, они почти полностью выходят за рамки отношений начальник - подчиненный, статус их основывается на «уважении к старости» [4, с. 58].

У каждого периода военной службы есть собственные неофициальные знако-

вые обозначения. Непосвященный человек может даже и не увидеть этих отличий, а зачастую он даже и не подозревает об их существовании. Тем не менее, их могут насчитываться десятки. Семиотика обозначает срок службы и, как следствие, статус конкретного военнослужащего. Но существуют и исключения. Например, те военнослужащие, которые по каким-либо причинам не смогли адаптироваться к сложившейся системе. Такие «старики» и «дембеля» являются изгоями, нарушителями традиции. На них не распространяются характерные их статусу привилегии, так же им могут запретить иметь внешние отличия, которые соответствуют периоду их службы. Следовательно, несоблюдение или нарушение принятой большинством неформальной ритуализации автоматически ведет к остракизму. Таким образом, индивид выходит за границы общепринятых социокультурных норм, его жизнь становиться трудной или невыносимой, что является одной из причин суицида в армии. Даже если военнослужащего видят впервые, его поведение и внешний вид несет в себе необходимую информацию. Перевод в другое подразделение может стать вариантом решения данной проблемы и замены семиотики на адекватную. Но, оказавшись в новом подразделении, военнослужащему еще предстоит доказать свой статус, завоевать авторитет.

Часто командиры уважают, а иногда и поддерживают неформальную традицию, предпочитая не вмешиваться в личные взаимоотношения военнослужащих. Разобщенные группы солдат, имеющие различные интересы, живущие собственной жизнью, представляются более управляемыми и меньше обращающими внимание на бытовые проблемы подразделения. Молодые офицеры, которые пытаются заменить описанные неформальные отношения на уставные, могут встретить непонимание не только со стороны солдат, но и

со стороны своих коллег. Так как эти действия нарушают сложившийся баланс сил и могут ущемлять чьи-либо интересы [2, с. 34-35].

В зависимости от особенностей военно-профессиональной деятельности, уровня и характера выполняемых задач, О.Н. Леухин выделил три этапа адаптации солдат к военно-профессиональной деятельности.

Цель первого этапа - сформировать у военнослужащих первичное представление о военно-профессиональной деятельности. Показатели успешности этапа: удовлетворенность результатами собственной военно-профессиональной деятельности, желание изучать ее особенности, а так же

проявление элементов творческого подхода в решении военно-профессиональных задач.

Цель второго этапа - создать у военнослужащих образ современного воинского подразделения. Показатели успешности этапа: формирование устойчивого и положительного отношения к военной профессии и инновациям, рефлексии, открытости для социальной среды.

Цель третьего этапа - совершенствование у военнослужащих технологий овладения военно-профессиональной деятельностью. Показатели успешности этапа: готовность к профессиональной деятельности, проявление высокой ответственности за результаты деятельности в целом [4, с. 11-12].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьев А.В. Отношение к социальной активности во взаимосвязи с субъектными характеристиками личности, направленностью реализуемой активности и социально-психологической адаптацией: дис. кан. пед. наук. Саратов, 2014. 178 с.

2. Дулепова Ю.В. Формирование общекультурных компетенций будущих военных специалистов в вузе средствами модульного обучения: дис. кан. пед. наук. Орел, 2014. 169 с.

3. Самусь В.Н., Саевич Т.Н., Селивончик Н.М. Основы военной психологии и педагогики. -Минск: БНТУ, 2012. 83 с.

4. Спирин А.В. Система ценностей личности как фактор сплочённости воинского коллектива (на примере рот курсантов военного института): дис. кан. пед. наук. Новосибирск. 2015. 207 с.

REFERENCES

1. Grigor'ev A.V. Otnoshenie k social'noj aktivnosti vo vzaimosvyazi s sub"ektnymi harakteristikami lichnosti, napravlennost'yu realizuemoj aktivnosti i social'no-psihologicheskoj adaptaciej [Attitude to social activity in relation to the subjective characteristics of the individual, the direction of the implemented activity and socio-psychological adaptation]. Ph. D. thesis. Saratov, 2014, 178 p.

2. Dulepova Yu.V. Formirovanie obshchekul'turnyh kompetencij budushchih voennyh specialistov v vuze sredstvami modul'nogo obucheniya [Formation of general cultural competences of future military specialists at the University by means of modular training]. Ph. D. thesis. Orel, 2014, 169 p.

3. Samus' V.N., Saevich T.N., Selivonchik N.M. Osnovy voennoj psihologii i pedagogiki [Basics of military psychology and pedagogy]. Minsk: BNTU, 2012, 83 p.

4. Spirin A.V. Sistema cennostej lichnosti kak faktor splochyonnosti voinskogo kollektiva (na primere rot kursantov voennogo instituta) [The system of personal values as a factor of unity of the military team (on the example of the cadets of the military Institute)]. Ph. D. thesis. Novosibirsk, 2015, 207 p.

Материал поступил в редакцию 29.05.2019 © Правенький М.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.