Научная статья на тему 'Взаимосвязь различных видов адаптации военнослужащих к жизнедеятельности воинского коллектива'

Взаимосвязь различных видов адаптации военнослужащих к жизнедеятельности воинского коллектива Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PHYSIOLOGICAL ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / EDUCATIONAL ADAPTATION / PROFESSIONAL AND SERVICE ADAPTATION / PERSONAL ADAPTATION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Правенький Михаил Александрович

В данной статье будут рассмотрены основные виды адаптации военнослужащих к жизнедеятельности воинского коллектива. Выделены их характерные особенности, а так же раскрыто их влияние на успешность протекания адаптационного процесса в условиях военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of various types of adaptation of the military personnel to activity of military collective

This article will consider the main types of adaptation of military personnel to the life of the military team. Their characteristic features are allocated, and also their influence on success of course of adaptation process in the conditions of military service is opened.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь различных видов адаптации военнослужащих к жизнедеятельности воинского коллектива»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Правенький Михаил Александрович, аспирант Таганрогский институт управления и экономики, Таганрог, РФ

В данной статье будут рассмотрены основные виды адаптации военнослужащих к жизнедеятельности воинского коллектива. Выделены их характерные особенности, а так же раскрыто их влияние на успешность протекания адаптационного процесса в условиях военной службы. Ключевые слова: психологическая адаптация; физиологическая адаптация; социально-бытовая адаптация; учебная адаптация; профессионально-служебная адаптация; социальная адаптация; личностный адаптационный потенциал.

INTERRELATION OF VARIOUS TYPES OF ADAPTATION OF THE MILITARY PERSONNEL TO ACTIVITY OF MILITARY COLLECTIVE

Praven'kii Mikhail Aleksandrovich, undergraduate; Taganrog Institute of management and Economics, Taganrog, Russia

This article will consider the main types of adaptation of military personnel to the life of the military team. Their characteristic features are allocated, and also their influence on success of course of adaptation process in the conditions of military service is opened.

Keywords: psychological adaptation; physiological adaptation; social adaptation; educational adaptation; professional and service adaptation; social adaptation; personal adaptation potential.

Для цитирования: Правенький М.А. Взаимосвязь различных видов адаптации военнослужащих к жизнедеятельности воинского коллектива // Наука без границ. 2019. № 7(35). С. 88-92.

Психологическая адаптация индивида к ходе выполнения им боевой задачи в усло-

военной среде играет важную роль. Низ- виях ограниченного времени, опасности

кий уровень психологической адаптации или угрозы, а также при необходимости

индивида может привести к тому, что в принимать ответственное решение в этих

условиях, могут произойти изменения в протекании психологических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформации мотивов, нарушения двигательного и речевого поведения. «Стрессы могут оказывать как мобилизующее, положительное влияние, так и отрицательное, вплоть до дезорганизации деятельности» [1, с. 57].

На процесс психологической адаптации оказывают влияние и другие виды адаптации военнослужащих к жизнедеятельности воинского коллектива:

1. физиологическая;

2. социально-бытовая;

3. учебная;

4. профессионально-служебная;

5. социальная.

Исследования доказывают, что в первую очередь происходит физиологическая адаптация военнослужащих (большие физические нагрузки, перепады температур, непривычная пища, строгий распорядок дня и т.п.) [2, с. 72].

Следует подробнее остановиться на особенностях социальной адаптации как своеобразного вида психологической адаптации военнослужащего. Это процесс и результат его приспособления к условиям профессиональной военной среды. В этом случае социальная адаптация выступает как особый вид деятельности человека и его профессионального социального поведения, включая в себя:

1. принятие военнослужащим условий новой служебной среды, ее норм и ценностей;

2. непосредственное включение военнослужащего в профессиональные взаимоотношения, которые сложились в военном коллективе (формальные и неформальные, индивидуальные и групповые);

3. овладение и использование принятых в коллективе приемов и способов поведения и действий;

4. изучение и освоение своих долж-

ностных обязанностей [3, с. 70].

Человек, приспосабливаясь к условиям военной среды, утверждается в ней, получает определенную роль и статус. Установление равновесия между служебной деятельностью и личностью военнослужащего (его целями, ценностными ориентирами и возможностями их достижения в воинской среде) в условиях военной службы является важным результатом социальной адаптации. Таким образом, достигается сбалансированность и целостность в этой социальной системе, человек успешно включается во все отношения и связи военной службы.

Социально-бытовая адаптация основывается на следующем:

1. строгое соблюдение распорядка дня;

2. ограничение степени личной свободы.

Когда призывник попадает в армию, его

социальный статус, жизненные стереотипы, межличностные контакты и системы взаимоотношений с окружением претерпевают значительные изменения. Эти изменения требуют от индивида пересмотра установок, отношений и представлений о профессиональных ролях таким образом, чтобы они снова стали актуальны в новых условиях жизнедеятельности [4, с. 111].

После того, как вчерашний студент или школьник попадает в армию, ему начинают предъявлять новые, повышенные требования. Его прежний образ жизни значительно отличается от условий обучения в армии. Это обусловливает необходимость процесса учебной адаптации. Призывник должен адаптироваться к новым условиям жизни в воинском коллективе:

• жесткая дисциплина;

• строгий распорядок дня;

• общение в гомогенной среде;

• беспрекословное подчинение командирам;

• дефицит свободного времени.

И все это за относительно короткий срок.

Военнослужащие размещаются в ка-

зармах, где их расселяют по «кубрикам». Каждому военнослужащему положена кровать, прикроватная тумбочка (из расчета одна тумбочка на два человека) и стул. Остальные предметы быта (шкафы, столы) находятся в общем пользовании. Всем без исключения выдается обмундирование, постельное белье, а также предметы личной гигиены установленного образца. Устанавливается единый порядок ношения военной формы одежды, заправки кроватей, хранения вещей в тумбочках. В течение дня запрещено сидеть на кровати, только на стуле. После подачи команды «Отбой», форма аккуратно складывается на стуле в установленном порядке. Запрещается подниматься с кровати в течение 30 минут после подачи команды «Отбой» и за 30 минут до команды «Подъем». После команды «Подъем» военнослужащие должны одеться и занять свое место в строю в течение 45 секунд. В казарме запрещается хранить одежду и вещи, не предусмотренные требованиями военной службы. Для отдыха военнослужащих предусмотрены специальные комнаты информирования и досуга. Уход за обмундированием происходит в комнатах бытового обслуживания. Чистка обуви и курение производится в специально отведенных местах. В случае нарушения военнослужащим данных требований, он подвергается дисциплинарному взысканию. Обязанности по соблюдению чистоты и порядка в расположении подразделения ложатся на самих военнослужащих. Для этого каждый день выделяется суточный наряд [2, с. 123].

Таким образом, социально-бытовая адаптация включает в себя:

• приспособление к новым условиям быта, в том числе и профессиональным;

• выработку навыков самообслуживания;

• привычку соблюдения нового распорядка дня и требований воинской дис-

циплины;

• разностороннюю включенность в жизнь воинского коллектива.

В процессе учебной адаптации в условиях военной службы у призывника должны быть сформированы следующие качества, которые не всегда свойственны учащимся общеобразовательных гражданских учреждений: личная дисциплинированность, ответственность, исполнительность, готовность своевременно и точно выполнить любой приказ командира. Не во всех случаях вчерашним школьникам (студентам), проходя службу в армии, удается быстро и безболезненно адаптироваться к новым требованиям и условиям. У них происходит изменение в поведении, переориентация познавательных ценностей, взглядов. Успешное освоение военнослужащими профессиональных знаний в основном зависит от эффективности процесса учебной адаптации [4, с. 152].

Также в армейских подразделениях происходит процесс адаптации военнослужащих к учебному процессу - учебно-профессиональная адаптация. Учебная деятельность - это целенаправленная и внутренне мотивированная система действий личности в учебном процессе по освоению воинской профессии. Следовательно, учебная-профессиональная адаптация - активный, целенаправленный и творческий процесс приспособления к новым условия обучения, в ходе которого у военнослужащего перестраивается мотивационная, познавательная и эмоционально-волевая сфера. Также у них происходит формирование системы работы по профессиональному самовоспитанию и самообразованию, умение рациональной организации умственного труда. Эффективность процесса учебной адаптации зависит от совокупности внутренних и внешних условий, в которых он протекает, их взаимовлияния и взаи-

мосвязи.

Адаптация к учебе определяется:

1. качеством усвоения учебного материала;

2. количеством времени, затрачиваемым на подготовку к занятиям.

В процесс учебной адаптации происходит тренировка внимания и памяти, мышление становиться более организованным, развивается трудолюбие и усидчивость. Следовательно, в данном процессе задействован не только интеллект, а вся личность индивида.

Если интеллектуальные возможности индивида не соответствуют поступающей информации, это вызывает перенапряжение, которое в свою очередь осложняет адаптацию, замедляет общее психическое развитие, негативно влияет на состояние соматического и психического здоровья. Поэтому от военнослужащего в процессе учебной адаптации требуется соотнесение собственных особенностей с требованиями, характером и нормами той учебной деятельности, которая осуществляется в данном подразделении.

Так как в военном образовательном процессе есть дополнительные образовательные программы, цель которых заключается в военной подготовке, необходимо выделить «профессионально-служебную адаптацию». По мнению Г.Г. Бажутина, А.А. Русаликова, С.Э. Артемова, М.П. Будякина, профессиональная адаптация - «процесс приобщения к трудовой деятельности, в значительной мере обусловленный уровнем профессиональной ориентации, правильностью выбора профессии, а также характером профессиональной подготовки» [2, с. 45].

Военнослужащему необходимо адаптироваться к новым для него психофизиологическим нормативам и нагрузкам, например: прохождение полосы разведчика, стрельба по мишени на различных дальностях, служебные единоборства.

По мнению М.Г. Кджаняна, данный вид адаптации представляет собой процесс овладения новыми, изменяющимися профессиональными требованиями в совокупности со знаниями, умениями и навыками личности, которые формируют у данной личности гибкую социально-профессиональную позицию в системе неформальных и формальных отношений в воинском коллективе. Помимо овладения профессией Н.А. Свиридов считает, что к содержанию профессиональной адаптации следует добавить «приспособление к организации труда и конкретным условиям, а также установление внутриколлек-тивных связей» [1, с. 67].

Профессионально-служебная адаптация представляет собой сложный, разносторонний процесс, включающий в себя следующие аспекты:

1. психологический (индивид приспосабливается к новой, специфической деятельности на уровне психических свойств и процессов);

2. социальный (индивид осваивает статус военнослужащего);

3. физиологический (организм индивида приспосабливается к новым физическим нагрузкам).

Профессионально-служебная адаптация заключается в следующем: приспособление к новым физическим, психическим и психологическим нагрузкам; освоение роли военнослужащего и его служебных обязанностей [5, с. 81].

Из всего сказанного можно сделать вывод, что процесс адаптации индивида к военной службе (измененным условиям жизнедеятельности), представляет собой многогранное и сложное явление, которое должно способствовать формированию комплекса физиологических, социальных, психических и поведенческих реакций, обеспечивающих эффективное взаимодействие с военными условиями существования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьев А.В. Отношение к социальной активности во взаимосвязи с субъектными характеристиками личности, направленностью реализуемой активности и социально-психологической адаптацией: дис. кан. пед. наук. Саратов, 2014. 178 с.

2. Дулепова Ю.В. Формирование общекультурных компетенций будущих военных специалистов в вузе средствами модульного обучения: дис. кан. пед. наук. Орел, 2014. 169 с.

3. Самусь В.Н., Саевич Т.Н., Селивончик Н.М. Основы военной психологии и педагогики. -Минск: БНТУ, 2012. 83 с.

4. Спирин А.В. Система ценностей личности как фактор сплочённости воинского коллектива (на примере рот курсантов военного института): дис. кан. пед. наук. Новосибирск. 2015. 207 с.

REFERENCES

1. Grigor'ev A.V. Otnoshenie k social'noj aktivnosti vo vzaimosvyazi s sub"ektnymi harakteristikami lichnosti, napravlennost'yu realizuemoj aktivnosti i social'no-psihologicheskoj adaptaciej [Attitude to social activity in relation to the subjective characteristics of the individual, the direction of the implemented activity and socio-psychological adaptation]. Ph. D. thesis. Saratov, 2014, 178 p.

2. Dulepova Yu.V. Formirovanie obshchekul'turnyh kompetencij budushchih voennyh specialistov v vuze sredstvami modul'nogo obucheniya [Formation of general cultural competences of future military specialists at the University by means of modular training]. Ph. D. thesis. Orel, 2014, 169 p.

3. Samus' V.N., Saevich T.N., Selivonchik N.M. Osnovy voennoj psihologii i pedagogiki [Basics of military psychology and pedagogy]. Minsk: BNTU, 2012, 83 p.

4. Spirin A.V. Sistema cennostej lichnosti kak faktor splochyonnosti voinskogo kollektiva (na primere rot kursantov voennogo instituta) [The system of personal values as a factor of unity of the military team (on the example of the cadets of the military Institute)]. Ph. D. thesis. Novosibirsk, 2015, 207 p.

Материал поступил в редакцию 12.07.2019 © Правенький М.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.