УДК 355с5 ББК 68.4(2)39
А.В. Васильев
военно-средовая адаптация курсантов учебных центров как педагогический феномен
В статье обосновывается актуальность проблемы военно-средовой адаптации курсантов учебных центров и дается краткая характеристика степени ее разработанности, рассматриваются базовые понятия (адаптация, среда, военно-средовая адаптациякурсантов учебных центров), раскрываются сущностные характеристики военно-средовой адаптации курсантов учебных центров, ее функциональное значение, обозначаются масштабы применимости в теории современного образования.
Ключевые слова: адаптация, военно-средовая адаптация, учебный центр.
A.V. Vasiliev
military environment adaptation of taining center students as a pedagogical phenomenon
Topicality of the problem of military environment adaptation of training center students is discussed and the degree of its scientific development is briefly characterized. Basic concepts of adaptation, environment and military environment adaptation of training center students are discussed and the essence of military environment adaptation of training center, its functional meaning students are revealed and the scope of its applicability to the contemporary education theory are outlined.
Key words: adaptation, military environment adaptation, training center
Модернизация Российской армии, начавшаяся в 2008 году, предусматривает серьезные изменения в организации и функционировании Вооруженных сил России: оснащение современным военным оборудованием, улучшение подготовки офицерских кадров, структурные преобразования и совершенствование управленческого аппарата, сокращение численности и изменение приемов комплектования состава военнослужащих, социальная поддержка и повышение денежного довольствия военнослужащих и др. [1; 2; 3]. Генеральной задачей проводимых реформ является оптимизация всех имеющихся ресурсов, что требует новых подходов к их качественному использованию, в том числе и в направлении подготовки военнослужащих, ежегодно пополняемых контингент Российской армии. Тенденция на ее профессионализацию привела к тому, что сегодня наша армия комплектуется военнослужащими, проходящими военную службу не только по призыву, но и в до-
бровольном порядке, т.е. по контракту. При этом каждый из них должен быть подготовленным к несению службы и в содержательно-практическом и психологическом планах, для чего в стране создана целая сеть учебных военных центров ВС РФ (Москва, Владивосток, Воронеж, Иваново, Кострома, Ростов, Омск, Челябинск и др.).
Обучение в таких центрах имеет существенную специфику (временной лимит, содержательно-информационная насыщенность, неоднородность контингента и др.), которая требует особого внимания не только к проблеме подготовки курсантов к определенному виду работы (с военной техникой, оборудованием, в новом статусе и др.), но и, что самое главное, к их оперативной адаптации к оен-ной среде, формированию психологической готовности и ценностного отношения к предстоящей службе. Невнимание к целенаправленному процессу адаптации курсантов учебного центра (призывников или контрактников) на первых
этапах их военной службы может привести к непоправимым последствиям и представлять опасность как для армейской среды, так и для общества в целом. При этом сам процесс адаптации, его содержание и интенсивность, обусловливается особенностями самих военнослужащих: если контрактник добровольно и сознательно сделал свой выбор в пользу военной службы и принимает активное участие в процессе адаптации, то солдат срочной службы, как правило, нуждается в дополнительном сопровождении в период пребывания в учебном центре, требует большего внимания к процессу его адаптации.
В настоящее время, когда стремительно меняется геополитическая ситуация, обновляется вооружение, изменяются в соответствии с новыми мировыми вызовами приоритеты в стратегическом развитии Российской армии и осуществляемых военных действиях, определение педагогически корректных способов военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных сил Российской Федерации оказывается одной из первоочередных задач, требующих научного осмысления и решения.
Отметим, что отдельные элементы адаптации к военной службе реализуются в нашей стране многими социальными институтами: школы, организации профессионального и дополнительного образования, общественные организации, музеи, средства массовой информации и т.д. Однако полноценную адаптацию курсантов способен обеспечить именно учебный военный центр, поскольку только здесь они под наблюдением преподавателей погружаются в среду военной службы и могут в полной мере ощутить ту ответственность, которая возложена на них обществом и государством, целенаправленно формировать у себя патриотические ценности и готовность к несению службы. Такие центры призваны оказывать «первую, самую важную помощь молодому солдату в освоении профессии, а также поддержании высокого морально-психологического состояния и осознанной мотивации к военной службе» [6, с. 3].
Сама по себе проблема адаптации личности в педагогике не нова, на протяжении многих лет она остается актуальной и вызывает высокий научно-педагогический интерес у ученых. Так, к настоящему времени выполнены исследования по адаптации дошкольников (Н.А. Волобуева, С.В. Королева и др.), учащихся младших классов (К.П. Зайцева, О.Г. Федосимова и др.), подростков (В.С. Бирагов, Н.М. Рубцов и др.), асоциальных детей (Б.А. Абдымомунова, В.А. Новиков и др.), детей с ОВЗ (М.И. За-йдфодим, Р.Ф. Салахов и др.), кадетов (Н.А. Долгая, Н.Ю. Милованова и др.), студентов колледжей (М.Г. Магомедова, Н.М. Смыслова и др.), первокурсников вузов (А.Ю. Лахтин, И.А. Карпович и др.), студентов вузов (Е.А. Гингель, Н.Ш. Миф-тахова, и др.), иностранных обучающихся (И.А. Гребенникова, Т.Н. Язвинская и др.), педагогов (Е.В. Бурмистрова, Ш.Р. Хали-лов и др.), специалистов (Е.В. Нехороше-ва, А.С. Чернов и др.), граждан группы риска (А.В. Абрамова, Р.В. Рущак и др.), спортсменов (В.М. Башкин, Л.Ю. Не-жкина и др.), мигрантов (А.С. Ильина, Н.А. Ревунова и др.) и др.
Однако особенно значимыми для нас являются работы, посвященные разнообразным видам адаптации курсантов военных вузов (М.С. Воронов, В.М. Синель-ник, А.Е. Скобелев, А.Б. Струков, В.Н. Фетисов, Е.А. Хохловаи др.) и военнослужащих (В.А. Корытков, О.А. Ровенскихи др.). Анализ современных исследований показал, что преимущественно изучаются актуальные вопросы адаптации курсантов в военных вузах, военнослужащих в воинских частях, а проблема адаптации курсантов учебных центров ВС РФ, контингент которых составляют и призывники и контрактники, в настоящее время остается слаборазработанной, а между тем именно учебные центры, являясь первой военной средой, куда попадают новобранцы, должны подготовить их к службе в армии и практически, и морально.
Наличие выполненных исследований, научный интерес и накопленный опыт тем не менее не позволяют считать выявленную проблему разрешенной. К настоящему времени:
CÛ
о
H
X
ф
.0 X
ю ф
т
CÛ
о
IX
го о
ül го о
I- X с ф
ГО >S
к 5
S о ч s
Ф È
ао
о
m
ф
.о
с; s о го m
od <
• недостаточно используется воспитательный потенциал учебного военного центра;
• отсутствует общее понимание военно-средовой адаптации, ее значения, места и способов осуществления;
• недостаточно разработаны теоретико-педагогические основы военно-средовой адаптации курсантов учебных центров;
• не разработан технологический аппарат военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных сил РФ, учитывающий специфику взаимодействия с военнослужащими, набранными по призыву и на контрактной основе.
О необходимости военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных сил РФ свидетельствуют и опросы, проведенные нами в таких центрах г. Челябинска и г. Омска. Так, в ходе опросов (35 преподавателей учебных центров) было установлено следующее: необходимость военно-средовой адаптации осознается 91 % преподавателей, понимание ее содержания показали лишь около 6 %, подтвердили возможность ее осуществления в учебном центре около 89 % респондентов, признали недостаточной собственную компетенцию по обеспечению военно-средовой адаптации курсантов в учебном центре более 82 % опрошенных, а желание осуществлять данный вид адаптации при наличии у преподавателей эффективного методического аппарата высказали все опрошенные. Таким образом, мы пришли к заключению, что военно-средовая адаптациякур-сантов в учебных центрах Вооруженных Сил Российской Федерациив настоящее время относится к разряду актуальных проблем, требующих изучения и решения.
Для обоснования нашего понимания феномена «военно-средовая адаптация курсанта учебного центра», прежде всего, рассмотрим базовые понятия: адаптация, среда, средовая адаптация. Являясь общенаучным понятием (изучаемым философией, биологией, психологией, социологией, медициной и др.), адаптация традиционно трактуется как приспособление личности к измененным внешним условиям [4, с. 8], а среда представляет собой «со-
вокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним» [Там же, с. 746].
Отметим, что говоря о средовой (социально-средовой, социально-бытовой) адаптации, ученые чаще всего ориентируются на вспомогательный контекст обеспечения условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Р.Ш. Карданов и др.). Однако, по нашему мнению, потенциал данного феномена гораздо существеннее, что позволяет его применять для решения проблем, связанных с любыми изменениями среды жизни и деятельности личности. В полной мере это можно отнести к вхождению молодого человека в военную среду и приспособление к ее особенностям и требованиям.
Поэтому под средовой адаптацией мы будем понимать процесс и результат деятельности по приспособлению личности к особенностям среды через усвоение ее норм, ценностей, требований, необходимых для выполнения определенных функций в ее условиях.
Как показало выполненное нами исследование, средовая адаптация предусматривает: знакомство с содержанием и особенностями новой среды, привыкание к требованиям и условиям жизни и деятельности в этой среде, установление межличностных отношений с ее субъектами и принятие новых социальных ролей, предусмотренных данной средой. Поэтому средовая адаптация, как правило, носит комплексный характер и может быть декомпозирована на более мелкие направления: адаптация к пространственно-материальному окружению, к людям, к видам деятельности и т.д. В результате средовой адаптации должно быть достигнуто оптимально-гармоничное соотношение между нормами, ценностями и требованиями, предъявляемыми средой и их сознательным удовлетворением функционирующей и самореализующейся в ней личности.
Применительно к сфере военной подготовки средовая адаптация предусматривает усвоение и присвоение курсантами норм, ценностей и требований военной службы, привыкание к жесткому режи-
му труда и отдыха, субординации, работе с военной техникой и оружием, внешнему виду и др.
Учитывая вышеизложенное, мы будем трактовать военно-средовую адаптацию курсанта учебного центра как целенаправленный процесс и результат деятельности по его приспособлению к особенностям военной службы через усвоение ее норм, ценностей, требований, в процессе подготовки в учебном центре Вооруженных сил Российской Федерации. К ее основным специфическим характеристикам мы относим следующее: комплексный и непрерывный характер, многофакторность, детерминированность личностным опытом и индивидуальными особенностями.
Как любой другой вид адаптации, военно-средовая адаптация реализуется мировоззренческом, операциональном и поведенческом направлениях, включает вводно-ознакомительную, действенно-операциональную и функционально-ассимиляционную стадию [5]: на первой (вводно-ознакомительной) стадии курсанты получают необходимую для понимания задач военной деятельности информацию, знакомятся с общими характеристиками их жизни и деятельности в среде военной службы, осознают задачи, к решению которых будет вестись их подготовка в учебном центре; на второй (действенно-операциональной) стадии курсанты апробируют предусмотренные программой подготовки виды деятельности, восполняют дефицит умений и навыков, что способствует пониманию служебного функционала и возможностей его
реализации; на третьей (функционально-ассимиляционной) стадии курсант идентифицирует себя с сообществом военнослужащих, четко понимает поставленные перед ним задачи и владеет способами их разрешения, сознательно соблюдает военную дисциплину и полностью готов к выполнению воинского долга. При этом временные рамки военно-средовой адаптации во многом определяются индивидуальными особенностями военнослужащих и их стремлением к военной службе. Отсюда очевидна потребность разработки эффективных способов военно-средовой адаптации, реализуемой в учебном центре.
В ходе исследования мы пришли к заключению, что оцениваться адаптиро-ванность курсантов учебных центров как значимый результат их военно-средовой адаптации должна с учетом комплекса критериев: компетентностного (сформированные знания и умения деятельности в среде военной службы); межличностного (личностные качества, позволяющие осуществлять корректное взаимодействие в среде военной службы и выполнение служебных обязанностей, - коммуникабельность, ответственность, патриотизм и др.); эмоционально-ценностного (совокупность мотивов, ценностей, проявляющихся в поведении военнослужащего).
Таким образом, военно-средовая адаптация курсантов учебных центров Вооруженных сил Российской Федерации является самостоятельным педагогическим феноменом, требующим изучения и определения способов эффективной реализации.
Библиографический список
1. Арбатов, А.Г. Военная реформа России: состояние и перспективы [Текст] / А.Г. Арбатов, В.З. Дворкин. - М.: Моск. центр Карнеги, 2013. - 79 с.
2. Барабанов, М.С. Военная реформа: на пути к новому облику Российской армии: аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» [Текст] / М.С. Барабанов, К.В. Маки-енко, Р.Н. Пухов. - М., 2012. - 36 с.
3. Военная реформа 2008-2020: цифры и факты [Текст] / сост. А. Колбин // Индекс безопасности. - № 1(96), Т. 17. - 2011. - С. 33-56.
4. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.
5. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия [Текст]: монография / В.В. Садырин,
ш
о ^
IX
ф
.а X
ю ф
т >
ей о
IX
го о
го о
I- X ¡= ф
ГО >2
к 5
5 "
Й ф ¡±
■ го О ч
X ф X п
ф V
5 ГС
ш ^
Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук [и др.]. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2013. - 294 с.
6. Сборник нормативных документов и материалов для военной адаптации курсантов учебных центров Вооруженных сил Российской Федерации [Текст]: справочное пособие / А.В. Васильев, В.А. Хвостов, В.А. Тишкин. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 55 с.
References
1. Arbatov A.G., Dvorkin V.Z. Military reform in Russia: status and prospects. M.: Mosk. Tsentr Karnegi. 2013. [in Russian].
2. Barabanov M.S., Makienko K.V., Pukhov R.N. Military reform: on the way to the new image of the Russian Army. Analytical report of International discussion club Valdai. M., 2012. [in Russian].
3. Military reform of 2008-2020: figures and facts. Index bezopasnosti. № 1(96), Vol 17. 2011. P. 33-56. [in Russian]
4. Newest psychological and pedagogical dictionary. Minsk: Sovremennaia shkola. 2010. [in Russian].
5. Sadyrin V.V., Yakovleva N.O., Trubaichuk L.V. et al. Professional socialization of the graduates of pedagogical higher schools based on contemporary networking technologies. Chelyabinsk: Izd-vo ChGPU, 2013. [in Russian].
6. Vasiliev A.V., Khvostov V.A., Tishkin V.A. Collected standardized documents and materials for military adaptation of the students of training centers of the Ministry of Armed Forces of the Russian Federation. Chelyabinsk: Izd-vo ZAO "Tsitsero", 2013. [in Russian].
Сведения об авторе: Васильев Александр Валерьевич,
старший преподаватель цикла эксплуатации (и ремонта), Учебный центр по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
About the author:
Vasiliev Aleksandr Valerievich,
Senior lecturer, Exploitation (and Maintenance) cycle, Training center for junior specialists of mechanized service, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]
УДК 378:796(07) ББК 74.480.26:75р30
И.А. Галимов, Ю.К. Жесткова
анализ результатов исследования путей совершенствования системы подготовки будущих и действующих учителей физической культуры
В статье рассмотрены результаты исследования мнений учителей и студентов о путях совершенствования системы подготовки будущего учителя физической культуры - компетентного, готового к постоянному профессиональному росту. Выделена коммуникативная компетентность, выявлена ее компетентность на сегодняшний день.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, учитель физической культуры.