DOI: 10.15293/1813-4718.1806.09 УДК 159.9+355/359
Корытков Владимир Александрович
Кандидат педагогических наук, военнослужащий, войсковая часть 71592, vladalex-kor@ yandex.ru, Екатеринбург
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ
Аннотация. В статье исследуется композиционное построение концепции профессиональной адаптации военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Избранные в качестве теоретико-методологических оснований концепции системный, систем-но-мыследеятельностный и личностно-деятельностный подходы позволили дать полное представление об исследуемом феномене. В результате проведенного анализа автором выделены основные разделы композиционного построения концепции: общие положения; теоретико-методологические основания; ядро концепции, определяющее особенности построения концепции и характеризующее ее специфику; содержательно-смысловое наполнение; организационно-педагогические условия эффективного функционирования; критерии оценки результативности процесса профессиональной адаптации военнослужащих. В качестве основных критериев оценки результативности выделены мотивационный, операционально-процессуальный и результативный критерии. Реализация педагогической концепции профессиональной адаптации позволит, в целом, сформировать высокий уровень адаптированности военнослужащих.
Ключевые слова: военно-профессиональная адаптация, военнослужащие, адаптирован-ность, концепция профессиональной адаптации, критерии профессиональной адаптации.
Введение в проблему. Актуальной проблемой Вооруженных сил России является подготовка военнослужащих с глубокими военно-профессиональными знаниями, умениями и навыками эксплуатации оружия и военной техники, как в мирное, так и в военное время, обладающих высокими профессионально значимыми и личностными качествами. Это обусловлено следующими факторами:
- современной сложной геополитической обстановкой, требующей высокой готовности Вооруженных сил Российской Федерации к ведению боевых действий в локальных конфликтах и к отражению полномасштабной агрессии;
- новыми тенденциями в развитии средств и способов ведения вооруженной борьбы;
- сложностью современного высокотехнологичного оружия и военной техники;
- высокой морально-психологической нагрузкой на военнослужащих в боевой обстановке и др.
Важное место в подготовке военнослужащих занимает их профессиональная адаптация. Ее цель заключается в том, чтобы сформировать профессионально адаптированную к условиям военной службы мирного и военного времени личность военнослужащего, соответствующую современным требованиям и способную надежно защитить национальные интересы России.
Возможность профессиональной адаптации военнослужащих обеспечивается согласованностью потребностей военной практики и педагогической науки, что вызвало необходимость разработки концепции их профессиональной адаптации, ее композиционного построения.
Разрабатывая концепцию профессиональной адаптации военнослужащих,
автор рассматривает ее, во-первых, с позиций научной новизны и значимости содержащегося в концепции материала, во-вторых, с точки зрения практической значимости для использования в войсках, т. е. адаптированности содержания концепции к условиям жизни и деятельности современных Вооруженных сил России, возможности получения с ее помощью необходимых результатов.
В качестве методологической основы разрабатываемой концепции автором берется понимание категории «концепция» как с позиций философской мысли, так и с точки зрения педагогической науки.
Проблему разработки категории «концепция» рассматривали зарубежные и отечественные философы: П. Абеляр, Д. М. Армстронг, Х. Блюменберг, Х. Уайт, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, В. С. Библер, С. С. Неретина и др.
Непосредственно в оборот категорию «концепция» ввели средневековые философы Пьер Абеляр и Гильберт Порретанский. У них и других средневековых авторов концепция понималась как акт «схватывания» той или иной вещи в сознании субъекта. Данные акты «схватывания» находят свое выражение в речи. Согласно Абеляру, эта речь представляется концептом в душе воспринимающего ее [1, с. 171].
Х. Блюменберг связывает концепцию с символизацией личностного перцептивного опыта через метафору, Х. Уайт - через систему тропов [24].
Современные постмодернисты Ж. Де-лёз и Ф. Гваттари, представляя философию как творчество концептов, являющихся ядром концепции, рассматривают концепты как нечто, что внутренне присутствует в мысли, как условие возможности ее самой, как живую категорию, как составную часть трансцендентального опыта [4]. В концепции диалога В. С. Библера концептуальным ядром выступает произведение [3].
У Д. М. Армстронга элементами кон-
цепции выступают концепты как прочные смысловые сгущения, которые возникают в ходе речевой коммуникации и диалога, поэтому концепциями он называет любые формы предикации [22, с. 78].
С. С. Неретина определяет концепцию как руководящую идею, замысел и конструктивный принцип деятельности [13, с. 29].
В педагогической науке проблему понятия «концепция» исследовали В. И. Загвязинский, И. Н. Кузнецов, Н.В.Зеленская,Е.В.Яковлев,Н.О.Яковлева, В. А. Адольф, О. В. Евтихов и др.
В. И. Загвязинский один из первых в отечественной педагогической науке под концепцией понимал сущность, цель, движущие силы, структуру, закономерности и способы функционирования образовательного процесса [6]. И. Н. Кузнецов концепцией называет свод научных знаний об изучаемом объекте, которые оформлены специальным образом [11]. У Н. В. Зеленской концепция представлена как система современных идей, взглядов, целей и основных направлений учебного процесса [7].
Учитывая специфику педагогики как науки, Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева понимают педагогическую концепцию как целенаправленную, сложную, подвижную систему, включающую фундаментальные знания о педагогическом явлении, всесторонне и полно раскрывающие его содержание, сущность, особенности, а также методику, приемы и способы оперирования с этим явлением в процессе образовательной деятельности [20]. Этого определения понятия «концепция» придерживаются в своем исследовании В. А. Адольф и О. В. Евтихов [5, с. 144].
Что касается композиционного построения педагогической концепции, то здесь следует отметить, что названные и другие исследователи имеют схожие представления.
Н. В. Зеленская в структуру педагогической концепции включает актуальность концепции, цель, сущность системы высшего профессионального образования,
структуру и содержание системы, развитие учебно-материальной базы, управление и основные этапы реализации [7]. У Т. Л. Комозы - общие положения, цель, принципы, содержание и технология [9]. Композиционное построение П. И. Третьякова представлено аналитическим обоснованием, актуальностью, целями и задачами, сущностью концепции, структурой учебно-воспитательного процесса, прогнозом конечных результатов [18]. О. В. Евтихов и В. А. Адольф, наряду с общим положением, теоретико-методологической основой, ядром, содержательным наполнением, добавляют организационно-педагогические условия реализации, а также критерии оценки и результативности [5]. У Е. В. Яковлева и Н. О. Яковлевой композиционное построение педагогической концепции представлено общими основными положениями, понятийно-категориальным аппаратом, теоретико-методологическим основанием, ядром, содержательным и смысловым наполнением, педагогическими условиями результативного функционирования и развития исследуемого феномена и верификацией [20].
Постановка задачи. Проанализировав основные подходы названных авторов к исследованию проблемы педагогической концепции, перейдем к разработке композиционного построения педагогической концепции профессиональной адаптации военнослужащих.
Сначала дадим определение понятия «концепция профессиональной адаптации военнослужащих» - это комплекс основных положений, всесторонне и полно раскрывающих сущность, содержание, основные этапы профессиональной адаптации военнослужащих, технологию в современных условиях.
Опираясь на структуру педагогической концепции, разработанную О. В. Евтихо-вым и В. А. Адольфом, можно заключить, что композиционное построение разрабатываемой педагогической концепции
профессиональной адаптации военнослужащих должно включать следующие разделы:
- общие положения;
- теоретико-методологические основания;
- ядро;
- содержательно-смысловое наполнение;
- организационно-педагогические условия эффективного функционирования;
- критерии оценки результативности.
Схематично группировка и взаимосвязь
разделов педагогической концепции представлена на рис. 1.
Первый раздел структуры разрабатываемой педагогической концепции включает:
- цель концепции;
- нормативно-правовую основу;
- субъекты и объекты процесса профессиональной адаптации военнослужащих.
Исходя из функций и содержания педагогической концепции профессиональной адаптации военнослужащих, целью выступает теоретико-методологическое и технологическое обеспечение процесса профессиональной адаптации военнослужащих как особенного процесса, обеспечивающего качественную профессиональную подготовленность военнослужащих российской армии.
Нормативно-правовой базой концепции являются Законы Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [16], «О воинской обязанности и военной службе» [14], «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [15], а также следующие документы: «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.» [10], Федеральная программа «Реформирования системы военного образования в Российской Федерации» [19].
Субъектами процесса военно-профессиональной адаптации выступают учащиеся общеобразовательных школ, студенты начального и среднего профессионального образования, студенты вузов, военнослужащие. Объектами этого процесса явля-
ются профессорско-преподавательский состав учебно-военных центров и военных кафедр вузов, учителя средних общеобразовательных школ, преподаватели на-
чальных и средних образовательных учреждений, офицерский состав частей и подразделений Вооруженных сил Российской Федерации.
Общие положения
Теоретико-методологические основания
Ядро
Критерии оценки результативности
Содержательно-смысловое наполнение
(основные этапы реализации)
Организационно-педагогические условия эффективного функционирования
Рис. 1. Структура педагогической концепции
Теоретико-методологическим основанием исследуемой концепции автором выбраны системный, личностно-деятель-ностный и системно-деятельностный подходы. Каждый из этих подходов позволяет раскрыть ту или иную особенность исследуемого процесса профессиональной адаптации, а совокупное их использование позволяет дать полное и общее представление об этом феномене.
Содержание каждой научной теории в первую очередь определяется её основными положениями (фундаментальными законрми, постулатами, аксиомами и т. д.), которые представляют ядро или теоретический базис [21, с. 82]. Ядром педагогического процесса профессиональной адаптации военнослужащих будем называть систему основных пола-
жений, которые определяют специфику построения теории и характеризуют её особенности.
Взяв за основу это определение, в ядро концепции автор включает закономерности и принципы процесса профессиональной адаптации военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации.
Выявленный! комплекс закономерностей и принципов отражён на рис. 2.
Содержательно-смысловым наполнением концепции являются этапы реализации процесса профессиональной адаптации военнослужащих:
1) допризывный этап;
2) этап прохождения военной службы по призыву или контракту;
3) этап после прохождения военной службы.
Общие принципы:
- научности
- достоверности
- гибкости
- оптимальности
Рис. 2. Ядро концепции процесса профессиональной адаптации военнослужащих
Первичный момент начала адаптации к военно-профессиональной деятельности должен начинаться со средней общеобразовательной школы, образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования и продолжаться в процессе первоначального теоретического обучения и военно-профессиональмой подготовки в учебных подразделениях воинских частей и на факультетах военного обучения при вузах.
Непосредственно профессиональная адаптация как интенсивный процесс согласования профессиональных намерений военнослужащих, их индивидуальных качеств и требований той или иной военно-профессиональной деятельности должен наиболее полно проявиться в процессе учебно-боевой подготовки в войсках, практической деятельности военнослужащих.
Основными организационно-педагоги-
ческими условиями реализации концепции процесса профессиональной адаптации военнослужащих предложены:
- учет предшествующего опыта новобранца;
- степень психологической устойчивости молодого пополнения к адаптационным процессам;
- качественный профессионально-психологический отбор кандидатов на соответствующие воинские специальности;
- совершенствование учебно-материальной базы образовательной организкций и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- разработка концептуальных основ развития системы военно-профессиональной адаптации;
- разработка критериального аппарата современных средств и методов оценивания уровня профессиональной адаптации
военнослужащих;
- высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров;
- создание условий для эффективного профессионального развития педагогов как важного фактора достижения успеха в обучении [23].
Критерии оценки результативности профессиональной адаптации военнослужащих, которые определяют признаки, предназначенные для оценки различных параметров исследуемого процесса [12], включают:
- мотивационный критерий, отражающий мотивы, интересы, потребности, направленность профессиональной подготовки военнослужащих по профессиям и военно-учетным специальностям;
- операционально-процессуальный критерий, характеризующий динамику и качество подготовленности военнослужащих;
- результативный критерий, отражающий итоговые показатели подготовленности военнослужащих.
В целом результатом процесса адаптации можно считать адаптированность личности [8] военнослужащего.
Результаты исследования. Как нам представляется, реализация педагогической концепции профессиональной адаптации военнослужащих позволит:
- интегрировать всех субъектов профессиональной адаптации военнослужащих в
единую педагогическую систему, нацеленную на совершенствование процесса военно-профессиональной адаптации;
- обеспечить непрерывность процесса профессиональной адаптации военнослужащих;
- решить проблему ускоренной профессиональной адаптации всех категорий военнослужащих;
- в итоге сформировать высокий уровень адаптированности военнослужащих.
Перечисленные результаты реализации педагогической концепции позволят не только решить задачи военно-профессиональной адаптации, но и сформироваться «целостной, зрелой личности будущего специалиста-профессионала» [2, с. 65].
Таким образом, концепция профессиональной адаптации военнослужащих разработана на основе выявленных особенностей военно-профессиональной адаптации в российской армии и армиях зарубежных стран, а также анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность Вооружённых сил России.
В структуре концепции процесса профессиональной адаптации военнослужащих выделены следующие основные компоненты: общие положения, теоретико-методологические основания, ядро, содержательно-смысловое наполнение, организационно-педагогические условия эффективного функционирования, критерии оценки результативности.
Библиографический список
1. Абеляр П. Диалектика // Пъер Абеляр. Теологические трактаты / пер. с лат., вступ. ст., сост. С. С. Неретиной. - М.: Прогресс: Гнозис, 1995. - 413 с.
2. Адольф В. А., Дашкова А. К. Адаптация студентов вуза к будущей профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 1. - С. 61-65.
3. Библер В. С. Что есть философия?! // На гранях логики культуры. - М.: Просвещение, 1997. - С. 41-55.
4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое фило-
софия? / пер. с фр. и послесл. С. Н. Зенкина. -СПб., 1998. - 288 с.
5. Евтихов О. В., Адольф В. А. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов: монография. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2014. - 364 с.
6. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.
7. Зеленская Н. В. Педагогическая концеп-
ция управления качеством подготовки офицерских кадров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2008. - 47 с.
8. Ильченко А. М. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов: процесс, способность, результат // Молодой ученый. - 2017. - № 5. - С. 394-397.
9. Комоза Т. Л. Концепция общепрофессиональной подготовки бакалавра: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Чита, 2011. - 42 с.
10. Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р. - URL: https:// rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (дата обращения: 20.03.2018).
11. Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. - М.: Дашков и К, 2004. - 432 с.
12. Михайлов И. Л. Подготовка солдат запаса в гражданских вузах: компетентностная модель // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. - 2016. - № 3 (20). - С. 146-154.
13. Неретина С. С. Тропы и концепты. - М.: ИФ РАН, 1999. - 277 с.
14. О воинской обязанности и военной службе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 20.03.2018).
15. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 31.12. 2015 г. № 683. - URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 20.03.2018 г.).
16. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-Ф3. - URL: http://www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.03.2018 г.).
17. Прохоров А. В. Педагогическая концепция целостного саморазвития человека: монография. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. - 144 с.
18. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 1997. - 288 с.
19. Федеральная программа «Реформирования системы военного образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2010 г. № 352. - URL: http://base.garant.ru/184504/ (дата обращения: 20.03.2018).
20. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
21. Яковлева Н. О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: монография. - М.: АТ и СО, 2002. -194 с.
22. Armstrong D. MUniversals. An Opinionated introduction. Boulder. - San-Francisco; London, 1989.
23. Barber M., Mourshed M. How the world best-performing school systems come out on tor // McKenzie Review. - September, 2007. - 272 p.
24. White H. Metahistory. The Historical Imgination in Nireteenth-Century. - Baltimor &L., 1973.
Поступила в редакцию 09.10.2018
Korytkov Vladimir Alexandrovich
Cand. Sci. (Pedagog), Serviceman, Military unit 71592, [email protected], Ekaterinburg
PEDAGOGICAL CONCEPT OF SERVICEMEN PROFESSIONAL ADAPTATION: COMPOSITE BUILDING
Abstract. The composition of the concept of professional adaptation of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation is examined in the article. Selected as the theoretical and methodological foundations of the concept of system, system-mind-activity and personality-ac-
tivity approaches allowed to give a complete picture of the phenomenon being studied. As a result of the analysis, the author singled out the main sections of the compositional construction of the concept: general provisions; theoretical and methodological grounds; the core of the concept, which determines the features of the conception and characterizes its specificity; content-semantic content; organizational and pedagogical conditions for effective functioning; criteria for assessing the effectiveness of the process of professional adaptation of military personnel. The main criteria for assessing performance are the motivational, operational-procedural and effective criteria. The implementation of the pedagogical concept of professional adaptation will, on the whole, create a high level of adaptation of servicemen.
Keywords: military-professional adaptation, servicemen, adaptedness, the concept of professional adaptation, professional adaptation criteria.
References
1. Abelar, P., 1995. Dialectics. Pierre Abelard. Theological treatises. Moscow: Progress Publ., Gnosis Publ., 413 p. (In Russ.)
2. Adolf, V. A., Dashkova, A. K., 2017. Adaptation of university students to future professional activity. Siberian Pedagogical Journal, 1, pp. 61-65. (In Russ.)
3. Bibler, V. S., 1997. What is philosophy ?!. On the facets of the logic of culture. Moscow, pp. 41-55. (In Russ.)
4. Deleuze, J., Guattari, F., 1998. What is philosophy. St. Petersburg, 288 p. (In Russ.)
5. Evtikhov, O. V., Adolf, V. A., 2014. Teo-retik-methodological bases of formation of professional competence of cadets in high school of law enforcement bodies: the monography. Krasnoyarsk: KPSU named in honor of V. P. Astaf'ev Publ., 364 p. (In Russ.)
6. Zagvyazinsky, V. I., 1982. Methodology and methodology of didactic research. Moscow: Prosvescheniye Publ., 160 p. (In Russ.)
7. Zelenskaya, N. V., 2008. Pedagogical concept of quality management of officer training. Dr. Sci. (Ped.). St. Petersburg, 47 p. (In Russ.)
8. Ilchenko, A. M., 2017. Socio-psychological adaptation of foreign students: process, ability, result. Young Scientist, 5, pp. 394-397. (In Russ.)
9. Komoza, T. L., 2011. The concept of general professional training of a bachelor: Dr. Sci. (Ped.). Chita, 42 p. (In Russ.)
10. Russian Federation Government Order "Concept of the federal system of training citizens of the Russian Federation for military service for the period until 2020" dated February 3 2010, No. 134-p. Available at: https://rg.ru/2010/02/12/
prisyv-dok.html (accessed: 20.03.2018). (In Russ.)
11.Kuznetsov, I. N., 2004. Scientific research: Methods of conducting and processing. Moscow: Dashkov and K Publ., 432 p. (In Russ.)
12. Mikhaylov, I. L., 2016. Reserve soldiers training in civilian universities: competent model. South-Western State University proceedings. Series Linguistics and Pedagogy, 3 (20), pp. 146-154. (In Russ.)
13. Neretina, S. S., 1999. Paths and concepts. Moscow, 277 p. (In Russ.)
14. RF Federal Law "On Military Duty and Military Service" dated March 28 1998, No 53-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_18260/ (accessed: 20.03.2018). (In Russ.)
15. Presidential Decree "On the National Security Strategy of the Russian Federation" dated December 31 2015, No 683-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_191669/ (accessed: 20.03.2018). (In Russ.)
16. RF Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29 2012, No 273-FZ. Available at: http://www.consultant. ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 20.03.2018). (In Russ.)
17. Prokhorov, A. V., 2010. Pedagogical concept of the holistic self-development of man: monograph. Ryazan: Ryazan SU named in honor of S. A. Yesenin Publ., 144 p. (In Russ.)
18. Tretyakov, P. I., 1997. Management of the school by results: The practice of pedagogical management. Moscow: Novaya shkola Publ., 288 p. (In Russ.)
19. Federal program "Reforming the system of
military education in the Russian Federation" dated May 27 2010, No. 352 Russian Federation Government Decree. Available at: http://base.garant. ru/184504/ (accessed: 20.03.2018). (In Russ.)
20. Yakovlev, E. V., Yakovleva, N. O., 2006. Pedagogical concept: methodological aspects of the construction. Moscow: VLADOS Publ., 239 p. (In Russ.)
21. Yakovleva, N. O., 2002. The concept of pedagogical design: methodological aspects. Mos-
cow: Information and publishing. Center AT and CO, 194 p. (In Russ.)
22. Armstrong, D. M., 1989. Universals. An Opinionated introduction. Boulder. San-Francisco; London.
23. Barber, M., Mourshed, M., 2007. How the world best-performing school systems come out on tor. McKenzie Review. September, 272 p.
24. White, H., 1973. Metahistory. The Historical Imgination in Nireteenth-Century. Baltimor &L.
Submitted 09.10.2018