УДК 159
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
ПО ПРИЗЫВУ
Правенький Михаил Александрович, аспирант; Таганрогский институт управления и экономики, Таганрог, РФ
В данной статье будут рассмотрены особенности психологической адаптации военнослужащих в армейской среде. Определены условия для менее болезненной адаптации призывников к армейской среде. Выявлены факторы, затрудняющие и осложняющие процессы психологической адаптации военнослужащих. Приведены такие понятия как «группа риска» и нервно-психологическая неустойчивость.
Ключевые слова: психологическая адаптация; адаптированность; адаптация к военно-профессиональной деятельности; субъект воинского труда; «<группа риска»>; нервно-психологическая неустойчивость; профессионализация.
GENERAL FEATURES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF SOLDIERS
UNDERGOING MILITARY SERVICE
Praven'kii Mikhail Aleksandrovich, graduate student; Taganrog Institute of management and Economics, Taganrog, Russia
This article will consider the features of psychological adaptation of soldiers in the army environment Conditions for less painful adaptation of recruits to the army environment are defined. The factors complicating and complicating processes of psychological adaptation of the military personnel are revealed. Such concepts as "riskgroup" and neuro-psychological instability are given. Keywords: psychological adaptation; adaptability; adaptation to military-professional activity; subject of military labor; "riskgroup"; neuro-psychological instability; professionalization.
Для цитирования: Правенький М.А. Общие особенности психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву // Наука без границ. 2019. № 6(34). С. 101-104.
Для того чтобы уточнить особенности психологической адаптации военнослужащих, нам необходимо обратиться к исследованиям, которые связаны с изучением данного явления в сфере профессионального военно-педагогического образования.
Не так давно ряд авторов в своих работах «перечисляли проблемы адаптации военнослужащих после службы в армии, при вхождении в гражданскую жизнь» [1, с. 20]. Эта проблема стояла «в середине 90-х годов, когда за пять с небольшим лет
армия сократилась более чем на 500 тысяч человек, даже опыт НАТО предлагался и применялся по развитию данного вопроса» [1, с. 20].
Следует отметить еще одну из проблем, которая остро встала в конце 1990-х и начала 2000-х - это адаптация (реабилитация) военнослужащих, которые участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе. Данная проблема была рассмотрена в научной литературе следующих авторов: Е.Н. Сатолкина, П.А. Иванов, Ш.Е. Зе-лекова, Е.О. Лазейная и др. Одни авторы
наука без границ • № 6 (34) • 2019
социологические науки
предлагают «обратить внимание на порядок проведения адаптации, другие - на реабилитацию с привлечением медицинских учреждений» [2, с. 58].
Главной задачей нашего исследования является рассмотрение особенностей психологической адаптации в армейской среде. Следует отметить, что в настоящее время в научных трудах Л.Г. Лаптева, П.А. Корчемного, С.К. Тарасова, В.Т. Михайловского, С.В. Дмитрекова, А.А. Лоскуто-ва, И.И. Иванова, И.А. Дьячук, А.И. Анцу-ковой, О.А. Охотникова, А.Н. Размазнина, В.И. Ковалевой, А.А. Калюжного, В.А. Целиковского, В.А. Полякова, Л.П. Банникова, А.Н. Белоусова, И.Н. Динской, а так же в ряде учебных пособий ГУ по воспитательной работе МО РФ для командного состава по профилактике неуставных взаимоотношений, организации воспитания и обучения военнослужащих (А.А. Гур-вич, В. Плещеев) активно обсуждаются содержание и методы безболезненной интеграции призывников в армейскую среду.
Проанализировав научную литературу, нам удалось выявить особенности психологической адаптации военнослужащих, определить условия для менее болезненной адаптации призывников к армейской среде.
Чтобы понимать процессы психологической адаптации, необходимо обратить внимание на характерные черты армейской среды, в которой находиться индивид, а также особенности его социально-психологического статуса. После того, как индивид обязуется нести службу в рядах ВС, он вынужден отказаться от привычной для него жизни, отложить на определенное время реализацию своих жизненных планов или по возможности изменить ее тактику. Важную роль в регуляции поведения и отношений в армии играют такие явления, как символика и ритуал. Армия является одной из немногих сфер деятельности, где эти явления можно не только
наблюдать в современном обществе, но и зафиксировать их связь с социальным контекстом. Нельзя оставлять без внимания тот факт, что в армии одновременно существуют два вида традиций: официальные (уставные) и альтернативные (неуставные). В армейской среде очень быстро протекает процесс социально-психологических изменений, что обусловлено быстрой сменой «поколений» военнослужащих (срок службы составляет один год, а разница между призывами всего полгода).
Армия - это закрытая организация, что осложняет процесс ее взаимодействия с социальным окружением. Само общество имеет мало информации о жизни в армии, которую в свою очередь можно разделить на официальную и альтернативную (рассказы бывших военнослужащих по призыву, «дембельские альбомы», армейский фольклор и т.д.) [3, с. 57].
Понятие «адаптация» можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойств человека, характеризующие уровень его устойчивости к условиям среды (адаптированности), с другой, для обозначения процесса приспособления человека к изменяющимся условиям. Здесь необходимо обратить внимание на то, что процесс адаптации человека и среды, с которой он вступает в регулятивные адаптационные связи в процессе военной службы и жизнедеятельности, имеет взаимный характер [4, с. 78].
Согласно В.А. Адольфу военнослужащий является субъектом воинского труда, и в процессе его адаптации к этому труду происходит овладение им военной профессией (профессиональное становление специалиста). При этом, по его мнению, показатели профессионального становления специалиста должны быть использованы как для оценки результата, так и для оценки всего процесса становления специалиста на всех его этапах. Военнослужащий как субъект военного труда вы-
ступает в нем в своем функциональном аспекте, качестве, которое отвечает системе требований и условий военной службы. В процессе адаптации военнослужащего к этим условиям происходит овладение им соответствующим уровнем военно-профессиональной компетентности. При этом уровень профессионального становления специалиста должен оцениваться по функциям, которые характерны для конкретной профессиональной деятельности. В процессе адаптации происходит перестроение всей системы ориентации индивида, мобилизуются психофизиологические ресурсы, происходит выработка новой «стратегии» поведения для решения задач военной службы в условиях военной среды. В этом смысле адаптация и профессионализация являются параллельными процессами. Чем выше степень адаптированности индивида к воинскому труду, тем выше уровень профессионализма, и наоборот.
В процессе адаптации индивидуальность военнослужащего выражается в его способности к раскрытию своего творческого потенциала и продуктивному приспособлению к военной среде. Индивид проявляется как самосозидающий, тран-сцендирующий, открытый к различным возможностям, находящийся в постоянном движении и самообразовании, самовоспитании и самостроительстве, продуктивно самореализующийся в повседневной жизни и военном труде [4, с. 82].
В процессе адаптации происходит гармонизация всех личностных, индивидуальных и субъектно-деятельностных характеристик военнослужащего, обеспечивающих его целостную самобытность в военной среде и являющихся глубинными изменениями его индивидуальности.
Достижение высокого уровня адаптиро-ванности военнослужащего как индивидуальности характеризуется:
1. Особым стилем военной службы;
2. Универсальностью;
3. Высокоорганизованностью;
4. Полнотой и продуктивностью задействования творческого потенциала.
Только эффективное взаимодействие внутренних и внешних систем позволяет достичь такого уровня соответствия [5, с. 120].
Адаптация военнослужащего к жизнедеятельности в воинском коллективе включает в себя:
1. Освоение казарменного быта и новых условий физического и умственного труда;
2. Овладение военно-учебной специальностью, армейскими нормами поведения, регламентированными уставами ВС РФ;
3. Принятие норм, идеалов, традиций и ценностей воинского коллектива [5, с. 122].
Дополнительные факторы, затрудняющие и осложняющие процессы психологической адаптации военнослужащих:
1. Сокращение срока службы;
2. Сокращение в структуре Вооруженных Сил (ВС) офицеров воспитателей.
На сегодняшний день в условиях военной службы существенно усилились психогенные факторы негативной направленности, значительно возрос потенциал возникновения отклоняющегося поведения и нервно-психологических расстройств в процессе адаптации призывников. Именно это послужило появлению в войсковом обиходе понятия «группы риска». В эту группу попадают военнослужащие, заранее предрасположенные к этому: наркоманы, токсикоманы, алкоголики и т.д. Как показывает практика, даже здоровые люди под воздействием негативных факторов могут попасть в «группу риска». Эти факторы могут включать в себя депрессивное или тревожное состояние, запредельные психологические или физические нагрузки. Наиболее разрушительно эти факторы воздействуют в тот момент, когда адаптация протекает в подразделе-
наука без границ • № 6 (34) • 2019
социологические науки
нии с неблагоприятным морально-психологическим климатом [3, с. 67].
Особый отпечаток на процесс адаптации призывников накладывает нервно-психологическая неустойчивость. Она является временным, обратимым явлением и неравнозначна психическому заболеванию. Если процесс адаптации протекает в благоприятных условиях, то нервно-психологическая неустойчивость проходит
без каких-либо последствий. Этому так же способствует соответствующее внимание и помощь со стороны командиров всех степеней, офицеров медицинской и психологической службы, а так же офицеров воспитательных структур. Естественно, что для этого им необходимо обладать знаниями об особенностях и сущности протекания процесса психологической адаптации призывников [5, с. 111].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев А.В. Отношение к социальной активности во взаимосвязи с субъектными характеристиками личности, направленностью реализуемой активности и социально-психологической адаптацией: дис. кан. пед. наук. Саратов, 2014. 178 с.
2. Дулепова Ю.В. Формирование общекультурных компетенций будущих военных специалистов в вузе средствами модульного обучения: дис. кан. пед. наук. Орел, 2014. 169 с.
3. Самусь В.Н., Саевич Т.Н., Селивончик Н.М. Основы военной психологии и педагогики. -Минск: БНТУ, 2012. 83 с.
4. Ермолов Е.М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев: дис. кан. пед. наук. Санкт-Петербург, 2015. 186 с.
5. Караяни А.Г. Психология страха // Материалы межрегиональной научнопрактической конференции психологов силовых структур (Москва, 16 апреля 2014 г.). Военный университет МО РФ, Общество психологов силовых структур, Школа современных психотехнологий. - М.: ВУ, 2014. 254 с.
REFERENCES
1. Grigor'ev A.V. Otnoshenie k social'noj aktivnosti vo vzaimosvyazi s sub"ektnymi harakteristikami lichnosti, napravlennost'yu realizuemoj aktivnosti i social'no-psihologicheskoj adaptaciej [Attitude to social activity in relation to the subjective characteristics of the individual, the direction of the implemented activity and socio-psychological adaptation]. Ph. D. thesis. Saratov, 2014, 178 p.
2. Dulepova Yu.V. Formirovanie obshchekul'turnyh kompetencij budushchih voennyh specialistov v vuze sredstvami modul'nogo obucheniya [Formation of general cultural competences of future military specialists at the University by means of modular training]. Ph. D. thesis. Orel, 2014, 169 p.
3. Samus' V.N., Saevich T.N., Selivonchik N.M. Osnovy voennoj psihologii i pedagogiki [Basics of military psychology and pedagogy]. Minsk: BNTU, 2012, 83 p.
4. Ermolov E.M. Stanovlenie i razvitie kachestv lidera voinskogo kollektiva u kadet i suvorovcev [The formation and development of the qualities of a leader of a military team cadet and cadets]. Ph. D. thesis. Sankt-Peterburg, 2015, 186 p.
5. Karayani A.G. Psihologiya straha [Psychology of fear]. Materialy mezhregional'noj nauchnoprakticheskoj konferencii psihologov silovyh struktur (Moskva, 16 aprelya 2014 g.). Voennyj universitet MO RF, Obshchestvo psihologov silovyh struktur, Shkola sovremennyh psihotekhnologij. Moscow, VU, 2014, 254 p.
Материал поступил в редакцию 26.05.2019 © Правенький М.А., 2019