Научная статья на тему 'Изучение адаптационных способностей военнослужащих по призыву'

Изучение адаптационных способностей военнослужащих по призыву Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
737
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ADAPTATION ABILITIES / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / SPECIFIC FACTORS / ИЗУЧЕНИЕ / STUDYING / СВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И АДАПТАЦИИ К АРМЕЙСКОЙ СРЕДЕ / COMMUNICATIONS OF INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL / FEATURES OF THE MILITARY PERSONNEL AND ADAPTATION TO THE ARMY ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркелова Татьяна Владимировна, Дунаева Наталья Ивановна, Шуткина Жанна Александровна

В статье рассматривается проблема адаптационных способностей военнослужащих при прохождении военной службы по призыву, представлены специфические факторы, влияющие на процесс адаптации, изучены индивидуально психологические особенности личности военнослужащих, влияющие на процесс адаптации к военной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маркелова Татьяна Владимировна, Дунаева Наталья Ивановна, Шуткина Жанна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF ADAPTIVE ABILITIES OF SOLDIERS

In article the problem of adaptation abilities of the military personnel when passing military service is considered, the specific factors influencing adaptation process are presented, studied individually the psychological features of the identity of the military personnel influencing process of adaptation to the military environment.

Текст научной работы на тему «Изучение адаптационных способностей военнослужащих по призыву»

Психология

УДК 316.61

доктор психологических наук, профессор Маркелова Татьяна Владимировна

Национальный исследовательский

Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Дунаева Наталья Ивановна

Национальный исследовательский

Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шуткина Жанна Александровна

Национальный исследовательский

Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптационных способностей военнослужащих при прохождении военной службы по призыву, представлены специфические факторы, влияющие на процесс адаптации, изучены индивидуально - психологические особенности личности военнослужащих, влияющие на процесс адаптации к военной среде.

Ключевые слова: адаптационные способности, специфические факторы, изучение, связи индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и адаптации к армейской среде.

Annotation. In article the problem of adaptation abilities of the military personnel when passing military service is considered, the specific factors influencing adaptation process are presented, studied individually - the psychological features of the identity of the military personnel influencing process of adaptation to the military environment.

Keywords: adaptation abilities, specific factors, studying, communications of individual and psychological features of the military personnel and adaptation to the army environment.

Введение. В настоящее время активно обсуждается проблема повышения качества призывного контингента, способного в кратчайшие сроки к быстрой адаптации к воинской службе. Следует отметить, что адаптационные возможности молодежи призывного возраста часто не соответствуют требованиям современной военной службы. Кратковременность военной службы (один год) обуславливает необходимость быстрой и успешной адаптации призывников к жестко очерченным правилам поведения и взаимодействия принятым при прохождении службы. Можно отметить, что сама среда и специфические условия военной службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности призывника, причем не только самой спецификой службы, но и ситуацией реформировании Вооруженных Сил Российского государства.

Формулировка цели статьи. Целью экспериментального исследования, предпринятого авторами статьи, является изучение индивидуально - психологических особенностей личности военнослужащих, влияющих на процесс адаптации к военной среде.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях военных психологов в последнее десятилетие, уделялось большое значение изучению адаптационного потенциала, а также процессу психофизиологической и социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (Л.Ф. Железняк, Н.Ф. Феденко, С. С. Муцынов, А.И. Александров, Ж.Г. Сенокосов, М.В. Кулакова, О.Н. Тузова, А.С. Кислицына, Д.А. Ситмбетов, В.А. Корытков и др.) (1, 6).

Данный интерес связан с необходимостью оценки адаптационных способностей призывника к успешной адаптации в условиях военной службы, выделением в структуре личности тех составляющих, которые тем или иным образом влияют на успешность выполнения военной деятельности.

Процесс адаптации личности к военной службе по призыву - это сложное и многогранное явление, призванное обеспечить формирование комплекса психических реакций, определяющих адекватное поведение личности и ее эффективное взаимодействие с непривычной средой существования, имеющей по своей природе психогенный характер (5).

Условия и факторы, влияющих на процесс адаптации военнослужащих активно изучались в психологической науке (А.Е. Попов, И.Г.Скороходова, И.В. Соловьев, И.И. Дорофеев, Ю.Р. Дорфман А.С. Кислицына и.др.).

Существует целый перечень факторов, оказывающих специфическое воздействие на военнослужащих. При этом данное воздействие в зависимости от особенностей того или иного фактора может осуществляться на одном из трех уровней: биологическом, психическом, деятельностном (2).

Классификация специфических стресс-факторов военной службы в зависимости от характера, предъявляемых ими требований на субъект деятельности представлена на рисунке 1.

Специфические стресс-факторы

Биологические (ограничения времени сна. в разнообразие пиши, значительные физические нагрузки, регулярная физическая работа, неограниченное пребывание в неблагоприятных условиях

Психологические {ограничение степени личной свободы (активности), ограничение реализации потребностей и интересов, особенности межличностной коммуникации, строгая регламентация норм поведения, ограничения обшення с родственниками, не сформированная гражданская идентичность личности)

Деятельностный (выполнение специфических заданий и специфической деятельности, элемент риска для жизни в служебной деятельности)

Рисунок 1. Классификация стресс- факторов военной службы

Влияние данных факторов требует от призывников мобилизации физиологических и психологических сил, а также актуализацию адаптационного потенциала. При рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психологической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию (3).

Анализ сущности и содержания процесса адаптации призывников к условиям службы позволяет сделать вывод о наличие в структуре личности способностей, являющихся условием ее успешной адаптации к измененной среде. В широком смысле понятие «способности» рассматриваются как индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Понятие «адаптационные способности» широко исследовались психологами, изучавшими различные аспекты адаптации к различным видам деятельности (Н.А. Аминова, В.Г. Бушурова, И.К. Широкова, М.В. Молоканова, С .Д. Бирюкова, И.И. Натальина Г.И Пустовалова).

Для практической психологии важным в работе по обеспечению адаптации призывника к новым, измененным условиям жизнедеятельности, является проблема прогнозирования неадекватного поведения путем оценки адаптационного потенциала. Диагностика адаптационных способностей имеет смысл как на этапе острых психических реакций входа, то есть, практически, с прибытием молодого пополнения в воинскую часть, так и на всех последующих этапах их службы. В первом случае это будет оценка адаптационных способностей, в последующем - это оценка уровня адаптированности к реальным условиям службы по принципу: адаптированность/ дезадаптированность. Особого внимания требуют призывники, склонные к дезадаптивным состояниям, в силу низкого уровня сформированности их адаптационных способностей.

На наш взгляд, самым важным этапом диагностики призывника является оценка адаптационных способностей личности впервые дни службы и пребывания в новых, непривычных условиях. Для этого необходимо провести исследование адаптационного потенциал, в состав которого входят адаптивность, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность личности, гражданская идентичность личности, самооценка, различные формы агрессии (4).

Исследование проводилось на базе войсковой части N в г. Нижнего Новгорода. В исследовании принимало участия 180 военнослужащих в возрасте от 18 до 24 лет. Для достижения целей исследования был использован следующий диагностический инструментарий: Многоуровневый личностный Опросник «Адаптивность»(МЛО-АМ) А.Г. Маклакова; Тест-опросник Г.Ю. Айзенка (EPQ), адаптированный А.Г. Шмелевым; Методика определений акцентуации характера К. Леонгарда. Статистическая обработка полученных результатов, бала проведена методом корреляционного анализа.

Результаты исследования по методике Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». Анализ полученных результатов по шкале «личностный адаптивный потенциал» показал, что большинство военнослужащих (60%) имеют хорошие показатели адаптационных способностей, это свидетельствует о том, что данные военнослужащие, во-первых, адекватно ориентируются в ситуации, соизмеряют свои потребности с имеющимися возможностями, быстро вырабатывают стратегию и осознают мотивы своего поведения. Во- вторых, возможно, это связано с достаточно благоприятными условиями армейской службы для данной категории военнослужащих.

Наибольший интерес с точки зрения адаптационного процесса представляют военнослужащие с удовлетворительными показателями адаптационных способностей (36,6%), что дает основания для прогнозирования неблагоприятной адаптации.

Анализ результатов исследования по шкале «нервно-психическая устойчивость» позволяет сделать вывод о том, что показатели уровня нервно-психической устойчивости распределились почти равномерно

между удовлетворительными и хорошими показателями (43,4; 46,6%). Но наибольший интерес с точки зрения адаптационных возможностей представляют военнослужащие, с удовлетворительными показателями, характеризующиеся возможностью в экстремальных ситуациях умеренными нарушениями деятельности, которые могут сопровождаться неадекватным поведением и восприятием окружающей действительности.

Результаты исследования по шкале «коммуникативные способности», демонстрируют, что наибольшее количество человек составляет удовлетворительные показатели коммуникативных способностей (45%). Полученные результаты дают возможность предположить о затруднение в установление продуктивных межличностных контактов и их поддержания с сослуживцами и командирами, что во многом затрудняет процесс адаптации.

Анализ результатов по шкале «моральная нормативность» показал, что большинство испытуемых (46%) имеют хорошие показатели моральной нормативности, это говорит о том, что данная группа военнослужащих адекватно оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.

Военнослужащие входящие в группу неудовлетворительных (16,6%) и удовлетворительных (34%) показателей характеризуются, как не способные адекватно оценивать свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения, что возможно, приведет к конфликтным ситуациям.

Анализ результатов по шкале «суицидальный риск» показал, что большинство испытуемых (90%) имеют низкий уровень суицидального риска и 10% испытуемых высокий уровень. Таким образом, можно предположить, что условия данной среды могут неблагоприятно действовать на данную категорию военнослужащих, и они нуждаются в динамическом наблюдении со стороны психологов и командиров.

Анализ результатов исследования по методике определения акцентуаций характера К. Леонгарда, показал, что наиболее адаптированными являются военнослужащие с гипертимным типом акцентуации характера (33,3 % испытуемых), которые характеризуются оптимизмом, склонностью к лидерству, готовностью разрешать трудные ситуации. Испытуемые с эмотивным типом акцентуации характера составляют 13,3 %, характеризуются удовлетворительными показателями адаптации. Испытуемые с демонстративной акцентуацией характера составляют 3,3%, их характеризует быстрая адаптация, но, возможны попытки привлечения внимания к себе асоциальными поступками.

Испытуемые с застревающим типом акцентуации характера (6,6 % испытуемых), адаптируются с большим трудом, они долго обдумывают какие либо действия и с трудом принимают решение.

Испытуемые с циклотимным типом акцентуации характера (составляют 3,3%) адаптируются с большим трудом и нуждаются в помощи окружающих.

Известно, что экстраверты обладают высокой социальной адаптированностью к новым условиям, а именно к условиям военной службы. В отличие от экстравертов, интроверты медленнее адаптируются к новым условиям, поэтому у них замедляется адаптационный процесс, и они требуют помощи со стороны командования. Анализ результатов, уровня нейротизма (по методике Тест-опросника Г.Ю. Айзенка), показал, что наибольший интерес представляет группа испытуемых, имеющих высокие показатели эмоциональной неустойчивости (13,3%), которые испытывают трудности в адаптации к условиям военной службы.

Статистическая обработка полученных результатов, методом корреляционного анализа, показала существование корреляционной связи: нервно-психическая устойчивость зависит от гипертимного типа акцентуации характера, чем выше данный тип акцентуации, тем выше уровень нервно-психической устойчивости, можно предположить о положительном адаптационном процессе.

Так же установлено, что чем выше гипертимный тип акцентуации характера у военнослужащих, тем выше суицидальный риск, что во многом может препятствовать адаптации, а в некоторых случаях срывать адаптационный процесс; также выявлено, что тревожный тип акцентуации оказывает влияние на моральную нормативность, т.е. чем выше акцентуация, тем выше показатель нормативности, что в свою очередь благоприятно сказывается на процессе адаптации.

Установлена связь между экстраверсией и адаптационными способностями, чем выше уровень экстраверсии, тем выше адаптационные способности военнослужащего и тем быстрее проходит адаптация к условиям службы.

Выводы. В результате исследования был выявлен достаточно высокий адаптационный потенциал военнослужащих. Дана характеристика индивидуально-психологических особенностей, определяющих прохождение адаптации военнослужащих. Рассмотрены связи индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и адаптации к армейской среде: чем выше гипертимный тип акцентуации характера, тем выше нервно-психическая устойчивость и суицидальный риск; чем ниже тревожный тип акцентуации, чем ниже адаптационные способности, и чем выше данный тип акцентуации, тем выше моральная нормативность; чем выше экстраверсия, тем выше адаптационные способности.

Проблема адаптации личности военнослужащих и создание условий для ее развития, требует своего дальнейшего теоретического и практического изучения в различных аспектах, исходя из требований к морально-психологическим качествам военнослужащих в соответствии с новой военной доктриной государства.

Литература:

1. Александрович П.И., Малютин А.Г., Сенокосов Ж. Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. Бирюкова С.С., 2005. - 89с.

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988. - 270 с.

3. Дичев Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). - М., 1976. - 184 с.

4. Кислицына А.С. Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву: дис.... канд. психол., наук. Казань, 2010.

5. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. - М., 1984. - 193 с.

6. Тузова О.Н. Зависимость успешности адаптации к деятельности в особых условиях от социально-психологических характеристик личности военнослужащих: дис.. канд. психол., наук. Саратов, 2006.

Психология

УДК 370

профессор, доктор психологических наук Ноймайер Яна Александровна

Институт Практической психологии (г. Калининград); аспирант Меркулов Евгений Эдуардович

Институт Практической психологии (г. Калининград)

ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА НАУЧЕНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация. Знакомое всем слово «темперамент» формирующийся в периоде научения и его значение в обучении авторами выводятся в новом свете, под другим углом влияния темперамента на процесс обучения. Двадцатилетние исследования темперамента в обучении, дали не только возможность найти наиболее продуктивные динамики обучения, но и совместить несовместимые ранее дисциплины: медицину, педагогику, психологию.

Ключевые слова: социализация, научение, реконструкция, темперамент личности, темперамент индивидуальности.

Annotation. Familiar to all, the word "temperament" and its value in teaching the author are displayed in a new light, a different angle of impact on the learning process. Twenty years of research temperament in the course provided not only an opportunity to find the most productive dynamics of learning, but also to combine previously incompatible disciplines: medicine, education, astrology, psychology.

Keywords: Socialization, learning, reconstruction, temperament of personality, temperament of individuality.

Введение. В данной статье речь пойдет о реконструктивных возможностях психики в ее влиянии на процесс обучения взрослых и о важности периода научения в социализации молодых людей. В возрасте научения, когда вскрываются и запускаются врожденные характеристики темперамента, который, якобы, всем известен, запускаются все первичные шаблоны реагирования. Диву даешься концептуальной обманке психологов, что, якобы, наблюдая за повадками человека, они могут выявить его темперамент. То есть, тестовые показатели сегодняшнего дня принимаются за темперамент, за врожденные особенности человека. Это всего лишь диагностика личности, проявляющей определенные социальные характеристики, но не темперамент. С темпераментом вообще сложные отношения у психологии, и совсем сложные - у медицины. Человек имеет темперамент, однако рассматривать его надо в трех ипостасях: врожденный - темперамент индивидуальности, приобретенный - темперамент личности, и деструктивный, то есть, сформированный под условия жизни стиль реагирования. И, работают оба и сразу. Или одновременно, или включаясь по потребности жизни и обстоятельств. А диагностику почему-то принято делать делают по одному состоянию темперамента - личностному.

Изложение основного материала статьи. Медицина трактует, что темперамент - это врожденная характеристика многих психических свойств человека. Верно, но, тем не менее, даже современной психологией, определяется темперамент по состоянию личности на «здесь и сейчас» по каким-то тестам и, что еще хуже, по опросникам, ответы на которые дает личность. И, чаще всего, с подачи удобной деструктивности - выгоды, желания выглядеть лучше, приукрасить себя, уйти от ответственности, и т.п.

Если темперамент врожденная особенность, то и отслеживать его надо от рождения, и именно то, что родилось. А кто, и когда зафиксировал характеристики новорожденного, и как познать темперамент только что родившегося человечка? Тут подсказки дать может только природа и дата его рождения, четко зафиксированная в определенном знаке Зодиака и определенном времени года, да еще точными числовыми комбинациями даты рождения. Дата рождения - это единственное, что неизменно в человеке. А набор числового кода даты рождения несет объемный смысл о существе, вся суть которого закодирована в этих числах. Наука до сих пор не принимает это в серьёз и только потому, что она «это» пока не исследовала. Однако, действительно верно то, что «темперамент имеет врожденный характер и свойства». А определяем-то мы темперамент, как выяснилось: по тестам, идущим от личности, которая за многие годы далеко отошла от врожденного естества индивида в силу разных событий жизни. Короче - по деструктивным признакам. Может ли такая диагностика быть фактом врожденных признаков? Может, но только это показатель выгод личности иди её деструкций, причем - наработанных, и вскормленных на фундаменте тех задатков, которые развили родители в раннем детстве, формируя социальную личность ребенка.

А вот то, что происходит с человеком, пока он растет от рождения до 12, 20 или 40-50 лет, как раз и отражает искажения и подстройки личности под удобство выживания. И темперамент ли личности, его ли врожденные задатки оперируют жизненными процессами? Не сталкиваются ли врожденные характеристики Индивида с наработанными динамиками Личности? И, давно уже пора бы принять во внимание при обучении, и детей, и взрослых, вопрос «что есть темперамент на момент диагностики - личностное или индивидуальное»? Разумеется, родилась индивидуальность с ярким типом темперамента, а живет личность с иллюзорно созданной, но очень удобной системой реакций, повадок и самопроявления. А что же тогда делает забытый всеми и заблокированный навыками поведения, врожденный темперамент? Он деградирует, но зато классно создается искусственный, социальный человек - Личность, удобная всем. А себе?

Море вопросов, но пока, вместо вразумительных ответов, только одни ошибки. А темперамент, несущий все программы ресурсов, врожденных задатков, и возможностей, остается в тени, не раскрытый и полностью не используемый. Зато, именно он выдает мотивы, желания, потребности, которые, очень часто, не могут быть разрешенными только потому, что ресурсы «спят», не разбуженные в возрасте научения. Тогда, как слабость личности, и проявляются манипуляции, чтобы обыграть искусственно наработанные возможности Личности.

С чем же тогда работает педагогика и психология? Скорее всего - с деструкциями психики, и, часто, с очень конгруэнтной личностью. Педагогика никак не может понять, что именно личностные надстройки человека мешают ему успешно обучаться, потому что тревожит внутренняя несогласованность врожденного и навязанно-приобретенного. Впоследствии это мешает человеку успешно состояться в карьере, да и в жизни вцелом. И, не это ли мешает быть качественным профессиональным материалом для социального мира: хорошим врачом, педагогом, психологом, качественным родителем? Не это ли мешает в обучении, как детям, так и взрослым? Ведь все искусственное требует множество сил на манипуляции и защиту выгод. Где уж тут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.