Научная статья на тему 'Психологическая адаптация как фактор формирования военно-прикладной физической готовности курсантов к будущей военной профессии'

Психологическая адаптация как фактор формирования военно-прикладной физической готовности курсантов к будущей военной профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / КУРСАНТЫ / КАТЕГОРИИ И ВИДЫ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / STUDENTS / CATEGORIES AND TYPES OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жужгов Андрей Игоревич

Рассмотрены условия проявления адаптации курсантов к будущей военной профессиональной деятельности. Выявлено, что психическую адаптацию нужно рассматривать как динамический процесс, который характеризуется изменением силы и слабости нервной системы, темперамента, личностной направленности, совокупности потребностей человека, а также формированием морально-волевых качеств и эмоциональной устойчивости человека. Выделены виды адаптации, такие как адаптация к условиям специфической профессиональной деятельности; адаптация к коллективу; адаптация к индивидуально-типологическим особенностям личного состава; адаптация к потребностям, интересам, мотивам, привычкам и образу жизни личного состава; физиологическая адаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жужгов Андрей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF CADETS PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO THE FUTURE MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article discusses the conditions of cadets’ adaptation manifestation to future military professional activities. It is revealed that mental adaptation should be viewed as a dynamic process, it is characterized by a change in the strength and weakness of the nervous system, temperament, personal orientation, the totality of human needs, as well as formation of moral and volitional qualities and emotional stability of the person. Types of adaptation, such as adaptation to the specific conditions of professional activity; adaptation to the team; adaptation to the individual-typological peculiarities of the personnel; to the needs, interests, motives, habits and lifestyle of the whole; physiological adaptation are selected.

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация как фактор формирования военно-прикладной физической готовности курсантов к будущей военной профессии»

УДК 796.01:370.153

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К БУДУЩЕЙ ВОЕННОЙ ПРОФЕССИИ

А.И. Жужгов

Рассмотрены условия проявления адаптации курсантов к будущей военной профессиональной деятельности. Выявлено, что психическую адаптацию нужно рассматривать как динамический процесс, который характеризуется изменением силы и слабости нервной системы, темперамента, личностной направленности, совокупности потребностей человека, а также формированием морально-волевых качеств и эмоциональной устойчивости человека. Выделены виды адаптации, такие как адаптация к условиям специфической профессиональной деятельности; адаптация к коллективу; адаптация к индивидуально-типологическим особенностям личного состава; адаптация к потребностям, интересам, мотивам, привычкам и образу жизни личного состава; физиологическая адаптация.

Ключевые слова: адаптация, психическая адаптация, курсанты, категории и виды адаптации.

Условия ведения военно-профессиональной деятельности курсантов военно-учетной специальности «Применение инженерно-позиционных подразделений, строительство и эксплуатация фортификационных сооружений и маскировка» накладывают повышенные требования к уровню профессионально-прикладной физической готовности личного состава, включают в себя подготовку состава к устойчивости в экстремальных условиях, что определяет результативность их физической подготовленности.

Одной из особенностей профессиональной деятельности военно-учетной специальности «Применение инженерно-позиционных подразделений, строительство и эксплуатация фортификационных сооружений и маскировка» является то, что она носит коллективный характер. Это означает, что успех выполнения военного задания зависит, прежде всего, от коллективного исполнения и координации действий всего личного состава [5].

По мнению многих специалистов, работающих по данной специальности, согласованность действий инженерно-позиционных подразделений в строительстве и эксплуатации фортификационных сооружений и их маскировка во многом зависят от того количества времени, которое отпускается для выполнения боевых заданий и операций.

Особенностью профессиональной деятельности военных инженеров является то, что она осуществляется как групповая деятельность и сопровождается взаимным сотрудничеством личного состава.

Основной задачей всего личного состава является дружеское отношение друг другу, непринуждённость к общению, отсутствие конфликтных ситуаций, помощь товарищам, четкое выполнение обязанностей с учетом требований для конкретного этапа выполнения боевых задач.

Практика профессиональной деятельности военно-инженерной специальности показывает, что эффективность выполнения боевого задания зависит от многих факторов. Особую роль играет физическая, функциональная и психологическая адаптация личного состава к военно-профессиональной деятельности в экстремальных условиях выполнения боевых задач.

Профессиональный труд военного представляет собой широкий спектр требований к процессу подготовки в учебном заведении, направленной на самосовершенствование, саморазвитие личности, на овладение навыками, умениями и знаниями пребывания и деятельности в различной обстановке, в экстремальных условиях, где необходимо проявление высокой физической, психофизиологической, специально -прикладной подготовленности и умение адаптироваться к автономному существованию.

В связи с этим рассмотрение вопроса о психической адаптации как факторе формирования эффективной военно-прикладной физической готовности выполнения боевых и учебных задач в условиях повышенного экстрима является актуальной и востребованной.

Целью данного исследования явилось теоретическое обоснование особенностей психической адаптации курсантов военно-учетной специальности к выполнению боевых задач, обеспечивающих оптимизацию формирования военно-прикладной физической готовности.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности адаптации личности к профессиональной деятельности с учетом специфики военно-учетной специальности.

2. Дать определение психической адаптации.

3. Выявить особенности психической адаптации в формировании военно-прикладной физической готовности курсантов к выполнению учебно-боевых задач.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение.

Профессиональная прикладная физическая подготовка курсантов военных вузов является системой направленного физического воспитания, формирующей прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной психической готовности и адаптации человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.

Применение целенаправленной и методически обоснованной системы физических упражнений, профессионально-прикладных, спортивно-оздоровительных мероприятий в условиях профессиональной деятельности курсантов военных вузов с учетом военно-учетной специальности, задачей которой является повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека и готовность успешно действовать в условиях определенной деятельности, должно быть направлено на формирование эффективной психической адаптации. Необходимо отметить, что на сегодняшний день имеется сложное, почти неконтролируемое и противоречивое обстоятельство: с одной стороны, для службы в Вооруженных силах РФ необходимы физически и психически здоровые люди, способные переносить все трудности военно-служебной деятельности, поскольку зачастую им приходится выполнять боевые задачи в условиях, связанных с риском для жизни; с другой стороны, на фоне общего социального неблагополучия последнего десятилетия идет постоянное снижение общего уровня здоровья призывников по показателям состояния физического и психического здоровья [1, 4].

Адаптация курсантов к будущей профессиональной деятельности представляет собой приспособление человека к условиям профессиональной деятельности в различных условиях её осуществления во взаимодействии другими членами личного состава подразделения с целью достижения общей цели. Проведение коллективных физкультурно-спортивных мероприятий, соревнований специально-прикладной направленности направлено на формирование коллективных взаимодействий членов личного состава Вооружённых сил РФ, где должно раскрываться все многообразие личностных отношений и проходить эффективная психическая адаптация.

Важным моментом является выявление условий оценки формирования личностных отношений и условий, формирующих психическую адаптацию к условиям профессиональной деятельности курсантов военных вузов.

В процессе выполнения профессиональной деятельности на организм могут повлиять различные условия, такие как пониженное атмосферное давление, высокие и чрезмерные физические и психические нагрузки и многое другое. В этой связи в подготовке курсантов военных вузов должны реализовываться задачи приобретения знаний, умений и навыков, а также мотивированный интерес к профессиональным задачам с целью приобретения моральной и психической устойчивости через систему прикладной физической подготовки.

Решение проблемы формирования военно-прикладной физической готовности курсантов в экстремальных условиях с учетом компонентов психической адаптации является востребованным и требует выработки новых подходов.

Процесс военно-прикладной физической подготовки курсанта способствует адаптации к определенным условиям и создает основу индивидуальной психической адаптации в экстремальных ситуациях, проявляемой в процессе выполнения профессиональной деятельности. Индивидуальная адаптация курсанта к проявлению экстремальных факторов в условиях обучения в вузе предусматривает формирование внутриличностной адаптации как основы формирования сбалансированной внутренней структуры личности через военно-прикладную физическую подготовку.

Индивидуальная личностная адаптация курсантов к будущей профессиональной деятельности должна формироваться уже с первого курса, где определяются уровни адаптации или отсутствие индивидуальной адаптации.

Р.В. Забиров, командир отделения Сызранского высшего военного училища летчиков (Военный институт) отмечает, что недостаточная адаптация психической деятельности ведет к различным «эффектам неадекватности» и способствует развитию различных комплексов, то есть защитных механизмов и, в конечном счете, может привести к нервно-психическим заболеваниям. Это обусловливает необходимость применения системы физических упражнений, способствующих формированию положительной и продуктивной психической адаптации [2].

Необходимо привести пример физиологической адаптации к физическим нагрузкам различной интенсивности, она позволяет выработать функциональные механизмы адаптации. Физиологическая адаптация рассматривает приспособленческие реакции организма к двигательной деятельности за счет улучшения механизмов регуляции работы органов и систем организма. Физиологическая адаптация - это динамический процесс, характеризующийся повышением эффективности работы системы органов и экономизацией функций систем в условиях относительного покоя. Общеизвестно, что организм человека в состоянии покоя сравнительно легко приспосабливается к условиям, но при физической нагрузке происходит напряжение вегетативных систем организма; только регулярный тренировочный процесс позволит провести эффективную адаптацию организма с учётом экстремальных условий среды.

Психическую адаптацию нужно рассматривать как динамический процесс. Все функциональные возможности организма изменяются под влиянием различных факторов, и они весьма нестабильны. Психическая адаптация характеризуется изменением силы и слабости нервной системы, темперамента, личностной направленности, совокупности потребностей человека, а также формированием морально-волевых качеств и эмоциональной устойчивости человека.

Психическая адаптация в широком смысле - это многогранное и многоуровневое психическое формирование личности в процессе

формирования профессиональных качеств, умений и навыков, приемлемых в военно-профессиональной деятельности. В этой связи военно-учетная специальность «Применение инженерно-позиционных подразделений, строительство и эксплуатация фортификационных сооружений и маскировка» рассматривается как совокупность проявления всех поведенческих реакций личности, присущих заявленной специальности. В этом контексте также должна рассматриваться проблема квалиметрии качества сформированной психической адаптации курсантов вузов как основа мониторинга качества образования [5].

Педагогические наблюдения и беседы с офицерским составом военно-инженерной специальности позволили определить обоснованность выделения группы конфликтов на базе разногласий относительно выполнения некоторых боевых операций личном составом. Например, недовольство выполнением задания по требованиям, участие личного состава по индивидуальным возможностям. Основным фактором, влияющим на психическую адаптацию военных, является индивидуальная психологическая биография каждого курсанта, которая подразумевает условия воспитания, учебы, статус родителей, отношения, мотивацию, занятия физической культурой и спортом. Отмечено, что у курсантов, занимающихся в секции по видам спорта, проявляется устойчивая психическая адаптация к условиям среды. Они более работоспособны, адекватны, выносливы, координированы к экстремальным ситуациям.

Основной задачей психической адаптации курсантов к будущей профессиональной деятельности является использование в процессе обучения широкого спектра средств и методов физического воспитания, где возможность индивидуальной адаптации курсантов должна учитываться на всех этапах профессионального обучения в рамках реализации программы профессионально-прикладной физической подготовки.

Индивидуальные черты адаптации военнослужащих могут проявляться в поведении в экстремальных ситуациях. При этом необходимо рассматривать все категории психологии, такие как личность, общение, деятельность, взаимодействие, потребности, характер, мотивы, интересы, индивидуально-типологические особенности личности в виде темперамента, силы и слабости нервной системы, процессов возбуждения и торможения, физических возможностей. Эти категории могут применяться при анализе и формировании личностных отношений личного состава, их можно объединить как личностную адаптацию в коллективе; они выражаются результативностью профессиональной деятельности во всех отношениях, происходящих в процессе деятельности.

Особо важное значение в психической адаптации курсантов приобретает потеря уважения к Вооружённым силам РФ. Это может приводить к увольнению многих перспективных военнослужащих в запас, что приводит к снижению профессионализма в составе военнослужащих. Далее в психической адаптации важное место занимает стремление

курсантов к карьерному росту, обходя этапы становления индивидуальной психической адаптации. Например, служба в штабе, минуя все этапы становления. Офицер, который не вник в трудности военно-учетной специальности, оказываясь на руководящей должности, может упустить возможность эффективной индивидуальной психической адаптации личного состава. Формирование личности офицера, по мнению В.П. Иванова, - это процесс приспособления членов личного состава военнослужащих друг к другу, основанный, прежде всего, на проявлении положительных чувств, таких как симпатия друг к другу, любовь к Родине, патриотизм, дружба и т. д. [6].

Таким образом, анализ проявления психической адаптации как процесса приспособления к военно-профессиональной специальности курсантов военно-инженерной специальности дает возможность выделить следующие виды адаптации:

- адаптация к условиям специфической профессиональной деятельности;

- адаптация к коллективу;

- адаптация к индивидуально-типологическим особенностям личного состава;

- адаптация к потребностям, интересам, мотивам, привычкам и образу жизни состава;

- физиологическая адаптация.

Основной особенностью психической адаптации является, в первую очередь, рассматривание друг друга как полноценного и равноправного члена воинского состава. Только в таких условиях могут включаться законы положительной адаптации и противостоять формированию конфликтных ситуаций. Нельзя не учитывать процесс совместимости. Некоторые курсанты будут испытывать трудности психической адаптации, как в малых группах, так и в коллективах в связи с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.

Главными методами для положительной адаптации курсантов в условиях будущей профессиональной деятельности выступают контроль, самоконтроль, самодисциплина, повышение уровня эмоциональности, устойчивости психики. Для этого должны широко применяться различные методики, определяющие общие адаптационные способности курсантов на всех этапах профессиональной подготовки, например, необходимо определить способность к сотрудничеству, к общению, взаимодействию друг с другом. В первую очередь, необходимо изучить свойства нервной системы, типы темперамента и характера, а также функциональное состояние и резервные возможности организма курсантов.

Профессионально-прикладная физическая подготовка, частью которой является военно-прикладная физическая подготовка, должна выступать как система использования разнообразия физических упражнений, направленных на развитие физических способностей

средствами спортивных игр, видами единоборств, силовых контактных видов спорта, занятий на открытом воздухе, туризма, альпинизма, скалолазания, плавания, легкой атлетики, пентатлона как факторов формирования положительной психической адаптации.

Список литературы

1. Евдокимов В.И., Марищук В.Л., Чурганов О.А. Восстановление и самовосстановление военнослужащих после больших физических и психических нагрузок. М.: МО РФ, 2003. С. 21-44.

2. Забиров Р.В. Адаптация членов экипажа армейской авиации в процессе профессионального становления // Казанский педагогический журнал. 2007. № 4 (52). С. 9-13.

3. Иванов В.П. Формирование личности офицера. М.: Воениздат,

1986.

4. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины: доктрина адаптивного реагирования. СПб.: Гиппократ, 1992. 414 с.

5. Наговицын С.Г. Система контроля и оценки учебных достижений студентов вузов по физической культуре // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012. № 3(24). С. 128-134.

6. Психология и педагогика. Военная психология: учебник для вузов / под ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2005. С. 201-202.

Жужгов Андрей Игоревич, преподаватель, kzm_diss@,mail.ru, Россия, Тюмень, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова

ASPECTS OF CADETS PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO THE FUTURE MILITARY

PROFESSIONAL ACTIVITIES

A.I. Zhuzhgov

The article discusses the conditions of cadets' adaptation manifestation to future military professional activities. It is revealed that mental adaptation should be viewed as a dynamic process, it is characterized by a change in the strength and weakness of the nervous system, temperament, personal orientation, the totality of human needs, as well as formation of moral and volitional qualities and emotional stability of the person. Types of adaptation, such as adaptation to the specific conditions of professional activity; adaptation to the team; adaptation to the individual-typological peculiarities of the personnel; to the needs, interests, motives, habits and lifestyle of the whole; physiological adaptation are selected.

Key words: adaptation, psychological adaptation, students, categories and types of adaptation

Zhuzhgov Andrej Igorevich, lecturer, kzm_diss@,mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen higher Military Engineering Command School (Military Institute) named after marshal of engineer troops A.I. Proshlyakov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.