УДК 355.25:159.9
UDC 351.25:159.9
Военные науки
ОЦЕНКА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ
Military sciences
ASSESSMENT OF MILITARY AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF CONSCRIPTS
Пальчиков Алексей Викторович к.в.н., профессор Академии военных наук а1ех. [email protected]
Palchikov Alexey Viktorovich
Candidate of military sciences, assistant professor of military science [email protected]
Косырев Евгений Николаевич к. в. н.
ВУНЦВВС ВВА "Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина ", Старых Большевиков 54а, г. Воронеж, Россия
В статье рассматривается методика оценки военно-профессиональной адаптации военнослужащих по призыву, с учетом прохождения службы в течение 12 месяцев. Данная методика предназначена для использования командирами (начальниками) при работе с личным составом по контролю динамики, диагностики и прогнозирования процесса адаптации военнослужащих и принятия корректирующего и управленческого решения. Она включает в себя критерии, при тестировании и мониторинге повседневной деятельности, которые интегрированы с единых методологических позиций в систему оценивающую состояние процесса адаптации. Для более эффективного использования данной методики разработан программный продукт, позволяющий после внесения исходных данных получать командному составу рекомендации по управлению процесса адаптации каждого военнослужащего
Kosyrev Evgeniy Nikolaevich Candidate of military sciences
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force A cademy», str. Starykh Bolshevikov 54a, Voronezh, Russia
The article presents a methodology of assessment of military and professional adaptation of conscripts considering a 12 month length service. This methodology intended to be used by officers (supervisors) at work with staff to monitor the dynamics, diagnostics and forecasting of the military personnel adaptation process and the adoption of corrective and management solutions. It includes criteria for testing and monitoring the daily activities, which are integrated with common methodological positions into the adaptation process of an assessment system. Developed methodology of military and professional adaptation assessment lead to necessity to develop certain types of conscript's adaptive behavior. To make this methodology more effective in implementation, there was developed software, which allows receiving recommendations by command staff for the management of the adaptation process of each soldier after initial data entering. The developed software is aimed to be used by command staff for improvement of the effectiveness of subordinate personnel and does not require a special training
Ключевые слова: ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ, ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, КРИТЕРИИ, ТИПЫ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Keywords: MILITARY SERVICEMAN, MILITARY AND PROFESSIONAL ADAPTATION, CRITERIA, TYPES OF ADAPTIVE BEHAVIOR, DIAGNOSTIC SYSTEM
Doi: 10.21515/1990-4665-122-012
Оценка военно-профессиональной адаптации военнослужащих
по призыву
В статье рассматривается методика оценки военно-профессиональной адаптации военнослужащих по призыву, с учетом сни-
жения продолжительности службы. Данная методика предназначена для использования командирами (начальниками) при работе с личным составом по контролю динамики, диагностики и прогнозирования процесса адаптации военнослужащих и принятия корректирующего и управленческого решения. Она включает в себя критерии, при тестировании и мониторинге повседневной деятельности, которые интегрированы с единых методологических позиций в систему оценивающую состояние процесса адаптации. Созданная методика оценки военно-профессиональной адаптации обусловила необходимость разработки определенного количества типов адаптивного поведения военнослужащих. Для более эффективного использования данной методики разработан программный продукт позволяющий после внесения исходных данных получать командному составу рекомендации по управлению процесса адаптации каждого военнослужащего. Разработанная программа ориентирована на использование командным составом части в целях повышения эффективности работы с подчиненным личным составом и не требует специальной подготовки. Программа, при необходимости, имеет возможности расширения или замены изучаемых (критериев) и соответствующих им рекомендаций. Пример оценки военно-профессиональной адаптации военнослужащих рассмотрен на примере учебной части.
Ключевые слова: военнослужащий, военно-профессиональная адаптация, критерии, типы адаптивного поведения, диагностический комплекс.
Keywords: military serviceman, military and professional adaptation, criteria, types of adaptive behavior, diagnostic system
Поступление в войска систем вооружения нового поколения, характер и динамика современного боя влекут за собой и высокие требования, в первую очередь, к военно-профессиональной подготовке личного состава.
Специалисты считают военную службу, видом деятельности, который выходит за пределы обычного опыта человека, что позволяет рассматривать ее как период деятельности в экстремальных условиях. Они вызывают повышенную психическую напряженность, тревожность, чувство незащищенности и т.п. [1, 2].
Формирование современного облика военнослужащего ВС РФ в военно-прикладном плане предусматривает, прежде всего: комплексное развитие у него устойчивой мотивации к военной службе; приобретение в сжатые сроки умений, навыков и компетенций. Все это необходимо для успешного выполнения обязанностей по своему предназначению в войсках, что обеспечит готовность военнослужащего оперативно принимать рациональные решения в интересах решения поставленных боевых задач и сохранение устойчивости военно-профессиональной деятельности в сложных условиях современного боя. Для этого военнослужащему необходима своевременная адаптация на всех этапах прохождения военной службы по призыву.
Адаптация человека представляет собой самостоятельный процесс, характеризующий развитие личности. В зависимости от того, насколько развито это свойство у личности, можно прогнозировать успешность адаптации к различным условиям среды и деятельности. Определить степень развития данного свойства можно через оценку уровня развития некоторых характеристик психологической структуры личности, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. Чем выше уровень развития данных характеристик, тем больше личностный потенциал адаптации, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться [3].
При подготовке рядовых военных специалистов возникает проблема методов контроля и управления военно-профессиональной адаптации с
введением короткой базы подготовки. В ходе реформ в ВС РФ сроки прохождения военной службы по призыву гражданами РФ сокращены с 2 лет до 1 года, а обучение в учебных частях - с 5,5 до 3 месяцев. Это требует пересмотра существующих методических подходов к решению данной проблемы, так как существующие модели адаптации военнослужащих, ориентированные на длительные сроки (2 года) и не позволяют организовать эффективное управление военно-профессиональной адаптацией военнослужащих, проходящих службу по призыву в течение 12 месяцев.
Возможным решением может стать разработка и реализация методики оценки военно-профессиональной адаптации военнослужащих, рекомендаций для ее применения в учебных и строевых частях. Она должна включать: систему отбора призывников по определенным классификационным параметрам на ранних этапах военной службы (в военкоматах); своевременный непрерывный контроль, оценку и диагностирование состояния военно-профессиональной адаптации военнослужащих на всем периоде обучения в учебных частях и при последующей службе в строевых частях.
Прохождение гражданами РФ службы по призыву в ВС, в соответствии с существующим законодательством, можно разбить по функциональному признаку на четыре периода: предварительный - призыв на военную службу военным комиссариатом, два основных - прохождение службы в учебных и строевых частях и заключительный - постановка в военный комиссариат на учет по военно-учетной специальности.
На каждом этапе прохождения службы (в учебной и строевой частях) можно выделить свою группу знаний, умений и компетенций, которые должен приобретать военнослужащий. На их основе он должен адаптироваться к военно-профессиональной деятельности, а командный состав своевременно осуществлять контроль военно-профессиональной адаптации военнослужащего.
С учетом проведенных исследований, была построена модель военно-профессиональной адаптации военнослужащих по призыву.
Для решения поставленной задачи на основании метода экспертных оценок было выявлено 11 критериев, которые оказывают влияние на военно-профессиональную адаптацию военнослужащих по призыву. Каждый из 11 показателей был оценен по степени значимости их влияния на военно-профессиональную адаптацию военнослужащих. Определены тесты для получения результатов.
Основываясь на рекомендациях специалистов следует проводить тестирование не чаще одного раза в шесть месяцев. Но остается возможность возникновения стрессовых и дезадаптивных ситуаций, определяемых сложностью и напряженностью особых условий военной службы в промежуток времени между тестированиями. Поэтому в этот период предлагается, осуществлять текущий контроль адаптационного состояния военнослужащего, используя бально-рейтинговую систему оценки повседневной деятельности.
Процесс военно-профессиональной адаптации военнослужащего воинской части рассматривается в органической взаимосвязи, как составная часть триады, с учебным и воспитательным процессом. Результат исследуемого процесса в динамике определяется в ходе мониторинга на основе определенных критериев адаптации, по которым командным составом, преподавателями, органами воспитательной работы и психологом осуществляется контроль, диагностика и прогнозирование данного процесса и принимаются корректирующего и управленческого плана решения.
Однако интегрирование данных тестирования и мониторинга исследуемого процесса возможно только при условии разработки методики оценки военно-профессиональной адаптации военнослужащих по призыву учебных и строевых частей.
В созданной методике оценки военно-профессиональной адаптации, проведение расчетов и интерпретация полученных при тестировании результатов является трудоемким процессом, который не имеет достаточной определенности для интерпретации критериев при составлении индивидуальных диагноза и прогноза военно-профессиональной адаптации военнослужащих, что обусловило необходимость разработки 6 типов адаптивного поведения.
Классификация типов адаптивного поведения военнослужащих воинской части базируется на взаимосвязи характеристик уровней адаптации наиболее значимых критериев, путем определения коэффициента а (вектор
адаптации), среднего значения Р^ (индивидуальный показатель адаптации) и мониторинга повседневной деятельности значений коэффициента КВН (выполненной недельной нормы). При этом характер тенденции военно-профессиональной адаптации военнослужащего может быть как положительным, так и отрицательным.
Следует отметить, что попытка применить трехступенчатую квалификацию не дает детальной оценки военно-профессиональной адаптации военнослужащего и, соответственно, не представляется возможным точно установить, что именно мешает ему адаптироваться к обучению в учебной или прохождению службы в строевой части, так как чем выше уровень дифференциации типов адаптивного поведения, тем более гибкую и оперативную систему управления им можно применить.
Предложена квалиметрия оценки военно-профессиональной адаптации военнослужащих по критериям, которые заложены в модели, реализующие контроль их военно-профессиональной адаптации. Кроме контроля квалиметрия дает возможность комплексно диагностировать состояние военнослужащего на момент тестирования по предложенным 6 типам адаптационного поведения. Возможность использования данного метода
доказана кластерным и корреляционным анализом, что позволяет создать диагностический комплекс оценки военно-профессиональной адаптации военнослужащих по призыву.
Разработанный диагностический комплекс определения, прогноза и корректировки процесса военно-профессиональной адаптации военнослужащих «КУД-1» представляет программный продукт, который предназначен для определения уровня их военно-профессиональной адаптации к особым условиям военной службы, а, при необходимости, и его корректировки (по личностным характеристикам) командным составом. С помощью программы осуществляется вычисление результатов заданных (критериев), их нормировка, построение математической модели процесса военно-профессиональной адаптации военнослужащего по призыву, определение типа адаптивного поведения и соответствующих ему возможных мероприятий (рекомендаций) для командного состава, а также расчет базисного и цепного индекса недельной нормы повседневной деятельности военнослужащего.
Разработанная программа ориентирована на использование командным составом части в целях повышения эффективности работы с подчиненным личным составом и не требует специальной подготовки. Программа, при необходимости, имеет возможности расширения или замены изучаемых (критериев) и соответствующих им рекомендаций.
На примере военнослужащих учебной части рассмотрим оценку военно-профессиональной адаптации, которую предлагается осуществлять по следующим трем этапам.
1 этап: Выявление начального уровня адаптации военнослужащих в учебной части.
Цель: тестирование военнослужащих, прибывших на обучение в учебную часть, для выявления их начального уровня адаптации, типа адап-
тивного поведения и типовых рекомендаций для управления (временной отрезок - 1 неделя).
Содержание этапа: молодое пополнение (курсанты), проходят тестирование по разработанной методике с применением теста «КУД-1» (вариант для ЭВМ совместимой с IBM).
Результаты тестирования: получены индивидуальные ответы на вопросы теста и сформирована совокупность первичной информации, которая подвергалась обработке согласно разработанному алгоритму по предложенной методике с использованием обоснованной квалиметрии для достижения поставленной цели.
Построение математической модели состояния военно-профессиональной адаптации военнослужащих учебной части реализуется путем построения аппроксимирующей линии в виде уравнения прямой по методу наименьших квадратов на базе полигона:
y = ax + b, (1)
где b - совокупность личностных качеств военнослужащего, имеющих первоочередное значение для эффективной его военно-профессиональной адаптации к условиям обучения в учебной части и дальнейшей военно-профессиональной деятельности (адаптационный потенциал); a - вектор адаптации на момент тестирования.
Интегральная оценка военно-профессиональной адаптации военнослужащего по призыву в виде линейной модели позволила по степени выраженности признака {a, b} выделить три основных типа состояния уровня адаптации: 1 - адаптивный (адаптирован и прогрессирует в развитии); 2 -застоя (устойчив к дезадаптации); 3 - дезадаптивный (не адаптирован и деградирует).
Достоверность результатов аппроксимации оценивается коэффициентом детерминации, значение которого также используется для прогноза
и целевого указания на управление военно-профессиональной адаптацией военнослужащих учебной части.
Процедура кластеризации объекта - военнослужащего - реализуется по разработанным 6 типам адаптивного поведения.
2 этап: Оценка динамики военно-профессиональной адаптации военнослужащего учебной части.
Цель: оценка динамики военно-профессиональной адаптации военнослужащего учебной части в период обучения для повышения его эффективности (временной отрезок - 2 - 11 недель).
Содержание этапа: мониторинг повседневной деятельности военнослужащего в период обучения в учебной части, еженедельное подведение итогов по результатам балльно-рейтинговой системы с учетом разработанной квалиметрии и коррекция индивидуальных мероприятий для управления его процессом военно-профессиональной адаптации.
Результаты: определение индивидуальных и групповых показателей повседневной деятельности военнослужащих в сравнении с их критериальными значениями для контроля и управления их военно-профессиональной адаптацией.
В ходе мониторинга повседневной деятельности осуществляется прямой подсчет результатов выполнения элементов недельного плана по 100 бальной шкале оценок.
Производится вычисление коэффициента выполнения недельной нормы:
N
фак БН j
кш, , (2)
вн j n max
БН j
где N^^j - сумма полученных военнослужащим баллов за j - ую неделю, Nmax - сумма плановых баллов за j - ую неделю.
Значение коэффициента выполненной военнослужащим недельной нормы является критерием протекания военно-профессиональной адапта-
ции на данном этапе его обучения, который сравнивается с критериальным значением для уточнения текущего (недельного) состояния типа адаптивного поведения.
Выполняется расчет показателей динамики адаптации: вычисление цепочечных и базисных индексов коэффициента выполнения недельного плана;
вычисление изменения коэффициента выполненной недельной нормы по отношению к индивидуальному показателю адаптации.
На основе оценки динамики военно-профессиональной адаптации в соответствии с установленной областью изменения адаптивного поведения военнослужащего, командному составу предлагаются типовые управленческие решения для коррекции их состояния адаптации.
3 этап: Выявление уровня военно-профессиональной адаптации военнослужащих учебных частей.
Цель: тестирование военнослужащих перед откомандированием после выпуска из учебной части в воинские части для выявления их фактического уровня адаптации, типа адаптивного поведения и оценки эффективности использования, рекомендуемых типовых мероприятий для управления исследуемым процессом (временной отрезок - 12 неделя).
Содержание этапа: военнослужащие проходят тестирование по разработанной методике с применением адаптированного теста «КУД-1».
Результаты тестирования: получены индивидуальные ответы на вопросы теста и сформирована совокупность первичной информации, которая подвергалась обработке по разработанной методике с использованием предложенной квалиметрии для достижения поставленной цели.
В соответствии с установленным типом адаптивного поведения военнослужащего, рекомендуются типовые управленческие решения для командования воинской части.
Данная методика возможна для использования на всех этапах прохождения службы военнослужащими по призыву. Ее применение не требует больших временных и материальных затрат.
Список литературы:
1. Вязницкий П. О. Адаптация молодого воина к условиям воинской службы и профилактика дезадаптационных расстройств. / П.О. Вязницкий, М.М. Дъяконов, Б.В. Ендальцев. - М.: ЦВМУ МО, 1989.- 43 с.
2. Короткова Н.В. Психологические и медико-социальные особенности ветеранов локальных войск: Автореф. дисс. канд. психол. наук: / Н.В. Короткова. - СПб: ВМедА, 2000. - 19 с.
3. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнецов. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. - 76 с.
References:
1. Vyaznitskiy P.O. Adaptacia molodogo voina k usloviyam voinskoy sluzhby I profil-aktica dezadapcionnyh rasstroistv. / Р.О. Vyaznitskiy, М.М. Dyakonov, B.V. Endalcev. - М.: CVMU МО, 1989.- 43 s.
2. ^rotkova N.V. Psihologicheskie I medico-socialnye osobennosti veteranov lokalnyh voisk: Avtoref. diss. kand. psihol. nauk: / KV. ^гс^^а. - SPb: VMedA, 2000. - 19 s.
3. Kuznetsov P.S. Adaptacia kak funkcia razvitia lichnosti / P.S. Kuznetsov. - Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta, 1991. - 76 s.