Н.И. Кузнецов, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальных наук Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации (етай: [email protected])
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Аннотация. Представлены методологические подходы исследования социальной адаптации. Изучена специфика проявления социальной адаптации курсантов как особенной социальной группы населения российского общества. Доказано, что становление курсантов как военнослужащих осуществляется в результате не только образовательной социализации, но и социальной адаптации, характеризующей приспособление курсантов к военно-социальной среде жизнедеятельности, а также освоение ими существующих военно-гражданских отношений, норм, принципов поведения, ценностей, традиций.
Ключевые слова и словосочетания: социальная адаптация, образовательная социализация, курсанты, военнослужащие.
В 2016 г. началось формирование структур национальной гвардии России. Согласно Федеральному закону «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [1] одной из важнейших государственных задач сегодня является становление эффективных военных организаций национальной гвардии, обеспечение их способности сохранять законность и правопорядок на
УДК 316.34/.35 ББК 60.54
DOI 10.22394/1682-2358-2017-5-101-107
N.I. Kuznetsov, Senior Lecturer of the Humanities and Social Sciences Department, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation
SOCIAL ADAPTATION OF MILITARY STUDENTS AS A SOCIOLOGICAL PHENOMENON
Methodological approaches of social adaptation research are presented. The specificity of the manifestations of social adaptation of military students as a special group of the Russian society is revealed. It is proved that the formation of military students as soldiers is the result of not only educational socialization but also social adaptation that characterizes the adaptation of military cadets to the military and social environment, as well as the development of the existing civil-military relations, norms, behavior principles, values and traditions.
Key words and word-combinations: social adaptation, educational socialization, military students, the military.
Вестник Поволжского института управления
• 2017. Том 17. № 5 1Q1
территории Российской Федерации. Для решения этой задачи сформулированы новые стратегии, цели, определены механизмы формирования кадрового потенциала национальной гвардии. Обосновывается, что в современных условиях основной действующий субъект в военных организациях национальной гвардии — это офицер. В связи с этим главной социальной задачей управления войсками национальной гвардии является формирование военно-профессионального потенциала будущих офицеров, социокультурное развитие, социальная и профессионально-трудовая адаптация курсантов военных институтов как будущих офицеров военных организаций России. В контексте разрешения данной социально-образовательной задачи на высшие учебные заведения возлагается государственная функция — создание профессионально развитого офицера как военного профессионала, социально-ответственной личности, патриота.
Исходя из изложенного, становится очевидной актуальность исследования теоретического аспекта адаптации курсантов военных институтов как будущих офицеров, уточнения адаптационных процессов их образовательно-профессионального развития и жизнедеятельности в целом.
Рассмотрим теоретические основы адаптации, уточним специфику проявления данной категории на уровне курсантов военных институтов. В научных источниках находим обоснование категории «адаптация». На абстрактном уровне адаптация рассматривается как процесс целенаправленного приспособления субъекта к меняющимся внешним и внутренним условиям функционирования организаций разных форм и видов [2] . Социальная адаптация — это процесс, включающий в себя не только непосредственное приспособление человека, но и формирование адаптивного потенциала, позволяющего, во-первых, осознавать изменения в окружающей среде; во-вторых, осуществлять социальную деятельность без социальных конфликтов; в-третьих, стабильно поддерживать необходимую результативность деятельности; в-четвертых, в полной мере удовлетворять свои функциональные потребности; в-пятых, иметь возможность развивать и реализовывать функционально-деятельные способности [3].
По сути, адаптация представляет собой возможную социальную способность человека, реализующуюся в процессе социализации и характеризующую возможность сохранять деятельную устойчивость в условиях трансформации среды его функционирования. Отметим, что любая социальная адаптация, с одной стороны, связана и осуществляется одномоментно с процессом социализации человека, с другой — зависит и определяется социальной средой, в которой реализуется его деятельность, проявляются социально-деятельные связи и отношения [4] . Она ориентирована на осуществление «практик приспособления, при которых деятельность личности как субъекта адаптации представляет собой причину и следствие по отношению ответных мер и действий представителей внешних социальных групп семьи» [5, с. 87] .
Исследуем данные теоретические подходы применительно к жизнедеятельности курсантов военного института, представляющих собой специ-
1 02 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 5
фический субъект социальных отношений. Их жизнедеятельность проходит в условиях жестких норм и правил военного института, который обеспечивает полный материальный достаток, оптимальное удовлетворение потребностей в питании, жилье, одежде и в то же время активизирует механизмы тотального социального контроля, всецело и бескомпромиссно регламентирует все формы служебной и бытовой деятельности, определяет динамику развития профессионального и профессионально-адаптивного потенциала акторов.
Адаптация курсантов — это процесс их целенаправленного приспособления к внешним и внутренним условиям функционирования военной организации. Она преимущественно характеризуется подчиненными, конформными практиками освоения организационной культуры военного института, формированием и реализацией адаптивного потенциала курсанта. Реализация его внутренней, а также внешней адаптации определяется не только трансформацией трудовой деятельности, но и практиками формирования физического и мотивационного потенциалов [6, с. 95—101] . Адаптация курсантов включает в себя следующие процессы: формулирование и конкретизацию задач, направленных на формирование внешнего и внутреннего механизмов приспособления; реализацию данных задач и анализ результативности их осуществления; непосредственную проверку эффективности последовательных технологий осуществления решений, определяющих трудовую сферу; прогнозирование и уточнение результатов реализации задач адаптации [7, с. 103 ].
При этом сохраняются некоторые активные модели воздействия на бытовую и культурную внешнюю среду акторов. Ряд авторов убедительно доказали, что механизм адаптационного развития определяет целенаправленную разработку и внедрение проектов образовательного, а также научно-творческого адаптационного потенциала акторов деятельного взаимодействия [3]. Образовательную социализацию и адаптацию курсантов необходимо рассматривать как единый, взаимосвязанный процесс. Адаптация курсантов означает процесс приспособления акторов к существованию в военном коллективе, формирование способностей подстраиваться к изменяющимся условиям предметного взаимодействия, а также является условием и результатом активной образовательной социализации, направленной на усвоение норм, ценностей, традиций, потребностей, интересов военной организации.
На практике проявляется несколько типов адаптации курсантов. Наиболее существенные из них два: нормальная, представляющая собой конструктивный процесс, и девиантная — деструктивные процессы, дезадаптационные практики. Нормальная социальная адаптация определяется адекватным поведением курсанта относительно формальных норм и правил военного института, соответствием процессов его социализации динамике изменений условий социальной среды функционирования. По сути, нормальная социальная адаптация курсанта позволяет ему успешно осознавать и осваивать меняющиеся
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 5 III 3
требования среды жизнедеятельности. Последнее предусматривает не только динамичное приспособление к факторам внешней социальной среды, но и эффективное функционирование, успешное осуществление трудового накопления деятельного адаптивного потенциала без признаков роста социальной напряженности в коллективе в целом. Нормальная общественная адаптация приводит к устойчивому приспособлению личности курсанта при различных трансформационных процессах среды функционирования, наличии ее типовых флуктуаций, формировании типичных социальных противоречий и групповых проблем взаимодействия. В данных условиях деструктивные процессы в коллективах военного института не приводят к существенным нарушениям эффективности практик функционирования курсанта, при этом не возникает условий для негативных структурных сдвигов и деформаций в социальной среде их взаимодействия.
Девиантная адаптация характеризуется несоответствием процессов социализации изменениям условий функциональной среды курсанта: негативными проявлениями в рамках обеспечения приспособления и удовлетворения потребностей курсантов либо несоответствием ожиданий администрации военного института или иных участников общественных взаимодействий, отторжением коллективом некоторых поведенческих практик курсантов.
Девиантная социальная адаптация имеет свои особенности проявления. Курсант находится в относительно замкнутой среде, поэтому и приспособление представляет собой более сложный и разносторонний процесс, предусматривающий не только формирование специального адаптационного потенциала военнослужащего, но и реализацию определенного уровня общественной активности курсанта, развитие опыта такого рода с внутренней и внешней средой военного института. Последнее как раз и призвано привести к формированию социально значимого, а значит необходимого и ожидаемого соотношения стратегий, целей, задач, потребностей и интересов личности курсанта, отдельных групп обучаемых, администрации и трудового коллектива военного института в целом. Социальная адаптация курсанта не имеет деви-антных проявлений только тогда, когда в военном институте обеспечиваются условия интеграции индивидуальных и коллективных целей и задач, социальных потребностей, реализации интересов курсантов на основе коллективной совместной деятельности акторов.
Условно можно выделить следующие этапы социальной адаптации курсантов.
Во-первых, начальный этап — предадаптационная подготовка. В период обучения в школе, на стадии поступления в военный институт актор делает сознательный военно-профессиональный выбор. Он предполагает будущее освоение военной специальности, неформально планирует предстоящие трансформации в системе собственной жизнедеятельности. На этом этапе молодой человек активно и целенаправленно познает и исследует нормы военной организации, особенности военно-профессиональной деятельности офицера, ценности военной службы.
104
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 5
Во-вторых — этап первоначального социального напряжения. В первые дни в военном институте актор проходит курс молодого бойца, идет начальная фаза формальной образовательно-военной социализации, формируются социальные механизмы переадаптации бывших абитуриентов. При этом существенно накапливается неопределенность, возрастает напряжение, формируется неуверенность, неудовлетворенность физических и функциональных потребностей курсантов, падает деятельная активность курсантов. Объективно мобилизуются их внутренние ресурсы, зарождаются основы их адаптационного потенциала.
В-третьих — дезадаптация (первичная или вторичная). В первые месяцы в военном институте у актора, как правило, появляется не только неуверенность, но и некомфортность общественного взаимодействия, усиливается отличие интересов и функциональных потребностей, нарастает напряженность, обостряются конфликтные практики на горизонтальном и вертикальном уровнях общественного взаимодействия. Всякая деятельность является нестабильной, неустойчивой и часто непредсказуемой, ведь старые социальные технологии, реакции на изменяющиеся условия уже не действуют и не могут обеспечить необходимого устойчивого взаимодействия на горизонтальном и вертикальном уровнях военного института. На данном этапе повышается значение раздражителей внешней среды, формируются экстремальные условия, нестандартные факторы проявляются как фрустрирующие, непреодолимые преграды социальной деятельности. В итоге обостряются конфликты между группами курсантов, между курсантами и представителями администрации. Рассогласовывается процесс удовлетворения традиционных функциональных потребностей, не воспринимаются конструктивно специфические нормы поведения, организационные ограничения, не усваиваются военно-организационные ценности дисциплины и порядка. Первичная дезадаптация — самый сложный и непредсказуемый этап, когда деятельность акторов может быть как конструктивной, так и разрушительной.
В рамках конструктивных практик курсант-новичок активирует собственную деятельность, направленную на изучение изменяющейся обстановки, находит положительные и отрицательные моменты в сложившейся ситуации, ищет варианты изменения собственных социальных практик, оптимизирует поведение и в итоге находит выход из непредсказуемых ситуаций, конфликтных проявлений сослуживцев, ситуаций рассогласованности интересов. В рамках разрушительных практик у курсанта-новичка проявляется полное рассогласование собственных потребностей, а также жестких ограничений. Формируется непонимание путей и способов стабильного удовлетворения функциональных потребностей.
Разрушительные дезадаптационные практики приводят к двум формам негативных проблем: 1) социальной агрессии (искусственной атаке, а впоследствии и разрядке); 2) уходу от существующей реальности (представлению заявления об отчислении из военного института, бегству от противоречий). Условно социальную агрессию можно охарактеризовать
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 5 Ц 15
как попытку активного отстранения (иллюзии целевого уничтожения) возникшей проблемы. При этом на практике осуществляется разрушение условий и возможностей успешного социального функционирования курсанта. Здесь могут проявляться бессвязные попытки девиантного поведения, развязывания беспочвенного конфликта, чувственные вспышки (ярость, непонимание, гнев, недовольство, требования изменения внешних функциональных условий). Уход от существующей реальности представляет собой процесс полной девальвации приспособленческого потенциала, потерю способности дальнейшей эффективной адаптации курсанта. В отдельных случаях возможны апатия, самобичевание, депрессивное проявление поведения.
В-четвертых — устранение дезадаптационного напряжения, реакция «выхода» курсанта из дезадаптационного состояния. Результат формальной или неформальной социализации — накопление адаптационного потенциала, его деятельная реализация, направленная на привыкание к изменениям внешней социальной среды военного института, возвращение прежних реакций на изменения, формирование новых целесообразных реакций. В конечном итоге эффективная социализация направленна на саморазвитие необходимых способностей адаптироваться к постоянным изменениям.
Таким образом, становление курсантов как военных офицеров осуществляется в результате двойственных процессов: общественной адаптации и образовательной социализации, что в конечном итоге ориентировано не только на приспособление акторов к военно-социальной среде жизнедеятельности, но и на освоение ими существующих военно-гражданских отношений, норм, принципов поведения, ценностей, традиций, формирования оптимальной модели коммуникационного взаимодействия с представителями военно-социальной среды. Адаптация курсантов призвана обеспечить приспособление личности к новой военно-социальной среде в результате формирования адаптивного военно-профессионального потенциала и его реализации, проявление умений оценивать, обобщать и анализировать изменения ситуации общественного окружения, осознания личных возможностей, трансформации поведенческих стратегий, целей и задач собственной деятельности в контексте изменяющейся обстановки. Предполагается также формирование и реализация адаптивных военно-профессиональных способностей органического приспособления к изменяющимся условиям внешней социальной среды, а также демонстрация устойчивого умения поддерживать свое поведение на необходимом уровне в соответствии со стратегическими целями и задачами военной организации. В данном контексте адаптационный военно-профессиональный потенциал представляет собой не только определенный набор военно-профессиональных знаний, умений, навыков, но и систему свойств личности курсанта, уровень его культуры, включающей ценности дисциплины, органичного поведенческого приспособления, порядка, приверженности к административному послушанию, подчинению имеющимся административным требованиям, социальным ожиданиям руководства, пот-
106 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 5
ребности подчинения жестко установленным ролям в структуре властных отношений военной организации, иными словами, способность к реализации деятельных практик, направленных на приспособление как реакцию на изменение и воздействие внешней социальной среды жизнедеятельности в военном институте.
Реализация адаптационных потенциальных способностей создает возможность нормальной жизнедеятельности курсантов в условиях сложной социально-функциональной среды военной организации, достижение необходимой эффективности взаимодействия с военно-трудовым коллективом. Адаптационные способности курсанта определяют его возможность согласовывать личные, коллективные (или групповые) общественные цели, задачи, потребности, а также координировать, определять трансформацию личных и коллективных деятельных практик. В связи с этим неадаптивность проявляется как рост социальных противоречий курсанта, профессиональных групп военного института в целом. Она определяет несоответствие между целями, задачами, потребностями социально-профессиональных групп, разбаланси-рованность результатов деятельной активности курсанта и социальных ожиданий администрации военного института, военно-профессионального коллектива. Данную разбалансированность можно рассматривать на нескольких уровнях идентификации: 1) согласованности целей; 2) интеграции решения трудовых задач; 3) удовлетворения социальных и трудовых потребностей; 4) ориентации и реализации интересов. Внешне противоречия несовпадения интересов проявляются в неэффективности образовательно-деятельных практик курсантов, рассогласовании целей и намерений, конфликтов индивида с администрацией института, трудовым коллективом или обществом в целом.
Библиографический список
1. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск. 2016. № 7014 (146).
2. Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследования адаптации студентов к обучению в вузе // Человек и общество. 2006.
3. Баландина Т.М., Немоляев В.В. Социальное конструирование профессиональной культуры работников организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 197-200.
4. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. Современная социологическая интерпретация общественного воспроизводства // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. Т. 15, вып. 3. 2015. № 3. С. 46-52.
5. Хвостанцев С.В. Социальная адаптация семьи в условиях современного этапа социальных реформ // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 3 (48).
6. НемоляевВ.В., Пихтелв А.М. Конструирование социально-профессионального развития офицеров национальной гвардии России // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17, № 3.
7. Хвостанцев С.В. Социальный контроль процессов трудовой адаптации семьи офицера // Профессионализм военнослужащего: стратегия и перспективы развития в современной России: сборник научных статей. Саратов, 2016.
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 5 III 7