Научная статья на тему 'Этапы педагогической работы воспитателя с семьей ребенка, испытывающего трудности при усвоении программного материала'

Этапы педагогической работы воспитателя с семьей ребенка, испытывающего трудности при усвоении программного материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ИСПЫТЫВАЮЩИЙ ТРУДНОСТИ ПРИ УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА / СЕМЬЯ / ВОСПИТАТЕЛЬ / ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ / ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Е. Н., Рымханова А. Р.

Большое значение в формировании личности ребенка имеет его семья. Наличие ребенка, испытывающего трудности при усвоении программного материала, в большинстве случаев изменяет весь семейный уклад, влияет на психологический климат семьи, но при этом социально-образовательная роль семьи остается по-прежнему одной из важнейших. Работа воспитателя с семьей ребенка указанной категории имеет свои особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы педагогической работы воспитателя с семьей ребенка, испытывающего трудности при усвоении программного материала»

УДК 376.1

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ работы воспитателя С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА, ИСПЫТЫВАЮЩЕГО ТРУДНОСТИ ПРИ УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

© 2014 Е. Н. Лихачева1, А. Р. Рымханова2

1канд. педагогич. наук, доц. каф. педагогики и психологии

Карагандинский университет «Болашак»

2

магистр каф. дефектологии

Карагандинский государственный университет им. Е. Букетова

e-mail: likch@mail.ru

Большое значение в формировании личности ребенка имеет его семья. Наличие ребенка, испытывающего трудности при усвоении программного материала, в большинстве случаев изменяет весь семейный уклад, влияет на психологический климат семьи, но при этом социально-образовательная роль семьи остается по-прежнему одной из важнейших.

Работа воспитателя с семьей ребенка указанной категории имеет свои особенности.

Ключевые слова: ребенок, испытывающий трудности при усвоении программного материала, семья, воспитатель, особенности работы, готовность.

На огромное значение семьи в воспитании ребенка указывали многие ученые. Под руководством родителей дети овладевают начальными представлениями об окружающем мире, усваивают эталоны поведения в обществе, учатся строить свои межперсональные взаимоотношения и др. [Бойчева 1996].

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка. Она же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семейном воспитании. Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей - это организация усвоения моральных норм. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат взрослые - их поступки, взаимоотношения. Решающим моментом в усвоении образцов поведения являются оценки, которые дают взрослые, поскольку они обучают ребенка правилам поведения на протяжении дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, соблюдением режима, и элементарные правила обращения с окружающими предметами. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношения с окружающими людьми. Для гармоничного психического развития ребенка дошкольного возраста необходима активная стимуляция путем общения с родителями.

Как показывает практика, в случае наличия в семье проблемного ребенка, роль семьи остается по-прежнему одной из важнейших. Поэтому педагогический процесс дошкольного учреждения не должен ограничиваться на ребенке, а распространяться и на его семью. Родители должны получить информацию не только о проблемах ребенка в процессе обучения и воспитания, но также и об особенностях его развития. Одновременно с этим они должны быть ориентированы в возможностях дальнейшего его развития, а также иметь возможность научиться методам и приемам,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

способствующим его обучению, воспитанию и развитию в домашних условиях [Зверева 1990: 12].

Работа воспитателя с родителями ребенка, испытывающего трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, требует последовательного прохождения следующих этапов:

- создание доверительных отношений с родителями ребенка, испытывающего трудности при усвоении дошкольной образовательной программы;

- формирование готовности (теоретической, эмоциональной и практической) родителей к взаимодействию с ребенком, испытывающим трудности при усвоении дошкольной образовательной программы.

Такое поэтапное деление обеспечивает постепенное, а главное, осознанное вхождение семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Первый этап. Первой обязательной предпосылкой успешного результата взаимодействия воспитателя с родителями ребенка, испытывающего трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, является умение воспитателя создать доверительные, откровенные отношения с ними. В основе доверительных отношений лежат безусловное уважение, признание того беспокойства, которое испытывает семья ребенка. Чрезвычайно способствует установлению контакта умение воспитателя показать свое отношение к родителям как искренне заинтересованным в устранении имеющихся трудностей ребенка, как глубоко знающим и понимающим его. Такое отношение несовместимо с прямой или косвенной критикой действий родителей, сомнениями в их педагогической компетенции. Следует учесть, что любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и, по меньшей мере, закроет путь для откровенного обсуждения всех сторон проблемы. В процессе беседы воспитатель не должен ограничиваться только анализом проблемы. Важнейшей задачей воспитателя является снятие чувства тревоги у родителей ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребенка. Воспитатель должен чутко улавливать наличие у родителей чувства угнетенности, вины, тревоги, безнадежности и дать возможность выражать, обговаривать эти чувства. Одновременно с этим, эффективным способом справиться с чувством вины родителей является путь разбора трудностей. При этом нужно иметь в виду возможность наличия скрываемого чувства вины у родителей данной категории детей. Опыт показывает, что положительная оценка воспитателем тех или иных конкретных воспитательных действий или установок родителей (разумеется, действительно педагогически оправданных) в этом случае может существенно повысить их уверенность в своих силах. На этом этапе работы воспитатель вместе со снятием у родителей отрицательных эмоций и детального рассмотрения проблемы должен стремиться акцентировать их внимание на положительных моментах, связанных с обучением, воспитанием и личностными характеристиками ребенка, а также стимулировать родителей на активный поиск возможных путей решения проблемы. В то же время на этом этапе необходимо уделить специальное внимание разъяснению возможных целей и задач работы с ребенком, так как у многих родителей наблюдается недооценка объема и сложности процесса обучения и воспитания, прежде всего по времени, установка на получение готового «рецепта» и т.д. Одновременно воспитатель в динамике беседы должен сформировать установку на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка, а также путей работы с ним.

Следует учесть, что при взаимодействии воспитателя с родителями на этом этапе часто бывает недостаточно одной беседы для того, чтобы установить доверительные отношения с ними. Для этого потребуется несколько встреч. Желательно проводить

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Лихачева Е. Н., Рымханова А. Р. Этапы педагогической работы воспитателя с семьей ребенка,

испытывающего трудности при усвоении программного материала

беседу одновременно с обоими родителями, это поможет получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребенка, и, кроме того, позволит родителям почувствовать общую ответственность за процесс обучения и воспитания ребенка.

Основными формами работы воспитателя с родителями на этом этапе являются индивидуальные беседы.

Второй этап. Известно, что эффективность любой деятельности определяется в первую очередь психологической готовностью к этой деятельности. Понятие «готовность к действию» в психологическом словаре трактуется как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [Краткий психологический словарь 1998: 47]. Таким образом, готовность - это первичное, фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности.

Основываясь на понимании сущности «готовности», а также «готовности к педагогической деятельности» мы пришли к выводу, что готовность родителей к взаимодействию с ребенком, испытывающим трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, представляет совокупность трех компонентов: теоретического, эмоционального и практического.

Теоретический компонент - это знание родителями особенностей развития детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, ориентация их в типологии данной категории детей, в специфике их потребностей, мотивов, интересов; понимание целостности функционального развития отдельных сторон психической организации ребенка: познавательной, эмоциональноволевой.

Эмоциональный компонент предполагает формирование адекватной позиции по отношению к ребенку, а также уважение его индивидуальности, одобрение его интересов и склонностей, внимательное отношение к ребенку, вера в его положительные возможности. Здесь очень важно утвердить родителей в понимании того, что ребенок, испытывающий трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, имеет те же потребности, что и все дети его возраста.

Для того чтобы заинтересовать и привлечь родителей к совместной работе, необходимо не только доказательно обосновать необходимость такого сотрудничества, но и представить (спрогнозировать) результаты работы. Одновременно на данном этапе следует уделить специальное внимание разъяснению возможных целей и задач педагогической помощи ребенку. Необходимо предупредить родителей о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе проведения педагогической работы.

Практический компонент предполагает организацию совместной деятельности детей с родителями. Задача воспитателя на этом этапе заключается в проведении установочного занятия с родителями, целью которого являются организационные вопросы по проведению домашних занятий с детьми, а также систематический контроль за промежуточными результатами выполняемых домашних заданий.

На этапе формирования готовности родителей к взаимодействию с ребенком, испытывающим трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, в качестве основной формы взаимодействия мы предлагаем индивидуальную форму. Но наряду с индивидуальными формами работы воспитателя с родителями весьма желательной является групповая работа. По результатам нашего наблюдения, включение (объединение) родителей в группы улучшает детско-родительские отношения, расширяет межличностные контакты семьи ребенка с обществом.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

На любом этапе работы воспитатель должен стремиться освободить родителей от тяжелых чувств, связанных с проблемами ребенка, стимулировать их внимание к позитивным сторонам проблемы и активному поиску возможных ее решений.

Таким образом, можно выделить следующие основные особенности педагогической работы воспитателя с семьей ребенка, испытывающего трудности при усвоении дошкольной образовательной программы:

- работу, как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями, можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье;

- фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления;

- изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их в различных видах деятельности;

- эффективность работы воспитателя с семьей ребенка будет зависеть от умения последнего установить эмоционально теплые, доверительные отношения с родителями;

- положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично/

Библиографический список

Бойчева В.А. Семья, ребенок, детский сад // Дошкольное воспитание. 1996. №3. С. 63-66.

Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. М.: Прометей, МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. 46 с.

Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. 505 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.