Научная статья на тему 'Переподготовка педагогических кадров для работы в современном дошкольном образовательном учреждении'

Переподготовка педагогических кадров для работы в современном дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ / ДОШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УСВОЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / CHILD / MENTAL RETARDATION / PROBLEMS OF CHILDREN / PRE-SCHOOL PROGRAM / LEARNING / PROFESSIONAL SKILLS / TRAINING / TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Елена Николаевна

Современное дошкольное образование нуждается в специалистах нового, качественно иного уровня. Для работы с детьми, испытывающими трудности при усвоении дошкольной образовательной программы необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук. Особо важным в этой ситуации становится умение специалистов использовать в своей работе широкий спектр педагогических, психологических и дефектологических мероприятий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Следовательно, современное развитие дошкольного образования требует реализации новых подходов к системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в дошкольных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR RETRAINING TEACHERS TO WORK IN TODAY'S PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Contemporary early childhood education professionals need a new, qualitatively different level. To work with children experiencing difficulties in the assimilation of pre-school educational programs specialists, possessing basic knowledge of related sciences, are needed. Particularly important in this situation is the ability of experts to draw on the wide range of educational, psychological and defectology measures to improve the educational process. Hence, the modern development of early childhood education requires the implementation of new approaches to the system of training and retraining of teachers to work in pre-schools.

Текст научной работы на тему «Переподготовка педагогических кадров для работы в современном дошкольном образовательном учреждении»

УДК 376.112.4

ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© 2012 Е.Н.Лихачева

Карагандинский университет «Болашак». Казахстан

Современное дошкольное образование нуждается в специалистах нового, качественно иного уровня. Для работы с детьми, испытывающими трудности при усвоении дошкольной образовательной программы необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук. Особо важным в этой ситуации становится умение специалистов использовать в своей работе широкий спектр педагогических, психологических и дефектологических мероприятий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Следовательно, современное развитие дошкольного образования требует реализации новых подходов к системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в дошкольных учреждениях. Ключевые слова: ребенок, задержка психического развития, трудности детей, дошкольная программа, усвоение, профессиональный уровень, переподготовка, педагогические кадры.

В дошкольный период жизни ребенка весьма заметно проявляются не только общие возрастные черты, но и существенные индивидуальные различия, касающиеся, прежде всего, темпа психического развития. У отдельных детей наблюдается опережение психического развития, а у некоторых, наоборот, его задержка, затрудняющая процесс обучения и воспитания. Задержка психического развития - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.

Основные закономерности развития индивида являются едиными как для детей с нормальным развитием, так и для детей с задержкой психического развития. Однако эти закономерности проявляются в иные сроки, в различном темпе и качестве, и могут при отсутствии целенаправленной педагогической помощи сопровождаться образованием специфической иерархией первичных и вторичных отклонений, трудностями социальной адаптации ребенка

Анализ педагогической характеристики ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста выявил следующие особенности. Запас знаний детей дошкольного возраста с задержкой психического развития об окружающем мире ограничен. Они плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, с которыми неоднократно встречались в жизни: сезонные изменения в природе; состав семьи и труд ее членов; различные признаки конкретных предметов; не имеют многих элементарных математических представлений; речь детей отличается бедностью словаря и синтаксических

Лихачева Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail: likch@mail. ru

конструкций. У них недостаточно развит фонематический слух: для них характерны затруднения в понимании художественных произведений, причинно-следственных и других связей. У подавляющего числа детей наблюдается низкий уровень элементарных трудовых умений и навыков, например, в работе с бумагой, конструктором, в самообслуживании отмечаются моторные затруднения. Наряду с выделенными особенностями отмечается низкий уровень развития мелкой моторики: несформированность точных движений кистей рук и праксиса.

Изучение зрительного восприятия показало, что, несмотря на отсутствие сенсорных нарушений (т.е. снижения остроты и выпадения полей зрения), многие зрительные операции они выполняют более медленно, чем нормально развивающиеся дети. Они замечают гораздо меньше окружающих, зрительно воспринимаемых объектов. Для них требуется более длительное время на ознакомление с наглядными пособиями, текстами и др. Зрительно воспринимаемый материал должен содержать небольшое число деталей, сопровождаться дополнительными комментариями, облегчающими объединение отдельных элементов материала в единый образ.

Проблема изучения образной сферы еще недостаточно разработана. В результате исследований был обнаружен низкий исходный уровень сформированности пространственных представлений. Выявлена последовательность в порядке развития пространственных представлений. Раньше и успешнее формируются представления о форме предметов. Несколько позднее развиваются представления о величине. Еще медленнее - представления о направлениях пространства. Значительные трудности дети испытывают при овладении умением осуществлять и словесно определять пространственные отношения предметов между собой. Затруднена

ориентация в частях собственного тела. Однако наличие значительной положительной динамики в развитии пространственных отношений позволяет говорить об обратимости имеющихся недостатков пространственной ориентировки. Для этих детей характерна своеобразная структура памяти, а именно, большая продуктивность непроизвольного запоминания, преобладание зрительной памяти над слухоречевой, плохое опосредованное запоминание.

Отличительной особенностью этих детей является отставание в развитии всех видов мышления и, особенно, словесно-логического, не-сформированность основных мыслительных операций, неполноценность процессов анализа, абстрагирования и обобщения, недостаточная гибкость мышления. Характерной особенностью является выраженное нарушение у большинства из детей функции активного внимания. Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребенка. Кроме того, для многих детей характерен ограниченный объем внимания, его фрагментарность, когда ребенок в определенный момент времени воспринимает лишь отдельные части предъявляемой ему информации. Одной из частых особенностей нарушений внимания у детей является его недостаточная концентрация на существенных признаках. Нарушения внимания особенно выражены у детей с гиперактивным поведением, т.е. при двигательной расторможен-ности и повышенной возбудимости. В интеллектуальной деятельности у многих детей обнаруживается снижение внимания из-за повышенного уровня утомляемости. Наблюдается также колебания внимания и в процессе трудовой деятельности. При выполнении трудовой деятельности дети недостаточно выслушивают инструкцию, хотят скорее начать действовать.

Составной частью психических процессов является эмоционально-волевая сфера. У этих детей отмечается незрелость эмоций, воли и личности в целом. Они не способны к возрастным нормам игровой деятельности, не умеют ограничивать свои желания, бурно реагируют на все запреты, отличаются упрямством. Игровые интересы у них патологически длительно сохраняются. Отмечается недостаточная произвольная регуляция деятельности1.

Следует заметить, что группа детей с задержкой психического развития крайне неодно-

1 Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ // Школа здоровья. - 2001. - №2. - С.28; Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М.: 1993. -С.72.

родна. Так, у одной из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере выражены не резко. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению, с трудом формируется чувство долга, ответственности, критичности к своему поведению. У другой категории детей с задержкой психического развития преобладает недоразвитие различных сторон познавательной деятельности. Таким образом, дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах развития, то есть иметь различный биологический возраст, различную степень сформированности психических процессов, а, следовательно, различные возможности для усвоения дошкольных образовательных программ.

Анализ программ дошкольного обучения и воспитания, используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, выявил их ориентацию на формирование личности ребенка, обладающего способностями применять знания и умения в жизненных ситуациях в виде ключевых компетенций. Данные программы не учитывают объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками, то есть различные возможности детей с точки зрения их темпа развития. Вследствие этого определенная часть детей в условиях массовых детских дошкольных учреждений будет испытывать трудности при усвоении программного материала. В то же время у воспитателей детских садов отмечается недостаточный уровень знаний в вопросах обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении программного материала, не разработан методический материал по устранению таких затруднений, а также рекомендации для воспитателей по работе с родителями указанной категории детей.

При обучении и воспитании детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, особую значимость приобретает поиск в педагогическом процессе таких условий, при которых обучение и воспитание этих детей протекало бы на высоком, эффективном уровне. Под педагогическими условиями надо понимать совокупность необходимых внешних требований, удовлетворение которых обеспечит достижение желаемого результата2. В настоящее время возрастает интерес к тем педагогическим системам, в которых задачи воспитания и обучения сочетаются

2 Новоселов С.А., Шкутина Л.А., Егоров В.В. Творческий компонент подготовки педагога профессионального обучения. - Киров: 2001. - С.12.

с индивидуальными особенностями развития детей. Эффективность педагогической помощи таким детям, прежде всего, будет зависеть от знания воспитателями особенностей развития ребенка, условий его обучения и воспитания с целью достижения максимально возможного уровня образования, личностного развития и готовности этих детей к самостоятельной взрослой жизни. Как следствие, возрастает роль психолого-педагогических знаний воспитателя в вопросе обучения и воспитания этой группы детей.

Воспитатель дошкольного учреждения - это личность, реализующая в рамках этого учреждения учебно-воспитательный процесс. Главной функцией воспитателя при этом является управление процессами обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. В настоящее время общественность, родители предъявляют к личности воспитателя, его профессиональным качествам высокие требования. Сущность данных требований, прежде всего, сводится к системе профессиональных качеств воспитателя, определяющих успешность и эффективность педагогической деятельности (успешность обучения, обучение без утомления, поддержание желания детей учиться, сохранение здоровья детей как психического, так и физического и т.д.).

В настоящее время, в связи с увеличением числа детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, организация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении должна осуществляться как на основе принципов дошкольного воспитания, так и дополнительно принципов коррекционной педагогики, а, следовательно, предполагать со стороны воспитателей глубокое понимание основных причин и особенностей индивидуальных вариантов развития детей, умение определять условия для развития их познавательной и эмоционально-волевой сферы с целью реализации резервов развития детей, а также их эффективного обучения и воспитания.

В связи со сложностью профессиональных задач, возникающих перед воспитателями современного дошкольного учреждения, довольно остро встает вопрос их теоретической и практической подготовки. Так, по результатам проведенного нами опроса воспитателей дошкольных учреждений города Караганды и Карагандинской области (Республика Казахстан), только 17% специалистов отметили, что владеют некоторыми знаниями и навыками в области обучения и воспитания детей, имеющих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы. При этом практически все эти вос-

питатели (91%) объясняют свой недостаточный уровень тем, что их профессиональная деятельность протекает в рамках традиционного, ориентированного на стандартно заданную модель дошкольника, подхода. Приемами и методами психолого-педагогической диагностики в своей профессиональной деятельности пользуются лишь 3% воспитателей.

Итак, проведенный нами анализ, сложившейся практики обеспечения дошкольных учреждений специалистами показал: большинство воспитателей, владея определенным опытом работы, недостаточно вооружены знаниями об особенностях психофизического развития детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, методами психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста, технологиями коррекци-онного воздействия в процессе их обучения и воспитания.

Современное дошкольное образование нуждается в специалистах нового, качественно иного уровня. Это должны быть воспитатели, готовые к работе с различной категорией детей, вне зависимости от вариативности их индивидуальных возможностей (в частности, темпа их психического развития), со знанием особенностей психофизического развития детей, владеющие приемами коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении и воспитании детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, в специалистах, способных к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от сложившихся обстоятельств. Как видно, для работы с детьми, испытывающими трудности при усвоении дошкольной образовательной программы необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук. Особо важным в этой ситуации становится умение специалистов использовать в своей работе широкий спектр педагогических, психологических и отчасти дефектологических мероприятий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Следовательно, современное развитие дошкольного образования требует реализации новых подходов к системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в дошкольных учреждениях.

На основе результатов, проведенного нами анализа сложностей, с которыми сталкиваются воспитатели дошкольных учреждений при обучении и воспитании детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, мы разработали специальный курс «Индивидуальный подход в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста».

Основной целью этого курса является формирование знаний воспитателей об особенностях обучения, воспитания и развития детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, а также приобретения ими практических навыков в этой области. Данный курс включает в себя 24 лекционных часа, 6 часов семинаров, 3 часа практических занятий и позволяет воспитателям дошкольных учреждений получить теоретическую подготовку в вопросе обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, а также приобрести практические навыки в работе с данной категорией детей.

Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод. Организация учебно-воспитательного процесса с детьми, испытывающими трудности при усвоении дошкольной образова-

тельной программы, должна осуществляться с учетом принципов коррекционной педагогики и предполагать со стороны воспитателей глубокое понимание основных особенностей индивидуального варианта развития детей. В настоящее время государство придает большое значение процессу переподготовки и повышению квалификации педагогических кадров. Среди основных направлений этой работы выделяется усовершенствование содержания образовательных программ. На современном этапе, эти учебные программы должны быть ориентированы на формирование у специалистов навыков поисковой, исследовательской и творческой деятельности в работе с различной категорией детей. В связи с этим, должны быть увеличены удельный вес и качественное изменение учебных программ институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

THE NEED FOR RETRAINING TEACHERS TO WORK IN TODAY'S PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

© 2012 E.N.Likhacheva Karaganda University «Bolashak». Kazakhstan

Contemporary early childhood education professionals need a new, qualitatively different level. To work with children experiencing difficulties in the assimilation of pre-school educational programs specialists, possessing basic knowledge of related sciences, are needed. Particularly important in this situation is the ability of experts to draw on the wide range of educational, psychological and defectology measures to improve the educational process. Hence, the modern development of early childhood education requires the implementation of new approaches to the system of training and retraining of teachers to work in pre-schools.

Key words: child, mental retardation, problems of children, pre-school program, learning, professional skills, training, teaching staff.

Elena Nikolaevna Likhacheva, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Pedagogy and Psychology. E-mail: likch@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.