Научная статья на тему 'Особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении'

Особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2139
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIALIZATION / INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баярмагнай Мунхзаяа

В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. Современное состояние проблемы социальной адаптации детей из семей мигрантов позволяет выявить недостаточную готовность педагогов к созданию условий, обеспечивающих адаптацию детей к новой социальной среде через взаимодействие с их родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баярмагнай Мунхзаяа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In recent years the processes of migration of population have been being significantly intensified in connection with the social changes all over the world. People retain less and less the traditional structure of life, social bonds, the natural and environmental living conditions and vital activity. The abrupt change in customary living conditions, caused by the removal of family to another country or region, where there are different cultural traditions and language, leads to the disorientation of a child-preschooler from a migrant family. The contemporary state of the problem of the social adaptation of children from migrant families allows to reveal insufficient readiness of pedagogues for the establishment of conditions, which should ensure the adaptation of children to a new social milieu through interaction with their parents.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении»

Особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов

М. Баярмагнай (Московский гуманитарный университет)*

В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошколь-ника из семьи мигрантов. Современное состояние проблемы социальной адаптации детей из семей мигрантов позволяет выявить недостаточную готовность педагогов к созданию условий, обеспечивающих адаптацию детей к новой социальной среде через взаимодействие с их родителями.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, социализация, взаимодействие.

Features of Interrelations between Teachers and Parents in the Processof Adaptation of a Child from Migrant Family

M. Bayarmagnay

(Moscow University for the Humanities)

Abstract: In recent years the processes of migration of population have been being significantly intensified in connection with the social changes all over the world. People retain less and less the traditional structure of life, social bonds, the natural and environmental living conditions and vital activity. The abrupt change in customary living conditions, caused by the removal of family to another country or region, where there are different cultural traditions and language, leads to the disorientation of a child-preschooler from a migrant family. The contemporary state of the problem of the social adaptation of children from migrant families allows to reveal insufficient readiness of pedagogues for the establishment of conditions, which should ensure the adaptation of children to a new social milieu through interaction with their parents.

Keywords: adaptation, social adaptation, socialization, interaction.

Детский сад и семья — важнейшие институты первичной социализации ребенка-дош-кольника. И в семье, и в детском саду в общении с педагогами и сверстниками дошкольники осваивают пространство культуры, приобретают жизненные навыки, усваивают норма поведения. В личностном взаимодействии взрослых с детьми, самих детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. В философской, психологопедагогической литературе (К. А. Абульхано-ва-Славская, А. Н. Аверьянов, Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, Н. Ф. Радионова, В. И. Слободчи-

ков и др.) взаимодействие рассматривается как особый тип связи субъектов совместной деятельности и общения. Взаимодействие, построенное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества. Исходя из исследований по работе детского сада с родителями (Е. П. Арнаутова, Т. А. Данилина,

В. П. Дуброва, О. Л. Зверева, О. В. Огородно-ва, З. И. Теплова и др.), в работе обосновывается предположение, что основой взаимодействия взрослых является педагогическая компетентность педагогов и педагогическая культура родителей в организации адаптационного периода детей-мигрантов через

* Баярмагнай Мунхзаяа — аспирантка кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-74-59. Эл. адрес: munkhzaya.b@mail.ru

поиск наиболее эффективных способов сотрудничества взрослых, разработку и реализацию соответствующей педагогической технологии взаимодействия.

Содержание и результаты констатирующего эксперимента осуществлялись по двум направлениям.

Первое направление — выявление компетентности взрослых в организации процесса адаптации ребенка из семьи мигрантов; изучение особенностей взаимодействия педагогов с родителями в этот период.

В эксперименте участвовали 60 детей в возрасте 5-6 лет, из них 21 ребенок из семей мигрантов (13 девочек и 8 мальчиков). Он проводился в старших и подготовительных группах ДОУ №№ 25, 101, 109 г. Санкт-Петербурга. В анкетировании приняли участие 20 заведующих детскими садами, которые посещали дети из семей мигрантов, и 50 воспитателей, имевших опыт работы с данными детьми. Анкеты были предложены 50 родителям семей, которые приехали в Россию из Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Чечни, Дагестана, Монголии, Вьетнама, и 50 родителям из российских семей.

Выбор Санкт-Петербурга для сбора интересующего нас материала обусловлен особенностями данного города как крупного экономического, политического, научного центра, в который активно приезжают семьи мигрантов. Социально-экономическая жизнь семьи теснейшим образом связана с эмоциональным, поведенческим, личностным развитием ребенка. Поэтому в связи с переменой места жительства появляются и проблемы адаптации ребенка к новому дошкольному учреждению, которое он начинает посещать. Ребенок старшего дошкольного возраста уже владеет своим родным языком, он привык к определенному образу жизни в сферах семейных и межэтнических отношений, которые соответствуют традиционным ценностным ориентациям этноса. Как свидетельствуют исследования по дошкольной педагогике (Т. И. Бабаева, А. Д. -Кошелева, С. А. Козлова, О. В. Овсянникова, Т. А. Репина), адаптационный период к детскому саду в старшем дошкольном возрасте

осложнен, новые социально обусловленные требования часто вызывают неспецифическую, стрессовую реакцию организма ребенка.

Полученные результаты свидетельствуют, что большинство воспитателей (52%) позитивно относятся к появлению в группе детей из семей мигрантов, считая это благоприятным фактором для решения задач социально-нравственного воспитания, однако 30% их них признаются, что с такими детьми и их родителями работать трудно.

Заведующие отмечают стремление воспитателей к открытому и доверительному общению с детьми и их родителями как благоприятное условие адаптации. Однако анализ анкет показывает, что воспитатели далеко не всегда способны обеспечить ребенку из семьи мигрантов такие условия. По мнению заведующих, в среднем 83% педагогов испытывают существенные трудности при общении с ребенком из семьи мигрантов и его родителями. Часто воспитатели теряются в построении отношений с роди-телями-мигрантами, не владеют методами работы с этими детьми. Сложности обусловлены крайне тяжелыми проявлениями адаптационного периода у ребенка (90%), языковыми проблемами (80%), отсутствием взаимопонимания и контакта с родителями (65%), трудностью интеграции ребенка из семьи мигрантов в группу сверстников (45%).

Согласно экспертным оценкам, менее 20% воспитателей имеют высокий уровень профессиональной компетентности, позволяющий успешно решать задачу социальной адаптации детей из семей мигрантов к детскому саду. У большинства педагогов (56%) преобладает средний, а у 25% выявлен низкий уровень компетентности и готовности к педагогическому сопровождению ребенка из семьи мигрантов. По мнению экспертов, особо сложны первые дни ребенка в детском саду, обучение русскому языку как средству общения, взаимодействие с родителями, интеграция ребенка из семьи мигрантов в группу сверстников. Эксперты считают, что низкий уровень профессионализма педагогов обусловлен просчетами профессиональной подготовки: у большинства воспитателей (57%) отсутствуют знания

о специфике национального воспитания в семье и особенностях работы педагога с детьми из семей мигрантов; воспитатели (42%) не ориентированы на образовательные проблемы этих семей; не владеют методическими приемами обучения иноязычных детей русскому языку (32%); не знакомы с программами и технологиями по воспитанию у детей этнотоле-рантности (45%). Необходимая детям из семей мигрантов педагогическая поддержка в настоящее время явно недостаточна.

Анкетирование показало, что дошкольное учреждение большинство родителей (46%) выбирают по удобству территориального расположения; 29% — по рекомендации друзей или знакомых, 25% — по направлению отдела образования.

Чуть более половины детей (52%) из семей мигрантов до приезда в Россию не посещали дошкольные учреждения.

Наблюдения, тестирование и анкетирование родителей выявили отсутствие толерантности взрослых в 30% групп, где есть воспитанники из семей мигрантов. Анкетирование и беседы с родителями-мигрантами подтвердили, что адаптационный период у старших дошкольников проходит с особой тяжестью, сопровождается психосоматическими и невротическими расстройствами. Дети капризничают, часто болеют, отказываются идти в детский сад, не удовлетворены своим положением среди сверстников. По мнению большинства родителей (58%), особые трудности в период адаптации их ребенка к детскому саду были связаны с необходимостью общения на непонятном или плохо понятном русском языке, сложностью овладения им.

Остро переживая проблемы ребенка в период адаптации, лишь незначительная часть родителей (менее 5%) обращалась за помощью к сотрудникам детского сада (заведующая, методист, воспитатели, психолог). Наблюдения и анкетирование педагогов показали, что около половины родителей-мигран-тов избегают общения с воспитателями, недооценивают психолого-педагогическую помощь и поддержку педагогов. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии согла-

сованности между воспитателем и частью родителей-мигрантов, их отношения не достигают той меры доверительности, без которой невозможно совместными усилиями преодолеть трудности в период адаптации к новым социальным условиям.

Второе направление эксперимента состояло в изучении особенностей социальной адаптации ребенка из семьи мигрантов в практике детского сада; влиянии педагогических условий на эмоциональное благополучие детей из семей мигрантов как показатель их социальной адаптации.

Комплексная методика исследования (наблюдения, методика одномоментных срезов Т. А. Репиной, индивидуальные беседы с детьми, методика Л. С. Стрелковой «Разложи картинки» на выявление эмоционального самочувствия ребенка в группе сверстников, модифицированная нами методика Т. А. Репиной, Е. О. Смирновой «Капитан корабля» для изучения межличностных отношений детей) позволила установить, что для большинства детей из семей мигрантов характерны адаптация средней (71%) и крайне тяжелой (16%) степени. Установлена прямая связь между социометрическим статусом ребенка из семьи мигрантов и тяжестью адаптационного периода, эмоциональным благополучием ребенка в группе сверстников.

Как правило, дети-мигранты со средней и тяжелой степенью адаптации не удовлетворены своими отношениями со сверстниками, отсутствием понимания, у них нет взаимных выборов; для них характерен «уход» от совместной игровой деятельности, позиция наблюдателя за играми других детей или реактивность, направленная на разрушение их игр. Выполняемые в игре роли не совпадают с их желаниями, они не могут вести ролевые диалоги из-за языкового барьера.

Установлено, что одной из основных причин непринятия ребенка-мигранта в группе сверстников является негативное отношение к мигрантам со стороны родителей воспитанников или воспитателя. Большинство же старших дошкольников (более 70%) настроены на принятие ребенка другой национальности,

другой культуры, общение с ним, хотят «играть и дружить».

В группах, где воспитатели доброжелательны, пытаются помочь ребенку войти в детское сообщество, познакомить с российскими традициями, дают родителям рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, тяжелые формы социальной адаптации наблюдаются значительно реже.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что организация процесса адаптации детей из семей мигрантов требует совместных усилий детского сада и семьи. Полученные результаты поставили задачу разработки новых, более эффективных форм их сотрудничества.

Анализ работ Т. И. Бабаевой, М. В. Кру-лехт, Данг Лан Фыонг позволил предположить, что взаимодействие педагогов и родителей через систему содержательных, эмоциональных, коммуникативных и действенных связей, основанных на межличностных отношениях партнеров и направленных на решение общей педагогической задачи, будет эффективным при поэтапной педагогической технологии. Рост педагогической компетентности педагогов и педагогической культуры родителей определил последовательность прохождения этапов взаимодействия.

Первый этап — создание общей установки на совместное решение задачи социальной адаптации ребенка к детскому саду.

Второй этап — взаимное ознакомление педагогов и родителей с национальными особенностями воспитания детей в России и странах семей-мигрантов. Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных народов свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации. Без глубокого осознания народной (этнической) природы воспитания не может быть взаимной толерантности взрослых участников образовательного процесса; нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с национальной культурой. Именно семья и педагоги дет-

ского сада имеют решающее значение как в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.

Третий этап — реализация единого, согласованного индивидуально-ориентированного сопровождения ребенка из семьи мигрантов для преодоления прежде всего языковых трудностей в освоении нового социального опыта, а также ценностных ориентаций и культурных традиций, для вхождения в группу сверстников и гармонизации отношений, преодоления межличностного и межгруппового отчуждения. Данный этап рассматривался нами как основной, ориентированный на достижение социальной адаптации детей из семей мигрантов к детскому саду.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка из семьи мигрантов в организации его социальной адаптации в детском саду предполагало взаимодействие в работе с детьми и родителями всех специалистов дошкольного учреждения. Психологическая составляющая сопровождения обеспечивалась педагогом-психологом и заключалась в диагностике уровня развития ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей; помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и пр. Педагогическая составляющая — предполагала разработку и реализацию индивидуальной программы интеграции ребенка в детское сообщество, использование активных средств обучения для освоения русской речи как средства общения, взаимодействие детского сада с семьей ребенка для помощи в освоении нового социального опыта, возможности самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабаева, Т. И. (1998) Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Альманах «Детство». № 1.

С. 56-71.

Репина, Т. А. (1988) Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М. : Педагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.