УДК 378:4(07) ББК 74.480: 81.2-9
Тихонова Анастасия Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент г.Челябинск Tikhonova Anastasiya Leonidovna
Candidate of Pedagogics,
Associate Professor Chelyabinsk
Этапы педагогического проектирования цифровых ресурсов иноязычного образования будущих учителей иностранного языка
Phases of the Digital Resources Instructional Design for the Language Teaching
of the Foreign Language Teachers-to-be
В статье рассматривается понятие педагогического проектирования, его взаимодействие со смежными понятиями. На основе анализа задач педагогического проектирования цифровых ресурсов обучения иностранному языку выделяются его этапы.
In the article the notion of instuctional design and its interaction with closely-related concepts are considered. On the basis of the analysis of tasks of the digital resources instuctional design its phases are revealed.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, цифровой ресурс иноязычного образования, моделирование цифрового ресурса, конструирование цифрового ресурса, образ цифрового ресурса, сценарий цифрового ресурса.
Key words: instructional design, digital resource for the language teaching, digital resource modelling, digital resource engineering, digital resource pattern, digital resource script.
Информатизация как один из новых стратегических ориентиров общего и профессионального образования дает мощный импульс развитию инновационных технологий в языковой подготовке будущих учителей иностранного языка. Мобильность и конкурентоспособность специалиста в области языкового образования связывается не только с его собственно лингвистической и методической подготовкой, но и с коммуникационнотехнологическими компетентностями, т.е. способностями применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. В настоящее время наиболее перспективны два направления информатизации образования: создание учебных материалов нового поколения и профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей
образования. Обобщая, отметим, что решение этих двух задач и составляет суть информатизации образования.
Обобщение педагогического опыта применения компьютерных технологий дает возможность утверждать, что эффективное осуществление обеих задач возможно в том случае, если компьютерные средства используются уместно, их место в процессе обучения четко определено, их подготовка учитывает ряд психологических, дидактических, эргономических требований, т.е. осуществляется педагогическое проектирование цифровых
образовательных ресурсов (ЦОР), к которым мы относим любые компоненты образовательного процесса, созданные на основе информационнокоммуникационных технологий в цифровом формате.
Проектирование основано на природном умении человека мысленно создавать модели будущей деятельности и воплощать их в жизнь. Как справедливо указывает И.А.Колесникова, «способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по производству объекта), моделирования (концептуального замещающего упрощения объекта) и проектирования (теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы)» [1]. Контекст
педагогического проектирования, таким образом, тесно связан с рядом понятий: «конструирование», «моделирование», а также «педагогический проект», «прогнозирование», «педагогический дизайн».
Мы представили взаимодействие этих понятий в схеме (рис. 1).
Педагогический дизайн
Педагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов
Проект цифрового образовательного ресурса
моделирование
прогнозирование
конструирование
Рис.1. Соотношение понятий «педагогический дизайн», «проектирование цифрового образовательного ресурса», «моделирование» и «конструирование».
Поясним предложенную схему. Педагогический дизайн как сумма педагогических технологий включает в себя педагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов. Проектирование ЦОР - деятельность по реализации ряда проектов конкретных цифровых образовательных ресурсов. Проект цифрового образовательного ресурса предполагает построение модели будущего цифрового ресурса для определения его эффективности. При этом выстраивается определенная гипотеза о путях создания и форме оптимальной модели ЦОР, то есть происходит прогнозирование. Однако и моделирование, и прогнозирование эффективности ЦОР - лишь абстрактные построения, если отсутствует анализ педагогической ситуации (заметим, что прогнозирование основывается на изучении существующего состояния среды, а первым этапом моделирования является сбор информации об объекте-оригинале). Поэтому схема построения конкретного проекта цифрового образовательного ресурса открывается именно анализом педагогической ситуации, установлением целесообразности данного ЦОР, необходимости его разработки. Однако анализ педагогической ситуации необходим на всем протяжении создания (и в дальнейшем - использования) ЦОР: он уточняет приемлемость, адекватность и эргономичность средств создания ЦОР на этапе конструирования, условия использования ЦОР после его создания.
В результате анализа педагогической ситуации у разработчика / разработчиков ЦОР появляется замысел проекта. Замысел служит толчком для построения гипотез (прогнозирования) и модели будущего ЦОР -формирования образа ЦОР.
Далее педагог устанавливает, какими техническими средствами он располагает для создания своего будущего ЦОР (воплощения образа) и как они должны действовать. Заметим, что педагог не обязан знать досконально принципы действия каждого из технических средств (а именно -компьютерных программ), но должен иметь представление о возможностях каждой из них и на основе этих знаний конструировать схему будущего ЦОР (указать наличие в нем определенных элементов, придумать форму их «физического воплощения» и показать сценарий их взаимодействия для достижения педагогической задачи). На этом этапе (этапе конструирования) педагог может воспользоваться помощью других участников проекта разработки цифровых материалов - художника (разработчика интерфейса) и программиста. Конструирование завершается созданием ЦОР. Прогнозирование же «сопровождает» весь процесс создания цифрового образовательного ресурса, так как каждый этап ЦОР может являться базой для
выявления новых источников прогнозирования: первоначальная гипотеза верифицируется, уточняется (на основе анализа педагогической ситуации), и даже после создания ЦОР возможно прогнозирование вариантов его
использования. Стрелка, отходящая вправо от клетки «ЦОР», показывает на возможности дальнейшего развития проекта на основе анализа педагогической ситуации: совершенствование уже созданного ЦОР, создание новых.
Таким образом, на концептуальном уровне педагогического проектирования цифрового образовательного ресурса осуществляются действия по анализу педагогической ситуации и рождается замысел; на содержательном уровне выстраивается модель ЦОР и создается его образ; на технологическом уровне выбираются средства создания ЦОР; на
процессуальном создается ЦОР и проводится проверка его действия.
На основе построенной схемы предлагаем следующие этапы процесса педагогического проектирования цифрового ресурса иноязычной подготовки будущих учителей иностранного языка:
1. Интенциональный этап.
2. Этап создания образа ЦОР.
3. Этап конструирования ЦОР.
4. Этап применения, верификации и коррекции ЦОР.
Дадим краткое описание каждого этапа.
1. Интенциональный этап (от лат. т1еп1;ю «намерение, замысел») заключается в осуществлении анализа потребностей преподавателя и
аудитории, изучения предшествующего опыта студентов и уточнении
назначения будущего цифрового ресурса. Результатом этапа является формулирование замысла ЦОР.
При анализе потребностей учителя и аудитории необходимо определить, насколько целесообразным будет использование цифрового ресурса по сравнению с традиционными формами и средствами обучения для реализации поставленных задач. Мы полагаем, что педагогическое обоснование применения цифрового ресурса может быть проведено в ходе партисипативной деятельности преподавателя и студентов, включающей применение различных типов цифровых ресурсов. Анализ предшествующего опыта учащихся позволяет установить возможные опоры на уже изученный материал, партисипативность анализа позволяет учесть, какие цифровые ресурсы уже использовались для усвоения различных объектов тренировки и какие из них оказались наиболее эффективными и интересными для студентов. Так, например, опытное обучение показывает, что при обучении аудированию -
традиционно одному из самых сложных видов речевой деятельности -применение цифровых ресурсов дает значительно более высокие результаты, нежели при традиционном обучении.
Установление режима выполнения задания - также способ уточнить целесообразность применения цифровых ресурсов. Очевидно, что индивидуальную работу, особенно работу по тренировке грамматических навыков или чтение текста, эффективно можно реализовать при помощи цифрового ресурса, включающего необходимые комментарии, подсказки или гиперссылки к уже изученному материалу.
По нашему мнению, интенциональный этап позволяет сделать заключение о целесообразности применения на том или ином этапе работы цифровых образовательных ресурсов.
2. В рамках этапа создания образа ЦОР этапа происходит уточнение функций ЦОР и конкретизация его предметного содержания; создание сценария ЦОР; получение и внутренняя оценка проектного продукта - образа ЦОР. Мы полагаем, что на этапе создания образа ЦОР преподаватель, проектирующий его, выполняет следующие шаги:
1. На основе дидактической цели выбирает тип ЦОР (обучающий, тренировочный или контролирующий).
2. Определяет методы работы с ЦОР (просмотр, тренировка и пр.).
3. Анализирует содержание (текст) ресурса и определяет возможности замены текстовой информации визуальной и / или звуковой.
4. Планирует действия пользователя ЦОР (студента) с данным ресурсом.
5. Определяет компьютерную среду - программу, в которой будет выполнен цифровой ресурс.
6. Создает сценарий образа ЦОР.
Типа цифрового ресурса определяется на основе тех функций, которые он предназначен выполнять: информирующей, семантизирующей,
контролирующей, стандартизирующей, функции воссоздания ситуации общения или стимулирования высказывания.
Уточнение формата ЦОР происходит при определении методов работы с ним (просмотр, тренировка, ответ на вопрос и пр.).
В создании образа ЦОР участвуют два «материальных» компонента: текст и предполагаемая программа. При этом под текстом понимается не столько собственно текстовая информация, сколько любая информация, выраженная в знаках (текстом может быть схема и даже рисунок). Поэтому
анализ текста будущего учебного ресурса - следующий важный шаг в его создании. Так, например, введение нового языкового материала требует создания визуальной формы его предъявления, так как текстовый вариант, как правило, дается в учебнике и озвучивается учителем при объяснении и показе. Фактически будущий ЦОР должен служить замещению действий учителя при показе и их дополнению - при объяснении.
Следующий шаг в создании образа ЦОР - планирование трансформаций исходного материала. Так, например, в языковых и речевых упражнениях планируется осуществление трансформации фразы, текста, сопоставление результата с образцом и последующая демонстрация правильного ответа либо результата выполнения упражнения.
Результатом планирования действий с текстом ресурса является выбор вида ЦОР и компьютерной среды его конструирования. Как показывает опыт разработки цифровых ресурсов обучения иностранному языку, при проектировании учебных материалов для формирования языковых навыков при введении материала наиболее эффективны презентации, на этапе тренировки -электронные тесты; при обучении монологическому и диалогическому высказыванию требуются тесты на проверку понимания текстов-образцов, предъявляемых визуально или аудитивно, тесты на усвоение структуры высказывания (упорядочение), презентации Power Point и Flash-анимации, видеоряды для комментирования, озвучивания.
Выбор программы определяется ее возможностями для предъявления текста и демонстрации изменений при действиях с ним, включения статичных или динамичных изображений, вставки звука, создания анимации.
Результатом выполнения перечисленных действий становится образ (сценарий) ЦОР. Мы определяем сценарий цифрового образовательного ресурса как подробное описание компонентного состава и детальный план развертывания ЦОР с указанием времени и последовательности предъявления информации; в сценарии также прописывается наличие и степень автоматизации ряда задач (например, автоматическое появление (исчезновение) объекта или запуск звуковой ссылки или их активизацию вручную). Сценарий выполняется в виде текста или таблицы, в которой по ходу временного развертывания сценария указывается тип предъявляемой информации (текстовый, видео-, аудиообъект), анимации и т.д.
3. На этапе конструирования ЦОР на основе сценария преподаватель либо другие разработчики (дизайнер и программист) выполняют ряд конкретных действий, связанных с технической стороной реализации и оформления ЦОР.
Мы полагаем, что участие преподавателя обязательно, так как он анализирует каждый шаг (слайд, фрагмент текста, вводимый в программу) и, если необходимо, уточняет содержание ресурса: размещение текстовой,
графической, динамической информации, элементов управления.
4. Последний этап включает верификацию ЦОР до включения его в учебный процесс, собственно применение ЦОР в обучении и последующий анализ проведенной работы. Перед тем, как включить разработанный ЦОР в учебный процесс, должна быть проведена проверка его действия и дана предварительная оценка эффективности его использования. Эта проверка, наряду с последующим использованием ЦОР, предполагает осуществление рефлексии по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, перспективы использования и развития проекта). После успешного применения ЦОР возможен выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).
В педагогическом отношении одинаково важны все этапы (процедуры) проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо проектировочного продукта не только диагностически проявляются трудности усвоения того или иного учебного материала, но и формируются специфические способности восприятия и работы с электронными средами, инициируются коммуникативные, творческие способности учащихся. Опытно-поисковой работой доказано, что успех проектировочной деятельности определяется комплексным обеспечением каждого из этапов адекватными способами и приемами.
Библиографический список
1. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская / под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
2. Никитина, Е. Ю. Партисипативный подход к проблеме подготовки будущего учителя [Текст] / Е. Ю. Никитина // Образование и наука. - 2002. - № 2. - С. 30-38.
3. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др. / под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 400 с.
4. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций [Текст] / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2000. - 245 с.
5. Уваров, А. Ю. Педагогический дизайн [Текст] // Информатика: Прил. к газ. «Первое сентября» - 2003. - 8-15 авг. (№ 30). - С. 2-31.
Bibliography
1. Kolesnikova, I.A. Instructional Design: Higher Education Tutorial [Text] / I.A.
Kolesnikova, M.P. Gorchakova-Sibirskay a; Under Editorship of
I.A. Kolesnikova. - M.: «Academy» Publishing Center, 2005. - 288 p.
2. Nikitina, E.Yu. Participatory Approach to the Problem of Teachers-to-be Training [Text] / E.Yu. Nikitina // Education and Science. - 2002. - № 2. - P. 30-38.
3. Polat, E.S. Instructional Technologies of the Distance Education: Higher Education Tutorial [Text] / Е^. Polat, М.У. Moiseeva, А.Е. Petrov etc. / Under Editorship of E.S. Polat. - M.: «Academy» Publishing Center, 2006. - 400 p.
4. Solovova, E.N. Foreign Languages Teaching Methods: Basic Course of Lectures [Text] / Е^. Solovova. - M. : Prosveshchenie, 2000. - 245 p.
5. Uvarov, A.Yu. Instructional Design [Теxt] // Computer Science: Suppl. to Journ. «First September» - 2003. - № 30. - P. 2-31.