Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ИНСТИТУТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1964–2004)'

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ИНСТИТУТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1964–2004) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические вузы / история педагогических вузов / студенты-дефектологи / подготовка дефектологов / дефектологическое образование / образовательный процесс / профессиональная переподготовка / специальное образование / бакалавриат / магистратура / pedagogical universities / history of pedagogical universities / students-defectologists / training defectologists / defectological education / educa-tion process / professional retraining / special education / bachelor’s degree course / master’s degree course

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галина Георгиевна Зак, Елена Владимировна Семенова

Данная статья открывает серию публикаций об истории профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования УрГПУ, отмечающего в 2024 году шестьдесят лет со дня образования. Цель статьи — представить этапы профессиональной подготовки и переподготовки педагогов-дефектологов на Урале, неразрывно связанные с историей развития дефектологического образования в Российской Федерации. В представленных материалах предпринимается попытка осветить значимые вехи истории от создания дефектологического факультета Свердловского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института в 1964 году до его становления и успешного развития в статусе Института специального образования Уральского государственного педагогического университета к началу XXI века. Проведен историко-генетический анализ научных статей, архивных доку-ментов и периодических изданий УрГПУ, описывающих теорию и практику специального профессионального образования на Урале. Материалы подкреплены личными комментариями участников подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования (ИСО) УрГПУ. Описаны значимые события в истории ИСО УрГПУ, связанные с деятельностью его руководителей и ведущих преподавателей, имена которых по праву занесены на Доску почета Института специального образования. Материалы статьи могут быть полезны студентам, обучающимся на уровне бакалавриата и магистратуры дефектологических факультетов, аспирантуры, педагогам образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и инклюзивную практику, родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галина Георгиевна Зак, Елена Владимировна Семенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF THE HISTORY OF TRAINING DEFECTOLOGISTS AT THE INSTITUTE OF SPECIAL EDUCATION OF THE URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (1964–2004)

This article opens a series of publications on the history of profes-sional training of teachers of speech pathologists at the Institute of Special Education of the Ural State Pedagogical University, which celebrates sixty years since its formation in 2024. The purpose of the article is to present the stages of professional training and retraining of teachers of defectology in the Urals, inextricably linked with the history of the development of defectological edu-cation in the Russian Federation. The presented materials attempt to highlight significant milestones in history from the creation of the Defectology Faculty of the Sverdlovsk Order of the Badge of Honor of the State Pedagogical Institute in 1964 to its formation and successful development in the status of the Institute of Special Education of the Ural State Pedagogical University by the beginning of the XXI century. A histori-cal and genetic analysis of scientific articles, archival documents and periodicals of USPU describing the theory and practice of special vocational education in the Urals was carried out. The materials are supported by personal comments from participants in the training of teachers of speech pathologists at the Institute of Special Education (ISO) of USPU. Significant events in the history of the USPU ISO related to the activities of its leaders and leading teachers, whose names are rightfully listed on the Honor Board of the Institute of Special Education, are described. The materials of the article may be useful to students studying at the bache-lor's and master's level of defectology faculties, graduate schools, teachers of educational organizations implementing adapted basic general education pro-grams and inclusive practice, parents (legal representatives) of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ИНСТИТУТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1964–2004)»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Специальное образование. 2024. № 1 (73). Special Education. 2024. No 1 (73).

УДК 378.147+3 76.124+3 78.63 7(091)

ББК Ч448.987+ Ч448.93(235.55)63 ГРНТИ 14.09.43 Код ВАК5.8.3

Галина Георгиевна Зак12н Елена Владимировна Семенова1'3^

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

В ИНСТИТУТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1964-2004)

1 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия

2 galina.zak@mail.ru, SPIN-код: 9376-0420

3 iso.semenova@uspu.ru, SPIN-код: 84368160

Аннотация. Данная статья открывает серию публикаций об истории профессиональной подготовки педаго-гов-дефектологов в Институте специального образования УрГПУ, отмечающего в 2024 году шестьдесят лет со дня образования. Цель статьи — представить этапы профессиональной подготовки и переподготовки педаго-гов-дефектологов на Урале, неразрывно связанные с историей развития дефектологического образования в Российской Федерации.

В представленных материалах предпринимается попытка осветить © Зак Г. Г., Семенова Е. В., 2024

Galina G. Zak1,2® Elena V. Semenova1'3®

STAGES OF THE HISTORY

OF TRAINING DEFECTOLOGISTS AT THE

INSTITUTE OF SPECIAL EDUCATION OF THE URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (1964-2004)

1 Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

2 galina.zak@mail.ru, SPIN: 9376-0420

3 iso.semenova@uspu.ru, SPIN: 8436-8160

Abstract. This article opens a series of publications on the history of professional training of teachers of speech pathologists at the Institute of Special Education of the Ural State Pedagogical University, which celebrates sixty years since its formation in 2024. The purpose of the article is to present the stages of professional training and retraining of teachers of defectology in the Urals, inextricably linked with the history of the development of defectological education in the Russian Federation.

The presented materials attempt to highlight significant milestones in histo-

значимые вехи истории от создания дефектологического факультета Свердловского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института в 1964 году до его становления и успешного развития в статусе Института специального образования Уральского государственного педагогического университета к началу XXI века. Проведен историко-генетический анализ научных статей, архивных документов и периодических изданий УрГПУ, описывающих теорию и практику специального профессионального образования на Урале. Материалы подкреплены личными комментариями участников подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования (ИСО) УрГПУ. Описаны значимые события в истории ИСО УрГПУ, связанные с деятельностью его руководителей и ведущих преподавателей, имена которых по праву занесены на Доску почета Института специального образования.

Материалы статьи могут быть полезны студентам, обучающимся на уровне бакалавриата и магистратуры дефектологических факультетов, аспирантуры, педагогам образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и инклюзивную практику, родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ.

Ключевые слова: педагогические вузы, история педагогических вузов, студенты-дефектологи, подготовка де-фектологов, дефектологическое образование, образовательный процесс, профессиональная переподготовка, специальное образование, бакалавриат, магистратура.

ry from the creation of the Defectology Faculty of the Sverdlovsk Order of the Badge of Honor of the State Pedagogical Institute in 1964 to its formation and successful development in the status of the Institute of Special Education of the Ural State Pedagogical University by the beginning of the XXI century. A historical and genetic analysis of scientific articles, archival documents and periodicals of USPU describing the theory and practice of special vocational education in the Urals was carried out. The materials are supported by personal comments from participants in the training of teachers of speech pathologists at the Institute of Special Education (ISO) of USPU. Significant events in the history of the USPU ISO related to the activities of its leaders and leading teachers, whose names are rightfully listed on the Honor Board of the Institute of Special Education, are described.

The materials of the article may be useful to students studying at the bachelor's and master's level of defectology faculties, graduate schools, teachers of educational organizations implementing adapted basic general education programs and inclusive practice, parents (legal representatives) of students with disabilities.

Keywords: pedagogical universities, history of pedagogical universities, stu-dents-defectologists, training defecto-logists, defectological education, education process, professional retraining, special education, bachelor's degree course, master's degree course.

Информация об авторах: Зак Галина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; email: galina.zak@mail.ru.

Семенова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, кафедра специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; email: iso.semenova@uspu.ru. Для цитирования: Зак, Г. Г. Этапы истории подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования Уральского государственного педагогического университета (1964-2004) / Г. Г. Зак, Е. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2024. — № 1 (73). — С. 5-18.

Обоснование актуальности темы

К 2024 году Институт специального образования УрГПУ прошел длительный путь развития и накопил богатую историю. В преддверии значимого 60-летнего юбилея Института специального образования УрГПУ осмысление исторического опыта, установление смысловых связей между событиями прошлого и настоящего, подведение промежуточных итогов дает возможность определить стратегические

Author's information: Zak Galina Georgievna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Semenova Elena Vladimirovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

For citation: Zak, G. G., Semenova, E. V. (2024). Stages of the history of training defectologists at the Institute of Special Education of the Ural State Pedagogical University (1964-2004). Special Education, 1(73), pp. 5-18. (In Russ.)

ориентиры дальнейшей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов для системы специального и инклюзивного образования. Подготовка педагогических кадров в сфере дефектологии должна отвечать требованиям современного рынка труда — практикоориентированно-сти и конкурентоспособности.

Задачи исследования

Данная статья открывает серию публикаций об истории профессиональной подготовки педа-гогов-дефектологов в Институте

специального образования УрГПУ. В представленном материале предпринимается попытка осветить значимые вехи и периоды в истории развития системы подготовки педагогов-дефектологов в Свердловском государственном педагогическом институте — Уральском государственном педагогическом университете от создания дефектологического факультета в 1964 г. до его становления и успешного развития в статусе института.

Методы исследования

При проведении исследования применялся метод историко-генетического анализа источников, архивных документов, отражающих теорию и практику специального профессионального образования на Урале, интервью с преподавателями и ветеранами ИСО, которые подкреплены личными наблюдениями авторов исследования.

Основные результаты исследования

В исследованиях отечественных ученых (Х. С. Замский [6], Н. Н. Малофеев [9] и др.) представлено множество примеров освещения вопросов становления системы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в России. На Урале она неразрывно связана с историей развития дефектологического образования в стране.

В частности, Ш. Н. Нигаев отмечал, что расширение сети учреждений для исключительных детей в 1960-х гг. требовало увеличения числа квалифицированных кадров для работы в них. Поэтому в 60-е гг. начинается новый этап развития высшего дефектологического образования в России, направленный на создание дефектологических факультетов и отделений в педагогических вузах [10]. В летописи-хронике Уральского государственного педагогического университета имеется запись об открытии в 1962 г. дефектологического отделения на факультете педагогики и методики начального обучения, заведующий отделением — кандидат педагогических наук, доцент И. А. Носков [4].

В Урало-Сибирском и Дальневосточном регионах наш университет — первый вуз, в котором началась подготовка педагогов-дефектологов. Особая заслуга открытия дефектологического отделения на Урале принадлежит действующему в то время ректору Валерию Константиновичу Розову и декану дефектологического факультета Московского государственного педагогического института, профессору Хананию Самсоновичу Замскому. Это событие заложило фундамент для становления дефектологической школы на Урале. Количество зачисленных на отделение состави-

ло 50 человек, из них 18 юношей [4]. В числе первых студентов-дефектологов были Александр Алексеевич Гнатюк, Владимир Васильевич Коркунов, Шамиль Нигаевич Нигаев, имена которых по праву занесены на Доску почета Института специального образования.

В 1962 г. начинается история кафедры олигофренопедагогики, первым заведующим которой стал канд. пед. наук, доцент И. А. Носков (с 1965 г. по 1971 г. заведующим кафедрой был канд. пед. наук, доцент М. А. Вербук; в 1971 г. кафедру возглавил д-р пед. наук, профессор А. С. Белкин; с 1980 по 1984 г. кафедрой заведовал канд. пед. наук, доцент Ш. Н. Нигаев; с 1984 г. по 2003 г. — канд. пед. наук, профессор В. В. Коркунов; с 2003 г. по 2013 г. кафедру возглавлял д-р пед. наук, профессор О. Л. Алексеев). До 1969 г. кафедра обеспечивала подготовку студентов по всем дисциплинам медико-психолого-педагогического блока по специальности «Олигофренопедагогика и логопедия».

Через два года, в 1964 году, на базе отделения был открыт дефектологический факультет, первым руководителем которого становится Федор Филимонович Гудошников. На факультете закладываются основы научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей, результаты которой были представ-

лены в 1966 г. на первой Всероссийской конференции студентов-дефектологов.

И. А. Филатова (канд. пед. наук, доцент, директор ИСО с 2007 по 2022 г.) отмечала, что конец 60-х гг. XX в. соотносится с периодом становления и расцвета «уральской школы логопедии» [14, с. 8]. В 1969 г. из состава кафедры олигофренопедагогики выделилась кафедра психопатологии и логопедии, руководителем которой с 1969 по 1980 г. был Федор Филимонович Гудошников (с 1980 по 1990 г. кафедрой руководил канд. мед. наук, доцент В. А. Блохин; с 1990 по 2005 г. кафедру возглавлял канд. мед. наук, доцент А. П. Маршалкин).

В 1970-х гг. в стране усиливается тенденция к дифференциации видов специальных коррек-ционных школ, а при массовых школах организуются специальные классы и группы для различных категорий детей с особенностями развития. Потребность региональной системы образования в квалифицированных специалистах способствовала увеличению числа студентов, обучающихся на очной форме, и началу подготовки обучающихся по заочной форме (деятельность заочного отделения в разные годы связана с именами Л. И. Пряхиной, Н. А. Панченко, Т. А. Чебыкиной, Т. И. Марковой, В. В. Пестовой, Г. Е. Найда-новой).

Эти преобразования в подготовке педагогов-дефектологов совпали по времени с руководством дефектологическим факультетом (с 1969 по 1984 г.) кандидатом биологических наук, доцентом Арой Демьяновой Тююшевой [11]. В это время кафедрами факультета «... продолжалось сотрудничество с дефектологическими факультетами Москвы, Ленинграда и НИИ дефектологии АПН СССР; проводились всесоюзные научно-практические конференции, семинары преподавателей, студентов и практических работников» [14, с. 7].

Новым этапом развития дефектологического факультета можно считать период с 1984 г. Он связан с деятельностью декана факультета, а позднее директора созданного на его основе института — Шамиля Нигаевича Ни-гаева (годы руководства — с 1984-го по 2005-й). Ученый-дефектолог, талантливый руководитель и администратор, он старался «заразить» студентов любовью к детям с особенностями в развитии, он объединил дефектологическое сообщество, расширил пространство для взаимодействия дефектологов всей страны. Отличительной чертой личности Ш. Н. Нигаева было то, что он мудро «сопровождал» молодое поколение преподавателей в их профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

В указанный период многими действующими преподавателями института (О. В. Алмазова (1997), А. А. Гнатюк (1987), Т. Ю. Дико-ва (1996), А. В. Жидков (1999), Г. Г. Зак (2001), О. Ф. Коробкова

(1997), Ю. Ф. Кузнецов (1997), Н. Ю. Мухин (2002), Н. А. Свинина (2001), А. В. Цыганкова

(1998), Ю. Б. Феденева (1998), Л. В. Христолюбова (1992), Е. В. Че-быкин (1988), Т. А. Чебыкина (1996), И. И. Черепанова (2002), И. А. Филатова (1998) и др.) были защищены кандидатские диссертации.

Постепенно дефектологический факультет расширяется: в 1985 г. была образована кафедра русского языка и литературы и методики их преподавания в специальной (коррекционной) школе, заведующий кафедрой — кандидат педагогических наук, доцент Софья Наумовна Комская. В газете «Учитель» за март 1992 г. в заметке «Вехи пути» указано, что факультет принял участие в составлении двух учебников для вспомогательных школ. Одним из авторов учебников «Русский язык» для 8 класса (1986 г.) и 9 класса (1990 г.) вспомогательной школы, опубликованных издательством «Просвещение», была С. Н. Комская. Позднее руководство кафедрой было возложено на доктора филологических наук, профессора Александра Васильевича Кубасова. В 1991 г. была

создана самостоятельная кафедра русского языка и методики его преподавания в специальной школе, которую до 1997 г. возглавлял доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Анатолий Прокопьевич Чудинов. Позднее заведующим кафедрой была кандидат филологических наук, доцент Людмила Савельевна Евдокимова.

В 1990 г. была образована кафедра преподавания школьных дисциплин, которой в разные годы руководили кандидат педагогических наук, доцент А. А. Гна-тюк, кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Чебыкин, кандидат педагогических наук, доцент В. В. Сабуров.

Образовательная деятельность кафедр, сопряженная с активным развитием факультета, обогащалась опытом работы как в методическом, так и в научно-исследовательском направлениях. При кафедре олигофренопедагогики активно работала лаборатория социально-трудовой адаптации, руководителем которой был В. В. Кор-кунов; при кафедре психопатологии и логопедии возникла лаборатория функциональной диагностики (руководитель — канд. мед. наук, доцент В. А. Блохин).

Шагая в ногу со временем, факультет привносил передовые технологии в подготовку педаго-гов-дефектологов. Так, в 1990 г. при факультете был организован

Уральский региональный компьютерный центр (УРКЦ; руководитель — канд. мед. наук, доцент А. П. Маршалкин). Первоначально центр был оснащен шестью машинами для обучения студентов, 3 машины специально снабжены системой «Видимая речь». В 1993 г. создана лаборатория специальных тифлотехнических средств и оборудования (руководитель — д-р пед. наук, профессор О. Л. Алексеев).

Кафедры факультета вели научную работу по теме Министерства образования РФ «Клинико-физиологические и психолого-педагогические основы коррек-ционной работы и социально-трудовой адаптации детей с нарушениями умственного развития и речи» [1]. Подтема кафедры олигофренопедагогики «Разработка региональной программы развития методико-педагогической помощи и социальной поддержки детям и подросткам с дефектами умственного развития» вошла в Государственную программу «Образование России».

Подготовка педагогов-дефекто-логов в эти годы осуществлялась в стенах института по специальности «Олигофренопедагогика и логопедия» с присвоением квалификации «учитель и логопед вспомогательной школы, оли-гофренопедагог дошкольных учреждений». Более того, на базе педагогических училищ (г. Ревда,

Свердловская область и г. Троицк, Челябинская область) была организована профессиональная подготовка воспитателей для коррекционных учреждений. География деятельности факультета значительно расширяла свои границы. Для студентов-заочников, получающих второе высшее образование, был открыт учебно-консультационный центр в г. Перми, учебные центры в г. Сургуте и г. Ижевске, созданы филиалы в г. Красноярске и г. Омске. Таким образом, то, что позже получит название «сетевое взаимодействие», задолго до появления термина на практике успешно реали-зовывалось на базе дефектологического факультета Свердловского государственного педагогического института.

Отдельно стоит отметить взаимодействие факультета с зарубежными учреждениями различной направленности (научными, медицинскими, образовательными). К сотрудничеству привлекались дефектологи Японии, Китая, Германии, США и др. Проведение компаративистских исследований, анализ отечественного опыта, лучших практик дали возможность ответить на новые вызовы времени — совершенствование диагностики, сопровождения и психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Особого внимания заслуживает научно обоснованная модель ди-

агностических центров нового формата. Предложенная профессором В. В. Коркуновым в 1989 г. модель позднее была реализована в г. Екатеринбурге (при коррек-ционной школе № 111, директор Г. П. Белоглазова), в г. Перми (при коррекционной школе № 113, директор Г. С. Алахвердов) и в г. Челябинске (при коррекцион-ной школе, директор А. К. Виноградов) [1].

Отдельную страницу в истории ИСО составляет деятельность факультета по подготовке кадров высшей квалификации. В 1992 г. на дефектологическом факультете открывается аспирантура по специальной педагогике под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. А. Семенова, позднее — диссертационного совета. Эти события положили начало подготовке кадров высшей квалификации не только для Уральского региона, но и далеко за его пределами. Диссертационный совет по специальности 13.00.03 — «Коррек-ционная педагогика» начал принимать к защите кандидатские диссертации в 1996 г., по специальности 19.00.10 — «Коррекци-онная психология» в 2006 г. [1]. Председателем диссертационного совета долгое время оставался профессор В. В. Коркунов.

В своих исследованиях В. В. Кор-кунов отмечал, что «.научные исследования в Институте специ-

ального образования приобрели устойчиво прогрессирующий характер после открытия аспирантуры по коррекционной педагогике и психологии, а затем и совета по защите кандидатских диссертаций по специальности 13.00.03 — «Коррекцион-ная педагогика» [7, с. 9]. По его мнению, важную роль в этом сыграл работавший в то время проректором по научно-исследовательской работе доктор педагогических наук, профессор Б. М. Игошев.

Руководство кандидатскими диссертациями осуществляли ведущие преподаватели Института специального образования (О. Л. Алексеев, О. В. Алмазова, Н. Д. Богановс-кая, Л. С. Евдокимова, В. В. Кор-кунов, А. В. Кубасов, Ю. Ф. Кузнецов, Ш. Н. Нигаев, З. А. Репина, Н. М. Трубникова, А. П. Чу-динов, Ю. С. Чурилов и др.). В настоящее время их ученики (С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, Е. В. Ка-ракулова, О. Ф. Коробкова, А. В. Кос-тюк, М. О. Максимова, Н. В. Обухова, А. И. Репина, В. В. Сабуров, Е. В. Семенова, Е. А. Суриф, Л. В. То-карская, И. А. Филатова и др.) приумножают вклад своих учителей-наставников, успешно осуществляют административную и научно-преподавательскую деятельность не только в Институте специального образования, но и в других ведущих вузах региона и Российской Федерации.

В 1996 г. на базе подразделений дефектологического факультета был создан Институт специального образования, который являлся первым институтом в структуре УрГПУ. Это, в свою очередь, дало возможность расширить уровни подготовки, и через два года (в 1998 г.) осуществлен набор на программу магистратуры по профилю 540517 «Специальное педагогическое образование».

В начале 2000-х гг. в стране происходит смена образовательной парадигмы, отказ от ярлыка «необучаемые дети». В. В. Кор-кунов в перечне актуальных проблем системы специального образования того времени указывал значимость проблемы раннего выявления особенностей развития и необходимость абилитации детей с особыми образовательными потребностями. В своих исследованиях он обращал внимание на необходимость обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, подчеркивая, что «...с решением новых проблем наибольшую значимость приобретают региональные системы образования и педагогической помощи детям» [8, с. 10].

Преподаватели института разрабатывали и успешно реализо-вывали специализации по актуальной проблематике: психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью

младенческого и раннего возраста; обучение и воспитание детей с глубокой умственной отсталостью и др. Специализации предполагали получение студентами более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области деятельности с детьми данной категории.

В 2002 г. положено начало изданию научно-методического журнала «Специальное образование», который со временем становится рецензируемым научным изданием, входящим в перечень ВАК. С появлением журнала воплотилась идея Ш. Н. Нигаева об объединении научного сообщества: преподавателей вузов, педагогов-практиков, специалистов, работающих с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), студентов, аспирантов, интересующихся проблемами изучения и образования людей с ОВЗ.

Новые тенденции времени — интеграция и инклюзивное образование детей с ОВЗ. Вопросы, «.касающиеся успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (особенно на региональном уровне)», нашли отражение в исследованиях В. В. Коркунова [2, с. 195]. В своих докладах на конференциях, семинарах он настоятельно обращал внимание на необходимость создания условий для обучающихся с ОВЗ в условиях инк-

люзии на всех уровнях получения образования. Закономерна организация при институте Центра психолого-педагогического сопровождения профессионального образования студентов-инвалидов УрГПУ (руководителями центра в разное время были Д. В. Алексеева, Г. И. Кириллова и др.).

Оставаясь на передовых позициях в подготовке дефектологических кадров, ИСО организует повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогов не только для системы специального, но и инклюзивного образования. Первый набор педагогов был осуществлен по направлению переподготовки «Тифлопедагогика», позднее профессиональная переподготовка активно осуществлялась по двум направлениям: «Олигофренопедагогика» и «Логопедия». Первым деканом факультета повышения квалификации стала кандидат педагогических наук, доцент Ольга Владимировна Алмазова [4], позднее факультетом успешно руководили кандидат педагогических наук, доцент С. О. Брызгалова, Г. Е. Най-данова, Д. Ю. Сыромятников.

Восполняя потребность регионов в квалифицированных кадрах для работы с особенными детьми, «.институт специального образования как центр подготовки педагогов-дефектологов Уральского региона создает филиалы в крупных областных го-

родах — г. Перми и г. Челябинске. Для осуществления преподавательской деятельности в филиалы выезжают ведущие специалисты института» [4, с. 10].

В 2004 г. в структуре института образована кафедра специальной психологии, руководителем которой назначена кандидат психологических наук, доцент О. Г. Нугаева.

Таким образом, в начале XXI в. Институт специального образования — ведущий научно-методический центр Уральского региона. Процесс подготовки педа-гогов-дефектологов в институте происходит в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования на уровне бакалавриата по профилям «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика, «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология» [5], практи-ко-ориентированным программам на уровне магистратуры. Осуществляется реализация подготовки специалистов высшей квалификации на уровне аспирантуры («Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия») [3].

Продолжая заложенные традиции, расширяя границы взаимодействия с практическими уч-

реждениями, Институт специального образования УрГПУ активно включается в федеральную и региональную повестку. Важным содержательным аспектом профессиональной подготовки педа-гогов-дефектологов является их практическая подготовка на базе профильных образовательных организаций.

С каждым годом ИСО УрГПУ расширяет спектр профессиональных связей с организациями не только специального, но и инклюзивного образования [15], ресурсными центрами, осуществляет методическое и консультативное сопровождение образовательных организаций в вопросах профессиональной подготовки педагогов-дефектологов [12].

Литература

1. Алмазова, О. В. Вклад В. В. Корку-нова в проблему исследования генезиса региональных систем специального образования на примере Уральского региона / О. В. Алмазова, Г. Г. Зак. — Текст: непосредственный // Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми потребностями : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящ. 55-летию Института специального образования. — Екатеринбург : [б. и.], 2019. — С. 16-22.

2. Алмазова, О. В. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Корку-нова / О. В. Алмазова, С. О. Брызгалова, Т. Р. Тенкачева. — Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 192-200.

3. Бения, Л. Г. Современные подходы к профессиональной подготовке и повыше-

нию квалификации педагогов-дефектоло-гов в Российской Федерации и Республике Абхазия / Л. Г. Бения, Г. Г. Зак, Е. В. Семенова. — Текст: непосредственный // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы XVIII Международной науч.-практ. конф. памяти профессора В. В. Коркунова в рамках плана мероприятий Года педагога и наставника в России (Екатеринбург, 12-13 апр. 2023 г.). — Екатеринбург : [б. и.], 2023. — С. 55-62.

4. Зак, Г. Г. Вклад О. В. Алмазовой и С. Л. Алмазовой в изучение проблем развития, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / Г. Г. Зак, О. Г. Нугаева, Г. К. Труфанова, Л. В. Токарская, Е. В. Семенова. — Текст: непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 4 (68). — С. 7-18.

5. Зак, Г. Г. Подготовка специалистов-дефектологов к работе с лицами с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях реализации многоуровневой модели обучения / Г. Г. Зак. — Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 2. — С. 126-129.

6. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века : учебное пособие для студентов вузов / Х. С. Зам-ский. — 2-е изд. — Москва : Академия, 2008. — 368 с. — Текст : непосредственный.

7. Коркунов, В. В. Дефектологическая наука на Урале на рубеже веков: некоторые итоги, проблемы и перспективы / В. В. Коркунов. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2006. — № 6. — С. 9-11.

8. Коркунов, В. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе : учеб. пособие / В. В. Коркунов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2009. — 235 с. — Текст : непосредственный.

9. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия : учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Н. Н. Малофеев. — Москва : Про-

свещение, 2010. — 319 с. : ил. — Текст : непосредственный.

10. Нигаев, А. Н. Очерки по истории развития специального образования : учеб. пособие / А. Н. Нигаев, Е. В. Шиврина ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2003. — 96 с. — Текст : непосредственный.

11. Панченко, Н. А. К юбилею Ары Демьяновны Тююшевой / Н. А. Панченко. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 4 (72). — С. 6-11.

12. Семенова, Е. В. Проблемы и перспективы развития комплексной помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития в системе образования Свердловской области / Е. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Система комплексной реабилитации и абили-тации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии : материалы II науч.-практ. конф. с международным участием (5-6 окт. 2018 г.). — Екатеринбург : [б. и.], 2018. — С. 264-269.

13. Уральский государственный педагогический университет: Летопись-хроника 1930-2000 / сост., общ. ред. А. М. Лушни-кова ; Урал. гос. пед. ун-т. —Екатеринбург : [б. и.], 2000. — 429 с. — Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Филатова, И. А. Институту специального образования Уральского государственного педагогического университета — 45 лет / И. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2009. — № 3. — С. 7-12.

15. Цыганкова А. В. Развитие системы взаимодействия «школа — семья» в условиях инклюзивного образования / А. В. Цыганкова, Л. В. Христолюбова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2020. — № 2 (58). — С. 103-115.

References

1. Almazova, O.V., & Zak, G.G. (2019). Vklad V.V. Korkunova v problemu issledova-nija genezisa regional'nyh sistem spetsial'nogo obrazovanija na primere Ural'skogo regiona [Contribution of V. V. Korkunov to the prob-

lem of studying the genesis of regional systems of special education using the example of the Ural region]. In Mezhdistsiplinarnyj pod-hod v izuchenii i obrazovanii lits s osobymi potrebnostjami (Materials of the All-Russian scientific and practical conference, dedicated to the 55th anniversary of the Institute of Special Education, pp. 16-22). (In Russ.)

2. Almazova, O.V., Bryzgalova, S.O., & Tenkacheva T.R. (2014) Problemy integratsii i inkljuzivnogo obrazovanija detej s ograni-chennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v trudah Vladimira Vasil'evicha Korkunova [The problems of integration and inclusive education of children with limited physical abilities in the works of Vladimir Vasilievich Khorkhunov]. Pedagogical Education in Russia, 1, 192-200. (In Russ.)

3. Benija, L.G., Zak, G.G., & Semenova, E.V. Sovremennye podhody k professional'noj podgotovke i povysheniju kvalifikatsii peda-gogov-defektologov v Rossijskoj Federatsii i Respublike Abhazija [Modern approaches to professional training and advanced training of defectologists in the Russian Federation and the Republic of Abkhazia]. In Izuchenie i obrazovanie detej s razlichnymi formami dizontogeneza (Materials of the XVIII International scientific and practical. conf. in memory of Professor V.V. Korkunov as part of the event plan for the Year of the Teacher and Mentor in Russia, Ekaterinburg, April 12-13, 2023, pp. 55-62). (In Russ.)

4. Zak, G.G., Nugaeva, O.G., Trufanova, G.K., Tokarskaja, L.V., & Semenova, E.V. (2022). Vklad O.V. Almazovoj i S.L. Almazovoj v izuchenie problem razvitija, obuchenie i vos-pitanie detej s ogranichennymi vozmozhnos-tjami zdorov'ja [The Contribution of O.V. Almazova and S.L. Almazova to the Study of the Problems of Development, Learning and Education of Children with Disabilities]. Special Education, 4(68), 7-18. (In Russ.)

5. Zak, G.G. (2013). Podgotovka spetsialis-tov-defektologov k rabote s litsami s umeren-noj i tjazheloj umstvennoj otstalost'ju v uslovijah realizatsii mnogourovnevoj modeli obuchenija [Training of speech pathologists to work with persons with moderate and severe mental retardation in the context of

the implementation of a multi-level training model]. Teorija i praktika obschestvennogo razvitija, 2, 126-129. (In Russ.)

6. Zamskij, H.S. (2008). Umstvenno otsta-lye deti. Istorija ih izuchenija, vospitanija i obuchenija s drevnih vremen do seredine XX veka [Mentally retarded children. The history of their study, education and training from ancient times to the middle of the 20th century] [Textbook for university students] (2nd ed.). Moscow: Akademija, 368 p. (In Russ.)

7. Korkunov, V.V. (2006). Defektologiche-skaja nauka na Urale na rubezhe vekov: ne-kotorye itogi, problemy i perspektivy [Defec-tology science in the Urals at the turn of the century: some results, problems and prospects] . Special Education, 6, 9-11. (In Russ.)

8. Korkunov, V.V. (2009). Obrazovanie detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v Ural'skom regione [Education of children with disabilities in the Ural region] [Teaching manual]. Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ., 235 p. (In Russ.)

9. Malofeev, N.N. (2010). Spetsial'noe ob-razovanie v menjajuschemsja mire. Rossija [Special education in a changing world. Russia] [Teaching manual for students of pedagogical universities] (Part 1). Moscow: Prosveschenie, 319 p. (In Russ.)

10. Nigaev, A.N., & Shivrina, E.V. (2003). Ocherki po istorii razvitija spetsial'nogo obrazovanija [Essays on the history of the development of special education] [Textbook]. Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ., 96 p. (In Russ.)

11. Panchenko, N.A. (2023). K jubileju Ary Dem'janovny Tjujushevoj [Towards the Jubilee of Ara Dem'yanovna Tyuyusheva]. Special Education, 4(72), 6-11. (In Russ.)

12. Semenova, E.V. (2019). Problemy i per-spektivy razvitija kompleksnoj pomoschi detjam s tjazhjolymi i mnozhestvennymi na-rushenijami razvitija v sisteme obrazovanija Sverdlovskoj oblasti [Problems and prospects for the development of comprehensive assistance to children with severe and multiple developmental disorders in the education system of the Sverdlovsk region]. In Sistema kompleksnoj reabilitatsii i abilitatsii invali-dov: opyt mezhvedomstvennogo vzaimodejstvija,

innovatsii, tehnologii (Materials of II scientific-practical conf. with international participation, October 5-6, 2018, pp. 264-269). Ekaterinburg. (In Russ.)

13. Lushnikova, A.M. (Comp.). Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet: Letopis'-hronika 1930-2000 [Ural State Pedagogical University: Chronicle 19302000]. Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ., 429 p. (In Russ.)

14. Filatova, I.A. (2009). Institutu spetsial'-nogo obrazovanija Ural'skogo gosudarstven-

nogo pedagogicheskogo universiteta — 45 let [The Institute of Special Education of the Ural State Pedagogical University is 45 years old]. Special Education, 3, 7-12. (In Russ.)

15. Tsygankova, A.V., & Hristoljubova, L.V. (2020). Razvitie sistemy vzaimodejstvija «shkola — sem'ja» v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija [Development of interaction within the School-Family system under the conditions of inclusive education]. Special Education, 2(58), 103-115. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.