Научная статья на тему 'ВКЛАД О. В. АЛМАЗОВОЙ И С. Л. АЛМАЗОВОЙ В ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ВКЛАД О. В. АЛМАЗОВОЙ И С. Л. АЛМАЗОВОЙ В ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
О. В. АЛМАЗОВА / С. Л. АЛМАЗОВА / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОВЗ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зак Галина Георгиевна, Нугаева Ольга Георгиевна, Труфанова Галина Константиновна, Токарская Людмила Валерьевна, Семенова Елена Владимировна

Материал посвящен памяти О. В. Алмазовой и С. Л. Алмазовой. Рассматривается деятельность ученого, педагога и наставника, одного из продолжателей Уральской научной школы дефектологии, кандидата педагогических наук, профессора кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета О. В. Алмазовой, внесшей вклад в развитие системы подготовки дефектологических кадров в Урало-Сибирском регионе и далеко за его пределами. Магистральной проблемой научно-исследовательской деятельности Ольги Владимировны была диагностика, применимая к лицам с различными формами дизонтогенеза и к различным возрастным группам. Также публикуются воспоминания о кандидате психологических наук, доценте, доценте кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета Светлане Леонидовне Алмазовой. Сфера ее научных интересов - полоролевое поведение и воспитание школьников с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зак Галина Георгиевна, Нугаева Ольга Георгиевна, Труфанова Галина Константиновна, Токарская Людмила Валерьевна, Семенова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF O.V. ALMAZOVA AND S.L. ALMAZOVA TO THE STUDY OF THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT, LEARNING AND EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article is dedicated to the memory of O. V. Almazova and S. L. Almazova. It considers the activities of the scholar, pedagogue and tutor, one of the successors of the Ural Scientific School of Defectology, Candidate of Pedagogy, professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology of the Institute of Special Education of the Ural State Pedagogical University O. V. Almazova, who contributed much to the development of the system of training defectological personnel in the Urals-Siberian region and far beyond. The mainstream problem of Olga Vladimirovna's research activity was diagnostics of various forms of dysontogenesis in persons belonging to various age groups. The paper also includes memoirs of Svetlana Leonidovna Almazova, Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology of the Institute of Special Education of the Ural State Pedagogical University. Her research interests embrace gender role behavior and education of schoolchildren with intellectual disability.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД О. В. АЛМАЗОВОЙ И С. Л. АЛМАЗОВОЙ В ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Специальное образование. 2022. № 4 (68). Special Education. 2022. No 4 (68).

УДК 376.1:378.637(470.5) DOI 10.26170/1999-6993_2022_04_01

ББК Ч450+Ч448.902.42 ГСНТИ 14.29.01; 14.09.29 Код ВАК5.8.1; 5.8.3

Галина Георгиевна Зак н Ольга Георгиевна Нугаева2н Галина Константиновна Труфанова31 Людмила Валерьевна Токарская4н Елена Владимировна Семенова5^

Galina G. Zak1H Ol'ga G. Nugaeva2H Galina K. Trufanova3H Lyudmila V. Tokarskaya4 Elena V. Semenova5H

ВКЛАД О. В. АЛМАЗОВОИ

И С. Л. АЛМАЗОВОЙ В ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

THE CONTRIBUTION OF O.V. ALMAZOVA AND S.L. ALMAZOVA TO THE STUDY OF THE PROBLEMS

OF DEVELOPMENT, LEARNING AND EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

, ,, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия 4 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, l.v.tokarskaia@urfu.ru

1 galina.zak@mail.ru

2 nugaolga@yandex.ru 3,5 iso@uspu.ru

Аннотация. Материал посвящен памяти О. В. Алмазовой и С. Л. Ал-мазовой. Рассматривается деятельность ученого, педагога и наставника, одного из продолжателей Уральской научной школы дефектологии, кандидата педагогических наук, профессора кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета О. В. Алмазовой, внесшей вклад в развитие системы подготовки дефектологических кадров в Урало-Сибирском регионе и далеко за его пределами. Магист-

1,2,3 Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

4 Ural Federal University named after the First President of Russia Boris Yeltsin, Ekaterinburg, Russia, l.v.tokarskaia@urfu.ru

1 galina.zak@mail.ru

2 nugaolga@yandex.ru 3,5 iso@uspu.ru

Abstract. The article is dedicated to the memory of O. V. Almazova and S. L. Almazova. It considers the activities of the scholar, pedagogue and tutor, one of the successors of the Ural Scientific School of Defectology, Candidate of Pedagogy, professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology of the Institute of Special Education of the Ural State Pedagogical University O. V. Almazova, who contributed much to the development of the system of training defectological personnel in the Urals-Siberian region and far beyond. The mainstream problem of Olga Vladimirovna's research activity was

© Зак Г. Г., Нугаева О. Г., Труфанова Г. К., Токарская Л. В., Cf менова Е. В., 2022

ральной проблемой научно-исследовательской деятельности Ольги Владимировны была диагностика, применимая к лицам с различными формами дизонтогенеза и к различным возрастным группам.

Также публикуются воспоминания о кандидате психологических наук, доценте, доценте кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета Светлане Леонидовне Алмазовой. Сфера ее научных интересов — полоролевое поведение и воспитание школьников с умственной отсталостью.

Ключевые слова: О. В. Алмазова, С. Л. Алмазова, коррекционная педагогика, специальное образование, дефектологическое образование, педагогические вузы, преподаватели, научно-исследовательская деятельность, подготовка кадров, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая династия, учебно-воспитательный процесс.

Информация об авторах: Зак Галина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, УрГПУ; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.

Нугаева Ольга Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент, УрГПУ; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.

Труфанова Галина Константиновна, старший преподаватель, УрГПУ; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.

Токарская Людмила Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии образования, УрФУ; адрес:

dysontogenesis in persons belonging to various age groups.

The paper also includes memoirs of Svetlana Leonidovna Almazova, Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology of the Institute of Special Education of the Ural State Pedagogical University. Her research interests embrace gender role behavior and education of schoolchildren with intellectual disability.

Keywords: O. V. Almazova, S. L. Almazova, special pedagogy, special education, defectological education, pedagogical universities, teachers, research activity, training of the personnel, disabilities, children with disabilities, pedagogical dynasty, learning and education process.

Author's information: Zak Galina Georgievna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Nugaeva Ol'ga Georgievna, Candidate of Psychology, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Trufanova Galina Konstantinovna, Senior Lecturer, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Tokarskaya Lyudmila Valer'evna, Candidate of Psychology, Associate Professor, Ural Federal University named after the First President of

620075, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51.

Семенова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, и. о. директора Института специального образования, УрГПУ; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.

Для цитирования: Зак, Г. Г. Вклад О. В. Алмазовой и С. Л. Алмазовой в изучение проблем развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / Г. Г. Зак, О. Г. Ну-гаева, Г. К. Труфанова, Л. В. Токарская, Е. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 4 (68). — С. 7-18.

Вклад О. В. Алмазовой в изучение проблем развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (Г. Г. Зак, О. Г. Нугаева, Г. К. Труфанова)

Ольга Владимировна Алма-зова — ученый в области кор-рекционной педагогики и специального (дефектологического) образования, кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета. Профессионально-педагогическая и научно-исследовательская деятельность О. В. Алмазовой была связана с Институтом специального

Russia Boris Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

Semenova Elena Vladimirovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Director of the Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

For citation: Zak, G. G., Nugaeva, O. G., Trufanova, G. K., Tokarskaya, L. V., Semenova, E. V. (2022). The Contribution of O.V. Almazova and S.L. Almazova to the Study of the Problems of Development, Learning and Education of Children with Disabilities. Special Education, 4(68), pp. 718. (In Russ.).

образования (ранее — дефектологическим факультетом) с сентября 1991 г. и по 22 августа 2022 г. (день смерти) — 32 года. Начав с должности ассистента, она стала потом старшим преподавателем, доцентом и, наконец, профессором кафедры специальной педагогики и специальной психологии. С октября 2013 г. и до трагической гибели — заведующая кафедрой специальной педагогики и специальной психологии. За время работы в Институте специального образования О. В. Алма-зова проявила себя прекрасным организатором и заботливым руководителем, мудрым наставником для начинающих, молодых педагогов, авторитетным преподавателем, лектором высочайшей квалификации, популяризатором знаний по дефектологии в препо-

давательской и студенческой среде, неутомимым тружеником, верным другом.

Ольга Владимировна продолжала дело своих учителей и наставников — Александра Николаевича Нигаева, Владимира Васильевича Коркунова, основателей Уральской научной школы коррекционной педагогики. Занималась подготовкой специалистов в области олигофренопедагогики, специальной психологии, специальной дошкольной педагогики и психологии, логопедии, тифло- и сурдопедагогики: читала лекционные курсы, осуществляла научное руководство выпускными работами студентов, ежегодно в рамках научно-исследовательской и научно-методической деятельности готовила обучающихся всех уровней высшего образования к участию в научно -практических конференциях с докладами, презентациями, редактировала их материалы для публикации в сборниках и журналах. Кроме того, осуществляла подготовку обучающихся к участию в конкурсах научно-исследовательских работ и проектов разного уровня: вузовского, регионального, всероссийского, международного.

В конце 1990-х и в начале 2000-х годов Уральский регион испытывал острую нехватку квалифицированных кадров для работы с детьми с особыми образо-

вательными потребностями. Институт специального образования как центр подготовки педагогов-дефектологов Уральского региона создает филиалы в крупных областных городах — в Перми и Челябинске. Для осуществления преподавательской деятельности в филиалы выезжают ведущие специалисты института, в том числе и Ольга Владимировна. В этот период она успешно совмещала преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность. В открывшемся на базе УрГПУ диссертационном совете по научной специальности 13.00.03 под руководством профессора В. В. Коркунова в 1997 г. ею была защищена кандидатская диссертация на тему «Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза».

Будучи еще молодым ученым, Ольга Владимировна начала готовить кадры высшей квалификации. Она стала соруководите-лем своего учителя В. В. Корку-нова и приняла участие в подготовке к защите кандидатской диссертации Г. Г. Зак «Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального раз-

вития». Ныне доцент, кандидат педагогических наук Галина Георгиевна Зак успешно работает в Институте специального образования.

В 2006 г. диссертационный совет, руководимый В. В. Корку-новым, стал принимать к защите кандидатские диссертации по специальности «Коррекционная психология». О. В. Алмазова активно готовила аспирантов и по этому направлению. Перечислим учеников Ольги Владимировны, защитивших диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Это Елена Владимировна Семенова, защитившая в 2008 г. диссертацию на тему «Психологические особенности позитивных и негативных эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Ныне она исполняет обязанности директора Института специального образования. Другая аспирантка Ольги Владимировны, Людмила Валерьевна Токарская, в том же 2008 г. защитила диссертацию «Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Сейчас она является доцентом кафедры педагогики и психологии образования Уральского федерального университета. В общей сложности О. В. Ал-мазова подготовила двух кандидатов педагогических наук, четы-

рех кандидатов психологических наук и более 50 магистров специального образования.

В 2015 г. О. В. Алмазова принимала участие в конкурсе на лучшую инновационную публикацию Уральского государственного педагогического университета в номинации «Психолого-педагогические науки» и получила диплом победителя конкурса, представив учебное пособие «Психолого-педагогическая диагностика». Пособие до сих пор успешно используется в учебном процессе студентами всех профилей подготовки, реализующихся в Институте специального образования [13].

Организаторские способности Ольги Владимировны проявились в создании двухтомной коллективной монографии «Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2016). В монографии, предназначенной прежде всего для магистрантов, Ольга Владимировна выступила и как редактор, и как один из соавторов [4].

Сфера научных интересов профессора О. В. Алмазовой была весьма разнообразна. Перечислим темы ее работ, связанных с изучением специфики развития, обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего это статьи, посвященные обучающимся с

задержкой психического развития. В них рассматривается влияние эмоционально-волевой сферы на состояние познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития [1; 8; 9; 15]. Стоит назвать ряд работ Ольги Владимировны, посвященных детям с умственной отсталостью. Предметом анализа в них являются психологические причины, диагностика и профилактика агрессивного поведения у детей данной нозологической группы, формирование у них социально-культурных навыков [10; 11; 16]. Современные аспекты работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, рассматриваются в работе, посвященной информационно-коммуникационным технологиям [17]. Острая актуальность отличала статьи, посвященные профилактике эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях неблагополучных семей. Востребованными стали работы, в которых представлена диагностика детей группы риска по суицидальному поведению, в том числе с расстройствами аутисти-ческого спектра [3; 4; 5; 7; 12]. Магистральной проблемой научно-исследовательской деятельности Ольги Владимировны была диагностика, применимая к лицам с различными формами ди-зонтогенеза и к различным воз-

растным группам. Ею разрабатывалась скрининговая диагностика трудностей обучения младших школьников с задержкой психического развития; диагностика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с различными формами дизонтоге-неза; диагностика нарушений познавательных процессов и др. [9]. Наконец, нельзя не упомянуть работы, посвященные проблеме отцовства в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [2; 13; 14]. Всего Ольгой Владимировной написано около 200 работ.

Династия Алмазовых имеет огромный общий стаж работы — более 350 лет, в нее входит около 20 представителей. При этом педагогический стаж — 240 лет! Педагогическая династия Алма-зовых в 2020 г. принимала участие в межрегиональном конкурсе «Лучшая педагогическая династия», проводимом в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (г. Уфа), и заняла в нем 1 место в номинации «Из века в век». В 2022 г. династия участвовала во втором региональном Форуме педагогических династий «Диалог поколений», где стала победителем в номинации «Наибольшее количество педагогов в династии».

За многолетний педагогический труд Ольга Владимировна

награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, удостоена звания «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», почетного звания «Ветеран УрГПУ». Среди многочисленных наград — почетные грамоты и благодарственные письма Министерства образования Свердловской области, Министерства социальной защиты Свердловской области, Департамента по делам молодежи Свердловской области — за бесценный, самоотверженный труд, высокий профессионализм, педагогический талант и огромный вклад в подготовку молодых специалистов; за активное участие, добросовестность и ответственность при проверке готовности основных профессиональных образовательных программ УрГПУ к государственной аккредитации; за активное участие в Проекте модернизации педагогического образования Российской Федерации; за подготовку студентов к конкурсам научно-исследовательских работ, в том числе к традиционному областному конкурсу научно-исследовательских работ «Научный Олимп».

Ученики и коллеги Ольги Владимировны Алмазовой продолжат дело своего Учителя, Наставника, Друга!

Памяти Светланы Леонидовны Алмазовой

(Л. В. Токарская, Е. В. Семенова)

Светлана Леонидовна, для меня просто Света, вспоминается как очень увлеченный человек, интересующийся самыми разнообразными проявлениями жизни и творчества и в то же время глубоко погружающийся во все, что она делала. Со студенческих времен Света активно участвовала в конкурсах, научной деятельности, вместе мы работали в молодежной редакции газеты «Народный учитель», создавали альбом истории факультета, и много всего другого всплывает в памяти при обращении к прошлому. Света любила танцевать, увлекалась театром. Но самое главное — она очень любила свою семью, своих детей и мир вокруг.

Она всегда создавала вокруг себя пространство любви, света, добра. Это относилось и к любому человеку, с кем ее связывала жизнь и общение, будь то коллега по университету, родственник, знакомый или педагог в школе. Это добро всегда оказывалось действенным — она активно участвовала в научных и практических семинарах и конференциях, помогала педагогам образовательных организаций, учила студентов...

Когда уходят такие люди, то невольно спрашиваешь себя о том, сможет ли их кто-то заме-

нить? И понимаешь, что никто не сможет. Но пространство добра и любви, созиданию которого она посвятила свою жизнь, остается и нуждается в поддержке. А значит, в него можно войти и его продолжить, с благодарностью вспоминая тех, кто его создавал, сохранял и оставил нам. В память об этих людях и во благо уральской дефектологической науки продолжить дело Ольги Владимировны и ее дочери, Светланы Леонидовны.

Токарская Людмила Валерьевна, кандидат психологических наук, Уральский федеральный

университет, Екатеринбург, Россия *

**

Светлана училась на курс старше меня, и в студенческие годы мы контактировали мало, а вот период начала работы на кафедре и становления ее как молодого ученого я помню хорошо. Это было в период с 2004 по 2006 год. Мне посчастливилось побывать на защите кандидаткой диссертации Светланы. Защита проходила в Нижнем Новгороде в диссертационном совете Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина. Научным руководителем Светланы была Ольга Георгиевна Нугаева, в то время заведующая кафедрой специальной психологии Института специального образования.

Я до сих пор под впечатлением от блестящей защиты Светланы. После насыщенной, тщательной подготовки к защите, дороги из Екатеринбурга в Нижний Новгород, бессонных ночей, организационных дел и хлопот Светлана вышла на защиту собранная, красивая, в элегантном костюме, уверенная в себе. Она говорила так, что у членов совета не было ни малейшего основания усомниться в научной обоснованности выводов и высоком качестве ее исследования. Сфера научных интересов Светланы — полоро-левое поведение и воспитание школьников с умственной отсталостью. Защита Светланы стала для меня образцом умения совладать со своими эмоциями в ответственный момент, открыто, спокойно и уверенно демонстрировать свою профессиональную позицию.

В период совместной работы на кафедре я всегда могла обратиться к Свете за дружеским и профессиональным советом, в котором она никогда не отказывала.

Могу охарактеризовать Светлану как прекрасную маму для своих детей, успевавшую сочетать их воспитание, работу, хобби с заботой о доме. Ее отличала активная жизненная позиция, способность создавать яркие, интересные жизненные события, готовность побеждать в различ-

ных конкурсах и проектах, коммуникабельность, требовательность к себе и готовность работать на результат. В системе подготовки дефектологов Светлана продолжала дело своей мамы, Ольги Владимировны Алмазовой. Пусть наша память хранит самые светлые воспоминания об этих людях — трудолюбивых, обладавших внутренней дисциплиной и стремлением к высоким образцам в жизни и в науке, а их дела пусть продолжатся в добрых начинаниях детей, студентов, коллег.

Семенова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия

Литература

1. Алмазова, О. В. Анализ и систематизация научных знаний о нарушениях внимания младших школьников с задержкой психического развития / О. В. Алмазова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2005. — № 4.

2. Алмазова, О. В. Изучение феномена отцовства в работах отечественных исследователей в конце XX — начале XXI веков / О. В. Алмазова. — Текст : непосредственный // Международная школа психологии и педагогики. — 2015. — № 3 (11).

3. Алмазова, О. В. История, реалии и перспективы подготовки в институте специального образования компетентных кадров для оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра / О. В. Алмазова. — Текст : непосредственный // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире : Матер. Международ. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летнему юбилею Института специального образования (30-

31 окт., 2014 г., г. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т). — Екатеринбург : [б. и.], 2015. — Ч. III.

4. Алмазова, О. В. Место и роль специального психолога в комплексном сопровождении лиц с посттравматическим стрессовым расстройством / О. В. Алма-зова. — Текст : непосредственный // Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья : коллектив. моногр. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. проф. О. В. Ал-мазовой ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2016.

5. Алмазова, О. В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма / О. В. Алмазова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2002. — № 1.

6. Алмазова, О. В. Обоснование необходимости интеграции традиционных и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью / О. В. Алма-зова, Г. Г. Зак, Т. В. Козик. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2020. — № 4. —С. 6-17.

7. Алмазова, О. В. Особенности психологической диагностики детей группы «риска» по суицидальному поведению / О. В. Алмазова. — Текст : непосредственный // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф., г. Чебоксары, 2014.

8. Алмазова, О. В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза : 13.00.03 : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алмазова О. В. — Екатеринбург, 1997. — Текст : непосредственный.

9. Алмазова, О. В. Педагогические технологии в коррекции частных функциональных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Алмазо-ва. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2014. — № 1.

10. Алмазова, О. В. Преодоление агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / О. В. Алмазова. — Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 1 (12).

11. Алмазова, О. В. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Корку-нова / О. В. Алмазова. — Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1.

12. Алмазова, О. В. Профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях насилия / О. В. Алмазова. — Текст : непосредственный // Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья : коллектив. моногр. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. проф. О. В. Алмазовой ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2016.

13. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие / О. В. Алмазова ; Урал. гос. пед. ун-т, 2015. — Текст : непосредственный.

14. Алмазова, О. В. Современное отцовство: теоретико-практический анализ участия отцов в воспитании детей младенческого и раннего возраста / О. В. Ал-мазова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2015. — № 2.

15. Алмазова, О. В. Теоретико-практический анализ проблемы коррекции нарушений внимания у детей с задержкой психического развития в учебно-воспитательном процессе / О. В. Алмазова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2007. — № 8.

16. Алмазова, О. В. Формирование социокультурных умений у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / О. В. Алмазова. — Текст : непосредственный // Психолого-педагогическая и медицинская поддержка лиц с проблемами в развитии : материалы Все-рос. науч.-практ. конф. Ч. II / Бийский пед. гос. ун-т. — Бийск : [б. и.], 2008.

17. Almazova, O. V. Use of information and communication technologies in working with students with multiple complex developmental disorders / O. V. Almazova, O. G. Nu-gaeva, G. K. Trufanova. — Text : unmediat-ed // Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020). — 2020. — P. 408-413.

References

1. Almazova, O. V. (2005). Analiz i siste-matizaciya nauchnyh znanij o narusheniyah vnimaniya mladshih shkol'nikov s zaderzh-koj psihicheskogo razvitiya [Analysis and systematization of scientific knowledge about the attention disorders of younger schoolchildren with mental retardation]. Special Education, 4. (In Russ.)

2. Almazova, O. V. (2015). Izuchenie fenomena otcovstva v rabotah otechestvennyh issledovatelej v konce XX nachale XXI vekov [Study of the phenomenon of paternity in the works of domestic researchers in the late XX - early XXI centuries]. Mezhdunarod-naya shkola psihologii i pedagogiki, 5(11). (In Russ.)

3. Almazova, O. V. (2015). Istoriya, realii i perspektivy podgotovki v institute special'-nogo obrazovaniya kompetentnyh kadrov dlya okazaniya pomoshchi detyam s rasstroj-stvami autisticheskogo spektra [History, realities and prospects of training competent personnel at the Institute of Special Education to assist children with autism spectrum disorders]. In Obrazovanie lyudej s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sovremennom mire (Mater. of International scientific-practical. conf., dedicated to the 50th anniversary of the Institute of Special Education, 2014, Ekaterinburg, part 3). Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ. (In Russ.)

4. Almazova, O. V. (2016). Mesto i rol' special'nogo psihologa v kompleksnom sop-rovozhdenii lic s posttravmaticheskimi stres-sovym rasstrojstvom Tekst : neposredstven-nyj [The place and role of a special psychologist in the complex support of persons with post-traumatic stress disorder]. In O. V. Al-mazova (Ed.), Aspekty psihologo-pedagogi-cheskogo soprovozhdeniya lic s ogranichen-

nymi vozmozhnostyami zdorov'ya (Monograph, part 1). Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ. (In Russ.)

5. Almazova, O. V. (2002). Nablyudenie za povedencheskimi reakciyami detej kak me-tod opredeleniya kliniko-psihologicheskoj gruppy autizma [Observation of the behavioral reactions of children as a method for determining the clinical and psychological group of autism]. Special Education, 1. (In Russ.)

6. Almazova, O. V., Zak, G. G., & Ko-zik, T. V. (2020). Obosnovanie neobhodi-mosti integracii tradicionnyh i cifrovyh tekhnologij v obuchenii i professional'noj orientacii obuchayushchihsya s umstvennoj otstalost'yu [Integration of traditional and digital technologies in training and professional orientation of pupils with intellectual disabilities]. Special Education, 4, 6-17. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Almazova, O. V. (2014). Osobennosti psihologicheskoj diagnostiki detej gruppy «riska» po suicidal'nomu povedeniyu [Peculiarities of psychological diagnostics of children at risk for suicidal behavior]. In So-vremennoe obrazovanie v Rossii i za rube-zhom: teoriya, metodika i praktika (Collection of materials from III Intern. scientific-practical conf.). Cheboksary. (In Russ.)

8. Almazova, O. V. (1997). Pedagogiche-skaya tekhnologiya korrekcii narushennogo vnimaniya mladshih shkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya cerebral'no-organi-cheskogo geneza [Pedagogical technology for correcting impaired attention of younger schoolchildren with mental retardation of cerebral-organic genesis] [Abstract of Dissertation of Cand. of Ped. Sciences]. Ekaterinburg, 1997. (In Russ.)

9. Almazova, O. V. (2014). Pedagogiche-skie tekhnologii v korrekcii chastnyh fun-kcional'nyh rasstrojstv u detej s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Pedagogical technologies in the correction of private functional disorders in children with disabilities]. Special Education, 1. (In Russ.)

10. Almazova, O. V. (2012). Preodolenie agressivnosti u podrostkov s umerennoj i tya-zheloj umstvennoj otstalost'yu [Overcoming

aggressiveness in adolescents with moderate and severe mental retardation]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 1(12). (In Russ.)

11. Almazova, O. V. (2014). Problemy in-tegracii i inklyuzivnogo obrazovaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v trudah Vladimira Vasil'evicha Korkunova [Problems of integration and inclusive education of children with disabilities in the works of Vladimir Vasilievich Korkunov]. Pedagogical Education in Russia, 1. (In Russ.)

12. Almazova, O. V. (2016). Profilaktika emocional'nyh narushenij u detej doshkol'-nogo vozrasta, vospityvayushchiesya v uslo-viyah nasiliya [Prevention of emotional disorders in preschool children brought up in conditions of violence]. In In O. V. Alma-zova (Ed.), Aspekty psihologo-pedagogiche-skogo soprovozhdeniya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (Monograph, part 1). Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ. (In Russ.)

13. Almazova, O. V. (2015). Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika [Psychological and pedagogical diagnostics] [Training manual]. Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ. (In Russ.)

14. Almazova, O. V. (2015). Sovremennoe otcovstvo: teoretiko-prakticheskij analiz uchastiya otcov v vospitanii detej mladen-cheskogo i rannego vozrasta [Modern paternity: theoretico-practical analysis of participation of fathers in education of children at an early age]. Special Education, 2. (In Russ.)

15. Almazova, O. V. (2007). Teoretiko-prakticheskij analiz problemy korrekcii naru-shenij vnimaniya u detej s zaderzhkoj psi-hicheskogo razvitiya v uchebno-vospita-tel'nom processe [Theoretical and practical analysis of the problem of correction of attention disorders in children with mental retardation in the educational process]. Special Education, 8. (In Russ.)

16. Almazova, O. V. (2008). Formirovanie socio-kul'turnyh umenij u shkol'nikov s ume-rennoj i tyazheloj umstvennoj otstalost'yu [Formation of socio-cultural skills in schoolchildren with moderate and severe mental retardation]. In Psihologo-pedagogicheskaya

i medicinskaya podderzhka lic s problemami v razvitii (Materials of All-Russian scientific-practical conf., part 2). Biysk: Biysk Ped. State Univ. (In Russ.)

17. Almazova, O. V., Nugaeva, O. G., & Tru-fanova, G. K. (2020). Use of information and

communication technologies in working with students with multiple complex developmental disorders. In Proceedings of the International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020) (pp. 408-413).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.