Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПАКИСТАН'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПАКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка будущих педагогов / студенты-педагоги / образовательная система / образовательный процесс / компаративные исследования / ОВЗ / ограниченные возможности здоровья / дети с ограниченными возможностями здоровья / специальное образование / дефектологическое образование / постдипломное обучение / пакистанский опыт. / training future teachers / students-future teachers / education system / education process / comparative studies / disabilities / children with disabilities / special education / defectological education / postgraduate support / Pakistan experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галина Георгиевна Зак, Елена Владимировна Семенова, Хафиз Тахир Джамиль

В статье представлены материалы компаративного исследования системы подготовки педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Исламской Республике Пакистан. Цель исследования заключается в выявлении специфики специального образования и системы помощи лицам с инвалидностью в Пакистане. Проведенное на основе применения методов фокус-группы и анкетирования респондентов, анализа научных статей и материалов исследование позволило определить основные содержательные аспекты подготовки педагогических кадров для системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Исламской Республике Пакистан. Материалы статьи содержат описание актуальной практики образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Исламской Республике Пакистан: уровень подготовки педагогов, при-меняемые коррекционно-развивающие технологии, содержание образования обучающихся с различными нарушениями развития, принципы коррекционной педагогики, реализуемые подходы и стратегии к диагностике и обучению детей с инвалидностью. Система психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями развита в Пакистане неравномерно: не все дети с особенностями развития имеют доступ к образованию или возможность получить сопровождение квалифицированного педагога-дефектолога; образовательные системы каждой отдельной провинции Пакистана отличаются собственными стандартами и учебными планами. В отдельных административных центрах и местностях открыты специальные школы для детей конкретной нозологии, в других образовательных организациях реализуется инклюзивное образование. Подготовка дефектологов осуществляется на базе департамента специального образования Открытого университета им. Алламы Икбала в г. Исламабад. В статье предложены рекомендации по постдипломному сопровождению педагогов, педагогов-дефектологов в ключе интеграции научных подходов, реализуемых в специальном (дефектологическом) образовании в России и Исламской Республике Пакистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галина Георгиевна Зак, Елена Владимировна Семенова, Хафиз Тахир Джамиль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING TEACHERS-DEFECTOLOGISTS IN THE ISLAMIC REPUBLIC OF PAKISTAN

The article presents the materials of a comparative study of the system of training teacher for working with children with disabilities in the Islamic Republic of Pakistan. The aim of the study is to reveal the specificity of special education and the system of support for persons with disabilities in Pakistan. Based on the use of focus group methods, survey of respondents, and analysis of scientific articles and materials, the study has made it possible to describe the main aspects of the content of teacher training for the education system of students with disabilities in the Islamic Republic of Pakistan. The materials of the article contain a description of the current practice of education for students with disabilities in the Islamic Republic of Pakistan: the level of teacher training, the rehabilitation-educational methods used, the content of education for students with various de-velopmental disabilities, the principles of special pedagogy, and the approaches and strategies applied for the diagnostics and education of children with disabilities. The system of psycho-medico-pedagogical assistance to children with disabilities is unevenly developed in Pakistan: not all specialneeds children have access to education or the opportunity to get a qualified support of a teacher-defectologist; the educational systems of each individual province of Pakistan differ in their own standards and curricula. Special schools for children of various types of nosology have been opened in certain administrative centers and localities, while other education institutions realize inclusive learning. The training of defectologists is carried out on the base of the Department of Special Education of Allama Iqbal Open University in Islamabad. The article offers recommendations on post-graduate support for general education teachers and teachers-defectologists in the key of integrating scientific approaches realized in special (defectological) education in Russia and the Islamic Republic of Pakistan.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПАКИСТАН»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Специальное образование. 2024. № 3 (75). Special Education. 2024. No 3 (75).

УДК 376.1+3 78.63 7(549.1)

ББК Ч448.987+ Ч448.4(5Пак) ГРНТИ 14.35.07; 14.01.11 Код ВАК5.8.3

Галина Георгиевна Закш Елена Владимировна Семенова2^ Хафиз Тахир Джамиль3н

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПАКИСТАН

1,2 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия

1 galina.zak@mail.ru, 8РМ-код: 9376-0420

2 iso.semenova@yandex.ru, 8РМ-код: 84368160

3 Открытый университет Аллама Икбал, Исламабад, Пакистан, tahir.jameel@aiou.edu. рк, https://orcid.org/0000-0003-4948-5929

Аннотация. В статье представлены материалы компаративного исследования системы подготовки педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Исламской Республике Пакистан. Цель исследования заключается в выявлении специфики специального образования и системы помощи лицам с инвалидностью в Пакистане. Проведенное на основе применения методов фокус-группы и анкетирования респондентов, анализа научных статей и материалов исследование позволило определить основные содержательные аспекты подготовки педагогических кадров для системы образования обу-

Galina G. Zak1® Elena V. Semenova2® Hafiz Tahir Jameel3®

TRAINING TEACHERS-DEFECTOLOGISTS IN THE ISLAMIC REPUBLIC OF PAKISTAN

1,2 Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

1 galina.zak@mail.ru, SPIN-Kog: 9376-0420

2 iso.semenova@yandex.ru, SPIN-Kog: 84368160

3 Allama Iqbal Open University, Islamabad, Pakistan, tahir.jameel@aiou.edu.pk, https:// orcid.org/0000-0003-4948-5929

Abstract. The article presents the materials of a comparative study of the system of training teacher for working with children with disabilities in the Islamic Republic of Pakistan. The aim of the study is to reveal the specificity of special education and the system of support for persons with disabilities in Pakistan. Based on the use of focus group methods, survey of respondents, and analysis of scientific articles and materials, the study has made it possible to describe the main aspects of the content of teacher training for the education system of students with disabilities in the Islamic Republic of Pakistan. The materials of the article contain a descrip-

© Зак Г. Г., Семенова Е. В., Джамиль Х. Т., 2024

чаюшдхся с ограниченными возможностями здоровья в Исламской Республике Пакистан. Материалы статьи содержат описание актуальной практики образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Исламской Республике Пакистан: уровень подготовки педагогов, применяемые коррекционно-развиваю-щие технологии, содержание образования обучающихся с различными нарушениями развития, принципы коррекционной педагогики, реализуемые подходы и стратегии к диагностике и обучению детей с инвалидностью. Система психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями развита в Пакистане неравномерно: не все дети с особенностями развития имеют доступ к образованию или возможность получить сопровождение квалифицированного педагога-дефектолога; образовательные системы каждой отдельной провинции Пакистана отличаются собственными стандартами и учебными планами. В отдельных административных центрах и местностях открыты специальные школы для детей конкретной нозологии, в других образовательных организациях реализуется инклюзивное образование. Подготовка дефектологов осуществляется на базе департамента специального образования Открытого университета им. Алламы Икбала в г. Исламабад. В статье предложены рекомендации по постдипломному сопровождению педагогов, педагогов-дефектологов в ключе интеграции научных подходов, реализуемых в специальном (дефектологическом) образовании в России и Исламской Республике Пакистан.

Ключевые слова: подготовка будущих педагогов, студенты-педагоги,

tion of the current practice of education for students with disabilities in the Islamic Republic of Pakistan: the level of teacher training, the rehabilitation-educational methods used, the content of education for students with various developmental disabilities, the principles of special pedagogy, and the approaches and strategies applied for the diagnostics and education of children with disabilities. The system of psycho-medico-pedagogical assistance to children with disabilities is unevenly developed in Pakistan: not all special-needs children have access to education or the opportunity to get a qualified support of a teacher-defectologist; the educational systems of each individual province of Pakistan differ in their own standards and curricula. Special schools for children of various types of nosology have been opened in certain administrative centers and localities, while other education institutions realize inclusive learning. The training of defectologists is carried out on the base of the Department of Special Education of Allama Iqbal Open University in Islamabad. The article offers recommendations on postgraduate support for general education teachers and teachers-defectologists in the key of integrating scientific approaches realized in special (defec-tological) education in Russia and the Islamic Republic of Pakistan.

Keywords: training future teachers, students-future teachers, education sys-

образовательная система, образовательный процесс, компаративные исследования, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, специальное образование, дефектологическое образование, постдипломное обучение, пакистанский опыт.

Финансирование: статья подготовлена в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ «Сравнительное исследование систем подготовки педагога в Российской Федерации и Исламской Республике Пакистан: формирование единой модели дипломного и постдипломного сопровождения педагогических кадров».

Информация об авторах: Зак Галина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; email: galina.zak@mail.ru.

Семенова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, кафедра специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; email: iso.semenova@yandex.ru.

Хафиз Тахир Джамиль, доктор, доцент, кафедра специального образования, Открытый университет Алла-ма Икбал; 44000, Пакистан, Исламабад, Sector H-8, Ashfaq Ahmed Road; email: tahir.jameel@aiou.edu.pk. Для цитирования: Зак, Г. Г. Подготовка педагогов-дефектологов в Исламской

tem, education process, comparative studies, disabilities, children with disabilities, special education, defectological education, postgraduate support, Pakistan experience.

Funding: the article has been written as part of the State task of the Ministry of Education of the Russian Federation "A comparative study of the systems of teacher training in the Russian Federation and the Islamic Republic of Pakistan: Formation of a unified model of undergraduate and postgraduate support for pedagogical staff'.

Author's information: Zak Galina Georgievna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Semenova Elena Vladimirovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Dr. Hafiz Tahir Jameel, Assistant Professor, Department of Special Education of the Open University of the Islamic Republic of Pakistan, Islamabad, Pakistan.

For citation: Zak, G. G., Semenova, E. V., Jameel, H. T. (2024). Training of Teachers-

Республике Пакистан / Г. Г. Зак, Е. В. Семенова, Х. Т. Джамиль. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2024. — № 3 (75). — С. 159-181.

Введение

С 2023 года международная политика Российской Федерации в сфере образования направлена на продвижение русского языка за рубежом посредством создания комплексной сети центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в странах СНГ, Африки, Азии, Латинской и Южной Америки, Восточной Европы. Деятельность центров позволяет формировать у иностранных граждан устойчивый интерес к России и российскому образованию, расширяет их возможности в изучении русского языка и российской культуры за рубежом. В 2024 году сеть центров открытого образования, по данным фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история», насчитывает 62 страны мира фПр&'://фондмояжтория.рф/ ргоекуше2кёипагоёпсуа-ёеуа1е1п ost/).

В последние годы активно устанавливаются и укрепляются академические связи российских педагогических университетов с образовательными организациями, исследовательскими центрами, расширяется спектр профессиональных связей и возможностей в рамках международного педаго-

defectologists in the Islamic Republic of Pakistan. Special Education, 3(75), pp. 159181. (In Russ.)

гического сообщества [5]. В связи с этим компаративные исследования, связанные с изучением систем образования, систем подготовки педагогов в южноазиатских странах, приобретают особую актуальность, становятся востребованными и популярными, о чем свидетельствуют материалы научных статей Л. Г. Бе-ния, Г. Г. Зак, Е. В. Семеновой, А. С. Раимкуловой, И. Н. Серенко и др. [1, 3, 6, 14].

Уральский государственный педагогический университет реализует проекты образовательного сотрудничества с университетами Исламской Республики Пакистан, способствующие продвижению российской системы образования и признанию ее результативности в контексте подготовки и постдипломного сопровождения педагогических кадров. В 2023 году Центр открытого образования УрГПУ функционировал на базе Открытого университета им. Ал-лама Икбала в столице Пакистана Исламабаде. Исламабад является центром федерального столичного округа, центром науки и образования, в котором сосредоточены университеты, институты, исследовательские организации. В 2024 году Уральский государственный педагогический уни-

верситет создал Центр открытого образования в крупнейшем городе мира и Исламской Республики Пакистан Карачи. Карачи — это административный центр провинции Синд, портовый город, расположенный на юге страны. Функционирование центров открытого образования позволило обеспечить исследовательскую базу для изучения содержания подготовки кадров для сферы реабилитации, психолого-педагогического сопровождения и специального образования детей с инвалидностью, с особыми образовательными потребностями.

Методы исследования

При подготовке материалов статьи проводился контент-анализ отечественных и зарубежных источников по данной тематике, анализ сайтов образовательных учреждений Пакистана, нормативно-правовых документов в сфере образования и статистических данных, представленных в общем доступе.

В статье представлены результаты исследования, полученные методом фокус-группы, в состав которой вошли три преподавателя департамента специального образования Открытого университета им. Аллама Икбала в г. Исламабад. Фокус-группа работала в формате видео-конференц-связи, было организовано 3 онлайн-встречи.

При проведении исследования методом фокус-группы ее участникам для обсуждения предлагались вопросы, позволяющие выявить особенности и определить проблемы подготовки дефектологических кадров в Исламской Республике Пакистан; направления подготовки и содержание реализуемых в Открытом университете образовательных программ; специфику устройства системы образования и специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Пакистане; применяемые подходы к пониманию инвалидности; особенности диагностики и обучения детей с отклоняющимся развитием и др.

В рамках исследования было проведено анкетирование педагогических работников образовательных организаций Исламской Республики Пакистан. Респонденты отвечали на вопросы анкеты с помощью google-формы, в которой были заданы разнотипные формулировки вопросов: с заданными вариантами ответов, предполагающие регистрацию ответа на вопрос на основе выбора респондента; вопросы закрытого типа; с возможностью предложить свой вариант (открытые вопросы). Выборку респондентов составили 10 практикующих педагогов-дефектологов из образовательных организаций и реабилитационных учреждений, расположен-

ных в разных административных округах Пакистана: 2 учителя из округа Ганче (город Гилгит-Бал-тистан — самая северная административная единица Пакистана); 2 педагога из округа Скарду; 2 педагога — из Исламабада (столицы республики); 2 педагога — из Равалпинди (крупный город, ранее являвшийся столицей); 1 педагог, проживающий в городе Фейсалабад (провинция Пенджаб) и 1 педагог-дефектолог, работающий в комплексе для инвалидов в провинции Белуджистана Квет-та. Выборка респондентов по возрастному критерию варьируется в диапазоне от 21 года до 59 лет, по половому признаку включает семь женщин, трех мужчин. В анкетировании приняли участие педагоги как государственных (7 человек), так и частных (3 человека) образовательных организаций Исламской Республики Пакистан.

Анкета включает следующие вопросы:

1. Имеете ли Вы специальное (дефектологическое) образование для работы с детьми с ОВЗ? (да/нет)

2. Какое образование Вы получили для работы с детьми с ОВЗ?

3. Школа, в которой Вы работаете (частная/государственная).

4. Укажите название населенного пункта, в котором находится школа (округ, провинция, город).

5. Как организовано образование обучающихся с ОВЗ в Вашей организации?

a) это специальная организация для детей с ОВЗ;

b) это организация, в которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормотипичны-ми детьми (инклюзия);

c) это организация, в которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормотипичными детьми (отдельный класс/ группа);

d) отдельные категории детей с ОВЗ обучаются на дому;

e) другой вариант (указать).

6. Какие категории детей с ОВЗ обучаются в Вашей организации?

a) обучающиеся с нарушениями слуха;

b) обучающиеся с нарушениями зрения;

c) обучающиеся с физическими нарушениями (опорно-двигательного аппарата);

d) обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;

e) обучающиеся с задержкой психического развития;

1) обучающиеся с умственной отсталостью;

g) обучающиеся с расстройством аутистического спектра;

К) другая категория (указать).

7. Какое учреждение осуществляет направление детей с ОВЗ в Вашу организацию?

a) Департамент специального образования;

b) Управление специального образования;

с) специальное учреждение;

ф другой вариант (указать).

8. На основании каких нормативных документов осуществляется образование детей с ОВЗ в Вашей организации:

a) государственного законодательного акта (закон об образовании);

b) государственных стандартов образования / циркуляров;

c) государственных образовательных программ;

ф государственных учебных планов;

е) индивидуальных учебных планов;

: государственных учебников;

g) другой вариант (назвать).

9. Какие уровни образования получают дети с ОВЗ в Вашей образовательной организации?

a) начальное образование;

b) среднее образование;

c) высшее образование;

ф другой вариант (указать). 10. Какие специалисты осуществляют сопровождение образования детей с ОВЗ в Вашей организации?

a) педагоги;

b) логопеды;

c) психологи;

ф тьюторы;

е) все вышеперечисленные / другой вариант (указать).

11. Какие предметы изучают дети с ОВЗ в Вашей школе?

12. Изучение каких предметов осуществляется с использованием учебников? Перечислите названия предметов.

13. Какие формы обучения детей с ОВЗ реализуются в Вашей организации?

a) классно-урочная;

b) групповая;

c) индивидуальная;

ф индивидуализированная;

е) другой вариант (указать).

14. Какие коррекционные технологии и методы обучения детей с ОВЗ реализуются в Вашей организации?

15. Какие трудности Вы испытываете при обучении детей с ОВЗ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a) выбора методик обучения;

b) выбора методов обучения;

c) выбора форм обучения;

ф выбора технологий кор-рекционного обучения;

е) другой вариант (указать).

Анализ, сопоставление и обобщение данных, полученных методом фокус-группы и анкетирования, позволили целостно представить систему подготовки пе-дагогов-дефектологов и специфику организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Исламской Республике Пакистан.

Результаты исследования

Специальное образование в Исламской Республике Пакистан

Научно-педагогическое и профессиональное сообщество де-фектологов и специалистов, оказывающих помощь детям с особыми потребностями в Пакистане, ориентируется на принятые в мире модели инвалидности: медицинскую, социальную и правовую. Так, медицинская модель инвалидности основана на выявлении детей с отклоняющимся развитием, определении клинического диагноза, учета состояния здоровья человека, имеющихся у него ограничений и оказание медицинской помощи. Социальная модель рассматривает инвалидность в аспекте отношения социума к людям с особыми потребностями [2]. Правовая модель инвалидности связана с установлением статуса «инвалид» и обеспечением лицу с инвалидностью гарантируемых государством социальных прав.

По данным переписи населения, проводимой в 1998 году Правительством Исламской Республики Пакистан, порядка 6 % населения страны составляют лица с инвалидностью (как взрослого, так и детского населения). Согласно результатам исследования, проведенного в 2011 г. Пакистанским фондом борьбы с бедностью

в семи административных округах республики, уровень распространенности инвалидности составляет около 12 %, из которых 2 % — люди с тяжелой инвалидностью.

Среди детей, объединяемых в группу детей с особыми потребностями — special needs children (именно этот термин используется профессионально-педагогическим сообществом ученых и дефектологов в Пакистане), участники фокус-группы выделяют категории детей по нозологиям: с нарушениями движения (опорно-двигательного аппарата), нарушениями зрения, нарушениями слуха, умственной отсталостью, задержкой психического развития, множественными нарушениями развития, нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра. Однако далеко не все дети с особыми образовательными потребностями, инвалидностью имеют возможность обучаться в учебных заведениях Пакистана. Согласно Pakistan Education Statistics 2020-21, порядка 38 % от обучающихся детей в Пакистане получают образование в частном учебном заведении и только 62 % обучаются в государственных школах [12, с. 16].

По оценке участников фокус-группы, только 4 % от общего количества детей с инвалидностью способны обучаться в школе совместно с другими обучаю-

щимися (инклюзивно) в государственной или частной школе. В крупных городах и административных центрах Пакистана открыты специальные школы для детей с нарушениями развития. Так, 100 % участников анкетирования являются педагогами специальных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или реабилитационных центров для лиц с инвалидностью.

По данным респондентов, в контингенте учебных заведений представлены все категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, также есть узкоспециализированные школы, реализующие программы обучения детей отдельной нозологической группы. В системе образования Исламской Республики Пакистан представлены коррекци-онные школы для обучающихся с нарушениями слуха, с умственной отсталостью (например, Государственная школа для глухих и слабослышащих в Равалпинди; колледж Бахрия в структуре военно-морского комплекса в Исламабаде). На современном этапе реформирования системы образования Правительство Исламской Республики Пакистан открывает в крупных городах страны специальные образовательные центры для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с аутизмом.

Анализ ответов педагогов на вопрос «Какое учреждение осуществляет направление детей с ОВЗ в Вашу организацию?» показал, что рекомендации обучаться в специальной школе ребенок получает от разных специалистов или органов: ребенок с ОВЗ направляется в такое учреждение по рекомендации врача (терапевта), после консультации специали-ста-дефектолога. Рекомендовать обучение в специальной школе родителям особого ребенка может департамент специального образования или управление образования округа. Также часть респондентов указала, что местные жители могут посоветовать, в какую школу можно определить ребенка с нарушениями в развитии.

Информация от участников фокус-группы подтвердила, что первоначальное выявление детей с нарушениями развития осуществляется в медицинском учреждении (скрининг-диагностика). Далее ребенок проходит комплексное психолого-педагогическое обследование, проводимое командой специалистов в составе педа-гога-дефектолога, логопеда, медицинского персонала. Результатом диагностики является установление вида инвалидности (варианта и специфики нарушения развития), заключение об особенностях коммуникации, уровне когнитивного развития ребенка, особенностях социальной среды,

в которой проживает ребенок, и определение перспектив его развития. С учетом результатов психолого-педагогического обследования специалистами разрабатывается индивидуальная кор-рекционно-развивающая программа, определяются возможности обучения ребенка в условиях инклюзии или специализированного учреждения.

В государственных специальных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья обучение осуществляется на основе Закона об образовании Пакистана. В государственных школах дети с особыми образовательными потребностями изучают все предметы по учебному плану в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Студенты с особенностями развития колледжа Бахрия (военно-морской комплекс, Исламабад) обучаются по обычному (стандартному) государственному учебному плану для лиц с физическими недостатками и слабовидящих. Студенты изучают такие предметы, как английский язык, урду, паки-становедение, основы ислама, математика, общие науки, граж-дановедение, образование, искусство и рисование моделей, здоровье и физическое воспитание / физическая культура, информатика. Также преподавателями колледжа Бахрия реализуется моди-

фицированный (адаптированный) учебный план для лиц с нарушениями слуха.

Ученики государственной школы для глухих и слабослышащих в Равалпинди изучают все предметы в соответствии с учебным планом Пенджабского совета по подготовке учебников: урду, английский язык, математику, естественные науки, общественные науки, основы ислама, компьютер, рисование, физическую культуру. В частных школах наряду со стандартным перечнем предметов по учебному плану обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья изучают искусство и моделирование. На вопрос об изучаемых предметах педагог из провинции Пенджаб ответил, что обучающиеся с ОВЗ осваивают предметы, преподаваемые в Пенджабе. Данный ответ свидетельствует о наличии в каждой из четырех провинций Пакистана отельной системы образования с собственным управлением. По данным открытого источника (https:// /а^апёёе1а1Ь.сош/), все провинции — Пенджаб, Синд, Белуджистан, Хайбер-Пахтунхва, а также районы, находящиеся под федеральным управлением, имеют свои собственные школьные системы.

Согласно ответам респондентов, образование детей с умственной отсталостью осуществляется на основе реализации инди-

видуального подхода с использованием индивидуальной образовательной программы. В обучении школьников с интеллектуальными нарушениями учебники не используются, среди изучаемых обучающимися данной категории предметов участники анкетирования назвали «Функциональные навыки и навыки независимой жизни». Также в качестве изучаемых обучающимися с ОВЗ предметов педагоги указали «Базовое образование и профессиональная реабилитация». Это дает основание предположить, что основной задачей образования детей с умственной отсталостью в Исламской Республике Пакистан является формирование жизненных компетенций, необходимых им для самостоятельной жизни.

Результаты анкетирования и данные фокус-группы показали, что в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Исламской Республике Пакистан реализуется индивидуальный и персонализированный подход на основе разработки индивидуальных учебных планов. Обучение осуществляется в классно-урочной, групповой, индивидуальной формах. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья помимо занятий в классе (совместно с другими детьми) проводятся индивидуальные коррекционные занятия

с учетом специфики дефекта и особых образовательных потребностей конкретного ребенка. Однако на вопрос о том, какие специалисты сопровождают образование детей с ОВЗ в конкретной школе, 3 из 10 респондентов ответили: «Учителя» — и 7 педагогов указали на наличие в специальной школе психологов и логопедов как специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В категории общих принципов специального образования и стратегий обучения детей с особыми потребностями участники фокус-группы называют: принцип наглядности, использование в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья технологий визуальной поддержки обучения (например, использование схем, графических изображений, анимационных видео в работе с детьми с нарушениями слуха).

Среди коррекционных технологий и специальных методов обучения детей с ОВЗ педагоги указывают аудио-видео-пособия, мультимедиа, аудиовизуальные средства, подчеркивая реализацию аудиовизуального подхода в обучении. Участник анкетирования — педагог из колледжа Бахрия отмечает: «Наши коррек-ционные технологии зависят от

индивидуальной образовательной программы каждого ребенка», другой респондент из числа опрошенных называет дифференцированное обучение, указывает на адаптацию и модификацию учебных программ, интеграцию технологий с учетом потребностей и возможностей обучающихся. В качестве специальных методов обучения педагоги называют технологии коммуникации для детей с нарушением слуха (пакистанский жестовый язык); использование рельефно-точечного шрифта Брайля для обучения детей с нарушением зрения; применение устройств, связанных с информационными технологиями, для детей с нарушениями слуха и интеллектуальными нарушениями. В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра пакистанские педагоги-дефектологи задействуют мультимедийные средства, социальные истории, графические новеллы, комиксы. Содержание индивидуального учебного плана и технологии коррекционной работы определяются особенностями развития и потребностями в специализированной помощи конкретного ребенка.

По уровню образования выборка респондентов распределилась следующим образом: из 10 педагогов 8 имеют высшее специальное (дефектологическое) образование, уровень магистратуры; 2 педагога

указали, что обучались по программе переподготовки, прошли курсы повышения квалификации. Тем не менее 100 % респондентов отметили в качестве профессиональных затруднений в профессиональной деятельности выбор методов обучения и технологий коррекционного образования. Остановимся на особенностях подготовки педагогов-дефектологов на уровне высшего образования в Исламской Республике Пакистан, выявленных в процессе работы фокус-группы.

Подготовка педагогов-

дефектологов в Пакистане

Подготовка педагогов для сферы реабилитации, психолого-педагогического сопровождения и специального образования детей с особыми потребностями (special needs children), инвалидностью в Исламской Республике Пакистан осуществляется в Открытом университете им. Аллама Икбала (Allama Iqbal Open University) — единственном высшем учебном заведении в стране, реализующем программы педагогического образования [8]. Открытый университет в Исламабаде, созданный в 1974 году, является вторым по величине высшим учебным заведением в мире. Это первый в Азии открытый университет, реализующий образовательные программы в области философии, естествознания и социальных наук в дистанционном формате. Примене-

ние вузом дистанционных образовательных технологий позволяет охватывать высшим образованием огромное количество студентов, в том числе из отдаленных провинций республики [4, 8]. В Открытом университете ежегодно обучаются около 1 120 000 студентов (по данным источника: https://ru. wikipedia. org/wiki/Откры-тый_университет_Аллама_Икбал, 2010 г.).

В Открытом университете им. Ал-лама Икбала функционирует факультет образования, в структуру которого входят шесть департаментов. Подготовка педагогов-дефектологов осуществляется департаментом (кафедрой) специального образования (Department of Special Education). В системе высшего образования Исламской Республики Пакистан подготовка педагогических кадров осуществляется по программам магистратуры, на которые студенты могут поступить после окончания колледжа или бакалавриата [15]. В целях подготовки кадров высшей квалификации Открытый университет реализует программы аспирантуры. По результатам защиты диссертационного исследования по специальному образованию (PhD in Special Education) соискателям присваивается степень доктора наук (доктора философии).

Департамент специального образования Открытого универси-

тета им. Аллама Икбала осуществляет научно-образовательную деятельность по нескольким направлениям: реализация образовательных программ для подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; проведение исследований в области специального образования; разработка адаптированных образовательных программ с учетом особых потребностей детей с инвалидностью разных нозологических категорий; оценка качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; разработка и внедрение современных диагностических, коррекционно-развивающих и реабилитационных технологий.

Подготовка дефектологических кадров в Открытом университете им. Аллама Икбала в Исламабаде начиналась с реализации программы обучения тифлопедагогов, затем открылась программа подготовки сурдопедагогов. В настоящее время департамент специального образования реализует образовательные программы на уровне магистратуры по профилям: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, подготовка специали-стов-реабилитологов для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Обучение будущих педагогов-дефектологов в департаменте спе-

циального образования Открытого университета им. Илламы Ик-бала осуществляется на основе специализации по профилям. Реализуемые образовательные программы направлены на формирование у студентов психолого-педагогических компетенций, знаний в области специальной психологии и специальной педагогики. В процессе подготовки студенты осваивают современные инструменты диагностики и коррекции нарушений развития. При подготовке педагогов-дефектологов используется специализированное оборудование: компьютерные программы по распознаванию речи, FM-системы, дисплей Брайля, специальное оборудование для проведения «телесных практик» и двигательной терапии (Physiotherapy) и др.

Учебный план образовательных программ магистратуры по профилям подготовки в области специального образования включает обязательные курсы, дисциплины по выбору, профессионально ориентированные дисциплины и специализированные курсы. В процессе обучения по профилю «Олигофренопедагогика» (обучение детей с умственной отсталостью — intellectual disability) студенты осваивают следующие специализированные курсы: «Введение в проблематику умственной отсталости» / Introduction to intellectual disability, «Оценка детей

с умственной отсталостью» / Assement of children with intellectual disability, «Обучение детей с умственной отсталостью» / Teaching of children with intellectual disability.

Содержание дисциплины «Введение в проблематику умственной отсталости» направлено на формирование у обучающихся представлений об интеллектуальных нарушениях, степенях выраженности умственной отсталости, ее влиянии на обучение и развитие. В процессе подготовки будущие олигофренопедагоги осваивают технологии дифференцированного обучения детей с умственной отсталостью, способы адаптации методов обучения и дидактических материалов к способностям к обучению детей с разной степенью умственной отсталости, методы оценивания удовлетворения уровня когнитивного развития ребенка с умственной отсталостью, выявления его потенциальных возможностей.

Содержание дисциплины «Обучение детей с умственной отсталостью» направлено на освоение пе-дагогами-дефектологами коррек-ционно-развивающих и образовательных технологий. Студенты изучают мультисенсорные подходы к обучению (Multisensory teaching approaches): использование мультисенсорного подхода на практических занятиях, наглядных пособий, манипуляторов

и интерактивных технологий способствует пониманию и запоминанию материала детьми с умственной отсталостью. В процессе обучения студенты осваивают техники управления поведением детей с умственной отсталостью и нарушениями эмоционально-волевой, коммуникативной сфер: студентам преподаются стратегии подкрепления позитивного поведения, технология визуального расписания, педагогические приемы коррекции поведения с помощью проактивных вмешательств и поддержки. Будущие педагоги-дефектологи, обучающиеся на базе департамента специального образования Открытого университета им. Аллама Икба-ла, осваивают вспомогательные (коррекционные) технологии и инструменты: изучение таких ресурсов, как наглядные пособия, средства альтернативной коммуникации, специализированное программное обеспечение, позволяет студентам в дальнейшей профессиональной деятельности оказывать коррекционно-педагогическую поддержку детям с интеллектуальными нарушениями.

Департамент специального образования готовит педагогов по специализации «Нарушение слуха» (сурдопедагогика). Ключевыми содержательными аспектами подготовки дефектологов для работы с детьми, имеющими нарушения слуха различной этио-

логии и степени тяжести, являются: понимание глухоты, нарушений слухового восприятия и причин потери слуха; изучение эффективных коммуникативных стратегий; акустика и адаптации классной комнаты; вспомогательные учебные устройства и технологии; слуховое обучение и развитие речи. Будущие сурдопедагоги изучают такие дисциплины, как «Общее представление о нарушении слуха» / General Introduction to the Hearing Impairment, «Психология глухоты и развития детей» / Impairment Psychology of Deafness and Child Development, «Речь и слух» / Speech and Hearing, «Аудиология и аудиомет-рия» / Audiology and Audiometry.

Будущие педагоги, осваивающие специализацию «Нарушения слуха», изучают различные коммуникативные стратегии, например, язык жестов, чтение по губам, альтернативные средства коммуникации для преодоления коммуникативных барьеров глухих и слабослышащих детей. Студентам преподаются способы адаптации и модификации классной комнаты, приемы использования визуальных подсказок, способствующие улучшению восприятия и понимания речи ребенком с нарушением слуха. В ходе подготовки будущие сурдопедагоги обучаются упражнениям и занятиям для развития навыков аудирования, речи, коммуника-

тивных способностей глухих и слабослышащих. Повышение эффективности обучения детей, имеющих нарушения слуха, в системе специального образования Исламской Республики Пакистан обеспечивается посредством использования в реабилитации слуховых аппаратов, кохлеарных имплантатов и FM-систем.

Отдельной специализацией, реализуемой в рамках подготовки педагогов-дефектологов департаментом специального образования, является профиль «Ограниченные физические возможности» (Physical handicapped), ориентированный на оказание помощи детям с недостатками двигательной сферы, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ключевыми направлениями данной специализации, отражающимися в содержании образовательной программы, являются: понимание физических недостатков; доступность и адаптация среды; вспомогательные технологии и инструменты; физическая терапия и реабилитация; разработка индивидуальных учебных планов для обучающихся с двигательными нарушениями. Учебный план образовательной программы по профилю «Ограниченные физические возможности» включает такие предметы, как «Введение в проблематику нарушений физического развития и здоровья» / Introduction to Physical and Health

Impairment, «Oбразовательное вмешательство при нарушениях физического здоровья» / Educational Intervention for Physical and Health Impairment, «Терапевтическое лечение нарушений физического развития и здоровья» / Therapeutic Management for Physical and Health Impairment, «Oбразова-тельная адаптация для детей с нарушениями физического развития и здоровья» / Educational Adaptation for Children with Physical and Health Impairment.

В системе специального и инклюзивного образования Исламской Республики Пакистан для обучающихся с нарушениями двигательной сферы создаются пространственные и средовые условия, обеспечивающие доступность учебных помещений: использование адаптированной мебели, средств передвижения, ассистив-ного оборудования, адаптивных устройств, позволяющих ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата беспрепятственно передвигаться и участвовать в образовательном процессе. Студентам департамента специального образования, осваивающим профиль «Oграниченные физические возможности», преподаются технологии физической (двигательной) терапии и реабилитации: методы физиотерапии, комнлексы упражнений и технологии лечебной физической культуры, методы двигательной реа-

билитации, способствующие двигательному развитию детей. В процессе подготовки будущие педа-гоги-дефектологи приобретают навыки проведения оценки уровня развития ребенка с нарушением двигательной сферы, определения задач обучения и разработки индивидуальных стратегий коррекционной работы, направленной на удовлетворения конкретных потребностей каждого обучающегося.

Также подготовка будущих педагогов реализуется по образовательной программе «Логопедия» (Speech & Language Therapy). Содержание образовательной программы данной специализации представлено следующими предметами: «Анатомия и физиология речи» / Anatomy and physiology of speech, «Анатомия и физиология слуха» / Anatomy and physiology of hearing, «Неврология для логопедической терапии (коррекции)» / Neurology for speech language therapy, «Детское развитие» / Child development, «Клиническая лингвистика» / Clinical linguistics, «Коммуникативные расстройства» / Communication Disorders, «Оценка (диагностика) и лечение языковых расстройств» / Assessment and management of language disorders.

Подготовка будущих логопедов в Открытом университете им. Аллама Икбала направлена на формирование у студентов зна-

ний этапов речевого онтогенеза, структуры нарушений речи и языка, влияния этих нарушений на обучение и развитие. Со слов участников фокус-группы, принимавших участие в исследовании, в Пакистане отсутствует единый протокол оценки уровня речевого развития и логопедической диагностики детей, имеющих нарушения языка и речи. Преимущественно при проведении логопедической диагностики используются зарубежные методики оценивания, перечень используемых диагностических логопедических проб насчитывает 242 вида оценки. При обследовании ребенка используется 81 методика (стандартизированные тесты), из которых только 6 разработаны в Пакистане и проводятся на языке урду. При проведении логопедической диагностики применяются дистанционные технологии. Все это затрудняет процесс определения специфики речевого нарушения, постановку логопедического диагноза и проектирование задач коррекционной работы. Пакистанские логопеды дифференцируют коммуникативные расстройства, нарушения речи и звуко-произношения, языковое расстройство, расстройство беглости (темпа) речи и расстройство голоса.

Учебным планом программы подготовки логопедов предусмотрены две клинические практики (Clinical Practice), направ-

ленные на формирование у обучающихся умений использовать методы и средства коррекции речевых расстройств, включающие наглядные пособия, средства дополнительной и альтернативной коммуникации, устройства, компьютерные программы и другие логопедические технологии.

Ключевым аспектом реализации программ магистратуры в области специального образования является специализированный фокус, направленный на углубленное изучение теорий кор-рекционной педагогики и специальной психологии, исследований и практик, связанных с особыми образовательными потребностями, инклюзивным образованием и поддержкой людей с ограниченными возможностями.

В рамках реализации программ магистратуры основной акцент делается на исследованиях: студенты получают знания и инструменты, необходимые для проведения самостоятельных исследований на основе критического контент-анализа литературы, экспериментального изучения того или иного феномена отклоняющего развития, и на этой основе внесения вклада в развитие знаний в области специального образования. В процессе обучения в магистратуре педагоги-дефекто-логи изучают углубленный курс, направленный на освоение содержательных и технологических

аспектов специального образования: инструментов психолого-педагогической диагностики и стратегий вмешательства, вспомогательных (адаптивных) технологий, способов адаптации учебных программ и т. д. По завершении обучения магистрант представляет исследовательскую диссертацию — индивидуальный исследовательский проект в конкретной области специального образования, отличающийся актуальностью и научной новизной.

Со слов участников фокус-группы — преподавателей департамента специального образования Открытого университета в Исламабаде, обучение в магистратуре осуществляется на основе реализации технологий сотрудничества и наставничества: студенты имеют возможность сотрудничать с преподавателями и другими исследователями, посещать конференции и семинары, участвовать в дискуссиях и дебатах в сообществе специалистов сферы специального образования. Получение степени магистра открывает выпускнику возможности дальнейшего обучения в области специального образования. Магистратура обеспечивает прочную основу методологии исследований, критического анализа и передовых знаний, подготавливая студентов к обучению в докторантуре и дальнейшей академической карьере.

Обсуждение результатов

Проблемы подготовки педагогов в Исламской Республике Пакистан, в том числе подготовки педагогов-дефектологов, определяются спецификой общественного строя и усилением роли образования в социально-экономическом развитии Пакистана [11, 13]. В исследовании И. Н. Серенко приводится вывод о том, что «современный курс государства на модернизацию национальной системы образования в формате единой, унифицированной модели обучения и воспитания для всех граждан страны может способствовать дерадикализации и консолидации пакистанского общества, его постепенной интеграции в общемировой процесс трансформации образовательного пространства» [7]. Образовательные организации, в которых могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, по большей части открыты в крупных городах и административных центрах провинций Исламской Республики Пакистан. Профессиональные дефициты педагогов государственных школ в Пакистане изучаются в исследованиях А. Khan [9, 10]. Те немногие школы, которые работают в отдаленных от центров районах Пакистана, где проживают люди с низким уровнем дохода, постоянно испытывают трудности с привлечением квалифицированных учителей и админи-

стративных сотрудников: педагоги с высшим образованием не мотивированы с невысокой на трудоустройство в школы, расположенные в местностях заработной платой.

Анализ информационных источников, освещающих проблемы образования в Пакистане, научных статей, результатов обсуждения с участниками фокус-группы позволил констатировать дефицит квалифицированных дефектологических кадров и выделить актуальные проблемы подготовки пе-дагогов-дефектологов в Исламской Республике Пакистан. В качестве рекомендаций по организации постдипломного сопровождения педагогов для специального и инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть рассмотрены следующие предложения:

• предусмотреть в содержании образовательных программ, реализуемых на уровнях бакалавриата, магистратуры, дополнительных образовательных программ (профессиональной переподготовки / повышения квалификации), модули, направленные на формирование у педагогов компетенций по проведению психолого-педагогической диагностики нарушений развития. Для дефектологов Пакистана необходимым является разработка и принятие единого порядка (протокола) проведения

психолого-педагогического обследования и проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка;

• целесообразным представляется академический обмен между преподавателями департамента специального образования Открытого университета им. Алла-ма Икбала и института специального образования Уральского государственного педагогического университета в части разработки учебников для обучающихся с умственной отсталостью, в частности для предметной области «Технология»;

• организация научных стажировок профессорско-преподавательского состава Открытого университета в Исламабаде на базе образовательных организаций и реабилитационных центров в России может быть эффективна в целях обмена опытом применения современных коррекционно-педаго-гических технологий в работе с детьми с нарушениями развития различных нозологических категорий;

• специализация в рамках реализуемых профилей подготовки педагогов-дефектологов в департаменте специального образования Открытого университета им. Аллама Икбала осуществляется на уровне магистратуры посредством углубленного изучения отдельных предметов, подготовки курсовой работы и магистер-

ской исследовательской диссертации. Так, магистерская диссертация может быть выполнена на основе сетевой реализации программы, проведения совместного исследования изучаемой проблемы магистрантами из Пакистана и России. Например, учеными Пакистана достаточно развит и обобщен опыт «кинестетического образования», двигательной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проводятся исследования по вопросам коррекции поведения детей с расстройствами аутистиче-ского спектра. Результаты исследований, реализуемых в международном образовательном контуре, могут быть интегрированы в содержание программ подготовки дефектологических кадров и постдипломного сопровождения педагогов;

• поскольку обучение в Открытом университете им. Аллама Икбала является преимущественно дистанционным, целесообразно в содержание образовательных программ увеличить долю часов практической подготовки, осуществляемой в условиях специальной школы / реабилитационного центра для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью под суперви-зией преподавателя. С этой целью будет полезен обмен опытом изучения учебных планов образовательных программ и содер-

жания практической подготовки педагогов-дефектологов в России («ядра» специального (дефектологического) образования).

Заключение

Проведенное компаративное исследование позволило уточнить организационно-содержательный ракурс подготовки педагогов-де-фектологов в Исламской Республике Пакистан и представить некоторые особенности системы специального образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Выявленные практические и научные аспекты подготовки педагогических кадров позволили обнаружить проблемное поле актуальных исследований в сфере коррекционной педагогики и дефектологии, являющихся перспективными для реализации в контуре российско-пакистанского сотрудничества.

Литература

1. Бения, Л. Г. Современные подходы к профессиональной подготовке и повышению квалификации педагогов-дефекто-логов в Российской Федерации и Республике Абхазия / Л. Г. Бения, Г. Г. Зак, Е. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. памяти профессора В. В. Коркунова в рамках плана мероприятий Года педагога и наставника в России, Екатеринбург, 1213 апр. 2023 года / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2023. — С. 55-62. — БЭК УБНБРБ.

2. Зак, Г. Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы / Г. Г. Зак. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2008. — № 2 (10). — С. 22-24. — EDN JVIJMZ.

3. Зия, Р. Религия и образование в Пакистане / Р. Зия. — Текст : непосредственный // Социология образования. — 2006. — № 1. — С. 22-24.

4. Оверлэнд, М. Пакистан планирует реструктуризацию высшего образования / М. Оверлэнд. — Текст : непосредственный // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2002. — № 9. — С. 24. — EDN HUCTUB.

5. Раимкулова, А. С. Россия, Кыргызстан, Пакистан в векторе евразийской образовательной интеграции / А. С. Раим-кулова, И. Н. Серенко. — Текст : непосредственный // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. — 2022. — № 1. — С. 177182. — DOI 10.33514/1694-7851-2022-2177-182. — EDN KJHTFP.

6. Серенко, И. Н. Индия — Пакистан: компаративный анализ систем образования (1947-2017) / И. Н. Серенко. — Текст : непосредственный // Труды Института востоковедения РАН. — 2018. — № 12. — С. 382-394. — EDN VTSTXF.

7. Серенко, И. Н. Образовательный аспект радикализации пакистанского социума / И. Н. Серенко. — Текст : непосредственный // Труды Института востоковедения РАН. — 2019. — № 26. — С. 454-464. — EDN YVODUR.

8. Baela, R. J. From Teacher Education to Professional Education Development in Pakistan: A Position Paper / Baela Raza Jamil. — Text : unmediated // National Conference on Teacher Education. — Islamabad, 2004.

9. Khan, A. A Case Study Exploring Perceived Professional Development Needs for Secondary School Administrators in Pakistan : Unpublished PhD Dissertation / A. Khan. — Pittsburgh, PA : Administrative and Policy Studies, School of Education, University of Pittsburgh, 2010. — Text : unmediated.

10. Khan, A. Instructional Management of a Private and a Government Secondary School Principal in Northern Pakistan / A. Khan. — Text : unmediated // International Journal of Educational Development. — 2012. — Iss. 32. — P. 120-131.

11. Overland, M. Pakistan plans restructuring of higher education with emphasis on technology and engineering / M. Overland. — URL: http://chronicle.com./free/2002/03/ 2002031203t.htm. — Text : electronic.

12. Pakistan Education Statistics 2020-21 / NEMIS-PIE // Analysis of Education Statistics II. Education Statistics. — Pakistan, 2023. — (PIE Publication № 296). — ISBN 978-969444-119-1. — Text : unmediated.

13. Qureshi, N. Teacher Education in Pakistan: Structure, Problems, and Opportunities / N. Qureshi, Q. Kalsoom. — Text : unmediated // Handbook of Research on Teacher Education / M. S. Khine, Y. Liu (ed.). — Singapore : Springer, 2022. — doi: 10.1007/978-981 -16-9785-2_50.

14. Rizwan, M. Strengthening School Teaching in Pakistan / M. Rizwan, K. Tanigu-chi. — Text : unmediated // ADB Briefs. — 2023. — № 283. — doi: 10.22617/ BRF230611-2.

15. World Education Encyclopedia. — The Gale Group Inc., 2001. — Text : unmediated.

References

1. Beniya, L.G., Zak, G.G., & Semenova, E.V. (2023). Sovremennye podkhody k professional'noy podgotovke i povysheniyu kvalifikatsii pedagogov-defektologov v Ros-siyskoy Federatsii i Respublike Abkhaziya [Modern approaches to professional training and advanced training of special education teachers in the Russian Federation and the Republic of Abkhazia]. In Izuchenie i obra-zovanie detey s razlichnymi formami dizon-togeneza (materials of the XVIII Int. scientific-practical. conf. in memory of professor V. V. Korkunov within the framework of the plan of events of the Year of Teacher and Mentor in Russia, Yekaterinburg, April 1213, 2023, pp. 55-62). Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ. EDN VDRBPF. (In Russ.)

2. Zak, G.G. (2008). Istoriko-geneticheskiy analiz invalidnosti kak sotsial'noy problemy

[Historical and genetic analysis of disability as a social problem]. Special Education, 2(10), 22-24. EDN JVIJMZ. (In Russ.)

3. Ziya, R. (2006). Religiya i obrazovanie v Pakistane [Religion and Education in Pakistan]. Sotsiologiya obrazovaniya, 1, 22-24. (In Russ.)

4. Overlend, M. (2002). Pakistan planiruet restrukturizatsiyu vysshego obrazovaniya [Pakistan Plans to Restructure Higher Education] . Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie, 9, 24. EDN HUCTUB. (In Russ.)

5. Raimkulova, A.S., & Serenko, I.N. (2022). Rossiya, Kyrgyzstan, Pakistan v vek-tore evraziyskoy obrazovatel'noy integratsii [Russia, Kyrgyzstan, Pakistan in the Vector of Eurasian Educational Integration]. Vestnik Kyrgyzskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I. Arabaeva, 1, 177-182. DOI 10. 33514/1694-7851-2022-2-177-182. EDN KJHTFP. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Serenko, I.N. (2018). Indiya — Pakistan: komparativnyy analiz sistem obrazovaniya (1947-2017) [India — Pakistan: A Comparative Analysis of Education Systems (19472017)]. Trudy Instituta vostokovedeniya RAN, 12, 382-394. EDN VTSTXF. (In Russ.)

7. Serenko, I.N. (2019). Obrazovatel'nyy aspekt radikalizatsii pakistanskogo sotsiuma [Educational Aspect of Radicalization of Pakistani Society]. Trudy Instituta vostokovedeniya RAN, 26, 454-464. EDN YVODUR. (In Russ.)

8. Baela, Raza Jamil. (2004). From Teacher Education to Professional Education Development in Pakistan: A Position Paper. In National Conference on Teacher Education. Islamabad.

9. Khan, A. (2010). A Case Study Exploring Perceived Professional Development Needs for Secondary School Administrators in Pakistan [Unpublished PhD Dissertation]. Pittsburgh, PA: Administrative and Policy Studies, School of Education, University of Pittsburgh.

10. Khan, A. (2012). Instructional Management of a Private and a Government Secondary School Principal in Northern Pakistan.

International Journal of Educational Development, 32, 120-131.

11. Overland, M. (n.d.). Pakistan plans restructuring of higher education with emphasis on technology and engineering. Retrieved from http://chronicle.com./free/2002/03/2002 031203t.htm

12. NEMIS-PIE (2023). Pakistan Education Statistics 2020-21. Analysis of Education Statistics II. Education Statistics. Pakistan. (PIE Publication № 296). ISBN: 978-969444-119-1

13. Qureshi, N., & Kalsoom, Q. (2022). Teacher Education in Pakistan: Structure, Problems, and Opportunities. In M.S. Khine, Y.Liu (Eds.), Handbook of Research on Teacher Education. Singapore: Springer. doi: 10.1007/978-981-16-9785-2_50

14. Rizwan, M., & Taniguchi, K. (2023). Strengthening School Teaching in Pakistan. ADB Briefs, № 283. doi: 10.22617/ BRF230611-2

15. World Education Encyclopedia (2021). The Gale Group Inc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.