УДК 37.014-056.24
DOI 10.30914/2072-6783-2023-17-2-165-174
Нормативно-правовой аспект получения образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
А. Б. Волкова, С. Н. Федорова, Е. П. Карташова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация
Аннотация. Введение. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обуславливает необходимость создания в образовательной среде условий, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся. При реализации условий педагогам образовательных учреждений необходимо ориентироваться на законодательные акты, установленные в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Цель: определить основные направления работы по отношению к обучающимся и воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; определить актуальный уровень знаний о нормативно-правовом обеспечении организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью среди специалистов-практиков и студентов. Материалы и методы: анализ документов (нормативно-правовых актов в отношении образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью), тестирование, количественный и качественный анализ данных. Результаты исследования, обсуждения: анализ нормативно-правовых актов демонстрирует обозначение следующих направлений работы по отношению к обучающимся и воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: 1) проведение ранней диагностики и коррекции; 2) обеспечение условий для получения образования; 3) разработка специальных и адаптированных программ обучения; 4) подготовка педагогов для обучения детей с ОВЗ. Результаты проведенного исследования показали высокий уровень знаний законодательных актов среди специалистов-практиков и средний - среди студентов. Отмечено недостаточное знание нормативно-правовых актов, принятых на региональном уровне. Заключение: отмеченные направления работы по обеспечению особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью указывают на важность и значимость каждого принятого нормативно-правового акта. Данные документы регулируют образовательный процесс. Знание нормативно-правовых актов - необходимое условие для реализации эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, нормативно-правовое обеспечение, инклюзивное образование, особые образовательные потребности, условия для получения образования, специальные и адаптированные образовательные программы
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Волкова А. Б., Федорова С. Н., Карташова Е. П. Нормативно-правовой аспект получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестник Марийского государственного университета. Т. 17. № 2. С. 165-174. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-2-165-174
Regulatory and legal aspect of education for students
with limited health capacities and disabilities
A. B. Volkova, S. N. Fedorova, E. P. Kartashova
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation
Abstract. Introduction. The growing number of children with limited health capacities and disabilities necessitates the creation of conditions in the educational environment that meet the special educational needs of such students. When implementing the conditions, teachers of educational institutions need to focus on the legislative acts established in relation to persons with limited health capacities and disabilities. The purpose of the article is to determine the main directions of work in relation to students and pupils with limited health capacities and disabilities; to determine the current level of knowledge about the regulatory and legal support for the organization of education of persons with limited health capacities and disabilities among practitioners and students. Materials and methods: analysis of documents (normative legal acts concerning the education of students with limited health capacities and disabilities),
© Волкова А. Б., Федорова С. Н., Карташова Е. П., 2023
testing, quantitative and qualitative data analysis. Research results, discussions. The analysis of regulatory and legal acts demonstrates the designation of the following areas of work in relation to students and pupils with limited health capacities and disabilities: 1) early diagnosis and correction; 2) provision of conditions for education; 3) development of special and adapted training programs; 4) training of teachers for teaching children with disabilities. The results of the study showed a high level of knowledge of legislative acts among practitioners and an average level among students. Insufficient knowledge of regulatory legal acts adopted at the regional level was noted. Conclusion. The mentioned areas of work to ensure the special educational needs of students with limited health capacities and disabilities indicate the importance and significance of each adopted regulatory legal act. These documents regulate the educational process. Knowledge of regulatory legal acts is a necessary condition for the implementation of effective education for children with limited health capacities and disabilities.
Keywords: students with limited health capacities, children with disabilities, regulatory and legal support, inclusive education, special educational needs, conditions for education, special and adapted educational programs
The authors declare no conflict of interest.
For citation: Volkova A. B., Fedorova S. N., Kartashova E. P. Regulatory and legal aspect of education for students with limited health capacities and disabilities. Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 2, pp. 165-174. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-2-165-174
Введение
В последние годы обострилась проблема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, в том числе детей-инвалидов. Это обусловлено увеличением количества детей со сложными нарушениями в развитии, сокращением количества специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений, недостаточным обеспечением условий по организации доступной среды для детей с ОВЗ, неготовностью многих педагогов общеобразовательных учреждений к инклюзивной форме обучения. Все это, так или иначе, сказывается на уровне удовлетворения прав на образование детей с ОВЗ и инвалидностью. Следует отметить и то, что современные педагоги должны быть хорошо осведомлены относительно нормативно-правовых актов, обеспечивающих права детей с ОВЗ и инвалидностью, в соответствии с которыми в каждой образовательной организации должны быть созданы определенные условия для обучения данной категории детей.
Цель
В данной статье поставлены две цели: первая - определить основные направления работы по отношению к обучающимся и воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; вторая - определить актуальный уровень знаний о нормативно-правовом обеспечении организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью среди специалистов-практиков и студентов.
Материалы и методы
Для достижения первой цели исследования был проведен анализ документов (нормативно-правовых актов в отношении образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью). В рамках реализации второй цели было проведено тестирование среди специалистов-практиков и студентов с последующим количественным и качественным анализом данных.
Целью тестирования стало определение актуальных знаний о нормативно-правовом обеспечении организации образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Участниками исследования являлись специалисты-практики Республики Марий Эл, работающие в области специального образования (логопеды-дефектологи и преподаватели кафедры специальной педагогики и психологии) и студенты, которые учатся по направлению подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Всего было охвачено 250 студентов и 150 специалистов-практиков.
Испытуемым было предложен тест, содержащий 20 вопросов с вариантами ответов, один из которых верный. Решение теста ограничено по времени - 20 минут. Повторная попытка предоставления ответа не предусмотрена. Результат оценивался в баллах в зависимости от количества верных ответов. За один ответ - 1 балл, следовательно, максимальное количество баллов - 20.
Содержание теста выстроено в хронологической последовательности (по годам) и по уровню принятия нормативно-правовых актов (от международных к региональным). Вопросы касались важных изменений в законодательной системе относительно лиц с ОВЗ и инвалидностью1.
Результаты исследования, обсуждения
В результате анализа нормативно-правовых актов мы отметили следующие основные направления работы по отношению к обучающимся и воспитанникам с ОВЗ и инвалидностью:
1) проведение ранней диагностики и коррекции;
2) обеспечение условий для получения образования; 3) разработка специальных и адаптированных программ обучения; 4) подготовка педагогов для обучения детей с ОВЗ. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Обозначение первого направления о необходимости внедрения в структуру специального образования системы оказания ранней помощи отмечается в Письме Минобрнауки РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» (2001)2. Позднее оно упоминается в Письме Ми-нобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» (2008)3. Проведение ранней диагностики и оказание коррекционной помощи помогает увидеть и исправить проблемы в развитии на ранней стадии. Выполнение данных мероприятий «позволит исключить многих детей из категории «Лицо с ограниченными возможностями здоровья» 4 . Важность работы в данном направлении стала особенно актуальна в Республике Марий Эл (РМЭ) после проведения мониторинга состояния коррекционного образования, в ходе которого была определена такая проблема, как отсутствие
1 Тест по теме «Нормативно-правовые акты в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью». URL: https://forms.gle/ 8q9QfC3XyZ3rLxko6 (дата обращения: 06.09.2022).
2 Docs.cntd.ru: электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/about (дата обращения: 26.07.2022).
3 Там же.
4 О доступе в школу: качественное образование детей с
ограниченными возможностями (по материалам «круглого
стола» РОСРО, 9 апреля 2006 г.) // Вопросы образования.
2006. № 2. С. 165.
психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Для решения данной проблемы был создан ресурсный центр для оказания ранней помощи детям и их семьям. За счет деятельности Центра в Республике стало возможным определять нарушение в раннем возрасте и проводить коррекционную работу, что, в свою очередь, предотвращает появление осложнений в более старшем возрастном периоде. Практика оказания ранней помощи доказала свою эффективность, что подтверждается статистикой [3].
Реализация второго направления о необходимости обеспечить условия обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов зафиксирована в вышеперечисленных федеральных документах, принятых в 1999, 2001 и 2008 годах, а также в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995)5 и в Модельном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (2002) 6 . В данных законодательных актах прослеживается несколько вариантов получения образования детьми с инвалидностью и с ОВЗ. Первый вариант - дифференцированное обучение, то есть обучение в специальных образовательных учреждениях. Обучаясь в специальных условиях, ребенок с ОВЗ или инвалидностью получает качественное образование, которое учитывает его индивидуальные возможности и ограничения. Однако при такой форме обучения у детей отсутствует возможность быть в социуме со сверстниками с нормативным развитием, что является своего рода ограничением [8]. Второй вариант - интегрированное образование. В Письме Минобрнауки РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» (2001)7 предлагается обеспечить организацию дошкольных групп и классов для всех детей в учреждениях комбинированного типа. При этом реализация данного направления не означает отказ от системы дифференцированного
5 Docs.cntd.ru: электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/about (дата обращения: 26.07.2022).
6 Там же.
7 Гарант.ру: информационно-правово портал ООО «Гарант-Сервис». М., 1990. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 19.07.2022).
обучения детей разных категорий. Интегратив-ная форма обучения способствует включению ребенка с ОВЗ в среду сверстников с нормативным развитием, однако она не в полной мере учитывает его особенности и потребности, в связи с чем у ребенка могут возникнуть трудности в получение такого образования [6]. Третий вариант - инклюзивное образование. Главным нормативно-правовым актом, закрепившим официальный статус развития инклюзивной формы обучения, является ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012)1. В данном законе дается определение инклюзивному образованию, в котором важно подчеркнуть то, что такая форма обучения в равной степени доступна для всех детей и учитывает потребности и возможности каждого ребенка. Наравне со становлением инклюзивной формой обучения недопустимо уменьшение численности специальных учреждений. Об этом говорится в Письме Минобрнауки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (2013)2. Многие авторы, исследующие данную проблематику, отмечают, что «...инклюзивное образование не может существовать без развитой системы специальных коррекционных учреждений [1, с. 37]. Такая точка зрения связана с тем, что для детей с ОВЗ процесс включения в интегративную форму обучения чаще всего происходит через получение специализированного (коррекционно-го) образования на этапе дошкольного и младшего школьного возраста. Позднее данный вопрос отражается в Письме Минобрнауки РФ «О сохранении системы специализированного коррекционного образования» (2014)3. Четвертый вариант - обучение детей с ОВЗ и инвалидностью на дому или с помощью дистанционных технологий. Данный вариант предусмотрен на случай невозможности создания необходимых условий в общеобразовательном учреждении. Многие авторы [9] отмечают, что данный вид получения образования достаточно важен, и его необходимо поддерживать, поскольку «.решение проблем детей-инвалидов, обеспечение их качественным образованием за счет
1 Гарант.ру: информационно-правово портал ООО «Гарант-Сервис». М., 1990. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 19.07.2022).
2 Там же.
3 Там же.
дистанционных технологий являются также частью программы создания инклюзивного образования в России»4. Эта установка прослеживается Статье 12.1. Закона РМЭ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в республике Марий Эл» (2004)5. План реализации дистанционной формы обучения обозначен в Письме Минобрнауки РФ «О направлении Рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации» (2009)6. Согласно данным рекомендациям, дети-инвалиды могут обучаться в Центре по очно-дистанционной форме и являться его учениками или обучаться в Центре только дистанционно, а основную часть предметов получать надомно по месту жительства. За счет предложенных форм становится возможным обучение большего процента детей с ОВЗ, особенно детей с двигательными нарушениями. Данные рекомендации отражены в Постановлении правительства РМЭ «О государственной программе Республики Марий Эл «Развитие образования» на 2013-2025 годы»7.
Прописанные формы получения образования обеспечивают возможность обучения каждого ребенка в подходящих для него условиях. Определение формы обучения и типа образовательного учреждения - задача психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). На законодательном уровне деятельность ПМПК регламентируется «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии» (2013)8. В Республике
4 О доступе в школу: качественное образование детей с ограниченными возможностями (по материалам «круглого стола» РОСРО, 9 апреля 2006 г.) // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 178.
5 Министерство образования и науки Республики Марий Эл: образовательный портал. М., 2010. URL:http://old.mari-el.gov.ru/minobr/Pages/childOVZ.aspx (дата обращения: 05.07.2022).
6 Гарант.ру: информационно-правово портал ООО «Гарант-Сервис». М., 1990. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 19.07.2022).
7 Министерство образования и науки Республики Марий Эл: образовательный портал. М., 2010. URL:http://old.mari-el.gov.ru/minobr/Pages/childOVZ.aspx (дата обращения: 05.07.2022).
8 Гарант.ру: информационно-правово портал ООО «Гарант-Сервис». М., 1990. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 19.07.2022).
Марий Эл в 2014 году был утверждено «Положение центральной ПМПК»1.
Наряду с вышеперечисленными условиями необходимым является обеспечение свободного доступа в сами учреждения. С 2011 года, претерпевая некоторые изменения, действует Государственная программа «Доступная среда» 2 . Главная цель этой программы - обеспечить беспрепятственный доступ к обучению для детей с ОВЗ и инвалидностью. Для этого массовые образовательные учреждения оснащаются специальным оборудованием и специальными приспособлениями. В 2019 году было проведено исследование образовательной среды московских школ в части обеспечения равного доступа к образованию в различных сферах, в том числе обучения и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями. По результатам исследования выявлено недостаточное оснащение московских школ специальным оборудованием, чаще всего оно ограничивается наличием пандусов. Наряду с этим авторы исследования отмечают, что московские школы оснащены необходимым дидактическим материалом и оборудованием для обучения детей с ОВЗ. Помимо этого отмечается совместная работа специалистов для работы с данной категорией детей [5].
В рамках реализации третьего направления о разработке специальных и адаптированных программ обучения в 2002 году были утверждены учебные планы для специальных образовательных учреждений. Они были разделены на 8 видов, каждый из которых имел 2 варианта обучения. Наличие учебных планов обеспечило возможность дифференцированного обучения детей разных категорий и разной степени сохранности интеллекта. Позднее с постепенным включением обучающихся с ОВЗ в среду детей с нормативным развитием, то есть становление инклюзивной формы обучения, возникла необходимость создания учебных программ, адаптированных под потребности детей с ОВЗ. Данная
1 Министерство образования и науки Республики Марий Эл: образовательный портал. М., 2010. URL: http://old.mari-el.gov.ru/minobr/Pages/childOVZ.aspx (дата обращения: 05.07.2022).
2 Docs.cntd.ru: электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/about (дата обращения: 26.07.2022).
позиция прописана в Федеральном законе «Об образовании» (2012)3.
Определяющую роль в развитии системы образования как для детей с нормативным, так и с нарушенным развитием стало появление федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Обучение по ФГОС означало формирование единства образовательного пространства РФ, выстраивание системы образования в соответствии определенными требованиями к условиям получения образования, к структуре образовательных программ, к результатам их усвоения. Сначала были созданы ФГОС для детей с нормативным развитием на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования. В данных стандартах есть пункты, касающиеся коррекционной работы детей с ОВЗ, создания им необходимых условий. Позднее в России утвердили «ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ» (2014) 4 и «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (2015) 5 . Данные стандарты обеспечили регулирование процесса образования лиц с ОВЗ и умственной отсталостью. В них закреплены требования к разработке адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) для учащихся с ОВЗ. Примерные АООП были одобренные в 2015 году. Применение АООП позволяет выстраивать процесс обучения в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями детей с ОВЗ [10]. Согласно утвержденному в 2014 году ФГОС в Республике Марий Эл был разработан и утвержден План по обеспечению введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ (2015)6. В 2021 году в силу вступил новый ФГОС основного общего образования, в котором отмечены пункты про обучение лиц с ОВЗ. Подробное разъяснение стандарта в части организации обучения лиц с ОВЗ даны в Письме Минпросвещения России «Об организации основного общего образования
3 Там же.
4 Гарант.ру: информационно-правово портал ООО «Гарант-Сервис». М., 1990. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 19.07.2022).
5 Там же.
6 Министерство образования и науки Республики Марий Эл: образовательный портал. М., 2010. URL:http://old.mari-el.gov.ru/minobr/Pages/childOVZ.aspx (дата обращения: 05.07.2022).
обучающихся с ОВЗ в 2021/22 учебном году»1. В частности отмечается, что срок получения образования обучающимися с ОВЗ может быть увеличен на один год; допускается внесение изменений в учебный план (включение или исключение учебных предметов) в зависимости от потребностей учащихся.
Четвертое направление о подготовке педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ вызвано внедрением в систему образования инте-гративной и инклюзивной формы обучения. «Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов как общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) учреждений» [2, с. 62]. Данный вопрос освещается в ряде нормативно-правовых документов: Письмо Минобрнауки РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» (2001)2, Письмо Минобрнауки РФ «О сохранении системы специализированного коррекционного образования» (2014)3. В данных документах предлагается разработать и реализовать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, открыть новое направление «Специальная педагогика и психология», а также отмечаются требования к специалистам, ведущим коррекционную работу и осуществляющим комплексное сопровождение. В настоящее время вопрос готовности педагогических кадров для работы в системе инклюзивного образования освящается во многих исследованиях [7]. С целью повышения уровня готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ, предлагается внесение изменений в существующие программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации [4].
Таким образом, анализ вышеизложенного нормативно-правового обеспечения демонстрирует особое внимание к инклюзивному образованию. Можно отметить, что в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью каждый год утверждаются
1 Docs.cntd.ru: электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/about (дата обращения: 26.07.2022).
2 Docs.cntd.ru: электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/about (дата обращения: 26.07.2022).
3 Там же.
приказы и принимаются новые положения, которые регламентируют деятельность образовательных учреждений, вносятся изменения и дополнения в существующие законы в части образования лиц с ОВЗ и инвалидностью. Такие действия выражают со стороны государства поддержку лиц данных категорий.
После проведенного анализа обратимся к результатам нашего исследования. Мы провели количественный и качественный анализ полученных данных обеих групп. Рассмотрим результаты группы студентов (рис. 1). Сначала обратимся к вопросам, на которые были даны в основном правильные ответы. Так, на 2-й вопрос относительно знания такого международного документа, как «Саламанкская декларация», 100 % студентов ответили верно. На 5-й вопрос, который касался сущности понятий «инвалид» и «ограничение жизнедеятельности», ответили правильно 80 % студентов, на 6-й вопрос относительно документа, федерального акта, после утверждения которого, произошло изменение в терминологии лиц с ОВЗ (замена слов «с отклонениями в развитии», «с проблемами в развитии» на «с ограниченными возможностями здоровья» правильно ответили 76 % студентов, на 14-й по федеральной программе «Доступная среда» правильно ответили тоже 76 % студентов. Отметим, что наибольшие затруднения у студентов вызвал вопрос, связанные с обозначением федерального документа, в котором впервые дано определение понятию «инклюзивное образование» (4-й вопрос). Правильно на него ответили лишь 38 %. Остальные вместо Федерального закона «Об образовании в РФ» (2012) выбирали «Конвенцию о правах инвалидов» (2006) и Письмо Минобрнауки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (2013). Низкие проценты были получены и при ответах на 15-й (28 %), 17-й (28 %) и 20-й (24 %) вопросы, касающиеся нормативно-правовых актов, принятых в Республике Марий Эл. По итогу прохождения теста за каждый правильный ответ присуждался 1 балл. Мы условно распределили баллы по уровням (рис. 3). Испытуемые, набравшие от 1 до 7 баллов определялись к низкому уровню знаний, от 8 до 14 - к среднему, от 15 до 20 - к высокому. В группе студентов мы получили следующие данные (рис. 3). Больший процент испытуемых (84 %) определены к среднему уровню, ответы 4 % студентов приравниваются к высокому уровню и 12 % к
VESTNIK OF THE MARI STATE UNIVERSITY, vol. 17, no. 2, 2023
171
низкому. Максимальное количество баллов, зафиксированное в данной группе, - 16. Минимальное количество набранных баллов - 5. Данные оценки характерны для 4 % испытуемых. Наибольшее число студентов (20 %) набрали 12 и 14 баллов, среднее количество верных ответов составляет 4.
Сравним полученные данные по студенческой группе с данными специалистов-практиков (рис. 2). Все испытуемые данной группы, как и студенты, ответили верно на 2-й вопрос. Большее число правильных ответов получено на 1-й, 5-й, 6-й, 8-й вопросы. Верно на данные вопросы ответили 86 % испытуемых. 1-й вопрос касался официального закрепления понятия «инвалид» в международном правовом акте, 8-й вопрос - федерального акта, в котором предлагается создание и развитие учреждений комбинированного типа. Кроме того, большой процент специалистов (71 %) дали верные ответы на 9-й, 10-й и 11-й вопросы, что свидетельствует о хорошем зна-
нии специалистами- практиками рекомендаций Минобрнауки по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью. Наименьший процент (29 %) верных ответов зафиксирован на 17-м и 18-м вопросах. Данные вопросы касаются региональных программ.
В зависимости от количества набранных баллов ответы специалистов-практиков были распределены по уровням следующим образом (рис. 3): 54 % испытуемых достигли высокого уровня, менее половины (46%) оказались на среднем уровне, испытуемых с низким уровнем знаний в данной группе не зафиксировано. Максимальное количество правильных ответов в данной группе - 20, минимальное - 9. Среднее количество верных ответов по группе - 14. Учитывая тот факт, что в группу специалистов-практиков вошли преподаватели кафедры и ло-гопеды-дефектологи, стоит отметить, что большее количество набранных баллов отмечается именно у преподавателей.
Рис. 1. Процентное соотношение ответов студентов по вопросам / Fig. 1. Percentage of students' responses to questions
120 100 80 60 40 20 0
Специалисты-практики
1 Q2 Ш Ш4 05 Об H7 Ш8 El9 010 И11 012 El 13 SI 14 015 Q16 017 B18 B19 B20
Рис. 2. Процентное соотношение ответов специалистов-практиков по вопросам / Fig. 2. Percentage of practitioners' responses to questions
Сравнительные результаты распределения испытуемых по группам представлены следующей в гистограмме.
н я
о
а
о
£
90 80 70 60 50 40 30 20 10
1 Студенты
11 Специалисты-практики
54
среднии
84
46
12
Рис. 3. Сравнительная гистограмма результатов групп по уровням / Fig. 3. Comparative histogram of group results by levels
Заключение
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы. Студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.03, в общей сложности знакомы с большей частью нормативно-правовых актов в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью на международном и федеральном уровне, однако недостаточно изученными остаются вопросы, касающиеся региональных нормативно-правовых актов. Следовательно, при обучении необходимо уделять особое внимание законодательным актам Республики Марий Эл. Опрос группы специалистов-практиков показал, что преподаватели кафедры специальной педагогики и психологии обладают достаточно высоким уровнем знаний по нормативно-правовому обеспечению образования лиц с ОВЗ и инвалидностью,
логопеды-дефектологи образовательных учреждений владеют этими знаниями в меньшей мере. Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу с данной категорией специалистов.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в настоящее время образование для лиц с ОВЗ и инвалидностью становится все более доступным. Государство предлагает различные формы получения образования, учитывая возможности каждого ребенка. Кроме того, в образовательные организации активно внедряется инклюзивная форма обучения и дистанционные технологии, что способствует обеспечению равных возможностей для получения образования всеми детьми вне зависимости от наличия нарушения.
1. Бгажнокова И. М. Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 30-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11721965 (дата обращения: 26.07.2022).
2. Беленкова Л. Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Интеграция образования. 2011. № 1 (62). С. 59-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16330430 (дата обращения: 26.07.2022).
3. Волкова А. Б. История развития специального образования в Республике Марий Эл с 1930 по 2010 год // Молодой исследователь: от идеи к проекту : материалы VI студенческой научно-практической конференции / отв. ред. Д. А. Михеева. Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2022. С. 111-113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49356832 (дата обращения: 26.07.2022).
4. Григоренко Н. Ю., Вятлева Ю. Г., Покровская Ю. А. О внесении прогрессивных дополнений в программы подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы ранней помощи детям с ОВЗ // Педагогическое образование в России. 2020. № 5. С. 154-161. DOI: https://doi.org/10.26170/po20-05-18
5. Иванова Е. В., Виноградова И. А., Зададаев С. А. Исследование образовательной среды школы в контексте обеспечения равного доступа к качественному образованию // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 7. С. 69-89. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-69-89
0
4
6. Феталиева Л. П. Современный взгляд на инклюзивное образование // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 214-216. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-inklyuzivnoe-obrazovanie-1 (дата обращения: 27.12.2022).
7. Формирование профессиональной компетентности педагогов и понятие психологической готовности в работе с детьми овз в инклюзивной практике / Шарипова М. Р., Чернова Е. В., Ефремова-Шершукова Н. А., Коллегов А. К. // Междисциплинарные исследования: опыт прошлого, возможности настоящего, стратегии будущего. 2021. № 4. С. 132-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-i-ponyatie-psihologicheskoy-gotovnosti-v-rabote-s-detmi-ovz-v-inklyuzivnoy (дата обращения: 27.12.2022).]
8. Шевелева Д. Е. Организационно-педагогические условия инклюзивного образования в России и в Польше (сравнительный анализ) // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 40-46. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-3-40-56
9. Юрченко Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение участников инклюзивного образования в условиях дистанционного обучения // Инновационные аспекты развития науки и техники. 2020. № 2. С. 169-174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-uchastnikov-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 27.12.2022).
10. Яковлева Г. В. Условия индивидуализация образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Современное педагогическое образование. 2019. № 5. С. 133-136. URL: https://cyberlenirika.ru/article/ri/usloviya-individualizatsiya-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 27.12.2022).
Статья поступила в редакцию 20.02.2023 г.; одобрена после рецензирования 23.03.2023 г.; принята к публикации 24.04.2023 г. Об авторах
Волкова Анна Борисовна
аспирант, преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9817-5081, [email protected]
Федорова Светлана Николаевна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методологии и управления образовательными системами, начальник центра методологии высшей школы, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8163-8273, [email protected]
Карташова Елена Павловна
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка, литературы и журналистики, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9393-9436, [email protected]
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
1. Bgazhnokova I. M. Obshchee i spetsial'noe obrazovanie: puti k vzaimodeistviyu i integratsii [General and specialized education: paths to interaction and integration]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, 2006, no. 2, pp. 30-39. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11721965 (accessed 26.07.2022) (In Russ.).
2. Belenkova L. Yu. Innovatsionnye podkhody k obrazovaniyu detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ot integratsii k inklyuzii [Innovative approaches to teaching children with specific requirements: from integration to inclusion]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education, 2011, no. 1 (62), pp. 59-64. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16330430 (accessed 26.07.2022) (In Russ.).
3. Volkova A. B. Istoriya razvitiya spetsial'nogo obrazovaniya v Respublike Marii El s 1930 po 2010 god [The history of the development of special education in the Republic of Mari El from 1930 to 2010]. Molodoi issledovatel': ot idei kproektu : materialy VI studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Young Researcher: From Idea to Project: materials of the VI Student scientific and practical conference, resp. ed. D. A. Mikheeva. Yoshkar-Ola, Mari State University Publ. house, 2022, pp. 111-113. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=49356832 (accessed 05.07.2022). (In Russ.).
4. Grigorenko N. Yu., Vyatleva Yu. G., Pokrovskaya Yu. A. O vnesenii progressivnykh dopolnenii v programmy podgotovki, profperepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy rannei pomoshchi detyam s OVZ [About introduction of progressive additions to programs of training, professional retraining and advanced training of pedagogical personnel for the system of early assistance to children with disabilities]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2020, no. 5, pp. 154-161. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.26170/po20-05-18
5. Ivanova E. V., Vinogradova I. A., Zadadaev S. A. Issledovanie obrazovatel'noi sredy shkoly v kontekste obespecheniya ravnogo dostupa k kachestvennomu obrazovaniyu [The study of school educational environment in the context of ensuring equal access to quality education]. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal, 2019, vol. 21, no. 7, pp. 69-89. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-69-89
6. Fetalieva L. P. Sovremennyi vzglyad na inklyuzivnoe obrazovanie [Modern view on inclusive education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture and Education, 2018, no. 4 (71), pp. 214-216. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-inklyuzivnoe-obrazovanie-1 (accessed 12.27.2022). (In Russ.).
7. Sharipova M. R., Chernova E. V., Efremova-Shershukova N. A., Kollegov A. K. Formirovanie professional'noi kompetentnosti pedagogov i ponyatie psikhologicheskoi gotovnosti v rabote s det'mi OVZ v inklyuzivnoi praktike [Formation of professional competence of teachers and the concept of psychological readiness in working with children with disabilities in inclusive practice]. Mezhdistsiplinarnye issledovaniya: opyt proshlogo, vozmozhnosti nastoyashchego, strategii budushchego = Interdisciplinary research: the experience of the past, the possibilities of the present, the strategies of the future, 2021, no. 4, pp. 132139. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-i-ponyatie-psihologicheskoy-gotovnosti-v-rabote-s-detmi-ovz-v-inklyuzivnoy (accessed 12.27.2022). (In Russ.).
8. Sheveleva D. E. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii i v Pol'she (sravnitel'nyi analiz) [Organizational and pedagogical conditions of inclusive education in Russia and Poland (comparative analysis)]. Pedagogika ipsikhologiya obrazovaniya = Pedagogy and Psychology of Education, 2021, no. 3, pp. 40-46. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021 -3-40-56
9. Yurchenko Yu. V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie uchastnikov inklyuzivnogo obrazovaniya v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Psychological and pedagogical support of participants of inclusive education in the conditions of distance learning]. Innovatsionnye aspekty razvitiya nauki i tekhniki = Innovative Aspects of Science and Technology Development, 2020, no. 2, pp. 169-174. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-uchastnikov-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya (accessed: 12.27.2022). (In Russ.).
10. Yakovleva G. V. Usloviya individualizatsii obrazovaniya detei doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Conditions of individualization of education of children of preschool age with limited opportunities of health]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie = Modern Pedagogical Education, 2019, no. 5, pp. 133-136. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-individualizatsiya-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (accessed: 12.27.2022). (In Russ.).
The article was submitted 20.02.2023; approved after reviewing 23.03.2023; accepted for publication 24.04.2023.
About the authors Anna B. Volkova
Postgraduate Student, Lecturer of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424001, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9817-5081, anya. lesovshchikova. [email protected]
Svetlana N. Fedorova
Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Professor of the Department of Methodology and Management of Educational Systems, Head of the Center for Methodology of Higher Education, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424001, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8163-
8273, [email protected]
Elena P. Kartashova
Dr. Sci. (Philology), Professor, Head of the Department of Russian Language, Literature and Journalism, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9393-9436, [email protected]
All authors have read and approved the final manuscript.