Научная статья на тему 'Анализ требований по обеспечению специальных образовательных условий для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья'

Анализ требований по обеспечению специальных образовательных условий для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS / ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / DISABILITIES / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS AND ADAPTED EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рокотянская Леся Олеговна, Ярая Татьяна Анатольевна

В статье раскрыты содержательные аспекты требований по обеспечению специальных условий организации образовательно-воспитательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Анализ нормативных правовых документов показал, что в системе организации доступности образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в целом должна быть отражена специфика требований к организации архитектурной среды образовательной организации, организации рабочего места обучающегося, адаптации учебно-методического обеспечения образовательного процесса, техническим и программным средствам общего и специального назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рокотянская Леся Олеговна, Ярая Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements for Special Educational Conditions for Students with Disabilities and Limited Health Opportunities

The article reveals the problematic aspects of the requirements for the provision of special conditions in organizations of educational process for students with disabilities and special needs. Analysis of legal documents showed that in the organization of the availability of educational process of students with disabilities and special needs should reflect the specific requirements to the organization of the architectural environment of the educational organization, the organization of workplace learning, adaptation training and methodological support of educational process, to hardware and software for General and special purposes.

Текст научной работы на тему «Анализ требований по обеспечению специальных образовательных условий для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»

20/7/2

воречий - базально-внутреннего конфликта, который задает энергетическую направленность психики (жизнь-^-смерть), связанную с энергией либидо (жизнь, конструктив) и мортидо (разрушение). Доказывается, что на уровне глубинных процессов складывается ситуация бесконтрольности (активность) тенденций «к смерти», что усугубляет нежелательные последствия физического травматизма студентов с ОФВ. Эмпирически доказано, что метод АСПП обеспечивает диагно-стико-коррекционную помощь студентам с ОФВ и способствует расширению и углублению самосознания и снижению императива внутренних противоречий.

Ключевые слова: активное социально-психологическое познание, базально-внутрен-ний конфликт, сознательное, бессознательное, коррекция, внутреннее противоречие, студент с ограниченными возможностями здоровья.

SUMMARY

Article represents characteristics of depth cognition, which is grounded on the processual diagnostics precision that is realized in unity with psycho correction. It was empirically confirmed the presence of leading determinant of personality contradictions - basal internal conflict, that specifies the energetic direction of psyche (life^death), that is connected with libido energy (life, love) and mortido energy (destruction). It was proved that at the depth processes level the consciousness uncontro-liability of "to the death" tendency is available, that a priori creates preconditions of undesirable consequences of physical traumatism deepening of students with LFA. It was empirically confirmed the application of active social and psychological cognition method (ASPC) made it possible to provide diagnostic and correctional assistance to persons with LFA that contributed to expansion and deepening of self-consciousness and solving of personality contradictions.

Key words: active social and psychological cognition, basal internal conflict, conscious, correction, internal contradictions, psyche structure, unconscious contradiction, student with limited functional abilities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Некрут Т. В. Глубинное познание личностных противоречий студентов с ограниченными функциональными возможностями: дис. ... канд. психол. наук. - Луцк, 2016. -516 с.

2. Яценко Т. С. Глубинная коррекция: теория и практика: учеб. пособ. / Т. С. Яценко, А. В. Глузман. - Днепропетровск: Изд-во «Инновация», 2014. - 524 с.

3. Яценко Т. С. Динамика развития глубинной психокоррекции: теория и практика: монография. - Днепропетровск: Изд-во «Инновация», 2015. - 567 с.

4. Яценко Т. С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога / Т. С. Яценко, А. В. Глузман. - Днепропетровск: Изд-во «Инновация», 2015. - 396 с.

5. Яценко Т. С. Основи глибинно1 психо-корекци: феноменолопя, теорiя i практика: навч. поаб. - К.: Вища школа, 2006. - 382 с.

Л. О. Рокотянская, Т. А. Ярая

УДК 37.012:376

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инклюзивное образование предполагает, что потребностям обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможно-

стями здоровья (ОВЗ) должна соответствовать образовательная среда. С учетом этих, положений были разработаны нормативные правовые акты, устанавливающие требование к созданию во всех образовательных организациях специальных образовательных условий для лиц с инвалидностью и ОВЗ:

- создание в образовательной организации специального структурного подразделения с назначением ответственного за обучение инвалидов и лиц с ОВЗ;

- выполнение нормативных требований к кадровому обеспечению, довузовской подготовке и профориентационной работе с абитуриентами-инвалидами;

- организация сопровождения вступительных испытаний для абитуриентов-инвалидов;

- обеспечение доступности зданий образовательных организаций и безопасного в них нахождения;

- соблюдение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса;

- адаптация образовательных программ для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;

- комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение;

- развитие информационно-технологической базы инклюзивного обучения;

- разработка программ социокультурной реабилитации;

- решение вопросов трудоустройства выпускников-инвалидов.

Мы провели анализ нормативных правовых документов с целью определения структуры требований к составу специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основе объединения по целевому назначению. В Конституции и законах Российской Федерации хорошо разработана правовая база для реализации инвалидами своего права на образование.

Российская Федерация берет на себя обязательство по обеспечению права каждого

человека на образование, закрепив этот принцип в статье 43 Конституции Российской Федерации, положениях Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3.05.2012 г., провозглашает недопустимость дискриминации в сфере образования [1; 11]. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации указанная Конвенция является составной частью правовой системы государства.

Механизм реализации конституционной нормы, указанной в статье 43, содержится в двух федеральных законах: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ и «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016 г.) [10; 13].

Перечень федеральных нормативных документов, используемых для проведения анализа:

1. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016 г.).

3. «Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы» от 23.05.2016 г. № 3467п-П.

4. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 г. № АК-44/05вн).

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г, № АК-2563/05 «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».

20/7/2

6. Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 г. № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497 «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и представляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

12. Требования Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки от 26.12.2013 г. № 06-2412вн «К организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том

числе требования к средствам обучения и воспитания».

13. Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию нормативных правовых актов, принятых во исполнение Федерального закона от 1.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов (Подготовлены в соответствии с решением Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов (Протокол от 12.04.2016 г. № 13).

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (действующая редакция, 2016) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой в том числе является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами прав на получение образования и гарантия создания необходимых условий для его получения [10]. В статье 10 узаконен федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В статье 11 определена роль ИПРА и порядок ее реализации.

Статья 19 гласит: «Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество».

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного высшего образования [12].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) ре-

гламентирует право лиц с ОВЗ и инвалидов на образование в течение всей жизни, а также обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названной категории, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию обучающихся с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования [13].

В Законе определяются две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями - лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 5 Закона, каждому гарантируется вне зависимости от каких-либо обстоятельств получение общедоступного и бесплатного образования путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, в том числе посредством организации инклюзивного образования обучающихся названной выше категории.

Статья 15 определяет возможность сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов одной или нескольких организаций. К ним могут относиться организации, осуществляющие образовательную деятельность и иные научные, медицинские, физкультурно-спортивные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и проведения учебной и производственной практики. Применение сетевой формы реализации образовательных программ позволяет обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата получить доступ к образовательным

услугам, что значительно повысит качество их профессиональной подготовки.

Согласно части 3 статьи 79, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Законом устанавливается, что профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, а также для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (статья 79, часть 8). Кроме того, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79, часть 10).

Для реализации Закона в части содержания профессионального образования и организации образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидностью Минобрнауки России изданы приказы:

- «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12.09.2013 г. № 1061;

20/7/2

- «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 30.12.2010 г. № 2211;

- «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2016/2017 учебный год от 14.10.2015 г. № 1147;

- «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды» от 27.11.2015 г. № 1383;

- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19.12.2013 г. № 1367;

- «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и представляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 9.11.2015 г. № 1309.

Названные приказы регламентируют особенности организации образовательного процесса по образовательным программам профессионального обучения и профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ; особенности организации приема данной категории лиц в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования; обеспечение условий доступности для лиц с инвалидностью предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказание им при этом необходимой помощи.

Предусмотрена возможность продления сроков получения профессионального образования указанной категорией обучающихся, необходимость разработки образовательной организацией программ, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, обеспечения возможности обучения в дистанционном режиме в удобной для инвалида или лица с ОВЗ форме.

В порядке приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, спе-циалитета, магистратуры - содержатся обязательные требования по установлению квоты приема льготных категорий граждан и учету особенностей проведения для них вступительных испытаний.

Комплекс мероприятий по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ определен в «Межведомственном комплексном плане мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, от 23.05.2016 г. № 3467п-П8, где пунктом 1 предусматривается «Подготовка изменений в региональные «дорожные карты» в части включения положений по развитию профессионального образования и трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; пунктом 15 определена «Разработка требований к условиям получения высшего образования лицами с инвалидностью и ОВЗ с учетом различных нозологических групп»; пункт 17 определяет «Разработку методических рекомендаций о внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающие создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (включая создание виртуальных лабораторий) для студентов с инвалидностью и ОВЗ»; пункт 21 предполагает обеспечение «Разработки программ содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, завершивших обучение по образовательным программам высшего образования [2].

Особенности организации профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья определены в «Порядке организации и осуществления образо-

вательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464) и в Письме Минобрнауки России от 18.03.2014 г. № 06281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» [3]. В этих документах определены организационно-нормативные требования к профессиональным образовательным организациям, кадровому обеспечению профессиональной образовательной организации, работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, материально-техническому обеспечению образовательного процесса, адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровье-сбережению, оснащенности образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях с примерным перечнем специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Важным направлением совершенствования профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса в соответствии с рекомендациями федерального учреждения медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами и предполагает орга-

низационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение.

Федеральное и региональное законодательства не могут находиться в противоречии. В связи с изменениями федерального законодательства в свете реализации Конвенции о правах инвалидов в России в субъектах федерации также происходит соответствующее совершенствование правовой системы. В этом аспекте на региональном уровне изменяются требования по обеспечению специальных образовательных условий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Правовые основания работы по дальнейшему совершенствованию регионального законодательства по вопросам доступности для инвалидов объектов и услуг изложены в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (от 30.06.2016 г. исх. № 13-6/10/П-4029).

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты содержательные аспекты требований по обеспечению специальных условий организации образовательно-воспитательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Анализ нормативных правовых документов показал, что в системе организации доступности образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в целом должна быть отражена специфика требований к организации архитектурной среды образовательной организации, организации рабочего места обучающегося, адаптации учебно-методического обеспечения образовательного процесса, техническим и программным средствам общего и специального назначения.

Ключевые слова: специальные образовательные условия, инвалидность, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, адаптированные образовательные программы.

20/7/2

SUMMARY

The article reveals the problematic aspects of the requirements for the provision of special conditions in organizations of educational process for students with disabilities and special needs. Analysis of legal documents showed that in the organization of the availability of educational process of students with disabilities and special needs should reflect the specific requirements to the organization of the architectural environment of the educational organization, the organization of workplace learning, adaptation training and methodological support of educational process, to hardware and software for General and special purposes.

Key words: special educational conditions, disability, disabilities, special educational needs and adapted education programs.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ.

2. Методические рекомендации по обучению студентов с ОВЗ / под ред. Б. Б. Айсмон-таса, И. В. Быстровой: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. - М.: МГППУ, 2013. - 43 с.

3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2.

4. Об использовании дистанционных оразовательных технологий: приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 946.

6. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061: в ред. от 01.10.2015 г.

7. Требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения: приказ Минобрнауки от 21.09.2009 г. № 341.

8. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи: приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309: с изменениями и дополнениями.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: федеральный закон от 1 декабря

2014 г. № 419-ФЗ.

10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ: в ред. от 29.12.2015 г.

11. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ.

12. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ.

13. Об образовании в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: в редакции от 30 декабря

2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:// минобрнауки.рф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.