Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / ДОСТУПНОСТЬ / ДОСТУПНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старобина Елена Михайловна, Мясников Илья Рубэнович

В статье проанализированы основные международные и отечественные нормативные правовые документы, регулирующие реализацию прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовании. Систематизированы законодательные основы, определяющие современные организационно-правовые подходы при освоении профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и раскрыты организационно-методические приемы создания доступной среды в образовательных организациях профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старобина Елена Михайловна, Мясников Илья Рубэнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR THE FORMATION OF AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT IN THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION OF PERSONS WITH DISABILITIES

The article analyzes the main international and domestic regulatory legal documents regulating the implementation of the rights of persons with disabilities in education. The article systematizes the legal framework that defines modern organizational and legal approaches to the development of vocational education by persons with disabilities and disabilities, and reveals organizational and methodological techniques for creating an accessible environment in educational organizations of vocational education.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

Е. М. Старобина, И. Р. Мясников

УДК 376

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

овременные ориентиры стратегического развития Российской Федерации, отмеченные в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», направлены на активное развитие социальной сферы, в том числе сферы образования, в соответствие с международными требованиями [2; 24]. К 2024 г. запланировано увеличить конкурентоспособность отечественного образования в соответствие с мировыми стандартами, и начиная с 2021 г. планируется проведение программы многоэтапной оценки профессиональных навыков и компетенций взрослого населения в трудоспособном возрасте на основе использования международных сравнительных исследований качества образования PIAAC - The Programme for the International Assessment of Adult Competencies -Международной программы по оценке компетенций взрослого населения, осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD). Эта программа базируется на обширных мониторинговых исследованиях и позволяет правительствам разных стран способствовать получению профессиональных навыков и компетенций посредством системы образования [5].

Достижение результатов в профессиональном образовании происходит через реализацию государственной программы «Развитие образования» (2018-2025 гг.), в том числе через подпрограмму «Реализация образовательных программ профессионального обра-

зования» [9]. Программа «Модернизация образовательных программ профессионального образования, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий», нацелена на развитие дистанционного образования и для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Предусматривается, что в дистанционном режиме будут предоставляться необходимые услуги по сопровождению образовательного процесса для лиц с ОВЗ. В результате модернизации инфраструктуры системы профессионального образования предполагается увеличить удельный вес образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ; обеспечить общежитиями с доступной средой проживания студентов различных категорий с ОВЗ и инвалидов, имеющих разные потребности. В основные задачи подпрограммы входит создание и развитие инфраструктуры и организационных механизмов, обеспечивающих равную доступность образовательных услуг для всех потребителей образовательных услуг. Например, целее-вым показателем прежней Федеральной целевой программы «Развитие образования» (20112015 годы) являлось «достижение уровня доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья» [10]. На этапе реализации государственной программы «Развитие образования» (2013-2020 годы) ожидаемым результатом было создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования [8].

В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации возрастает значимость повышения доступности всех сфер жизнедеятельности, в том числе профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью [17; 19].

Организация доступности лицами с ОВЗ среднего и высшего профессионального образования, профессионального обучения регламентируется целым рядом нормативных пра-

вовых документов федерального уровня. В России к настоящему времени создана нормативная правовая база, обеспечивающая государственные гарантии получения лицам с ОВЗ и инвалидностью профессионального образования.

В законодательном акте высшей юридической значимости - Конституции Российской Федерации - в положениях ст. 43 гарантируется право на образование каждого гражданина России, в том числе граждан, имеющих ОВЗ и инвалидность [4].

Нормами ст. 79. ФЗ-273 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» регламентируется получение образования обучающимися с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной программой, учитывающей у них особенности физического, психофизиологического развития и индивидуальных возможностей [28]. В ст. 79 также раскрыто содержание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения, специальных учебников и учебных пособий, специальных технических средств обучения, услуг помощников, оказывающих обучающимся необходимую помощь и т. д. При организации профессионального обучения лиц с инвалидностью должны создаваться специальные условия с учетом рекомендаций специалистов бюро МСЭ, оформленных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида [18].

В нормах ст. 11. ФЗ-273 закреплено, что в целях обеспечения реализации права на образование лицам с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) образования указанных лиц или в ФГОСы включаются специальные требования. ФГОСы обеспечивают вариативность содержания образовательных программ, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с уче-

том образовательных потребностей и способностей обучающихся.

В нормах ст. 19. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ [27] прописаны государственные гарантии в создании необходимых условий при получении образования инвалидами. Закрепляется осуществление профессионального образования и профессионального обучения инвалидов в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.

После ратификации Россией «Конвенции о правах инвалидов» (далее - Конвенции) в стране начались законодательные и организационные преобразования, направленные на формирование доступности для лиц с ОВЗ и инвалидностью социальных и образовательных услуг, объектов, транспорта, информации и т. д. [1; 3; 13; 15; 25; 26; 29]. Так, в ст. 9 «Доступность» Конвенции содержатся основные меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к различным объектам и услугам. В положениях ст. 24 «Образование» Конвенции изложена необходимость признания государствами права инвалидов на образование, предоставления доступа к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники должны предпринимать меры, чтобы инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному качественному образованию в местах своего проживания, при этом обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности инвалидов [23].

В Российской Федерации с 2011 г. реализуется государственная программа «Доступная среда», которая направлена на повышение уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов [12]. Запланировано, что в результате реализации программы произойдет увеличение профессиональных образовательных организаций до 70,0 %, в которых созданы условия доступности среднего профессиональ-

ного образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. С целью большей информационной доступности был разработан порядок размещения информации на сайте образовательного учреждения в сети Интернет [7].

Доступность профессионального образования инвалидам с нарушениями функции слуха и нарушениями функций одновременно слуха и зрения обеспечивается бесплатным предоставлением услуг по сурдопереводу и/или тифлосурдопереводу на основании Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг (далее - Перечень) [20], а также норм статьи 79 Ф3-273 (в образовательных учреждениях).

Безусловно, доступность образования для лиц с инвалидностью, прежде всего, обеспечивается безбарьерным доступом в здания образовательных организаций, поэтому были разработаны механизм обеспечения доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также показатели повышения значений доступности [13; 17; 22].

В приказе Минобрнауки России № 464 значится, что «профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [15]. Обучающимся с ОВЗ должны предоставляться бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифло-сурдопереводчиков - механизм предоставления услуги регламентирован Правилами предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка [11].

Для оценки организованных мероприятий по доступности условий жизнедеятельности в основных сферах лицам с ОВЗ и инвалидностью применяют методику паспортизации объектов и услуг, при этом качество

доступности оценивается специальной методикой, учитывающей региональную специфику [16].

Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью проживают в населенных пунктах разной от образовательных учреждений удаленности, поэтому важно организовывать доступность получения ими образования во внешней инфраструктуре территорий: городов, районов, сел в соответствии с действующими нормативными правовыми документами [13]. Кроме того, должна быть организована доступность городского и автомобильного транспорта [14].

Важным элементом в создании системы доступности образовательных услуг лицам с ОВЗ и инвалидностью являются технические средства реабилитации (далее - ТСР), предоставляемые инвалидам бесплатно по Перечню. Облегчение доступности в получении инвалидами ТСР обеспечено разработкой и использованием электронного сертификата с 01.01.2021 г. [30].

Для оценки показателей доступности образования лицам с ОВЗ и инвалидностью должен осуществляться мониторинг, требования по организации которого закреплены в Постановлении правительства Российской Федерации № 662 [6].

Безусловно, результатом успешного профессионального образования является трудоустройство, поэтому создание условий доступности на этапе трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности не менее значимы в жизни лиц с ОВЗ и инвалидностью. Обеспечение условий доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере занятости регламентируется Приказами Мин-обрнауки России № 1309 и Минтруда России № 527н [19; 21]. В субъектах РФ для обеспечения доступности в трудоустройстве лиц с ОВЗ и инвалидностью реализуются программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве [19].

Таким образом, анализ нормативной правовой базы, регламентирующей формирование доступной среды при освоении профес-

сионального образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, свидетельствует о наличии в России полноценного правового поля, включающего нормативные акты различного юридического уровня, разработанные разными министерствами и ведомствами, имеющими отношение к образованию лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Формирование доступной среды в образовательных организациях и оценка мер, обеспечивающих доступность образовательных услуг, являются необходимой основой для построения современной образовательной системы при получении профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидностью.

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы основные международные и отечественные нормативные правовые документы, регулирующие реализацию прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовании. Систематизированы законодательные основы, определяющие современные организационно-правовые подходы при освоении профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и раскрыты организационно-методические приемы создания доступной среды в образовательных организациях профессионального образования.

Ключевые слова: лицо с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, профессиональное образование, нормативная правовая база, доступность, доступная образовательная среда.

SUMMARY

The article analyzes the main international and domestic regulatory legal documents regulating the implementation of the rights of persons with disabilities in education. The article systematizes the legal framework that defines modern organizational and legal approaches to the development of vocational education by persons with disabilities and disabilities, and reveals organizational and methodological techniques for creating an accessible environment in educational organizations of vocational education.

Key words: person with disabilities, disabled person, vocational education, legal frame-

work, accessibility, accessible educational environment.

ЛИТЕРАТУРА

1. Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ): ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 190 [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/ 12138258/.

2. Колыванова Л. А., Носова Т. М., Шведов В. Г. Инклюзивное образование - стратегическое направление современного образования Россия // Молодой ученый. - 2016. -№ 16.1 (120.1). - С. 35-39.

3. Конвенция о правах инвалидов (2006 г.): принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disability shtml.

4. Конституция Российской Федерации: от 12.12.1993 г. № 11-ФКЗ (посл. изм. от 01.07.2020 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/10103000/.

5. Международная программа по оценке компетенций взрослого населения, осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oecd.org/skills/piaac/.

6. Правила осуществления мониторинга системы образования: постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. № 662 [Электронный ресурс]. - URL: https:// base.garant.ru/70429494/.

7. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации: постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 г. № 582 [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/ 70413268/.

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2058) [Электронный ресурс]. -URL: https://base.garant.ru/70643472/.

9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70643472/ #block_1000.

10. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/ 55170694/.

11. О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу): постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 608; (ред. от 18.11.2017) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/191857/.

12. Государственная программа «Доступная среда»: постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 (с изм. на 23.12.2020 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://rosmintrud.ru/social/ invalid-defence/409.

13. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309 [Электронный ресурс]. -URL: https://base.garant.ru/71275174/.

14. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи: приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 01.12.2015 г. № 347 [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/ 71394366/.

15. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования:

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464 [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499028376.

16. Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 г. № 627 [Электронный ресурс]. -URL:https://mintrud.gov.iU/docs/mintrud/ orders/58.

17. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464.

18. Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 426н [Электронный ресурс]. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71634826/.

19. План мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.06.2016 г. № 1507-р [Электронный ресурс]. -URL: http://static.government.ru/media/iiles/ AoVZSp4dsqKeNTqlNJQqxEjeQyy41LJkpdf.

20. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 2347-р [Электронный ресурс]. - URL: https://mintrud.gov. ru/docs/governme.t/33.

21. Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве: совместный приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 804н, Министерства просвещения России № 299, Министерства образования и науки России от 14.12.2018 г. № 1154 [Электронный ресурс]. - URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1334.

22. СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 [Электронный ресурс]. -URL: http ://docs.cntd.ru/document/456033921.

23. Старобина Е. М. Основные положения конвенции ООН о правах инвалидов -основа для совершенствования профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2016.- № 4, ч. 2. -С. 266-276.

24. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. - URL: https:// base.garant.ru/71937200/.

25. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70809036/.

26. О ратификации Конвенции о правах инвалидов РФ: федеральный закон от 5.05.2012 г. № 46-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70170066/.

27. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/10164504/.

28. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70291362/.

29. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: федеральный

закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_95720/.

30. О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата: федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 491-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/.

Е. И. Алентьева, Т. Н. Коренякина, Ю. Ю. Курбангалиева

УДК 37. 376

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

[Проблема формирования у детей инклюзивной культуры является достаточно сложной, так как сопровождается изменением сложившихся в обществе стереотипов относительно взаимоотношений с людьми с ограниченными возможностями здоровья и связана с выстраиванием корректных отношений на основании равенства позиций. Термин «инклюзия» связан с термином «интеграция» (объединение), но предполагает увеличение степени непосредственного участия индивида в общественной жизни [6].

Среди ученых, чьи теоретические идеи и практические исследования заложили основы интегративного обучения в отечественной педагогике, прежде всего, необходимо назвать Э. И. Леонгард, Б. Д. Корсунсвую, Н. Н. Ма-лофеева, Н. Д. Шматко, Н. М. Назарову, Л М. Щи-пицину и др.

Рассматривая трудности и перспективы ранее обозначенного как интегрированное, а

затем инклюзивное образование, можно констатировать, что основная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вследствие снижения мобильности или других факторов, связанных с болезнью, заключается в нарушении его связей с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в недостаточном общении с природой, невозможности непосредственного доступа к культурным ценностям, занятиям спортом. Маломобильному населению сложно пользоваться транспортом, посещать культурно-массовые мероприятия, так как среда не соответствует их потребностям и возможностям.

Это делает жизнь детей фактически изолированной от общества. В то же время ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право на включение во все сферы жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальной адаптации, помогающей преодолеть специфические трудности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на пути к активной самореализации, творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в сообществе. Необходимо снять его страх перед недоступной средой, раскрепощая и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов [9].

Следует констатировать, что в социуме имеет место отрицательное отношение, некоторая предвзятость ко всему, что выходит за грань привычного и обыденного. Люди с недоверием относятся как к субъектам с нарушениями развития, так и к очень талантливым, неординарным личностям.

Относительно детей с отклонениями в развитии сложилась определенная модель, основанная на жалости и сострадании, а следовательно, те, кто нуждаются в них, не могут быть равными тем, кто живет обычной жизнью. Но люди с отклонениями в развитии доказывают своими талантами в различных сферах, что они способны проявить себя как участники общего социального процесса. Например, успешные выступления на параолим-пиадах, участие в театральных постановках,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.