Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ'

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY GENERAL EDUCATION FOR STUDENTS WITH DISABILITIES / SPECIAL AND INCLUSIVE EDUCATION / ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна, Болдырева Виктория Эдуардовна

В статье раскрывается состояние специального и инклюзивного образования в Республике Крым в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формы обучения детей с психофизическими нарушениями в общеобразовательных организациях, особенности подготовки педагогических кадров, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна, Болдырева Виктория Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL IMPLEMENTATION OF GEF FOR STUDENTS WITH HIGH SCHOOL IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article reveals the state of special and inclusive education in the Republic of Crimea in the context of the implementation of the Federal state educational standard of primary General education for students with disabilities, the forms of education for children with psychophysical disabilities in General education organizations, the features of training teachers who support children with disabilities in adapted basic General education programs.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

В процессе освоения целенаправленного осознанного поведения будущий педагог сначала учится ставить цель в соответствии с текущими, актуальными проблемами учебно-профессиональной ситуации. Со временем, вследствие накапливающихся нерешенных наличными способами проблем, ограниченных зоной актуального развития, он учиться обращаться за помощью, чтобы интегрировать несколько проблем в одно целое. Тем самым приобретается способность выстраивать различные иерархии целей, а также осознается необходимость вырабатывания новых способов достижения целей, решения проблем. Это приводит к необходимости учиться находить других субъектов, вместе с которыми данный способ может быть найден, освоен, выходя в зону ближайшего развития. Целенаправленности в деятельности, когда достижение результата естественно, характерно для обычной деятельности, когда цель достигается мимоходом, как некий побочный эффект студенты учатся у преподавателя-профессионала, педагогов-практиков, которые в большей степени нацелены на процесс, а не на результат. Вместе с этим они осваивают и такие виды деятельности как исследование, проектирование, управление (самоменеджмент), а также развивают способности их интеграции в процессе решения проблемных ситуаций профессионально-ориентированного характера.

Выводы. Опыт подобной проектной организации образовательного процесса реализован в Сибирском федеральном университете при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Тьютор». Практика показывает, что «запускаемый» на младших курсах самоопределенческий процесс, подкрепляемый на протяжении всего периода освоения образовательной программы разнообразными практикумами, органичным сочетанием теоретических и практических этапов обучения, дает существенный положительный эффект. Все студенты обоснованно осуществляют самоопределение в профессиональной деятельности. Три четвертых студентов способны представить образ своего профессионального будущего в логике мотивации «достижения успеха», обоснованно предъявить индивидуально-личностные основания для выбора места профессионально-трудовой деятельности по окончании вуза.

Литература:

1. Асташкина Н.В. Индивидуализация высшего гуманитарного образования. - М.; Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2000. - 172 с.

2. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 292 с.

3. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. I. Феноменология образовательных инноваций: Кол. монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - 484 с.

4. Сенько Ю.В. Образование всегда накануне себя // Педагогика. - 2004. - №5. - С. 22-29.

5. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Педагогическое сообщество: на пути к образованию будущего // Мир образования - образования в мире. - 2011. - №2(42). - С. 3-12.

6. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Профессиональная социализация в вузе как условие формирования конкурентоспособности // Высшее образование в России. - 2017. - №4. - С. 104-110.

7. Степанова И.Ю., Никитенко Ю.А. Преподаватель-фасилитатор как фактор активизации учебно-познавательной деятельности студентов-первокурсников // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - №55(11). - С. 207-213.

8. Степанова И.Ю., Пилипчевская Н.В. Практико-ориентированная подготовка педагога в вузе: педагогическая интернатура - погружение студентов в профессиональную деятельность: монография / Под общей редакцией В.А. Адольфа; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 224 с.

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); старший преподаватель Болдырева Виктория Эдуардовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация. В статье раскрывается состояние специального и инклюзивного образования в Республике Крым в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формы обучения детей с психофизическими нарушениями в общеобразовательных организациях, особенности подготовки педагогических кадров, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальное и инклюзивное образование, адаптированная основная общеобразовательная программа.

Annotation. The article reveals the state of special and inclusive education in the Republic of Crimea in the context of the implementation of the Federal state educational standard of primary General education for students with disabilities, the forms of education for children with psychophysical disabilities in General education organizations, the features of training teachers who support children with disabilities in adapted basic General education programs.

Keywords: Federal state educational standard of primary General education for students with disabilities, special and inclusive education, adapted basic General education program.

Введение. Вопрос обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в современной плоскости образовательной системы продолжает быть остроактуальным. С каждым годом в мире

наблюдается тенденция увеличения роста людей, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Эта проблема затрагивает все регионы Российской Федерации, в том числе и Республику Крым. По состоянию на 1 января 2014 года в Республике Крым число лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья достигало 117000 человек (6 процентов от общей численности населения Республики Крым), на 1 января 2015 года - 121446 (6,4 процента), на 1 января 2016 года в регионе насчитывалось 125 368 человек (6,5% от общей численности населения Крыма), на 01 января 2018 года -127213 инвалидов (6,7%), из них 6469 детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет, имеющих ограничения по зрению (слепые и слабовидящие) и по слуху (глухие и слабослышащие), с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды-колясочники, инвалиды вследствие психического расстройства и с другими нарушениями физического или психического развития [4, 6].

Значительное увеличение уровня инвалидизации населения Крыма, рост численности лиц с ОВЗ, и, в частности, его детского населения, поднимает вопросы, связанные с необходимостью обеспечить этим детям получения достойного образования в любой образовательной организации по выбору ребёнка, создания специальных условий для обучения и воспитания с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

С 1 сентября 2016 г. во всех общеобразовательных организациях России, в том числе и Республики Крым, вступил в действие Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», определяющий новые пути оптимизации коррекционно-образовательного пространства в обучении данной категории лиц [7].

Стандарт регламентирует обучение детей с особенностями развития в различных образовательных учреждениях и раскрывает совокупность обязательных требований, которые необходимо учитывать при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Изложение основного материала статьи. Цель статьи - рассмотреть состояние специального и инклюзивного образования в Республике Крым в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формы обучения детей с психофизическими нарушениями в общеобразовательных организациях, особенности подготовки педагогических кадров, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в каждой образовательной организации должны быть созданы «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья» [8].

В соответствии с основными положениями статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ возникла необходимость в создании и разработке обязательных требований к образовательным программам, а также к специальным условиям обучения и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности в силу ограниченных возможностей здоровья [8].

Таким документом, обеспечивающим право на обучение каждого ребёнка с ОВЗ, стал Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Стандарт), представляющий собой совокупность обязательных к выполнению требований, которые необходимо учитывать при обучении детей с особыми образовательными потребностями. Учитывая возрастные, типологические и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности детей с ОВЗ, Стандарт выдвигает требования к определённой структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, предусматривающие необходимое соотношение обязательной к освоению основной части общеобразовательной программы и той её части, которая формируется участниками образовательных отношений, их объёму, а также необходимые условия реализации данной программы, результатам её освоения [7].

Обучение по адаптированным основным образовательным программам может быть осуществлено через обучение в специализированных образовательных организациях и систему инклюзивного образования. Данное положение подтверждается частью 5 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, в которой предусматривается создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам [8].

Определяя разнообразные организационные формы образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, исполнение положений Стандарта обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов и развитие личности детей в соответствии с требованиями современного общества, возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

В части 4 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ говорится о возможности организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью совместно с обучающимися с нормативным развитием [8].

В образовательных учреждениях Республики Крым, в соответствии со Стандартом, существуют разные формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья - в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с различными нарушениями (специальные школы-интернаты, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, дошкольные учебные учреждения комбинированного типа, дошкольные учебные учреждения компенсирующего типа, специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных учреждениях), различные формы обучения на дому, инклюзивное обучение.

Форму обучения, общеобразовательное учреждение, а также образовательную программу выбирают родители или законные представители лица с ограниченными возможностями здоровья с учётом мнения специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.

С 2016 учебного года с целью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и получения ими качественного и доступного образования в республике функционирует 7 специальных организаций интернатного типа, 5 муниципальных общеобразовательных учреждений, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В год введения Стандарта в Республике Крым были открыты 31 специальный (коррекционный) класс при массовых общеобразовательных организациях. В 2018-2019 учебном году их число увеличилось до 40. В общеобразовательных организациях, обучающих детей по адаптированным образовательным программам, сегодня получает образование 2191 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидностью.

Для детей с особенностями развития дошкольного возраста в республике с 2016 по 2019 учебный год открыты 9 дошкольных образовательных учреждений компенсирующего типа и 12 комбинированного вида. В 135 группах компенсирующей направленности получают дошкольное образование дети различной нозологии. В этих группах работают специалисты дефектологического профиля, подготавливающие детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в общеобразовательных учреждениях [2, 3].

Обучающиеся с различными нарушениями развития, не имеющие возможность посещать общеобразовательные учреждения по состоянию здоровья согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 имеют право получать образование дома [8]. По официальным статистическим данным количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся на дому, увеличилось с 573 человек в 2016 году до 1936 детей в 2019 г. [2, 3].

Обязательность выполнения требований, предусмотренных Стандартом, гарантирует всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья не только создание необходимых для обучения специальных условий, но и право на получение достойного образования, дающего возможность не чувствовать себя изолированным от коллектива и общества.

Реализация положений Стандарта обеспечивает возможность обучения детей с особенностями психофизического развития как в общеобразовательных школах, так и регламентирует организацию инклюзивного образования в общеобразовательных организациях.

По данным Инклюзивного ресурсного центра ГБУ ОО КРЦ ППМСС в декабре 2013 г. в массовых образовательных организациях в условиях инклюзивного образования обучались 158 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в декабре 2016 г. с внедрением Стандарта их численность достигла 492 человек, а в декабре 2019 г. - 1144 ребёнка [5].

Таблица 1

Численность детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных (дошкольных образовательных и общеобразовательных) организациях Республики Крым с 2013 по 2019 учебный год в условиях

инклюзивного образования

Годы обучения (декабрь) 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Общее количество ОО (МБОУ и МБДОУ) 107 209 226 255 306 338 367

Количество обучающихся на инклюзивном образовании 158 298 388 492 630 795 1144

Увеличилось количество образовательных организаций Республики Крым, реализующих практику инклюзивного обучения. Так, в 2013 г количество детей, обучающихся на инклюзивной форме обучения, со 107 человек выросло до 255 в 2016 г. и до 367 в 2019 г. С введением Стандарта в 2016-2017 учебном году в Республике Крым были открыты 349 классов в 202 общеобразовательных организациях и 79 групп с инклюзивным обучением в 53 дошкольных образовательных учреждениях. В 2019-2020 учебном году количество классов увеличилось на 342 и составило 691 класс в 267 общеобразовательных организациях и 159 групп в 100 дошкольных организациях [1, 2, 3, 5].

Таблица 2

Количество образовательных организаций, классов и групп, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в условиях инклюзивного образования Республики Крым с 2016 по 2019 учебный год

Учебный год (декабрь) Муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения Муниципальные бюджетные общеобразовательные уч дошкольные реждения

Количество учреждений Количество классов На инклюзивном образовании (чел.) Количество учреждений Количество групп На инклюзивном образовании (чел.)

2016/2017 202 349 407 53 79 85

2017/2018 226 436 495 80 111 135

2018/2019 239 537 611 99 143 184

2019/2020 267 691 914 100 159 230

Одним из условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка кадров необходимой квалификации. В профессиональных стандартах для педагогических работников в инклюзивном и специальном образовании задействованы учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, а при необходимости, тьюторы и другие специалисты.

Анализ состояния региональной системы повышения квалификации педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы, показал, что в Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования регулярно разрабатываются и реализуются дополнительные профессиональные программы курсов повышения квалификации по вопросам инклюзивного и специального образования лиц с ОВЗ. За период с 2014 по 2016 год на них обучались более 2000 специалистов образовательных организаций Республики Крым. В 2016 году слушателями дополнительных профессиональных программ стали 906 учителей начальных классов, в 2017 году - 736 учителей [1, 4].

Специалисты-дефектологи помогают педагогам адаптировать учебный материал с учетом особых образовательных потребностей и восприятия детей с ОВЗ и обучающихся с нормативным развитием. Педагоги получают теоретические знания по взаимодействию всех участников учебного процесса, учатся совместно со специалистами психолого-педагогического сопровождения оказывать помощь ребенку с особыми образовательными потребностями и его семье и др.

Являясь основополагающим для разработки адаптированной основной общеобразовательной программы, особое внимание в Стандарте уделяется программе внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, обеспечивающей возможность их успешной социализации и социальной адаптации в обществе.

В системе дополнительного образования Республики Крым постоянно увеличивается число детей ОВЗ, которые занимаются в различных кружках и секциях, открытых на базе общеобразовательных организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности. Если в 2016-2017 учебном году в 12 государственных бюджетных образовательных учреждениях дополнительного образования обучались 48 детей-инвалидов, то в 2018-2019 учебном году дополнительными программами физкультурно-спортивной, художественной, технической, социально-педагогической направленностям охвачено уже более 2770 детей с ограниченными возможностями и инвалидностью. Обучающиеся с различной нозологией занимаются декоративно-прикладным творчеством, изобразительным искусством, игрой на фортепиано, осваивают компьютерную грамотность и другие виды деятельности [2, 3].

Требования Стандарта к финансовым условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы обеспечивают государственные гарантии на получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья общедоступного и бесплатного образования. Материально-технические условия, предусмотренные Стандартом, должны обеспечить обучающимся с особенностями развития возможность достижения ими определённых результатов в процессе реализации адаптированных образовательных программ. Это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.

Выдвигая определённые требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, Стандарт учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их особые образовательные потребности.

Основным средством достижения цели образования, обеспечивающим овладение учащимися содержанием образования, согласно Стандарту, является признание обучения и воспитания единым процессом в организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности учащихся с особенностями психофизического развития.

Доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями учебная деятельность оказывает влияние на развитие личности ребёнка, обеспечивает возможность их успешной социализации и социальной адаптации в коллективе. Разработка содержания и технологий начального общего образования обучающихся с особенностями психофизического развития, определяет пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей. Стандарт обеспечивает реализацию права ребёнка на свободный выбор мнений и убеждений, развитие способностей каждого обучающегося. А возможность выбора разнообразных организационных форм образовательного процесса, том числе и инклюзивного образования, обеспечивает рост творческого потенциала обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, познавательных мотивов, создание условий для активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ развития специального и инклюзивного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволил выявить положительные изменения в системе специального и инклюзивного образования Республики Крым. Следует отметить разнообразие форм обучения детей с особенностями развития в образовательных организациях различного типа, увеличение числа обучающихся в инклюзивных классах и группах, положительные изменения в подготовке педагогических кадров, осуществляющих обучение и сопровождение детей с особенностями развития по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Литература:

1. Инклюзивное образование. Сайт КРИППО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://krippo.ru/index.php/inklyzivnoe-obrazovanie

2. Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в 2016-2017 учебном году в Республике Крым. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/54

3. Информационная справка об организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (инвалидов) в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования и профессиональных образовательных организациях Республики Крым по итогам 2018/2019 учебного года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/54

4. Омельченко Г.Л. Организационно-педагогические условия инклюзивного образования в Республике Крым / Г.Л. Омельченко / В сборнике: Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика сборник статей по материалам III Международной научно-

практической конференции: в 2 частях. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». 2019. - С. 102-106.

5. Отчет о деятельности Государственного бюджетного учреждения Республики Крым, осуществляющего обучение, «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» за 2019 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://krcppms.ru/sveden/files/0fb29927eb14535ce9b33a68a36115fa_0.pdf

6. Отчёт о проведении оценки системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей инвалидов в Республике Крым для предоставления на заседание Координационного совета по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 года № 1297 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosmmtшd.ш/uploads/edltor/ba/3c/0/oD00/oA00/oD00/oB50/oD 1 %81 %D0%BF%D1%83%D0%B1 %D0%BB%D 0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%201.pdf

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prlkaz-mlnobmaukl-rossll-ot-19122014-n-1598/

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://duma.consultant.ru/page.aspx? 1646176

Педагогика

УДК 37

кандидат экономических наук, доцент Сучков Максим Александрович

Кыргызский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Казанский национальный исследовательский технологический университет" (г. Кант)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ФАКТОРА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье автором проводится сравнительная характеристика влияния этнокультурных особенностей на развитие инклюзивного образования в некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, в США и исламских государствах. Автор подчеркивает взаимосвязь между национальной культурой, религиозными убеждениями, социальными и личностными ценностями и тем, как воспринимается, оценивается и организуется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной среде. Автор отмечает перспективы в области государственного регулирования инклюзивного образования и постепенное формирование положительного отношения общества к идеям инклюзии в ряде стран.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), этнокультурные особенности, национальная культура.

Annotation. Author carries out the comparative analysis of inclusive education development taking into account ethno-cultural characteristics of Asia-Pacific region, Africa, USA, Islamic countries. The author emphasizes the interconnection between religious beliefs, social and personal values and the ways the education of disabled children in the inclusive environment is perceived, evaluated and organized. The author notes the favorable tendency of state regulation of inclusive education and positive attitude of society towards the ideas of inclusion in several countries.

Keywords: inclusive education, children with disabilities, ethno-cultural characteristics, national culture.

Введение. Современные мировые тенденции в области развития качественного, доступного образования для всех граждан определяют не только необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, государственного регулирования, проведения ряда организационных мероприятий в странах. Успешное внедрение идей инклюзивного образования невозможно без принятия их обществом на уровне внутреннего сознания, человеческих ценностей.

Разные народы относятся к совместному обучению в образовательных организациях по-своему, через призму религиозных убеждений, верований, свойственного им менталитета, жизненного уклада и определенных культурных, исторических особенностей. При этом, говоря об особенностях внедрения идей инклюзивного образования, нельзя строго классифицировать наше обращение, например, к «азиатскому» или «африканскому» дискурсу. Каждый макрорегион (Азиатско-Тихоокеанский, Латино-Американский, Европейский и др.) настолько культурно и лингвистически разнообразен, что странам характерна своя собственная модель социокультурной и образовательной инклюзии. Она опирается на свойственные стране этнокультурные особенности, которые изначально предопределяют восприятие обществом и государством инноваций в данной сфере.

Изложение основного материала статьи. Изучив ряд работ таких российских и зарубежных ученых, как Т.И. Немцева [1], П.И. Гнатенко [2], С. Шарма [3], мы обобщили представление о том, что включают в себя этнокультурные особенности страны. На наш взгляд, этнический состав населения, национальный характер, менталитет, религия, традиции и культурные ценности составляют ее «этнокультурный фон». Еще один уникальный и сложный феномен - национальная культура. В нее включаются разделяемые в обществе ценности, убеждения, в призме которых по-разному воспринимаются социальные нормы, отношения, социальные явления.

Особый интерес представляют те труды, в которых прослеживается взаимосвязь между этнокультурными особенностями страны и свойственной ей моделью инклюзивного образования. С. Кэрингтон [4] изучает особенности развития инклюзивного образования и предпринятые в данной области государственные инициативы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Бангладеш, Шри-Ланка, Бутан).

М. Мэй [5] рассматривает влияние культурного фона страны на понимание и восприятие умственных или физических способностей и / или нарушений в развитии, а также на принятие решений в предоставлении соответствующих услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.