Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ'

ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИР ПРОФЕССИЙ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыртланова Н.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF INNOVATION ACTIVITY TO FAMILIARIZE PRESCHOOLERS WITH THE WORLD OF PROFESSIONS

Keywords: THE WORLD OF PROFESSIONS, PRESCHOOL CHILDREN, INNOVATIVE ACTIVITY, STAGES OF INNOVATIVE ACTIVITY

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ»

УДК 372

Нэлли Шамильевна Сыртланова

Башкирский государственный педагогический университет им М. Акмуллы, Уфа,

Россия, nellic-27@mail.ru

Автор, ответственный за переписку Нэлли Шамильевна Сыртланова,

nellic-27@mail. ru

ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ

Аннотация. В статье обоснована актуальность ознакомления дошкольников с миром профессий и особенность проведения инновационной деятельности на базе дошкольных образовательных организаций г Уфы. Автор представил основные этапы, задачи и их реализацию в процессе инновационной деятельности по ознакомлению дошкольников с миром профессий.

Ключевые слова: мир профессий, дети дошкольного возраста, инновационная деятельность, этапы инновационной деятельности

Syrtlanova Nellie Shamilevna

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia, nellic-27@mail.ru

Corresponding author: Nellie S. Syrtlanova, nellic-27@mail.ru

STAGES OF INNOVATION ACTIVITY TO FAMILIARIZE PRESCHOOLERS WITH THE WORLD OF PROFESSIONS

Abstract. The article substantiates the relevance of familiarizing preschoolers with the world of professions and the peculiarity of conducting innovative activities on the basis of preschool educational organizations in Ufa. The author presented the main stages, tasks and their implementation in the process of innovative activities to familiarize preschoolers with the world of professions.

Keywords: the world of professions, preschool children, innovative activity, stages of innovative activity

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации («Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»; Федеральной программы развития образования в РФ до 2020; Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и др.), подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является подготовка компетентного, конкурентоспособного человека для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно, творчески решать профессиональные задачи, готового к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Система дошкольного образования, является первой ступенью образования, и решение задач, направленных на ознакомления с миром профессий входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» 2013 (далее «ФГОС ДО»), образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», направлена на ознакомление дошкольников с миром профессий и формирование позитивных установок к различным видам труда [3].

Выдающие педагоги прошлого А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский рассматривали труд как высшую форму человеческой деятельности. Методологические основы ознакомления с миром профессий обоснованы в трудах JI.B. Ботяковой, А.Е. Голомштока, Е.В. Гуровой, Э.Ф. Зеера, Е.А.Климова, С.Н. Чистяковой и др. Педагогические исследования об организации и планировании работы со школьниками по ознакмлению с миром профессиий представлены в работах И.В.Кучма, П.С. Лернер, и др. Это определяет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.

Следует отметить, что основу ознакомления с миром профессий детей дошкольного возраста составляют: теория о формировании системных знаний о труде взрослых (Е.А.Алябьев, С.А.Козлова, Л.В.Куцакова, В.И.Логинова, Т.А.Маркова, Е.И. Радина, Л.А.Таллер); теория трудового воспитания и обучения дошкольников (А.И. Гогоберидзе, О.В. Дыбиной, В.Ливи); исследования, направленные на ознакомления дошкольников с видами труда взрослых (Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова и др.); ознакомление с личностными качествами представителей профессий и с видами их труда (Т.И. Бабаева и А.Г. Гогоберидзе и др.). Это предполагает актуальность исследования на научно-методическом уровне.

Исследования, проводимые Московской школой управления «СКОЛКОВО» и Агентством стратегических инициатив, выявили востребованность профессий на ближайшие 15-20 лет. Результаты исследования показали, что на смену профессии воспитателя, педагога дошкольной образовательной организаций (ДОО) придут такие профессии как игротехники, игромастеры, специалисты по управлению детским R&D, эксперт по «образу будущего ребенка», детской психологической безопасности [1].

Взяв за основу теоретические подходы исследователей И.Д. Власовой, Г.И.Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, А.Ш.Шахмановой в данном исследовании «мир профессий» будем рассматривать как средство формирования системных знаний дошкольников о профессиях, приобретение ими опыта общения с людьми и развитие умения имитировать эту деятельность.

Современная образовательная ситуация в дошкольной организации способствует реализации набора педагогических средств, способных дополняться, видоизменяться, решать образовательные задачи в логике процесс их развития. Необходимо четкое понимание педагогами профессиональной ориентации дошкольников, педагогических условий, способных обеспечить процесс ознакомления дошкольников с миром профессий.

Под «миром профессий» в данном исследовании понимается процесс подведение дошкольников к ознакомлению с современной спецификой трудовой деятельности во взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда: цель труда, предметы, материалы для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению [2].

Для организации деятельности по ознакомлению дошкольников с миром профессии была открыта инновационная площадка на базе МБДОУ детский сад № 151г. Уфы, которая включала несколько этапов. Научная новизна поставленной инновационной деятельности характеризуется переходом оот традиционной школы «воспроизведения», «выполнения» к школе «понимания», «мышления» и создания ситуации открытия нового знания самими детьми. включение ребенка в характерные виды деятельности, где он становится активным участником и субъектом образовательного процесса, развитие умения думать, рассуждать, выдвигать гипотезы, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.

Подготовительно-документальный и мотивационно-информационный этап работы в режиме инновационной деятельности был направлен на решение следующих задач: разработка и корректировка локальных актов ДОО; подготовка пакета документов для открытия городской инновационной площадки; подготовка педагогов ДОО к инновационной деятельности; подборка и анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов по теме исследования; определение исходных позиций и разработка методики исследования.

В ходе решения вышеперечисленных задач осуществлялась следующая работа:

- разработка положений: (об инновационной деятельности ДОО; о научно-методическом совете);

- корректировка должностных инструкций участников инновационной деятельности;

- внесение изменений в годовой план ДОО;

- разработка локальных актов по управлению инновационной деятельностью;

утверждение проспекта опытно-экспериментальной деятельности ДОО на заседании

экспертного совета.

- сформированность мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности;

сформированность коллектива исследователей из числа педагогического коллектива ДОО и научных работников вуза

- составление библиографического списка по теме исследования каждым участником исследования;

- комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по основам безопасного поведения на дорогах детей, включая электронные носители и Интернет;

презентация пакета документов участниками эксперимента;

- подбор диагностических методик, критериев и проведение первичного мониторинга для констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровней безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста;

освоение методики и методологии научной работы;

Деятельностно-технологический этап работы был направлен на решение следующих задач: подготовка теоретической части по изучению дошкольнков с мирм профессий; проведение опытно-поисковой работы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

В ходе решения задач данного этапа осуществлялась следующая работа:

- презентация теоретической части исследования всеми участниками инновационной деятельности;

- мастер-класс для педагогического коллектива по технологии самостоятельного открытия детьми нового знания при ознакомлении с миром профессий;

- освоение педагогами технологии самостоятельного открытия детьми нового знания для проведение работы с дошкольниками по ознакомлению с миром профессий;

- «круглый стол» по текущим результатам исследования;

- публикация и выступление с результатами исследования ;

- участие в конференциях по актуальным вопросам дошкольного образования

- участие в ГРАНТАХ;

- видеозаписи материалов сопровождения и создание Ютуб канала;

- разработка и апробирование модели инновационной деятельности;

- получение, обработка и систематизация инновационной деятельности;

- подготовка научных докладов (промежуточных);

- подготовка научных отчетов по каждому этапу инновационной деятельности;

- публикация статей.

Ожидаемыми результатами инновационной деятельности выступили:

- расширение знаний о мире профессий у детей дошкольного возраста, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых;

- разработка пошаговой методики ознакомления дошкольников с миром профессий на основе технологии самостоятельного открытия детьми нового знания;

- приобретение дошкольниками элементарного опыта профессиональных действий;

- разработка программ по ознакомлению с профессиями (профессии прошлого, настоявшего и будущего); ознакомлении с миром профессий

- освоение и реализация педагогами структуры технологических карт по компетенции «Дошкольное воспитание» Агентства развития навыков и профессий для решения вопросов ознакомления дошкольников с миром профессий;

- научно-методическое обеспечение процесса ознакомления дошкольников с миром профессий, базирующее на интерактивном методе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

- электронная база данных по проблеме исследования (картотеки, конспекты мероприятий участников инновационной деятельности.

Таким образом, организация инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении будет способствовать ранней профориентации, которая, прежде всего, направлена на формирование у ребенка дошкольного возраста эмоционального отношения к профессиональному миру взрослых и даст возможность использовать свои силы в доступных видах детской деятельности

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Атлас профессий. Агентство стратегических инициатив «Сколково». [Электронный ресурс] https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения )

2. Сыртланова Н.Ш. Методические решения в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста //Материалы IV Международной научно-практической конференции «Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве». 2020.С 118-120

3. Федеральный институт российского образования [Электронный ресурс] / Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: /Режим доступа: http://www.firo.ru/

REFERENCES

1. Atlas professij. Agentstvo strategicheskix iniciativ «Skolkovo». [E'lektronny'j

resurs]

https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (data obrashheniya )

2. Sy'rtlanova N.Sh. Metodicheskie resheniya v rannej proforientacii detej starshego doshkolnogo vozrasta //Materialy' IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pedagogicheskie tradicii i innovacii v obrazovanii, kufture i iskusstve». 2020. S 118-120

3. Federafny'j institut rossijskogo obrazovaniya [Rlektronny'j resurs] / Federafny'j gosudarstvenny'j obrazovatefny'j standart doshkolnogo obrazovaniya: /Rezhim dostupa: http://www.firo.ru/

Информация об авторах

Н.Ш. Сыртланова — кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors

N.S. Syrtlanova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.