Научная статья на тему 'Этапы и особенности развития высшего педагогического образования Якутии: историко-педагогический дискурс'

Этапы и особенности развития высшего педагогического образования Якутии: историко-педагогический дискурс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-педагогическое исследование / высшее педагогическое образование / особенности и этапы развития / первый вуз Якутии / подготовка учителей / педагогические кадры / система подготовки научных кадров в аспирантуре / historical and pedagogical research / higher pedagogical education / features and stages of development / the first university in Yakutia / teacher training / teaching staff / system of training scientific personnel in graduate school

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеева Ирина Степановна

Статья посвящена историко-педагогическому осмыслению становления и развития высшего педагогического образования Якутии. Новизна предпринятого исследования заключается в обосновании этапов развития высшего педагогического образования. Материалы статьи представляют междисциплинарное исследование, основанное на изучении, анализе, интерпретации документов Национального архива РС (Я), положений, трудов отечественных ученых в области гуманитарных наук. В ходе исследования определены особенности и этапы развития высшего педагогического образования: предпосылки (1808–1909 гг.), истоки (1909–1934 гг.), становление (1934–1956 гг.), классический университет (1956–1996 гг.); педагогическое образование (1996 г. – настоящее время).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages and Features of the Development of Higher Pedagogical Education in Yakutia: Historical and Pedagogical Discourse

The article is devoted to the historical and pedagogical understanding of the formation and development of higher pedagogical education in Yakutia. The purpose of the undertaken research is to determine the stages and identify the features of the development of higher pedagogical education in Yakutia on the basis of historical and pedagogical analysis. The methods are determined by the specifics of conducting historical and pedagogical research and are presented by theoretical analysis, comparison, generalization of literature and sources; discursive analysis of facts, events, phenomena related to the topic being studied. The novelty of the presented article lies in the understanding of the formation and development of higher pedagogical education: archival documents have been introduced into scientific circulation – reports and I.E. Vinokurov’s speeches by the Government Chairman of the YASSR, S.F. Popov’s memoirs – one of the organizers of higher education in Yakutia, in the context of interpreting the processes of formation of teacher education in Yakutia; the evolution (prerequisites, formation, development, transformation) of higher pedagogical education is presented by substantiating the stages and features of the development of pedagogical education. The significance of the results of the research conducted by the author lies in the enrichment of the content of the history of pedagogy and education of Yakutia with the results of a historical and pedagogical analysis of the development of higher pedagogical education with the identification of features, determination of the main stages of formation and development, the introduction of documents and materials that reveal the specifics of training highly qualified teaching staff for schools in the republic.

Текст научной работы на тему «Этапы и особенности развития высшего педагогического образования Якутии: историко-педагогический дискурс»

DOI: 10.25693/SVGV2024.47.2.003 УДК 378(571.56)(091)

Этапы и особенности развития высшего педагогического образования Якутии: историко-педагогический дискурс*

И.С. Алексеева © 121

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»,

г. Якутск, Российская Федерация, __________________alekseevais2010@mail.ru__________________

Аннотация. Статья посвящена историко-педагогическому осмыслению становления и развития высшего педагогического образования Якутии. Новизна предпринятого исследования заключается в обосновании этапов развития высшего педагогического образования. Материалы статьи представляют междисциплинарное исследование, основанное на изучении, анализе, интерпретации документов Национального архива РС (Я), положений, трудов отечественных ученых в области гуманитарных наук. В ходе исследования определены особенности и этапы развития высшего педагогического образования: предпосылки (1808-1909 гг.), истоки (1909-1934 гг.), становление (1934-1956 гг.), классический университет (1956-1996 гг.); педагогическое образование (1996 г. - настоящее время).

Ключевые слова: историко-педагогическое исследование; высшее педагогическое образование; особенности и этапы развития; первый вуз Якутии; подготовка учителей; педагогические кадры; система подготовки научных кадров в аспирантуре

Для цитирования: Алексеева И.С. Этапы и особенности развития высшего педагогического образования Якутии: историко-педагогический дискурс // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2024. № 2 (47). С. 37-50. DOI: 10.25693/SVGV2024.47.2.003

Stages and Features of the Development of Higher Pedagogical Education in Yakutia: Historical and Pedagogical Discourse

I.S. Alekseeva Щ]

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M.K. Ammosov North-Eastern University", Yakutsk, Russian Federation, __________________alekseevais2010@mail.ru__________________

Abstract. The article is devoted to the historical and pedagogical understanding of the formation and development of higher pedagogical education in Yakutia. The purpose of the undertaken research is to determine the stages and identify the features of the development of higher pedagogical education in Yakutia on the basis of historical and pedagogical analysis. The methods are determined by the specifics of conducting historical and pedagogical research and are presented by theoretical analysis, comparison, generalization of literature and sources; discursive analysis of facts, events, phenomena related to the topic being studied. The novelty of the presented article lies in the understanding of the formation and development of higher pedagogical education: archival documents have been introduced into scientific circulation - reports and I.E. Vinokurov's speeches by the Government Chairman of the YASSR, S.F. Popov's memoirs - one of the organizers of higher education in Yakutia, in the context of interpreting the processes of formation of teacher education in Yakutia; the evolution (prerequisites, formation, development, transformation) of higher

"Статья выходит в свет в год празднования 90-летия высшего педагогического образования в Якутии. © Алексеева И.С., 2024

2024; 2(47): 37-50 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

pedagogical education is presented by substantiating the stages and features of the development of pedagogical education. The significance of the results of the research conducted by the author lies in the enrichment of the content of the history of pedagogy and education of Yakutia with the results of a historical and pedagogical analysis of the development of higher pedagogical education with the identification of features, determination of the main stages of formation and development, the introduction of documents and materials that reveal the specifics of training highly qualified teaching staff for schools in the republic.

Keywords: historical and pedagogical research; higher pedagogical education; features and stages of development; the first university in Yakutia; teacher training; teaching staff; system of training scientific personnel in graduate school

For citation: Alekseeva I.S. Stages and features of the development of higher pedagogical education in Yakutia: historical and pedagogical discourse. In: North-Eastern Journal of Humanities. 2024. № 2 (47). Pp. 37-50. DOI: 10.25693/SVGV.2024.47.2.003. (In Russian)

Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью проведения историко-педаго-гического анализа процесса развития высшего педагогического образования Якутии, позволяющего выявить особенности подготовки педагогических кадров, изложить основные этапы становления и развития высшего педагогического образования Якутии от истоков до настоящего времени. Предпринятые ранее исследования ученых посвящены определенным временным рамкам, конкретным явлениям исторической или педагогической действительности, описанию деятельности первого вуза Якутии.

Новизна представленной работы заключается в осмыслении становления и развития высшего педагогического образования: введены в научный оборот архивные документы - доклады и выступления председателя Совета народных комиссаров Якутской АССР И.Е. Винокурова, воспоминания одного из организаторов высшего образования Якутии С.Ф. Попова в контексте интерпретации процессов становления педагогического образования Якутии; представлена эволюция (предпосылки, становление, развитие, трансформация) высшего педагогического образования посредством обоснования этапов и особенностей развития педагогического образования.

Особый интерес представляют труды региональных ученых по истории Якутии в контексте формирования национальной интеллигенции в период демократических процессов [Антонов, 2003; Радченко, 2016; Федоров, Боякова, 2021 и др.]. Научные статьи по истории духовного образования также значимы, поскольку история

первых школ Якутии переплетена с историей церковно-приходских школ, епархиальных училищ, духовной семинарии [Белоглазова, 2013; Корнильцев, 2022; Юрганова, 2023 и др.].

Историко-педагогические работы В.Ф. Афанасьева [1979], С.И. Бояковой [2017], А.И. Макаровой [2002], А.Н. Неустроевой [2008], А.Д. Николаевой [2017] и др. посвящены изучению первых школ Якутии, исследованию просветительской и педагогической деятельности политссыльных, историографии женского образования, становлению профессионального начального педагогического образования.

В работах по истории высшего образования Якутии А.Е. Захаровой, И.С. Сивцева, А.Н. Алексеева и др. представлен анализ деятельности Якутского государственного педагогического института, Якутского государственного университета, позволяющий определить особенности становления и развития педагогического образования.

Исследования И.С. Алексеевой, Е.А. Барах-сановой, Н.Д. Неустроева, А.Д. Николаевой и др. освещают современное состояние высшего педагогического образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке будущих педагогических кадров - высококвалифицированных специалистов.

Цель предпринятого исследования - на основе историко-педагогического анализа определить этапы и выявить особенности развития высшего педагогического образования Якутии.

Значимость проведенного автором исследования заключается в обогащении содержания истории педагогики и образования Якутии результатами историко-педагогического анализа развития высшего педагогического образования с выявлением особенностей, определением ос-

новных этапов становления и развития, введением документов и материалов, раскрывающих специфику подготовки высококвалифицированных учительских кадров для школ республики.

Материалы и методы

Методы определены спецификой проведения историко-педагогического исследования и представлены теоретическим анализом, сравнением, обобщением литературы и источников; дискурсивным анализом фактов, событий, явлений, связанных с изучаемой темой.

Представленные в данной статье документы Национального архива Республики Саха (Якутия) содержат проекты и копии текстов выступлений и речей депутата Верховного Совета ЯАССР И.Е. Винокурова за период 5 декабря 1936 г. - 12 декабря 1954 г.1; тексты отчетов, докладов, пояснительных записок, воспоминаний С.Ф. Попова2, которые позволяют определить этапы формирования высшего педагогического образования в Якутии; выявить особенности и трудности становления первого высшего учебного заведения - Педагогического института; охарактеризовать социально-экономический, научный и образовательный потенциал республики в контексте открытия «самого северного в мире» Якутского государственного университета.

Результаты и обсуждение

По результатам исследования нами определены следующие этапы развития высшего педагогического образования:

- предпосылки (1808-1909 гг.): первые школы, народные сообщества, просветительская деятельность политссыльных;

- истоки (1909-1934 гг.): педагогические курсы, учительская семинария, педтехникумы;

- становление (1934-1956 гг.): подготовка педагогических и учительских кадров, становление науки;

- классический университет (1956-1996 гг.): формирование университета, его структуры и научно-исследовательских направлений;

- педагогическое образование (1996 г. - настоящее время).

Предпосылки (1808-1909 гг.)

Организация и управление образовательными учреждениями Якутии XIX - начала XX вв. осуществлялись по ведомственному признаку: церковно-приходские школы, епархиальное женское училище, духовная семинария находились в ведении Якутской епархии; под ведомством Министерства народного просвещения были уездное училище, мужская прогимназия (впоследствии реальное училище), женская гимназия, четырехклассное городское училище. Особое положение занимали подчинявшиеся Казачьему полку гарнизонные (казачьи) школы, призванные воспитывать и обучать преданных защитников государственной политики далекой области [История Якутии, 2021: 69]. Кроме того, сближение с местным населением, его традициями, культурой, языком происходит на протяжении всей истории освоения «окраинных земель» и связано с миссионерской, культурно-просветительской деятельностью священнослужителей, политических ссыльных. В педагогической деятельности по-литссыльных просматривается разнообразие форм обучения местного населения - от «домашних уроков» и «домашних школ» до «авторских школ», «школ повышенного типа», а также «летучие ... передвижные» школы [Афанасьев, 1979; Николаева, 2017]. По своей сути это были общественные или народные школы, в которых проявлялись подвижническое просветительство, с одной стороны, и сотрудничество - с другой, поскольку в процессе педагогического общения и совместной жизнедеятельности происходило взаимообогащение как якутского народа, так и самих ссыльных. Вышеперечисленные аспекты и явились историко-культурными предпосылками развития педагогического образования Якутии.

Истоки (1909-1934 гг.)

С начала основания первых школ остро ощущалась нехватка учителей, просто образованных людей, которые могли бы обучать грамоте. В основном учительские кадры пополнялись из центра, как правило, это были выпускники ду-

'Национальный архив Республики Саха (Якутия) (НА РС (Я)). Ф. 105. Оп. 1. Д. 5.

2НА РС (Я). Ф. 2870. Оп. 29. Д. 230.

ховных академий - Московской, Казанской, Иркутской и др. Постепенно с ростом социальной потребности в светском образовании, с открытием разных по типу школ необходимость в восполнении учительских кадров на местах и из местного населения продиктовала такие формы подготовки учителей, как: педагогические классы, открывавшиеся при женской гимназии, епархиальном женском училище, духовной семинарии; педагогические курсы, позволявшие восполнить недостающие знания по особенностям преподавания предметов. Вначале курсы открывались на несколько месяцев и в весенне-летнее время, так, например: «... в 1899 г с 1 июля в здании Якутской двухклассной церков-но-приходской школы были открыты слушательские курсы для учителей церковно-при-ходских школ Якутского и Олекминского округов, ... переподготовку прошли 69 учителей ...» [Неустроева, 2008: 305]. «Более целенаправленная подготовка учителей началась со времени открытия в 1909 году двухгодичных педагогических курсов при четырехклассном городском училище и создании в 1914 году учительской семинарии на базе этих курсов»1. Руководство как курсами, так и учительской семинарией возглавил «. инспектор народных училищ В.П. Василевский, человек образованный, окончивший Казанскую духовную академию. На курсах работали и другие преподаватели с высшим образованием... По свидетельству бывших курсантов, <.. > Тищенко Григорий Ефремович преподавание русского языка связывал с якутским языком и заставлял русскую часть курсантов изучать самостоятельно якутский язык. Один из курсантов, ныне учитель-пенсионер Д.В. Муксунов, в своей беседе с нами рассказывал, что знание якутского языка в его практике во многом было очень полезно, было легче работать с якутскими детьми, психологически значительно ближе был к внутреннему миру детей и взрослого якутского населения»2.

Учительская семинария с 1914 по 1920 гг. выпустила кадры (всего 59 учителей)3, из которых многие стали видными деятелями совет-

ской власти в Якутии, среди них М.К. Аммосов, П.А. Ойунский, И.Н. Барахов, С.М. Аржаков, С.С. Васильев и др.

В 1920-е гг., в период становления советской власти, происходит реорганизация учительской семинарии в трехгодичные педагогические курсы для учителей 1 ступени, а затем на их основе в 1922 г. был организован педтехникум в Якутске. В 1928 г. открывается Вилюйский педагогический техникум, а в 1934 г. - Чурапчинский педтехникум. Каждый техникум имеет свою историю и играет заметную роль в подготовке учителей для начальных школ.

По воспоминаниям С.Ф. Попова, одного из организаторов высшего педагогического образования Якутии: «В техникуме кипела жизнь и проводилась работа по подготовке будущих просвещенцев. Наблюдался большой приток якутской молодежи. В основном это была сельская молодежь, сыновья и дочери трудящихся, деревенской бедноты из различных наслегов и улусов Якутии. Слушатели техникума свою учебу сочетали с большой общественной работой, они активно принимали участие в работе по советизации городского и сельского населения, ликвидации неграмотности взрослого населения, по пропаганде «ыраас олох» (опрятная жизнь); активное участие принимали они и в земельном переделе. Кроме того, систематически организовывали культпоходы, агитпоходы с докладами и номерами художественной самодеятельности»4. Будучи выпускником педтехникума, Степан Федотович, как и большинство учащейся молодежи, совмещал учебу и активную общественно-политическую, идеологическую работу с населением.

Личность С.Ф. Попова как организатора высшего педагогического образования, первого кандидата педагогических наук Якутии, имеет особое значение для нашего исследования. Степан Федотович прошел все этапы подготовки к педагогической деятельности того времени: 1919-1925 гг. - пятиклассная начальная школа, учащийся; 1925-1930 гг. - Якутский педтехни-кум, слушатель; 1930-1932 гг. - историческое отделение Иркутского пединститута, студент в

'НА РС (Я). Ф. 2870. Оп. 29. Д. 230. Л. 41.

2Там же.

3Там же. Л. 40-41.

4НА РС (Я). Ф. 2870. Оп. 29. Д. 230. Л. 42.

числе 15 направленных на обучение; 1932-1935 гг. - Центральный научно-исследовательский институт национальных школ в г. Москве, аспирант. Показателен факт проявления незаурядных способностей и исследовательского потенциала молодого ученого - защита кандидатской диссертации в срок. По завершении обучения в аспирантуре в 1935 г. защищена диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук «Дореволюционная начальная школа в Якутии и ее русификаторская роль» [Захарова, 2004: 100]. С 1935 г. и по 1975 г. жизнь и деятельность С.Ф. Попова неразрывно связана с высшим образованием Якутии.

Исходя из вышесказанного, педагогические классы, педагогические курсы, учительская семинария, педтехникумы определены нами как истоки становления высшего педагогического образования в Якутии.

Становление (1934-1956 гг.)

Исследования деятелей науки, преподавателей университета И.С. Сивцева, А.Е. Захаровой, А.Г. Корякина, и др. довольно подробно осветили этап становления первого вуза Якутии -Якутского государственного педагогического института (ЯГПИ).

Остановимся на следующих моментах.

1. Якутский государственный педагогический институт как высшее профессиональное учебное заведение, направленное на подготовку педагогических кадров, уделяло значительное внимание преподаванию дисциплин психолого-педагогического направления, поскольку знания теоретических основ педагогической науки, психологии, необходимы будущим учителям для организации процессов обучения, воспитания и развития обучающихся школ. Это осознавали руководители и организаторы высшего педагогического образования - директор Иван Пудович Жегусов и его заместитель Иван Андреевич Мельников, выпускник Московского индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта, направленный для организации учебного процесса [Сивцев, 2009: 6]. Кроме того, об осознании руководством института значимости психолого-педагогической подготовки будущих учителей свидетельствует создание в 1935 г. кафедры педагогики и психологии, одним из основателей которой

'НА РС (Я). Ф. 2870. Оп. 29. Д. 230. Л. 45.

явился С.Ф. Попов, первый кандидат педагогических наук Якутии. К слову сказать, многое в период становления высшей школы было впервые: первый вуз, первый кандидат наук из якутов, первые выпускники.

2. Первое высшее учебное заведение в истории якутского народа стало кузницей высококвалифицированных учительских кадров в республике. Несмотря на трудности становления (материально-технические, кадровые, учебно-методические и пр.), первый вуз Якутии справился с поставленной задачей - подготовкой учителей школ республики. «Якутский государственный педагогический институт и учительский институт, открытый в 1936 году, за период своего существования (по 1956 год) подготовили более 2300 учителей - языковедов, историков, физиков, математиков, биологов, химиков и географов. По некоторым специальностям эти институты готовили кадры широкого профиля, например, учителей языка и литературы, биологии и химии, математики и физики»1. Такой подход - подготовка специалистов широкого профиля - был оправдан в связи с необходимостью восполнения учительских кадров при нехватке учителей-предметников, особенно в отдаленных районах республики. В современной системе высшего педагогического образования сохраняется данный принцип, также востребованы, в частности в сельских малокомплектных школах, специалисты с двумя или дополнительными профилями подготовки, например, учитель математики и информатики, физической культуры и безопасности жизнедеятельности, родного языка (якутского) и литературы и иностранного языка (английского) и т. д. При подготовке учителей русского языка значительное внимание уделялось специфике преподавания русского языка в нерусской школе, в связи с чем в 1948-1949 уч. г. было открыто специальное отделение русского языка для якутских школ (РОЯШ). Открытие в 1935 г. учительского института было вызвано необходимостью дополнительной подготовки действующих учителей, учителей с неоконченным или недостаточным образованием, все эти меры были направлены на решение главной задачи - решить кадровый вопрос в работе школ республики.

3. На страницах летописи первого вуза Якутии отражена история страны - участие преподавателей и студентов института в ликвидации неграмотности, политпросвещении, общественной и идеологической работе с населением, в ликвидации остатков бандитизма на территории молодой советской республики, помощи народному хозяйству. Репрессии 1937-38 гг. не обошли стороной и ЯГПИ: несправедливо обвинен и арестован директор И.П. Жегусов, впоследствии дело было прекращено в связи с тем, что «данных о проведении практической контрреволюционной деятельности в пединституте... не добыто» [Захарова, 2004: 116]. В годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. в числе призванных и добровольцев -И.А. Мельников, А.Е. Мординов, Ю.Г. Шафер, А.И. Кузьмин, В.В. Алексеев, Н.Г. Самсонов и многие другие преподаватели, сотрудники, студенты ЯГПИ, Якутского учительского института (ЯУИ) [Захарова, 2004; Сивцев, 2016]. Коллектив института, как и весь советский народ, встал на защиту Родины, а студенты, обучающиеся в военное время, осознавая свой долг перед ушедшими на войну товарищами, приняли решение «. еще лучше учиться, работать, широко развернем оборонную работу...» [Захарова, 2004: 67]. По воспоминаниям ветерана высшего образования Александры Егоровны Захаровой, произошли значительные изменения в учебном процессе, введен военный всеобуч, отменены каникулярные и выходные дни, проводились субботники и воскресники для обеспечения жизнедеятельности института, в помощь народному хозяйству: ремонт учебных и жилых помещений института, разгрузка угля, продовольствия, сельскохозяйственные работы по уходу и сбору урожая. Для помощи фронту собирали теплые вещи, средства для строительства танковой колонны «Советская Якутия» [Там же: 67]. Высокие морально-нравственные, патриотические качества, стремление победить врага внешнего и внутреннего, оказать всемерную помощь для освобождения страны от фашистских захватчиков характеризовали преподавателей и студентов первого вуза республики.

ЩА РС (Я). Ф. 105. Оп. 1. Д. 5. Л. 94.

2Там же. Л. 89.

4. В период становления педагогического института руководство вуза и республики заботилось и о научной подготовке преподавателей. Оказывали помощь и содействие первым научно-педагогическим работникам в подготовке и защите кандидатских диссертаций. Так, диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук защитили: И.А. Мельников («Дидактические взгляды Я.А. Коменского», 1937 г.), М.А. Чудинова (1937 г.), В.Ф. Афанасьев («Школа Якутии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», 1953 г.), П.И. Шадрин («Вопросы методики и инспектирования начальной школы и 1-4 классов семилетней и средней школы», 1953 г.), М.Д. Костина («Организация и воспитание детского коллектива», 1954 г.), В.Н. Колодезникова («Содержание, формы и методы работы классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся 5-7 классов», 1955 г.); на соискание ученой степени кандидата психологических наук: А.Н. Турпанов («Психологический анализ формирования представлений у учащихся 5 классов», 1953 г.) [Захарова, 2004: 97-98, 121, 124].

Классический университет (1956-1996 гг.)

Впервые предложение об открытии «самого северного в мире университета» высказал в 1945 г. на сессии Верховного Совета СССР председатель СНК ЯАССР Илья Егорович Винокуров1. Его выступление посвящено развитию науки и высшего образования «в далекой северной окраине нашей страны»:

- «. у нас создана якутская письменность, грамотность населения возросла с 2 до 90 процентов. В нашей республике есть три драматических, один музыкальный театр и десятки кинотеатров, около шестисот школ, два вуза, свыше десятка научно-исследовательских учреждений, около двадцати специальных средних учебных заведений, готовящих национальные кадры. В Якутии расцветает литература и искусство. Растут местные научные кадры ...»2;

- «. в Якутии имеется в данное время около полутора десятка научных и научно-исследовательских учреждений: Научно-исследовательский институт языка, литературы и истории при СНК ЯАССР, Мерзлотная станция Института

мерзлотоведения Академии наук СССР, зональная станция Арктического института СССР, Верхоянский опорный пункт полярного земледелия, живопытная станция НКЗ ЯАССР, Якутское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства Наркомрыбпрома СССР, Горная инспекция при СНК ЯАССР, Геологопоисковая контора Наркомнефти СССР. Научные работы ведут трест «Якутзолото», трест «Джугджурзолото», трест № 13 «Сибнерудтрест», Восточно-Сибирское геологическое управление, Якутское управление гидромедслужбы Красной Армии, Якутское управление аэрогеодезии, Республиканский краеведческий музей имени Ярославского, Якутская государственная научная библиотека, Музей изобразительных искусств, а также научные работы ведут научные кадры кафедр Якутского государственного пединститута, около трех десятков научных работников, кроме того, крупные ученые Москвы, Ленинграда ... давно занимаются изучением производительных сил, истории и культуры Якутии.»1;

- «. у нас уже 12 лет работает педагогический и учительский институт, подготовивший за это время сотни педагогов высшей квалификации. Но этот институт <.. > до сих пор не имеет собственного соответствующего помещения. Необходимо в ближайшее время предусмотреть строительство нового учебного корпуса, отвечающего всем требованиям работы современного высшего учебного заведения. Это тем более необходимо, что в перспективе надо иметь в виду на базе этого института создание в Якутии университета. Задача эта уже назрела, и поэтому необходимо в 1946 г. предусмотреть средства на начало этого строительства и разрешить вопрос о создании у нас, в далекой Якутии, на базе имеющегося педагогического института - государственного университета.»2.

В своем выступлении И.Е. Винокуров детально и образно осветил существующее положение в народном хозяйстве, образовании и науке республики, представил «своевременные и неотложные» задачи создания в Якутии «базы

всесоюзной Академии наук», то есть, по сути, будущего Якутского филиала Академии наук СССР, а также открытия Якутского государственного университета - «самого северного в мире университета». Кроме того, прослеживается применение в докладе терминологии «Якутия <.. > Северо-Восточная жемчужина Советского Союза»3 в контексте необходимости проведения научных исследований для нужд народного хозяйства, развивающихся отраслей экономики (геологоразведка, медицина, сельское хозяйство) и подготовки специалистов для соответствующих отраслей. Предвидение общественно-политического деятеля реализовано не только в названии федерального вуза, но и в создании условий для взращивания и подготовки высококвалифицированных и «остродефицитных специалистов для. развивающихся отраслей народного хозяйства.»4.

Период Якутского государственного университета характеризуется формированием классического университета, выстраиванием системы отделений и факультетов вуза, развитием науки и научных школ [Алексеев, 2006: 3].

Университет продолжал готовить учителей на факультетах историко-филологическом, физико-математическом и биолого-географическом, тем самым выполняя первоочередную задачу вуза - подготовку педагогических кадров. Открываются факультеты подготовки специалистов, связанные с социально-экономическим развитием ЯАССР: технический (впоследствии инженерно-технический), сельскохозяйственный, медицинский (вначале отделение по подготовке врачей). Дополнительно открыты факультет иностранных языков, факультет общественных профессий (ФОП), военная кафедра, подготовительное отделение. Самостоятельными учебными подразделениями становятся математический, физический, геологический, педагогический факультеты.

В 1981 г. усилиями заведующего кафедрой педагогики и психологии П.И. Шадрина, доцентов Д.А. Данилова и А.Е. Захаровой, при под-

'НА РС (Я). Ф. 105. Оп. 1. Д. 5. Л. 93-94.

2Там же. Л. 94.

3Там же.

4Там же.

Таблица. Хронология развития высшего педагогического образования Якутии

Table. Chronology of the development of the Higher Pedagogical Education in Yakutia

Дата Наименование Нормативный документ Руководители

июнь 1932 г. Якутский государственный педагогический институт Решение Президиума ВЦИК РСФСР Совету народных комиссаров РСФСР об оказании содействия Якутскому ЦИК в организации ЯГПИ И.П. Жегусов A.И. Новгородов B.Л. Погуляйченко ТА. Шуб Г.П. Мальковский A.П. Ефлеев B.С. Рыбников C.Ф. Попов

3 января 1933 г. Постановление Президиума ЯЦИК №1 «Об организации педагогического института в г. Якутске»

23 августа 1956 г. Якутский государственный университет Постановление Совета Министров СССР № 1184 «Об организации Якутского государственного университета на базе Якутского педагогического института» А.Е. Мординов И.Г. Попов A.И. Кузьмин B.С. Андреев В.В. Филиппов А.Н. Алексеев

1981 г. Педагогический факультет в составе Якутского государственного университета Постановление Ученого совета Якутского государственного университета Д.А. Данилов Т.Т. Саввинов Г.А. Саввенкова В.Д. Михайлов И.А. Голиков

21 августа 1995 г. Педагогический институт Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова Указ Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева № 1140 «О педагогическом институте Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова» Д.А. Данилов А.А. Григорьева А.И. Голиков Т.В. Третьякова МП. Федоров

2 апреля 2010 г. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова Распоряжение Правительства Российской Федерации № 499-р «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»» Е.И. Михайлова А.Н. Николаев

держке ректора А.И. Кузьмина, проректора Н.А. Гоголева открыт педагогический факультет. Проделана огромная подготовительная работа: разработаны учебные планы, расширен перечень психолого-педагогических и специальных дисциплин по методике преподавания, введены педагогическая и летняя практики, в процессе которых формируется опыт будущих учителей. Сама атмосфера педфака способствовала активному педагогическому творчеству преподавателей и студентов, применению в ходе педагогической практики новаторского опыта учителей страны, проведению коммунарских сборов, художественной самодеятельности, работе студенческого самоуправления и профсоюзной организации студентов. Открытие педагогического факультета означало признание руководством и коллективом университета, педагогической общественностью республики значимости высшего учебного заведения в деле подготовки квалифицированных педагогических кадров.

С осознанием значимости научных кадров для развития высшего образования в Якутском государственном университете формируется система подготовки научных кадров в аспирантуре: «.в 1961 г. была открыта аспирантура, принявшая трех человек, в 1964 г. в местной аспирантуре обучались 23, а в целевой - 32 соискателя. <...> В 1967 г. был открыт Ученый совет по защите кандидатских диссертаций по историческим и филологическим наукам» [Сивцев, 2016: 11]. При заведовании Степана Федотовича Попова на кафедре педагогики и психологии ЯГУ открыта аспирантура по специальности «Теория и история педагогики». В числе первых аспирантов - Дмитрий Алексеевич Данилов и Александра Егоровна Захарова, впоследствии успешно защитившие диссертации: в 1967 г. Д.А. Данилов представил к защите диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук на тему «Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере Якутской АССР», в 1970 г. - А.Е. Захарова на тему «Организационно-педагогические проблемы школьных интернатов ЯАССР». Также в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена защитили кандидатские диссертации Матрена Денисовна Гермогенова («Трудовое воспитание младших школьников»,

1953 г.), Николай Егорович Егоров, впоследствии преподававший дисциплину «Логика».

В становлении якутской научной школы значима роль первого доктора педагогической наук Виктора Федоровича Афанасьева, защитившего в 1966 г. диссертацию на тему «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии». Педагог-исследователь обобщил обширный материал по истории образования Якутии, представил фактические, хронологические, статистические данные, раскрыл проблемы организации обучения, воспитания в дореволюционной и советской школе. Этнопедагогические основы в воспитании детей отражены в фундаментальном труде В.Ф. Афанасьева «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» (1979 г.), в котором систематизирован «исторический опыт, накопленный веками народами Сибири и Дальнего Востока.» и обоснованы теория и методология народной педагогики [Афанасьев, 1979: 180]. На многие десятилетия монография стала настольной книгой, главным источником и библиографической редкостью для исследователей проблем народной педагогики и регионального образования, сохраняя свою актуальность и ценность по сей день.

Авторитет ученого В.Ф. Афанасьева, живое участие мэтра в научно-исследовательской и профессиональной жизнедеятельности коллег, последовательная работа с будущими учеными взрастили не одно поколение деятелей педагогической науки, которыми гордится высшая школа Республики Саха (Якутия), в их числе Д.А. Данилов, А.Е. Захарова, А.П. Оконешнико-ва, И.С. Портнягин, Н.Д. Неустроев, А.В. Мордовская, А.А. Григорьева и др., впоследствии возглавившие научные школы и направления в области педагогических наук.

Научно-педагогические изыскания учителей, педагогов, преподавателей республики получили возможность завершить и представить к защите кандидатские и докторские диссертации с открытием в 1993 г. диссертационного совета по научной специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Весомый вклад в подготовку научно-педагогических кадров республики внесли председатель диссертационного совета Д.А. Данилов, д.п.н., профессор, член-корреспондент Российской академии образования; ученые секретари:

Л.И. Аманбаева, д.п.н., профессор, С.М. Петрова, д.п.н., профессор. Всего за период работы диссертационного совета с 1993 по 2010 гг. было защищено 370 кандидатских и 14 докторских диссертаций [Пути обновления..., 2015: 11]. Деятельность совета и защищаемые диссертационные исследования определили направления развития педагогической науки и практики региона.

Педагогическое образование (1996 г. - настоящее время)

Преобразованию в 1996 г. педагогического факультета в Педагогический институт способствовали изменения, произошедшие в политическом, социально-экономическом развитии страны и республики. На волне «парада суверенитетов» происходит рост национального самосознания, в связи с чем актуальность приобретают научно-педагогические исследования, связанные с национально-региональными аспектами развития образования и воспитания. В подготовке педагогических кадров, помимо традиционных «педагогика и методика начального образования», «дошкольная педагогика и психология», особое значение приобретают специальности «социально-педагогическая работа с семьей», «социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением», «логопедия», «технология и предпринимательство», «менеджмент организации» и др., отражающие потребности общества в кадрах данных специализаций.

Трансформация педагогического образования связана с изменениями в сфере высшего образования в целом, с формированием системы федеральных вузов и национальных институтов в России, в частности. Сохранение регионального высшего учебного заведения путем изменения типа и приобретения статуса федерального вуза позволило университету стать центром интеллектуального, научного, инновационного, культурного развития Республики Саха (Якутия) и Северо-Востока Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) им. М.К. Аммосова - это современный многоотраслевой вуз, крупный научно-образовательный центр. В структуре СВФУ 12 институтов, 5 факультетов, 3 филиала, 2 колледжа, 1 лицей. Изменился подход к организации образовательного процесса вуза: подготовка осуществляется, во-первых, по уровням образова-

ния (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура), во-вторых, по укрупненным группам специальностей, таким как: педагогическое образование, филология, науки о земле, строительство, горное дело, лечебное дело, профессиональное обучение (по отраслям) и т. д. Всего, по данным на февраль 2024 г., по всем уровням образования в СВФУ реализуется 535 основных профессиональных образовательных программ, в том числе по направлению подготовки «Педагогическое образование» - 84 программы, из них уровня бакалавриата - 45, магистратуры - 23, специалитета - 2, аспирантуры - 14.

В фокусе высшего педагогического образования - формирование и развитие будущих педагогов, начиная с допрофессиональной ориентации и заканчивая сопровождением в период адаптации к профессии и становления специалиста. Основной контекст направлен на создание актуальных педагогических практик, к числу которых можем отнести: виртуальный педагогический класс (рук. Т.В. Евдокарова), сетевую школу с обучающимися Олекминского района (улуса) РС (Я) (рук. А.Д. Николаева, И.И. Малгаров), проект по развитию у обучающихся ключевых (глобальных) компетенций, разработанный коллективами кафедры педагогики и Гимназии «Центр глобального образования» (рук. А.Д. Николаева, А.В. Чудиновских). Перечисленные практики зарекомендовали себя как эффективный инструмент профотбора и до-профессионального сопровождения обучающихся с положительной психолого-педагогической ориентацией на профессию учителя.

В контексте цифровой дидактики преподаватели кафедры информатики и вычислительной техники (рук. Е.А. Барахсанова) создают новые модели и форматы обучения: интерактивные лекции по изучению и использованию нейротехнологий в образовании (М.А. Соро-чинский), практико-ориентированные IT-проекты (М.М. Прокопьев), мастер-классы по созданию онлайн-курсов в учебном процессе (А.М. Николаев), направленные на формирование цифровой образовательной среды вуза, -развивают цифровые компетенции как обучающихся, так и самих педагогов.

Тренд образования - формирование hard skills (предметных) и soft skills (мягких) навыков - активно проникает в образовательную

среду. Сегодня важно не только «знать - уметь - владеть», но и обладать эмоциональным интеллектом, способностью к саморазвитию, коммуникации с представителями разных сообществ и культур, критическому мышлению и принятию ответственного, нестандартного решения. Участие студентов в психолого-педагогической олимпиаде предоставляет возможность «прокачать» и продемонстрировать свои skills. В 2023 г., в Год педагога и наставника, объединенная команда студентов ИЕН и ПИ (рук. Л.В. Степанова) стала абсолютным победителем Всероссийской (с международным участием) студенческой дистанционной олимпиады «Педагогика: от традиций к инновациям» Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета. Студентка ИЗФиР Елена Колесова (рук. С.В. Панина) - победитель I студенческого конкурса профессионального мастерства «Крылья педагогики», проводимого под патронажем «Учительской газеты». Первая в СВФУ олимпиада аспирантов «Научный поиск», собравшая 32 участника из педагогических вузов России, позволила молодым ученым проявить исследовательские навыки, показать культуру педагогического исследования, инновационное мышление в процессе взаимодействия, обсуждения и научной коммуникации аспирантов и ученых, экспертов в области педагогических наук.

Таким образом, современное высшее педагогическое образование Якутии отвечает вызовам и требованиям, предъявляемым обществом и государством: практико-ориентированная направленность подготовки педагогов во взаимодействии базовых школ и вуза через коллаборации, образовательные инициативы, исследовательские проекты, стажировочные площадки и др. [Николаева, 2022: 212-213]; формирование инновационного мышления будущих педагогов [Алексеева, 2018: 7]; цифровизация образования на принципах открытого образования и гибкой интеграции: цифровое партнерство образовательных организаций, деятельность центров цифровых образовательных инноваций, образовательных продуктов и решений [Барахсанова, 2020: 10]; тезис этнокультурной направленности подготовки педагогических кадров для сельских малокомплектных школ в современных условиях Севера - лейтмотив развития региональной системы образования [Неустроев, 2013: 7].

Заключение

В ходе исследования определены этапы развития высшего педагогического образования: предпосылки (1808-1909 гг.); истоки (19091934 гг.); становление (1934-1956 гг.); классический университет (1956-1996 гг.); педагогическое образование (1996 - настоящее время).

При изучении первых школ Якутии выявлено, что система организации и управления образовательными учреждениями Якутии XIX - начала XX вв. сформирована по ведомственному признаку в соответствии с принадлежностью учреждений образования к Министерству просвещения или Якутской епархии.

В становлении и развитии первого вуза Якутии прослеживаются особенности:

- подготовка педагогических кадров, в том числе и специалистов широкого профиля с целью восполнения учителей, в особенности в отдаленных районах республики;

- внимание в учебном процессе отведено преподаванию психолого-педагогических дисциплин, знаниям теоретических основ педагогической науки, психологии, практического опыта, необходимым будущим учителям для организации обучения, воспитания, развития обучающихся в школах;

- формирование системы подготовки научных кадров в аспирантуре заложено на этапе становления вуза, развитие получено в период классического университета с открытием аспирантуры, а в последствии - диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций;

- деятельность первого вуза направлена на выполнение задач, поставленных государством и обществом, современными вызовами и трендами.

Эволюция первого вуза Якутии представлена в системе: кузница высококвалифицированных учительских кадров - классический университет - многоотраслевой вуз, научно-образовательный центр Северо-Востока РФ.

Список литературы:

Алексеев А.Н. Становление и развитие вузовских научных школ (к 50-летию Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова) // Наука и техника в Якутии. 2006. № 1 (10). С. 3-6.

Алексеева И.С. Современные вызовы и профессиональное становление педагога // Вестник СВФУ. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 2 (10). С. 5-9.

Антонов Е.П. Национальная интеллигенция: поиски путей развития края // Народ саха от века к веку: очерки истории. Новосибирск, 2003. С. 182-206.

Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. 184 с.

Барахсанова Е.А., Сивцева Т.В. Цифровая информационная подготовка студентов в контексте актуализации потенциала этнопедагогики // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 2. С. 6-13. DOI: 10.21209/2658-7114-2020-15-2-6-13

Белоглазова С.Б. История образования в Якутии в период реформ первой четверти XIX в. // Вестник ДВО РАН. 2013. № 4. С. 31-39.

Боякова С.И. «Учительница первая моя...»: роль женщин в модернизации народного образования в дореволюционной Якутии // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2017. № 4 (21). С. 13-17.

Захарова А.Е. Из летописи высшего образования Якутии / науч. ред. А.В. Мордовская. Якутск: Бичик, 2004. 136 с.

История Якутии. В 3 т. Т. 2 / под общ. ред. А.Н. Алексеева; отв. ред. А.А. Борисов, А.И. Макарова, А.П. Николаев. Новосибирск: Наука, 2021. 216 с.

Корнильцев А.Н. История духовного образования в Якутской области: историографический аспект // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Якутск, 2022. Вып. 15-16. С. 33-44. DOI: 10.24412/2686-9497-2022-15-16-33-44

Макарова А.И. История женского образования в Якутии (конец Х1Х-начало XX вв.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Якутск, 2002. 22 с.

Неустроева А.Н. Становление и развитие профессионального образования учителей начального обучения в Якутии // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 13. С. 300-314.

Неустроев Н.Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития. Якутск: Издат. дом СВФУ, 2013. 241 с.

Николаева А.Д. Школы политических ссыльных как историко-культурный феномен развития образования в Якутии (исследуя наследие В.Ф. Афанасьева) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 28-32.

Николаева А.Д., Неустроева А.Н. Базовая школа и вуз: новые вызовы и перспективы // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 2. С. 211-215. DOI: 10.17513^.39060

Пути обновления современного образования: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф., посв. 80-летнему юбилею чл.-корр. РАН, д-ра пед. наук, проф. Д.А. Данилова (г. Якутск, 19 ноября 2015 г.) / под общ. ред. А.И. Голикова, И.И. Портнягина, В.В. Находкина, С.В. Паниной, М.А. Местниковой. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. 274 с.

Радченко Н.Н. Политические организации Якутии в период Февральской революции 1917 года // Вестник СВФУ. Серия: История. Политология. Право. 2016. № 1 (01). С. 13-20.

Сивцев И.С. В начале был... пединститут // Наука и образование. 2009. № 3. С. 4-10.

Сивцев И.С. 60 лет университетского образования в Якутии: некоторые аспекты труда ректоров в ХХ веке // Вестник СВФУ Серия: История. Политология. Право. 2016. № 3 (03). С. 5-23.

Федоров В.И., Боякова С.И. Общественно-политическая ситуация и национально-демократическое движение // История Якутии. В 3 т. Т. 3. Новосибирск, 2021. С. 39-52.

Юрганова И.И. Духовное сообщество Якутии в событиях 1917 года (по материалам епархиальной прессы) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2023. № 4 (45). С. 76-85. DOI: 10.25693/ SVGV.2023.45.4.006

References:

Afanasiev V.F. Etnopedagogika nerusskih narodov Sibiri i Da'nego Vostoka [Ethno-pedagogy of non-Russian peoples of Siberia and the Far East]. Yakutsk: Book Publ., 1979. 184 p. (In Russian)

Alekseev A.N. Stanovlenie i razvitie vuzovskih nauchnyh shkol (k 50-letiyu Yakutskogo gosudarstven-nogo universiteta imeni M.K. Ammosova) [Formation and development of university scientific schools (to the 50th anniversary of the Yakut State University named after M.K. Ammosov)]. Nauka i tekhnika v Yakutii [Science and Technology in Yakutia]. 2006. № 1 (10). Pp. 3-6. (In Russian)

Alekseeva I.S. Sovremennye vyzovy i profession-al'noe stanovlenie pedagoga [Modern challenges and professional development of a teacher]. Vestnik SVFU. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya [Vestnik of the North-Eastern Federal University. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy]. 2018. № 2 (10). Pp. 5-9. (In Russian)

Antonov E.P. Nacional'naya intelligenciya: pois-ki putej razvitiya kraya [National intelligentsia: search for ways to develop the region]. Narodsaha ot veka k veku: Ocherki istorii [Sakha people from century to century: Essays on history]. Novosibirsk, 2003. Pp. 182-206 (In Russian)

Barahsanova E.A., Sivtceva T.V. Cifrovaya informa-cionnaya podgotovka studentov v kontekste aktualizacii potenciala etnopedagogiki [Digital information training of students in the context of updating the potential of eth-no-pedagogy]. Uchenye zapiski Zabajkal'skij gosudarst-vennyj universitet [Scholarly Notes of Transbaikal State University]. 2020. Vol. 15. № 2. Pp. 6-13. DOI: 10.21209/2658-7114-2020-15-2-6-13 (In Russian) Beloglazova S.B. Istoriya obrazovaniya v Yakutii v period reform pervoj chetverti XIX v. [History of education in Yakutia during the period of reforms in the first quarter of the 19th century]. Vestnik DVO RAN [Vestnik of Far East Branch of Russian Academy of Sciences]. 2013. № 4. Pp. 31-39. (In Russian)

Boyakova S.I. "Uchitel'nica pervaya moya...": rol' zhenshchin v modernizacii narodnogo obrazovaniya v dorevolyucionnoj Yakutii ["My first teacher... ": the role of women in the modernization of public education in pre-revolutionary Yakutia]. Severo-Vostochnyj gumani-tarnyj vestnik [North-Eastern Journal of Humanities]. 2017. № 4 (21). Pp. 13-17. (In Russian)

Fedorov V.I., Boyakova S.I. Obshchestvenno-poli-ticheskaya situaciya i nacional'no-demokraticheskoe dvizhenie [Socio-political situation and national democratic movement]. Istoriya Yakutii [History of Yakutia]. In 3 vols. Vol. 3. Novosibirsk: Science Publ., 2021. Pp. 39-52. (In Russian)

Istoriya Yakutii [History of Yakutia]. In 3 vols. Vol. II. Under general editorship A.N. Alekseeva; Executive Editor A.A. Borisov, A.I. Makarova, A.P. Nikolaev. Novosibirsk: Science Publ., 2021. 216 p. (In Russian)

Kornilitcev A.N. Istoriya duhovnogo obrazovaniya v Yakutskoj oblasti: istoriograficheskij aspekt [History of spiritual education in the Yakut region: historiographical aspect]. Sbornik trudov Yakutskoj duhovnoj seminarii [Collection of works of the Yakut Theological Seminary]. Yakutsk, 2022. Issue 15-16. Pp. 33-44. DOI: 10.24412/2686-9497-2022-15-1633-44 (In Russian)

Makarova A.I. Istoriya zhenskogo obrazovaniya v Yakutii (konec XIX- nachalo XXv.) [History of women's education in Yakutia (late 19th - early 20th centuries)]: Abstract of the dissertation of the Cand. Sci. (History). Yakutsk, 2002. 22 p. (In Russian)

Neustroev N.D. Sel'skaya malokomplektnaya shkola Yakutii v usloviyah innovacionnogo razvitiya [Rural small school of Yakutia in the conditions of innovative development]. Yakutsk: North-Eastern Federal University Publ., 2013. 241 p. (In Russian)

Neustroeva A.N. Stanovlenie i razvitie profes-sional'nogo obrazovaniya uchitelej nachal'nogo obu-cheniya v Yakutii [Formation and development of professional education of primary education teachers in Yakutia]. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal [Sibe-

rian Pedagogical Journal]. 2008. № 13. Pp. 300-314. (In Russian)

Nikolaeva A.D. Shkoly politicheskih ssyl'nyh kak istoriko-kul'turnyj fenomen razvitiya obrazovaniya v Yakutii (issleduya nasledie V.F. Afanas'eva) [Schools of political exiles as a historical and cultural phenomenon of the development of education in Yakutia (exploring the legacy of V.F. Afanasyev)]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept" [Scientific and methodological electronic journal "Concept"]. 2017. Vol. 32. Pp. 28-32. (In Russian)

Nikolaeva A.D., Neustroeva A.N. Bazovaya shkola i vuz: novye vyzovy i perspektivy [Basic school and university: new challenges and prospects]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern science-intensive technologies]. 2022. № 2. Pp. 211-215. DOI: 10.17513/ snt.39060 (In Russian)

Puti obnovleniya sovremennogo obrazovaniya: ma-terialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Yakutsk, 19 noyab. 2015 g.) [Ways to update modern education: materials of All-Russian Scientific-Practical Conference (Yakutsk, November 19, 2015)]. Under general editorship A.I. Go-likov, I.I. Portnyagin, V.V. Nahodkin, S.V. Panina, M.A. Mestnikova. Cheboksary: CSC "Interactive plus" Publ.. 2015. 274 p. (In Russian)

Radchenko N.N. Politicheskie organizacii Yakutii v period Fevral'skoj revolyucii 1917 goda [Political organizations of Yakutia during the February Revolution of 1917]. Vestnik SVFU. Seriya: Istoriya. Politologiya. Pravo [Vestnik of the North-Eastern Federal University. Series: History. Political Science. Law]. 2016. № 1 (01). Pp. 13-20. (In Russian)

Sivtcev I.S. Vnachale byl...pedinstitut [In the beginning there was...a Pedagogical Institute]. Nauka i obra-zovanie [Science and Education]. 2009. № 3. Pp. 4-10. (In Russian)

Sivtcev I.S. 60 let universitetskogo obrazovaniya v Yakutii: nekotorye aspekty truda rektorov v XX veke [60 years of university education in Yakutia: some aspects of the work of rectors in the 20th century]. Vestnik SVFU. Seriya: Istoriya. Politologiya. Pravo [Vestnik of the North-Eastern Federal University. Series: History. Political Science. Law]. 2016. № 3 (03). Pp. 5-23. (In Russian)

Yurganova I.I. Duhovnoe soobshchestvo Yakutii v sobytiyah 1917 goda (po materialam eparhial'noj pressy [The spiritual community of Yakutia in the events of 1917 (based on materials from the diocesan press]. Seve-ro-Vostochnyj gumanitarnyj vestnik [North-Eastern Journal of Humanities]. 2023. № 4 (45). Pp. 76-85. DOI: 10.25693/SVGV.2023.45.4.006 (In Russian)

Zakharova A.Ye. Iz letopisi vysshego obrazovaniya Yakutii [From the chronicle of higher education in Yakutia]. Yakutsk: Bichik Publ., 2004. 136 p. (In Russian)

Сведения об авторе:

Алексеева Ирина Степановна - к.п.н., доцент кафедры педагогики Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»; г. Якутск, Российская Федерация;

https://orcid.org/0000-0002-4572-3363;

alekseevais2010@mail.ru

Information about the author:

Alekseeva Irina Stepanovna - Cand. Sci (Pedagogy), Associate Professor of Department of Pedagogy of the Pedagogical Institute of the the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M.K. Am-mosov North-Eastern Federal University"; Yakutsk, Russian Federation;

https://orcid.org/0000-0002-4572-3363; alekseevais2010@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.