Научная статья на тему 'Создание первого вуза в Якутии: материальные и человеческие ресурсы'

Создание первого вуза в Якутии: материальные и человеческие ресурсы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волатильность / И.П. Жегусов / кампус / модель создания вуза / общежитие / студенческий городок / шефская помощь / и Якутский государственный педагогический институт / Yakut State Pedagogical Institute / I.P. Zhegusov / model of creating universities / dormitories / campus / student town / volatility / patronage assistance

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Копылов Е.В.

Статья посвящена начальному этапу деятельности первого вуза Якутии – Якутского государственного педагогического института (ЯГПИ). Новизна исследования заключается в том, что первые годы его работы, создавшие фундамент для дальнейшего развития ЯГПИ, рассматриваются с точки зрения экономики и впервые проведено сравнение советской и американской моделей строительства вуза в условиях Крайнего Севера. Цель – осветить работу по созданию Якутского государственного педагогического института, выполненную, несмотря на свою огромную трудоемкость, благодаря наличию эффективных человеческих ресурсов, действовавших в неблагоприятных условиях. Для достижения цели выполнялись задачи: выявление преимуществ и недостатков советских системы и экономической среды, влиявших на создание первого вуза Якутии; определение способности его первого руководителя И.П. Жегусова находить в них разумный баланс для выполнения своей работы, в том числе с использованием элементов рыночной экономики, существовавших даже в эпоху правления И.В. Сталина. В исследовании, кроме традиционных исторических методов, применялись сравнительно-сопоставительный и сравнительно-типологический методы, предпринята попытка изучить реальный результат влияния негативного фактора прошлого на оптимальный вариант развития ЯГПИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of the First University in Yakutia: Material and Human Resources

The article is devoted to the initial stage of activity of the first university of Yakutia – the Yakut State Pedagogical Institute (YaSPI). The novelty of the study is in the fact that the first years of its work, which created the foundation for the further development of YaSPI, are considered from an economic point of view and for the first time a comparison was made of the Soviet and American models of university construction in the Far North. The aim of the article is to highlight the work on the creation of the Yakut State Pedagogical Institute, which was completed, despite its enormous labor intensity, thanks to the presence of effective human resources operating in unfavorable conditions. To achieve the aim, the following tasks were carried out: identifying the advantages and disadvantages of the Soviet system and economic environment that influenced the creation of the first university in Yakutia, the abilities of its first leader I.P. Zhegusov to find a reasonable balance in them to carry out their work, including using those elements of a market economy that existed even in the era of I.V. Stalin. In addition to traditional historical methods, the study used comparative and comparative typological methods; an attempt was made to study the real result of the influence of a negative factor of the past on the optimal development option for YaSPI.

Текст научной работы на тему «Создание первого вуза в Якутии: материальные и человеческие ресурсы»

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ/HISTORY AND ARCHAEOLOGY

DOI: 10.25693/SVGV.2024.46.1.001 УДК 378(571.56)(091)

Создание первого вуза Якутии: материальные и человеческие ресурсы

Е.В. Копылов р- <]

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,

г. Якутск, Российская Федерация, softlapa@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена начальному этапу деятельности первого вуза Якутии - Якутского государственного педагогического института (ЯШИ). Новизна исследования заключается в том, что первые годы его работы, создавшие фундамент для дальнейшего развития ЯГПИ, рассматриваются с точки зрения экономики и впервые проведено сравнение советской и американской моделей строительства вуза в условиях Крайнего Севера. Цель - осветить работу по созданию Якутского государственного педагогического института, выполненную, несмотря на свою огромную трудоемкость, благодаря наличию эффективных человеческих ресурсов, действовавших в неблагоприятных условиях. Для достижения цели выполнялись задачи: выявление преимуществ и недостатков советских системы и экономической среды, влиявших на создание первого вуза Якутии; определение способности его первого руководителя И.П. Жегусова находить в них разумный баланс для выполнения своей работы, в том числе с использованием элементов рыночной экономики, существовавших даже в эпоху правления И.В. Сталина. В исследовании, кроме традиционных исторических методов, применялись сравнительно-сопоставительный и сравнительно-типологический методы, предпринята попытка изучить реальный результат влияния негативного фактора прошлого на оптимальный вариант развития ЯГПИ.

Ключевые слова: Якутский государственный педагогический институт, И.П. Жегусов, модель создания вуза, общежитие, кампус, студенческий городок, волатильность, шефская помощь

Для цитирования: Копылов Е.В. Создание первого вуза Якутии: материальные и человеческие ресурсы // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2024. № 1(46). С. 9-22. DOI: 10.25693/SVGV.2024.46.1.001

Creation of the First University in Yakutia: Material and Human Resources

E.V. Kopylov

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University", Yakutsk, Russian Federation,

softlapa@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the initial stage of activity of the first university of Yakutia - the Yakut State Pedagogical Institute (YaSPI). The novelty of the study is in the fact that the first years of its work, which created the foundation for the further development of YaSPI, are considered from an economic point of view and for the first time a comparison was made of the Soviet and American models of university construction in the Far North. The aim of the article is to highlight the work on the creation of the Yakut State Pedagogical Institute, which was completed, despite its enormous labor intensity, thanks to the presence of effective human resources operating in unfavorable conditions. To achieve the aim, the following tasks were carried out: identifying the advantages and disadvantages of the Soviet system and economic environment that influenced the creation of the first university in Yakutia, the abilities of its first leader I.P. Zhegusov to find a reasonable balance in them to carry out their work, including using those elements of a

© Копылов Е.В., 2024

2024; 1(46): 9-22 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

market economy that existed even in the era of I.V. Stalin. In addition to traditional historical methods, the study used comparative and comparative typological methods; an attempt was made to study the real result of the influence of a negative factor of the past on the optimal development option for YaSPI.

Keywords: Yakut State Pedagogical Institute, I.P. Zhegusov, model of creating universities, dormitories, campus, student town, volatility, patronage assistance

For citation: Kopylov E.V Creation of the first university in Yakutia: material and human resources. In: NorthEastern Journal of Humanities. 2024. №1 (46). Pp. 9-22. DOI: 10.25693/SVGV.2024.46.1.001 (In Russian)

I. Введение. О создании и первых годах су- организма, является Ю.Д. Петров со своей кни-

ществования ЯГПИ написано достаточно много трудов - от монографий до разрозненных публикаций разных авторов в периодике.

Самой первой книгой был труд математика Панкратия Ивановича Шадрина «Высшее образование Якутии», изданный в 1964 г., впервые обрисовавший этапы создания ЯГПИ, в основном, посвященный персоналиям [Шадрин, 1964]. Затем тема создания института, как ни странно, стала привлекать авторов, не являющихся историками по образованию, чаще всего выпускников физико-математического факультета и Педагогического института ЯГУ Безусловно, это никак не принижает их ценности. Наиболее выделяется труд кандидата физико-математических наук А.Г. Корякина «Иван Пудович Жегусов: очерки, заметки о времени и жизни» [Корякин, 2016]. Вторым по значимости трудом можно назвать работу В.В. Алексеева «Якутский пединститут и физико-математический факультет (1934-1956 гг.)» [Алексеев, 2006]. Она состоит всего из 36 страниц, но весьма интересна тем, что автор сам был студентом, а затем и преподавателем ЯГПИ и рассказывает об истории вуза, представляя ее изнутри. Третий заметный труд -книга Д.С. Жегусова «Отутус сыллар ааннарын сэгэттэххэ...» [Жегусов, 2007]. Она дополнила работы Шадрина, Корякина и Алексеева важной информацией о И.П. Жегусове.

Все названные работы описывали историю создания ЯГПИ в основном с точки зрения изучения появления физико-математического отделения, затем факультета, а также работая по персоналиям, освещая жизнь и работу И.П. Жегусова и его сподвижников - заместителя И.А. Мельникова и заведующего кафедрой Ю.Г. Шафера. Несмотря на это, они создали добротный фактографический материал, который будет служить базой для будущих исследователей. Единственным профессиональным историком, создавшим труд, удачно осветивший историю ЯГПИ как целого

гой «В годы суровых испытаний: Якутский пединститут в 1941-1945 гг.» [Петров, 2005]. Хотя его работа охватывает лишь период Великой Отечественной войны, она очень интересна тем, что позволяет видеть, что в военное время повторились многие проблемы, существовавшие в первые годы становления ЯГПИ, и оно стало вторым экстремальным периодом в жизни Якутского пединститута. Но при этом благополучно пережить его удалось именно благодаря достижениям, завоеванным с большим трудом именно в первые годы его существования.

Публикации о создании ЯГПИ в периодических изданиях многочисленны и появляются со своего рода цикличностью, усиленно проявлявшейся в 1964, 1984, 1994, 2004 гг. (к празднованию 30-, 50-, 60- и 70-летия высшего образования в Якутии) и в 2023 г. (к празднованию 125-летия со дня рождения первого директора ЯГПИ И.П. Жегусова). Появляются они почти во всех СМИ от интернет-изданий до бумажных газет, так же часто, как публикации о суверенитете РС (Я) или о вкладе Якутии в победу в Великой Отечественной войне, отчего за их учетом не поспевают даже библиографические обзоры Национальной библиотеки РС (Я).

Наиболее удачной и востребованной из всех публикаций в периодике является статья кандидата педагогических наук С.В. Сорошевой «Истоки развития высшего педагогического образования», вышедшая в свет в журнале «Наука и образование» в 2009 г. [Сорошева, 2009]. Она стала весьма удачным дайджестом практически всех прежних трудов по истории создания ЯГПИ. Причем автор не ограничилась одной лишь компиляцией, но и обратила внимание на важную информацию в виде статданных по школам, количеству учеников, потенциальных студентов, имеющихся специалистов с высшим образованием, то есть на потенциал, на который опирался институт в первые свои годы.

Кроме того, масса фрагментарной информации о первых годах существования ЯГПИ встречается в самых разных трудах, издававшихся к юбилеям различных факультетов ЯГУ-СВФУ Их также очень много, и они тоже не поддаются оперативной библиографической обработке. Хотя они практически всегда нацелены на освещение истории университета и рассматривают период ЯГПИ лишь как ступеньку к созданию ЯГУ, они важны тем, что могут содержать информацию, не упомянутую никак исследователями, специализировавшимися именно на первых годах жизни пединститута.

Настоящая работа является попыткой дополнить все большие и малые труды о создании пединститута взглядом на процесс создания ЯГПИ с экономической точки зрения и как на пример быстрой реализации проекта вне зависимости от состояния экономики и даже ценой жертв ради пользы в будущем. Попытка взгляда с экономической стороны выбрана потому, что она будет хорошо дополнять традиционные методы исследования, уделявшие больше внимания политике, социальным отношениям и персоналиям.

Существование в регионе собственного вуза многие, особенно молодежь, воспринимают как вполне естественное дело. Вузы в СССР и в РФ стали настолько привычны, что ныне забывается о том, что создавались многие из них буквально на голом месте. То, что подготовка к открытию первого высшего учебного заведения в Якутии потребует огромных ресурсов, еще в 1919 г. признавал выдающийся якутский лингвист Семен Новгородов: «очень и очень долго нужно будет ждать, пока откроется свой университет в центре далекой Якутии и что это свершится, но не в близком будущем...» [Сивцев, 2009: 23].

Поэтому целью исследования является попытка дать представление о том, что создание первого вуза Якутии было очень трудоемким проектом, таким же сложным, как и создание таких ключевых объектов экономики, как трест «Алданзолото», строительство города Мирный и Вилюйской ГЭС. Другой целью является попытка дать представление о состоянии экономики ЯАССР в 1930-е гг. и особенностях хозяйственно-экономических отношений в СССР, с которыми были тесно связаны все процессы создания ЯГПИ. Задачами же являются: 1) выявление преимуществ советской модели созда-

ния вузов, несомненно, имевшихся вопреки критике советской экономической системы; 2) определение недостатков системы тогдашних советского высшего образования и административного управления; 3) представление элементов рыночных отношений в экономической практике в СССР в 1930-е гг. и их разумном использовании в процессе создания ЯГПИ.

При этом не стоит представлять себе советскую модель создания вузов в 1930-е гг. как совершенно идеальную. У нее были свои органические, предопределенные существовавшим тогда политическим устройством недостатки, влияние которых мы ощущаем и до сих пор. Также негативно сказывалась и слабая развитость экономики, влекущая нехватку денег и ресурсов, на которую накладывалась административно-чиновничья бестолковость. Но особенностью раннего Советского Союза было то, что все эти негативные факторы компенсировали социальная направленность высшего образования и отличное качество человеческого капитала в виде самоотверженности первых руководителей новых вузов.

II. Материалы и методы. Основными материалами, используемыми в настоящем исследовании, были доступные всем архивные материалы и интернет-источники. Изучение последних, в т. ч. иностранных, опубликованных на английском языке, ныне облегчается наличием он-лайн-переводчика в каждом браузере. Полуавтоматический перевод, конечно, не является на 100% совершенным, но удобен, когда не требуется переводить художественный или технический текст, кроме того, всегда можно уточнить разные термины и выражения в более профессиональных словарях поиском вручную. Архивные и печатные источники рассматривались с точки зрения методологии экономической истории, с уде-лением внимания деталям (цены, производственные и экономические процессы, влияние на них политического устройства государств, уровень развития индустриальных технологий), которыми ранее часто пренебрегали, представляя создание ЯГПИ как гуманитарное явление, хотя оказалось, что оно было и экономическим событием. При этом пришлось стараться соблюдать разумный баланс, удерживаясь от соблазна признать какую-то одну экономическую модель развития единственно правильной. Кроме того, использовано кросс-темпоральное сравнение, оказавшее-

2024; 1(46): 9-22 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

ся необходимым при применении методов экономической истории.

III. Результаты и обсуждение. Проблемы первого вуза в Якутии. Малочисленность представителей интеллигенции, способных быть преподавателями первого вуза, была, безусловно, проблемой не простой, но вполне решаемой с помощью приглашения преподавательских кадров из-за пределов ЯАССР, тем более что по сравнению с нынешними временами их требовалось не так много. Якутский пединститут фактически был по современным меркам мини-вузом, имевшим столько студентов, сколько сейчас учится на одном факультете СВФУ. Все региональные пединституты в СССР были такими же небольшими.

Главнейшей проблемой было даже не открытие ЯГПИ, а гигантский труд по обеспечению его дальнейшего функционирования, без которых само существование пединститута было бы под вопросом. Больше всего мешали ограниченность ресурсов и дороговизна строительства, очень затруднявшие создание производственной и бытовой инфраструктуры первого вуза, пусть даже и маленького. Сильное негативное влияние оказывала и слабая развитость городской инфраструктуры и вообще экономики Якутска и республики в целом.

Например, стоимость строительства 1 кв. м жилой площади в Якутии в 1930 г при строительстве деревянного жилья из двух этажей исчислялась в 140-190 руб., что считалось «чудовищно дорого» - стоимость 1 кв. м жилья была равна одной средней зарплате тех лет. Такое удорожание объяснялось слабой механизацией труда: когда не было подъемных кранов, все стройматериалы для второго этажа поднимали вручную [Жирохов, 1930: 54-55]. Другая причина -ускоренные темпы строительства, требовавшие дополнительной оплаты за сверхурочные работы и труд при температуре ниже минус 49°C.

Кроме того, сама первичная база недвижимости, пригодной для ЯГПИ, в Якутске располагалась некомпактно и в малоприспособленных зданиях. Например, здание бывшего реального училища, заложенное еще в 1908 г. на ленточном фундаменте, долго не могли электрифицировать: мощностей тепловой электростанции

дореволюционной постройки в Якутске не хватало даже для уличного освещения. К тому же это главное здание ЯГПИ оказалось проблемным. В первые же годы его эксплуатации стало ясно, что оно построено без поправок на вечную мерзлоту. И уже к 1915 г. обнаружилась деформация фундамента от влияния на грунт тепла, выделяемого большими печами, и в стенах появились трещины. Зимой 1915 г. здание закрыли на ремонт, и позже, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., приходилось бороться с трещинами и оседанием дверных косяков, неожиданно приводивших к тому, что входные двери ЯГПИ не открывались [Аблязин, 1930: 41-43].

В год открытия пединституту выделили, кроме здания бывшего реального училища, часть помещений Якутского педагогического техникума по ул. Мегежекской, 12, а также помещения, занимаемые трестами «Якдортранс», «Холбос», «Якутпушнина» и «Тус-Балык». Практически все они были разбросаны по всему городу, требовалось немало времени для необходимых перемещений между ними. Вся инфраструктура и быт по сравнению не только с вузами Европы, Японии и США, но и со старейшими вузами РСФСР, были архаичны: здания освещались керосиновыми лампами или свечками, отапливались дровами, водопровода не было, все перевозки осуществлялись лишь на двух институтских лошадях.

Архаичность технологий жизнеобеспечения вовсе не означает, что они дешевы и экономичны. Например, в год ЯГПИ полагалось 8,7, а позже и 40 т сена для прокорма коров и лошадей. Столько сена лошадям полагалось, т.к. их просто некогда было пасти из-за интенсивности производственных перевозок, особенно при доставке дров, которых для отопления всех объектов ЯГПИ требовалось минимум 1500 куб. м в год. Заготовка сена и дров при крайней неразвитости средств механизации труда были весьма трудоемки, и с этой задачей справлялись лишь экстенсивным путем, привлекая большое количество рабочей силы, а именно студентов и преподавателей. Доставка воды водовозами, особенно зимой, обходилась дороже содержания простого, с холодным водоснабжением, водопровода (учитывая, что одна лошадь способна везти груз весом лишь в полтонны)1.

'Национальный архив РС (Я) (НА РС (Я). Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 2. Л. 81.

НЛТЕМАТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЯКУТСИПГО ПЕгЦРЧГПГИЧЕСИОГО ИНСТИТУТА ЯДСГСР.

'Л Vv#

• Iff УЩ

л л * VV ^

Рис. 1. И.П. Жегусов (во втором ряду четвертый слева) и преподаватели математического отделения ЯГПИ

Fig. 1. I.P. Zhegusov (in the 2nd row, 4th from left) and teachers of the mathematical department of Yakut State Pedagogical Institute

Сам факт открытия первого вуза Якутии еще не означал, что он будет далее существовать сам по себе естественным образом. Практически все директора новообразованных пединститутов по всему СССР распоряжением Наркомпро-са РСФСР от 9 апреля 1934 г. назначались на свои посты как «вр.и.д. директора» (временно исполняющими должность)1. В Наркомпросе вполне понимали, что на новоиспеченных директоров сразу обрушится вал трудно разрешимых хозяйственных, а иногда и административных вопросов, и для их решения придется работать на износ, не считаясь ни со своим здоровьем, ни с личным временем, и поэтому кто-то может и не справиться.

Задачу по поддержанию жизнедеятельности ЯГПИ старались решить не увеличением вливаемых финансовых и ресурсных средств, а с помощью человеческого капитала. Проще говоря - подбором и назначением управленцев, способных выходить из тяжелого положения благодаря своему таланту, находчивости и самоотверженности. Это явление (можно даже сказать - феномен) до сих пор толком не разъяснено ни в учебниках по экономике, ни в тео-

ЩА РС (Я). Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 10. Лл. 2, 3.

риях по менеджменту и подбору персонала, предлагающих лишь определения «топ-менеджеры» и «кризисные менеджеры». Работа последних подразумевает в том числе и ликвидацию долгов организации, находящейся в кризисе, и далеко не всегда нацелена на сохранение ее жизнеспособности. При этом имеется в виду, что они способны хорошо работать лишь при заранее предложенной высокой зарплате или гарантированной ее выплате при достижении успехов. Ни в одной экономической теории пока не встречено толкового объяснения, почему морально-психологическая мотивация (причем не религиозная) может быть важнее материальной и может ли эффективный менеджер быть таковым без большого материального вознаграждения.

Но такой феномен существовал и приносил свои плоды, его носителем в случае с созданием и первыми годами жизни ЯГПИ был первый директор Иван Пудович Жегусов (рис. 1). Его способность решать самые тяжелые проблемы можно объяснить только тем, что он понимал, что действует в интересах якутской нации и иной альтернативы, кроме выполнения возложенной

2024; 1(46): 9-22 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

на него труднейшей миссии в условиях советской действительности тех лет, нет и не будет.

Самой сложной проблемой для ЯГПИ были общежития.

Поначалу все решалось вроде бы сравнительно быстро. Уже в начале 1934 г. на «восстановление и приспособление» здания под ЯГПИ Наркомпрос РСФСР выделил 300 000 рублей и на «приспособление зданий под общежитие» -135 000 рублей. Из них за первые три квартала

1934 г. перевели 360 000 рублей1. Но 10 июня и 17 июня 1935 г. Наркомпрос РСФСР известил, что не может отпустить «ассигнования на строительство общежитий для Якутского пединститута ввиду отсутствия свободных лимитов капиталовложений» и «за отсутствием денег»2.

Далее, несмотря на отказ в финансировании, из НКП РСФСР пришло требование отправлять фотоотчеты о ходе строительства3. Несуразицы хватало везде, система советского высшего образования была молодым механизмом, только проходящим процесс настройки. Впрочем, Наркомат просвещения РСФСР не скрывал наличие беспорядка. Например, в приказе наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова от 15 июня

1935 г. отмечался вопиющий случай: на строительстве объекта МГУ там, где нужно до 60 рабочих, почти весь год работал всего один человек. Видимо, понимая, что он один мало что способен сделать, этот одинокий рабочий к моменту прибытия проверки занимался «починкой старого ведра»4.

В 1936 г. Жегусова известили, что планируется построить для ЯГПИ общежитие на 250 человек в виде «3-этажного каменного здания с печным отоплением или в виде двух деревянных рубленных зданий». При этом требовалось представить НКП РСФСР акт обследования «грунтов хотя бы шурфованием», «установить особенности грунтов и толщину активного слоя» для создания в Москве проекта общежитий. Требование это отправили из столицы 1 августа 1935 г. с пометкой «Спешная почта», но получили в НКП ЯАССР лишь через 2 месяца -1 октября 1935 г., а передали Жегусову 4 октября

'НА РС (Я). Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 2. Л. 46.

2Там же. Д. 10. Л. 67.

3Там же. Д. 2. Л. 91.

4Там же. Л. 85.

5Там же. Л. 61.

того же года5. Напомним: в Якутии к 4 октября земля уже начинает промерзать до твердости железобетона. Никакого «шурфования», изучения особенностей «грунтов и толщины активного слоя» делать уже невозможно. Особенно учитывая то, что отбойных пневмомолотков и подающих к ним сжатый воздух компрессоров в Якутске тогда не было. Копать вручную кирками и лопатами можно, но советский КЗОТ требовал оплачивать тяжелейший ручной труд в тройном размере, а средств на это не предусмотрели.

Остается только гадать, почему Наркомпрос РСФСР не отправил сравнительно короткий текст об условиях проектирования телеграммой. Практика отправления длинных телеграфных сообщений (даже статей, протоколов, технических текстов и отчетов), когда была слабо развита междугородняя телефония, была вполне обычной. Даже если бы телеграмма запоздала, для проведения «шурфования» было бы еще время хотя бы в начале сентября. Опять же в Нарком-просе РСФСР, судя по тексту об условиях проектирования общежитий, прекрасно знали о наличии в ЯАССР вечной мерзлоты. Остается открытым вопрос, почему в Москве не знали, о том, что в Якутии есть свои специалисты, способные проектировать «деревянные рубленные здания» на месте и без проволочек? Подобные двухэтажные строения возводили даже до революции.

Между тем «общежитийный кризис» в 1936 г. достиг в ЯГПИ своего апогея: количество студентов увеличивалось, ходоки, умолявшие о предоставлении общежитий, тянулись к Жегусову толпами. Иван Пудович решал проблему, как только мог. Хоть как-то помогало наличие зданий, для приспособления которых под общежития еще в 1934 г. выделили и успешно освоили 135 000 рублей. Но почти половина иногородних студентов все равно не имела жилья. Навстречу Жегусову пошло командование Якутской национальной военной школы (ЯНВШ). В мае и на все лето оно выводило своих курсантов в «летний лагерь» и предоставляло свою казарму под временное общежитие. Но летом она нужна была лишь для абитуриентов,

Рис. 2. Комната в студенческом общежитии Fig. 2. Room in a student dormitory

а с сентября в нее вновь вселялись курсанты ЯНВШ. Поэтому кого-кого селили в каком-то спортзале, для кого-то находили комнатенки в самом здании ЯГПИ.

Строительство двух общежитий для студентов, запланированное в 1936 г., завершили лишь в 1937 г., возведя два деревянных корпуса на улице Сергеляхской. Канализации и водопровода в них не было, воду в бочках привозили на лошадях водовозы, а отопление было печным. Но и это считалось по тем временам огромным достижением (рис. 2).

К 1937 г. обрадованный Жегусов прогнозировал увеличение числа студентов до 450 человек. Обеспеченность общежитиями на 85 %, т.е. на 340-380 человек он считал приемлемым. Остальные 15 % он планировал закрыть с помощью найма частного жилья1.

Кроме вопроса об общежитиях, перед И.П. Жегусовым вставали и другие проблемы. В плане его работы «на период с 1 января по 1/ IX 1937 г. по линии учебной части» был следующий пункт: «выяснить о местонахождении части оборудования ЦИПККНО (10 мест) и заку-

'НА РС (Я). Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 15. Л. 32.

2Там же. Д. 39. Л. 1.

пленного в 1936 г. учебного оборудования». Последнее состояло из дорогостоящих лабораторной посуды и физических приборов. Многочисленность их объяснялась тем, что ЦИПККНО (Центральный институт повышения квалификации кадров народного образования) отправлял их не только для студентов, но и для распределения среди сельских учителей физики и химии, проходивших курсы переподготовки в пединституте. Груз отправлялся по железной дороге сперва из Москвы, затем пополнялся в Казани и должен был проследовать до Иркутска и далее по реке Лене до Якутска. Но за Уралом он потерялся2.

Немало хлопот доставляли и административные проблемы. Их перечисление может занять десятки страниц, поэтому назовем лишь три одни из самых сложных. Первая - попытки партийных органов переманить к себе на освобожденную работу ценные и перспективные кадры аспирантов, что было чревато лишением ЯГПИ притока новых молодых потенциальных преподавателей. Вторая - отсутствие паспортов у студентов-колхозников (а это 2/3 студентов),

2024; 1(46): 9-22 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

что влекло постоянные штрафы за нарушение паспортного режима и приводы в милицию. Третья - то, что сейчас называют «негативным влиянием человеческого фактора». Например, организации, арендовавшие клуб ЯГПИ, норовили отапливать его институтскими дровами и искренне недоумевали от того, что, оказывается, нужно приносить свои, хотя в договоре аренды не было ни слова об использовании чужого топлива. В другом случае коменданты общежитий института и педтехникума не удосужились прочитать совместный приказ их директоров об общем взаимовыгодном использовании общежитских комнат и не пускали студентов либо «уплотняли» число жильцов до невообразимых пределов.

Огромное многообразие обязанностей и связанных с ними хлопот неизбежно сказались на здоровье Ивана Пудовича. В ноябре 1935 г. он писал: «Не мешало бы мне месяца два подлечиться. Сейчас чувствую себя неважно.обо-стрился катар желудка»1.

История создания университета Аляски. Между тем через год после открытия ЯГПИ в 1935 г. был открыт университет Аляски - единственный иностранный вуз, находившийся в примерно похожих климатических, территориальных и демографических условиях, но на более выгодных стартовых позициях. Поэтому стоит попробовать восполнить пробел, связанный с тем, что в советской и российской историографии какое-либо явление или событие очень долго изучали изолированно, без широкого сравнения с аналогичными явлениями и событиями хотя бы в соседних с СССР (РФ) регионах, а уж тем более за границей.

За границей, в т.ч. в США, не без оснований считается, что открытие вуза в регионе с холодным и суровым климатом - дело очень дорогостоящее и убыточное. Поэтому подготовка к открытию университета Аляски шла крайне медленно. Формально его открыли как колледж в 1917 г., но реальный прием студентов он начал лишь в 1922 г. после неспешной подготовки своей ин-

фраструктуры. Изначально он даже не имел статуса вуза, это был Аляскинский сельскохозяйственный колледж и горная школа. Такая медлительность, хотя в США не было революции, страна не несла убытков от Гражданской войны и имелось больше грамотного населения, вероятно, объяснялась еще и медленным, хотя и неуклонным и непрерывным ростом населения штата Аляска, изначально очень уступавшего по численности населению Якутии. По переписи 1920 г., на Аляске жили 55 036 человек. К 1930 г. ее население увеличилось лишь до 59 278 человек. И даже сейчас численность населения Аляски меньше, чем в Якутии: в 2020 г. число жителей этого штата составляло 733 391 человек2. Университетский статус Аляскинский колледж получил только в 1935 г. При этом новоявленный университет Аляски насчитывал всего 150 студентов и 20 преподавателей, фактически будучи таким же мини-вузом, как и Якутский пединститут.

Необходимо отметить, что у университетов США после утверждения 2 июля 1862 г. президентом А. Линкольном «Акта Морилла» имелся и имеется огромный источник доходов. Этот закон предусматривал выделение федеральной земли («земельные гранты») для колледжей, а затем и для университетов «для практического сельскохозяйственного образования», потом и для финансирования учебных заведений за счет взимания арендной платы с земельных участков и недвижимости на них. Разумеется, не всем выделяли одинаково крупные земельные участки, все зависело от количества студентов и численности населения региона, где расположен университет. «Акт Морилла» содержит ограничения в виде запрета университетам строить дорогостоящую и малофункциональную (не часто используемую) недвижимость. Немного позже ввели «обязательные программы», обязывавшие колледжи и вузы устраивать на предоставленной земле учебные полигоны, астрофизические, геофизические и другие учебные станции технического профиля3.

'НА РС (Я). Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 15. Лл. 10-11.

2Demographics of Alaska. 2023. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Demographics_of_Alaska (дата обращения: 02.02.2024).

3Morrill Act (1862). AN ACT Donating Public Lands to the several States and Territories which may provide Colleges for the Benefit of Agriculture and Mechanic Arts. 2024. URL: https://ushistoryscene.com/article/morrill-act-1862/ (дата обращения: 02.02.2024).

Безусловно, у университета Аляски были и свои проблемы. Аляска, несмотря на наличие в ней золота, долго была одним из самых бедных регионов США, получив статус штата лишь в 1959 г., а ранее будучи только округом, управляемым американским военным министерством. До этого собираемые в ней налоги и доходы от добычи золота уходили полностью за ее пределы. Настоящий рывок в развитии инфраструктуры Аляски и рост населения начались лишь с 1942 г., после прибытия множества военнослужащих, членов их семей, представителей частных компаний и нанятых ими рабочих и обслуживающего персонала с семьями. Все это было обусловлено событиями Второй мировой войны: созданием новых объектов армии и флота для обеспечения освобождения оккупированных японцами нескольких островов Алеутской гряды, другими военными операциями в северном полушарии против Японии, сосредоточением большого числа авиатехники для перегона ее в СССР и передаваемых по ленд-лизу военных и вспомогательных кораблей. До этого частные инвесторы интересовались арендой территорий с полезными ископаемыми, бывшими отдаленными и не имевшими никакого отношения к земле университета Аляски. Второй рывок в развитии инфраструктуры Аляски и увеличении населения начался в 1950 г. после старта открытого противостояния СССР и США в связи с началом войны в Корее и размещения в этом штате ядерного оружия и баз подводных лодок. Только тогда в университете Аляски в полной степени начали ощущать полезный потенциал, заложенный в «Акте Морилла».

Развитие Якутского государственного педагогического института. Развитие ЯГПИ шло как бы по «тоннельному пути», не предусматривающему ни шага в сторону, т.е. за счет финансирования почти исключительно государственными дотациями и полной зависимости от них. Несмотря на это, элементы рыночной экономики были и при сталинской модели социализма, и не вопреки ей, а вполне естественным образом. Одни из них даже походили на то, что происходило в США. Например, ЯГПИ без проблем получил землю для подсобного хозяйства,

ЩА РС (Я). Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 15. Л. 4.

2Там же. Л. 44.

встретив полное понимание городского совета Якутска. В 1935-1936 гг. планировалось посеять овес на 2 гектарах, картофель на 1/3 гектара, на посев 1936 г. «приготовить не менее 4 га пару», «заложить фундамент свиноводческого и кроликовод. хозяйства»1. Подсобное хозяйство ЯГПИ не было полным аналогом американского «земельного гранта», помогало лишь улучшить питание его студентов, преподавателей и облегчить содержание институтских лошадей. Но при этом социалистическая модель экономики в деле выделения земельного участка даже имела преимущества: вся земля - государственная, и не возникало никаких проблем с ее выкупом или отчуждением, например, за долги по налогам от частного собственника, или с насильственным или принудительным, под административным воздействием, отчуждением, как у общин индейцев.

Был и еще один важный и, вероятно, даже не всегда учитываемый фактор: само существование ЯГПИ оживило производственные процессы в Якутске - институт стал крупнейшим заказчиком продукции для Якутского книжного издательства, государственной торговли и даже «артелей» (фактически частных предприятий), изготавливавших мебель и канцелярские товары. В последнем случае И.П. Жегусов использовал в пользу ЯГПИ даже зачатки конкуренции между государственной торговлей и артелью «Бытовик». У артели оказались ниже цены и короче срок доставки продукции2.

Из этого видно, что весь вопрос был в том, сумеет ли руководитель умело воспользоваться наличием естественным образом существовавших при Сталине элементов рыночной экономики. И выясняется, что Иван Пудович Жегусов сумел. Благодаря его усилиям ЯГПИ вполне мог пойти по пути университетов США, постепенно сосредоточив абсолютно все свои объекты, и производственно-учебные, и жилые, и обеспечивающие работу инфраструктуры (котельные, гараж и т.п.) в одном комплексе на одном участке земли, создав свой кампус. Обычно мы видим в этом слове некий символ романтического западного образа жизни, но в Европе и США кампусы создавали исключительно ради экономии денег и ресурсов, опять же пользуясь благами

2024; 1(46): 9-22 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

Рис. 3. Карта несозданного Студгородка Fig. 3. Map of the uncreated Campus

«Акта Морилла». Экономическая выгода от существования кампуса очевидна от минимизации:

- текущих производственных транспортных расходов, амортизации и износа транспортных средств;

- расходов на сооружение и, самое главное, на отопление, содержание электрических и коммунальных сетей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- штатов обслуживающего персонала и расходов на охрану;

- непроизводительных потерь рабочего времени и возможность быстрой и массированной концентрации большого количества рабочей силы в нужный момент (в иностранных вузах тоже бывают субботники);

- привлекательности площадей для арендаторов, занятых торговлей и услугами (в кампусе всегда сконцентрировано много потенциальных покупателей и клиентов из собранных в одном месте сотрудников и проживающих там же студентов).

По большому счету, отсутствие в вузе кам-пусной системы - это как если бы на заводе сборочный цех находился в 10 километрах от покрасочного цеха, а литейный цех - вообще на

ЩА РС (Я). Ф. Р-828. Оп. 3. Д. 95. Л. 2.

другом конце города. По проекту, созданному по настоянию И.П. Жегусова, ЯГПИ должен был далее развиваться по кампусному типу, говоря же отечественной терминологией, на основе «студенческого городка». Студгородок-кам-пус должен был возникнуть в районе улицы Сергеляхская (рис.3).

Отчасти план Жегусова осуществился: эта улица известна как местонахождение большинства общежитий и стадиона ЯГУ-СВФУ Но по жегусовскому проекту на участке земли на этой улице должны были потом построить еще и учебные корпуса и вспомогательные здания. Шансов на реализацию создания полноценного студгородка было очень много - улица Серге-ляхская была почти незастроенной окраиной Якутска. Столица Якутии была тогда еще совсем не велика: район Областной больницы -уже ее окраина, а район Сайсар - вообще отдельная деревня. Первоначально в период с 1936 по 1941 гг. планировалось построить только 5 зданий. Из них два главных учебных каменных или кирпичных корпуса в 3 этажа, с длиной фасада каждого по 50 метров. Все здания занимали лишь около 15 % земельного участка1. Вся

остальная свободная площадь могла стать резервом для развертывания ЯГПИ в будущем в более крупный вуз, а затем и базой для комплекса зданий ЯГУ.

Но, после того как И.П. Жегусов был незаконно репрессирован, его проект по созданию студгородка не продвигали, и Якутский пединститут, а затем и университет, так и не смогли перейти на путь развития кампусного типа, отчего объекты СВФУ и сейчас разбросаны по всему Якутску на весьма приличных расстояниях друг от друга. Отсутствие компактного расположения университетской недвижимости влечет появление расходов, не сколько плановых, а как бы неизбежно предопределенных, заложенных из-за ошибок прошлого. Из российских университетов к кампусному (студгородковому) типу приближается сейчас пока лишь ДВФУ во Владивостоке с кампусом на острове Русский.

Безусловно, не один Жегусов вел поиск оптимальных способов организации работы учебного заведения. К 1930 г. реализовали проект «единой студенческой столовой» для питания студентов техникумов Якутска, количество которых было около десяти: Пушной, Рыбный, Педагогический, Речной и т. д., а затем и ЯГПИ. Цены в ней были самые низкие в городе и только для студентов, допускаемых по пропускам. Столовая держала их на таком уровне не из-за большого количества дотаций, а из-за экономии, достигаемой уменьшением расходов на зарплату: содержали штат работников и управленцев (заведующего, технолога, кассира, бухгалтера) одной столовой, а не нескольких. Сравнительно небольшой штат персонала «единой столовой» вполне позволял успевать кормить всех студентов города, пусть даже и за счет раннего ее открытия и работы допоздна. Существовала тогда еще и «рабочая» столовая, единая для всех работников промышленных предприятий Якутска. В ней даже практиковали доставку горячих обедов прямо на стройки и предприятия. Но экономия за счет «единого» принципа породила и убытки, хоть и не денежного типа, но вполне ощутимые - студенты ЯГПИ теряли очень много времени в столовских очередях, не успевая подчас толком пообедать, увеличивалось количество опозданий, ухудшалась их тру-

ЩА РС (Я). Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 39. Лл. 3, 4, 5.

доспособность, следовательно, и успеваемость. Студенческая столовая не имела лошадей для доставки еды в учебные заведения и большого количества персонала. Видя все это, Жегусов пришел к выводу о необходимости организации автономного общественного питания в ЯГПИ (какое, кстати, потом появилось в ЯГУ). Удерживать цены на низком уровне планировали благодаря поступлению продуктов от подсобного хозяйства ЯГПИ, что было дешевле, чем закупать их на стороне даже оптом1. Но реализовать свою идею он не успел из-за ухудшения здоровья и ареста в 1938 г.

IV. Заключение. Сравнение истории создания двух вузов наглядно показывает серьезные различия в моделях экономик Соединенных Штатов и Советского Союза. Американская модель создания вузов была, как ни странно, даже более плановой, чем в СССР Советские способы создания новых вузов в 1930-е гг. были только формально и лишь внешне плановыми, а на деле

- мобилизационными. Мобилизационная суть процесса создания ЯГПИ (необходимость его открытия, конечно же, не подвергается сомнению) заключалась в том, что никто не ждал созревания наилучших для его открытия экономических условий, действуя вопреки убыткам и помехам.

Руководитель первого вуза крайне редко заступал на свой пост, имея уже готовую материальную базу с полным обеспечением служебными помещениями, жильем, необходимым оснащением для организации учебного процесса. Директора пединститутов работали еще задолго до их фактического открытия, выполняя обязанности хозяйственника и снабженца. Но весь парадокс заключался в том, что лучшие управленцы, такие как И.П. Жегусов работали вовсе не по принуждению, а добровольно. При этом они не были какими-то одиночками-фанатиками. Подтверждающим примером может быть работа в ЯГПИ Юрия Георгиевича Шафера (будущего директора Института космофизики). Во время командировок в Москву Жегусов сумел пригласить его на работу в ЯГПИ. Ю.Г. Шафер переехал в Якутск на чистом энтузиазме, хотя ему предложили работу с понижением в должности

- преподавателя физики с перспективой стать заведующим кафедрой физики. До этого он уже

2024; 1(46): 9-22 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

был заведующим физико-математическим отделением Томского университета, заместителем директора по административно-финансовой части, успевая еще и руководить стеклодувным цехом ТГУ. Перевод специалиста такого высочайшего уровня из одного из лучших университетов в далекий провинциальный пединститут был возможен лишь с разрешения Наркомата просвещения РСФСР Но Жегусов каким-то образом сумел добиться такого согласия.

В Якутске Ю.Г. Шафер работал с огромной энергией, создав кафедру физики в трудных условиях, сумев даже еще успешно учиться в Якутском аэроклубе и получить диплом инструктора-планериста 6 мая 1936 г.1

Исчерпывающего с точки зрения психологии, социологии и политологии объяснения феномену появления энтузиастов так и не дали даже в советское время. Но стоит отметить, что он имел характерный признак в виде полностью противоречащей принципам рыночной экономики социальной направленности их работы. Например, тяжело больных студентов, согласно приказу Жегусова №181-2 от 15 декабря 1935 г. отправляли на лечение в санатории за счет пединститута. Также по приказу Жегусова №197 от 14 января 1935 г. студентам-выпускникам детдомов и круглым сиротам бесплатно выделяли за счет ЯГПИ пальто, брюки, нательное белье, рукавицы, галоши, вязаный платок, телогрейку, постельное белье, полотенце [Жегусов, 2007: 23.] Такая забота о студентах вкупе с бесплатностью образования совершенно немыслима для иностранных вузов. Впрочем, забота о студентах была не избыточна и оправдывалась даже с точки зрения монетаризма и рыночной экономики. Создание и работа ЯГПИ велись в напряженном мобилизационном рывке, касавшемся и студентов, тоже учившихся в весьма суровых бытовых условиях. Учебный график был очень уплотненным, учились не 5 лет, а 4 года, и весьма напряженно. В студенческих группах имелась общественная должность «академического уполномоченного», обязанного помогать отстающим и организовывать дополнительные занятия, договариваясь с педагогами. Сдача зачетов как допуска к экзаменам была предварительной, если хоть один студент не

ЩА РС (Я). Ф. Р-52. Оп. 37. Д. 82. Л. 19.

сдал зачет, то сдачу зачетов не засчитывали никому, пока он не пересдаст его [Владимиров, 2007: 24, 26 (Автор был до 1941 г. студентом Института стали и сплавов в Москве и рассказывает не только о своем участии в войне, но и о учебном режиме, приводя документальные свидетельства - Е.К.)]. И хотя бы небольшое облегчение условий быта студентов вполне было способно улучшить их мотивацию к учебе.

Системные недостатки в СССР иногда были точно такими же, как и недостатки, присущие развитой экономике буржуазного типа. Например, волатильность - под этим термином официально подразумевают колебания цен под влиянием факторов риска (стихийные бедствия, прочие форс-мажоры, исчерпание какого-то вида природного ресурса, падение или резкий скачок спроса, внезапное банкротство или гибель ключевого партнера по бизнесу или поставщика). Но волатильность часто может быть вредна, появляясь лишь из-за того, что факторы риска создают излишние страхи и нервозность, даже когда ничего негативного так и не произошло. В СССР тоже была волатильность, но скрытая и появляющаяся под влиянием не экономических факторов, а политических событий и ошибочного внутреннего политического курса. Говоря яснее, ни один директор ЯГПИ, работавший после Жегусова, так и не рискнул поддержать проект человека, обвиненного в том, что он «враг народа», несмотря на то что он был весьма экономически полезен. Причем даже после того, как дело Жегусова не дошло до вынесения ему приговора и он был освобожден за недостаточностью улик и умер на свободе.

Несмотря на все ошибки, советская система сумела в сжатые сроки создать ЯГПИ как первоисточник интеллектуального капитала, способного самовоспроизводиться, эволюционируя до превращения в университет, и приносить экономическую выгоду гораздо дольше, чем добыча алмазов и золота, запасы которых рано или поздно исчерпаются. Создание Якутского пединститута сравнимо с такими усилиями, которые прилагались бы, если бы Республика Саха столкнулась с острой необходимостью построить работоспособный космический корабль вместе с космодромом в условиях, когда по-

мощь средствами и специалистами из федерального центра хоть и приходит, но с большими перебоями.

Изучение истории такого важного проекта, как создание ЯГПИ, неминуемо заставляет обращать внимание на вопросы, на которые пока еще нет ответов. Неизбежный «тоннельный путь» развития пединститута был не идеален и в 1930-е гг. работал с перебоями (вспомним шоковое прекращение финансирования строительства общежитий в 1935 г.), но не мешал применять другие способы, вполне легально позволявшие получать дополнительные средства. Например, т. н. «шефскую помощь», то есть, по сути, помощь от спонсоров. В СССР были весьма богатые организации с немалыми свободными средствами, способные стать потенциальными меценатами не хуже дореволюционных. В ЯАССР действовали трест «Алдан-золото» и подразделения Главного управления Севморпути (ГУСМП). В 1940 г. ГУСМП тратил на содержание своей ведомственной региональной газеты «Полярный большевик» 127 000 рублей в год, что в 4 раза превышало годовой бюджет объединенной редакции газет «Социалистическая Якутия» и «Кыым». В 1942 г. Якутское территориальное управление ГУСМП легко тратило немыслимые для других учреждений суммы на оплату длиннейших телеграмм, и это в военное время. Например, было потрачено 1129 руб. 91 коп. ради отправки телеграммы, текст которой занимал 34 машинописные страницы с текстом не производственного характера, а агитационно-пропагандистского1. Можно возразить, что в 19341935 гг. ГУСМП сам еще находился в стадии становления, но был уже давно существовавший небедный трест «Алданзолото». Остается непонятным, отчего он не оказывал ЯГПИ шефской помощи хотя бы в покупке нескольких частных домов для преподавателей или покупке одежды для малоимущих студентов.

Шефская помощь приносила видимые результаты, хотя и регламентировалась как обязанность не законами, а только советскими

подзаконными актами. Например, всего один богатый морской порт Зеленый мыс своим шефством в 1970-е гг. обеспечил строительство школы, двух детских садов и даже бассейна в поселке Депутатский (Усть-Янский район ЯАССР) без особого напряжения своих средств2. Бассейн доныне - единственный в населенных пунктах восточной Арктики, не имеющих статуса города.

Кроме того, остается неизученной взаимосвязь развития ЯГПИ с работой таких важных организаций, как Госплан и Наркомздрав ЯАССР, Госконтроль, тресты «Якутстрой», «Якутгос-торг» и других отраслей. Изучение взаимодействия пединститута с ними может не только восстановить все стороны его истории, но и приоткрыть прежде неизвестные особенности экономики Якутии в 1930-е гг.

Другая почти неизученная деталь - пребывание в августе 1936 г. в Якутске первого в Якутии после 1917 г. иностранного журналиста американки Рут Грубер (1911-2016 гг.) из газеты «Нью-Йорк геральд трибюн». О системе образования в Якутии Грубер написала вполне доброжелательно, хотя и несколько снисходительно3. Судя по единственному опубликованному в республиканской прессе интервью, взятому ею у председателя СНК ЯАССР Х.П. Шараборина, американку интересовали в основном этнографические подробности, положение женщин и малых народов. Но мимо ЯГПИ, единственного вуза на северо-востоке Азии, она никак не могла пройти. Материалы о нем вполне могут быть в изданной Грубер книге о своем путешествии в Арктику и Якутию, пока еще не переведенной на русский язык профессионально и полностью. Часть материалов «Нью-Йорк Геральд Трибьюн» и даже книг Р. Грубер есть в свободном доступе в американском сегменте интернета, нужно только время для их изучения.

Таким образом, изучение истории ЯГПИ, неизбежно заставляя выходить за пределы истории этого вуза, приоткрывает многие другие малоизвестные страницы истории Якутии.

1 НА РС (Я). Ф. П-3. Оп. 2. Д. 88. Л. 13.

2Там же. Оп. 32. Д. 147. Л. 67.

3Колонка новостей. Социалистическая Якутия // 15.08.1936 г. С. 1 в. URL: https://pvs-rgo.ru/2021/10/25/ amerika-surunalyyha-saha-siriger/ (дата обращения: 02.02.2024).

2024; 1(46): 9-22 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

Список литературы:

Аблязин З. О ходе строительства и подготовке к стройсезону // Советская Якутия. 1930. № 4-5. С. 41-43.

Алексеев В.В. Якутский пединститут и физико-математический факультет: 1934-1956 гг. Якутск: Издательство ЯГУ, 2006. 36 с.

Владимиров Ю. Я был в немецком плену. М.: «Вече», 2007. 345 с.

Жегусов Д.С. Отутус сыллар ааннарын сэгэт-тэххэ. Якутск: «Кемуел», 2007. 187 с.

Жирохов З. О путях рационализации строительства в Якутии // Советская Якутия. 1930. № 4-5. С. 54-55.

Корякин А.Г. Иван Пудович Жегусов: очерки, заметки о времени и жизни. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016.164 с.

Петров Ю.Д. В годы суровых испытаний: Якутский пединститут в 1941-1945 гг. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. 144 с.

Шадрин П.И. Высшее образование Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1964. 72 с.

Сивцев И.С. Первый вуз: к 75-летию высшего образования в Якутии // Вестник ЯГУ. 2009. № 3. С. 17-23.

Сорошева С.В. Истоки развития высшего педагогического образования // Наука и образование. 2009. № 2. С. 43-45.

References:

Ablyazin Z. О khode stroitel'stva i podgotovke k stroysezonu [On the progress of construction and prepa-

Сведения об авторе:

Копылов Евгений Васильевич - заведующий Музеем истории высшей школы ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск, Российская Федерация;

sofflapa@yandex.ru

ration for the construction season]. Sovetskaya Yakutiya [Soviet Yakutia]. №. 4-5. 1930. Pp. 41-43. (In Russian) Alekseev V.V. Yakutskiy pedinstitut i fiziko-matem-aticheskiyfakul'tet: 1934-1956gg. [Yakutsk Pedagogical Institute and Faculty of Physics and Mathematics: 1934-1956]. Yakutsk: Yakut State University Publishing House, 2006. 36 p. (In Russian)

Koryakin A.G. Ivan Pudovich Zhegusov: ocherki, zametki o vremeni i zhizni [Ivan Pudovich Zhegusov: essays, notes on time and life]. Yakutsk: NEFU Publishing House, 2016. 164 p. (In Russian)

Petrov Yu.D. V gody surovykh ispytaniy: Yakutskiy pedinstitut v 1941-1945 gg. [During the years of severe trials: Yakut Pedagogical Institute in 1941-1945]. Yakutsk: Yakut State University Publishing House, 2005. 144 p. (In Russian)

Shadrin P.I. Vysshee obrazovanie Yakutii [Higher Education of Yakutia]. Yakutsk: Yakut Book Publishing House, 1964. 72 p. (In Russian)

Sorosheva S.V. Istoki razvitiya vysshego pedagog-icheskogo obrazovaniya [The origins of the development of higher pedagogical education]. Nauka i obrazovanie [Science and education]. № 2, 2009, Pp. 43-45. (In Russian)

Vladimirov Yu. YA byl v nemetskom plenu [I was in German captivity]. Moscow: "Veche" Publ., 2007. 345 p. (In Russian)

Zhirokhov Z. O putyakh ratsionalizatsii stroitel'stva v Yakutii [On ways to rationalize construction in Yakutia]. Sovetskaya Yakutiya [Soviet Yakutia]. № 4-5. 1930. Pp.54-55. (In Russian)

Zhegusov D.S. Otutus syllar aannaryn segettekhkhe [Otutus syllar aannaryn segettekhkhe]. Yakutsk: "Kemuyel", 2007. 187 p. (In Yakut)

Information about the author:

Kopylov Evgeny Vasilyevich - Head of the Museum of Higher School History of "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University", Yakutsk, Russian Federation;

softlapa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.