Научная статья на тему 'ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В СУРОВЫЕ ВОЕННЫЕ ГОДЫ 1941-1945 Г.Г'

ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В СУРОВЫЕ ВОЕННЫЕ ГОДЫ 1941-1945 Г.Г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНЧЕСТВО / ГЕРОИЗМ СОВЕТСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / GREAT PATRIOTIC WAR / THE YAKUTSK PEDAGOGICAL INSTITUTE / EDUCATIONAL PROCESS / COLLEGE STUDENTS / THE HEROISM OF SOVIET TEACHERS AND STUDENTS / RESEARCH WORK / MATERIAL BASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Дегтярева Августа Петровна

В данной статье рассмотрена деятельность Якутского педагогического института в экстремальных обстановках военного времени. Испытанием на жизнеспособность системы высшего образования Якутии явилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Обстановка военного времени предъявила повышенные требования к работе высшей школы республики. Трудности военного времени не снимали с повестки дня основную задачу, стоявшую перед высшей школой Якутии, подготовку высококвалифицированных кадров и научно-исследовательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Дегтярева Августа Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YAKUT PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE HARRY WAR YEARS 1941-1945

This article discusses the activities of the Yakut Pedagogical Institute in extreme wartime situations. The test for the viability of the higher education system of Yakutia was the Great Patriotic War of 1941-1945. The situation in wartime made increased demands on the work of the higher school of the republic. The difficulties of wartime did not remove from the agenda the main task facing the higher school of Yakutia, the training of highly qualified personnel and research activities.

Текст научной работы на тему «ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В СУРОВЫЕ ВОЕННЫЕ ГОДЫ 1941-1945 Г.Г»

основывается на следующих принципах: малые интервалы исполняются с тенденцией одностороннего сужения (м.2, м.3, м.6, м.7); большие интервалы - одностороннего расширения (б.2, б.3, б.6, б.7); увеличенные и уменьшенные (ув.4, ум.5) - соответственно исполняются с тенденцией двухстороннего расширения и двухстороннего сужения; хроматический полутон (до - до#) - с тенденцией расширения, диатонический (до - ре бемоль) - сужения. В произведениях, насыщенных знаками альтерации, преодолению ладовой инерции в интонировании помогают упражнения, составленные из тетрахордов натуральных диатонических ладов.

Педагог, для того чтобы глубоко познать природу певческих голосов, должен сам пройти все этапы ученичества от артиста хора до его руководителя, совершенствуя свое вокальное мастерство на занятиях по сольному пению.

Выводы. Таким образом, рекомендации, по нашему мнению, учитывая вышесказанное, должны расширить и систематизировать знания в области вокально-хоровой педагогики, полученные детьми на занятиях в системе дополнительного образования.

Литература:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта: учебное пособие. - М.: Владос, 2000. - 336 с.

2. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 1953. - 98 с.

3. Глушакова Т.И. Комплексы вокально-хоровых упражнений в формировании певческих навыков школьников // Работа хормейстера в детском хоре. - М.: Прометей, 1992. - С. 47-65.

4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007. - 368 с.

5. Игнатьев К.А. Вокально-хоровые упражнения: методические рекомендации; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 1986. - 37 с.

6. Козлова Т.А., Карпушина Л.П., Соколова Ю.Н. Подготовки педагогов дополнительного образования в области вокального исполнительства // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -Вып. 63. - Ч. IV. - С. 97-101.

7. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное воспитание в школе. -1978. - Вып. 3. - С. 8-37.

8. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М.: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, 2002. - 496 с.

9. Неясова И.А., Соколова Ю.Н. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. -2017. - №4(32). - С. 45-51.

10. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». - URL: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html/ (дата обращения: 10.10.2019).

11. Струве Г.А. Школьный хор: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76-81

12. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: учебное пособие. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988. - 69 с.

13. Тевлина, В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. - 26 с.

14. Чинякова Н.И. Основы структурирования учебно-концертной подготовки в музыкально-педагогическом образовании [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - Нижний Новгород: Изд-во ННГК (академия) им. М.И. Глинки, 2012. - 5(26). - С. 41-45. -Режим доступа www.nnovcons.ru

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); преподаватель Дегтярева Августа Петровна

Государственное бюджетное профессиональное учреждение «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов» (г. Якутск)

ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В СУРОВЫЕ ВОЕННЫЕ ГОДЫ 1941-1945 Г.Г.

Аннотация. В данной статье рассмотрена деятельность Якутского педагогического института в экстремальных обстановках военного времени. Испытанием на жизнеспособность системы высшего образования Якутии явилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Обстановка военного времени предъявила повышенные требования к работе высшей школы республики. Трудности военного времени не снимали с повестки дня основную задачу, стоявшую перед высшей школой Якутии, подготовку высококвалифицированных кадров и научно-исследовательскую деятельность.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, якутский педагогический институт учебный процесс, студенчество, героизм советских преподавателей и студентов, научно-исследовательская работа, материальная база.

Annotation. This article discusses the activities of the Yakut Pedagogical Institute in extreme wartime situations. The test for the viability of the higher education system of Yakutia was the Great Patriotic War of 1941-1945. The situation in wartime made increased demands on the work of the higher school of the republic. The difficulties of wartime did not remove from the agenda the main task facing the higher school of Yakutia, the training of highly qualified personnel and research activities.

Keywords: The Great Patriotic War, the Yakutsk Pedagogical Institute, the educational process, college students, the heroism of Soviet teachers and students, research work, material base.

Введение. Проходят годы и все дальше от нас победный 1941 год. Значение этой Победы не тускнеет от неумолимого бега времени. Память о победителях передается из поколения в поколения через живых свидетелей, участников, через фотографии и документы тех лет... как бы не менялось жизнь, эта Победа должна остаться самой Великой в памяти следующих поколений. Сегодня в период преобразований в российском обществе особую актуальность приобретает деятельность высших учебных заведений в экстремальных обстановках военного времени. Обобщение опыта подготовки кадров в Великой Отечественной войне позволяет взять все ценное и положительное для модернизации образования. Помимо научной значимости данная статья имеет и патриотическую направленность. Кроме того, деятельность высшей школы Республики Саха (Якутия) представляет научный интерес для всех, кто занимается изучением истории регионов в годы Великой Отечественной войны. Нами изучены имеющиеся по теме исследования данные Национального архива республики Саха (Якутия), сборники документов и периодическая печать, музея института. В ходе исследования использованы проблемно - хронологический и описательные методы в сочетании с принципами объективности.

Изложение основного материала статьи. Первое высшее учебное заведение Якутской республики -педагогический институт открылся в 1934 году и действовал 22 года, став центром роста национальных творческих сил, подготовки специалистов, прежде всего, педагогов высшей квалификации, заслужил право быть основной создания Якутского государственного университета. Имеется немало трудов, книг, статей, сборников воспоминаний о пединституте, разных периодах его истории.

К началу Великой Отечественной войны в институте обучался 221 студент, работало 26 преподавателей. Педагогический состав пополнился имеющими учёные степени и звания доцентами. Из местных кандидатом филологических наук в 1939 г. стал Лука Никифорович Харитонов, в 1940 г. кандидатом химических наук -Авксентий Дмитриевич Егоров.

Когда началась вероломное нападение фашистских захватчиков на нашу Родину, коллектив института, как и весь советский народ, объявил готовность встать в ряды защитников Советского союза. На первом митинге, состоявшемся 23 июня, заявление о добровольном вступлении в действующую армию подали И.А. Мельников, А.Е. Мординов, Н.В. Киряев, студенты Г.А. Данилов, В.Н. Шамшинов и другие.

«В первые же дни войны в ряды Красной Армии были призваны 33 человека, а по 6 июля 1942 г. из ЯПИ, ЯУИ, педрабфака - 9 преподавателей, 24 рабочих и служащих, 57 студентов» весь коллектив института, и институт продолжал работать, его престиж и авторитет значительно повысился. И в 1944 г. торжественно отметили свое десятилетие, и был удостоен Грамоты Президиума Верховного Совета ЯАССР -самый большой тогда награды. Добровольцем ушел на фронт П.М. Корнилов, находившийся тогда на краткосрочных курсах. 21 июня 1941 г. С.Н. Романов, аспирант ЛГУ, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, пошел добровольцем в действующую армию, а 9 сентября пал смертью на поле боя на Пулковских высотах у железнодорожной станции Колпино. П.Е. Торговкин защитил диссертацию на ученую степень кандидата наук по психологии в Москве в МГПИ им. Ленина 21 мая 1941 г. В июле добровольно записался в отряд ополченцев Москвы и сложил голову за Москву под Вязьмой 10 октября. В тот же день ненасытный огонь войны лишил жизни другого будущего нашего перспективного ученого И.К. Федорова, призванного в армию из Москвы. С начала 1941 -1942 учебного года на основании приказа Наркомпроса РСФСР педагогический институт, как и другие вузы страны, перешел на трехгодичный срок обучения. В связи с этим по приказу директора института от 2 июля 1941 г. №115 занятия в Пи на 2-3 курсах начались с 1 августа, также и в учительском институте.

Еще на первом митинге была принята резолюция: «Будем еще лучше учиться, работать, широко развернем оборонную работу. Мы молоды и сильны. Мы нанесем сокрушительный удар любому врагу, откуда бы он ни появился» [2, с. 7]. Заместитель директора по научной - учебной части Иван Андреевич Мельников по духу, подготовке был военным человеком. Еще осенью 1925 года был призван в ряды Красной Армии, окончил полковою школу, в ноябре 1926 г. экстерном сдал на командира взвода артиллерии при 2-й Ленинградской школе и не мог не вызваться на добровольный уход в армию, когда над Родиной нависла опасность. 4 сентября 1941 г. он был призван в РКККА. Жизнь велась по закону военного времени. Запрещался всем выезд в районы в каникулярные, выходные дни, какие раньше бывали, виновные могли быть привлечены к наказанию вплоть до исключения. Введены талоны на продукты, постоянно проводились субботники, воскресники по разгрузке угля, барж с товарами для республики, ремонту учебных, жилых помещений института, работа на полях колхозов осенью и летом. В помощь фронту преподаватели и студенты вносили сотни тысяч рублей на строительство танковой колонны «Советская Якутия», подписывались на военные займы, отправляли посылки из теплых вещей для бойцов Красной Армии. Были организованы посты охраны порядка [1, с. 19].

В учебный план была введена военная подготовка, по военному всеобучу студенты занимались и вечерами. Трудностей, связанных с войной, было много, часть студентов в связи с ухудшением материального положения, уходом родителей на войну оставили учебу. Преподавателей, вспомогательного персонала не хватало, в учебном помещении, общежитиях было тесно, холодно. В связи с этим «некоторые научные требования стали робеть, высказывали мысль о «целесообразности» превращения дневного института в вечерний. даже пытались ставить вопрос о закрытии института. Предложение было отвергнуто администрацией, партийной организацией и институт за годы войны продолжил расти, укреплялся и развивался. В связи с нехваткой преподавательских кадров в 1943 году в руководящих кругах обсуждался вопрос о закрытии института. Однако такому предложению резко возразили прибывший из Москвы в 1942 г. первый директор Мальковский Георгий Павлович, весь коллектив института, и институт продолжал работать, его престиж и авторитет значительно повысился. И в 1944 г. торжественно отметили свое десятилетие, и был удостоен Грамоты Президиума Верховного Совета ЯАССР - самый большой тогда награды [3, с. 45].

Годы войны, несомненно, были самые трудные для работы института и его факультетов. Материальная база оставалась слабой, снабжение учебных корпусов и общежитий топливом шло с перебоями. Коллектив своими силами заготавливал дрова, приходилось жестко экономить дрова, в корпусах с печным отоплением трудно было обеспечить нормальную температуру, снабжение учебным оборудованием, необходимыми приборами, реактивами почти прекратилось. Не хватало преподавателей математики в течении всей войны, первые годы работал Цхай М.С., приходилось приглашать совместителей.

До 1 сентября 1941 года из педагогического института были призваны 33 человека. В течение первого военного учебного года были призваны в ряды РККА 9 преподавателей, 24 рабочих, 3 служащих и 57 студентов.

В начале 1941-42 учебного года была получена телеграмма наркома просвещения РСФСР В.П. Потемкина, согласно которой Якутский пединститут, как все пединституты страны, переводился на ускоренный выпуск - трехгодичное обучение. Тогда на дневном отделении учился 221 студент, на 6 кафедрах работало 26 штатных преподавателей, в том числе 7 доцентов. Составлен список 244 студентов, призванных в армию с 1941 по 1945 гг., с указанием курса, факультета, вида обучения, числа, месяца, года призыва, вида и номера приказа о призыве и отражены в книге «Вспомним всех поименно». Преподаватели и студенты героически защищали честь и независимость Родины. Боевых орденов и медалей были удостоены бывшие преподаватели П.М. Корнилов, Ю.Г. Шафер, А.И. Мельников, П.Е. Торговкин, студенты Алексеев, Данилов, Кычкин, Бельский и другие.

Из отчета Якутского пединститута о работе за период с 9 мая по 4 декабря 1942 г.: 1941-42 учебный год и начало 10942 года учебного года проходили в условиях войны с немецко-фашистскими захватчиками. Отечественная война наложила свой отпечаток на всю жизнь Института, преподавательского состава. За прошлый учебный год абсолютная успеваемость составила 92%, а за 1940-41 уч. г. составляла только 62%. Таким образом, за год Отечественной войны успеваемость возросла на 30%, отличные и хорошие оценки составляют 80% [4, с. 10].

Абсолютная успеваемость коммунистов в прошлом учебном году составила году 100%, комсомольцев-95%. Сталинские стипендии получили комсомольцы Алексеев и Иванов, именные стипендии получили комсомольцы и коммунисты: Рыбкин, Тихомирова, Борисов, Новиков, Трифонова и Попов (8). Резко улучшилась работа ряда кафедр Института. Во исполнения решения Бюро Якутского ОК ВКП (б) была проведена в мае 1942 года первая научная конференция кафедр института, получившая одобрение Управления высшей школы НКП РСФСР, в данное время проводится 2-я конференция, посвященная 20-летию ЯАССР, 25-летию Советской власти и освоению местных ресурсов. Изданы работы Караваева «Дикорастущие лекарственные и пищевые растения Якутии», Харитонова «Грамматика якутского языка», (Учебник для 5-6 классов), Окладникова «Древняя письменность якутов», Егорова «Воды и озера якутских алаасов». Печатается работа Петрова «О преподавании истории в 9 -х классах», готовиться к печати работа Мординова «Якутия в Отечественной войне советского народа». По кафедре основ марксизма-ленинизма написаны и переведены на якутский язык ряд статей по вопросам Отечественной войны, переведен и издан сборник статей Ленина «В защиту социалистического отечества», брошюра Ярославского «Что несет фашизм крестьянству», статья товарища Сталина Энгельса «О внешней политике русского царизма». Освоено производство суррогата олифы, столярного казенного клея, производятся опыты по регистрации электролампочек [3, с. 35].

Мальковский Георгий Павлович, директор ЯПИ с 2 ноября 1942 г. по 20 сентября 1944 год. Родился в 1914 году в с. Волостникова Куйбышеской области в семье крестьянина. 1938 г. окончил Казанский университет по специальности «Теоритическая физика». С 1938 до 1942 г. был ассистентом, ст. преподавателем кафедры физики того же университета. В годы Великой Отечественной войны работал в г. Якутске по поручению ЦК ВКП (б). С 1 сентября 1941 года был назначен и.о. директора ЯГПИ, ЯГУИ и ЯПРФ. Только 11 января 1944 года был утвержден директором ЯГПИ. Работал 2 учебных года в самое суровое время войны. 20 сентября 1944 года был освобожден от должности директора и командирован по распоряжению Наркомпроса РСФСР в Москву. По свидетельству А.Е. Мордвинова он исключительно добросовестно и энергично руководил в трудные годы войны [4, с. 7].

Из воспоминаний ветерана высшей школы, доцента кафедры педагогики А.Е. Захаровой (1920-2018 гг.). Мои студенческие годы с 14 до 18 лет совпали с годами войны. В 1941 году поступила в Якутское педагогическое училище, а с 1944 г. по направлению ПУ-в 2-годичный учительский институт. Мы все, за исключением одной, были из села - дети колхозников и трое девочек из рабочих поселков. Война каждой принесла личное горе: у кого погибли брат, дядя, у Гути Заусаевой погиб только что сыгравший свадьбу муж, у Розы Поповой отец. Никто из семей не мог помочь деньгами. Разве кто посылками. У меня мамы не было, бедный мой отец- инвалид, привозил зайчатины, Уле Ощепковой из Бэчэнчи- орехи, чтобы можно было бы как то реализовать, а это было сложно. Но государство заботилось о нас, выдавало стипендии. Мы были обеспечены по карточкам хлебом, ели каши, которые вначале нам якутам, не очень нравилось, хлебали зеленые, похлебки. Помнится, после открытия второго фронта иногда баловали вкусным в красивой баночке американским колбасным фаршем, тающим во рту сахаром, белой как снег мукой [1, с. 55].

Было ужасно холодно везде, в общежитиях закрывали окна одеялами; часто отключали свет, не досыпали, уставали от постоянных субботников, воскресников. Но мы выжили, были молоды, каждое утро ждали сообщение Совинформбюро, радовались освобождению от фашистов хоть какой-нибудь деревни, безгранично верили в победу. А какие тогда были песни, это точно, что «песня строить и жить помогает». Пели, танцевали в театрах _Русском и Якутском, клубе НКВД, посещали спектакли, концерты. Как личное горе восприняли уход их жизни «якутского соловья» Екатерины Захаровой.

Институт дал нам морально-психологическую и педагогическую ориентацию стать учителями. Мы знали, что нас ждут дети, что мы нужны. Нас действительно ждали, все мы поехали в сельские школы, на север. Как бы в жизни судьба не сложилась, каждая из нас 40 или более лет служили обучению, воспитанию детей и закаленными духом того времени, войной, нравственными качествами, как честность, добросовестность, порядочность, гордо носили и носим звание народный учитель [2, с. 15].

Выводы. Таким образом, годы Великой Отечественной войны, несомненно, были самые трудные для работы молодого северного института и его факультетов. Материальная база оставалась слабой, снабжение учебных корпусов и общежитий топливом шло с перебоями. Первые дни войны из педагогического института были призваны 33 человека. В течение первого военного учебного года были призваны в ряды РККА 9 преподавателей, 24 рабочих, 3 служащих и 57 студентов. Но несмотря все тяжести войны весь коллектив института, продолжал работать, его престиж и авторитет значительно повысился. И в 1944 г. торжественно отметили свое десятилетие, и был удостоен Грамоты Президиума Верховного Совета ЯАССР -самый большой тогда награды.

Литература:

1. Захарова А.Е. Из летописи высшего образования Якутии. Якутск: Бичик, 2004. - 136 с.

2. Еремеева В.Н., Шадрин П.И. Якутский государственный педагогический институт. 1934-1954 г.г. Якутск, 1955 г. - 278 с.

3. Томский И.Е. Высшее образование в Якутии. Якутск, 1997 г. - 267 с.

4. НА РС (Я), ф. 57, оп. 2, д. 21, л. 1.

5. Там же с. 349.

6. Там же, с. 372.

7. Там же, с. 401.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Колчина Вера Викторовна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (г. Екатеринбург)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. Социальные медиа, быстро развиваясь, оказывают существенное влияние на своих пользователей. Новые идеи, технологии и общественное использование этих технологий постоянно и быстро видоизменяются. В результате этого становится все труднее исследовать и измерять эти явления в конкретный момент времени в условиях относительно медленного темпа издания учебной литературы, которая к моменту своего выхода в свет значительно устаревает. Вместе с этим слова, определения и понятия также меняются, и их необходимо повторно разъяснять и пересматривать в контексте развивающихся технологий. Социальные медиа накапливают практический опыт использования, начиная с веб-сайтов, блогов, интернет-журналов и заканчивая различными форматами видео и аудио. Исследование цифровых и социальных технологий часто требует работы с междисциплинарной точки зрения, а также интеграцию знаний из различных источников.

Ключевые слова: социальные медиа, пользовательский контент, образовательная среда вуза, практический опыт, профессиональная подготовка.

Annotation. Social media, rapidly evolving, has a significant impact on its users. New ideas, technologies and public use of these technologies are constantly and rapidly changing. As a result, it is becoming increasingly difficult to investigate and measure these phenomena at a particular time in the face of a relatively slow pace of publication of educational literature, which by the time of its release is significantly obsolete. At the same time, words, definitions and concepts also change and need to be clarified and revised in the context of developing technologies. Social media builds practical experience of use, from websites, blogs, online magazines to various video and audio formats. Digital and social technology research often requires work from an interdisciplinary perspective, as well as integrating knowledge from various sources.

Keywords: Social media, user content, university educational environment, practical experience, vocational training.

Введение. Для понимания сущности влияния цифровых и социальных технологий, веб-среды и социальных медиа на студентов вуза, в первую очередь важно разобраться в определениях и границах этих определений. Часто используемые как синонимы, такие термины, как «социальные медиа» и «социальные сети», «коллективная сеть» и «веб 2.0» относятся к набору взаимосвязанных технологий и явлений, хотя нет единого мнения об их использовании. В литературе эти термины часто применяются в перекрестных областях и сводятся к обсуждению конкретных технологий и их использования в качестве замены более широких понятий. В дополнение к их расплывчатым формулировкам определения этих терминов может измениться также стремительно, как и технологии, которые эти термины пытаются описать. Тем не менее, можно создать основную терминологическую базу, которого может помочь в трактовке этих терминов.

Понимание современных социальных и цифровых технологий позволяют понять, как эти технологии развивались и как они могут повлиять на поведение человека и процессы развития. Например, Веб 2.0-это ряд технологий и идеологий, которые развивались в течение первого десятилетия двадцать первого века включительно, и иногда используется как синоним социальным сетям. Веб 2.0 рассматривается также как технологическая и идеологическая платформа, на которой создается пользовательский контент и распространяется с помощью социальных медиа. В качестве платформы веб 2.0 предоставляет информацию и услуги по созданию и использованию приложений. Эти приложения можно интегрировать друг с другом без вмешательства пользователя, и представлять насыщенные контентом страницы с динамическим содержанием, который может меняться в режиме реального времени, без необходимости «обновить страницу» или нажать на ссылку. Социальные медиа являются примером «социального программного обеспечения» платформы 2.0, но даже программное обеспечение официально не обозначенное как «социальные медиа», могут использовать социальные элементы и технологии. Социальные технологии изменяются как технологии, так и идеологии. Идеология социальных медиа стимулирует появление взаимосвязанных сайтов и контента, которым можно делиться в рамках открытого пространства. Понятия были переосмыслены в рамках работы веб 2.0 с той точки зрения, что информация открыта, ею можно делится с другими пользователями, и она может быть изменена любым пользователем. Наглядным примером таких трансформаций является Википедия, которая использует «Вики» веб 2.0 технологии. Википедия позволяет любому пользователю создавать новую запись или редактировать и добавлять к существующей записи. Открыв Википедию, каждый пользователь может добавить свою информацию также, а может и лучше чем эксперт, составляющий традиционную энциклопедию. Такое явление часто называется как краудсорсинг (народный источник) - термин, сформулированный Джеффом Хау [21] в 2006 году для описания процесса с использованием разных людей в режиме онлайн для создания конкретного проекта. Соответственно, ключевым компонентом цифровых и социальных технологий можно считать распространение и расширение «пользовательского контента», который может включать в себя любой текст, аудио или видео, созданные человеком или размещенные онлайн. Организация экономического сотрудничества и развития в 2007 году предложила три дополнительных критерия для классификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.